Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация трудовых процессов

Поиск

 

Продолжение

 

1.Характер труда

щийся к деятельности ума)

1.Характер труда

маемый органами чувств:

видимый, слышимый, ося-

заемый, обоняемый,

воспринимаемый на вкус)

1.Характер труда

(интегральный)

Признак классификации Виды трудовых процессов Примеры
1.Характер труда 1.1. Физический (относя- щийся к работе мускулов) Перемещение груза, подъем тяжести, вращение рукоятки машины и т. д.
1.2. Умственный (относя- Анализ, синтез, обобщение, фор- мулирование чего-либо и т. п.
1.3. Чувственный (восприни- Контроль пульта управления, дегустация, измерение темпера- туры и др.
1.4. Смешанный Процесс вождения транспорт- ного средства, обработка детали на станке с программным управлением
2. Субстанция предмета труда 2.1. Вещественные процессы, связанные с выпуском кон- кретного продукта Трудовой процесс по сборке изделия, уборке урожая и т. д.

 


 


 

Р. А. Фатхутдинов. Производственный менеджмент

 

Таблица 12.4 (продолжение)

3. Цель трудовых

процессов для их

потребителей

альных потребностей человека

3. Цель трудовых

процессов для их

потребителей

и социальных потребностей

человека

3. Цель трудовых

процессов для их

потребителей

венных потребностей

4. Отрасль про-

изводства, в ко-

торой протекает

трудовой процесс

производство

5. Роль или место

трудового процес-

са в производст-

венном процессе

процессы, обеспечивающие

нормальное протекание

основных и обслуживающих

процессов

5. Роль или место

трудового процес-

са в производст-

венном процессе

сы, обеспечивающие нормаль-

ное протекание основных и

вспомогательных процессов

Признак классификации Виды трудовых процессов Примеры
  2.2. Документированные про- цессы, связанные с созданием нематериальных активов Разработка ноу-хау, изобрете- ния, методики, написание кни- ги и т. п.
2.3. Виртуальные процессы, связанные с информацион- ным или духовным обслужи- ванием работников или насе- ления Получение информации через Интернет, исполнение кон- цертной программы
3. Цель трудовых процессов для их потребителей 3.1. Создание материальной базы для удовлетворения по- требностей Строительство объекта
3.2. Удовлетворение матери- Изготовление продуктов пита- ния, строительство жилья
3.3. Удовлетворение духовных Организация проведения кон- церта, спектакля, строительст- во бассейна
3.4. Удовлетворение общест- Законотворчество, охрана об- щественного порядка и т. д.
4. Отрасль про- изводства, в ко- торой протекает трудовой процесс 4.1. Материальное производство Трудовые процессы в отрас- лях промышленности, строи- тельства, сельского хозяйства и т. п.
4.2. Нематериальное Трудовые процессы в сфере обслуживания юридических и физических лиц
5. Роль или место трудового процес- са в производст- венном процессе 5.1. Основные процессы — выпуск продукции, выполне- ние работы или оказание услуги Изготовление детали на токар- ном станке, оказание банков- ских услуг
5.2. Вспомогательные Изготовление режущего инст- румента для механического цеха, ремонт технологического оборудования
5.3. Обслуживающие процес- Оказание транспортных услуг на машиностроительном пред- приятии

 


 

Тема 12. Основы формирования коллектива и организации


 


 

Организоватьтрудовойпроцесс значитсостыковатьвпространстве

и времени, по количеству и качеству предмет труда, орудие труда и

живой труд. При этом организаторы, технологи, экономисты должны

ответить на вопросы: что производится, с какими параметрами, кто

производит, где, когда, с какими затратами и какими результатами

пройдет трудовой процесс. Методика формирования ответов на эти

вопросы излагается в учебной дисциплине «Управленческие реше-

ния»1. Вопросы НОТ были рассмотрены в разд. 12.1-12.4.

 

Краткие выводы

1. Чем выше уровень иерархии менеджеров, тем больше в структу-

ре их рабочего времени должно отводиться решению стратегических

задач. Например, менеджеры высшего звена примерно 50 % рабочего

времени должны заниматься планированием стратегий, 25 % — реше-

нием тактических и 25 % — оперативных задач. Структура рабочего

времени менеджеров низшего звена — соответственно 10, 10 и 80 %.

