Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психологический портрет личностиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В системе менеджмента личность выступает как объект и субъект управления, кроме, конечно, исполнителей низшего уровня, которые являются только объектами управления. При формировании коллек- тивов и организации их функционирования весьма важно изучить ра- ботника как личность, его потребности и мотивы. Поэтому знание ме- тодов убеждения, основанных на психологии и социологии личности, поможет менеджерам повысить надежность и эффективность управ- ления.
416
Р. А. Фатхутдинов. Производственный менеджмент
Психологи рекомендуют при руководстве людьми придерживаться 1 1) поддержание у подчиненных чувства самоуважения. Сначала нуж- но похвалить подчиненного и только потом — давать указания по улучшению работы; 2) внимание проблемам, а не личностям; 3) активное использование методов подкрепления положительных реакций на желательные действия или отрицательных — на не- желательные. На изменение поведения людей реагировать нуж- но сразу же, ибо отсроченная реакция вызывает лишнюю пута- ницу; 4) выдвижение ясных требований, поддержание постоянного кон- такта с людьми, прочных обратных связей. Основываясь на этих принципах, менеджер должен добиваться от подчиненных желаемых результатов: · наводить на мысли тех, кто нуждается лишь в подсказке; · давать советы тем, кто нуждается в том, чтобы их постоянно на- ставляли, консультировали и побуждали к действиям; · давать прямые указания, напоминать о необходимости действо- вать несообразительным и нерасторопным; · в категорической форме приказывать, настойчиво требовать ис- полнения от тех, кто пренебрегает советами, указаниями и реко- мендациями; · увольнять, если нет другого средства заставить людей подчинять- ся, и, наоборот, поощрять за добросовестное выполнение всех ука- заний руководителя. Как и с кем работать — во многом зависит от особенностей характе- ра людей, не только подчиненных, но и руководителей. Этот момент менеджер обязательно должен учитывать. На современном этапе развития менеджмента определение психо- логического портрета личности является одним из самых сложных и важных вопросов, решение которого позволит повысить эффектив- ность управления персоналом. Основной идеей психологии управле- ния является постулат, что плохо относиться к человеку — невыгодно. При решении проблем управления персоналом следует учитывать,
Практическая психология для менеджеров / Под ред. М. К. Тутушкиной. — М: Филинъ, 1996.
Тема 11. Основы нормирования и оплаты труда
417
что люди по-разному приспосабливаются к жизненным условиям. По способности адаптироваться можно выделить три типа людей: 1) с ори- ентацией на текущий момент и легкой приспосабливаемостью к об- становке; 2) с ориентацией на прошлое, способностью действовать в рамках жесткой структуры с четкими разрешениями и запретами, пра- вами и обязанностями; 3) с ориентацией на будущее, неадекватным ситуации поведением, плохо приспособленных к иерархической струк- туре. Первый тип людей эффективнее работает при принятии реше- ний, второй — при их реализации в рамках имеющихся структур, тре- тий — в качестве генератора идей. Каждому менеджеру важно уметь раскрывать свои внутренние пси- хологические резервы. Для этого нужно научиться познавать себя и других людей, выявлять темперамент, характер, направленность лич- ности, отношение к деятельности и жизни, к целям и жизненным си- туациям, ожидаемое эмоциональное поведение в напряженных ситуа- циях и межличностных отношениях, деловые качества. - На основе оценки свойств личности можно составить ее психологи- ческий портрет, состоящий из следующих компонентов: · темперамент; · характер; · способности; · направленность; · интеллектуальность; · эмоциональность; · волевые качества; · общительность; · самооценка; · уровень самоконтроля; · способность к групповому взаимодействию. Развитие индивидуальности человека продолжается всю жизнь. С возрастом меняется лишь позиция человека — из объекта воспи- тания в семье, школе, вузе он превращается в субъект воспитания и должен активно заниматься самовоспитанием. Совершенствование и изменение программирующих свойств личности обеспечивают ей полноценную, плодотворную длительную творческую деятельность и оказывают влияние на изменения некоторых базовых качеств, в част- ности, характера. Усиление интереса к профессии ведет к интенсифи- кации интеллектуальной деятельности, повышению мотивации, а раз-
