Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 3. Труд и трудовые процессы: сущность и классификация

Поиск

3.1 Анализ категории труда

Труд - важнейшая базовая категория в экономике. Через данную категорию можно определить многие важнейшие категории в эко­номике.

Например, «капитал» - это накопленный труд, «прибыль» - де­нежный эквивалент преобразованного труда, «товар» - опредме-ченный преобразованный труд, «производство» - сфера примене­ния труда и т.д.

Понятие «труд» трактуется в экономической литературе в двух различных аспектах: как экономический ресурс и как вид деятель­ности. Первый подход связан с именем Альфреда Маршалла (1842-1924). основателя Кембриджской школы политэкономии, который в своей работе «Основы (Принципы) экономической науки» (1890) впервые выделил четыре вида экономических ресурсов: земля, ка­питал, труд, организация производства.

Труд как один из видов экономических ресурсов Маршалл предложил рассматривать «как всякое умственное или физическое усилие, предпринимаемое частично или целиком с целью достичь какого-либо полезного результата...» |45. с. 113|. При этом Мар­шалл заметил, что в производстве существует только два базовых фактора: природа и человек, а капитал и организация производст­ва - это результат деятельности человека. Современные экономи­сты. следуя за Маршаллом, обозначают четыре вида экономиче-


ских ресурсов: земля, капитал, труд, предпринимательские способ­ности.

Второй подход связан с именами Джеймса Мил ля (1773-1836) и Карла Маркса (1818-1883), которые рассматривали труд, как осо­бую деятельность, где субъект труда не просто человек, а работ­ник, для которого труд - источник существования, источник до­хода, т. с. деятельность не ради удовольствия. Как известно, Маркс определил особым свойством труда «отчуждение продукта труда», который работнику не принадлежит, но он получает в обмен мате­риальное вознаграждение [42, с. 188; 43, с. 27|

Отечественная школа в целом придерживается второго подхода, где труд в традиционно классической интерпретации определяется как процесс сознательной человеческой деятельности, направлен­ной па определенную цель, благодаря которой человек видоизменя­ет природные предметы для удовлетворения собственных по­требностей и нужд семьи [10].

Следует обратить внимание, что труд как деятельный процесс всегда выполняется под воздействием внешней среды либо пря­мым, либо опосредованным путем. Во-первых, это обусловлено рациональной целесообразностью трудовой деятельности, а во-вторых. труд не может не носить вынужденный характер в силу обеспечения общественной выживаемости. Этим трудовая деятель­ность отличается от деятельности человека ради собственного удо­вольствия, на что в свое время обратили внимание Милль и Маркс. В силу этих обстоятельств человеческая практика выработала сле­дующие формы необходимости труда:

экономическая неизбежность, когда человек в обмен на те или иные материальные блага вынужден продавать свою возможность и способность трудиться;

социальная неизбежность, когда человек трудится ради приоб­ретения социального статуса, для нахождения своей социальной ниши в обществе;

.моральная неизбежность, когда человек получаст желаемое одобрение со стороны других через свою трудовую деятельность.

И наконец, не нужно забывать, что целые исторические эпохи были связаны с рабским трудом. Это было прямое насильственное принуждение к труду. Здесь следует особо отметить значение Кон­венции МОТ № 29 «О принудительном или обязательном труде»,


которая вступила в силу 1 мая 1932 года и была ратифицирована в Советском Союзе.

Конвенция определяет такой труд, как всякую работу или служ­бу. требуемую от какого-либо лица под угрозой какого-либо нака­зания, и для которой это лицо не предложило своих услуг добро­вольно [46, с. 150J.

