Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 3. Труд и трудовые процессы: сущность и классификацияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
3.1 Анализ категории труда Труд - важнейшая базовая категория в экономике. Через данную категорию можно определить многие важнейшие категории в экономике. Например, «капитал» - это накопленный труд, «прибыль» - денежный эквивалент преобразованного труда, «товар» - опредме-ченный преобразованный труд, «производство» - сфера применения труда и т.д. Понятие «труд» трактуется в экономической литературе в двух различных аспектах: как экономический ресурс и как вид деятельности. Первый подход связан с именем Альфреда Маршалла (1842-1924). основателя Кембриджской школы политэкономии, который в своей работе «Основы (Принципы) экономической науки» (1890) впервые выделил четыре вида экономических ресурсов: земля, капитал, труд, организация производства. Труд как один из видов экономических ресурсов Маршалл предложил рассматривать «как всякое умственное или физическое усилие, предпринимаемое частично или целиком с целью достичь какого-либо полезного результата...» |45. с. 113|. При этом Маршалл заметил, что в производстве существует только два базовых фактора: природа и человек, а капитал и организация производства - это результат деятельности человека. Современные экономисты. следуя за Маршаллом, обозначают четыре вида экономиче- ских ресурсов: земля, капитал, труд, предпринимательские способности. Второй подход связан с именами Джеймса Мил ля (1773-1836) и Карла Маркса (1818-1883), которые рассматривали труд, как особую деятельность, где субъект труда не просто человек, а работник, для которого труд - источник существования, источник дохода, т. с. деятельность не ради удовольствия. Как известно, Маркс определил особым свойством труда «отчуждение продукта труда», который работнику не принадлежит, но он получает в обмен материальное вознаграждение [42, с. 188; 43, с. 27| Отечественная школа в целом придерживается второго подхода, где труд в традиционно классической интерпретации определяется как процесс сознательной человеческой деятельности, направленной па определенную цель, благодаря которой человек видоизменяет природные предметы для удовлетворения собственных потребностей и нужд семьи [10]. Следует обратить внимание, что труд как деятельный процесс всегда выполняется под воздействием внешней среды либо прямым, либо опосредованным путем. Во-первых, это обусловлено рациональной целесообразностью трудовой деятельности, а во-вторых. труд не может не носить вынужденный характер в силу обеспечения общественной выживаемости. Этим трудовая деятельность отличается от деятельности человека ради собственного удовольствия, на что в свое время обратили внимание Милль и Маркс. В силу этих обстоятельств человеческая практика выработала следующие формы необходимости труда: • экономическая неизбежность, когда человек в обмен на те или иные материальные блага вынужден продавать свою возможность и способность трудиться; • социальная неизбежность, когда человек трудится ради приобретения социального статуса, для нахождения своей социальной ниши в обществе; • .моральная неизбежность, когда человек получаст желаемое одобрение со стороны других через свою трудовую деятельность. И наконец, не нужно забывать, что целые исторические эпохи были связаны с рабским трудом. Это было прямое насильственное принуждение к труду. Здесь следует особо отметить значение Конвенции МОТ № 29 «О принудительном или обязательном труде», которая вступила в силу 1 мая 1932 года и была ратифицирована в Советском Союзе. Конвенция определяет такой труд, как всякую работу или службу. требуемую от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания, и для которой это лицо не предложило своих услуг добровольно [46, с. 150J. Вместе с тем в п. 2 ст. 2 Конвенции были установлены пять исключений для некоторых работ, на которые не распространяется понятие принудительного или обязательного труда. К этим исключениям относятся: 1) всякая работа или служба, связанная с обязательной военной службой и применяемая для работ чисто военного характера; 2) всякая работа или служба, являющаяся частью обычных гражданских обязанностей граждан полностью самоуправляющейся страны; 3) всякая работа или служба, требуемая от какого-либо лица вследствие приговора, вынесенного решением судебного органа при условии, что эта работа или служба будет производиться под надзором и контролем государственных властей и что указанное лицо не будет уступлено или передано в распоряжение частных лиц, компаний или обществ; 