Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Организация и стимулирование сбыта товараСодержание книги
Поиск на нашем сайте
ДЛЯ большинства рынков физическое и/или психологическое рас- стояние между изготовителями и конечными пользователями таково, что эффективное согласование спроса и предложения требует нали- чия посредников. Необходимость сбытовой сети обусловлена тем, что изготовитель не способен принять на себя все обязанности и функ- ции, вытекающие из требований свободного обмена в соответствии с ожиданиями потенциальных потребителей. Обращение к посредникам означает для фирм потерю контроля над определенными элементами процесса коммерциализации. Поэтому для фирмы выбор сбытовой сети (каналов распределения) — это стратегическое решение, которое должно быть совместимо не только с ожиданиями в целевом сегменте, лем по каналам сбыта приведена на рис. 9.3. Сбытовая сеть может быть определена как структура, сформиро- ванная партнерами, участвующими в процессе конкурентного обмена, с целью предоставления товаров и услуг в распоряжение индивиду-
Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. — СПб.: Наука, 1996.
Р. А. Фатхутдинов. Производственный менеджмент
Рис. 9.3. Последовательность решений по каналам сбыта1
альных потребителей или индустриальных пользователей. Этими партнерами являются изготовители, посредники и конечные пользо-
Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. — СПб.: Наука, 1996.
Тема 9. Основы тактического маркетинга
ватели — покупатели. Любой сбытовой канал выполняет определен- ный набор функций, необходимых для осуществления обмена. Мож- новыделитьследующие функциисбыта: · изучение результатов сегментации рынка и планирования рек- ламы; · заключение договоров с потребителями или посредниками; · учет и контроль выполнения договоров; · разработка плана отгрузки товаров клиентам; · определение каналов сбыта; · организация приема, хранения, упаковки, сортировки и отгрузки товаров клиентам; · информационное, ресурсное и техническое обеспечение сбыта товаров; · стимулирование сбыта; · установление обратной связи с потребителями и регулирование. Выполнение рассмотренных функций ведет к возникновению ком- мерческих потоков распределения между участниками процесса обме- на, направленных во взаимно противоположных направлениях. Всего в канале сбыта можно выделить потоки пяти типов: 1) поток прав собственности: переход прав собственности на това- ры от одних собственников к другим; 2) физический поток: последовательное физическое перемещение товаров от изготовителя через посредников к конечному потре- бителю; 3) поток заказов: заказы, поступающие от покупателей и посредни- ков и направляемые изготовителям; 4) финансовый поток: различные выплаты, счета, комиссионные, которые движутся от конечного пользователя к изготовителю и по- средникам; 5) поток информации: этот поток распространяется в двух направ- лениях — сведения о рынке направляются в сторону изготовите- ля, сведения о предлагаемых товарах по инициативе изготовите- ля и посредников — в сторону рынка. Таким образом, наличие канала сбыта подразумевает распределе- ние функций и потоков между участниками обмена. Ключевой вопрос при организации сети не в том, должны ли существовать эти функции и потоки, но скорее в том, кто из участников канала будет их
380
Р. А. Фатхутдинов. Производственный менеджмент
нять. Можно наблюдать большое разнообразие в распределении фун- кций не только для разных рынков, но и в пределах одного рынка. Высокий уровень затрат постоянно побуждает предприятия к поис- ку более совершенных методов сбыта. При этом очевидно, что функ- ции сбыта можно передать, но их нельзя исключить. С точки зре- ния фирмы передача указанных функций посредникам оправданна в той мере, в которой они благодаря своей специализации способны выполнять их более эффективно и с меньшими затратами, чем сам производитель. Привилегированное положение сбытовиков (дист- рибьюторов) по отношению к производителям обусловлено пятью факторами: а) сокращением числа контактов; б) экономией на масштабе; в) уменьшением функционального несоответствия; г) улучшением ассортимента; д) улучшением обслуживания. Рассмотрим коротко эти факторы. Сокращение числа контактов обеспечивается путем организации торговли через оптового торговца. Приведем пример: товар данной группы выпускают три изготовителя, а потребляют пять потребите- лей. Возможны две наиболее простые схемы сбыта товаров: · без посредников, напрямую — каждый изготовитель связан с каж- дым потребителем; число связей при такой схеме равно произве- дению числа изготовителей на число потребителей, т. е. 3 х 5 = 15; · через посредника — каждый изготовитель и каждый потребитель связаны только с посредником; число связей при такой схеме рав- но сумме числа изготовителей и числа потребителей, т. е. 3 + 5 = 8. Подобная схема сбыта, называемая еще централизованной, более эффективна, так как сокращает число действий, обеспечивающих согласование предложения и спроса. Экономия на масштабе сбытовых операций возникает за счет груп- пировки предложений многих изготовителей. Посредник способен выполнять определенные функции в большем объеме, чем отдельный изготовитель. Например, издержки торгового представителя оптовой фирмы могут быть распределены по нескольким производителям. В результате расходы на выполнение функции продажи уменьшаются по сравнению с вариантом, когда каждый производитель должен иметь свой торговый персонал.
