Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социально-демографические свойства осужденныхСодержание книги
Поиск на нашем сайте
(возраст, социальная принадлежность, образование, профессиональная подготовка, пол) Исходя из того, к какой возрастной категории относится тот или иной осужденный (ранняя юность – 14-16 лет; юность – 16-18 лет; ранняя взрослость – 18-25 лет; средняя взрослость – 25-40 лет; зрелая взрослость – 40-60 лет, поздняя взрослость – старше 60 лет), ему, как правило, присущи и соответствующие психологические качества. Поэтому психолог должен хорошо ориентироваться в возрастной психологии[15], уметь определить соответствие между личностными качествами изучаемой личности осужденного и типовыми свойствами, которые должны быть присущи людям данного возраста. Так, например, для несовершеннолетних, особенно в 14-15 лет, характерны: несформированность ценностных ориентаций, отсутствие четких жизненных планов, неадекватные представления о социальных явлениях, склонность к фантазированию (юношескому аутизму), подверженность групповому давлению, повышенная внушаемость, стремление к самоутверждению в группе и т.д. Вместе с тем, именно среди несовершеннолетних наиболее часто встречаются индивидуальные отклонения в развитии личности. Психологический возраст (психическое развитие) не всегда совпадает с физическим и возрастным. Анализ статистических материалов всероссийской переписи осужденных показывает, что большинство лишенных свободы (52%) имеют возраст до 30 лет. В общем массиве осужденных, по сравнению с 2000 годом, общее количество и удельный вес несовершеннолетних сократились. Но это связано с имевшими место амнистиями и гуманизацией уголовного законодательства. Поэтому в воспитательных колониях увеличивается удельный вес осужденных 14-15 лет за тяжкие и особо тяжкие преступления. Безнадзорность начала 90-х годов начинает сказываться на статистике уголовно-исполнительной системы. Социальная принадлежность осужденного к определенному слою (страту) и род занятий: сельский или городской житель, рабочий, бизнесмен, без определенного места жительства и т.п., – также позволяют глубже понять истоки поведения осужденного, его определенные привычки и взгляды на жизнь. За последние 15 лет резко возросло количество осужденных без определенных занятий, не имеющих постоянной работы, мигрантов. Это необходимо учитывать при индивидуальной, при групповой работе, при организации профессиональной и образовательной подготовки осужденных. Образование осужденных коррелирует с уровнем их развития и характером совершаемых преступлений. За последние 5 лет несколько увеличился удельный вес осужденных с высшим, незаконченным высшим и средним специальным образованием. Но количество осужденных, не имеющих полного среднего и неполного среднего (8-9 классов) увеличилось. Резко возросла доля несовершеннолетних осужденных, имеющих лишь начальное образование, а также неграмотных. Это необходимо отражать в программе индивидуально-воспитательной работы с осужденными и учитывать при организации образовательных школ в исправительных учреждениях. Пол осужденных, или, как принято говорить в последнее время, гендерные особенности во многом определяют характер совершенных преступлений, особенности психологии и поведения. В настоящее время в местах лишения свободы содержится около 40 тысяч осужденных женщин (примерно 5% от общей численности). Многочисленные исследования отечественных и зарубежных ученых свидетельствуют о том, что женщины, в сравнении с мужчинами, более эмоциональны, чувствительны (сензитивны), заботливы по отношению к другим, внушаемы, менее агрессивны и жестоки[16]. В случае признания вины в совершенном преступлении, женщины испытывают более сильное чувство вины, тревоги и раскаяния. Они также проявляют больше эмпатической тревоги о причиненном вреде, сопереживают жертве[17]. Определенные различия наблюдаются и в проявлении такого свойства, как агрессивность. На вербальном уровне различия в агрессивности мужчин и женщин менее заметны, но физическая агрессия более свойственна мужчинам, ни прибегают к прямым формам ее проявления, а женщины предпочитают пользоваться косвенными действиями, которые наносят вред противнику косвенным путем (Лагерспетц, 1992). Женщины более сдержанны и в условиях сильной провокации, тогда как мужчин легче вывести из состояния равновесия. Женщины чаще проявляют агрессию как экспрессию, как средство выражения гнева и снятия стресса путем высвобождения агрессивной энергии. Мужчины же, напротив, относятся к агрессии как к инструменту, считая ее единственно достойной моделью поведения для получения социального и материального вознаграждения. Мужчины не только агрессивны, но и сами, значительно чаще женщин, становятся объектами физической агрессии. Однако в этой закономерности есть исключения: женщины чаще становятся жертвами супружеского насилия и сексуальной агрессии. Вместе с тем, среди осужденных достаточно много женщин, отбывающих наказание за убийство сожителя, мужа или нанесение им тяжких телесных повреждений на семейно-бытовой почве. По проявлению агрессивности этих женщин можно разделить на две категории: слабо контролирующие свою агрессивность и чрезмерно сдерживающие свою агрессию. Первые, как правило, совершают преступления ситуативно, их агрессия связана с импульсивностью, раздражительностью, повышенной эмоциональной восприимчивостью. Их преступление – реакция на глубоко взволновавшие их события (угрозу мужа, оскорбление, измену, истязание детей и т.