Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Обрабатывающие подразделенияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Значительная часть деталей машин, технологического оборудова- ния, транспортных средств подвергается механической обработке. Ме- ханическаяобработка характеризуется: · низким коэффициентом использования металлов: 0,5-0,8 (с по- вышением серийности производства коэффициент повыша- ется); · высокой трудоемкостью и зарплатоемкостью обработки; · многооперационностью технологических процессов обработки; · высокими требованиями к качеству технологического оборудо- вания и организованности процессов; · высокими требованиями к качеству изготовления детали в соот- ветствии с технологическим процессом. В механических цехах обрабатывается широкая номенклатура раз- нообразных деталей, насчитывающая сотни и тысячи наименований. Эти детали отличаются видом материала, методом получения заготов- ки, серийностью производства, сложностью, габаритными размерами, конфигурацией, весом, точностью обработки и чистотой поверхности и другими характеристиками. Широкая номенклатура и разнообразие выпускаемой продукции, а также многооперационность технологиче- ских процессов выдвигают на первый план необходимость целесооб- разной специализации цехов и участков на базе унификации и стан- дартизации изделий, сборочных единиц, деталей и конструктивных элементов, типизации технологических процессов и рационального ко- оперирования предприятий. Несмотря на то что в механических цехах осуществляется, как правило, лишь обработка металлов резанием, различие продукции и масштабов ее производства обусловливает не- обходимость применения разнообразного металлорежущего оборудо- вания. Это создает дополнительные трудности при планировании и организации производства в механических цехах и обязывает уделять особое внимание вопросам организации эксплуатации и ремонта обо- рудования. В механических цехах используются сотни и тысячи типоразмеров технологической оснастки. Поэтому большое значение имеют вопросы организации инструментального хозяйства и, в частности, организа- ции обеспечения рабочих мест технологической оснасткой. Техноло- гия механической обработки наиболее гибка. Поэтому в механических цехах необходимо оценивать каждое изменение объема производства
Тема 8. Основы организации производства в машиностроении
317
(по конкретным деталям), с тем чтобы своевременно вносить соот- ветствующие изменения в технологические процессы, а возможно, и в организацию производства. Многооперационность маршрутов, высокая производительность оборудования требуют четкой планировки обо- рудования и организации транспортировки предметов труда в про- цессе производства. Эксплуатация металлорежущего оборудования отличается относи- тельно высоким удельным весом машинного времени в штучном вре- мени. Это позволяет использовать многостаночное обслуживание и совмещение профессий. Многодетальность, многооперационность тех- нологических процессов и большое разнообразие используемого обору- дования в индивидуальном и серийном производстве обусловливают, как правило, необходимость пролеживания деталей в ожидании осво- бождения станка, что приводит к образованию относительно больших заделов и соответственно незавершенного производства. Это обстоя- тельство, наряду с другими, определяет необходимость создания про- межуточных кладовых, помогающих осуществлению функций диспет- черского руководства. Механические цехи можно классифицировать по же признакам, что и заготовительные: тип производства, вес заготовки, конструктивно- технологические особенности обрабатываемых деталей. Механические цехиединичногоимелкосерийногопроизводства отличаютсяширокойи разнообразной номенклатурой деталей, изготовляемых в небольшом количестве. Производство в таких цехах должно быть достаточно гиб- ким и приспособленным к выполнению различных заданий. Техноло- гические процессы разрабатываются без особой детализации (чаще оформляются в виде маршрутных карт). Они предусматривают мак- симальную концентрацию операций, выполняемых на одном рабо- чем месте, использование параллельно-последовательного движения партии деталей, специализацию рабочих мест. Цехи оснащаются как универсальными, так и специальными станками. Доля специального и высокопроизводительного оборудования увеличивается по мере пе- рехода к крупносерийному производству. В этих цехах преобладают предметно замкнутые участки и организуются поточные линии. На- ряду с универсальной оснасткой широко используются специальные транспортные средства и транспортные системы. В механическихцехахмассового производства изготовляется узкая номенклатура деталей в больших количествах, с высоким уровнем специализации рабочих мест. Технологические процессы значитель- но дифференцированы. Постоянство и ограниченность номенклату-
Р. А. Фатхутдинов. Производственный менеджмент
ры изготовляемых деталей создают предпосылки для комплексной механизации и автоматизации, широкого применения специальной высокопроизводительной технологической оснастки, механизиро- ванного и автоматизированного специального транспорта. По мере уг- лубления и развития специализации предприятий и цехов одним из важнейших признаков классификации становится конструктивное и технологическое подобие деталей. Подетально специализированные цехи и участки обеспечивают максимальную эффективность произ- водства только при достижении определенного оптимального объема (см. рис. 8.1). Определение оптимальных объемов производства обеспечивает воз- можность типизации проектных вариантов без ограничения их отрас- левой принадлежностью. Поэтому при проектировании механических цехов и участков необходимо располагать данными об оптимальных объемах производства при разном уровне применяемой техники и тех- нологии. Они устанавливаются