Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Составление анкеты для изучения правосознания

Поиск

 

Содержание работы: выбрать тот аспект правосознания, который наиболее интересен студенту и изучению которого будет посвящена его анкета. Анкета должна включать в себя мотивационную часть, вопросы, касающиеся выбранного аспекта правосознания (не менее 15), и паспортичку. При постановке вопросов должно быть использовано не менее трех различных методик. Целью вопросов должно быть изучение всех трех компонентов правосознания: аффективного, когнитивного и поведенческого.

Типичные ошибки при создании анкеты:

ü Неполная мотивационная часть.

ü Вопросы, наталкивающие респондента на определенный ответ. Например, «Согласны ли Вы с тем, что в правоохранительных органах работают некомпетентные люди?», «Считаете ли Вы?». В данном случае для избежания ошибки рекомендуется ставить вопрос в форме утверждения, а потом, используя шкалу Лайкерта, просить респондента определить степень своего согласия с ним. Другой способ – не использовать в вопросах слово «согласны», заменяя его выражениями «Как Вы относитесь к существующему мнению о том...», «Как бы Вы могли оценить компетентность работников правоохранительных органов», «Как Вы считаете...?» и т. д.

ü Большое количество вопросов без вариантов ответа, особенно в конце анкеты.

ü Большое количество общих вопросов, например, об отношении к закону вообще, к преступлению вообще и т. д.

ü Не учтен уровень осведомленности респондента. Например, использование в анкетах, созданных для людей, не имеющих профессионального юридического образования и не работающих в сфере права, вопросов, посвященных специфическим аспектам закона, без специальных объяснений их сути.

ü Постановка в рамках одного вопроса нескольких. Например, «Как Вы относитесь к работникам правоохранительных органов и судебной системы?»

ü Использование в качестве альтернатив для закрытого вопроса разных типов ответов. Например, «Как Вы относитесь к легализации легких наркотиков? А) Хорошо Б) Плохо В) Хорошо, потому что они неопасны; Г) Нейтрально». В данном случае необходимо разделять указание на отношение (согласен – не согласен, хорошо – плохо) и объяснение отношения.

 

Литература

Основная:

1. Бартол К. Психология криминального поведения. СПб.; М, 2004. С. 204-206,240.

2. Ефремова Г. X, Ратинов А. Р. Изучение правосознания и общественного мнения о преступности и деятельности правоохранительных органов: Пособие по методологии и методике исследований. М., 1989.

3. Криминология/Под ред. Дж. Ф. Шели. Питер, 2003. С. 57-76.

Дополнительная:

4. Гулевич О. А. Социальные представления о преступлениях в межличностной и массовой коммуникации //Вопросы психологии. 2001. №4. С. 53-67.

5. Ратинов А. Р. Структура и функции правового сознания // Правовая культура и вопросы правового воспитания / Под ред. А. Д. Бойкова, В. И. Каминской, А. Р. Ратинова, В. В. Степанова, А. С. Шляпочникова. М, 1974. С. 178-187.

6. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. СПб.: Питер; М: Смысл, 2003.

7. Ясюкова Л. А. Правосознание: диагностика и закономерности развития //Прикладная психология. 2000. № 4. С. 1-13.

 

Анкета должна состоять из трех частей:

1. Вводная часть.

2. Основная часть.

3. Паспортичка.

 

Вводная часть. Главная функция вводной части – пробудить желание респондента отвечать на вопросы анкеты. Вводная часть начинается с обращения к опрашиваемому и содержит:

ü Обращение (уважаемый школьник, житель, гражданин и т. д.).

ü Данные организации (учреждения), проводящей опрос.

ü Цель и задачи исследования, а также практическое значение решения этих задач.

ü Значимость роли респондента для решения этих задач.

ü Гарантию анонимности (главное здесь не то, что будет или не будет фиксироваться фамилия респондента, а то, что полученные от анкетируемого сведения не станут публичным достоянием других без соответствующего его на это согласия).

ü Указание о технике заполнения анкеты (часто эти указания еще располагаются и непосредственно в тексте вопросов или на полях анкеты).

ü Выражение благодарности, высказываемое авансом опрашиваемому, которое побуждает его заполнить анкету.

Вводная часть не должна быть очень большой, но обязательно ясной и понятной для любого респондента, мотивирующей его на участие в опросе. Хотя эта часть небольшая по объему, она очень важная. От того, как составлено обращение, зависит отношение к анкете респондента.

 

Основная часть. Это самая важная часть анкеты. Первыми обычно идут так называемые «контактные вопросы», основная цель которых заинтересовать респондента, облегчить ему процесс включения в проблему. Эти вопросы должны быть сформулированы просто, то есть предполагать легкие ответы. Именно благодаря постановке в начале анкеты таких более простых вопросов респондент подготавливается к наиболее важным. Переход от простых к сложным вопросам носит название «Правило воронки». Его использование помогает опрашиваемым постепенно выработать навыки, необходимые для заполнения анкеты. После контактных вопросов ставятся основные. Это самые важные и трудные. Ответы на них дают основную информацию по интересующей исследователя проблеме. Содержание вопросов должно соответствовать цели и задачам исследования.

Для каждой отдельной задачи лучше разработать свой определенный блок вопросов. Вопросы одного блока могут следовать один за другим, а могут быть расположены между вопросами других блоков. Самый сложный блок вопросов необходимо располагать в середине содержательной части анкеты. На последнем месте ставятся заключительные вопросы, основная функция которых – снять психологическое напряжение у респондентов, дать почувствовать, что сделана большая и нужная работа. В связи с возможной усталостью респондента, это должны быть наиболее простые вопросы, ответы на которые не требуют сильного напряжения памяти, внимания и т. п.

 

Паспортичка. В паспортичку включаются вопросы, раскрывающие следующее содержание: пол;

· возраст респондента;

· образование, профессия;

· социальное положение;

· семейное положение.

В зависимости от цели и задач проводимого исследования количество вопросов может быть уменьшено или увеличено. Паспортичку лучше расположить в начале анкеты.

В конце анкеты желательно поблагодарить респондентов за участие в опросе. Это могут быть высказывания разного типа: «Благодарим за участие в исследовании», «Спасибо за помощь», «Благодарим вас зато, что, несмотря на занятость, вы нашли время и возможность ответить на вопросы нашей анкеты» и т. п. В конце анкеты можно поставить вопрос о полезности проведенного опроса. Например: «Насколько важным вы считаете проведение данного опроса?»

 

Задание 2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 732; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.133.251 (0.006 с.)