Специализации «Социальная психология» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специализации «Социальная психология»



Юридическая психология

для студентов специальности

Психология»,

Специализации «Социальная психология»

Очной, заочной форм обучения

Разработчик

Зотова О. Ю.,

Канд. психол. наук, доцент

 

 

 

Екатеринбург

  УТВЕРЖДАЮ: Декан факультета социальной психологии ____________________Е. Б. Перелыгина 2011 г.  

 

ПРИНЯТО: Ученым советом факультета социальной психологии     РЕКОМЕНДОВАНО К ПЕЧАТИ: Протоколом заседания кафедры социальной психологии № 8 от 23 апреля 2011 г.    

 

 

© НОУВПО Гуманитарный университет

© Зотова О. Ю., 2011

Содержание

 

 

I. Введение.................................................................................

 

II. Учебно-методический план занятий для очной формы обучения...................

 

III. Содержание курса............................................................

 

IV. Программа семинарских занятий

 

V. Учебный словарь дисциплины...............................…................

 

VI. Самостоятельная работа студентов..........................................

 

VII. Методические рекомендации

по подготовке к текущему и рубежному контролю.........................

VIII. Контрольные мероприятия........................................................

 

IX. Отчетность………………….................................................

 

X. Библиографический список……………………….................

 

XI. Ресурсное обеспечение дисциплины....................……..............

Приложение 1

Приложение 2

Учебно-методический комплекс дисциплины «Юридическая психология» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к уровню подготовки дипломированного специалиста по специальности 030301 «Психология», специализации «Социальная психология».

Дисциплина относится к циклу ДС учебного плана.

 

Семестр IX
Форма обучения очная
Общая трудоемкость дисциплины 70час., в том числе:
Аудиторная работа: Лекций Семинаров 16 час. 16 час.
Самостоятельная работа: Конспекты источников 38час.  
Контрольные мероприятия  
Творческие задания (2) Контрольные мероприятия Контрольная работа  
Отчетность  
Зачет в IX семестре

 

I. Введение

 

Дисциплина «Юридическая психология» рассматривает факторы, влияющие на правовое поведение человека, его основные психологические закономерности и формирует навыки психологического анализа правовых ситуаций.

Программа учебной дисциплины содержит разделы, в которых определяются:

• предмет и методы юридической психологии;

• структура и психологические механизмы правовой социализации;

• механизмы и структура преступного акта, мотивы и условия совершения преступления, а также способы профилактики преступности;

• судебная психология (психология следственной деятельности, судебно-психологическая экспертиза);

• исправительная психология (психологические основы ресоциализации осужденных).

 

1. Цель дисциплины

Целью дисциплины является формирование основных представлений о сфере взаимодействия психологии и права, раскрытие структуры и основного содержания юридической психологии, ее базовых понятий и методов.

 

2. Задачи дисциплины

Предлагаемый учебно-методический комплекс решает следующие задачи:

· ознакомление студентов с современными достижениями в сфере юридической психологии; с передовыми идеями, концепциями и школами ведущих научных школ;

· изучение психологической составляющей методов, методик и специальных приемов деятельности, используемых в правоохранительной области;

· знакомство студентов с психологией преступника и его преступного поведения;

· знакомство с психологией лиц, осуществляющих правосудие и ведущих борьбу с преступностью и их деятельностью;

· знакомство с психологией перевоспитания и ресоциализации преступника, а также демонстрация специальных судебно-психологических методов, необходимых для научного исследования указанных проблем;

· углубление научного мировоззрения будущих профессиональных психологов на базе современных междисциплинарных подходов;

· овладение системой основных психологических знаний, умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности психолога в сфере права;

· подготовка к разнообразным видам психологической работы с различными категориями граждан;

· создание фундамента профессионального самоопределения в сфере юридической психологии;

· воспитание потребности в самосовершенствовании личности и постоянном профессиональном развитии.

 

3. Место дисциплины в программе общей и специальной подготовки студентов и ее связь с другими дисциплинами

Дисциплина «Юридическая психология» использует учебный материал, включенный в программы по «Общей психологии» и «Социальной психологии», и базируется на знаниях, полученных студентами в ходе освоения следующих учебных дисциплин:

• «Основы отклоняющегося поведения»;

• «Возрастная психология»;

• «Профессиональная психология»;

• «Психологии труда».

Характер курса

Курс является базовым.

 

5. Требования к уровню подготовки студента

До начала освоения курса студенты должны:

1) обладать знаниями основ общей и социальной психологии;

2)иметь представления об основных предметных областях психологии;

3)ориентироваться в различных подходах к пониманию личности.

