Психологический портрет личности



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологический портрет личности



В системе менеджмента личность выступает как объект и субъект

управления, кроме, конечно, исполнителей низшего уровня, которые

являются только объектами управления. При формировании коллек-

тивов и организации их функционирования весьма важно изучить ра-

ботника как личность, его потребности и мотивы. Поэтому знание ме-

тодов убеждения, основанных на психологии и социологии личности,

поможет менеджерам повысить надежность и эффективность управ-

ления.


 

 

416


 

 

Р. А. Фатхутдинов. Производственный менеджмент


 

Психологи рекомендуют при руководстве людьми придерживаться

1

1) поддержание у подчиненных чувства самоуважения. Сначала нуж-

но похвалить подчиненного и только потом — давать указания по

улучшению работы;

2) внимание проблемам, а не личностям;

3) активное использование методов подкрепления положительных

реакций на желательные действия или отрицательных — на не-

желательные. На изменение поведения людей реагировать нуж-

но сразу же, ибо отсроченная реакция вызывает лишнюю пута-

ницу;

4) выдвижение ясных требований, поддержание постоянного кон-

такта с людьми, прочных обратных связей.

Основываясь на этих принципах, менеджер должен добиваться от

подчиненных желаемых результатов:

· наводить на мысли тех, кто нуждается лишь в подсказке;

· давать советы тем, кто нуждается в том, чтобы их постоянно на-

ставляли, консультировали и побуждали к действиям;

· давать прямые указания, напоминать о необходимости действо-

вать несообразительным и нерасторопным;

· в категорической форме приказывать, настойчиво требовать ис-

полнения от тех, кто пренебрегает советами, указаниями и реко-

мендациями;

· увольнять, если нет другого средства заставить людей подчинять-

ся, и, наоборот, поощрять за добросовестное выполнение всех ука-

заний руководителя.

Как и с кем работать — во многом зависит от особенностей характе-

ра людей, не только подчиненных, но и руководителей. Этот момент

менеджер обязательно должен учитывать.

На современном этапе развития менеджмента определение психо-

логического портрета личности является одним из самых сложных и

важных вопросов, решение которого позволит повысить эффектив-

ность управления персоналом. Основной идеей психологии управле-

ния является постулат, что плохо относиться к человеку невыгодно.

При решении проблем управления персоналом следует учитывать,

 

Практическая психология для менеджеров / Под ред. М. К. Тутушкиной. —

М: Филинъ, 1996.
 
некоторыхпсихологическихправил :


 

Тема 11. Основы нормирования и оплаты труда


 

417


 

что люди по-разному приспосабливаются к жизненным условиям. По

способности адаптироваться можно выделить три типа людей: 1) с ори-

ентацией на текущий момент и легкой приспосабливаемостью к об-

становке; 2) с ориентацией на прошлое, способностью действовать в

рамках жесткой структуры с четкими разрешениями и запретами, пра-

вами и обязанностями; 3) с ориентацией на будущее, неадекватным

ситуации поведением, плохо приспособленных к иерархической струк-

туре. Первый тип людей эффективнее работает при принятии реше-

ний, второй — при их реализации в рамках имеющихся структур, тре-

тий — в качестве генератора идей.

Каждому менеджеру важно уметь раскрывать свои внутренние пси-

хологические резервы. Для этого нужно научиться познавать себя и

других людей, выявлять темперамент, характер, направленность лич-

ности, отношение к деятельности и жизни, к целям и жизненным си-

туациям, ожидаемое эмоциональное поведение в напряженных ситуа-

циях и межличностных отношениях, деловые качества.

- На основе оценки свойств личности можно составить ее психологи-

ческий портрет, состоящий из следующих компонентов:

· темперамент;

· характер;

· способности;

· направленность;

· интеллектуальность;

· эмоциональность;

· волевые качества;

· общительность;

· самооценка;

· уровень самоконтроля;

· способность к групповому взаимодействию.

Развитие индивидуальности человека продолжается всю жизнь.

