Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Актуальные проблемы изучения личности осужденныхСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Изучение личности осужденных является важной предпосылкой успешного функционирования органов, исполняющих наказания. Это нашло отражение в международных и отечественных нормативных актах. В Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными[3] отмечается необходимость изучения личности с целью индивидуализации исполнения наказания. В статье 66(2) указано: «В отношении каждого заключенного, приговоренного на достаточно продолжительный срок, директор (тюрьмы – М.Д.) должен получать как можно скорее по его принятии исчерпывающие сведения…» о личности осужденных, включая их «физическое и психическое состояние». В статье 69 подчеркивается, что на основе изучения характера осужденного «следует разрабатывать программу работы с ним». В статье 66(1) дается описание личностных свойств, которые должны учитываться в процессе исполнения наказания и подготовки к освобождению: «… принимать во внимание индивидуальные потребности заключенного, его социальное прошлое, историю его преступления, его физические и умственные способности и возможности, его темперамент, продолжительность срока его заключения и его возможности после освобождения». Дифференциация и индивидуализация исполнения наказания входят в перечень принципов уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации[4]. В пункте 4 статьи 109 УИК РФ отмечается, что «воспитательная работа с осужденными проводится с учетом индивидуальных особенностей личности и характера осужденных и обстоятельств совершенных ими преступлений». С введением в штаты исправительных учреждений должностей психологов возможность квалифицированного и углубленного изучения личности осужденных существенно увеличивается. Это вполне естественно, ибо психологи являются специалистами в сфере человеческих отношений, имеют фундаментальные знания о закономерностях поведения человека, владеют навыками проведения специальных психологических мероприятий. Объем работы, выполняемой сотрудниками психологической службы, постоянно увеличивается. Так, в 2003 году психологами обследовано 587 тысяч осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Это в 2,5 раза больше, чем в 2000 году. Увеличивается удельный вес обследованных осужденных в карантине. В большинстве территориальных органов эту процедуру проходят все вновь прибывшие, но в среднем по России психодиагностическим обследованием в карантине охвачено всего 72% осужденных. Это объясняется слабым уровнем развития психологической службы в ряде территориальных органов УИС[5]. По мере увеличения численности психологов в исправительных учреждениях эта проблема будет решаться. Показателем возросшего мастерства психологов является их привлечение к изучению (оценке) осужденных при решении таких сложных вопросов, как предоставление права передвижения без конвоя или отпуска с правом выезда за пределы учреждения; рассмотрение возможности перевода в колонию-поселение и условно-досрочного освобождения от отбывания наказания. Важность процедуры изучения личности повышается в связи с законодательным закреплением права осужденных на психологическую помощь[6]. Для того, чтобы оказать содействие обратившемуся за помощью человеку, естественно, необходимо глубоко изучить его внутренний мир. Таким образом, изучение личности осужденных – это важная сфера деятельности психологической службы, которая способствует более успешному исправлению осужденных, выявлению лиц, требующих повышенного контроля и профилактической работы, а также решению ряда конкретных практических задач. Однако анализ психологических характеристик (портретов) осужденных, материалов тестирования, записей в карточках индивидуального изучения осужденных дает основание утверждать, что данная сфера деятельности не в полной мере отвечает потребностям практики и уровню развития науки. Обнаруживаются следующие недостатки: - не прослеживается связь между личностными качествами осужденных и характером совершенного преступления; упускаются криминально значимые свойства осужденных, условия, способствовавшие совершению противоправных действий; - программы изучения личности осужденных достаточно «узкие», не имеют четкой структуры и целевой направленности; - при изучении личности применяется, как правило, ограниченный набор стандартных опросников, тестов; углубленное интервью, психологический анализ жизненного пути и даже личное дело осужденного (как источник информации) часто не используются; - язык написания психологического портрета нередко носит наукообразный характер и непонятен для многих сотрудников исправительных учреждений; - выводы (заключения) порой не соответствуют характеристике, не вытекают из нее, а бывают и научно несостоятельными. Например, на основании того, что осужденный (за кражу) является холериком, в одной из характеристик делается заключение о нецелесообразности его условно-досрочного освобождения. В данном случае психологическая ошибка может привести к нарушению прав человека, не говоря о моральных и иных последствиях. Отмеченные недостатки могут иметь различные причины: - перегруженность психолога; - стремление обследовать как можно большее количество осужденных в ущерб качеству; - недостаточная профессиональная