 

Требования к уровню освоения содержания курса

В результате освоения содержания курса студенты должны:

1. владеть ключевыми психологическими категориями в преломлении к профессиональной деятельности в сфере права;

2. владеть методологическими основами юридической психологии, психологией профессиональной деятельности в сфере права;

3. ориентироваться в базовых принципах юридической психологии, ведущих достижениях в сфере юридической психологии, концепциях основных научных школ в области юридической психологии;

3. уметь проводить психологический анализ юридически релевантных ситуаций;

4. уметь обобщать юридические факты и выводить на их основе психологические закономерности;

5. строить психологический прогноз развития ситуации или деятельности конкретного субъекта, значимых в правовом аспекте;

6.давать оценку психологического состояния испытуемого в момент совершения противоправных действий;

7. формулировать рекомендации по вопросам психологии профессиональной деятельности для сотрудников сферы охраны правопорядка;

8. формулировать основные задачи по психологическим аспектам профилактики делинквентного поведения;

9. вырабатывать рекомендации по социально-психологической реабилитации осужденных;

10. научиться вырабатывать профессиональное отношение к сложным явлениям действительности, применять психодиагностический и иной психологический инструментарий к объектам исследований юридической психологии.

 

Методическая новизна курса

Преподавание ведется с применением следующих активных методов обучения: дискуссии, работа в малых группах, анализ конкретных ситуаций.

III. Содержание курса

Раздел I. Введение в юридическую психологию

Тема 1. Предмет, цели и задачи юридической психологии

Предмет и система юридической психологии. Задачи юридической психологии, ее роль в формировании личности юриста. Правовая, судебная, криминальная, пенитенциарная психология, их место в системе юридической психологии.

Юридическая психология как особая сфера пересечения интересов психологии и права. Естественнонаучные, философские и общепсихологические основания юридической психологии. Общая теория систем Л. фон Берталанфи и юридическая психология. Исторические этапы развития юридической психологии как системы. Перспективы развития юридической психологии.

Основные направления в отечественной и зарубежной юридической психологии. Различия в понимании терминов «psycho-legal field», «forensic psychology», «law psychology» и «legal psychology».

Развитие представлений о предмете юридической психологии. Современное понимание предмета юридической психологии. Основные цели и задачи юридической психологии как научной и прикладной дисциплины. Проблемное поле современной юридической психологии.

Общие и частные принципы юридической психологии.

Тезаурус и понятийный аппарат юридической психологии. Основные понятия юридической психологии. Специальные терминологические словари; словари сленга и жаргонов. Развитие профессионального языка юридической психологии. Двуязычные, страноведческие и энциклопедические словари в сфере юридической психологии.

Структура юридической психологии. Различные подходы к структурированию юридической психологии. Общая и специальная части юридической психологии. Теоретическая и прикладная юридическая психология. Отрасли юридической психологии.

Содержание настоящего курса и его значение в подготовке специалистов в сфере юридической психологии.

 

Литература

Основная:

1. Васильев В. Л. Юридическая психология. СПб.: Питер Пресс, 2002. С. 7–51.

2. Еникеев М. И. Общая и юридическая психология. М.: Юрид. лит., 2005. Ч. II. С. 5–29.

3. Романов В. В. Юридическая психология: Учебник. М.: Юрист, 2005. С. 8–33.

4. Шиханцов Г. Г. Юридическая психология: Учебник для вузов. М.: Зерцало, 2000. С. 3–27.

Дополнительная:

5. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. СПб., 2000. С. 315–357.

6. Пирожков В.Ф. Криминальная психология. М.: Ось-89, 2001. С. 17–37.

Доступность литературы:

№ 1,2,3.4,6 – в библиотеке университета.

 

Тема 2. Юридическая психология в науке и обществе

Место юридической психологии в системе научного знания. Основания для выделения юридической психологии в самостоятельную науку. Голографическая парадигма строения направлений психологии: «кристалл» науки вместо «дерева» науки. Интерпсихологические и междисциплинарные связи юридической психологии.

Юридическая психология как специальность и профессия.

Подготовка юридических психологов в России и за рубежом. Университетские и ведомственные модели психологического образования. Государственные, частные и корпоративные системы профессионального психологического образования. Российские и зарубежные стандарты в области профессионального образования психологов. Ведущие научные школы мира по подготовке психологов для правоохранительных органов.