4) всякая работа или служба, требуемая в условиях чрезвычайных обстоятельств, т. е. в случаях войны, бедствия или угрозы бедствия, как-то: пожары, наводнения, голод, землетрясения, сильные эпидемии или эпизоотии, нашествия вредных животных, насекомых или паразитов растений, и вообще обстоятельств, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего или части населения; 5) всякие мелкие работы общинного характера, выполняемые для прямой пользы коллектива членами данного коллектива и которые поэтому могут считаться обычными гражданскими обязанностями членов коллектива при условии, что само население или его непосредственные представители имеют право высказать свое мнение относительно целесообразности этих работ. Таким образом, трудовая деятельность всегда должна быть направлена на удовлетворение в первую очередь общественных потребностей через волю и личные потребности людей, а не наоборот, поскольку труд - это коллективная деятельность людей, их первое и основное условие социального существования. Осознание необходимости труда как базовой общественной ценности не может восприниматься человеком автоматически, восприимчивость к труду приобретается лишь в ходе длительного воздействия со стороны общества. Человечество на протяжении всей своей истории занималось тем, как найти способы заставить человека трудиться на других, на общество. Представления о труде и его роли в жизни человека и общества на протяжении исторического развития претерпевали изменение вместе с изменяющимися формами и мотивами трудовой деятельности. 3.2. Сущность и содержание трудового процесса В условиях рыночной экономики процесс, связанный с трудовой деятельностью человека, представляется достаточно сложным явлением. Уже в классической теории XIX в. трудовой процесс стал рассматриваться как совокупный процесс, где, с одной стороны, потребляется рабочая сила, а с другой - как процесс, где труд должен быть выражен в товарах или потребительных стоимостях, в вещах, которые служат для удовлетворения тех или иных потребностей |42. с. 188). По мере развития теории и практики трудового процесса, он стал рассматриваться не только как экономическое явление, что очень важно с точки зрения понимания проблемы по существу, постепенно расширялись практические представления о нем как: с технологической, так и с организационной точки зрения. При этом в современной учебной литературе авторы предлагают достаточно широкое толкование трудового процесса в зависимости от постановки тех целевых задач, которые и определяют вычленение того или иного аспекта трудового процесса в качестве определяющего. В учебном пособии под редакцией В.В. Адамчука трудовой процесс понимается как «совокупность действий работников, необходимых для целесообразного изменения предмета труда» |53. с. 40]. В учебнике под редакцией Ю.Г. Одегова авторы рассматривают трудовой процесс «как совокупность действий исполнителя или группы исполнителей по преобразованию предметов труда в его продукт, выполняемый на рабочих местах» [14, с. 54]. Григорий Эммануилович Слезингер считает, что трудовой процесс «представляет собой цикл последовательно осуществляемых человеком действий, которые необходимы и достаточны для получения промежуточных и конечных результатов работы...» [65. с. 137]. Коллектив авторов экономического факультета МГУ рассматривает еще один вариант, где «под трудовым процессом подразумевается совокупность взаимосвязанных действий человека в ходе создания материальных благ или оказания услуг, направленных на достижение законченного результата труда на конкретном рабочем месте ив четко очерченный промежуток времени...» [37, с. 533]. Но любая трактовка трудового процесса сводится, в конечном счете, к совокупности действий исполнителя по заранее заданному преобразованию предметов труда, завершающим результатом которых является получение экономически обоснованных и необходимых товарных продуктов. Таким образом, к элементарным элементам трудового процесса относят предмет, целесообразную деятельность работника и средства труда. Предмет и средства труда составляют вещественные факторы производства. Предмет труда - это то, на что направлен труд человека, именно он составляет материальную сторону будущего продукта. Предмет труда может иметь природное происхождение и неприродное происхождение, т. е. быть продуктом предшествующего труда. К предметам труда природного происхождения относят, прежде всего, землю, флору, фауну, недра и т.