III. МЕТОДИКИ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ИЗУЧЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕР ЛИЧНОСТИ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III. МЕТОДИКИ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ИЗУЧЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕР ЛИЧНОСТИ



III.1. Изучение внимания

Особенности внимания см. с.

 

Методики, направленные на изучение внимания*

Примерная схема психологической характеристики внимания школьника

1. Общие сведения об учащемся:

- фамилия, имя, отчество;

- пол;

- возраст;

- класс, школа.

II. Краткие сведения об использованных методах исследования.

III. Психологическая характеристика внимания школьника:

1. Характеристика процессуальной стороны внимания:

а) интенсивность и продолжительность ориентировочных реакций на новизну;

б) быстрота сосредоточения, интенсивность и длительность актов произвольного внимания;

в) концентрированность и распределенность внимания;

г) устойчивость внимания:

- длительность сосредоточения;

- интенсивность спонтанных колебании;

- резистентность (сопротивляемость) к помехам;

- произвольная переключаемость;

д) произвольное регулирование внимания.

2. Характеристика состояний внимания:

а) готовность внимания, проявляющаяся в степени его мобилизации и бдительности;

б) степень максимальной и рабочей (повседневной) концентрации внимания;

в) резистентность к стрессовым психическим состояниям;

г) экспрессивность выражения состояний внимания в мимике, позе, двигательной активности, темпе и ритме движения;

д) имитация состояний внимания.

3. Характеристика внимательности как свойства личности:

а) уровень сформированности непроизвольного, произвольного внимания, их соотношение;

б) особенности развития послепроизвольного внимания;

в) уровень рефлексии внимания и использование его произвольной регуляции;

г) концентрированность и распределенность внимания;

д) объективность и субъективность внимания и их соотношение;

е) широта внимания (предельное количество объектов, охватываемых вниманием одновременно, объем).

Круг объектов, охватываемых непроизвольным вниманием.

Круг объектов, игнорируемых вниманием.

Характерные особенности проявления внимания в игре, труде, общении.

4. Заключение об уровне развития внимания школьника и индивидуальных особенностях его внимательности, о профессиональной пригодности по параметру внимательности.

Педагогические меры по воспитанию внимания школьника и коррекции его учебной деятельности.

В работе учителя, школьного психолога и студента-практиканта необходимость разностороннего и углубленного изучения внимания школьников может быть обусловлена рядом обстоятельств:

* в связи с составлением психологической характеристики школьника;

* при проверке гипотезы о том, что академическая неуспеваемость школьника связана с недостаточной сформированностью у него отдельных сторон внимания;

* при определении профессиональной пригодности к работе по профессиям, предъявляющим специфические требования к вниманию человека;

* для оценки функциональных состоянии школьника.

Результаты этих исследовании используются в практической деятельности для диагностической оценки индивидуального уровня и темпа возрастного развитии школьника, коррекции его учебной деятельности, в профессиональном отборе.

 

Методы изучения внимания. Для изучении внимания используется обширный набор методов психологического исследовании, модифицированных применительно к специфике предмета.

 

* Тахистоскопическое измерение объема внимания

Объемом внимания называют предельно большое количество объектов, доступных одновременному охвату вниманием.

Тахистоскопический метод основан на кратковременной дозированной экспозиции испытуемому оптических стимулов различной конфигурации посредством тахистоскопа - устройства, позволяющего задавать время экспозиции от тысячных долей секунды до нескольких секунд.

При измерении объема внимания используются экспозиции в 1-2 сек., которые можно осуществить вручную.

Тестовый материал представляет собой комплект из 10 карточек, на каждой из которых имеется набор из 10 букв, не образующих слов, или знакомых буквосочетаний, например, БКНВРСТФГА, и не содержащий повторяющихся букв. Сочетание ЛОБНОСРУКА по этим соображениям непригодно.