14-488
418
Р. А. фатхутдинов. Производственный менеджмент
витие интеллекта — к поиску новых целей этой деятельности, фор- мированию настойчивости, целеустремленности. Рассмотрим вкрат- це основные компоненты, характеризующие психологический порт- рет личности. Темперамент. Наблюдая за другими людьми, за тем, как они тру- дятся, учатся, общаются, переживают радости и горе, мы, несомненно, обращаем внимание на различия в их поведении. Одни люди быстры, порывисты, подвижны, склонны к бурным эмоциональным реакциям, другие — медлительны, спокойны, невозмутимы, с незаметно выра- женными чувствами и т. д. Причина подобных различий кроется в тем- пераменте человека, присущем ему от рождения. Родоначальником учения о темпераменте является древнеримский врач Гиппократ (V в. до н. э.), который считал, что в теле человека име- ются четыре основные жидкости: кровь, слизь, желчь и черная желчь. Названия темпераментов, данные по названию жидкостей, сохранились до наших дней: холерический происходит от слова «желчь», сангви- нический — от слова «кровь», флегматический — «слизь» и меланхо- лический — «черная желчь». Преобладанием той или иной жидкости Гиппократ и объяснял выраженность определенного типа темперамен- та у конкретного человека. В современной психологии под темпераментом понимают динами- ческие особенности психики человека, т. е. только темп, ритм и интен- сивность протекания психических процессов, но не их содержание. По- этому темперамент нельзя определить словом «хороший» или «плохой». Темперамент является биологическим фундаментом личности, т. е. основан на свойствах нервной системы и связан со строением тела че- ловека, обменом веществ в организме. Черты темперамента являются врожденными, поэтому чрезвычайно плохо поддаются изменению. Темперамент определяет стиль поведения человека, способы, которы- ми человек пользуется для организации своей деятельности. Поэтому при изучении черт темперамента усилия должны быть направлены не на их изменение, а на познание особенностей темперамента для опре- деления рода деятельности человека. Различаютследующиетипытемперамента: 1) сангвиник — это обладатель сильного типа нервной системы (т. е. нервные процессы обладают силой и продолжительностью), урав- новешенного, подвижного (возбуждение легко сменяется тормо- жением, и наоборот); 2)холерик — это обладатель неуравновешенного типа нервной сис- темы (с преобладанием возбуждения над торможением);
Т е м а 11. О с н о в ы н о р м и р о в а н и я и о п л а т ы т р у д а
419
3) флегматик — с сильным, уравновешенным, но инертным, непод- вижным типом нервной системы; А)меланхолик — со слабым неуравновешенным типом нервной сис- темы. К представителю каждого типа темперамента нужно найти свой подход, исходя из определенных психологических прин- ципов. 1. «Доверяй, но проверяй». Это подходит к сангвинику, имеющему такие плюсы, как жизнерадостность, увлеченность, отзывчивость, общительность и известные минусы (склонность к зазнайству, разбросанность, легкомыслие, поверхностность, сверхобщитель- ность и ненадежность). Милый человек сангвиник всегда обеща- ет, чтобы не обидеть другого, но далеко не всегда исполняет обе- щанное. Поэтому надо проконтролировать, выполнил ли он свое обещание. 2. «Ни минуты покоя». Таков принцип подхода к холерику, кото- рый опирается на использование его плюсов (энергичность, ув- леченность, страстность, подвижность и целеустремленность) и нейтрализацию минусов (вспыльчивость, агрессивность, невыдер- жанность, нетерпимость и конфликтность). Холерик все время должен быть занят делом, иначе он свою активность направит на коллектив и может разложить его изнутри. 