Российские и зарубежные печатные издания в сфере юридической психологии. Международные, всероссийские и ведомственные съезды, конференции и семинары юридических психологов.

Психологические ресурсы Интернета в сфере психологии и права. Международные e-mail конференции «Psychology-Law», «Forensic-Psych», «Profiling-L», «Коллегии юридических психологов». Опыт кооперации юридических психологов с использованием возможностей Интернета.

Профессиональные организации, объединяющие юридических психологов: РПО, КЮП, ВКА, АРА, AP-LS, EAPL, АВР. Развитие международного сотрудничества в сфере юридической психологии.

Использование психологических знаний в юридической деятельности. Понятие психологической культуры юриста.

Значение юридической психологии в современных условиях развития общества. Перспективы развития юридической психологии.

 

Основная:

1. Васильев В. Л. Юридическая психология. СПб.: Питер Пресс, 1997. С. 198–326.

2. Еникеев М. И. Общая и юридическая психология. М.: Юрид. лит., 1996. Ч. II. С. 30–39.

3. Романов В. В. Юридическая психология: Учебник. М.: Юрист, 1999. С. 306–344.

4. Шиханцов Г. Г. Юридическая психология: Учебник для вузов. М.: Зерцало, 1998. С. 28–33.

Дополнительная:

5. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. М.: Академия, 2005. С. 125–171.

6. Климов Е. А. Введение в психологию труда: Учебник для вузов. М.: Культура и спорт: ЮНИТИ, 1998. С. 159–165, 181–194.

7. Носкова О. Г. Психология труда / Под ред. Е. А. Климова. М.: Академия, 2004. С. 136–144.

 

Доступность литературы:

№ 1,2,3,4,5,6,7 – в библиотеке университета.

 

Литература

Основная:

1. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2001. С. 266-279.

2. Анцыферова Л. И. Связь морального сознания с нравственным поведением человека (по материалам исследований Лоуренса Колберга и его школы) // Психологический журнал. 1999. Т. 20. №3. С. 5-17.

3. Васильев В.Л. Юридическая психология. СПб.: Питер Пресс, 2002. С. 118-157.

4. Васильева Ю.А. Особенности смысловой сферы личности при нарушениях социальной регуляции поведения // Психологический журнал. 1997. Т. 18. № 2. С. 58- 78.

5. Еникеев М. И. Юридическая психология. М.: НОРМА, 2005. С. 224-234.

Дополнительная:

7. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. СПб., 2000.

8. Кудрявцев И.А., Семенова О.Ф. Смысловая сфера несовершеннолетних с психическими расстройствами, совершивших насильственные правонарушения // Психологический журнал. 2002. № 3. С. 54-62.

9. Ратинов А. Р., Ефремова Г. X. Правовая культура и поведение / Юридическая психология / Сост. и общ. ред. Т. Н. Курбатовой. СПб.: Питер, 2001. С. 50-64.

10. Социальная психология агрессии / Б. Крэйхи. СПб.: Питер, 2003.

Доступность литературы:

№ 1,2,3.4,5,7,8.

Литература

Основная:

1. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2003. С.102-115.

2. Васильев В. Л. Юридическая психология. СПб.: Питер Пресс, 2002. С.88-99.

3. Гулевич О. А. Социальные представления о преступлениях в межличностной и массовой коммуникации //Вопросы психологии. 2001. №4. С. 53-67.

4. Носкова О. Г. Психология труда / Под ред. Е. А. Климова. М.: Академия, 2004. С.58-77.

Дополнительная:

5. Долгова А. И. Преступность и ее социально-психологические аспекты / Юридическая психология / Сост. и общ. ред. Т. Н. Курбатовой. СПб.: Питер, 2001. С. 139-147.

6. Алтухов С. А. Преступления сотрудников милиции (понятие, виды и особенности профилактики). СПб.: Юридический центр Пресс, 2001.

7. Самовичев Е. Г. Бессознательные мотивы преступного поведения / Юридическая психология / Сост. и общ. редакция Т. Н. Курбатовой. СПб.: Питер, 2001. С. 119-138.

8. Якушев И. В., Ачитаева И. Б. Деструктивные взаимоотношения в учебных группах образовательных учреждений МВД России // Вопросы психологии. 2008. № 6. С. 91-101.

Доступность литературы:

№ 1,2,3,4,8 – в библиотеке университета.

 

Тема 6. Правовая психология

Объект, предмет и задачи правовой психологии. Психологические механизмы нормативно-правовой регуляции. Правосознание как система индивидуального, группового и общественного сознания, отражающая правовую действительность.