Вместе с тем в п. 2 ст. 2 Конвенции были установлены пять ис­ключений для некоторых работ, на которые не распространяется понятие принудительного или обязательного труда. К этим исклю­чениям относятся:

1) всякая работа или служба, связанная с обязательной военной службой и применяемая для работ чисто военного характера;

2) всякая работа или служба, являющаяся частью обычных гра­жданских обязанностей граждан полностью самоуправляющейся страны;

3) всякая работа или служба, требуемая от какого-либо лица вследствие приговора, вынесенного решением судебного органа при условии, что эта работа или служба будет производиться под надзором и контролем государственных властей и что указанное лицо не будет уступлено или передано в распоряжение частных лиц, компаний или обществ;

4) всякая работа или служба, требуемая в условиях чрезвычай­ных обстоятельств, т. е. в случаях войны, бедствия или угрозы бед­ствия, как-то: пожары, наводнения, голод, землетрясения, сильные эпидемии или эпизоотии, нашествия вредных животных, насеко­мых или паразитов растений, и вообще обстоятельств, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего или части населения;

5) всякие мелкие работы общинного характера, выполняемые для прямой пользы коллектива членами данного коллектива и ко­торые поэтому могут считаться обычными гражданскими обязан­ностями членов коллектива при условии, что само население или его непосредственные представители имеют право высказать свое мнение относительно целесообразности этих работ.

Таким образом, трудовая деятельность всегда должна быть на­правлена на удовлетворение в первую очередь общественных по­требностей через волю и личные потребности людей, а не наобо­рот, поскольку труд - это коллективная деятельность людей, их


первое и основное условие социального существования. Осознание необходимости труда как базовой общественной ценности не мо­жет восприниматься человеком автоматически, восприимчивость к труду приобретается лишь в ходе длительного воздействия со сто­роны общества. Человечество на протяжении всей своей истории занималось тем, как найти способы заставить человека трудиться на других, на общество. Представления о труде и его роли в жизни человека и общества на протяжении исторического развития пре­терпевали изменение вместе с изменяющимися формами и мотива­ми трудовой деятельности.

3.2. Сущность и содержание трудового процесса

В условиях рыночной экономики процесс, связанный с трудовой деятельностью человека, представляется достаточно сложным яв­лением. Уже в классической теории XIX в. трудовой процесс стал рассматриваться как совокупный процесс, где, с одной стороны, потребляется рабочая сила, а с другой - как процесс, где труд дол­жен быть выражен в товарах или потребительных стоимостях, в вещах, которые служат для удовлетворения тех или иных потреб­ностей |42. с. 188).

По мере развития теории и практики трудового процесса, он стал рассматриваться не только как экономическое явление, что очень важно с точки зрения понимания проблемы по существу, по­степенно расширялись практические представления о нем как: с технологической, так и с организационной точки зрения. При этом в современной учебной литературе авторы предлагают достаточно широкое толкование трудового процесса в зависимости от поста­новки тех целевых задач, которые и определяют вычленение того или иного аспекта трудового процесса в качестве определяющего.

В учебном пособии под редакцией В.В. Адамчука трудовой процесс понимается как «совокупность действий работников, не­обходимых для целесообразного изменения предмета труда» |53. с. 40].

В учебнике под редакцией Ю.Г. Одегова авторы рассматривают трудовой процесс «как совокупность действий исполнителя или группы исполнителей по преобразованию предметов труда в его продукт, выполняемый на рабочих местах» [14, с. 54].


Григорий Эммануилович Слезингер считает, что трудовой про­цесс «представляет собой цикл последовательно осуществляемых человеком действий, которые необходимы и достаточны для полу­чения промежуточных и конечных результатов работы...» [65. с. 137].

Коллектив авторов экономического факультета МГУ рассмат­ривает еще один вариант, где «под трудовым процессом подразу­мевается совокупность взаимосвязанных действий человека в ходе создания материальных благ или оказания услуг, направленных на достижение законченного результата труда на конкретном рабочем месте ив четко очерченный промежуток времени...» [37, с. 533].

Но любая трактовка трудового процесса сводится, в конечном счете, к совокупности действий исполнителя по заранее заданному преобразованию предметов труда, завершающим результатом которых является получение экономически обоснованных и необ­ходимых товарных продуктов.

