Профилактика преступности или реадаптация осужденных 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Профилактика преступности или реадаптация осужденных



 

Предложите шесть мер, направленных на снижение уровня преступности. Четыре меры (мероприятия) могут быть рассчитаны как на детей и подростков, которые еще не совершили преступление (профилактика), так и на людей, вернувшихся из заключения (реабилитация). Две оставшиеся меры должны быть ориентированы на потенциальные или реальные жертвы преступлений.

Выполняя данное творческое задание студенты могут воспользоваться стратегиями, применяемыми в технологии развития критического мышления (Де Боно Э. Латеральное мышление. СПб., 1997. С. 47; Савенков А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: Учеб. пособие. М.: Ось-89, 2006. С. 292.).

· Стратегия «Шесть шляп мышления» разработана Э. де Боно и используется для решения творческих задач. Любой головной убор указывает на то, какую социальную роль играет человек в данный момент. Шесть шляп Э. де Боно окрашены в разные цвета, ведь цвет вызывает определенные ассоциации. Надев шляпу того или иного цвета, человек начинает рассматривать проблему под определенным углом зрения.

Белая шляпа – факты, цифры, информация. Какой информацией мы располагаем? Какая информация необходима?

Красная шляпа – эмоции, чувства, интуиция и предчувствия. Что я чувствую по поводу данной проблемы?

Черная шляпа – осторожность. Истина, здравый смысл и соответствие фактам. Сработает ли это? Насколько это безопасно? Осуществима ли эта идея?

Желтая шляпа – преимущества, выгода. Зачем это делать? Каковы будут результаты? Стоит ли это делать?

Зеленая шляпа – исследования, предложения. Новые идеи, возможности, альтернативы. Что можно предпринять в данном случае? Существуют ли альтернативные идеи?

Синяя шляпа – размышления о мышлении. Контроль над мыслительным процессом. Подведение итогов на данном этапе Определение следующего мыслительного шага Выдвижение программы мышления в данной ситуации

· Стратегия решения проблем «Идеал»

И Идентифицируйте проблему Проблема определяется в самом общем виде
Д Доберитесь до ее сути Проблема формулируется в виде вопроса, который должен быть кратким, точным конкретным Вопрос должен начинаться со слова «как» и не содержать отрицательной частицы «не»
Е Есть варианты решения! Генерирование как можно большего числа вариантов проблемы осуществляется посредством «мозгового штурма» Любая критика запрещена чем больше решений, тем лучше
А А теперь за работу Выбор оптимального варианта
Л Логические выводы Анализ действий, предпринятых для решения проблемы

 

Выполняя задание, следует помнить о когнитивной и бихевиоральной модели возникновения преступности и агрессивного поведения, а также о факторах, провоцирующих совершение преступлений.

Задание подразумевает описание не общих мер, а конкретных способов их воплощения в действительность. Придумывая способы, автор проекта должен исходить из того, что он не может менять существующие законы, однако располагает большим количеством денег.

 

Результаты рассуждений должны быть изложены в программе, которая состоит из следующих разделов:

1. Титульный лист.

2. Содержание.

3. Введение: цели и задачи программы.

4. Описание и обоснование четырех мер, ориентированных на работу с потенциальными или реальными преступниками.

5. Описание и обоснование двух мер, ориентированных на работу с потенциальными или реальными жертвами преступлений.

6. Заключение.

7. Список литературы.

Программа выполняются листах формата А4 с одной стороны в текстовом редакторе Word. При написании программы должны соблюдаться основные требования к оформлению научных текстов. Работа должна быть представлена в печатном и электронном виде.

Типичные ошибки при выполнении задания

ü Неконкретность описания выделенных способов. Например, указание на наличие необходимости дополнительного образования, но отсутствие описания того, как именно автор собирается воплощать эту меру в жизнь.

ü Большое количество мер, связанных с запугиванием и изоляцией преступников.

 

Литература

Основная:

1. Пирожков В. Ф. Криминальная психология. М: Ось-89,2001.

Дополнительная:

2. Белобородов А. Г. Динамика «образа права» преступников по мере отбывания наказания в местах лишения свободы // Прикладная психология. 2001. № 1. С. 73-83.