Тема 9. Основы тактического маркетинга
Уменьшениефункциональногонесоответствия междупоставщика- ми и заказчиками тоже обеспечивается организацией сбыта через по- средников. Приобретая крупные количества товаров, обеспечивая их хранение и разбиение на мелкие партии, оптовые и розничные торгов- цы дают возможность изготовителям и потребителям иметь дело с бо- лее удобными для них масштабами поставок. В отсутствие посредни- ков изготовитель должен был выпускать товары мелкими партиями, чтобы адаптироваться к объему заказов, поступающих от отдельных покупателей. Кроме того, он был бы вынужден создавать большие за- пасы. Если одна организация принимает на себя два разных вида де- ятельности, например производство и сбыт, оптимальные масштабы для которых различны, она вынуждена осуществить по крайней мере один из этих видов в масштабе, который больше или меньше опти- мального. Последствием этого будет повышение издержек в сравне- нии со случаем, когда оба вида деятельности выполняются раздельно на своем оптимальном уровне. Улучшение ассортимента товаров — одно из требований потреби- телей. Ассортимент, предлагаемый изготовителем, в большей мере определяется требованиями однородности в производстве, применяе- мыми сырьевыми материалами, технологическими знаниями и т. д., тогда как ассортимент, интересующий покупателя, диктуется ситуа- цией потребления и взаимозаменяемостью товаров. Обычно потреби- телям нужны разнообразные товары в небольшом тогда как изготовители производят ограниченный набор товаров в большом объеме. Следовательно, роль посредников состоит в обеспечении раз- нообразия товаров, чтобы покупатели могли в одной сделке приобре- сти несколько товаров, сэкономив на этом свое время и необходимые усилия. Аналогичная экономия создается и для изготовителя. Напри- мер, фирма, специализирующаяся на инструментах определенного вида, не сможет открыть собственные магазины, если не начнет пред- лагать в них широкий ассортимент товаров, обычно имеющихся в ма- газинах этого типа. Очевидно, что торговцу легче обеспечить этот ас- сортимент, обратившись к нескольким изготовителям, особенно если они являются конкурентами. Улучшение обслуживания покупателя обеспечивается, когда этим занимается посредник, так как он ближе к покупателю, лучше знает местные условия и условия применения товара. Посреднику легче приспособиться к местным условиям, обеспечить лучшее послепро- дажное обслуживание и другие услуги. Однако это превосходство по- средников не является непоколебимым. В условиях конкуренции по-
382
Р. А. фатхутдинов. Производственный менеджмент
средникам постоянно приходится повышать качество услуг и снижать издержки1. Выбор структуры канала сбыта сводится к решению вопроса о рас- пределении обязанностей между участниками процесса обмена. С точ- ки зрения фирмы прежде всего нужно решить, следует ли поручать кому-либо часть функций сбыта, и если да, то в каких пределах и на каких условиях. Существует четыре класса посредников, которые мо- гут быть включены в канал сбыта: 1) оптовые торговцы; 2) розничные торговцы; 3) агенты и брокеры; 4) коммерческие компании по обслуживанию. Оптовыеторговцы —посредники,осуществляющиепродажутоваров другим продавцам, например розничным торговцам или клиентам-орга- низациям (гостиницам, ресторанам), а не конечным потребителям. Они закупают товары у изготовителей или импортеров, приобретая права собственности и обеспечивая хранение и перепродажу товаров неболь- шими партиями розничным торговцам, оказывая им дополнительные услуги. Находясь к клиентам ближе, чем изготовители, они способны обеспечить быстрые поставки. Обычно оптовики имеют дело с несколь- кими поставщиками и способны предложить взаимодополняющие или взаимозаменяемые товары. Например, 81 % товаров, связанных со здра- воохранением Франции, распределяются через оптовиков. Оставшие- ся 19 % поставляются прямо в больницы (12 %) или аптеки (7 %). Независимые розничные торговцы — торговцы, которые продают товары и услуги непосредственно конечным пользователям для удов- летворения их личных потребностей. Они приобретают права соб- ственности на продаваемые товары, и их вознаграждение равно торго- вой наценке, т. е. разности между ценой, которую они платят за товар, и ценой, по которой они его перепродают. Можно разделить этих тор- говцев на три группы: торговцы широкого профиля, специализиро- ванные торговцы и торговцы-ремесленники (мясники, пекари и т. д.). Можно предложить и другие признаки классификации торговцев: по уровню обслуживания (полное обслуживание или самообслуживание), по эффективности масштаба (малая наценка/большой оборот или боль- шая наценка/малый оборот).
Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. — СПб.: Наука, 1996.
