Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психологический профиль личности осужденных, стоящих на профилактическом учете как склонные к побегуСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Классическим определением понятия «побег» в пенитенциарной психологии является «уклонение от отбывания уголовного наказания заключенным»[49]. Побеги имеют ряд отрицательных последствий как для беглеца, так и пенитенциарного учреждения. Во-первых, они создают обстановку всеобщей подозрительности, недоверия, выбивают из колеи сотрудников, нарушают ход жизни учреждения, вынуждают администрацию ужесточить режим. Во-вторых, есть опасность совершения беглецов преступления на воле. В-третьих, побег приводит к удлинению срока наказания бежавшего. Практически ни один побег не обходится без того, чтобы «беглецы» не совершили уголовное преступление, и не только потому, что им были необходимы еда, одежда, обувь и деньги на проезд и т.п., но и из-за особого психологического настроя (по принципу «семь бед – один ответ»). Иначе говоря, переживание состояния возбуждения и напряжения провоцирует беглеца на неадекватное реагирование на окружающих (на насильственные действия). Пирожковым В.Ф. было выявлено, что любой побег имеет два аспекта: психологический и технический[50]. Психологический аспект включает причины, условия и мотивы, побудившие заключенного бежать. Заключенного могут побудить к побегу: а) желание избавиться от преследований других (бегут проигравшиеся в карты, поставленные на «счетчик»); б) уйти от угрозы унижений и домогательств (например, мужеложств и других половых извращений); г) стремление добиться перевода в другое учреждение; д) желание продемонстрировать свою «смелость», поднять авторитет в преступном обществе; е) солидарность (бегут «за компанию», подражая другим); ж) потребность хоть как-то отомстить администрации, которая по мнению бежавших, будет «наказана»; з) сиюминутные тяжелые переживания (тоска по дому, родным, знакомым или в силу сложившихся благоприятных для побега обстоятельств, которые «не грех» использовать) и) желание любым путем получить свободу. Таким образом, мотивы побегов могут быть устойчивыми (смыслообразующими) и неустойчивыми (ситуативными). От мотивов побега зависят не только его личностная значимость, но и его вредность и общественная опасность. Одно дело, когда бежит человек, чтобы избавиться от посягательств других лиц, и другое дело, когда заключенный бежит, чтобы совершить новое преступление Профилактика побегов включает комплекс предупредительных, пресекающих, психологических и воспитательных мер с учетом знания особенностей контингента заключенных и выявления среди них лиц, склонных к побегам. В исправительных учреждениях содержатся осужденные, требующие специального наблюдения и контроля поведения в течение определенного времени или всего срока отбывания наказания. Это осужденные, поставленные на различные виды профилактического учета. В настоящее время в исправительных учреждениях осужденные ставятся на профилактический учет, как склонные к побегу, по принципу принадлежности к одной из групп: 1) совершивших попытку побега, уклонение от отбывания наказания (ст. 313, 314 УК РФ); 2) скрывавшихся от следствия; 3) устно высказывавших побеговые намерения; 4) формально поставленные на учет (в т.ч. из-за длительности срока наказания); 5) имевших опыт побегов до осуждения (побеги из дома, детского дома и др.) Такое разделение оправдано, понятно и удобно для осуществления деятельности оперативно-режимной службы и совершенно исключает возможность использования знаний о специфике личности осужденного (поведение, склонности и т.д.). В каждую группу входят совершенно разные люди со своими характерологическими особенностями, привычками, жизненным опытом. Определенная часть из них ни при каких обстоятельствах не способна осуществить попытку побега. Впервые осужденные обязательно столкнутся с проблемой перестройки своего поведения под требования режима, сделают эти изменения социальной нормой на период пребывания в местах лишения свободы и не будут представлять реальной опасности. Серьезную опасность в плане совершения побега и попыток повтора ранее совершенных действий представляет часть осужденных из 1 группы. Это люди, которые не могут сдерживать свои непосредственные побуждения под влиянием ограничительных мотивов. Ограничительным мотивом в частном случае может выступать наличие привязанностей в семье (жена, дети, престарелые родители) и к определенному месту жительства, наличие устойчивых интересов или значимых обязательств и т.