Нарушение осуществления волевого акта. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нарушение осуществления волевого акта.



Условнорефлекторная природа воли.

Виды волевого воздействия.

Фазы волевого процесса.

Параметру волевой сферы.

Отрицательные волевые качества.

Факторы формирования воли ребенка.

Патология воли.

 

Вопрос 1. Определение воли.

Воля - это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности; умение преодолевать внутренние и внешние трудности.

 

Вопрос 2. Функция воли.

 

а) Функция воли - сознательная регуляция, в основе которой лежит взаимодействие возбуждения и торможения нервной системы.

 

б) Виды функций воли:

- активизирующая,

- тормозящая.

 

 

Вопрос 3. Основа волевых действий.

 

а) Непроизвольные движения и действия:

 

- рефлекторные - связанные с движением и сокращением мышц (например, мигание, глотание);

- неосознанные - реакции, не подчиненные общей цели (например, шум за окном).

 

б) Сознательные действия направлены на достижение цели.

 

в) Преодоление препятствий разного рода.

 

 

Вопрос 4. История исследований воли.

 

Аристотель: установил, что действие есть результат логического мышления.

 

Средневековье: в эту эпоху считалось, что воля существует самостоятельно и ее

даже представляли в конкретных силах.

 

М.Хайдеггер, К.Ясперс, Ж.П.Сартр, А.Камю - представители экзистенциализма, который определял свободу с точки зрения свободной воли, не обусловленной никакими внешними социальными условиями. Это привело к противопоставлению человека культуре.

 

И.П.Павлов: дал определение воли как “инстинкта свободы”, проявления жизнен-

ной активности.

 

Г.Л.Тульчинский: воля - инстинкт свободы, проявляющийся на всех уровнях психофизиологической целостности личности.

 

З.Фрейд: источник воли - биологическая энергия живого организма, превращенная в некую психическую форму.

 

 

К.Лоренц: представлял энергию воли как изначальную агрессивность человека.

 

А.Адлер, К.Г.Юнг: проследили взаимосвязь воли с социальными факторами.

 

К.Хорни, Э.Фром: определили волю как стремление личности к самореализации.

 

Вопрос 5. Материальная основа воли.

 

- Деятельность пирамидных клеток, расположенных в области передней центральной извилины, производящих импульсы.

 

- Структуры, проводящие и поддерживающие волевое действие.

 

- Вторая сигнальная система отвечает за регуляцию человеческого поведения. Это

сигнал для волевого процесса.

 

 

Вопрос 6. Нарушение осуществления волевого акта.

 

- Нарушение префронтальных участков коры головного мозга (лобная доля) вызывает аппраксию - нарушение произвольной регуляции движения и действий.

 

- Абулия (болезненное безволие) - отсутствие стимулов к деятельности, неспособность принять решение, осуществить действие.

 

Вопрос 7. Условнорефлекторная природа воли.

 

- В коре головного мозга создается оптимальный очаг возбуждения - носитель цели

действия.

 

- Ретикулярная формация энергетически снабжает кору головного мозга.

 

 

Вопрос 8. Виды волевого действия.

 

а) Простой волевой акт - в побуждении видна цель, переходящая в действие и не выходящая за рамки ситуации.

 

б) Сложный волевой акт - между импульсом и действием вклиниваются дополнительные звенья.

Вопрос 9. Фазы волевого процесса.

- Возникновение побуждения и постановка цели.

- Стадии обсуждения и борьба мотивов.

- Принятие решения.

- Исполнение.

 

а) I фаза - влечение и желание.

 

Влечение - переходящее явление, при котором потребность либо угасает, либо

переходит в конкретное желание.

 

Желание - осознанность потребности, переходящей в цель.

 

б) II фаза - борьба мотивов.

 

Мысленная оценка ситуации. Это основа волевого акта.

 

в) III фаза - принятие решения.

 

Типы решимости по У.Джеймсу.

 

- Разумная решимость проявляется, когда борьба мотивов угасает и приходит

альтернативное решение.

 

- Затянувшаяся борьба мотивов приводит к принятию неверного решения, что

ведет к нарушению психического равновесия.

 

- Для лиц, стремящихся к активной деятельности характерно избегание неприятных

ощущений. И человек действует автоматически, стремясь к движению вперед.