Тема 9. Основы тактического маркетинга
383
Интегрированное распределение основано на создании мощных сбы- товых систем, объединяющих функции оптовой и розничной торгов- ли. Подобные системы могут действовать, например, в форме круп- ных торговых пространств (супермаркетов, гипермаркетов) или сетей магазинов. Широкое применение в крупных торговых центрах полу- чила система самообслуживания, особенно в секторе продуктов пита- ния. Она опирается на шесть правил менеджмента: · концентрировать ассортимент на товарах наибольшего спроса для обеспечения роста оборота; · стремиться покупать товар по низким закупочным ценам за счет профессионализма в области товароведения и искусства торго- ваться; · устанавливать малую торговую наценку и низкие цены продаж для увеличения объема продаж; · интенсивно рекламировать товар для расширения притока поку- пателей; · увеличивать масштаб торговых операций для экономии на услов- но-постоянных расходах; · стремиться увеличивать сроки платежей для накопления финан- совых средств. Благодаря самообслуживанию интегрированное распределение по- лучило значительное экономическое преимущество в ущерб незави- симой торговле. Агенты и брокеры — посредники, которые не становятся собствен- никами товара, но ведут коммерческие переговоры от имени постав- щика или клиента. Их вознаграждением являются комиссионные, рассчитанные исходя из объема продаж и их сложности. Агентами могут быть как физические, так и юридические лица, представляющие интересы поставщика или клиента (иногда обеих сторон). Примерами агентов могут служить импортно-экспортные фирмы, брокеры, пред- ставители изготовителей и дистрибьюторы товаров промышленно- го назначения. Последние обычно представляют несколько неконку- рирующих фирм на определенной территории или в определенной стране. Коммерческие компании по обслуживанию — компании, оказываю- щие фирмам услуги в сфере сбыта, не связанные с покупкой и прода- жей. Для фирмы они являются субподрядчиками, способными нять определенные функции благодаря своей специализации и опыту. Сюда входят фирмы, обеспечивающие транспортировку, хранение то-
384
Р. А. Фатхутдинов. Производственный менеджмент
вара, рекламу, исследование рынка, финансовое посредничество, стра- хование и т. п. Такие посредники участвуют в работе канала сбыта по мере необходимости. Таким образом, структура канала сбыта зависит от распределения обязанностей между его участниками. Вертикальная структура ка- нала характеризуется числом уровней, отделяющих производителя от конечного пользователя (без посредников, с одним или несколькими посредниками). С точки зрения производителя чем длиннее канал, тем труднее его контролировать. Фирма обычно прибегает к использова- нию нескольких каналов сбыта либо с целью создать конкурентную ситуацию, соперничество между торговцами, либо с целью выхода в несколько сегментов, характеризующихся различными покупатель- скими предпочтениям. Например, аппаратура марки «Филипс» продается на рынках уце- ненных товаров, в гипермаркетах, крупных магазинах, магазинах но- винок, вплоть до розничных магазинов, принадлежащих самой фирме «Филипс». Корейская фирма «Оамсунг реализуя на рос- сийском рынке свою продукцию через дистрибьюторов и быстро рас- ширяющуюся дилерскую сеть, в то же время активно создает собствен- ные фирменные магазины, склады и центры по обслуживанию своей продукции. В сбытовой сети можно наблюдать различные варианты конкуренции: а) между посредниками одного уровня сбытовой сети; б) межвидовая горизонтальная конкуренция, например конкуренция между самооб- служиванием и полным обслуживанием; в) вертикальная конкуренция, т. е. конкуренция между посредниками более высокого и низкого уров- ней, например, розничные торговцы (в структуре канала сбыта зани- мают положение ниже оптовиков) могут осуществлять функции оп- товика, а оптовики — розничных торговцев; г) конкуренция между сбытовыми каналами в целом, например традиционная сбытовая сеть конкурирует с продажей товаров по почте. Эволюция системы сбыта, имевшая место в последние десятилетия, резко обострила конкуренцию между посредниками всех типов. Од- ним из проявлений этой конкуренции стало развитие вертикальных маркетинговых систем, которые имеют следующие разновидности: · интегрированные вертикальные маркетинговые системы (ВМС), объединяющие в одном лице изготовителя товара и сбытовика; · договорные ВМС, в свою очередь подразделяющиеся на добро- вольные цепи под эгидой оптового торговца, кооперативы роз- ничных торговцев и франшизные системы;
Тема 9. Основы тактического маркетинга
· контролируемые ВМС, отличающиеся бесконтрактной формой кооперации между изготовителем и сбытовой сетью. Выбор конкретного канала сбыта определяется прежде всего огра- ничениями,накладываемымицелевымрынком,факторамиповедения покупателей, особенностями товара и фирмы и другими факторами (табл. 9.1).
Таблица 9.1
|
||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 270; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.45.29 (0.013 с.) |