д. Для них в ситуации ослабления контроля (например, при этапировании) возникает большой соблазн изменить ситуацию. При этом влияние сильных эмоций на интеллектуальную переработку происходящего может дать не подчиненную сознательному волевому контролю разрядку в действии (импульсивный поступок). Рационального объяснения своего поведения впоследствии дать не могут. Такие люди могут планировать побег, но не осуществлять до тех пор, пока не представится наиболее удачный момент. Как только возникает благоприятная ситуация, они реализуют свои намерения. Если удобного случая не представится - побег не совершается. Осужденные из данной категории, замотивированные на побег, всегда при представлении возможности совершают побег. Группу 2 и 3 можно рассматривать как условно опасные в плане реализации побеговых намерений. Поведение подследственного и осужденного имеет значимые различия. Многие преступления совершаются под влиянием острых эмоциональных переживаний. Эмоциональное возбуждение, разрушая самоконтроль, побуждает к противоправным действиям. Защитное поведение, после осознания содеянного может принимать активные формы: от дачи ложных показаний до попытки скрыться от сотрудников правоохранительных органов. Подобная активность связана с результатом преувеличения угрожающих воздействий. Рациональной переработки поступка в дальнейшем не происходит, т.к. нарушаемые социальные нормы обычно личностно обесценены, чувства вины не возникает. В условиях изоляции поведение подследственного, на первых порах, определено установкой на приспособление к обстановке и выжиданию. В дальнейшем, когда определен срок наказания, в условиях блокировки потребностей, многие формы поведения становятся малоэффективными и ненужными. Происходят эмоциональные и поведенческие изменения, проявляющиеся в том, что личностные реакции сглаживаются. Люди становятся как бы похожими друг на друга. Если в случае неудачного приспособления произошло углубление негативных изменений личности и их закрепление, то такого осужденного можно условно относить к группе опасных в плане реализации намерений. Основная часть осужденных 2 и 3 группы способна вести себя вполне правопослушно. Высказывания побеговых намерений в устной форме, не сопровождающихся соответствующими приготовлениями, не обязательно связано с желанием что-либо радикально изменить в своей жизни. Подобные высказывания могут носить манипулятивный характер и иметь различные цели: в первую очередь связанные с проблемой улучшения условий содержания (в период нахождения в СИЗО) даже ценой усиления режима; могут быть оговором другого осужденного с целью удалить его из камеры и т.д. Такое поведение обусловлено плохими бытовым условиями содержания и отсутствием практического навыка разрешения внутриличностного конфликта социально приемлемыми способами. Не секрет, что на свободе для многих подследственных практически единственным способом снятия внутреннего напряжения был регулярный прием психоактивных веществ (алкоголь, никотин, наркотики, медицинские препараты). Безусловного контроля требуют впервые осужденные к длительным срокам (20-25 лет) отбывания наказания, особенно во время рассмотрения дела кассационным судом. В этот период, когда еще не утрачена надежда что-либо изменить в жизни, осужденный, сталкиваясь с многочисленными трудностями межличностного общения, новыми требованиями к его поведению, не может их полностью принять. Длительность срока наказания, связанная с рецидивом преступления и нарастанием тяжести противоправного действия, не может однозначно рассматриваться как объективная вероятность реализации побеговых намерений. На большую часть неоднократно судимых осужденных лишение свободы не оказывает психотравмирующего воздействия. Требования режима не являются новыми, требования других служб воспринимаются более - менее конформно. Для таких людей жизнь на свободе можно рассматривать, в определенной мере, как дезадаптацию. Поэтому постановка такого осужденного на профилактический учет достаточно формальна. Работа с осужденными, осложняющими оперативную обстановку в условиях пенитенциарной системы, какими являются стоящие на учете как склонные к побегу, должна строиться на основе результатов углубленного психодиагностического обследования. Вопрос практической работы с осужденными, поставленными на профилактический учет, требует дальнейшего анализа, проработки и систематизации конкретных побеговых ситуаций. Сложности, возникшие в период подготовки материала, связаны с полным отсутствием литературы по данному вопросу, ограниченностью доступа к необходимой информации о причинах постановки на учет в следственных изоляторах. Основной задачей настоящей работы является выявление особенностей поведения осужденных в тех или иных ситуациях, описание индивидуально-типологических особенностей с использованием многофакторного личностного опросника Р. Кеттелла и теста измерения психических свойств личности Г.