Таким образом, к элементарным элементам трудового процесса относят предмет, целесообразную деятельность работника и сред­ства труда.

Предмет и средства труда составляют вещественные факторы производства.

Предмет труда - это то, на что направлен труд человека, имен­но он составляет материальную сторону будущего продукта.

Предмет труда может иметь природное происхождение и не­природное происхождение, т. е. быть продуктом предшествующего труда.

К предметам труда природного происхождения относят, преж­де всего, землю, флору, фауну, недра и т.д. Если Маркс землю на­звал «всеобщим предметом человеческого труда», то недра земли он называет «сырым материалом» (добытая руда, находящаяся в процессе промывки, которая уже «профильтрована предшествую­щим трудом») |42, с. 189]. К предметам труда природного проис­хождения можно отнести также некоторые материалы и полуфаб­рикаты, полученные из природного сырья, которые как продукты промежуточного предшествующего труда необходимы для даль­нейшего преобразования в конечные товарные продукты (хлопок, пряжа, нитки, строительный материал, пищевые полуфабрикаты и т.д.).


К предметам труда неприродного происхождения можно отне­сти материалы с заранее заданными свойствами, которые отсутст­вуют в природе (искусственные и синтетические материалы); ком­плектующие изделия: объекты производственных и непроизводст­венных работ и услуг; энергетические, материальные и информа­ционные потоки.

Средства труда - сеть вещь или комплекс вещей, которые ра­ботник помещает между собой и предметом труда и служащие ему в качестве проводника воздействия на предмет труда. К средствам труда относят:

всеобщие (материальные) условия производства (производст­венные здания, дороги, другие средства сообщения и каналы связи;

орудия труда, среди которых различают:

механические (машины, механизмы, инструменты, приспособ­ления, двигатели, передаточные аппараты и т.д.);

механические орудия труда с управляющим устройством:,

программное обеспечение.

Карл Маркс в «Капитале» замечает, что «экономические эпохи различаются не тем, что производится, а тем, как производится, какими средствами труда» [42, с. 19L]. Именно средства труда -мерило человеческой рабочей силы на определенном этапе обще­ственных отношений. Благодаря современным средствам труда (программное обеспечение) трудовые функции человека все боль­ше трансформируются в сторону творчества, управления и контро­ля. Работник в этих условиях всё активней выступает в качестве элемента трудового процесса.

Современные трудовые процессы представляются всё более дифференцированными, различающимися по характеру предмета и продукта труда, степени участия работника в процессе преобразо­вания предмета труда, функциям работника в организации труда.

Если иметь в виду характер предмета и характер продукта тру­да, то специалисты по трудовым процессам всё более склоняются к выделению двух базовых видов трудовых процессов:

вещественно-энергетический, характерный для трудовых
процессов рабочих, где используется преимущественно физиче­
ский труд;


информационный, присущий трудовым процессам служащих. где используется преимущественно информационно-мыслительный труд 114, с. 56; 37, с. 533|.

Иными словами, если для первого базового вида трудового про­цесса предмет и продукт труда - вещество в том или ином виде, а также энергия в своих различных формах, то для второго - инфор­мация (политическая, социальная, экономическая, техническая, технологическая, инженер но-конструкторская, культурно-про­светительская и т.д.).

Далее следует отметить, что усложнение содержания трудового процесса оказало влияние на изменения, произошедшие также в функционально-производственной дифференциации работников как в вертикальном, так и горизонтальном измерении. Например, расширилось поле функций работников вспомогательного, обслу­живающегося, посреднического труда не только в сфере матери­ального производства, но и непроизводительного труда, где появи­лись такие профессии, как аналитик, брокер, дилер, дистрибьютор, логистик, маркетолог, райтер, спредер, трастор и т.д.

