Развитие нравственного самоконтроля над влечениями 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие нравственного самоконтроля над влечениями



Данная задача решается посредством развития стремлений изменить конкретные формы своего поведения через самоутверждение личности на основе конкретных позитивных поступков и через выявление определенных качеств личности как непосредственного объекта коррекции. В данном случае рекомендуется:

1. Совершенствовать систему мотивов, побуждающих к работе над собой посредством бесед, рассказов, обсуждений кинофильмов, книг, жизненных примеров, в которых раскрываются волевые качества, помогающие преодолевать трудности и собственные недостатки;

2. Выбрать совместно с осужденным нравственный образец – ориентир;

3. Обучить способам саморегуляции;

4. Рекомендовать упражнения, направленные на приобретение навыка волевой мобилизации;

5. В воспитательных программах совмещать методы стимулирования и торможения;

6. Оказывать помощь в самовоспитании, поощрять за достигнутые результаты в самосовершенствовании;

7. Осуществлять периодический контроль за установлением и развитием межличностных отношений;

8. Формировать нравственные качества осужденного: справедливость, доброжелательность, честность;

9. Формировать нравственно-правовые мотивы поведения, что может выражаться в разъяснении законов и необходимости их неуклонного выполнения, аппелировать к гражданскому долгу, сознательности и др.;

10. Учить проявлять устойчивость к неблагоприятным средствам влияния;

11. Формировать умение тормозить нереалистичные желания.


Повышение устойчивости мотивационной сферы

 

Эта проблема проявляется в важнейшем этапе волевого акта – борьбе мотивов, и заканчивается принятием решения и его осуществлением посредством действия. Формирование устойчивой мотивационной сферы связано с формированием общественно-значимой мотивации. В связи с этим рекомендуется:

1. Участие в мотивационном тренинге;

2. Не допускать слепую веру в чью-либо авторитетность;

3. Давать точную инструкцию к выполнению того или иного задания;

4. Строить отношения на основе высокой требовательности;

5. При необходимости, использовать наказание, связанное со словесным выражением морального порицания, общественного осуждения;

6. При проведении воспитательной работы проанализировать следующие высказывания:

· Кризисные события или чувство скуки побуждает меня приняться…

· Изменения, которые я провожу…

· Сильные стороны, которые в себе нравятся…

· Потенциальные силы, которые я хочу развить в себе…

· Черты характера, от которых я хотел бы избавиться…

7. Сформировать убеждение, что будущее в большей степени принадлежит людям, стремящимся добиться высоких результатов, рассчитывающим, прежде всего, на себя, и тем, кто уважает других людей и ценит то, что имеет;

8. Формировать жизненную активность, учитывая, что чем ближе цель, тем выше активность ее достижения, тем значительнее временная удаленность цели.

 

Снижение уровня тревожности и страха

 

Проблема повышенной тревожности и страха проявляется как отражение нужды избежать опасности и имеет формы боязни, испуга, тревожного ожидания. В основе эмоции страха лежит пассивно или активно оборонительный рефлекс, определяющий астеническое или стеническое проявления страха, в связи, с чем необходимо работать над сбалансированностью системы человек – среда, формированием достаточных психических и физических ресурсов индивидуума для удовлетворения его актуальных потребностей. Рекомендуется:

1. Создать ощущения комфорта и безопасности;

2. Воспитывать необходимую устойчивость и терпимость к переживаниям страха;

3. Обучить технике регуляции страха:

· Противостояние: делать свое дело, не показывая, как мне страшно;

· Спокойно проанализировать причину страха;

· Слушать классическую музыку.

4. Быть эмоционально близким для данного осужденного, проявлять сочувствие к переживаниям, всячески поощрять попытки преодоления страха;

5. В индивидуальных беседах анализировать опыт чужого переживания, демонстрировать модели бесстрашного поведения в ситуациях, которые пугают данного человека;

6. Пробуждать интерес к другим людям, включать в выполнение совместной деятельности;

7. Укреплять ощущение безопасности и чувство уверенности в себе;

8. Побуждать к самосовершенствованию;

9. Работать над формированием адекватной самооценки;

10. Работать над коррекцией образа социального мира – гуманистического, разумного, родного;

11. Исключить элементы внезапности в деятельности осужденного;

12. Учить планировать будущее, чтобы быть к нему готовым;

13. Рекомендовать тренинг стрессоустойчивости, дыхательную гимнастику, упражнения, направленные на развитие волевой мобилизации;

14. В отношениях избегать двусмысленности и неопределенности.