3. «Не торопи». Таким должен быть подход к флегматику, имеющему как плюсы (устойчивость, постоянство, активность, терпеливость, самообладание и надежность), так и минусы (медлительность, без- различие, «толстокожесть» и сухость). Главное, флегматик не мо- жет работать в дефиците времени, ему нужен индивидуальный темп, поэтому не надо его подгонять, он сам рассчитает свое вре- мя и сделает дело. 4. «Не навреди». Это девиз меланхолика, который характеризуется такими плюсами, как высокая чувствительность, мягкость, чело- вечность, доброжелательность и способность к сочувствию, и, ко- нечно, минусами: низкая работоспособность, мнительность, ра- нимость, замкнутость и застенчивость. На меланхолика нельзя кричать, слишком давить, давать резкие и жесткие указания, так как он очень чувствителен к интонациям и очень раним. В действительности трудно встретить человека, полностью отвеча- ющего определенному типу темперамента, наблюдается доминанта од- ного из них. Представляют практический интерес общепринятые свой- ства различных темпераментов, представленные в табл. 11.1. 14*
Р. А. Фатхутдинов. Производственный менеджмент
Чисто формально, без учета специфики каждой индивидуальности, при организации рабочих пар можно исходить из следующего прин- ципа: холерику легче всего работать с сангвиником, сангвинику — с ме- ланхоликом, меланхолику — с флегматиком. Если вы чувствительный меланхолик, значит вы прекрасный друг. Если вы флегматик, то за вами «как за каменной стеной» могут спрятаться ваши близкие, дру- зья и подчиненные, ведь вы очень надежны. Если вы холерик, то мож- но надеяться на успешность вашего жизненного пути, так как вы хоро- шо умеете ставить цели и добиваться их достижения. Ну а если вы сангвиник, то тогда от вас исходит теплый солнечный свет, что тоже нужно людям в жизни. Характер (от греч. — чеканка, отпечаток) есть совокупность устой- чивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обусловливающих типич- ные для нее способы поведения. Те особенности личности, которые
Тема 11. Основы нормирования и оплаты труда
42 1
относятся к характеру, называют чертами характера. Черты характе- ра — это не случайные проявления личности, а устойчивые особенно- сти поведения человека, особенности, которые стали свойствами самой личности. В характере выражаются не случайные, а наиболее типич- ные, существенные особенности человека. В структуре характера выделяют четыре группы черт, выражающие отношение личности к определенной стороне деятельности: · к труду (например, трудолюбие, склонность к творчеству, добро- совестность в работе, ответственность, инициативность и настой- чивость и противоположные черты — лень, склонность к рутин- ной работе, безответственность, пассивность); · кдругимлюдям,коллективуиобществу (например,общительность, чуткость, отзывчивость, уважение и коллективизм или замкну- тость, черствость, бездушие, грубость, презрение и индивидуа- лизм); · к самому себе (например, чувство собственного достоинства, пра- вильно понимаемая гордость и связанная с ней самокритичность, скромность и противоположные черты — самомнение, иногда пе- реходящее в тщеславие, заносчивость, обидчивость и эгоцент- ризм); · к вещам (например, аккуратность, бережливость, щедрость или скупость и т. п.). Стержнем сформировавшегося характера являются морально-воле- вые качества личности. Человек с сильной волей отличается опреде- ленностью намерений и поступков, большей самостоятельностью. Он решителен и настойчив в достижении поставленных целей. Безволие человека обычно отождествляется со слабохарактерностью. Даже при богатстве знаний и разнообразии способностей слабовольный человек не может реализовать всех своих возможностей. Французский фило- соф Ф. Ларошфуко писал в своих знаменитых «Максимах»: «Нет ни- чего бесцветнее, чем характер бесхарактерного человека». Выделяют четыре типа характера: демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый1. Демонстративный характер получил свое название из-за способности людей подобного типа чрезмерно вы- ражать свои эмоции, с точки зрения окружающих — неадекватно ситуа- ции. У демонстративной личности развита способность вытеснять из
Практическая психология для менеджеров / Под ред. М. К. Тутушкиной. — М.: Филинъ, 1996.