С возрастом меняется лишь позиция человека — из объекта воспи-

тания в семье, школе, вузе он превращается в субъект воспитания и

должен активно заниматься самовоспитанием. Совершенствование

и изменение программирующих свойств личности обеспечивают ей

полноценную, плодотворную длительную творческую деятельность и

оказывают влияние на изменения некоторых базовых качеств, в част-

ности, характера. Усиление интереса к профессии ведет к интенсифи-

кации интеллектуальной деятельности, повышению мотивации, а раз-

 

14-488


 

 

418


 

 

Р. А. фатхутдинов. Производственный менеджмент


 

витие интеллекта — к поиску новых целей этой деятельности, фор-

мированию настойчивости, целеустремленности. Рассмотрим вкрат-

це основные компоненты, характеризующие психологический порт-

рет личности.

Темперамент. Наблюдая за другими людьми, за тем, как они тру-

дятся, учатся, общаются, переживают радости и горе, мы, несомненно,

обращаем внимание на различия в их поведении. Одни люди быстры,

порывисты, подвижны, склонны к бурным эмоциональным реакциям,

другие — медлительны, спокойны, невозмутимы, с незаметно выра-

женными чувствами и т. д. Причина подобных различий кроется в тем-

пераменте человека, присущем ему от рождения.

Родоначальником учения о темпераменте является древнеримский

врач Гиппократ (V в. до н. э.), который считал, что в теле человека име-

ются четыре основные жидкости: кровь, слизь, желчь и черная желчь.

Названия темпераментов, данные по названию жидкостей, сохранились

до наших дней: холерический происходит от слова «желчь», сангви-

нический — от слова «кровь», флегматический — «слизь» и меланхо-

лический — «черная желчь». Преобладанием той или иной жидкости

Гиппократ и объяснял выраженность определенного типа темперамен-

та у конкретного человека.

В современной психологии под темпераментом понимают динами-

ческие особенности психики человека, т. е. только темп, ритм и интен-

сивность протекания психических процессов, но не их содержание. По-

этому темперамент нельзя определить словом «хороший» или «плохой».

Темперамент является биологическим фундаментом личности, т. е.

основан на свойствах нервной системы и связан со строением тела че-

ловека, обменом веществ в организме. Черты темперамента являются

врожденными, поэтому чрезвычайно плохо поддаются изменению.

Темперамент определяет стиль поведения человека, способы, которы-

ми человек пользуется для организации своей деятельности. Поэтому

при изучении черт темперамента усилия должны быть направлены не

на их изменение, а на познание особенностей темперамента для опре-

деления рода деятельности человека.

Различаютследующиетипытемперамента:

1) сангвиник — это обладатель сильного типа нервной системы (т. е.

нервные процессы обладают силой и продолжительностью), урав-

новешенного, подвижного (возбуждение легко сменяется тормо-

жением, и наоборот);

2)холерик — это обладатель неуравновешенного типа нервной сис-

темы (с преобладанием возбуждения над торможением);


 

 

Т е м а 11. О с н о в ы н о р м и р о в а н и я и о п л а т ы т р у д а


 

 

419


 

3) флегматик — с сильным, уравновешенным, но инертным, непод-

вижным типом нервной системы;

А)меланхолик — со слабым неуравновешенным типом нервной сис-

темы. К представителю каждого типа темперамента нужно найти

свой подход, исходя из определенных психологических прин-

ципов.

1. «Доверяй, но проверяй». Это подходит ксангвинику, имеющему

такие плюсы, как жизнерадостность, увлеченность, отзывчивость,

общительность и известные минусы (склонность к зазнайству,

разбросанность, легкомыслие, поверхностность, сверхобщитель-

ность и ненадежность). Милый человек сангвиник всегда обеща-

ет, чтобы не обидеть другого, но далеко не всегда исполняет обе-

щанное. Поэтому надо проконтролировать, выполнил ли он свое

обещание.

2. «Ни минуты покоя». Таков принцип подхода кхолерику, кото-

рый опирается на использование его плюсов (энергичность, ув-

леченность, страстность, подвижность и целеустремленность) и

нейтрализацию минусов (вспыльчивость, агрессивность, невыдер-

жанность, нетерпимость и конфликтность). Холерик все время

должен быть занят делом, иначе он свою активность направит на

коллектив и может разложить его изнутри.

3. «Не торопи». Таким должен быть подход к флегматику, имеющему

как плюсы (устойчивость, постоянство, активность, терпеливость,

самообладание и надежность), так и минусы (медлительность, без-

различие, «толстокожесть» и сухость). Главное, флегматик не мо-

жет работать в дефиците времени, ему нужен индивидуальный

темп, поэтому не надо его подгонять, он сам рассчитает свое вре-

мя и сделает дело.

