Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Мотивация достижения успехов и избегания неудач.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Вопрос 1. Понятие мотива и мотивации. Мотивация - это совокупность психологических причин, объясняющих поведение человека, его активность.
Мотивационному объяснению подлежит возникновение, продолжительность, устойчивость, направленность поведения, а также избирательность познавательных процессов. Мотив является устойчивым личностным свойством, побуждающим к определенным действиям.
Вопрос 2. Диспозиционные и ситуационные детерминанты поведения.
- Психологические факторы, определяющие поведение человека изнутри, называются личностными диспозициями. Психологические факторы, определяющие поведение человека в зависимости от внешних причин, называются ситуационным поведением.
- Любое действие человека необходимо рассматривать как взаимосвязь диспозиционной и ситуационной мотивации. Диспозиции могут актуализироваться под влиянием определенной ситуации и наоборот.
Вопрос 3. Основные проблемы мотивационного объяснения поведения.
К.Левин показал, что каждый человек воспринимает и оценивает одну и ту же ситуацию по-разному. А также один и тот же человек, в зависимости от состояния, оценивает одну и ту же ситуацию по-разному.
Сиюминутное поведение человека необходимо рассматривать как результат взаимосвязи диспозиции и ситуации, как циклический процесс этой взаимосвязи.
Вопрос 4. Главные диспозиционные переменные: мотив, потребность, цель.
а) Мотив - является устойчивым личностным свойством, побуждающим изнутри к определенным действиям. Мотив принадлежит субъекту поведения.
б) Потребность - это состояние нужды человека или животного в определенных условиях, недостающих ему для нормального существования. Потребность всегда связана с неудовлетворенностью. Характеристикой потребностей являются: сила, периодичность возникновения, способ удовлетворения.
в) Цель - это осознаваемый результат, на который направлено действие. С целью связано мышление и эмоциональные переживания. Вопрос 5. Основные параметры мотивационной сферы человека.
Основными параметрами мотивационной сферы человека являются: широта, гибкость и иерархичность.
а) Широта - это диапазон мотивационных факторов, представленных на каждом из уровней. Чем больше мотивационных факторов, тем шире мотивационная сфера.
б) Гибкость определяет подвижность связей между различными уровнями мотивационной сферы.
в) Иерархичность характеризует строение каждого уровня мотивационной сферы, взятого отдельно. Чем больше различий в характере актуализаций мотивационных образований, тем выше иерархичность.
Вопрос 6. Интересы, задачи, желания, намерения как мотивационные диспозиции.
а) Интерес - мотивационное состояние, носящее познавательный характер и не связанное напрямую с какой-либо одной потребностью.
б) Задача - частичный ситуационно-мотивационный фактор, возникающий при столкновении с определенным препятствием и предусматривающий необходимость преодолеть его.
в) Желание и намерение - сиюминутно возникающие и изменяющиеся мотивационные состояния, отвечающие изменяющимся условиям.
Мотивационные диспозиции (интерес, задача, желания и намерения) выполняют инструментальную роль в системе мотивационных факторов.
Вопрос 7. Понятие о сознательной и бессознательной мотивации.
Сознательная мотивация поведения предусматривает осознанность потребностей и целей, а бессознательная мотивация не предусматривает осознанности. Человек не всегда осознает истинные мотивы, и они на самом деле не такие, какими кажутся.
Вопрос 8. Психологические теории мотивации.
а) Теория принятия решений XVII-XVIII в.в. Она объясняет поведения человека с точки зрения рационализма. Поведение человека связано с экономическим выбором.
б) Теория автоматаXVII-XVIII в.в. Рассматривает поведение животного, связанное с иррациональной основой. Была выдвинута идея рефлекса как врожденного ответа животного на внешние раздражители.
в) Эволюционная теория Ч.Дарвина -XIX в. Показала общность эмоционально- экспрессивных выражений, потребностей, инстинктов у человека и животных.
г) Теория инстинктов З.Фрейда и У.Махдауголла - конецXIX в. З.Фрейд выделил три врожденных инстинкта: жизни, смерти, агрессивности. У.Махдауголл предложил выделить 10 инстинктов: изобретательство, строительство, любопытство, бегство, стадность, драчливость, репродуктивность, отвращение, самоуничижение, самоутверждение.
Основные проблемы теории:
- нет доказательства существования у человека этих инстинктов;
- невозможность свести к инстинктам приобретенные формы поведения;
- невозможность разграничить собственно инстинктивное поведение от приобретенного;
- невозможность объяснить культурные поступки на основе инстинктов.
д) Теории потребностей. Доказывает общность органических потребностей у человека и животного
е) Поведенческая теория мотивации и теория высшей нервной деятельности И.П.Павова (начало XX в.). Теорию, созданную И.П.Павловым, расширил П.К. Анохин, предложив модель функциональной системы динамики поведения. Е.Н.Соколов открыл ориентировочный рефлекс.
