Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 7. Патология восприятия.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Восприятие 7. Патология восприятия. Выделяют: эйдетизм, иллюзии, галлюцинации, дереализационные и деперсонализационные нарушения восприятия, агнозии и сенестопатии;
1) эйдетизм: след только что закончившегося возбуждения, в каком – либо анализаторе в виде четкого и яркого образа; 2) иллюзии: отклонения восприятия конкретного воспринимаемого объекта по форме, цвету, величине, консистенции, константности, удаленности от воспринимаемого.
Иллюзии делятся на слуховые, вкусовые, обонятельные и осязательные: а) слуховые иллюзии характеризуются нарушением восприятия реальных шумов, звуков, которые могут восприниматься как речь или иные звуки; б) вкусовые иллюзии проявляются видоизменением обычного для объекта вкуса (появления «привкуса»); в) обонятельные иллюзии проявляются нарушением запаха; г) осязательные иллюзии: появление изменения тактильных, болевых, температурных иллюзий, формирующихся на базе реальных ощущений.
3) Галлюцинации возникают вне зависимости от существования объекта и сопровождаются убежденности больного в реальности галлюцинаторных образов.
Галлюцинации разделяют на зрительные и слуховые, простые и сложные:
Простые: а) фотопсии - восприятие ярких вспышек света, кругов, звездочек; б) акоазмы – восприятие звука, шума, треска, свиста, плача;
Сложные: а) вербальные – восприятие членораздельной фразовой речи.
4) Дереализация – ощущение измененности окружающего мира, производящее впечатление «нереального», «чуждого», «искусственного», «подстроенного».
5) Деперсонализация – искаженное восприятие собственной личности в целом, отдельных качеств, а также частей тела.
Деперсонализацию разделяют на парциальную и тотальную.
а) парциальная – нарушение восприятия отдельных частей тела; б) тотальная – всего тела.
Нарушения при неврологических и психических заболеваниях: нарушение восприятия времени (остановка времени, растягивание времени, утрата чувства времени, замедление времени, ускорение времени, обратное течение времени).
6) Сенестопатии – разнообразные неприятные, трудно поддающиеся описанию ощущения в различных частях тела, воспринимаемые как мигрирующие образы. Сенестопатии считаются симптомами психических нарушений.
Лекция 9
Тема: Внимание План
1. Определение внимания. Основные характеристики внимания. Формы внимания. Исследование внимания в психологии (научные достижения). Виды внимания. Физиологическая основа внимания. Исследование физиологии внимания. Свойства внимания. Отвлекаемость внимания. Рассеянность 11. Патология внимания. Вопрос 1. Определение внимания. Внимание - направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо реальном или идеальном объекте, предполагающее повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида.
Вопрос 2. Основные характеристики внимания.
а) Направленность - избирательный характер психической деятельности, преднамеренный или непреднамеренный выбор ее объектов и сохранение деятельности на известный промежуток времени.
б) Сосредоточенность - характеристика, связанная с отвлечением от всего постороннего и концентрацией на определенном предмете, который оказывается в центре внимания.
г) Контроль - это сосредоточенность на предмете, благодаря которой отражение становится ясным и отчетливым, а представления и мысли удерживаются в сознании до тех пор, пока не завершится деятельность.
Вопрос 3. Формы внимания.
а) Поза. б) Мимика. в) Внимание. Вопрос 4. Исследование внимания в психологии (научные достижения).
а) Н.Н Лани выделил основные подходы к проблеме внимания:
- внимание как результат двигательного приспособления; процесс внимания невозможен без движения мышц, т.к. необходимо переключение внимания с одного предмета на другой;
- внимание как результат ограниченности объема сознания; И.Герберт и У.Гамильтон установили прямую зависимость между интенсивностью представлений и силой их подавления;
- внимание как результат эмоции, эта теория установила зависимость внимания от интересности представления;
- внимание как результат апперцепции, то есть как результат жизненного опыта индивида;
- внимание как активная способность духа;
- внимание как усиление нервного раздражителя, что связано с увеличение раздражительности центральной нервной системы;
- теория нервного подавления объясняет преобладание одного представления над другим.
б) Трактовка внимания по П.Я.Гальперину:
- внимание - один из моментов ориентировочно-исследовательской деятельности, представляющий собой психологическое действие, направленное на удержание образа, мысли в данный момент;
- функция внимания - контроль над удержанием образа;
- деятельность контроля не имеет определенного результата;
- результатом формирования новых умственных действий все акты произвольного и непроизвольного внимания. Вопрос 5. Виды внимания.
а) Непроизвольное - пассивное, вынужденное, т.к. возникает и поддерживается вне зависимости от поставленных целей. Причины непроизвольного внимания: физические, психофизиологические и психохимические.
I группа причин: характер, качество (сила), новизна раздражителя. II группа причин: внешние раздражители, идентичные внутреннему состоянию человека и имеющимся потребностям. III группа причин: связаны с общей направленностью личности. б) Произвольное - управляется сознательной целью, связано с волей человека, выработано в результате труда. Это внимание - активное, волевое. в) Послепроизвольное - целенаправленное внимание, требующее волевых усилий для вхождения в процесс работы и затем переходящее в непроизвольное.
Вопрос 6. Физиологическая основа внимания.
Сущность - эффективность внимания проявляется на стадии активного и спокойного бодрствования.