на основе исследования зависимости между изменением объема производства и себестоимостью единицы продукции. В мировой практике достигнуты определенные успехи в развитии машиностроительного производства. Основная тенденция развития ма- шиностроения — автоматизация производственных процессов. Страны с высокооплачиваемой рабочей силой идут по пути внедрения ГПС (гибких производственных систем) и создания заводов-автоматов на основе роботизации. В этом плане значительных успехов достигли Япо- ния, скандинавские страны, Италия, США и др. В XXI в. передовые машиностроительные заводы мира будут разрабатывать и внедрять непрерывные процессы на основе микроэлектроники, биотехнологии, генной инженерии с использованием экстремальных условий (сверх- низкие или сверхвысокие температуры и/или давления) в замкнутых безотходных циклах автоматизированного производства. Основными условиями внедрения этих технологий являются: · унификация внутреннего содержания и структур при дифферен- циации (индивидуализации, разунификации) внешнего оформ- ленияконечныхтоваров;стандартизацияпонятий,методов,средств оснащения и измерений, документов и других компонентов на всех уровнях иерархии (мировое сообщество, страна, регион, от- расль, фирма); · дальнейшее развитие форм организации (специализации, концен- трации, кооперирования) на всех уровнях иерархии;
Тема 8.
Основы
организации
производства
в
машиностроении
· диффузия инноваций в мировом масштабе на основе взаимовы- годных обменов новшествами; · автоматизация управления и др. Перечисленные направления совершенствования технологических процессов носят глобальный характер. Подробнее эти направления изучаются в курсе «Технология машиностроения». Далее вкратце рас- смотрим организационные аспекты совершенствования работы меха- нических цехов. Перспективы совершенствования работы механических цехов оп- ределяются общими тенденциями развития машиностроения. В связи с созданием новых высокопроизводительных и точных машин и при- боров повышаются требования к точности обработки деталей, чистоте поверхности, стабильности признаков качества в партии одинаковых деталей. Вместе с тем стремление к максимальному снижению затрат на производство обязывает сокращать трудоемкость механической обра- ботки. Решение этой задачи идет по пути как организации производ- ства наиболее точных заготовок, максимально приближающихся по форме и размерам к форме и размерам готовой детали, так и совер- шенствования самой механической обработки. По уровню и характеру специализации можно выделить следующие основныегруппымеханическихцехов: а) подетально специализированные цехи, изготовляющие узкую но- менклатуру конструктивно и технологически подобных деталей в больших масштабах; б) цехи, специализированные на изготовлении комплекта оригиналь- ных деталей, входящих в определенный узел или агрегат машины; в) цехи, специализированные на производстве однотипных деталей и отличающиеся от цехов первой группы более широкой номенк- латурой изготовляемых деталей и меньшими масштабами произ- водства по каждой номенклатурной позиции; г) цехи универсального профиля. Механические цехи подетальной специализации организуются для производства деталей массового применения. Они характеризуются наиболее высоким уровнем специализации, оптимальными объема- ми производства и наибольшей эффективностью. По агрегатному (узловому) признаку создаются цехи автомобильных заводов (цехи двигателей, коробки передач, шасси, задних и передних мостов) и ме- ханические цехи заводов серийного и массового производства. Третья
Р. А. Фатхутдинов. Производственный менеджмент
группа цехов организуется обычно на заводах серийного производства для механической обработки оригинальных деталей. В этом случае наряду с поточными и автоматическими линиями широко исполь- зуются предметно-замкнутые участки с разным уровнем специали- зации. На ряде предприятий совершенствование механообработки связа- но с осуществлением технического перевооружения и в первую оче- редь с заменой старого изношенного оборудования и созданием комп- лексно механизированных и автоматизированных участков и цехов. Совершенствование технологии механической обработки идет по пути снижения удельного веса черновых операций, все более широко- го использования процессов электрообработки, ультразвуковой обра- ботки, электрофизических и электрохимических методов обработки, лазерной обработки и т. д. На смену металлам приходят композицион- ные материалы (композиты), пластические массы и т. п. Изменения в организации технического обслуживания производ- ства в значительной мере обусловливаются комплексной механизаци- ей и автоматизацией. Централизация или выполнение сторонними организациями ряда функций технического обслуживания обрабаты- вающего производства в области ремонта, транспортных работ и т. п. также вносят существенные изменения в организацию обрабатываю- щего производства. Важное значение в совершенствовании обрабаты- вающего производства, так же как и предприятия в целом, имеет вне- дрение системы менеджмента. Рациональная организация производства механических цехов оп- ределяется степенью выполнения принципов рационализации струк- тур и процессов. Например, целями проектирования новых и реорганизации действу- ющих механических цехов обычно являются: · увеличение объема выпускаемой продукции в соответствии с ре- комендациями маркетинговых исследований; · повышение качества выпускаемой продукции и ее сервиса; · снижение себестоимости продукции при соблюдении требова- ний по качеству за счет активизации инновационной деятель- ности; · снижение эксплуатационных затрат за счет повышения качества продукции, качества ее сервиса и совершенствования организа- ции эксплуатации (применения) продукции; · полное или частичное сочетание перечисленных выше задач.