422
Р. А. Фатхутдинов. Производственный менеджмент
сознания некоторые травмирующие представления: она может лгать, не сознавая, что лжет, при этом ложь демонстративной личности отличает- ся от сознательной лжи притворяющегося человека. Человек не при- творяется, а действительно в данный момент верит в то, в чем пытается убедить окружающих. Демонстративная личность глубоко вживается в требуемый ситуацией образ, ей присуща высокая артистичность в вы- ражении любого чувства: горя, восхищения и т. д. Излюбленные образы, в которые перевоплощается демонстративная личность, — невинная жертва, человек, которого не оценили, злоупотребили его доверием, использовали его редкие душевные и интеллектуальные качества и пр.; либо благодетель человечества, уникальный специалист, нежное, тон- кое существо, нуждающееся в неустанной опеке. При положительном социальном развитии демонстративная личность может стать прекрас- ным писателем, актером, социальным работником благодаря умению вжиться в образ, понять другого человека. Противоположностью демонстративному является педантичный характер. Если демонстративная личность принимает решения стре- мительно, импульсивно, процесс обдумывания сведен к минимуму, то педантичная личность долго колеблется и принимает решения после тщательного обдумывания. Негативными чертами такого характера могут быть нерешительность, боязнь несчастного случая или ошибки, что вызывает необходимость постоянно проверять и перепроверять свои действия (выключен ли газ, нет ли в отчете ошибки, не грязные ли руки и пр.), если, конечно, это не единичные случаи, а устойчивое поведение. Но, как известно, наши достоинства являются продолже- нием наших недостатков, и педантичный характер может выразиться в таких прекрасных качествах, как пунктуальность, аккуратность, от- ветственность, предусмотрительность, рассудительность, забота о соб- ственном здоровье, избегание эксцессов — словом, весь комплекс черт, которых демонстративной личности явно не хватает. Следующий тип характера — застревающий. Для людей этого типа характерна длительная задержка сильных чувств (аффектов): ярости, гнева, страха, особенно когда они не были выражены в реальной жизни из-за каких-то внешних обстоятельств. Этот аффект может не затухать и вспыхивать с первоначальной яркостью спустя недели, месяцы, даже годы. Свои успехи застревающая личность переживает также доста- точно долго и ярко. Люди этого типа отличаются обидчивостью и зло- памятностью. Самыми распространенными «идеями», темами застре- вания являются ревность, преследование и месть. Эти люди могут сказать о себе: «Я могу простить обиду, но не забыть ее».
Тема
11.
Основы
нормирования
и
оплаты
труда
423
У возбудимыхличностей так же, как у демонстративных и застрева- ющих, часто констатируется весьма неровное течение жизни. Однако не потому, что они постоянно избегают трудностей, а потому, что часто высказывают недовольство, проявляют раздражительность и склон- ность к импульсивным поступкам, не утруждая себя взвешиванием последствий. Неумение управлять собой ведет к конфликтам. Способности. Способность в психологии рассматривается как осо- бое свойство психологической функциональной системы, выража- ющееся в определенном уровне ее продуктивности. Количественные параметры продуктивности системы: точность, надежность (устойчи- вость) и скорость функционирования. Способности измеряются пу- тем решения задач определенного уровня трудности, разрешения си- туаций и т. д. В качестве способностей могут выступать свойства индивида и от- ношения личности. К свойствам индивида относится развитость сис- темы познавательной, эмоциональной и волевой деятельности. Отно- шения личности включают увлеченность, сознание долга, интерес (т. е. направленность личности). Уровень способностей определяется сте- пенью разрешимости противоречий между свойствами индивида и отношениями личности. Лучший вариант, когда есть способности к ка- кой-либо сфере деятельности и интерес этим заниматься. Способности подразделяются на общие и специальные. Общие спо- собности могут предопределять склонность к довольно широкому спек- тру деятельности, они связаны с развитием интеллекта и особенно- стей