 

 

Наборы букв для измерения объема внимания:

СВКТНПЦХЧГ МХГНКЗПРТВ

ВПГЗНЦРКБД ФЦУВКГЖМР

КЗНГДВЖПРХ ДЗУЛХКЧМРП

ОВНГЮКРЦПБ ГМРЗЦАКХВД

ЧХГПДНВГФЗ ЗГРПКТНВРС

 

 

Карточки укладывают стопкой, лицевой стороной вверх, и, накрыв картонкой, располагают перед испытуемым. Дастся инструкция: «По сигналу «внимание» смотрите в центр картинки. Когда она будет убрана, внимательно смотрите на буквы и запомните их. Время показа - 1 сек. Когда карточка будет снова накрыта, назовите в любом порядке как можно больше букв из тех, что Вы видели на ней».

Экспериментатор вносит ответы испытуемого в протокол. Затем снимает верхнюю карточку, не снимая картонки, и повторяет тем же способом эксперимент с остальными карточками.

Протокол, психологического эксперимента

« » 19 г.

Задача исследования: принести измерение объема внимания тахистоскопическим методом.

Испытуемый: ФИО; возраст, род занятий (Иванов Петя, ________ лет, ученик ______________ класса школы № ________).

 

 

Таблица экспериментальных данных

№ п\п
Объем внимания                    

 

среднее значение:

М= n\10

Результаты эксперимента — объем внимания испытуемого _____________ единиц. Результаты оцениваются путем сравнения с массивом данных, полученных тем же методом на значительной выборке испытуемых той же категории.

 

Оценочная шкала образуется разбиением множества данных на подмножества следующим образом:

 

-2s - s Х +s +2s
Очень Низкий результат   низкий результат   средний результат   высокий результат   очень высокий результат  

результат

х > (X + 2s) очень высокий результат,

(X + 2s) > х > (X + s) высокий результат,

(X + s) > х > (X - s) средний результат,

(X - s) > х > (X - 2s) низкий результат,

х < (X - 2s) очень низкий результат,

 

где: х - индивидуальное значение величины,

Х - среднее арифметическое значение,

s - среднее квадратическое (стандартное) отклонение (вычисляется по формуле математической статистики).

 

Массив данных для формирования оценочной шкалы может быть получен на основе объединения результатов экспериментов, выполненных в нескольких параллельных классах школы. При повторных измерениях результат сравнивается с полученными в предыдущих опытах. Если показатель объема внимания используется для оценки функционального состояния школьника, то его сравнивают с индивидуальной константой.

 

* Измерение времени переключения внутреннего внимания методом сложения с переключением

Идея метода состоит в том, что испытуемый в течение равных интервалов времени выполняет эквивалентные по сложности вычислительные операции. В первом опыте он делает это без переключения, а во втором - с многократными переключениями внимания.

Сопоставление продуктивности работы дает возможность вычислить время одного переключения, используемое в качестве количественного показателя переключения внимания.

 

Инструкция испытуемому:

Испытуемому дают карандаш и лист бумаги. «Напишите в левом верхнем углу листа любое двузначное число. По команде «начали» сложите цифры этого числа, добавьте к сумме единицу и последнюю цифру суммы напишите рядом справа, затем сложите последние дне цифры полученного ряда, добавьте к сумме единицу и последнюю цифру суммы напиши рядом и так далее до команды «стоп». Время работы 1 минута. Постарайтесь выполнить как можно больше операций, не допуская ошибок».

После выполнения испытуемым первой серии вычислении ему дастся инструкция: «Повторим опыт, только теперь надо вместо прибавления единицы к суммам цифр отнимать от них единицу, время работы - одна минута».

Затем дается новая инструкция: «Повторим опыт, немного усложнив работу: если полученная сумма - четное число, прибавьте к нему единицу, а если нечетное - отнимите единицу. Время работы - 3 минуты.

Обработка результатов:

1. Вычислить время выполнения одного цикла вычислений (в цикл входят две операции: сложение двух чисел и добавление (вычитание) единицы:

t 1,2 = 120/ n1 + n2

t 3 = 120/ n3

Т= t 3 - t 1,2

где n1, n2, n3 - число циклов сложения в I, II и III опытах.

2. Полученное значение времени переключения внимания надо сопоставить с оценочной шкалой и сделать вывод.