4. «Не навреди». Это девизмеланхолика, который характеризуется

такими плюсами, как высокая чувствительность, мягкость, чело-

вечность, доброжелательность и способность к сочувствию, и, ко-

нечно, минусами: низкая работоспособность, мнительность, ра-

нимость, замкнутость и застенчивость. На меланхолика нельзя

кричать, слишком давить, давать резкие и жесткие указания, так

как он очень чувствителен к интонациям и очень раним.

В действительности трудно встретить человека, полностью отвеча-

ющего определенному типу темперамента, наблюдается доминанта од-

ного из них. Представляют практический интерес общепринятые свой-

ства различных темпераментов, представленные в табл. 11.1.

14*


 

 


 

 

Р. А. Фатхутдинов. Производственный менеджмент


 

 

Чисто формально, без учета специфики каждой индивидуальности,

при организации рабочих пар можно исходить из следующего прин-

ципа: холерику легче всего работать с сангвиником, сангвинику — с ме-

ланхоликом, меланхолику — с флегматиком. Если вы чувствительный

меланхолик, значит вы прекрасный друг. Если вы флегматик, то за

вами «как за каменной стеной» могут спрятаться ваши близкие, дру-

зья и подчиненные, ведь вы очень надежны. Если вы холерик, то мож-

но надеяться на успешность вашего жизненного пути, так как вы хоро-

шо умеете ставить цели и добиваться их достижения. Ну а если вы

сангвиник, то тогда от вас исходит теплый солнечный свет, что тоже

нужно людям в жизни.

Характер (от греч. — чеканка, отпечаток) есть совокупность устой-

чивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и

проявляющихся в деятельности и общении, обусловливающих типич-

ные для нее способы поведения. Те особенности личности, которые
 


 

 

Тема 11. Основы нормирования и оплаты труда


 

 

42 1


 

относятся к характеру, называют чертами характера. Черты характе-

ра — это не случайные проявления личности, а устойчивые особенно-

сти поведения человека, особенности, которые стали свойствами самой

личности. В характере выражаются не случайные, а наиболее типич-

ные, существенные особенности человека.

В структуре характера выделяют четыре группы черт, выражающие

отношение личности к определенной стороне деятельности:

· к труду (например, трудолюбие, склонность к творчеству, добро-

совестность в работе, ответственность, инициативность и настой-

чивость и противоположные черты — лень, склонность к рутин-

ной работе, безответственность, пассивность);

·кдругимлюдям,коллективуиобществу(например,общительность,

чуткость, отзывчивость, уважение и коллективизм или замкну-

тость, черствость, бездушие, грубость, презрение и индивидуа-

лизм);

· к самому себе (например, чувство собственного достоинства, пра-

вильно понимаемая гордость и связанная с ней самокритичность,

скромность и противоположные черты — самомнение, иногда пе-

реходящее в тщеславие, заносчивость, обидчивость и эгоцент-

ризм);

· к вещам (например, аккуратность, бережливость, щедрость или

скупость и т. п.).

Стержнем сформировавшегося характера являются морально-воле-

вые качества личности. Человек с сильной волей отличается опреде-

ленностью намерений и поступков, большей самостоятельностью. Он

решителен и настойчив в достижении поставленных целей. Безволие

человека обычно отождествляется со слабохарактерностью. Даже при

богатстве знаний и разнообразии способностей слабовольный человек

не может реализовать всех своих возможностей. Французский фило-

соф Ф. Ларошфуко писал в своих знаменитых «Максимах»: «Нет ни-

чего бесцветнее, чем характер бесхарактерного человека».

Выделяют четыре типа характера: демонстративный, педантичный,

застревающий, возбудимый1. Демонстративный характер получил

свое название из-за способности людей подобного типа чрезмерно вы-

ражать свои эмоции, с точки зрения окружающих — неадекватно ситуа-

ции. У демонстративной личности развита способность вытеснять из

 

Практическая психология для менеджеров / Под ред. М. К. Тутушкиной. —

М.: Филинъ, 1996.
 