Анализ трудового процесса предполагает также рассмотрение тех отношений, которые возникают в процессе труда и связывают в единое целое все его составные элементы. Связи между элемента­ми трудового процесса обычно принято называть производствен­ными отношениями, которые, с одной стороны, выступают как производственно-экономические, а с другой - как производствен­но-технические.

Производственно-экономические отношения - отношения лю­дей в процессе производства через их отношения к средствам про­изводства т.е. отношения собственности [77]. Именно через эти отношения собственности к средствам производства определяется способ экономического соединения личностных и вещественных элементов процесса труда и процесса производства. Например, на­емный работник соединяется со средствами производства только тогда, когда продаст свою рабочую силу. В свою очередь, собст­венник средств производства соединяется с ними только тогда, ко­гда покупает рабочую силу и использует ее для получения товарно­го продукта (прибыли).


Производственно-технические отношения обусловлены теми профессиональными и должностными отношениями, которые воз­никают в связи с технологическими или функциональными задача­ми как внутри производственного коллектива, так и в масштабах общества.

Можно добавить, что вся эта совокупность элементов, связей, сторон отношений по производству материальных благ и услуг в целом образует содержание труда.

3.3. Принципы разделения и кооперации труда. Классификация видов труда

Содержательная сторона трудового процесса проявляется, пре­жде всего, через разделение (дифференциацию) труда и коопера­цию труда. Разделение и кооперация труда - это два взаимосвязан­ных процесса: с одной стороны, происходит соединение людей для совместной деятельности (кооперация труда), а с другой - в ходе этой совместной деятельности имеет место обмен различными ви­дами трудовой деятельности, что и осуществляется на основе раз­деления труда.

По содержанию разделение труда означает обособление трудо­вых функций работников и их распределение в процессе совмест­ной деятельности.

Разделение труда принято различать как общее, частное и еди­ничное [42, с. 363]. Впервые эти понятия появились в «Капитале» К. Маркса и в настоящее время нашли широкое применение в оте­чественной экономической литературе |53, с. 23; 14, с. 86-87]. Об­щее, частное и единичное разделение труда соответствует трем основным уровняй общественного производства: макроуровню, от­раслевому и первичному (техническому) уровням.

Общее разделение труда рассматривается на уровне двух основ­ных сфер общественного хозяйства: производственной и непроиз­водственной (табл. 5).

Частное разделение труда соответствует отраслевой и внутри­отраслевой дифференциации общественного хозяйства как в про­изводственной, так и непроизводственной сферах.


Таблица 5 Общее и частное разделение груда

 

Общее разделение труда Частное разделение труда
Производственная сфера: промышленность • сельское и лесное хозяйство • строительство ■ транспорт и связь Производственная сфера: * металлургия, станкостроение, машино­строение, химическая, пищевая, легкая, по­лиграфическая и т.д. • животноводство, птицеводство, растение­ водство. цветоводство, охотничьи хозяйст­ ва и т.д. • жилищное, городской инфраструктуры, производственных зданий, дорожное, сель- скос и т.д. • железнодорожный, гужевой, автомобиль­ ный, авиаперевозки, телефонная, телеком­ муникационная, почтовая и т.д.
Непрои зводствениая сфера. • торговля и услуги населению • жилищно- коммунальное хозяйство • здравоохранение. физическая культура и спорт, социальное обеспечение ■ образование Непроизводственная сфера: • розничная, оптовая, общественное питание, бытовые услуги, платные услуги (виды) • жилой фонд, нежилой фонд, коммунальные услуги (виды) ■ амбулаторпо-поликлипическое, стационар­ ное, детское здравоохранение, профессио­ нальный спорт (виды), социальные службы ■ среднее, среднее профессиональное (виды), высшее профессиональное, (виды), после­вузовское (виды)

Окончание табл. 5 Общее и частное разделение труда

 

Общее разделение труда Частное разделение труда
* культура и искусство • наука и научное обслу­ живание • финансы • управление * народные промыслы, библиотеки, музеи, цирк, театральное искусство, кинемато­граф, художественное искусство, эстрада • фундаментальная наука, прикладная наука, экспериментальная наука • банки, страховые компании, кредитные уч­ реждения • муниципальное, региональное, федеральное