п.). Вторые, чаще всего, совершают преступление вследствие длительного жестокого к себе отношения. У лиц, чрезмерно долго сдерживающих свою агрессию, наступает «порог терпимости», и они защищают себя от обидчика либо в форме эмоциональной вспышки либо обдуманно, от безысходности (в их представлении) ситуации. По сути, такие женщины сами являются жертвами. Поэтому и средства психологической реабилитации в отношении разных категорий осужденных должны применяться разные. Завершая краткую характеристику психологических особенностей осужденных женщин, необходимо отметить природу гендерных различий и, в частности, агрессии. Большинство биологов, психофизиологов, занимающихся изучением социального поведения, придерживаются мнения, что гендерные различия в агрессии обусловлены в основном генетическими факторами. Однако, прямые эмпирические исследования, подтверждающие данный подход, провести сложно. Основным аргументом генетической концепции гендерных различий является отличие в гормонах. Эксперименты показывают, если так называемый «мужской гормон» (тестостерон) ввести самкам животных, то они приобретают более мускулистую внешность и агрессивность поведение, свойственное самцам. Гормональные изменения у женщин также меняют ее поведение, делая его более напористым и уверенным[18]. Не случайно, что в большом спорте все спортсмены-женщины проходят тест на структуру гормонов. Социальные психологи в объяснении гендерных различий делают акцент на социальные и культурные факторы. Наиболее популярной является концепция Игли и ее коллег (Eagly, 1987, Eagly, Wood 1991). Согласно этой теории, гендерные различия порождаются, главным образом, противоположностью гендерных ролей, то есть представлениями о том, каким (в пределах конкретной культуры) должно быть поведение представителей различных полов [19]. Нет необходимости объяснять, что в России, как и в других государствах, в общественном сознании сложился достаточно устойчивый набор ожидаемых образцов поведения, норм для женщин и мужчин. С раннего детства мы (и у нас) пытаются сформировать установку: «ты мальчик», («девочка» или «женщина») и должен (должна) вести себя определенным образом. Накладываясь на генетические предпосылки, гендерные роли развиваются и формируются у каждого индивида. К сожалению, в уголовно-исполнительном законодательстве России (за исключением условий содержания осужденных, имеющих детей в домах ребенка при исправительных колониях) не нашли отражения гендерные различия мужчин и женщин. По сути, принцип дифференцированных условий содержания для мужчин и женщин не соблюдается. Тогда как и физиологические и психологические особенности женщин требуют более гуманного подхода и в бытовых условиях, и в сроках наказания в ШИЗО и ПКТ. В большинстве колоний на строгих условиях содержания (СУС) практически отсутствуют женщины. Во многих исправительных учреждениях для содержания женщин так и не созданы локальные участки. По мнению работающих в этих учреждениях сотрудников – это ненужные тюремные атрибуты для женских колоний. Другими словами, практика опережает развитие законодательства. Таким образом, учет гендерных особенностей имеет принципиальное значение для организации процесса исполнения наказания. Семейное положение и отношения с родственниками. Анализ данных статистики показывает, что отсутствие или наличие слабых семейных связей является одним из условий криминализации личности и, напротив, контакты с родственниками, их поддержка служат предпосылкой успешной ресоциализации осужденных. При изучении несовершеннолетних внимание обращается на наличие родителей, так как известно, что большинство осужденных молодежного возраста выросли не в полных семьях. Вместе с тем, с позиций социальной психологии, важно акцентировать внимание не только на самом факте (наличие или отсутствие родителей), а на отношениях, которые складывались в семье. Важную роль в развитии и формировании ребенка оказывают другие члены семьи (чаще всего, бабушки). Это значимый социально-психологический феномен, который должен учитываться психологом, начальником отряда, воспитателем. Психологическая близость осужденного к тому или иному члену семьи позволяет использовать последнего в качестве передаточного механизма воспитательного воздействия на осужденного.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 335; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.192.174 (0.007 с.) |