 

422


 

Р. А. Фатхутдинов. Производственный менеджмент


 

сознания некоторые травмирующие представления: она может лгать, не

сознавая, что лжет, при этом ложь демонстративной личности отличает-

ся от сознательной лжи притворяющегося человека. Человек не при-

творяется, а действительно в данный момент верит в то, в чем пытается

убедить окружающих. Демонстративная личность глубоко вживается в

требуемый ситуацией образ, ей присуща высокая артистичность в вы-

ражении любого чувства: горя, восхищения и т. д. Излюбленные образы,

в которые перевоплощается демонстративная личность, — невинная

жертва, человек, которого не оценили, злоупотребили его доверием,

использовали его редкие душевные и интеллектуальные качества и пр.;

либо благодетель человечества, уникальный специалист, нежное, тон-

кое существо, нуждающееся в неустанной опеке. При положительном

социальном развитии демонстративная личность может стать прекрас-

ным писателем, актером, социальным работником благодаря умению

вжиться в образ, понять другого человека.

Противоположностью демонстративному является педантичный

характер. Если демонстративная личность принимает решения стре-

мительно, импульсивно, процесс обдумывания сведен к минимуму, то

педантичная личность долго колеблется и принимает решения после

тщательного обдумывания. Негативными чертами такого характера

могут быть нерешительность, боязнь несчастного случая или ошибки,

что вызывает необходимость постоянно проверять и перепроверять

свои действия (выключен ли газ, нет ли в отчете ошибки, не грязные

ли руки и пр.), если, конечно, это не единичные случаи, а устойчивое

поведение. Но, как известно, наши достоинства являются продолже-

нием наших недостатков, и педантичный характер может выразиться

в таких прекрасных качествах, как пунктуальность, аккуратность, от-

ветственность, предусмотрительность, рассудительность, забота о соб-

ственном здоровье, избегание эксцессов — словом, весь комплекс черт,

которых демонстративной личности явно не хватает.

Следующий тип характера — застревающий. Для людей этого типа

характерна длительная задержка сильных чувств (аффектов): ярости,

гнева, страха, особенно когда они не были выражены в реальной жизни

из-за каких-то внешних обстоятельств. Этот аффект может не затухать

и вспыхивать с первоначальной яркостью спустя недели, месяцы, даже

годы. Свои успехи застревающая личность переживает также доста-

точно долго и ярко. Люди этого типа отличаются обидчивостью и зло-

памятностью. Самыми распространенными «идеями», темами застре-

вания являются ревность, преследование и месть. Эти люди могут

сказать о себе: «Я могу простить обиду, но не забыть ее».


 

Тема


 

11.


 

Основы


 

нормирования


 

и


 

оплаты


 

труда


 

423


 

У возбудимыхличностей так же, как у демонстративных и застрева-

ющих, часто констатируется весьма неровное течение жизни. Однако

не потому, что они постоянно избегают трудностей, а потому, что часто

высказывают недовольство, проявляют раздражительность и склон-

ность к импульсивным поступкам, не утруждая себя взвешиванием

последствий. Неумение управлять собой ведет к конфликтам.

Способности. Способность в психологии рассматривается как осо-

бое свойство психологической функциональной системы, выража-

ющееся в определенном уровне ее продуктивности. Количественные

параметры продуктивности системы: точность, надежность (устойчи-

вость) и скорость функционирования. Способности измеряются пу-

тем решения задач определенного уровня трудности, разрешения си-

туаций и т. д.

В качестве способностей могут выступать свойства индивида и от-

ношения личности. К свойствам индивида относится развитость сис-

темы познавательной, эмоциональной и волевой деятельности. Отно-

шения личности включают увлеченность, сознание долга, интерес (т. е.

направленность личности). Уровень способностей определяется сте-

пенью разрешимости противоречий между свойствами индивида и

отношениями личности. Лучший вариант, когда есть способности к ка-

кой-либо сфере деятельности и интерес этим заниматься.

Способности подразделяются на общие и специальные. Общие спо-

собности могут предопределять склонность к довольно широкому спек-

тру деятельности, они связаны с развитием интеллекта и особенно-

стей личности, к которым относятся:

· готовность к труду, потребность трудиться, трудолюбие и высо-

кая работоспособность;

· черты характера — внимательность, собранность, целенаправлен-

ность и наблюдательность;

· наличие творческого мышления, гибкость ума, умение ориенти-

роваться в сложных ситуациях, адаптивность и высокая продук-

тивность умственной деятельности.