Айзенка[51], с целью психологической профилактики и психологической коррекции побеговых намерений изучаемых лиц, а также определения мер контроля за их поведением со стороны заинтересованных служб. 16-ти факторный личностный опросник Р.Кеттелла. Это одна из наиболее известных методик, созданная в рамках объективного экспериментального подхода к исследованию личности. В основу теста легла теория личностных черт, где личность описывается как состоящая из стабильных, устойчивых, взаимосвязанных элементов (свойств, черт), определяющих ее внутреннюю сущность и поведение. Различия в поведении людей объясняются различиями в выраженности личностных черт. При этом полагается, что порядок субъектов на шкале выраженности личностных черт остается одним и тем же в разных ситуациях. В ходе тестирования при таком подходе личность соотносится с готовой системой координат, в рамках которой измеряется выраженность заранее заданных свойств. Свойства (черты) личности, выделенные Кеттеллом, представляют собой некоторые интегральные характеристики, т.к. они объединяют в себе несколько тесно связанных признаков и обобщают их содержание. Тест состоит из 187 вопросов. Результаты выражаются в шкале стенов с минимальным значением в 1 стен, максимальным -10 стенов. Тест позволяет подробно описать личностную структуру, вскрыть взаимосвязь отдельных свойств личности, выявить внутриличностные проблемы, найти компенсаторные механизмы для поддержания психического здоровья[52]. Тест для измерения психических состояний Г.Айзенка [53]. Тест включает четыре шкалы, измеряющие соответствующие психические состояния: Шкала I – тревожность; шкала II – фрустрированность; шкала III – агрессивность; шкала IV – ригидность. В исследовании приняли участие осужденные, состоящие на профилактическом учете как склонные к побегу (экспериментальная группа) и осужденные, не состоящие на профилактическом учете, работающие в ИУ (контрольная группа). Возрастной диапазон выборки – 18-45 лет. Исследование проводилось в колониях общего и строгого режимов содержания. Сравнительный анализ результатов обследования контрольной и экспериментальной групп осужденных не показал каких-либо значимых различий между ними. Это можно объяснить тем, что экспериментальная группа представлена осужденными, состоящими на профилактическом учете как склонные к побегу. Однако на этот учет ставят осужденных не только по факту совершенного ранее побега, но и при назначении им судом большого срока отбывания наказания, без учета психологической предрасположенности к совершению побега. У большинства таких осужденных, как правило, отсутствуют побеговые намерения. Собрать необходимую для исследования группу осужденных с опытом побегов в рамках нашего было региона затруднительно, так как в исправительных учреждениях Самарской области, на момент исследования, всего было 4 осужденных имевших ранее опыт побега. Однако, у всех осужденных экспериментальной группы есть общая черта – большой срок отбывания наказания. Таким образом, полученные результаты можно считать «психологическим портретом» тех осужденных, которые действительно (формально) находятся на профилактическом учете как склонные к побегу, а не осужденных, имеющих побеговые намерения. Из таблицы 1 видно по фактору C (эмоциональная неустойчивость – устойчивость) у 50% осужденных выявлены низкие значения, что говорит об эмоциональной неустойчивости. Для личности осужденного с данными показателями характерны нехватка энергии, ощущение беспомощности, усталость, неспособность справиться с жизненными трудностями. Такие осужденные часто оказываются неспособны контролировать свои эмоциональные импульсы и выражать их в социально допустимой форме. Внешне это проявляется как отсутствие ответственности, уклонение от реальности, капризность. По фактору Е (конформность - доминантность) также преобладают низкие значения (50%), что говорит о покорности, зависимости, конформизме. Для таких осужденных характерны пассивность и подчинение своим обязанностям. Они не верят в себя и склонны к чувству вины. Как правило, в своих поступках они руководствуются мнением окружающих, не способны отстоять свою точку зрения, легко подавляются авторитетам. Преобладание низких показателей по фактору G (слабость «Сверх-Я» - сила «Сверх-Я»)указывает на безответственность, недобросовестность (60%). Такие осужденные проявляют слабый интерес к общественным стандартам и не прилагают усилий для выполнения общественных норм и требований; они могут презрительно относиться к моральным ценностям и ради собственной выгоды способны на нечестность и обман. Имеют склонность к непостоянству, могут легко бросить начатое дело, отказавшись от своих обязательств. Таблица 1. Результаты обследования осужденных, стоящих на профилактическом учете как склонные к побегу по тесту измерения психических свойств Г.Айзенка и опросника Р.Кеттелла, в % от выборки, N = 101.