Как видно из табл. 5, разделения труда первых двух уровней объективно свидетельствует о том. что общественное хозяйство России представляет собой достаточную развитую экономику, ко­торая способна обеспечить решение крупномасштабных задач по удовлетворению основных общественных потребностей не только на национальном уровне, но и в масштабах международного разде­ления труда. Можно утверждать, что те экономические проблемы, которые возникают в общественном производстве и в сфере заня­тости. могут объясняться, в том числе, и нерешенными проблемами организации труда как на общенациональном уровне, так и на уровне предприятия, а также недооценки роли человеческого фак­тора в трудовом процессе.

В связи с этим большой интерес представляет единичный (тех­нический) уровень разделения труда, который предполагает диф­ференциацию труда внутри организации при производстве какого-либо материального продукта или услуги. Трудовой процесс на первичном уровне представляется в современных рыночных отно­шениях как достаточно сложный механизм. Здесь можно выделить следующие виды разделения труда:

внутриструктурное (цех, участок, лаборатория, кафедра, от­дел и т.д.);

функциональное (производство, управление, обслуживание)


профессиональное (распределение по профессиям в зависимо­
сти от штатного расписания)

технологическое (разделение трудового процесса, согласно технологическим циклам, операциям)

квалификационное (различие работ по сложности и квалифи­кации)

Следует заметить, что именно на единичном уровне реализуются конкретные формы и методы организации труда.

Практика трудового процесса свидетельствует о том, что разде­ление труда не может углубляться бесконечно. Большинство ав­торов придерживается следующего подхода в отношении его поро­гов или границ:

технические границы обусловлены техническими характери­стиками современного оборудования, стойкостью режущих инст­рументов, техническими возможностями различных приспособле­ний, требованиями конструктивно-технологического характера вы­пускаемой продукции и т.д.;

психофизиологические границы, определяются возможностями человеческого организма, требованиями сохранения здоровья и работоспособности (глубокая специализация может привести к мо­нотонности труда, что снижает работоспособность и производи­тельность труда);

экономические границы характеризуют влияние разделения труда на экономические результаты производства, в частности, на суммарные затраты трудовых и материальных ресурсов. Например, экономически необоснованные пропорции между основными и вспомогательными работниками, между работниками, занятыми производительным трудом и управленческим трудом могут при­вести к дисбалансу в трудовых затратах;

социальные границы разделения труда отражают требования необходимого разнообразия труда, развития творческих способно­стей работника, роста его профессиональной квалификации, само­реализации работника как личности и т.д. |37, с. 547; 14, с. 89 -90; 13, с. 85|

Трудовой процесс предполагает не только разделение, но и коо­перацию труда, которая в современном обществе осуществляется на всех уровнях: от рабочего места до мирового хозяйства. Но если разделение труда - это неизбежный, объективно обусловленный


процесс дифференциации труда, то кооперация труда - рациональ­но-планируемый процесс.

Задачами кооперации труда является обеспечение:

• рационального разделения труда:

• непрерывности трудового процесса;

• ритмичности выпуска товарной продукции;

• сокращения технологических циклов в процессе производства;

• эффективного использования человеческих ресурсов в процес­се труда.

В узком смысле кооперация труда связана с бригадными фор­мами труда, где должна быть обеспечена согласованность совме­стных действий в группах работников для достижения конечного результата.

Производственные (непроизводственные) бригады - это не­большие группы работников внутри более крупного трудового коллектива, которых объединяет коллективная ответственность за результаты совместного труда.

По производстве и и ому принципу бригады работников органи­зуются на постоянной основе в тех случаях, когда возникает необ­ходимость в коллективном обслуживании оборудования и невоз­можны распределение работы по отдельным исполнителям, а также обеспечение непрерывности технологических процессов в услови­ях, требующих совместных усилий работников различных про­фильных специальностей.