 

* Исследование переключения внешнего внимания методом поиска чисел в двуцветной таблице

Время переключения внимания может быть измерено также методом поиска чисел в двуцветной таблице. Идея этого метода та же. Сначала испытуемый отыскивает в порядке возрастания цифры одного цвета, затем - в порядке убывания - другого. На заключительном этапе эксперимента он отыскивает числа поочередно: одного цвета по возрастанию, другого - по убыванию. На каждом из трех этапов эксперимента регистрируется время, затраченное на поиск. По полученным данным вычисляют время одного переключения и, сопоставив его в соответствующей шкалой или индивидуальной константой, делают вывод. См. таблицу:

 

 

     
   
     
     
   

 

* Исследование свойств внимания методом корректурной пробы

А. Испытуемому дается корректурная таблица и карандаш.

Инструкция:

Внимательно просматривая строки таблицы, вычеркивайте все буквы НКРТ. Работайте как можно быстрее, старайтесь не допускать ошибок. Время работы 5 минут.

 

Корректурный лист

ДКЛХ СЛХВ ЛНБ ДНКВБ БСВН ДКВН ЛХС ДКЛНХ ЛХБО ДКСБ СДКНБ ВСВ ДКВБ СНБВ ЛХБ ДХСВ БЛХВ ВКНВ ДКНС ВНЛХВ ЛХБ ДКНБ ДХБС СНДКН ДКЛХ БНЛХ НДК СЛХН ДХБС ЛХДКС ЛКСБ НВЛХ БСБ ДКВН БНЛХН ВНБН ДКНС ДКСВ ВЛХВ ВСНВ ДКНВ СДКЛХ ДКЛХ БСХД БНВБ БЛХБС ДХНС СЛК ДКЛК НЛХ СДКВБ ВЛХВ БЛКС ВЛХ ДКЛХ СДКВБ ВВС ДКНС ЛХН БЛХДК НВС ДКВБ ЛКДКС ДХБС ВЛХН ВСК БНЛХБ ВБВ ДКНВ ЛХСЛК ВДКН БВЛХ БВБС НВДКН ЛХН ДКБС ЛХН ЛХВБ НСДКН СНВС НЛХ ДКНБ ЛХН СБСЛХ НДК ДХЛХС ЛДКСБ БДКВБ ЛХН ДКВС ЦВСБ ВДК ЛХДК ДХБ СДКВС ЛХВБ ВЛХ НДКЛХ СЛХБС ДКБ СЛХС ДЕВ БЛХБС БЛХН БЛКС ВДХ ДКНБ ДКНВ ДХВС НДКЛХ ВСБЛК ЛХВБ НОВ БДКВС ВЛХВ ДКНВ НЛХН НЛК НДКН НСВС НДК НЛХБ БДКС ЛХВБ ЛХВДК ДЛХ НДКВ НСБХ СВСЛХ СБДК ВНЛХ ДКЛК СВС БВСБ ДКЛК НДКН ЛХВБ БЛХБС ХСДК ЛХНВ ВЛX ВС СБСЛХ НБДК БНДК ДЛХН СБЛКС ДХН НСВН НБВ ДКЛХ НЛХДК НСВС БЛКБ ВЛХ НВСВ ВБНВБ ДКН СНВН ДКЛХВ ВВС ВАК ЛХСДК ЛХНБ ДХВБ ДКБ СЛХС ЛКБСБ НДКВ ЛХН СВДКВ ДКВБС ЛХНС БВДК НДКВ НЛХН ВЛХДК ЛХБС ДХН СДКБ БЛХ ЛКБС ДКВ ДХЛХБ СБЛКБ ВЛК ДКВБ ЛХН ДХВДК ЛХВСВ СНС ЛХВВ СБСЛХ НДКВ ВСВ БЛХВБ СНВ НВН БВЛКВ НДК СНДКВ ДКСЛВ СВДК СЛХБС НДК ЛХНБ ЛХВН БДКСБ ДКН НЛХН СБЛХ ДХДКВ СБЛХ ДКВБ ЛХНС БВЛХ НЛК ВНЛХ ДХВС ДКН СБСД ЛХКВ ВДКБ СЛХС ДКСХД БНДК БНЛХ НЛХ НДКБС НЛХБ ДКВС ВДК СБЛХ ДХНБ НЛКВ ЛХНС СДКВС БНДК НЛХ ВДКВ СБЛХ ВНЛХ ДКБС ВЛК ВЛХБ СВДКВ БВЛХ ДКВБ ЛХДК СЛХНС НДВХ ЛЕСВБС НЛХ ВНДК ДХН ЛХНБС ДКНВ БВБ ХДНС НДКН ВСЛХС ЛХСДК БВЛК ДКН ЛХВСБ СБВ НВЛХ ДКВБ ДХВЛХ ВНДК СВС ДЛХ СБДКБ ЛХСВ ЛКБ ДКНВ ЛХН БСБДК ЛХНС ДКЛХ ВСДК БДКБ СВБ СВСЛХ СДКНВ ЛХНДК НВН ЛХНБС НЛК БНДК ЛХБ ЛХН НДКВС ЛХНЛК НБВ ВЛКВ СВСЛХ ВДК БНДК ВДХ