ж) Теория органических потребностей животных. Дает физиологическое объяснение механизма работы биологических потребностей. з) Концепция мотивации, относящаяся к человеку. Г.Маррей предложил перечень вторичных потребностей, возникающих на базе инстинктов. К ним относятся: достижение успехов, потребность независимости, защиты, уважения, избегание неудач и др.
и) Концепция человеческих потребностей по А.Маслоу. Согласно этой концепции выделено 7 классов потребностей, появляющихся с рождения и проявляющихся в человеке в течение жизни: - физиологические; - потребности в безопасности; - потребности в принадлежности и любви; - потребности уважения; - познавательные; - эстетические; - потребности в самоактуализации.
к) XX в. концепции мотиваций. Данные концепции широко освещались в трудах Д.Маккеланда, Д.Аткинсона, Г.Хекхаузена, Г.Келли, Ю.Роттера.
Общие положения:
- авторы говорили о невозможности создания единой теории мотивации;
- редукция напряжения как основной источник мотивации для человека не работает;
- источники имманентной активности находятся в самом человеке, его психологии;
- бессознательное и сознание тесно связаны друг с другом;
- были введены в оборот специфические понятия (например, социальные потребности, мотивы, жизненные цели);
- отрицание целесообразности применение методов изучения мотиваций животных применительно к человеку;
- поиск методов исследования мотиваций специфичных только для человека.
л) Теория деятельностного происхождения мотивационной сферы человека (А.Н.Леонтьев).
Она объясняет происхождение мотивационной сферы человека, показывает пути преобразования системы деятельностей и изменения в мотивационной сфере.
Вопрос 9. Когнитивные теории мотивации. а) Теория когнитивного диссонанса (Л.Фестингер).
Она доказывает, что знания человека о себе и о мире стремятся к взаимному согласованию. Уменьшить разногласия между двумя этими понятиями можно тремя способами:
- найти взаимодействие между элементами системы знаний; - добавить новые элементы, сглаживающие противоречия; - уменьшить значимость диссонансных элементов.
б) Общая теория мотивации (Д.Аткинсон). Объясняет целенаправленное поведение человека с помощью формулы:
М = Пду. Вдц. Здц, где
М - сила мотивации; Пду - сила мотива, как личностной диспозиции; Вдц - субъективно оцениваемая вероятность достижения цели; Здц - личностное значение достижения данной цели.
в) Концепция В.Вроома. Показывает зависимость стремлений человека к успеху от сочетания вероятности достижения привлекательных целей в заданной ситуации. В каждой ситуации есть несколько целей, и результат будет составлять сумму произведений привлекательности целей на инструментарность ведущих к ним действий.
Вопрос 10. Понятие и теория каузальной атрибуции.
Каузальная атрибуция - мотивационный процесс когнитивного плана, направленный на осмысление полученной информации о поведении человека, выяснении причин поступков, о способности человека предсказать их.
Одним из основных видов каузальной деятельности является определение меры ответственности. На него влияют 3 фактора:
- степень близости или удаленности субъекта, которому приписывается ответственность, от места совершения действия, за которое ему приписывается ответственность;
- способность предвидения субъектом исхода выполненного действия;
- преднамеренность совершенного действия.
Психологические факты исследований атрибуции:
- индивиды, бывшие виновниками содеянного, видят первопричину действий в личных качествах людей, а не в сложившихся обстоятельствах;
- человек проявляет склонность видеть причину случившегося в другом человеке, если сам не может отыскать эту причину;
- в случае тяжелых стрессовых ситуаций человек ищет причину в себе, в других или обвиняет саму жертву;
- жертвы насилия склонны обвинять самих себя в том, что явились жертвами происшествия;
- часто ответственность за случившееся приписывается самой жертве: “сам виноват”. Вопрос 11. Мотивация достижения успехов и избегания неудач.
- Теория В.Вайнера: определила 2 параметра оценки причины успехов и неудач:
локализация - характеризует то, в чем человек усматривает причины успехов и неудач;
стабильность - степень устойчивости действия соответствующей причины.
Сочетание локализации и стабильности определяет классификацию возможныхпричин успехов и неудач:
а) сложность задания (внешний устойчивый фактор успеха); б) старание (внутренний неустойчивый фактор); в) стечение обстоятельств (внешний неустойчивый фактор); г) способности (внутренний устойчивый фактор).
- Теория Р.Дечарлес: определила влияние награды на мотивацию деятельности:
- награда за сделанное по собственному желанию ведет к уменьшению внутренних стимулов;
- при неполучении вознаграждения за неинтересную, принудительную работу внутренняя мотивация усиливается.
Лекция 16 Тема: Способности План
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 442; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.227.3 (0.008 с.) |