По режиму работы это могут быть сменные или сквозные бри­гады.

По профессионально-квалификационному составу они могут быть специализированными win комплексными.

По непроизводственному принципу бригады организуются в форме рабочих (творческих, аналитических) групп, основной целью которых является «мозговая атака» для разработки и внедрения специального проекта, требующего совместных интеллектуальных усилий. Как правило, рабочие группы - это временные образования целевого назначения, возникающие по мере необходимости выпол­нения проектного задания и свертывающие свою деятельность по завершении проекта. По профессионально-квалификационному со­ставу они также могут быть либо специализированными, либо комплексны ми.


В широком смысле кооперация труда - форма организации тру­да, которая обеспечивает согласованность совместных действий на различных уровнях общественного производства (предприятие, отрасль, территория, регион, государство, мировой рынок и т.д.). В функциональном смысле - установление производственных связей для обеспечения непрерывности, ритмичности, синхронности тру­дового процесса.

Важнейшие направления в развитии разделения и кооперации труда:

совершенствование коллективных форм организации труда на
всех уровнях общественного производства;

совмещение профессий для более рационального использования персонала;

совмещение трудовых функций для обеспечения взаимозаме­няемости, устранения.монотонности, рационального использова­ния рабочего времени;

расширение зон обслуживания с целью экономии производст­
венных площадей
и т.д.

Итак, разделение и кооперация труда распределяют работников в трудовом процессе по различным признакам. При этом необхо­димо и важно для организации труда, чтобы данный процесс носил упорядоченный характер.

С этой целью в международной практике создана система учета и стандартов, на основе которой в Российской Федерации была разработана Единая система классификации и кодирования инфор­мации (ЕСКК).

К настоящему времени ЕСКК включает целый перечень различ­ных классификаторов, в котором интерес для анализа организации трудовых процессов представляют три классификатора:

Общероссийский классификатор занятий (ОКЗ), введенный в действие с 1 января 1995 г. включает все основные виды трудовой деятельности, требующей (или не требующей) профессиональной подготовки, т.е. понятие «занятие» трактуется шире, чем понятие «профессия». Если понятие «профессия» исключительно связыва­ется с получением особых профессиональных навыков для выпол­нения тех или иных специфических трудовых функций, то понятие «занятие» объясняет всеобъемлющий характер труда, включающе­го весь спектр человеческих усилий по освоению и преобразова-


нию его среды обитания. ОКЗ включает девять укрупненных групп:

• руководители всех видов;

• специалисты высшего уровня;

• специалисты среднего уровня;

• служащие в узком смысле;

• рабочие сферы обслуживания и родственных ей видов;

• квалифицированные рабочие сельского хозяйства, рыболовст­ва, рыбоводства, охоты;

• квалифицированные рабочие предприятий, строительства,
транспорта, связи, геологии и разведки недр, художественных про­
мыслов;

• операторы, аппаратчики, машинисты установок и машин, сле­сари-сборщики;

• неквалифицированные работники.

Общероссийский классификатор видов экономической деятель­ности (ОКВЭД), введенный с 1 января 2003 г., построен на основе гармонизации с официальной версией на русском языке Статисти­ческой классификации видов экономической деятельности в Евро­пейском экономическом сообществе (Statistical classification of economic activities in the European Community).

Объектами классификации в ОКВЭД являются виды экономи­ческой деятельности, имеющей место тогда, когда ресурсы (обору­дование, рабочая сила, технологии, сырье, материалы, энергия, ин­формационные ресурсы) объединяются в производственный про­цесс, цель которого - производство продукции (оказание услуг). Экономическая деятельность характеризуется затратами на произ­водство, процессом производства и выпуском продукции (оказани­ем услуг). ОКВЭД включает 17 крупных разделов видов экономи­ческой деятельности, что соответствует принятой в Европе модели разделения труда:

• сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство;

• рыболовство, рыбоводство;

• добыча полезных ископаемых;

• обрабатывающие производства;

Общероссийский классификатор занятий. ОК 010-93. Постановление Госстандарта РФ от 30 декабря 1993 г. № 298.