У 55% испытуемых выявлены низкие значения по фактору М (праксерния - аутия). Их отличает зрелость, уравновешенность, здравомыслие. Разбираются в житейски важных вещах, руководствуются реальностью, трезво оценивают обстоятельства и людей. В неожиданных ситуациях им часто не хватает воображения и находчивости. Не характерно наличие интеллектуальных и эстетических потребностей. Однако преобладание (52%) низких значений по фактору N (естественность - искусственность) противоречит результатам по предыдущему фактору. Осужденные с низкой оценкой по фактору N характеризуются отсутствием проницательности и социальной ловкости, они неопытны в анализе мотивов поведения других людей, что подтверждается результатами теста по фактору Е. Они ведут себя просто и естественно, порой до грубости и бестактности, не умеют хитрить. Анализируя высокие (54%) показатели по фактору О (гипертимия - гипотимия), мы можем сделать выводы о наличие склонности к чувству вины у осужденных рассматриваемой категории. Большую часть времени они находятся в тревожном, подавленном состоянии. Склонны к самоупрекам, недооценивают свои возможности. Их настроение и поведение сильно зависит от одобрения или неодобрения со стороны окружающих. Это подтверждается данными по фактору Е и С, но опровергается результатами тестирования по методике Г.Айзенка (низкая тревожность 46%). Низкие значения по фактору Q1 (консерватизм - радикализм) говорят о консерватизме и ригидности личности. Такие осужденные (41%) уважают устоявшиеся идеи, мнения, способы действия, не любят перемен. Как правило, склонны к нравоучениям и морализации. Обычно занимают позицию ведомого, соблюдают субординацию, несклонны проявлять инициативу и изобретательность. Данные результаты согласуются с показателями факторов Е, М. В то же время выявлено противоречие с показателями факторов С и G, а также низкими показателями по шкале ригидности (47%) по Г.Айзенку. В ходе исследования выявлен высокий (52%) показателя уровня самоконтроля по фактору Q3 (имипульсивность – контроль желаний), что свидетельствует об организованности, умении хорошо контролировать свои эмоции и поведение. Такие осужденные думают, прежде чем действовать, упорно преодолевают препятствия, не останавливаются при столкновении с трудностями, склонны доводить начатое дело до конца, не дают обещаний, которые не смогут выполнить. Проявления высоких (45%) оценок по фактору Q4 (нефрустрированность - фрустрированность) характерны для осужденных с высоким уровнем тревожности, напряжения. Им присущи эмоциональная неустойчивость с преобладанием пониженного настроения. Они раздражаются по пустякам, быстро сердятся на людей и не выносят критики. Это согласуется с фактором С, но противоречит шкалам тревожности, фрустрации и агрессии теста измерения психических свойств. Можно предположить, что подобные расхождения в показаниях этих двух методик могут быть вызваны тем, что результаты по тесту Г.Айзенку легко фальсифицировать, в то время как результаты по тесту Р.Кеттелла оказываются достоверными. Таким образом, в ходе проведенного исследования выявлены основные личностные характеристики осужденных, состоящих на профилактическом учете как склонные к побегу. Так, присущи наиболее высокие показатели по факторам О и Q3: 1) по фактору О у 54% испытуемых – повышенная склонность к чувству вины; 2) по фактору у 52% - высокий самоконтроль поведения; Низкие показатели по факторам C, Е, G, M, N опросника Р. Кеттелла определили индивидуально личностные особенности данной категории осужденных: 1) эмоциональная неустойчивость; 2) конформность, покорность, зависимость; 3) недобросовестность, беспринципность, потворство желаниям; 4) приземленность интересов, обычность, практичность; 5) прямолинейность, бестактность, простота. С целью профилактики и коррекции выявленных психических особенностей осужденных, стоящих на профилактическом учете как склонные к побегу, необходимо проведение специальных психологических мероприятий. Поскольку для данной категории осужденных присущи эмоциональная неустойчивость, которая может отражаться на поведении осужденного и быть стимулирующим фактором побеговых намерений в системе психологического сопровождения необходимо проводить сеансы эмоциональной разгрузки, обучить навыкам расслабления, аутогенной тренировки. Выявленные личностные особенности свидетельствуют об отсутствии коммуникативных навыков у осужденных и необходимости целенаправленного формирования либо их коррекции. В ходе психокоррекционных занятий исследуется стиль общения каждого осужденного; устанавливая и моделируя в процессе ролевых игр взаимоотношения с другими членами группы, психолог обучает умению описывать поведение, сообщать о наблюдаемом без оценивания и без приписывания мотивов. Такая обратная связь, основанная на наблюдениях, вызывает наименьшую психологическую защиту и наибольшее желание изменить свое поведение. Помимо этого важным является обучение умению сообщать о своем внутреннем состоянии, понимать и принимать свои и чужие чувства. Немаловажным направлением психологической коррекции личностных особенностей данной категории осужденных является развитие мыслительных процессов, креативности, творческого воображения, умения решать мыслительные задачи, увеличение уровня интеллектуального развития, для чего используются специальные задания. Проведение такого комплекса психокоррекционных мероприятий и учет данных особенностей в процессе социально-психологического сопровождения осужденного во время отбывания наказания позволит снизить возникновение побеговых намерений.
Коновалова М.Ю., старший психолог межрегиональной психологической лаборатории ГУИН Минюста России по Самарской области Тимербулатова Р.К., психолог межрегиональной психологической лаборатории ГУИН Минюста России по Самарской области
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 967; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.71.21 (0.015 с.) |