Правосознание по А. В. Ярмоленко. Три аспекта правосознания: криминально-психологический, судебно-психологический и исправительно-трудовой.

Санкт-Петербургская школа юридической психологии. Понятие правосознания по Б. Д. Лыскову и Т. Н. Курбатовой: структура правосознания, его основные функции, оценочные отношения, дефекты правосознания.

Три основные функции правосознания: познавательная, оценочная и регулятивная. Познавательная функция - знание правовых норм и отношений. Оценочная функция - система мнений, суждений, позиций по юридически значимым вопросам. Регулятивная функция - правовые установки, ориентации и навыки правового поведения.

Концепция правовой культуры по А. Р. Ратинову. Правосознание как психологический механизм нормативно-правовой регуляции. Составляющие правовой культуры: право, то есть система норм, выражающих государственные веления; правоотношения - система общественных отношений, регулируемых правом; правовые учреждения (институты) - система государственных органов и общественных организаций, обеспечивающих правовой контроль, регулирование и исполнение права; правовое поведение, то есть система практической деятельности людей по исполнению и применению права; правосознание - система духовного отражения всей правовой действительности.

Связь правовой культуры с другими областями культуры: политической, нравственной, эстетической. Взаимодействие правовой и других областей культуры как результат взаимовлияния однотипных культурных комплексов, принадлежащих к разным культурным сферам. Взаимосвязь всех элементов, образующих правовую культуру.

Иерархическое строение сферы права. Право как элемент системы социальных норм; правоотношения как элемент системы социальных институтов; правосознание как элемент системы общественного сознания; правовое поведение как элемент системы всей социальной деятельности людей. Взаимодополнение и взаимоподкрепление родственных элементов в этих системах. Правовые субкультуры.

Правовая социализация личности и этапы формирования ее нормативно-правовой сферы. Психологические механизмы интер-иоризации и экстериоризации права. Моральное сознание по А. А. Реану.

Криминально-психологические аспекты правовой культуры на уровнях индивида, группы, общества. Психологические особенности деформации права и правосознания в тоталитарных обществах.

Литература

Основная:

1. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2003. С. 266-279.

2. Васильев В. Л. Юридическая психология. СПб.: Питер Пресс, 2002. С. 118-157.

3. Еникеев М. И. Общая, социальная и юридическая психология. СПб, 2003. С. 39-44.

4. Пирожков В. Ф. Криминальная психология. М: Ось-89, 2001. С. 88-109.

5. Шиханцов Г. Г. Юридическая психология: Учебник для вузов. М.: Зерцало, 2000. С. 33-49.

Дополнительная:

6. Анцыферова Л. И. Связь морального сознания с нравственным поведением человека (по материалам исследований Лоуренса Колберга и его школы) // Психологический журнал. 1999. Т. 20. № 3. С. 5-17.

7. Кудрявцев Ю. В. Действие социальной нормы / Юридическая психология / Сост. и общ. ред. Т. Н. Курбатовой. СПб.: Питер, 2001. С. 65-74.

8. Ратинов А. Р., Ефремова Г. X. Правовая культура и поведение / Юридическая психология / Сост. и общ. ред. Т. Н. Курбатовой. СПб.: Питер, 2001. С. 50-64.

9. Социальная психология агрессии / Б. Крэйхи. СПб.: Питер, 2003. С. 182-223.

Доступность литературы:

№ 1,2,3,4,5,6,9 – в библиотеке университета.

 

Литература

Основная:

1. Антонян Ю.М. Феномен зависимого преступника М.: Аспект Пресс. 2007. С.25-88.

2. Антонян Ю.М. Почему люди совершают преступления. Причины преступности. М., 2005. С.15-66.

3. Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступника и расследования преступлений. М.: Юрист, 1998. С. 7-160.

4. Еникеев М. И. Основы общей и юридической психологии. М.: Юрист, 1996. С. 140-151, 187-224.

5. Романов В. В. Юридическая психология: Учебник. М.: Юрист, 2005. С. 248-264.

6. Шиханцов Г. Г. Юридическая психология: Учебник для вузов. М.: Зерцало, 2000. С. 58-90.

Дополнительная:

7. Антонян Ю. М, Гульдан В. В. Личность преступника с психическими аномалиями / Юридическая психология / Сост. и общ. ред. Т. Н. Курбатовой. СПб.- Питер, 2001. С. 91-111.

8. Богданов Н. Н. Стихи самоубийцы // Вопросы психологии. 2008. №4. С. 70-81.