Общая способность выступает как социально-психологическая ос-

нова развития специальных способностей к определенному виду дея-

тельности: музыкальной, исследовательской, преподавательской и др.

Направленность. В основе направленности личности лежит моти-

вация ее деятельности, поведения и удовлетворения потребностей.

Направленность бывает на задачу, общение или на самого себя. Одно-

го человека может устроить удовлетворение только физиологических


 

424


 

Р. А. Фатхутдинов. Производственный менеджмент


 

потребностей и обеспечение безопасности существования. Для дру-

гих, кроме этих потребностей, весьма важно удовлетворение соци-

альных потребностей и потребностей в самовыражении, реализации

творческих способностей. Задача менеджера и психолога заключается

в выявлении потребностей, интересов, убеждений каждой личности

и определении конкретной направленности ее мотивов.

Интеллектуальность. Известный советский психолог С. Л. Рубин-

штейн рассматривал интеллект как тип поведения человека — «умное

поведение». Ядро интеллекта составляет способность человека выде-

лить в ситуации существенные свойства и привести свое поведение в

соответствие с ними. В этом понимании выделяются два основных

компонента: интеллект как способность познавать окружающий мир

и как способ регуляции поведения на основе этого познания.

Интеллект — это система психических процессов, обеспечивающих

реализацию способности человека оценивать ситуацию, принимать

решение и в соответствии с этим регулировать свое поведение. Интел-

лект особенно важен в нестандартных ситуациях как способ обучения

человека всему новому. Французский психолог Ж. Пиаже считал од-

ной из самых важных функций интеллекта взаимодействие с окружа-

ющей средой через адаптацию к ней, т. е. умение ориентироваться в

условиях и соответственно строить свое поведение. Адаптация может

быть двух видов: ассимиляция — приспособление ситуации через из-

менение условий к человеку, его индивидуальному стилю умственной

деятельности и аккомодация — приспособление человека к изменяю-

щейся ситуации через перестройку стиля мышления. Интеллект мож-

но определить также как общую способность человека действовать

целесообразно, мыслить рационально и эффективно функционировать

в окружающей среде1.

В психологии существует понятие общего интеллекта и двух его под-

структур: вербального и невербального. Под общим интеллектом пони-

мается сложное интегральное качество, определенный синтез свойств

психики, обеспечивающих в совокупности успешность любой деятель-

ности. Вербальный интеллект — интегральное образование, функцио-

нирование которого осуществляется в словесно-логической форме с

опорой преимущественно на знания. Невербальный интеллект — ин-

тегральное образование, функционирование которого связано с раз-

 

Мескон М. X., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Перев.

с англ. М.: Дело, 2000.
 


 

Тема 11. Основы нормирования и оплаты труда


 

425


 

витием наглядно-действенного мышления с опорой на зрительные

образы и пространственные представления.

Структура интеллекта зависит от целого ряда факторов: возраста,

уровня образования, специфики профессиональной деятельности и

индивидуальных особенностей. Кроме познавательного, существует

интеллект профессиональный и социальный (умение решать пробле-

мы межличностных отношений, находить рациональный выход из со-

здавшейся ситуации). Следует помнить, что интеллект — это позна-

ние плюс действие. Поэтому необходимо не только развивать все виды

интеллекта, но и уметь реализовывать рациональные решения, пока-

зывать свой интеллект не только на словах, но и в деле, поскольку

только результат, конкретные действия определяют уровень интел-

лекта личности.

Эмоциональность. Со времен Платона вся психическая жизнь де-

лится на три относительно самостоятельные сущности: ум, воля и чув-

ства, или эмоции. Ум и воля в какой-то степени подчиняются нам,

эмоции же всегда возникают и проявляются помимо нашей воли и

желания. Эмоции отражают личную значимость и оценку внешних и

внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в виде пере-

живаний. В этом их субъективность и непроизвольность.

Под умением управлять эмоциями чаще всего подразумевается уме-

ние скрывать их. Стыдно, но делается вид, что безразлично; больно, но

это скрывается; обидно, но внешне только раздражение или гнев. Мы

можем не показывать свои эмоции, от этого они не ослабевают, а чаще

становятся еще мучительнее или принимают защитную форму агрес-

сии. Управлять эмоциями необходимо, во-первых, для сохранения

здоровья, во-вторых, для удовлетворения честолюбия.