д. Если Маркс землю назвал «всеобщим предметом человеческого труда», то недра земли он называет «сырым материалом» (добытая руда, находящаяся в процессе промывки, которая уже «профильтрована предшествующим трудом») |42, с. 189]. К предметам труда природного происхождения можно отнести также некоторые материалы и полуфабрикаты, полученные из природного сырья, которые как продукты промежуточного предшествующего труда необходимы для дальнейшего преобразования в конечные товарные продукты (хлопок, пряжа, нитки, строительный материал, пищевые полуфабрикаты и т.д.). К предметам труда неприродного происхождения можно отнести материалы с заранее заданными свойствами, которые отсутствуют в природе (искусственные и синтетические материалы); комплектующие изделия: объекты производственных и непроизводственных работ и услуг; энергетические, материальные и информационные потоки. Средства труда - сеть вещь или комплекс вещей, которые работник помещает между собой и предметом труда и служащие ему в качестве проводника воздействия на предмет труда. К средствам труда относят: • всеобщие (материальные) условия производства (производственные здания, дороги, другие средства сообщения и каналы связи; • орудия труда, среди которых различают: механические (машины, механизмы, инструменты, приспособления, двигатели, передаточные аппараты и т.д.); механические орудия труда с управляющим устройством:, программное обеспечение. Карл Маркс в «Капитале» замечает, что «экономические эпохи различаются не тем, что производится, а тем, как производится, какими средствами труда» [42, с. 19L]. Именно средства труда -мерило человеческой рабочей силы на определенном этапе общественных отношений. Благодаря современным средствам труда (программное обеспечение) трудовые функции человека все больше трансформируются в сторону творчества, управления и контроля. Работник в этих условиях всё активней выступает в качестве элемента трудового процесса. Современные трудовые процессы представляются всё более дифференцированными, различающимися по характеру предмета и продукта труда, степени участия работника в процессе преобразования предмета труда, функциям работника в организации труда. Если иметь в виду характер предмета и характер продукта труда, то специалисты по трудовым процессам всё более склоняются к выделению двух базовых видов трудовых процессов: • вещественно-энергетический, характерный для трудовых • информационный, присущий трудовым процессам служащих. где используется преимущественно информационно-мыслительный труд 114, с. 56; 37, с. 533|. Иными словами, если для первого базового вида трудового процесса предмет и продукт труда - вещество в том или ином виде, а также энергия в своих различных формах, то для второго - информация (политическая, социальная, экономическая, техническая, технологическая, инженер но-конструкторская, культурно-просветительская и т.д.). Далее следует отметить, что усложнение содержания трудового процесса оказало влияние на изменения, произошедшие также в функционально-производственной дифференциации работников как в вертикальном, так и горизонтальном измерении. Например, расширилось поле функций работников вспомогательного, обслуживающегося, посреднического труда не только в сфере материального производства, но и непроизводительного труда, где появились такие профессии, как аналитик, брокер, дилер, дистрибьютор, логистик, маркетолог, райтер, спредер, трастор и т.д. Анализ трудового процесса предполагает также рассмотрение тех отношений, которые возникают в процессе труда и связывают в единое целое все его составные элементы. Связи между элементами трудового процесса обычно принято называть производственными отношениями, которые, с одной стороны, выступают как производственно-экономические, а с другой - как производственно-технические. Производственно-экономические отношения - отношения людей в процессе производства через их отношения к средствам производства т.е. отношения собственности [77]. Именно через эти отношения собственности к средствам производства определяется способ экономического соединения личностных и вещественных элементов процесса труда и процесса производства. Например, наемный работник соединяется со средствами производства только тогда, когда продаст свою рабочую силу. В свою очередь, собственник средств производства соединяется с ними только тогда, когда покупает рабочую силу и использует ее для получения товарного продукта (прибыли). Производственно-технические отношения обусловлены теми профессиональными и должностными отношениями, которые возникают в связи с технологическими или функциональными задачами как внутри производственного коллектива, так и в масштабах общества. Можно добавить, что вся эта совокупность элементов, связей, сторон отношений по производству материальных благ и услуг в целом образует содержание труда. 