9. Богомолова С. Н. Психологическая теория преступности Айзенка / Юридическая психология / Сост. и общ. ред. Т. Н. Курбатовой. СПб.: Питер, 2001. С. 32^4.

10. Васильева Ю. А. Особенности смысловой сферы личности при нарушениях социальной регуляции поведения // Психологический журнал. 1997. Т. 18. № 2. С. 58- 78.

11. Гулевич О. А.Социальные представления о преступлениях в межличностной и массовой коммуникациях // Вопросы психологии. 2001. № 4. С. 53-67.

12. Лысков Б. Д., Курбатова Т. Н. Понятие о личности преступника / Юридическая психология / Сост. и общ. ред. Т. Н. Курбатовой. СПб.: Питер, 2001. С.74-90.

13. Самовичев Е. Г. Бессознательные мотивы преступного поведения / Юридическая психология / Сост. и общ. редакция Т. Н. Курбатовой. СПб.: Питер, 2001. С. 119-138.

14. Хекхаузен X Мотивация и деятельность. СПб.: Питер, М: Смысл, 2003. С. 485-546.

Доступность литературы:

№ 1,2,3,4,5,6,8,10,11,14 – в библиотеке университета.

Тема 8

Литература

Основная:

1. Васильев В.Л. Юридическая психология. СПб.: Питер Пресс, 2002. С. 115-188.

2. Гулевич О.А. Атрибуция степени ответственности и вины преступника и его жертвы // Психологический журнал. 2006. № 3. С. 68-78.

3. Долганов Д. Н. Когнитивная коррекция аддиктивного поведения (на примере алкогольной зависимости) // Вопросы психологии. 2008. №3. С. 99-110.

4. Сафуанов Ф. С. Психологическая типология криминальной агрессии // Психологический журнал. 1999. Т. 20. № 6. С. 24-35.

5. Соснин В.А. Последствия террористических актов: Проблема оценки и психологического реагирования (зарубежный опыт) // Психологический журнал. 2010. № 1.

Дополнительная:

6. Закалюк А.П. Факторы, объясняющие особую жестокость / Юридическая психология / Сост. и общ. ред. Т. Н. Курбатовой. СПб.: Питер, 2001. С. 171-190.

7. Могильнер М.И. Мифология подпольного человека. Спб: НЛО, 2001.

8. Ениколопов С.Н., Кравцова О. А. Теории сексуального насилия // Прикладная психология. 1999. № 4. С. 45-53.

9. Марков М.М. Корни и психология террора // Психология террористов и серийных убийц. Мн: Харвест, 2004. С. 34-65.

10. Солдатова Г.У, Шайгерова Л.А., Шляпников В.Н. Психологические последствия террористического акта: опыт Беслана // Психологический журнал. 2008. № 6. С. 15-25.

11. Wilson P., Lincoln R., Kocsis R. Validity, utility and ethics of profiling for serial violent and sexual offenders // Journal of Psychiatry. Psychology and Law. 1997. № 4. P. 1-12.

Доступность литературы:

№1,2,3,4,10 – в библиотеке университета.

Литература

Основная:

1. Васильев В. Л. Юридическая психология. СПб.: Питер Пресс, 2002. С. 534-582.

2. Еникеев М.И. Общая, социальная и юридическая психология. СПб.: Питер, 2003. С. 196 - 224.

3. Романов В.В. Юридическая психология: Учебник. М.: Юрист, 2005. С. 225-247.

4. Шиханцов Г.Г. Юридическая психология: Учебник для вузов. М.: Зерцало, 2000. С. 233-237.

Дополнительная:

5. Алексеева Л. В. Практикум по судебно-пснхологической экспертизе/ Юридическая психология / Сост. и общ. ред.Т. Н. Курбатовой. СПб.: Питер, 2001. С. 469-476.

6. Коченев М. М. Судебно-психологическая экспертиза / Юридическая психология / Сост. и общ. редакция Т. Н. Курбатовой. СПб.: Питер, 2001. С. 347-363.

7. Ситковская О. Д. Компетенция судебно-психологической экспертизы аффекта / Юридическая психология / Сост. и общ. ред. Т. Н. Курбатовой. СПб.: Питер, 2001. С. 410 - 424.

8. Сафуанов Ф. С. Судебно-психологическая экспертиза аффекта в свете нового Уголовного кодекса Российской Федерации: проблемы и перспективы // Психологический журнал. 1997. № 2. Т. 18. С. 50-57.

Доступность литературы:

№1,2,3,4,8 – в библиотеке университета.