Все эмоциональные явления делятся на аффекты, собственно эмо-

ции, чувства, настроения и стрессовые состояния. Наиболее мощная

эмоциональная реакция — аффект. Он захватывает человека целиком

и подчиняет его мысли и действия. Аффект всегда ситуативен, интен-

сивен и относительно непродолжителен. Он наступает в результате

какого-либо сильного (объективного или субъективного) потрясения.

Собственно эмоции — это более длительная реакция, которая возни-

кает не только на свершившиеся события, но главным образом на пред-

полагаемые или вспоминаемые. Эмоции отражают событие в форме

обобщенной субъективной оценки.

Чувства — устойчивые эмоциональные состояния, имеющие четко

выраженный предметный характер. Это отношения к конкретным со-

бытиям или людям (возможно, воображаемым).

15-488


 

426


 

Р. А. Фатхутдинов. Производственный менеджмент


 

Настроения — наиболее длительные эмоциональные состояния. Это

тот фон, на котором протекают все остальные психические процессы.

Настроение отражает общую установку принятия или непринятия ми-

ра. Превалирующие у данного человека настроения, возможно, связа-

ны с его темпераментом.

Стресс — неспецифическая реакция организма в ответ на неожи-

данную и напряженную обстановку. Это физиологическая реакция,

которая выражается в мобилизации резервных возможностей организ-

ма. Реакцию называют неспецифической, так как она возникает в от-

вет на любое неблагоприятное воздействие — холод, усталость, боль,

унижение и т. д.

Общительность. Общение — это чрезвычайно тонкий и деликатный

процесс взаимодействия людей. В общении наиболее разнообразно

раскрываются индивидуальные особенности всех участников этого

процесса. Общение имеет свои функции, средства, виды, типы, кана-

лы и фазы.

Наиболее очевидной функцией общения является передача каких-то

сведений, какого-то содержания и смысла. Это семантическая (смыс-

ловая) сторона общения. Эта передача влияет на поведение человека,

его действия и поступки, состояние и организованность его внутрен-

него мира. В целом можно выделить информационную (получение

сведений), познавательную, управляющую и развивающую функции

общения, функцию обмена эмоциональными и вообще психическими

состояниями.

Средства общения бывают вербальными (речь в разных формах)

и невербальными (пантомимика, мимика, жесты и др.). Виды общения:

общение двоих (диалог), общение в малой группе, в большой группе, с

массой, анонимное общение, межгрупповое общение. Перечисленные

виды общения относятся к непосредственному общению. Каналы обще-

ния: зрительный, слуховой, тактильный (прикосновение), соматосенсор-

ный (ощущения своего тела). Типы общения: функционально-ролевое

(начальник — подчиненный, учитель — ученик, продавец - покупа-

тель), межличностное, деловое, раппортное (общение с односторон-

ним доверием, например, пациент доверяет врачу). Фазы общения:

планирование, вхождение в контакт, концентрация внимания, моти-

вационный зондаж, поддержание внимания, аргументация, фиксация

результата, завершение общения.

Самооценка. На основе самопознания у человека вырабатывается

определенное эмоционально-ценностное отношение к себе, которое

выражается в самооценке. Самооценка предполагает оценку своих спо-


 

Тема 11. Основы нормирования и оплаты труда


 


 

собностей, психологических качеств и поступков, жизненных целей и

возможностей их достижения, а также своего места среди других лю-

дей. Самооценка может быть заниженной, завышенной и адекватной

(нормальной).

 

Потребности человека

Ф. Котлер1 рассматривает цепочку: нужды — потребности — за-

просы. Самое важное из понятий маркетинга — нужды человека.Нуж-

да — это испытываемый индивидом недостаток в чем-либо необхо-

димом. У людей множество самых разнообразных нужд. Их можно

разделить на физические — нужда в пище, одежде, тепле и безопасно-

сти; социальные — в общении и привязанностях; индивидуальные —

в знаниях и самовыражении. Когда нужда не удовлетворена, человек

делает одно из двух: 1) либо ищет средство, с помощью которого нуж-

ду можно удовлетворить; 2) либо старается снизить потребность в ее

удовлетворении.

Потребность — это нужда, принявшая специфическую форму в со-

ответствии с культурным уровнем и индивидуальностью человека.