3. Восстановительное правосудие для несовершеннолетних и социальная работа: Учеб. пособие. М., 2001.

4. Мельникова Э. Б., Карнозова Л. М. Ювенальная юстиция – охранительная и восстановительная. М, 2002.

 

Примерные темы контрольной работы

(для студентов заочной формы обучения)

1. Определение правосознания, его структура и функции. Анализ структуры правосознания на примере аттитюдов к преступлениям и преступникам.

2. Правовая социализация и десоциализация личности.

3. Правосознание и правоисполнительное поведение.

4. Атрибуция ответственности и вины в правовом контексте.

5. Определение и виды правовой социализации. Институты правовой социализации.

6. Когнитивный (теории морального развития Колберга и Джеллиген, теория правового развития Таппа и Левина) и бихевиоральный подходы к изучению правовой социализации.

7. Психологическая структура преступного акта. Основные механизмы усвоения преступного поведения (классическое и оперантное обусловливание, научение через наблюдение, когнитивная оценка ситуации, эмоциональное возбуждение).

8. «Индивидуальный подход» к изучению преступного поведения и его ограничения.

9. Влияние семьи и школы на уровень преступности.

10. Типы и структура криминальной группы.

11. Влияние структуры общества на уровень преступности. Средства массовой информации как агент криминальной социализации.

12. Особенности ситуации, провоцирующие совершение преступлений.

13. Классификация превентивных стратегий.

14. Точность показаний свидетелей.

15. Детектор лжи: основные проблемы его использования.

16. Профессиограмма следственной деятельности и психологические основы следственных действий (на примере допроса и обыска).

17. Профессиограмма судейской деятельности. Факторы, оказывающие влияние на решение судьи.

18. Модели принятия решения присяжными заседателями.

19. «Научный отбор» присяжных. Факторы, оказывающие влияние на решение присяжных.

20. Профессиограммы деятельности прокурора и адвоката. Профессиональный отбор прокуроров.

21. Психологические основы судебной коммуникации адвоката и прокурора.

6. Примерные вопросы для подготовки к зачету

1. Предмет и система юридической психологии. Задачи юридической психологии, ее роль в формировании личности юриста. Правовая, судебная, криминальная, пенитенциарная психология, их место в системе юридической психологии.

2. История развития юридической психологии.

3. Методы юридической психологии. Методологические основы. Классификация методов.

4. Предмет и задачи психологии юридического труда.

5. Юридическая структура профессиограммы (показать на примере).

6. Проблемы профессиональной деформации.

7. Психология правовой социализации личности.

8. Сравнение когнитивной и бихевиоральной моделей изучения правовой социализации.

9. Дефекты правовой социализации.

10. Криминогенность дефектов правовой социализации в семье. Типы неблагополучных семей.

11. Стихийные неформальные группы подростков и дефекты правовой социализации.

12. Социально-психологические основы профилактики правонарушений несовершеннолетних.

13. Личность преступника как источник преступного поведения.

14. Психологические предпосылки преступного поведения.

15. Типология преступников по содержанию ценностно-ориентационной направленности.

16. Типология преступников по степени общественной опасности.

17. Типология личности корыстных преступников.

18. Психология подростка с сензитивным типом акцентуации характера.

19. Психология подростка с гипертимным типом акцентуации характера.

20. Психология подростка с лабильным типом акцентуации характера.

21. Психология подростка с шизоидным типом акцентуации характера.

22. Психология подростка с эпилептоидным типом акцентуации характера.

23. Психология подростка с истероидным типом акцентуации характера.

24. Психология подростка с неустойчивым типом акцентуации характера.

25. Психология подростка с конформным типом акцентуации характера.

26. Особенности семейного воспитания и их влияние на развитие личности подростков.

27. Социальная дезадаптация и асоциальное поведение подростков с акцентуированным характером.

28. Психология преступника с эпилептоидным типом акцентуации характера.

29. Психология преступника с неустойчивым типом акцентуации характера.

30. Психология преступника с гипертимным типом акцентуации характера.

31. Психология преступника с истероидным типом акцентуации характера.

32. Психология преступника с астеническим типом акцентуации характера.