 

- Прекращение внутренних колебаний и изменение шкалы ценностей мотивов.

 

- Усиление мотива с помощью воли, который сам не мог бы подчинить себе

остальные.

 

г) IV фаза - исполнительный этап.

 

Включает в себя: - намерение,

- планирование,

- волевое усилие.

 

Намерение - зафиксированная решением направленность на достижение цели.

 

Планирование - деятельность головного мозга, направленная на поиск наиболее

приемлемых способов для решения поставленной задачи.

 

Волевое усилие - одна из форм стресса, способная к мобилизации внутренних возможностей человека, способных привести к достижению цели.

 

Факторы, влияющие на интенсивность волевого усилия.

 

- Мировоззрение,

- моральная устойчивость,

- общественная ценность целей,

- взгляды на деятельность,

- уровень самоорганизации личности.

 

д) V фаза - оценка исполнения.

 

Суждения, одобряющие или порицающие совершенные действия.

 

 

Вопрос 10. Параметры волевой среды.

 

а) Сила воли - проявление волевого акта на всех этапах, преодолевая препятствия

с помощью волевых действий.

 

б) Целеустремленность - сознательная направленная деятельность личности на достижение цели.

 

Виды целеустремленности:

 

- стратегическая - умение руководствоваться в любой ситуации установленными жизненными принципами;

 

- оперативная - умение четко определить цель и работать, не отключаясь от нее для достижения результата.

 

в) Инициативность - способность генерировать новые идеи и планы.

 

г) Самостоятельность - умение критически оценивать советы других людей, не

поддаваясь их влиянию и самостоятельно принимать решения.

 

д) Выдержка - способность управлять действиями, чувствами, неадекватными

реакциями.

 

е) Решительность - умение принимать решение быстро и твердо.

 

ж) Энергичность - умение сконцентрировать все силы на достижение цели.

 

з) Настойчивость - умение длительное время преследовать достижение цели, не снижая своего энергетического потенциала.

 

и) Самоконтроль - умение контролировать свои поступки.

 

к) Самооценка - умение правильно оценивать себя и свои поступки.

 

л) “Локус контроль” - склонность человека приписывать результаты своей деятельности внешним силам.

 

Виды контроля:

 

- внешняя экстернальная локализация контроля - склонность приписывать причины своего поведения внешним факторам (случаю, судьбе);

 

- внутренняя интернальная локализация контроля - человек за свои поступки берет ответственность на себя.

 

Вопрос 11. Отрицательные волевые качества.

 

- Инертность,

- импульсивность,

- нерешительность,

- ненастойчивость,

- отрицательная самооценка,

- завышенная самооценка,

- несдержанность,

- внушаемость,

- податливость,

- нецелеустремленность,

- упрямство.

 

 

Вопрос 12. Факторы формирования воли ребенка.

 

- Правильное воспитание,

- личный пример,

- дисциплина ребенка,

- соблюдение режима,

- культура труда и отдыха,

- физическое воспитание,

- игровая деятельность,

- коллективизм,

- труд.

 

Вопрос 13. Патология воли.

 

К нарушениям волевой деятельности относятся:

 

а) нарушение структуры иерархии мотивов. Суть нарушения заключается в отклонении формирования иерархии мотивов от естественных и возрастных особенностей потребностей;

б) Формирование патологических потребностей и мотивов. Данное нарушение проявляется такими симптомами, относящимися к парабулиям: анорексия, булемия, дромомания, пиромания, клептомания, суицидальное поведение, дипсомания, трихотилломания, онихофагия, арифмомания

 

- анорексия – отсутствие аппетита;

- булемия – патологическое желание часто и много есть;

- дромомания – патологическое непреодолимое влечение к бродяжничеству;

- пиромания – патологическое непреодолимое влечение к поджогам;

- клептомания - патологическое непреодолимое влечение воровать, ненужные данному человеку предметы;

- суицидальное поведение – немотивированное стремление к самоубийству;

- дипсомания - патологическое непреодолимое влечение к запоям;

- трихотилломания - патологическое непреодолимое влечение выдергивать волосы;

- онихофагия – грызть и поедать ногти;

- арифмомания – навязчивый счет.