Потребности принимают форму объектов, способных удовлетворить

нужды. Человеческие потребности растут по мере развития общества.

Вместе с ними возрастает и число объектов, вызывающих у людей ин-

терес и желание обладать ими. Производители же, с одной стороны,

стараются расширять ассортимент товаров и услуг, способных удов-

летворить эти потребности, а с другой — стимулируют появление но-

вых потребностей.

Потребности людей практически неограниченны, чего не скажешь

о ресурсах для их удовлетворения. Поэтому каждый человек пред-

почитает выбирать товары, которые имеют для него высшую потре-

бительскую ценность и способны обеспечить максимальное удов-

летворение его потребностей с учетом финансовых возможностей

индивида. Если человек имеет возможность заплатить за реализацию

своих потребностей, последние переходят в категорию запросов.За-

просы — это потребности человека, подкрепленные его покупатель-

ной способностью.

Потребитель рассматривает товар как совокупность определенных

качеств и выбирает тот продукт, который обеспечивает оптимальное

сочетание этих качеств, доступных за ту сумму денег, которой распо-

 

Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. — СПб.: Питер, 1999.

15*
 


 

428


 

Р. А, Фатхутдинов. Производственный менеджмент


 

лагает данный индивид. Например, автомобиль Honda Civic — это ско-

рость, низкая цена и экономия горючего, a Mercedes — это комфорт,

роскошь, показатель высокого общественного положения. Сопостав-

ляя свои потребности с имеющимися в распоряжении ресурсами, по-

требитель предъявляет спрос на те товары, которые обеспечивают

максимальное удовлетворение его потребностей.

Товар — это все, что может быть предложено на рынке для привле-

чения внимания, ознакомления, использования или потребления и что

может удовлетворить нужду или потребность. Товарами могут быть

физические объекты, услуги, места, организации и идеи1.

В литературе понятие «потребность» рассматривается только от-

носительно индивидуума. Между тем это понятие необходимо распро-

странять и на технические, производственные, социально-экономиче-

ские системы. Для этих систем следует определять потребности в

различных видах ресурсов, которые обеспечивают функционирование

и развитие. Для производственных и социально-экономических сис-

тем нужно определять также потребности в технических системах и

ресурсах, обеспечивающих различные формы воспроизводства — ка-

питальное строительство, расширение производства, реконструкцию,

техническое перевооружение, социальное развитие.

В широком толковании подпотребностью следует понимать раз-

ность между необходимым (ожидаемым или возможным) и имеющим-

ся состояниями объекта управления (индивидуума, организации, ре-

гиона, страны и т. д.) для удовлетворения его нужд в определенном

виде ценностей. Из этого определения следует, что сначала необходимо

прогнозировать будущие потребности объекта управления, затем их

конкретизировать в виде ценностей и только потом — находить (про-

ектировать) конкретный товар для удовлетворения конкретной по-

требности конкретных потребителей. Этот процесс можно представить


в виде цепочки: потребности


ценности


товары


рынки


по-


требители.

Ценность — это нечто особенное, чем субъект или объект управления

владеет (содержит в себе), стремится сохранить либо иметь в буду-

щем. Например, духовность, честность, талант, здоровье, профессио-

нализм, организованность менеджера. Подробнее этот вопрос рассмот-

 

 

Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. — СПб.: Питер, 1999.

Фатхутдинов Р. А. Стратегический маркетинг: Учебник. — СПб.: Питер,

2003.
 
 
 
 
 
 
рен в книге автора «Стратегический менеджмент» .


 

Тема 11. Основы нормирования и оплаты труда


 


 

Мотивычеловека

Нужда, потребность побуждают или мотивируют человека к дей-

ствию. В широком смысле мотивация — это функция управления,

процесс побуждения индивидуума к деятельности для достижения

целей организации и/или личных целей.

Мотивация подразделяется на внутреннюю и внешнюю (рис. 11.1)1.

 

 

Рис. 11.1. Виды мотивации

 

Внутренняя мотивация определяется содержанием и значимостью

работы. Если она интересует человека, позволяет реализовать его при-

родные способности и склонности, то это само по себе является силь-

нейшим мотивом к активности, добросовестному и продуктивному тру-

ду. Наряду с содержанием работы существенным внутренним мотивом

может быть ее значимость для развития определенных качеств челове-



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.2.146 (0.075 с.)