3.3. Принципы разделения и кооперации труда. Классификация видов труда Содержательная сторона трудового процесса проявляется, прежде всего, через разделение (дифференциацию) труда и кооперацию труда. Разделение и кооперация труда - это два взаимосвязанных процесса: с одной стороны, происходит соединение людей для совместной деятельности (кооперация труда), а с другой - в ходе этой совместной деятельности имеет место обмен различными видами трудовой деятельности, что и осуществляется на основе разделения труда. По содержанию разделение труда означает обособление трудовых функций работников и их распределение в процессе совместной деятельности. Разделение труда принято различать как общее, частное и единичное [42, с. 363]. Впервые эти понятия появились в «Капитале» К. Маркса и в настоящее время нашли широкое применение в отечественной экономической литературе |53, с. 23; 14, с. 86-87]. Общее, частное и единичное разделение труда соответствует трем основным уровняй общественного производства: макроуровню, отраслевому и первичному (техническому) уровням. Общее разделение труда рассматривается на уровне двух основных сфер общественного хозяйства: производственной и непроизводственной (табл. 5). Частное разделение труда соответствует отраслевой и внутриотраслевой дифференциации общественного хозяйства как в производственной, так и непроизводственной сферах. Таблица 5 Общее и частное разделение груда
Окончание табл. 5 Общее и частное разделение труда
Как видно из табл. 5, разделения труда первых двух уровней объективно свидетельствует о том. что общественное хозяйство России представляет собой достаточную развитую экономику, которая способна обеспечить решение крупномасштабных задач по удовлетворению основных общественных потребностей не только на национальном уровне, но и в масштабах международного разделения труда. Можно утверждать, что те экономические проблемы, которые возникают в общественном производстве и в сфере занятости. могут объясняться, в том числе, и нерешенными проблемами организации труда как на общенациональном уровне, так и на уровне предприятия, а также недооценки роли человеческого фактора в трудовом процессе. В связи с этим большой интерес представляет единичный (технический) уровень разделения труда, который предполагает дифференциацию труда внутри организации при производстве какого-либо материального продукта или услуги. Трудовой процесс на первичном уровне представляется в современных рыночных отношениях как достаточно сложный механизм. Здесь можно выделить следующие виды разделения труда: • внутриструктурное (цех, участок, лаборатория, кафедра, отдел и т.д.); • функциональное (производство, управление, обслуживание) • профессиональное (распределение по профессиям в зависимо • технологическое (разделение трудового процесса, согласно технологическим циклам, операциям) • квалификационное (различие работ по сложности и квалификации) Следует заметить, что именно на единичном уровне реализуются конкретные формы и методы организации труда. Практика трудового процесса свидетельствует о том, что разделение труда не может углубляться бесконечно. Большинство авторов придерживается следующего подхода в отношении его порогов или границ: • технические границы обусловлены техническими характеристиками современного оборудования, стойкостью режущих инструментов, техническими возможностями различных приспособлений, требованиями конструктивно-технологического характера выпускаемой продукции и т.д.; • психофизиологические границы, определяются возможностями человеческого организма, требованиями сохранения здоровья и работоспособности (глубокая специализация может привести к монотонности труда, что снижает работоспособность и производительность труда); • экономические границы характеризуют влияние разделения труда на экономические результаты производства, в частности, на суммарные затраты трудовых и материальных ресурсов. Например, экономически необоснованные пропорции между основными и вспомогательными работниками, между работниками, занятыми производительным трудом и управленческим трудом могут привести к дисбалансу в трудовых затратах; • социальные границы разделения труда отражают требования необходимого разнообразия труда, развития творческих способностей работника, роста его профессиональной квалификации, самореализации работника как личности и т.