Механизмы внимания:
а) периферические - периферические механизмы собирают информацию по физическим характеристикам;
б) центральные - связаны с деятельностью нервных центров (возбуждение одних и торможение других).
Вопрос 7. Исследование физиологии внимания.
- И. П. Павлов отметил, что ориентировочный рефлекс - врожденная реакция организма на изменение окружающей среды;
- Ч.Шеррингтон установил, закон индукции нервных процессов, согласно которому возбуждение одной области коры головного мозга вызывает торможение другой области;
- А. А. Ухтомский разработал принципы доминанты; Смысл заключается во временном преобладании очага возбуждения, обусловливающего работу нервных центров в данный момент и придающий поведению определенную направленность;
- физиологами было отмечено, что в условиях напряженного внимания изменяется биоэлектрическая активность лобной части мозга, связанная с работой нейронов особого типа.
Вопрос 8. Свойства внимания.
- Устойчивость - длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту. Она зависит от особенности материала, степени трудности, знания, понятности.
- Концентрация внимания - степень сосредоточенности. Концентрацию вызывает возбуждение в доминантном очаге при одновременном торможении других зон.
- Распределение внимания - субъективная способность удержания в центре внимания определенного количества разнообразных объектов одновременно.
- Переключаемость - способность сознательного и осмысленного перемещения внимания с одного объекта на другой.
- Объем внимания - способность одновременного восприятия нескольких независимых друг от друга объектов. Вопрос 9. Отвлекаемость внимания. Определение: это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой, возникающее при действии посторонних раздражителей.
Виды отвлекаемости:
- внешняя - возникает под влиянием внешних раздражителей, при которых произвольное внимание становится непроизвольным.
- внутренняя - возникает под влиянием сильных переживаний посторонних эмоций, из-за отсутствия интереса и ответственности.
Вопрос 10. Рассеянность.
Определение: неспособность сосредоточиться на чем-либо определенном в течение длительного времени.
Виды рассеянности:
- Мнимая рассеянность - невнимание человека к окружающим предметам и явлениям, вызванное крайней сосредоточенностью на каком-либо предмете. Физиологическая основа: сильный очаг оптимального возбуждения в коре, вызывающего торможение соседних участков.
- Подлинная рассеянность - ослабленная способность человека устанавливать и удерживать произвольное внимание на каком-либо объекте. Физиологическая основа: недостаточная сила внутреннего торможения.
Причины подлинной рассеянности:
- эмоциональная перегрузка мозга; - разбросанность интересов; - неправильное воспитание ребенка; - неинтересное преподавание; - болезни: неврастения, анемия, болезни носоглотки; - физическое или умственное переутомление; - тяжелые переживания.
Вопрос 11. Патология внимания
На процесс внимания существенное влияние оказывают три фактора:
1) тип высшей нервной деятельности – темперамент; 2) навыки и умение в данной сфере; 3) заинтересованность человека в той или иной деятельности (аффективная вовлеченность), требующей сосредоточенности.
Пяти основных свойств внимания: устойчивость, сосредоточенность, переключаемость, распределение, объем.
а) устойчивость – способность в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимания. Это свойство зависит от состояния высшей нервной деятельности. Патология устойчивости внимания проявляется астеническими симптомами (быстрой утомляемостью, гиперестезией, слабостью, вялостью); б) сосредоточенность внимания – способность концентрировать внимание на одних объектах при игнорировании иных. Причиной большей или меньшей степени концентрации (сосредоточенности) кроются часто в мотивации. в) переключаемость внимания – способность перевода сосредоточенности с одного объекта на другой без существенной потери свойства концентрации. г) распределение внимания – способность выполнять несколько видов деятельности. На распределение внимания влияет утомление. д) объем внимания – способность сохранять количество информации, которая одновременно способна сохраняться в сфере внимания человека. Средний объем внимания человека составляет 5-7 единиц информации.
Из патологических проявлений процессов внимания следует указать на такие, как неустойчивость недостаточная концентрация, нарушение распределения, замедленность переключения, рассеянность. В детской практике на уровне клинических проявлений выделяется синдром дефицита внимания. В него включаются следующие клинические признаки:
1) беспокойные движения в кистях и стопах (сидя на стуле, корчатся, «извиваются»). 2) Невозможность спокойно сидеть на месте, когда это требуется. 3) Легкая отвлекаемость на постоянные стимулы. 4) Нетерпеливость (с трудом дожидается своей очереди во время игр и в различный ситуациях в коллективе). 5) Склонность отвечать не задумываясь, не выслушав до конца вопроса. 6) Сложности при выполнении предложенных заданий (не связанные с недостаточным пониманием или негативным поведением). 7) Сложности сохранения внимания при выполнении заданий или во время игр. 8) Частый переход от одного незавершенного действия к другому. 9) Невозможность играть тихо и спокойно. 10) Болтливость. 11) Склонность мешать другим, «приставать» к окружающим. 12) Внешние проявления несосредоточенности на обращенную к человеку речи. 13) Склонность терять вещи, необходимые в школе и дома. 14) Частое совершение опасных действий (недоучет последствий). При этом не ищет приключений или острых ощущений (например, перебегает улицу, не оглядываясь по сторонам).
Лекция 10
Тема:
Память
План
Определение памяти. Исследование памяти.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 303; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.130.228 (0.008 с.) |