Тема 15

Литература

Основная:

1. Гулевич О.А. Социальные представления о преступлениях в межличностной и массовой коммуникации // Вопросы психологии. 2001. №4. С. 53-67.

2. Васильев В.Л. Юридическая психология. СПб.: Питер Пресс, 2002. С.155-188.

3. Еникеев М.И. Общая, социальная и юридическая психология. СПб.: Питер, 2003. С.165-177.

4. Климов Е.А. Введение в психологию труда: Учебник для вузов. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2004. С.188-194.

5. Магун А.В. Стратегии доказывания в коллегии присяжных заседателей // Вестник Московского университета. Сер. 14: Психология. 1997. №3.

Дополнительная:

5. Васильев В.Л. Психологическая характеристика адаптации освобожденного к условиям жизни на свободе /Юридическая психология / Сост. и общ. ред. Т. Н. Курбатовой. СПб.: Питер, 2001. С. 321-331.

7. Долгова А.И. Преступность и ее социально-психологические аспекты / Юридическая психология / Сост. и общ. ред. Т. Н. Курбатовой. СПб.: Питер, 2001. С. 139- 147.

8. Гаврилова Н.И. Понятие, виды и происхождение ошибок в свидетельских показаниях / Юридическая психология / Сост. и общ. ред. Т. Н. Курбатовой. СПб.: Питер, 2001. С. 253-269.

Доступность литературы:

№1,2,3,4,5 – в библиотеке университета.

IV. ПРОГРАММА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

1. Примерные задания для подготовки к семинарским занятиям (для студентов очной формы обучения)

Тема 1

Тема 2

Юридическая психология в науке и обществе

Вашему вниманию предлагается случай из практики ФБР:следователь берет когнитивное интервью у свидетельницы преступления. Прочтите интервью и выполните задания.

Следственное интервью было проведено с молодой женщиной, за два дня до этого оказавшейся очевидцем вооруженного ограбления ювелирного магазина. Женщина находилась поблизости, когда двое вооруженных преступников вошли в магазин и потребовали у продавцов отдать торговую выручку. Хотя она сильно испугалась, но панике не поддалась и смогла рассмотреть и запомнить грабителей. В процессе общения со следователем свидетельница проявила себя как человек, обладающий хорошими вербальными навыками. Во время проведения интервью держалась уверенно и была достаточно спокойна.

Место действия – квартира свидетельницы.

Ниже приводится текстовый формат этого интервью.

Следователь. Вы Джейн Вилсон? Я – детектив Джереми Цукерман из Метрополитен Полис Департамент. Мы вчера уже говорили с Вами по телефону об ограблении ювелирного магазина, и я хотел бы более обстоятельно поговорить сегодня о случившемся.

Очевидец. Входите.

Следователь Вчера во время телефонного разговора Вы были взволнованны. Как вы себя чувствуете сегодня?

Очевидец: Лучше. Это было по-настоящему страшно. Особенно, когда они закричали, и я увидела ружье. Раньше я никогда не видела ружья, разве что по телевизору. Я была потрясена.

Следователь: Это вполне нормальная реакция. Ведь грабители были вооружены, и ситуация была действительно опасной. Помнится, много лет назад, когда я еще не работал в полиции, я сам оказался в аналогичной ситуации: я что-то покупал в магазине, когда ворвались бандиты. Я тогда здорово перепугался.

Очевидец: Все вокруг вдруг переменилось. Дело дошло до того, что страшно выйти ночью на улицу. Я бы хотела, чтобы все эти парни оказались за решеткой, там их место, и чтобы мы снова могли ходить по улицам, ничего не опасаясь.

Следователь: Именно этого хотим и мы: снова сделать наш округ безопасным. Если вы дадите нам достаточно информации, чтобы мы смогли поймать этих бандитов, они больше не будут разгуливать по нашим улицам.

Вы поможете нам их поймать, если как можно подробнее расскажете о том, что случилось, со всеми малейшими деталями, ничего не пропуская. Чем больше деталей Вы нам сообщите, тем легче нам будет их найти и наказать.

Очевидец: Хорошо. Тогда начнем?

Следователь: Из того, что Вы мне вчера рассказали по телефону, я понял, что Вы достаточно хорошо рассмотрели грабителей и многое можете вспомнить о случившемся. Я надеюсь, что в ходе нашей беседы я все это от Вас узнаю. Где мы смогли бы поговорить так, чтобы нам не мешали?

Очевидец: Пройдемте в жилую комнату. Я сейчас выключу телевизор.