33. Психолого-криминалистический анализ серийных преступлений

34. Западная модель поискового психологического портрета как метод установления серийного преступника.

35. Типовой портрет российских убийц-серийников.

36. Особенности серийных преступлений на сексуальной почве.

37. Психологический портрет террориста.

38. Типология личностей террористов.

39. Отличительные черты террористов-смертников.

40. Психологические особенности «терросреды».

41. Типология преступных групп (простая организованная группа и сложная организованная группа).

42. Организованная преступная группировка.

43. Бандитское формирование.

44. Преступная организация (сообщество).

45. Кооперация профессиональных преступных лидеров.

46. Психология допроса.

47. Психология осмотра места происшествия.

48. Психология предъявления для опознания.

49. Психология очной ставки.

50. Психология обыска.

51. Психология проверки показаний на месте.

52. Психологические особенности допроса потерпевшего.

53. Предмет и задачи исправительной психологии.

54. Психическое состояние осужденного.

55. Адаптация осужденных к условиям лишения свободы.

56. Социально-психологическая структура коллектива осужденных.

57. Иерархическая система групп осужденных отрицательной направленности.

58. Основные средства исправления и перевоспитания осужденных.

59. Судебно-психологическая экспертиза: цели и задачи.

60. Судебно-психологическая экспертиза эмоциональных состояний. Состояние аффекта.

61. Судебно-психологическая экспертиза эмоциональных состояний. Стресс и фрустрация.

 

VI. Контрольные мероприятия

 

Текущий контроль знаний по дисциплине студентов очной и заочной формы обучения осуществляется в форме творческих заданий, которые выполняются письменно.

Требования к выполнению творческих заданий:

Творческие задания должны быть правильно составлены и оформлены, т. е. иметь установленную структуру и содержать основные разделы, обязательные для данного задания (см.: методические рекомендации в разделе VII, п. 1).

 

Рубежный контроль знаний по дисциплине студентов заочной формы обучения проводится в виде письменной контрольной работы.

Требования к выполнению контрольной работы см.: методические рекомендации в разделе VII, п. 2).

VII. Методические рекомендации по подготовке
к текущему и рубежному контролю

1. Методические рекомендации по подготовке творческого задания

 

Рекомендации по выполнению задания 1: составление программы мероприятий для профилактики преступности или реадаптации осужденных.

Программа состоит из следующих разделов:

1. Титульный лист.

2. Содержание.

3. Введение: цели и задачи программы.

4. Описание и обоснование четырех мер, ориентированных на работу с потенциальными или реальными преступниками

5. Описание и обоснование двух мер, ориентированных на работу с потенциальными или реальными жертвами преступлений.

6. Заключение.

7. Список литературы.

Программа выполняется листах формата А4 с одной стороны в текстовом редакторе Word.

При написании программы должны соблюдаться основные требования к оформлению научных текстов.

Выполненная программа должна быть представлена в печатном и электронном виде.

 

Рекомендации по выполнению задания 2: составление анкеты.

Подготовка исследования

Анкета должна состоять из трех частей:

1. Вводная часть.

2. Основная часть.

3. Паспортичка.

Вводная часть. Главная функция вводной части – пробудить желание респондента отвечать на вопросы анкеты. Вводная часть начинается с обращения к опрашиваемому и содержит:

• Обращение (уважаемый школьник, житель, гражданин и т. д.).

• Данные организации (учреждения), проводящей опрос.

• Цель и задачи исследования, а также практическое значение решения этих задач.

• Значимость роли респондента для решения этих задач.

• Гарантию анонимности (главное здесь не то, что будет или не будет фиксироваться фамилия респондента, а то, что полученные от анкетируемого сведения не станут публичным достоянием других без соответствующего его на это согласия).

• Указание о технике заполнения анкеты (часто эти указания еще располагаются и непосредственно в тексте вопросов или на полях анкеты).

• Выражение благодарности, высказываемое авансом опрашиваемому, которое побуждает его заполнить анкету.

Вводная часть не должна быть очень большой, но обязательно ясной и понятной для любого респондента, мотивирующей его на участие в опросе. Хотя эта часть небольшая по объему, она очень важная. От того, как составлено обращение, зависит отношение к анкете респондента.