• производство и распределение электроэнергии, газа и воды;

• строительство;

• оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных
средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного поль­
зования;

• гостиницы и рестораны;

• транспорт и связь;

• финансовая деятельность;

• операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставле­ние услуг;

• государственное управление и обеспечение военной безопас­ности; обязательное социальное обеспечение;

• образование;

• здравоохранение и предоставление социальных услуг;

• предоставление прочих коммунальных, социальных и персо­нальных услуг;

• предоставление услуг по ведению домашнего хозяйства;

• деятельность экстерриториальных организаций1
Совершенно очевидно, что данная модель разделения труда (ви­
дов экономической деятельности) более адекватна потребностям
современной развитой рыночной экономики, которая все более
ориентируется на удовлетворение потребностей человека и его се­
мьи. Отечественная экономика не может еще в полной мере задей­
ствовать данную модель.

Общероссийский классификатор профессий рабочих, должно­стей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР), введенный с 1 января 1996 г., включает два раздела: 1) профессии рабочих; 2) должности служащих и соответствующие перечни профессий, должностей и разрядов. Данный классификатор позволил упорядо­чить и систематизировать все профессии и должности, которые со­ответствуют данному этапу экономического развития в Российской Федерации.

На основе ОКПДТР разработаны два справочника:

' Общероссийский классификатор видов экономической деятельности. ОК 029-2001. Постановление Государственного Комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 6 ноября 2001 г. № 454-ст.


Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих;

Единый квалификационный справочник должностей руково­дителей, специалистов и служащих;

Если первый справочник является преемником подобного спра­вочника советского периода, то второй - новация постперестроеч­ной России. Он содержит новые квалификационные характеристи­ки должностей служащих, связанные с развитием рыночных отно­шений. В квалификационных характеристиках унифицированы нормативы регламентации труда работников для обеспечения еди­ного подхода к подбору персонала соответствующей квалификации и соблюдения единых принципов тарификации работ, основанных на их сложности. Настоящий справочник дополнен новыми квали­фикационными характеристиками должностей работников, функ­ции которых связаны со становлением и развитием рыночных эко­номических отношений. К ним, например, относятся квалификаци­онные характеристики должностей аудитора, аукциониста, бро­кера, дилера, менеджера, оценщика, специалиста по маркетингу и др.

В справочнике впервые особое внимание было уделено должно­сти менеджера. В странах с высокоразвитой рыночной экономикой менеджерами называют профессиональных управляющих, имею­щих специальное образование, часто полученное в дополнение к инженерному, юридическому, экономическому. В связи с этим очевидны и те основные функции, которые осуществляют менед­жеры соответствующего профиля: маркетинг, управление кадрами, материально -техническое обеспечение, рекламно-информационное обслуживание и др.

Квалификационный справочник содержит два раздела. В первом приводятся квалификационные характеристики обще отраслевых должностей руководителей, специалистов и других служащих (технических исполнителей), широко распространенных на пред­приятиях, в учреждениях и организациях, прежде всего производ­ственных отраслей экономики, в том числе бюджетный отраслей; второй - содержит квалификационные характеристики должностей работников, занятых в научно-исследовательских учреждениях, конструкторских, технологических, проектных и изыскательных


организациях, а также редакционно-издательских подразделе­ниях1.

Помимо той необходимой справочной информации, какую спе­циалистам по организации труда дают нормативные документы, не менее важно приобрести навыки анализа той или иной профессии, уметь дать ей классификационную характеристику, определить ее необходимые и достаточные функциональные возможности. Это помогает, в частности, тогда, когда для ряда профессий требуется уточнить их принадлежность к тем или иным видам занятий или видам экономической деятельности. Для этого в качестве базовой методической и методологической основы можно исполь­зовать подход, предложенный С.Г. Слсзингером [65, с. 18], ко­торый классифицирует виды занятий по четырем группам призна­ков:

первая группа - по характеру и содержанию труда;

вторая группа - по предмету и продукту труда;

третья группа - по средствам и способу труда;

четвертая группа - по условиям труда2.