Следователь (рассматривая фото на стене): Это ваши дети? У меня тоже дома трое: две девочки и мальчик. Джейн, я хочу, чтобы Вы поняли, что только Вы располагаете всей информацией. Я попытаюсь от Вас узнать, что произошло, и жду от Вас самого подробного рассказа. Говорить будете Вы и не ждите от меня вопросов. Рассказывайте мне все, что приходит вам на ум, даже если это покажется тривиальным, даже если это противоречит тому, что Вы раньше сказали. Не пропускайте ничего. Если чего-то не знаете, ну что ж! Так и говорите: «Не знаю». Не пытайтесь ничего придумывать. Я прекрасно понимаю, что это очень трудная задача – вспомнить все детали преступления. Но Вы все же постарайтесь. Сконцентрируйте свое внимание. Мобилизуйтесь. Прежде чем мы начнем, я попрошу Вас рассказать мне немного о том, где Вы стояли в магазине и о чем думали непосредственно перед тем, как ворвались в магазин бандиты.

Очевидец: Я собиралась купить мужу часы, чтобы сделать ему на день рождения подарок. Несколько лет тому назад я покупала в этом магазине кое-что из драгоценностей. Здесь разумные цены и очень качественный товар. Я стояла в глубине магазина, когда услышала их (грабителей) крики.

Следователь: Если можете, нарисуйте простой план магазина. Покажите на нем, где стояли Вы, где были грабители, и где была касса.

Очевидец рисует план магазина.

Следователь: Какими были условия освещенности в магазине?

Очевидец: Было достаточно светло. Это ведь ювелирный магазин, и товар должен «сверкать», я так думаю.

Следователь: Джейн, попытайтесь представить, что Вы вновь стоите на том же месте, где стояли тогда, когда впервые увидели грабителей. Расскажите мне своими словами все, что можете вспомнить о происшедшем с самого начала и до того момента, как закончилось ограбление. Расскажите как можно подробнее, не пропуская никаких деталей.

Очевидец: (следует рассказ о происшествии).

Следователь: (слушая, записывает в блокнот фрагменты рассказа и вопросы, которые собирается уточнить: «Приметы, грабитель № 1 приказывает покупателям: «Все на пол!». Отмечает изменение тона голоса. Очевидец испугана. Грабитель № 1 – большое ружье. Очевидец падает на пол. Грабитель № 1 не в себе, нервничает. Грабитель № 2 обращается к Грабителю № 1: «Уходим!» Оба выбегают из магазина.).

Следователь: А теперь я попрошу Вас снова вернуться назад, к образам, о которых Вы только что говорили, и попрошу снова описать грабителей, но более детально. Я понимаю, что это непросто, но постарайтесь сконцентрироваться. Помните, чем больше деталей Вы мне сообщите, тем скорее мы схватим этих мерзавцев.

Вернитесь назад, к тому моменту, когда мужчина с ружьем повернулся к Вам и крикнул: «Лечь на пол!». Старайтесь сконцентрироваться только на одном грабителе, только на том, который крикнул на Вас.

Вам будет легче сосредоточиться, если Вы закроете глаза (показывает сам, закрывает глаза). Попытайтесь как можно явственнее мысленно представить эту сцену, когда мужчина впервые повернулся к Вам. Пока ничего не говорите. Рисуйте мысленную картину как можно яснее (пауза несколько секунд). Сконцентрируйте внимание на его лице и голове (пауза). Сейчас попробуйте описать его голову и как можно подробнее, ничего не пропускайте.

Очевидец: У него было лицо овальной формы, щеки одутловатые. Цвет лица темный. Высокий лоб. Волосы темные: брюнет или шатен. Волосы зачесаны почти прямо, слегка на левую сторону. Что-то странное было у него со ртом, как будто рот был искривлен...

Следователь: (держит паузу, молчит).

Очевидец: Может быть, у него была бородка. Казалось почему-то, что она на левой стороне гуще, чем на правой... Это все, что я могу припомнить.

Следователь: Держите образ. Сфокусируйтесь на глазах. Скажите мне все, что можете, о его глазах, бровях, вообще о верхней части лица.

Очевидец: Странные какие-то у него глаза... расширенные зрачки, такие бывают у людей «не в себе», помешанных. Не могу вспомнить цвет его глаз. Кроме того, он был вспотевшим. На его лбу поблескивали капельки пота.

Следователь: Были ли на нем очки?

Очевидец: Нет.