Основная часть. Это самая важная часть анкеты. Первыми обычно идут так называемые «контактные вопросы», основная цель которых заинтересовать респондента, облегчить ему процесс включения в проблему. Вопросы должны быть сформулированы просто, то есть предполагать легкие ответы. Именно благодаря постановке в начале анкеты таких более простых вопросов респондент подготавливается к наиболее важным. Переход от простых к сложным вопросам носит название «Правило воронки». Его использование помогает опрашиваемым постепенно выработать навыки, необходимые для заполнения анкеты. После контактных вопросов ставятся основные. Ответы на них дают основную информацию по интересующей исследователя проблеме. Содержание вопросов должно соответствовать цели и задачам исследования.

Для каждой отдельной задачи лучше разработать свой определенный блок вопросов. Вопросы одного блока могут следовать один за другим, а могут быть расположены между вопросами других блоков. Самый сложный блок вопросов необходимо располагать в середине содержательной части анкеты. На последнем месте ставятся заключительные вопросы, основная функция которых – снять психологическое напряжение у респондентов, дать почувствовать, что сделана большая и нужная работа. В связи с возможной усталостью респондента, это должны быть наиболее простые вопросы, ответы на которые не требуют сильного напряжения памяти, внимания и т. п.

Паспортичка. В паспортичку включаются вопросы, раскрывающие следующее содержание:

• пол;

• возраст респондента;

• образование, профессия;

• социальное положение;

• семейное положение.

В зависимости от цели и задач проводимого исследования количество вопросов может быть уменьшено или увеличено. Паспортичку лучше расположить в начале анкеты.

В конце анкеты желательно поблагодарить респондентов за участие в опросе.

В качестве благодарности могут быть использованы высказывания разного типа: «Благодарим за участие в исследовании», «Спасибо за помощь», «Благодарим Вас за то, что, несмотря на занятость, Вы нашли время и возможность ответить на вопросы нашей анкеты» и т. п. В конце анкеты можно поставить вопрос о полезности проведенного опроса. Например: «Насколько важным Вы считаете проведение данного опроса?»

 

2. Методические рекомендации по написанию контрольной работы

Задачи контрольной работы:

• формировать творческую активность студентов, способность вычленять главное через совершенствование приемов обобщения;

• показать, как можно использовать теоретические представления науки на практике.

Методические рекомендации по написанию контрольной работы

 

Цели контрольной работы:

1) формировать творческую активность студентов, представление о своих научных и социальных возможностях;

2) развивать способность вычленять главное, совершенствуя приемы обобщенного мышления.

 

Оформление контрольной работы

Контрольная работа печатается на компьютере на одной стороне белой бумаги формата А4 (210 х 297 мм) через полтора интервала, 14 шрифтом.

Объем контрольной работы не должен превышать 15 страниц текста, включая титульный лист, план работы и список использованной литературы, исключая приложение. Каждый лист должен быть пронумерован арабскими цифрами. Номер страницы на титульном листе не ставится.

Текст должен быть разделен на разделы соответственно плану работы. Обязательно наличие оглавления, введения, основной части, заключения и списка использованной литературы и источников.

Список использованной литературы должен включать не менее пяти источников, при этом обязательно использование текущей, периодической печати. Данные, полученные из Интернета, также обязательно должны быть включены в список, по названиям сайтов. При ссылках на Интернет-источники обязательно указание даты создания и последнего обновления используемых материалов.

Список литературы оформляется по алфавиту, начиная с фамилии, затем инициалы имени и отчества, далее название, место и год издания. После списка на русском языке, идет список на иностранном языке, затем названия сайтов.

На всю использованную литературу в тексте должны быть ссылки.

Иллюстрации (чертежи, таблицы, графики, схемы и карты) следует расположить на отдельных листах Приложения. Каждый лист Приложения нумеруется следующим образом: в верхнем правом углу – Приложение 1, ниже по средине – название иллюстрации, внизу, под иллюстрацией – наименование вида (типа) иллюстрации, например, картосхема 1. На все иллюстрации должны быть даны ссылки в тексте.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 393; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.190.167 (0.082 с.)