2. Принципы управления персоналом не могут быть унифициро-

ванными для всех работников: для руководителей как субъектов

управления они одни, для исполнителей (объектов) — они другие.

Предлагаем 18 принципов работы руководителя высшего звена как

субъекта управления: соблюдение принципов управления экономи-

 

Фатхутдинов Р. А. Управленческие решения: Учебник. 5-е изд., перераб.

и дои. - М.: ИНФРА-М, 2001.

 
 

6. Периодичность

выполненияработ

6. Периодичность

выполненияработ

7. Уровень авто-

матизации трудо-

вых процессов

процессы

7. Уровень авто-

матизации трудо-

вых процессов

цессы

7. Уровень авто-

матизации трудо-

вых процессов

Признак классификации Виды трудовых процессов Примеры
6. Периодичность выполненияработ 6.1. Непрерывные процессы Процесс выплавки стали в мартенах
6.2. Циклические процессы Изготовление детали в поточ- ном производстве по заданно- му ритму
6.3. Нециклические процессы Изготовление детали в единичном производстве
7. Уровень авто- матизации трудо- вых процессов 7.1. Ручные процессы Массаж
7.2. Машинно-ручные Точение детали
7.3. Автоматизированные про- Управление на основе ЭВТ
7.4. Автоматические процессы Работа завода-автомата

 


 

482


 

Р. А. Фатхутдинов. Производственный менеджмент


 

кой (их 14), выполнение квалификационных требований, рациональ-

ное сочетание методов управления персоналом (методов принуж-

дения, побуждения и убеждения), построение системы менеджмента,

приоритет стратегических вопросов перед тактическими, применение

20 научных подходов к управлению (системный, маркетинговый, вос-

производственно-эволюционный, структурный, функциональный и

др.), построение психологического портрета личности, уважение лич-

ности, стимулирование труда, единоначалие и др. К принципам рабо-

ты исполнителя как объекта управления относятся исполнительность,

инициативность, ведение нормального образа жизни, порядочность,

стремление к продвижению по служебной лестнице, гармоничному

развитию личности, удовлетворению высших потребностей.

3. Трудовыепроцессырекомендуетсяклассифицироватьпосемипри-

знакам: характер труда, субстанция предмета труда, цель трудовых про-

цессов, отрасль производства, роль или место трудового процесса в

производственном процессе, периодичность выполнения работ, уро-

вень автоматизации трудовых процессов.

4. Управление персоналом следует осуществлять с применением ме-

тодов принуждения, побуждения и убеждения, при рациональном их

соотношении 5:4:1.

 

Контрольные вопросы

1. Какие параметры соискателя работы должны быть отражены в ре-

зюме?

2. Раскройте суть маржиналистского подхода к определению чис-

ленности персонала.

3. В чем суть экспертно-статистического подхода к определению

численности персонала?

4. Раскройте суть аналитико-нормативного подхода к определению

численности персонала.

5. Какие факторы свидетельствуют о наличии положительного мо-

рально-психологического климата в коллективе?

6. Назовите ипостаси, в которых может выступать современный

менеджер.

7. Какие компоненты являются составляющими роль современно-

го менеджера?

8. Каковы правила планирования рабочего времени по Зайверту?


 

 

Тема 12. Основы формирования коллектива и организации труда


 

 


 

9. Какие «стилевые шкалы» вы знаете? Раскройте суть каждой из

них.

10. Какой стиль руководства избрал начальник, если он единолично

принимает решения, командует, является приверженцем жесткой

дисциплины?

11. Перечислите основные принципы работы руководителя высше-

го звена.

12. Назовите основные принципы НОТ.

13. На каких тезисах базируется философия обеспечения качества?

14. Назовите группы методов управления персоналом.

15. Перечислите этапы трудового процесса.

16. Какие квалификационные требования предъявляются к менед-

жерам?

17. Почему нельзя унифицировать принципы управления персона-

лом? Чем отличаются, например, методы побуждения от методов

убеждения?


 

 

Алфавитный указатель



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 482; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.254.177 (0.007 с.)