Следователь: Вернитесь снова к его волосам. Вы говорили, что они темные и зачесаны прямо назад. Что еще могли бы Вы рассказать мне о его волосах?

Очевидец: Они были не вьющиеся, может быть, слегка волнистые, но уж точно не курчавые.

Следователь: Можете охарактеризовать длину его волос?

Очевидец: Волосы чуть-чуть покрывали его уши, так что не были слишком короткими. Но и не очень длинными.

Следователь: Вы уже вспомнили, что у него были пухлые щеки. Снова сконцентрируйте внимание на его щеках... (держит паузу)... Сейчас попробуйте описать его лицо.

Очевидец: В его лице не было ничего примечательного. Никаких особых примет.

Следователь: Был он гладко выбрит или имел волосы на лице?

Очевидец: Он был гладко выбрит.

Следователь: Какой у него был цвет кожи?

Очевидец: Ближе к темному. Как будто загорелый. Но не очень темный.

Следователь: В общем, что же было в его лице самым примечательным?

Очевидец: Я думаю, что глаза. У него был действительно «безумный» взгляд, с расширенными зрачками.

Следователь: Джейн, Вы уже раньше упоминали о том, что после ограбления, придя домой, рассказали мужу о случившемся. Вы рассказали ему обо всем детально или только свои общие впечатления о событии и как Вы реагировали на происходящее?

Очевидец: Мой муж очень любопытен. Он попросил меня дать исчерпывающее описание того, что произошло в магазине. Мне даже показалось, что он хотел бы выступить в роли детектива-любителя и найти преступника.

Следователь: Ну и как, Вы хорошо описали случившееся Вашему мужу?

Очевидец: Хорошо. Это было сразу же после ограбления, так что тогда мне было легче припомнить некоторые детали. Я даже назвала моему мужу имя одного из грабителей – его напарник обратился к нему, назвав по имени. Но сейчас я не могу вспомнить это имя. Надо было тогда его записать.

Следователь: Вернитесь назад, к тому времени, когда Вы говорили с мужем. Где Вы в тот момент находились?

Очевидец: Это было дома. Я говорила по телефону с кухни.

Следователь: Постарайтесь вернуться к тому моменту, когда Вы говорили с мужем по телефону, и восстановите разговор.

Очевидец: Я сказала ему, что случилось. Естественно, он спросил о моем самочувствии и поинтересовался, сообщила ли я в полицию. Я ответила «нет» и что я, кажется, вспомнила, кого мне напоминал один из грабителей и имя одного из них. Но сейчас я это имя не помню.

Следователь: Постарайтесь вернуться к тому моменту в разговоре с мужем, когда Вы думали об имени грабителя. Восстановите это время в памяти. Как Вам все-таки удалось вспомнить это имя?

Очевидец: Попробую. Я вспоминаю, что мужа тогда это имя очень позабавило, потому что похожее имя было у нашего племянника: Робби. Но преступника звали не Робби. У него было иностранное имя, более длинное, чем имя Робби – Роберто. Да, действительно, его звали Роберто.

Следователь: Какого из парней звали Роберто: того, который наставил на Вас ружье, или того, который стоял посреди магазина?

Очевидец: Того, который направил на меня ружье.

Следователь: Можете ли Вы еще что-нибудь вспомнить из того, что говорили Вашему мужу и о чем не сказали сейчас?

Очевидец: Нет, только имя.

Следователь: Был ли один из грабителей лидером, или оба работали вместе на равных?

Очевидец: Мужчина, стоявший возле кассы и забиравший деньги, кажется, был за старшего. Он приказывал Роберто, что следует делать дальше. Этот, стоявший возле кассы человек, производил впечатление более умного.

Следователь: Почему Вы заключили, что он был более умным?

Очевидец: Точно не знаю. Думаю потому, что речь у него была более отчетливой, чем у Роберто, и говорил он без акцента. Он был лучше одет. Он был в обычных брюках, а не в джинсах. Он был гладко выбрит. И потом, он был в очках. Вы ведь знаете, иногда люди, носящие очки, кажутся более щеголеватыми.

Следователь: Джейн, Вы сообщили мне много информации, и я хотел бы убедиться в том, что я все правильно записал. Давайте вместе с Вами еще раз проверим мои записи. Старайтесь думать об ограблении, когда я буду читать Вам мои записи. Если в какой-то момент Вам покажется, что я что-то неверно записал или Вы вспомните что-либо новое, чего Вы еще не говорили, сразу же прервите меня и скажите об этом.

Медленно читает записанное.

Следова



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 255; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.224.90.25 (0.176 с.)