 

Обработка результатов:

1. Вычислить показатель точности:

А = n-n1 / n

где: n - число исключенных букв,

n 1 - число ошибок.

2. Вычислить показатель темпа работы:

Т= N/ t

где: N - число просмотренных знаков,

t - время работы в минутах.

3. Вычислить коэффициент продуктивности работы:

К - АхТ

Этот коэффициент используется в качестве количественного показателя концентрации внимания.

4. Сопоставить значение коэффициента К с диагностической шкалой или индивидуальной константой и сделать выводы.

Б. Проводится такая же работа, как и в пункте А, только в инструкции испытуемому предлагается подчеркивать буквы Н и К, а буквы Р и Т вычеркивать. Вычисляются те же показатели А, Т, К, отношение К2/К1 используется в качестве показателя распределения внимания.

В. Проводится такая же работа, как в пункте А; только инструкция испытуемому требует в нечетных строках указанные буквы подчеркивать а в четных - вычеркивать. Отношение К2/К1 используется в качестве показателя переключения внимания.

Г. Проводится работа, как в пункте А; только время работы увеличивается до 10 мин. и через каждую минуту работы испытуемый по сигналу экспериментатора проводит в соответствующем месте строки вертикальную черту, что дает возможность вычислить показатель концентрации внимания на каждом минутном интервале, построить график продуктивности и проанализировать: а) время сосредоточения внимания (интервал времени от начала до стабилизации показателя); б) спонтанные колебания внимания; в) ослабление внимания вследствие утомления и монотонии.

· Проверь свое внимание*

Цель: установить умение учащихся переключать свое внимание.

Ход эксперимента. Учащимся предлагается быстро и правильно складывать два однозначных числа, написанных одно над другим. Эта работа продолжается 10 минут. За это время каждый ученик должен произвести сложение заданных чисел двумя различными способами. Первый способ: сумму данных чисел ставят в верхнюю строчку, а под ней, в нижнюю строчку, переносят верхнее предыдущее число. Если сумма больше 10, то десяток отбрасывают и пишут число единиц. Второй способ: сумму данных чисел ставят в нижнюю строчку, а вверх переносят нижнее слагаемое.

Например, по первому способу получим:

5 4 9 3 2 5

9 5 4 9 3 2 ...

По второму способу:

5 9 4 3 7 0 7 7 4

9 4 3 7 0 7 7 4 1 …

Ученикам подробно объясняют и показывают на примере оба способа действия. Им говорят, что они должны сначала действовать по первому способу одну минуту, а затем - по сигналу «Черта, второй способ» - поставить вертикальную черту у последней написанной пары чисел и далее действовать по второму способу, через минуту по сигналу перейти к первому способу и т. д.

Обработка полученных данных. Надо найти среднее число сложений, которое произвел ученик за одну минуту. Если это число близко к 20, то это показывает достаточную работоспособность ученика, а если число менее 8, то работоспособность ученика очень мала и требуется ее развитие.

· Исправь ошибки

Цель: установить уровень устойчивости внимания учащихся при проверке выполненных работ.

