Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Соотношение реальной и ожидаемой популярностиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Возможен и другой способ аутосоциометрии: испытуемого просят оценить не только свой статус, но и статус всех одноклассников, а также указать от кого, по его мнению, будут получены эти выборы. Иногда учащихся просят даже заполнить полностью социоматрицу, т.е. дать свое видение межличностных отношений в классе. Проведение такой аутосоциометрии с каждым членом группы является довольно трудоемкой, но весьма информативной процедурой. Исходя из данных такой аутосоциометрии, можно вычислить и два индекса осознанности: относительно отдельных выборов и статусов, а также (по мнению Я.Л. Коломинского) и более достоверный реальный социометрический статус каждого члена группы. Вычисляется это следующим образом:
число угаданных выборов Коэф.Осозн.Отнош.= ------------------------------------------ х 100% общее число предсказаний
число угаданных статусов Коэф.Осозн.Статусов =------------------------------------- х 100% число членов группы
Реальный социометрический статус ( S ) определяется как среднее арифметическое статусов, приписанных ему всеми членами группы:
S = (4n1 + Зn2 + 2nЗ + n4):(N-1) где N - число всех членов группы, n1 - число членов группы, поместивших данного ученика в первую статусную категорию, n2 - число членов группы, поместивших данного ученика во вторую категорию («предпочитаемые»), и так далее до n1 + n2 + n3 + n4 = N - 1. Поскольку при таком подсчете есть возможность учесть мнение о данном человеке всех других членов группы, а не только тех, кто назвал его в своих анкетах, такой способ подсчета считается дающим более точные результаты.
I.3. Референтометрия
Эта методика позволяет определить членов класса, чье мнение наиболее значимо для других. Процедура состоит в следующем. После проведения социометрии каждого ученика класса спрашивают (лучше индивидуально), чьи ответы он хотел бы увидеть. Предполагается, что названные ученики и являются для данного школьника референтными, т.е. теми, чье мнение наиболее значимо, на чье мнение он ориентируется. Обработка полученных данных проводится так же, как при социометрическом опросе, т.е. составляется матрица выборов и референтограмма, аналогичная социограмме. Сопоставление результатов социометрии и референтометрии поможет выявить как самых влиятельных членов класса, так и тех, чье мнение для большинства школьников безразлично. Понятно, что самыми влиятельными будут те, кто набрал больше всех баллов (выборов) по обеим методикам. В группе популярных выделятся те, чье мнение значимо в классе в целом и те, чье мнение большинству неинтересно. Особый интерес представляет изучение референтности тех учащихся, чей социометрический статус низок. Их мнение может оказаться и совершенно безразлично для всех, а может, напротив, вызывать жгучий интерес в силу некоторой их отстраненности и «таинственности».
II. ВАРИАНТЫ АНКЕТ, ОРИЕНТИРОВАННЫХ НА ВЫЯВЛЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КЛАССЕ II.1. Анкета на выявление отношения учащегося к школе и классу*
1. Нравится ли Вам учиться в этой школе? 2. Любите ли Вы свой класс? 3. С удовольствием ли возвращаетесь в школу после каникул? 4. Есть ли у Вас друзья в классе? 5. Вы с гордостью рассказываете окружающим о своей школе? 6. Испытываете ли Вы удовольствие от учебы в своей школе? 7. Хотели бы Вы перейти в другую школу? 8. В каком кабинете (классе) в школе Вам больше всего нравится находиться? 9. Что за последний год Вам больше всего запомнилось в школе? 10. Как бы Вы определили характер жизни и отношений в школе? Выберите до пяти утверждений:
11. Есть ли у Вас ощущение, что учителя в школе относятся к Вам хорошо не по должности, а по призванию, по требованию души?
II.2. Анкета для изучения интересов и досуговой деятельности школьников*
1. Я учусь, потому что: * этого требуют мои родители, * мне интересно, * нужно для поступления в ВУЗ, * потому что учиться необходимо, * пригодится в жизни, * другое. 2. Мне нравится учиться: * всегда, * иногда, * никогда. 3. Я хожу в школу: (выбери 2-3 утверждения) * общаться с друзьями, * учиться, * там интересно, * потому что весело, * люблю школу, * нравятся учителя, * близко от дома. 4.Сколько времени у Вас занимают домашние задания? 5.Что мешает хорошо выполнять домашние задания? Выберите одну или несколько причин: * лень, * телефон, * телевизор, * друзья, * музыка, * усталость, * неинтересность заданий, * оторванность предметов от жизни, * запущенность материала, * все равно не спросят, * несправедливость в оценке знании, * плохие учебники, * слабое здоровье, * чтение художественной литературы. 6.Сколько времени в день (в среднем) уходит на просмотр телевизионных передач? 7.Сколько времени Вы гуляете? 8.Сколько времени вместе с родителями делаете что-нибудь? 9.Если у тебя дома обязанности? 10.Если дома любимый уголок? 11.Сколько времени уходит на чтение? 12.Сколько времени уходит на спортивные занятия? 13.Ваше любимое занятие в свободное время?
II.3. Анкета для выявления психологического климата в классе* Инструкция. Просим Вас на каждую из характеристик класса выбрать и отметить один из предложенных ответов, который наиболее соответствует Вашему мнению:
а - совершенно согласен с этим 5 баллов, б - согласен с этим 4 балла, в - согласен, но не совсем 3 балла, г - не согласен с этим 2 балла, д - совершенно не согласен с этим 1 балл.
1. Ученики нашего класса любят и хотят учиться вместе абвгд 2. Ученики нашего класса хорошо относятся друг к другу абвгд З. Ученики нашего класса готовы выполнить любую необходимую работу абвгд 4. Ученики нашего класса редко ссорятся друг с другом абвгд 5. Ученик нашего класса всегда помогают друг другу в учебе абвгд 6. Ученики нашего класса часто бывают все вместе в свободное от занятий время абвгд 7. Ученики нашего класса довольны результатами своей учебы абвгд 8. Ученики нашего класса всегда считаются с мнением товарищей абвгд 9. Все внеклассные мероприятия у нас проходят весело и оживленно абвгд 10. Ученики нашего класса остро реагируют на успехи и неудачи друг друга в учебе абвгд 11. Ученики нашего класса дружны и доброжелательны абвгд
На основе полученных данных вычисляется коэффициент, характеризующий психологический климат в данном классе, по формуле:
К= (n - 11 N): 44 N, где n - общее количество баллов; М - число учащихся, принявших участие в эксперименте.
Если коэффициент К больше или равен 0,5 можно сделать вывод о том, что в классе царит благоприятная психологическая атмосфера. Если коэффициент К принимает значения от 0,3 до 0,5, то однозначных выводов делать нельзя, необходимо провести дополнительные исследования или наблюдения. Если коэффициент К меньше 0,3, это говорит о неблагоприятном психологическом климате в классе.
III. ИЗУЧЕНИЕ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА III.1. Опросник для изучения психологической атмосферы в классе* (Фидлера - Ханина)
Инструкция: 1. Внимательно прочитайте 10 пар утверждений, с помощью которых описана психологическая атмосфера (ПА) в классе. 2. На каждой строчке поставьте условный знак (х). Чем ближе к левому либо правому слову этот знак, тем более выражен данный признак в обследуемом классе.
Для атмосферы в нашем классе характерны:
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 643; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.12.7 (0.007 с.) |