подготовленность (более 45% сотрудников психологической службы не имеют базового психологического образования, а проходили лишь краткосрочную переподготовку); - недостаточный научно-прикладной уровень развития пенитенциарной психологии, в том числе, концептуальных подходов к пониманию личности преступника (осужденного), ее структуры, основных детерминант преступного поведения. С целью оказания практической помощи пенитенциарным психологам попытаемся обосновать основные свойства личности осужденных, которые должны быть объектом изучения в карантине и представим краткий типологический портрет лиц, содержащихся в исправительных учреждениях России. Первоначально определимся в сущности таких категорий, как «личность», «личность преступника», «личность осужденного», ибо в общей юридической и пенитенциарной психологии нет единой позиции по данному вопросу. Анализ литературы показывает, что категория «личность» используется, прежде всего, как социальная характеристика человека (как гражданина определенного государства, юридического субъекта, имеющего определенные права и полномочия)[7]. Поэтому, когда используют понятие «личность преступника», то, с юридической точки зрения, имеют в виду человека, совершившего преступление, виновность которого «установлена законным порядком путем гласного судебного разбирательства…»[8]. Следуя данной логике, «личность осужденного» - это граждане, отбывающие наказание в местах лишения свободы, либо которым назначено альтернативное уголовное наказание. Данная позиция совпадает с мнением отечественного психолога К.К. Платонова и авторов учебника «Основы пенитенциарной психологии»: «Личность осужденного – синоним личности в период исполнения приговора. Личность осужденного является в то же время личностью преступника»[9]. Это теоретическое положение позволяет при изучении личности осужденного учитывать накопленный опыт исследования личности преступника в криминальной и юридической психологии[10]. Как справедливо отмечает А.Н. Пастушеня, специфическая сущность личности преступника «определяется криминально-психологическим аспектом изучения» и «выражается в совокупности психологических свойств, …способных детерминировать антиобщественное поведение»[11]. Аналогичной позиции придерживается большинство криминологов и специалистов по юридической психологии. Так, Г.Х. Ефремова и А.Р. Ратинов в «Энциклопедии юридической психологии» рассматривают личность преступника как понятие, обобщенно отражающее «такие личностно-психологические характеристики человека, которые определяющим образом детерминируют противоправное поведение»[12]. Учитывая, что «наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений»[13], важно определить содержание и природу психологических свойств, которые детерминируют противоправное поведение. Если проанализировать концепции, объясняющие природу преступного поведения, то их можно объединить в три группы: психогенетические (биологизаторские); психосоциальные и интегральные. Первая группа концепций объясняет причины преступного поведения влиянием биологических (врожденных) свойств человека; вторая – социально сформированными свойствами и навыками поведения; третья – взаимовлиянием биологических и социальных факторов. К биологическим, природным свойствам чаще всего относят такие черты, как темперамент, особенности памяти, мышления, воображения, импульсивность, способность к волевому усилию и т.п.; к социально-сформированным – систему отношений человека, его опыт, социальные ценности, интересы, склонности, идеалы, знания. В отечественной психологии преобладает точка зрения, что природные предпосылки развития личности, его физические данные, его нервная и эндокринная системы, преимущества и дефекты психики влияют на формирование индивидуально-психологических свойств личности. Однако биологическое входит в структуру личности не в своем неизменном («чистом», врожденном) виде, а как социально обусловленное («превращенное в социальное»)[14]. Так, потребность в удовлетворении чувства голода – биологическое свойство. Но у человека эта потребность удовлетворяется в социально приемлемых формах. Поэтому, если обнаруживаются случаи каннибализма (людоедства) в цивилизованном обществе, то, естественно, что данное явление объясняется не биологическими потребностями в еде, а социальными свойствами личности, игнорированием общепринятых норм поведения. Поэтому, изучая личность осужденного, мы исходим из системных представлений и рассматриваем их свойства как многоуровневую систему, имеющую различные природу и функции: сугубо социальные свойства (образование, социальное положение в обществе и др.); природные свойства (пол, возраст, особенности нервной системы); индивидуально-психологические и личностные свойства (особенности мышления и восприятия, темперамент и характер, ценностные ориентации и направленность личности и т.д.). Эти свойства, будучи индивидуальными для каждой личности, вместе с тем проявляются и как типологические свойства, т.е. относительно однородные и типичные для больших групп людей. Поэтому нами будет представлен и обобщенный портрет осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях, независимо от их криминальной направленности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 431; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.128.227 (0.009 с.) |