 

в) Расстройство двигательно-волевой сферы:

 

- гипербулия – нарушение поведения в виде двигательной расторможенности (возбуждения);

- гипобулия - нарушение поведения в виде двигательной заторможенности (ступора);

 

Одним из наиболее ярких клинических синдромов двигательно-волевой сферы считается кататонический синдром. Он включает в себя несколько симптомов:

 

- стереотепии – частое, ритмичное повторение одних и тех же движений;

- импульсивные действия – внезапные, бессмысленные, нелепые акты без достаточной критической оценки;

- негативизм – проявление беспричинного отрицательного отношения ко всякому воздействию извне в виде отказа, сопротивления, противодействия;

- эхолалия, эхопраксия – повторение больным отдельных слов или действий, которые произносятся или производятся в его присутствии;

- каталепсии («симптом восковой гибкости») – застывание больного в одной позе, возможность сохранять приданную позу в течение длительного времени;

 

г) Патологические признаки со стороны волевой сферы – аутизм. Он проявляется утратой больным потребности общаться с окружающими с формированием патологической замкнутости, отгороженности и нелюдимости.

 

д) Психопатологические симптомы – автоматизмы. Автоматизмы характеризуются самопроизвольным и не контролируемым осуществлением ряда функций вне видимой связи с побудительными импульсами извне.

 

Выделяют: амбулаторный, сомнамбулический, ассоциативный, сенестопатический, кинестетический.

 

Более сложные и разнообразные автоматизмы встречаются при синдроме психического автоматизма Кандинского-Клерамбо. Он является патогномоничным признаком шизофрении и проявляется тремя видами автоматизма:

- ассоциативным, при котором человек ощущает, что его мышление и речь управляется извне помимо его воли (клинически проявляется ментизмом и шперунгами);

- сенестопатическим, при котором ощущения в теле расцениваются как чуждые, навязанные, «сделанные»;

- кинестетическим, при котором утрачивается ощущение контролируемости собственных движений и действий.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данном учебном пособии раскрываются основные понятия психологической науки, освещаются ее проблемы и методы. Курс лекций был написан на основе работ уже известных корифеев современной психологической науки Гиппенрейтер Ю.Б., Немова Р.С., Рубинштейна С.Л. и, конечно же, Гальперина П.Я., лекции которого автор имела честь прослушать, будучи студенткой МГУ им. М.В.Ломоносова.

Данный курс лекций был подготовлен и прочитан для студентов-психологов Донецкого института рынка и социальной политики. Материалы также были использованы в наших лекциях студентам-медикам Донецкого медицинского университета.

Учебное пособие написано в форме академических лекций и представляет собой структурно-логическую систему материала. Такая форма подачи теоретического материала была избрана исключительно с целью структурировать знания студентов по этому предмету и помочь им быстро подготовиться к экзаменам.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.Введение в практическую социальную психологию (Под ред. Ю.М.Жукова и др.). М., 1996

2.Гальперин П.Я. Введение в психологию. М., 1976

3.Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1996

4.Немов Р.С. Общие основы психологии. Кн. І.,- М., 1994

5.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2-х т. – т.І – М., 1989

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

стр.

 

Предисловие......................................................................................................3

 

Лекция 1. Предмет психологии, ее задачи и методы....................................4

 

Лекция 2. Методы мышления в психологии...............................................12

 

Лекция 3. Естественнонаучные основы психологии..................................15

 

Лекция 4. Развитие психики в филогенезе...................................................19

 

Лекция 5. Сознание.......................................................................................25

 

Лекция 6. Деятельность.................................................................................30

 

Лекция 7. Ощущения....................................................................................36

 

Лекция 8. Восприятие..................................................................................41

 

Лекция 9. Внимание....................................................................................50

 

Лекция 10. Память.......................................................................................56

 

Лекция 11. Речь...........................................................................................63

 

Лекция 12. Мышление.................................................................................70

 

Лекция 13. Темперамент..............................................................................80

 

Лекция 14. Характер.....................................................................................86

 

Лекция 15. Мотивация...................................................................................95

 

Лекция 16. Способности...............................................................................102

 

Лекция 17. Эмоции.........................................................................................109

 

Лекция 18. Воля..............................................................................................116

 

Заключение......................................................................................................125

Литература.......................................................................................................126

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 497; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.1.232 (0.071 с.)