Тема 8. Основы организации производства в машиностроении
32 1
Решение вышеизложенных задач в конечном счете приведет к по- вышению конкурентоспособности выпускаемой продукции. Основнымиэтапамиработитехнико-экономическихрасчетов, свя- занных с проектированием новых и реорганизацией действующих ме- ханических цехов, являются: 1) определение производственной программы цеха на основе мар- кетинговых исследований; 2) определение производственной структуры цеха; 3) разработка мероприятий по совершенствованию технологично- сти выпускаемой продукции; 4) разработка мероприятий по совершенствованию технологичес- ких процессов, системы норм и нормативов, организации труда; 5) проектирование производственных участков; 6) проектирование вспомогательных отделений, служебных и бы- товых помещений, компоновка площадей; 7) разработка системы планирования; 8) разработка системы менеджмента цеха; 9) расчет технико-экономических показателей цеха; 10) оценка эффективности проекта и функционирования цеха. Исходнымиданнымидляпроектированияцеха являются: · подетальная производственная программа и перспективы ее из- менения; · технико-экономическая характеристика цеха; · результаты анализа внешних и внутренних воздействий на работу цеха, слабых и сильных сторон его деятельности с позиций кон- курентоспособности; · техническая документация (чертежи, проекты, технологические процессы, нормы и нормативы и т. п.); · справочные материалы и т. п. В условиях крупносерийного и массового производства разрабатыва- ется подетальная программа, в средне- и мелкосерийном производ- стве — в приведенных или условных единицах. Программа в приведен- ных единицах разрабатывается на основе группировки деталей, сходных по конструкции и технологии изготовления. В каждой группе выбира- ется деталь-представитель. Классификация деталей облегчает реше- ние вопросов: унификации, исследования экономической эффектив- ности межзаводской кооперации, использования неметаллических
11-488
322
Р. А.
Производственный менеджмент
материалов, выбора наиболее экономичных заготовок, концентрации производства однотипных деталей в одном цехе, формирования про- изводственных участков в реорганизуемом цехе и т. д. Таким образом, на первом этапе должна быть сформирована подетальная программа, учитывающая реальные перспективы развития производства на пред- приятии, а иногда и в более широком масштабе (например, развитие заготовительной базы, расширение производства унифицированных и стандартных деталей и т. п.), и обеспечивающая углубление специа- лизации. Число производственных участков и уровень их специализа- ции зависят от номенклатуры и трудоемкости производственной про- граммы. К вспомогательным службам цеха относят: инструментальное хо- зяйство в составе инструментально-раздаточной кладовой (ИРК), кла- довой приспособлений и абразивов, отделения заточки, мастерской по ремонту приспособлений и оснастки; ремонтное хозяйство в составе цеховой базы по текущему ремонту оборудования и соответствующих кладовых (масел, запчастей и т. п.); складское хозяйство (склады ме- талла и заготовок, межоперационного хранения деталей, хранения го- товых деталей, кладовые вспомогательных материалов); бюро техни- ческого контроля; службы по сбору, переработке и удалению отходов и т. п. Состав вспомогательных отделений определяется в зависимос- ти от объема соответствующих работ и особенностей организации об- щезаводских служб. В механических цехах существуют все разновидности производствен- ных участков, начиная от универсальных, образованных по принципу однородности технологического оборудования, до автоматических ний. Выбор типа производственного участка осуществляется в за- висимости от номенклатуры и объема производства по каждой номен- клатурной позиции, предварительной группировки этих данных и ориентировочного определения на этой основе уровня специализации рабочихмест. Уровеньспециализациирабочихмест определяетсяспо- мощью коэффициента специализации: (8.2) где Ксп — коэффициент специализации, характеризующий число опе- раций, закрепленных за единицей технологического оборудования; m — общее количество операций; — количество установленного обору- дования. Соответствующие значения Ксп по типам производства и типы про- изводственных участков приведены в табл. 8.1.
Тема 8, Основы организации производства в машиностроении
Таблица8.1
|
||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 319; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.19.29 (0.012 с.) |