личности, к которым относятся: · готовность к труду, потребность трудиться, трудолюбие и высо- кая работоспособность; · черты характера — внимательность, собранность, целенаправлен- ность и наблюдательность; · наличие творческого мышления, гибкость ума, умение ориенти- роваться в сложных ситуациях, адаптивность и высокая продук- тивность умственной деятельности. Общая способность выступает как социально-психологическая ос- нова развития специальных способностей к определенному виду дея- тельности: музыкальной, исследовательской, преподавательской и др. Направленность. В основе направленности личности лежит моти- вация ее деятельности, поведения и удовлетворения потребностей. Направленность бывает на задачу, общение или на самого себя. Одно- го человека может устроить удовлетворение только физиологических
424
Р. А. Фатхутдинов. Производственный менеджмент
потребностей и обеспечение безопасности существования. Для дру- гих, кроме этих потребностей, весьма важно удовлетворение соци- альных потребностей и потребностей в самовыражении, реализации творческих способностей. Задача менеджера и психолога заключается в выявлении потребностей, интересов, убеждений каждой личности и определении конкретной направленности ее мотивов. Интеллектуальность. Известный советский психолог С. Л. Рубин- штейн рассматривал интеллект как тип поведения человека — «умное поведение». Ядро интеллекта составляет способность человека выде- лить в ситуации существенные свойства и привести свое поведение в соответствие с ними. В этом понимании выделяются два основных компонента: интеллект как способность познавать окружающий мир и как способ регуляции поведения на основе этого познания. Интеллект — это система психических процессов, обеспечивающих реализацию способности человека оценивать ситуацию, принимать решение и в соответствии с этим регулировать свое поведение. Интел- лект особенно важен в нестандартных ситуациях как способ обучения человека всему новому. Французский психолог Ж. Пиаже считал од- ной из самых важных функций интеллекта взаимодействие с окружа- ющей средой через адаптацию к ней, т. е. умение ориентироваться в условиях и соответственно строить свое поведение. Адаптация может быть двух видов: ассимиляция — приспособление ситуации через из- менение условий к человеку, его индивидуальному стилю умственной деятельности и аккомодация — приспособление человека к изменяю- щейся ситуации через перестройку стиля мышления. Интеллект мож- но определить также как общую способность человека действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно функционировать в окружающей среде1. В психологии существует понятие общего интеллекта и двух его под- структур: вербального и невербального. Под общим интеллектом пони- мается сложное интегральное качество, определенный синтез свойств психики, обеспечивающих в совокупности успешность любой деятель- ности. Вербальный интеллект — интегральное образование, функцио- нирование которого осуществляется в словесно-логической форме с опорой преимущественно на знания. Невербальный интеллект — ин- тегральное образование, функционирование которого связано с раз-
Мескон М. X., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Перев. с англ. М.: Дело, 2000.
Тема 11. Основы нормирования и оплаты труда
425
витием наглядно-действенного мышления с опорой на зрительные образы и пространственные представления. Структура интеллекта зависит от целого ряда факторов: возраста, уровня образования, специфики профессиональной деятельности и индивидуальных особенностей. Кроме познавательного, существует интеллект профессиональный и социальный (умение решать пробле- мы межличностных отношений, находить рациональный выход из со- здавшейся ситуации). Следует помнить, что интеллект — это позна- ние плюс действие. Поэтому необходимо не только развивать все виды интеллекта, но и уметь реализовывать рациональные решения, пока- зывать свой интеллект не только на словах, но и в деле, поскольку только результат, конкретные действия определяют уровень интел- лекта личности. Эмоциональность. Со времен Платона вся психическая жизнь де- лится на три относительно самостоятельные сущности: ум, воля и чув- ства, или эмоции. Ум и воля в какой-то степени подчиняются нам, эмоции же всегда возникают и проявляются помимо нашей воли и желания. Эмоции отражают личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в виде пере- живаний. В этом их субъективность и непроизвольность. Под умением управлять эмоциями чаще всего подразумевается уме- ние скрывать их. Стыдно, но делается вид, что безразлично; больно, но это скрывается; обидно, но внешне только раздражение или гнев. Мы можем не показывать свои эмоции, от этого они не ослабевают, а чаще становятся еще мучительнее или принимают защитную форму агрес- сии. Управлять эмоциями необходимо, во-первых, для сохранения здоровья, во-вторых, для удовлетворения честолюбия. Все эмоциональные явления делятся на аффекты, собственно эмо- ции, чувства, настроения и стрессовые состояния. Наиболее мощная эмоциональная реакция — аффект. Он захватывает человека целиком и подчиняет его мысли и действия. Аффект всегда ситуативен, интен- сивен и относительно непродолжителен. Он наступает в результате какого-либо сильного (объективного или субъективного) потрясения. Собственно эмоции — это более длительная реакция, которая возни- кает не только на свершившиеся события, но главным образом на пред- полагаемые или вспоминаемые. Эмоции отражают событие в форме обобщенной субъективной оценки. Чувства — устойчивые эмоциональные состояния, имеющие четко выраженный предметный характер. Это отношения к конкретным со- бытиям или людям (возможно, воображаемым). 15-488
426
Р. А. Фатхутдинов. Производственный менеджмент
Настроения — наиболее длительные эмоциональные состояния. Это тот фон, на котором протекают все остальные психические процессы. Настроение отражает общую установку принятия или непринятия ми- ра. Превалирующие у данного человека настроения, возможно, связа- ны с его темпераментом. Стресс — неспецифическая реакция организма в ответ на неожи- данную и напряженную обстановку. Это физиологическая реакция, которая выражается в мобилизации резервных возможностей организ- ма. Реакцию называют неспецифической, так как она возникает в от- вет на любое неблагоприятное воздействие — холод, усталость, боль, унижение и т. д. Общительность. Общение — это чрезвычайно тонкий и деликатный процесс взаимодействия людей. В общении наиболее разнообразно раскрываются индивидуальные особенности всех участников этого процесса. Общение имеет свои функции, средства, виды, типы, кана- лы и фазы. Наиболее очевидной функцией общения является передача каких-то сведений, какого-то содержания и смысла. Это семантическая (смыс- ловая) сторона общения. Эта передача влияет на поведение человека, его действия и поступки, состояние и организованность его внутрен- него мира. В целом можно выделить информационную (получение сведений), познавательную, управляющую и развивающую функции общения, функцию обмена эмоциональными и вообще психическими состояниями. Средства общения бывают вербальными (речь в разных формах) и невербальными (пантомимика, мимика, жесты и др.). Виды общения: общение двоих (диалог), общение в малой группе, в большой группе, с массой, анонимное общение, межгрупповое общение. Перечисленные виды общения относятся к непосредственному общению. Каналы обще- ния: зрительный, слуховой, тактильный (прикосновение), соматосенсор- ный (ощущения своего тела). Типы общения: функционально-ролевое (начальник — подчиненный, учитель — ученик, продавец - покупа- тель), межличностное, деловое, раппортное (общение с односторон- ним доверием, например, пациент доверяет врачу). Фазы общения: планирование, вхождение в контакт, концентрация внимания, моти- вационный зондаж, поддержание внимания, аргументация, фиксация результата, завершение общения. Самооценка. На основе самопознания у человека вырабатывается определенное эмоционально-ценностное отношение к себе, которое выражается в самооценке. Самооценка предполагает оценку своих спо-
Тема 11. Основы нормирования и оплаты труда
собностей, психологических качеств и поступков, жизненных целей и возможностей их достижения, а также своего места среди других лю- дей. Самооценка может быть заниженной, завышенной и адекватной (нормальной).