Ход эксперимента. Для эксперимента нужно использовать письменные работы учащихся по математике, русскому или иностранному языку, содержащие еще не исправленные ошибки.

Можно, конечно, использовать и специально приготовленные примеры, тексты, содержащие определенное число нарочито допущенных ошибок. Ученики за определенное время должны найти все ошибки и подчеркнуть их. Можно потребовать, чтобы они ошибки не только подчеркнули, но и исправили.

Обработка полученных данных. Надо найти частное от деления разности между числом правильно найденных ошибок и числом неверно подчеркнутых ошибок на общее число действительных ошибок, которое содержа­ло задание. Если это частное близко к 1, то уровень развития устойчивости внимания ученика достаточно высок, если же оно ниже 0,5, то внимание очень неустойчиво и требуется развитие этого качества.

 

* Исследование спонтанных колебаний и продуктивности волевой регуляции внимания

Испытуемому предъявляется двойственное изображение - лестница Шредера, коридор-пирамида или ваза-лица - и демонстрируется феномен колебаний внимания. Затем предлагается, непрерывно наблюдая рисунки, отмечать время инверсии образа стуком карандаша по столу. Экспериментатор регистрирует с помощью секундомера время десяти последовательных инверсий.

Среднее время стабильности образа, найденное в первом опыте, используется в качестве показателя спонтанной лабильности внимания. Поскольку этот показатель весьма чувствителен к влиянию фрустрирующих факторов, его можно использовать в качестве индикатора функциональных состояний школьников методом индивидуальной константы.

Во втором опыте испытуемому предлагается как можно дольше задерживать усилием воли спонтанные трансформации образа. Процентное отношение среднего времени стабильности образа во втором опыте к такому же времени в первом интерпретируется в качестве показателя продуктивности волевой регуляции внимания. К = t2: t1x 100%

где t2 и t1 - время стабильности образа в I и II опытах, соответственно.

 

* Исследование дискриминативности внимания

Феномен внимания двухкомпонентен: с одной стороны, это - сосредоточение внимания на выделенных объектах, с другой, - игнорирование, вытеснение, дискриминация всего остального. Естественно, что продуктивность внимания обеспечивается совместным действием обоих компонентов.

Исследование дискриминативных свойств внимания производится в два этапа. На первом измеряют продуктивность непроизвольной памяти в обычных условиях, на втором - в ситуации дискриминации.

В эксперименте используют два списка эмоционально нейтральных имен существительных, по двадцать слов в каждом списке, из них 10 слов среднего рода, остальные - мужского.

Списки слов:

1. Лето, корень, топор, перо, стол, небо, ковер, окно, забор, олово, сено, песок, стекло, диван, колесо, провод, ухо, бугор, село, тормоз.

2. Сито, термос, лето, карниз, пальто, овес, железо, ветер, эхо; сапог, дерево, навес, дело, камень, яйцо, дуб, сало, сталь, мыло, зуб.

Инструкция:

Сейчас Вам будет прочитан список слов. Внимательно слушайте и считайте, сколько слов в списке.

Слова читают ровным голосом с интервалом в одну - две секунды. После прочтения списка дается дополнительная инструкция: «Воспроизведите из прочитанного списка все слова среднего рода». Вычисляют коэффициент продуктивности непроизвольного запоминания недискриминированного ряда слов:

К 1 = n1 / 10

где n - число верно воспроизведенных слов среднего рода.

Второй этап проводится после перерыва в несколько часов, чтобы исключить интерференцию следов памяти. Испытуемому дается инструкция: Слушайте внимательно список слов. Постарайтесь запомнить из него все слова среднего рода.

После прочтении списка слов испытуемым предлагается воспроизвести из него все слова мужского рода.

По результатам второго этапа вычисляется коэффициент продуктивности непроизвольного запоминания дискриминированного ряда слов:

К 2 = n2 / 10

где n2 - число верно воспроизведенных слов мужского рода.

В качестве показателя дискриминативности внимания используется отношение:

К = К 1 /К 2 = n1 /n2

III.2. Изучение памяти

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.58.199 (0.014 с.)