Используя данную классификацию можно выделить перечень видов труда по каждой группе.

По характеру и содержанию труда:

■труд наемный и самозанятый (частный);

■индивидуальный и коллективный;

■преимущественно физический, преимущественно умственный, физический с элементами умственного труда, умственный с эле­ментами физического труда:

■репродуктивный и творческий;

■простой и сложный.

По предмету и продукту труда можно рассматривать виды труда как в профессионально-отраслевом, так и функциональном аспектах:

Квалификационный справочник должностей руководителей, специа­листов и других служащих. Постановление Минтруда РФ от 21 августа 1998 г. №37.

Т1ри анализе данной классификации авторы внесли в нее некоторые изменения.


■труд научный, инженерный, управленческий, производствен­ный (материальная сфера), производительный (сфера услуг), пред­принимательский;

■труд промышленный, сельскохозяйственный, транспортный, коммуникационный, информационный, культурно-просветитель­ский:

■малоквалифицированный, квалифицированный, высококвали­фицированный;

Виды по средствам и способам труда рассматриваются с точки зрения степени вооруженности и степени участия человека:

■труд ручной, механизированный, автоматизированный, ком­пьютеризованный;

■низко-, средне- и высокотехнологичный;

■труд с различной (высокой, средней, малой) степенью участия человека;

Виды по условиям труда, где условия выделяются прежде всего с точки зрения благоприятных или неблагоприятных факторов:

■труд стационарный, полустационарный, передвижной;

■наземный и подземный;

■труд легкий, средней тяжести и тяжелый;

■опасный, вредный, комфортный, оптимальный;

■привлекательный, непривлекательный;

■труд свободный и с различной степенью регламентации.

На основе этой классификации можно составить аналитическую матрицу любой профессии как в сфере материального, так и нема­териального производства.

В сфере материального производства данный анализ может служить основой для составления более объективной должностной инструкции, для установления более рациональных требований к трудовым обязанностям. Не менее важно накопление информаци­онной базы для службы подбора кадров, когда надо, например, учитывать, что труд инженера-конструктора престижный, привле­кательный, интересный, требующий не только больших интеллек­туальных и творческих усилий, хорошего качественного образова­ния, но и особых человеческих качеств (собранности, увлеченно­сти, упорства и т.д.).

Для множества рабочих профессий в разных отраслях производ­ства не менее важен тщательный анализ условий и содержания


труда, что позволит более объективно оценивать трудовой вклад каждого работника. В частности, при подборе на рабочие специ­альности в строительной отрасли, где приходиться работать на вы­соте («оператор башенного крана»), необходимо учитывать, что нужен не просто работник, умеющий управлять механизмами, но и обладающий особыми человеческими качествами (хорошая реак­ция, отсутствие боязни высоты, наличие концентрированного вни­мания и т.д.). Для практического менеджмента навыки подобной аналитической работы помогут оперативно решать вопросы подбо­ра кадров на соответствующие рабочие специальности.

Анализ профессий в нематериальной сфере производства, осо­бенно там, где труд выступает в форме различного рода услуг, от­ражает его высокую трудоемкость, значительную долю живого труда, более низкую техническую вооруженность по сравнению с материальным производством. Здесь много таких профессий, оцен­ка которых вызывает определенные трудности. Например, извест­но, что труд балерины - изнуряющий труд, в связи с чем появляет­ся ряд вопросов по «предмету труда», «продукту труда», «характе­ру труда»: это преимущественно умственный или преимуществен­но физический труд? Можно ли <



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 1664; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.237.229 (0.013 с.)