Потребности человека Ф. Котлер1 рассматривает цепочку: нужды — потребности — за- просы. Самое важное из понятий маркетинга — нужды человека. Нуж- да — это испытываемый индивидом недостаток в чем-либо необхо- димом. У людей множество самых разнообразных нужд. Их можно разделить на физические — нужда в пище, одежде, тепле и безопасно- сти; социальные — в общении и привязанностях; индивидуальные — в знаниях и самовыражении. Когда нужда не удовлетворена, человек делает одно из двух: 1) либо ищет средство, с помощью которого нуж- ду можно удовлетворить; 2) либо старается снизить потребность в ее удовлетворении. Потребность — это нужда, принявшая специфическую форму в со- ответствии с культурным уровнем и индивидуальностью человека. Потребности принимают форму объектов, способных удовлетворить нужды. Человеческие потребности растут по мере развития общества. Вместе с ними возрастает и число объектов, вызывающих у людей ин- терес и желание обладать ими. Производители же, с одной стороны, стараются расширять ассортимент товаров и услуг, способных удов- летворить эти потребности, а с другой — стимулируют появление но- вых потребностей. Потребности людей практически неограниченны, чего не скажешь о ресурсах для их удовлетворения. Поэтому каждый человек пред- почитает выбирать товары, которые имеют для него высшую потре- бительскую ценность и способны обеспечить максимальное удов- летворение его потребностей с учетом финансовых возможностей индивида. Если человек имеет возможность заплатить за реализацию своих потребностей, последние переходят в категорию запросов. За- просы — это потребности человека, подкрепленные его покупатель- ной способностью. Потребитель рассматривает товар как совокупность определенных качеств и выбирает тот продукт, который обеспечивает оптимальное сочетание этих качеств, доступных за ту сумму денег, которой распо-
Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. — СПб.: Питер, 1999. 15*
428
Р. А, Фатхутдинов. Производственный менеджмент
лагает данный индивид. Например, автомобиль Honda Civic — это ско- рость, низкая цена и экономия горючего, a Mercedes — это комфорт, роскошь, показатель высокого общественного положения. Сопостав- ляя свои потребности с имеющимися в распоряжении ресурсами, по- требитель предъявляет спрос на те товары, которые обеспечивают максимальное удовлетворение его потребностей. Товар — это все, что может быть предложено на рынке для привле- чения внимания, ознакомления, использования или потребления и что может удовлетворить нужду или потребность. Товарами могут быть физические объекты, услуги, места, организации и идеи1. В литературе понятие «потребность» рассматривается только от- носительно индивидуума. Между тем это понятие необходимо распро- странять и на технические, производственные, социально-экономиче- ские системы. Для этих систем следует определять потребности в различных видах ресурсов, которые обеспечивают функционирование и развитие. Для производственных и социально-экономических сис- тем нужно определять также потребности в технических системах и ресурсах, обеспечивающих различные формы воспроизводства — ка- питальное строительство, расширение производства, реконструкцию, техническое перевооружение, социальное развитие. В широком толковании под потребностью следует понимать раз- ность между необходимым (ожидаемым или возможным) и имеющим- ся состояниями объекта управления (индивидуума, организации, ре- гиона, страны и т. д.) для удовлетворения его нужд в определенном виде ценностей. Из этого определения следует, что сначала необходимо прогнозировать будущие потребности объекта управления, затем их конкретизировать в виде ценностей и только потом — находить (про- ектировать) конкретный товар для удовлетворения конкретной по- требности конкретных потребителей. Этот процесс можно представить в виде цепочки: потребности ценности товары рынки по- требители. Ценность — это нечто особенное, чем субъект или объект управления владеет (содержит в себе), стремится сохранить либо иметь в буду- щем. Например, духовность, честность, талант, здоровье, профессио- нализм, организованность менеджера. Подробнее этот вопрос рассмот-
Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. — СПб.: Питер, 1999. Фатхутдинов Р. А. Стратегический маркетинг: Учебник. — СПб.: Питер, 2003.
Тема 11. Основы нормирования и оплаты труда
Мотивычеловека Нужда, потребность побуждают или мотивируют человека к дей- ствию. В широком смысле мотивация — это функция управления, процесс побуждения индивидуума к деятельности для достижения целей организации и/или личных целей. Мотивация подразделяется на внутреннюю и внешнюю (рис. 11.1)1.
Рис. 11.1. Виды мотивации
Внутренняя мотивация определяется содержанием и значимостью работы. Если она интересует человека, позволяет реализовать его при- родные способности и склонности, то это само по себе является силь- нейшим мотивом к активности, добросовестному и продуктивному тру- ду. Наряду с содержанием работы существенным внутренним мотивом может быть ее значимость для развития определенных качеств челове- ка, полезнос
|
||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 388; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.142.42 (0.013 с.) |