 

Коррекция поведения в состоянии фрустрации

 

Фрустрация появляется при возникновении препятствий и сопротивлений на пути человека к цели, которые или реально непреодолимы, или воспринимаются как таковые.

В связи с этим рекомендуется:

1. Учитывать, что фрустрация - психическое состояние, возникающее вследствие препятствий, тревоги, отчаяния, агрессии;

2. В ходе индивидуальной работы переоценить возникшую ситуацию и ее последствия, изменить средства, сохраняя при этом цель;

3. При необходимости помочь скорректировать поставленные цели;

4. Купировать возможные непродуктивные реакции, возникающие в состоянии фрустрации (например, для холерика наиболее вероятна агрессия; для сангвиника характерно обесценивание ситуации и уменьшение значимости цели; меланхолик склонен к самообвинениям и к фиксации-«жвачке» на происходящее; флегматику свойственно обесценивание событий, стремление пустить все на самотек);

5. Объяснить, что трудности стимулируют активность личности, расширяют спектр связей личности с окружающим миром. Бегство от фрустрирующей действительности – это бегство от всего мира;

6. Участвовать в тренинге, направленном на повышение стрессоустойчивости;

7. Создать условия, в которых осужденный чувствовал бы себя полезным и значимым.

 

Развитие эмоциональной сферы

 

Здесь мы хотели бы остановиться на развитии механизмов саморегуляции осужденного. Данное качество особенно необходимо формировать во время пребывания в местах лишения свободы, в экстремальных для личности условиях, где необходимо умение в нужный момент мобилизовать физические и психические силы, умение сдерживать раздражение в процессе взаимодействия с другими осужденными и т.д..

Для этого необходимо:

1. Создать обстановку активно-спокойной деятельности;

2. Избегать резкой смены трудовой деятельности;

3. Рекомендовать эстетические и литературные занятия;

4. Желательно избегать жесткой регламентации деятельности и труда;

5. Участвовать в тренинге личностного роста;

6. Поощрять волю и упорство;

7. Контролировать проявление эмоциональной неустойчивости, вспышек, раздражительности;

8. Обучать навыкам самоконтроля, нейтрализации агрессивности, применению методов аутогенной тренировки;

9. Соотносить требования к осужденному в зависимости от его возможностей;

10. Развивать и совершенствовать положительные качества осужденного;

11. Обучить оптимальному распределению времени;

12. Работать над повышением самооценки и уверенности в себе;

13. Гармонизировать условия рабочего места осужденного.

14. Формировать установку, что оптимальное состояние для решения любых задач – это спокойное состояние с сознательно-волевым контролем;

15. Научить способу нейтрализации воздействия раздражающих факторов, которых невозможно избежать.

 

Нейтрализация озлобленности

 

Озлобленность проявляется при особой чувствительности к социальной справедливости, предъявлением повышенных требований к себе, обидчивости, уязвимости, подозрительности, мстительности.

Решается посредством развития положительной концепции принятия окружающего мира, альтруистических мотивов, привлечением внимания к данной личности.

Приемы и формы организации работы:

1. Наладить доверительные отношения, спокойный ритм работы;

2. Своевременно поощрять в коллективе за аккуратность, исполнительность, проявленные успехи;

3. В общении проявлять такт и внимание;

4. Рекомендуется тренинг уверенности в себе, тренинг повышения стрессоустойчивости;

5. Меры, связанные с критикой, необходимо проводить индивидуально, указывать на недостатки в тактичной форме;

6. Не устанавливать для данного осужденного ультимативные сроки выполнения заданий, т.к. результатом может стать ожесточенное сопротивление;

7. Поощрять за бесконфликтное поведение;

8. Участие в тренинге «Создай себе свой мир добра»;

9. Организовать работу таким образом, чтобы осужденный чувствовал себя полезным и значимым;

10. Формировать внимательное и уважительное отношение к окружающим людям, в том числе и себе;

11. Учить видеть во всех явлениях окружающей жизни положительные стороны;

12. Стимулировать проявление положительной инициативы;

13. Учить подавлять ненависть к окружающим, объясняя, что каждый человек – это индивидуальность. И характер любого нормального человека включает в себя как позитивные, так и негативные качества.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 258; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.57.87 (0.033 с.)