д. |37, с. 547; 14, с. 89 -90; 13, с. 85| Трудовой процесс предполагает не только разделение, но и кооперацию труда, которая в современном обществе осуществляется на всех уровнях: от рабочего места до мирового хозяйства. Но если разделение труда - это неизбежный, объективно обусловленный процесс дифференциации труда, то кооперация труда - рационально-планируемый процесс. Задачами кооперации труда является обеспечение: • рационального разделения труда: • непрерывности трудового процесса; • ритмичности выпуска товарной продукции; • сокращения технологических циклов в процессе производства; • эффективного использования человеческих ресурсов в процессе труда. В узком смысле кооперация труда связана с бригадными формами труда, где должна быть обеспечена согласованность совместных действий в группах работников для достижения конечного результата. Производственные (непроизводственные) бригады - это небольшие группы работников внутри более крупного трудового коллектива, которых объединяет коллективная ответственность за результаты совместного труда. По производстве и и ому принципу бригады работников организуются на постоянной основе в тех случаях, когда возникает необходимость в коллективном обслуживании оборудования и невозможны распределение работы по отдельным исполнителям, а также обеспечение непрерывности технологических процессов в условиях, требующих совместных усилий работников различных профильных специальностей. По режиму работы это могут быть сменные или сквозные бригады. По профессионально-квалификационному составу они могут быть специализированными win комплексными. По непроизводственному принципу бригады организуются в форме рабочих (творческих, аналитических) групп, основной целью которых является «мозговая атака» для разработки и внедрения специального проекта, требующего совместных интеллектуальных усилий. Как правило, рабочие группы - это временные образования целевого назначения, возникающие по мере необходимости выполнения проектного задания и свертывающие свою деятельность по завершении проекта. По профессионально-квалификационному составу они также могут быть либо специализированными, либо комплексны ми. В широком смысле кооперация труда - форма организации труда, которая обеспечивает согласованность совместных действий на различных уровнях общественного производства (предприятие, отрасль, территория, регион, государство, мировой рынок и т.д.). В функциональном смысле - установление производственных связей для обеспечения непрерывности, ритмичности, синхронности трудового процесса. Важнейшие направления в развитии разделения и кооперации труда: ■ совершенствование коллективных форм организации труда на • совмещение профессий для более рационального использования персонала; • совмещение трудовых функций для обеспечения взаимозаменяемости, устранения.монотонности, рационального использования рабочего времени; ■ расширение зон обслуживания с целью экономии производст Итак, разделение и кооперация труда распределяют работников в трудовом процессе по различным признакам. При этом необходимо и важно для организации труда, чтобы данный процесс носил упорядоченный характер. С этой целью в международной практике создана система учета и стандартов, на основе которой в Российской Федерации была разработана Единая система классификации и кодирования информации (ЕСКК). К настоящему времени ЕСКК включает целый перечень различных классификаторов, в котором интерес для анализа организации трудовых процессов представляют три классификатора: Общероссийский классификатор занятий (ОКЗ), введенный в действие с 1 января 1995 г. включает все основные виды трудовой деятельности, требующей (или не требующей) профессиональной подготовки, т.е. понятие «занятие» трактуется шире, чем понятие «профессия». Если понятие «профессия» исключительно связывается с получением особых профессиональных навыков для выполнения тех или иных специфических трудовых функций, то понятие «занятие» объясняет всеобъемлющий характер труда, включающего весь спектр человеческих усилий по освоению и преобразова- нию его среды обитания. ОКЗ включает девять укрупненных групп: • руководители всех видов; • специалисты высшего уровня; • специалисты среднего уровня; • служащие в узком смысле; • рабочие сферы обслуживания и родственных ей видов; • квалифицированные рабочие сельского хозяйства, рыболовства, рыбоводства, охоты; • квалифицированные рабочие предприятий, строительства, • операторы, аппаратчики, машинисты установок и машин, слесари-сборщики; • неквалифицированные работники. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД), введенный с 1 января 2003 г., построен на основе гармонизации с официальной версией на русском языке Статистической классификации видов экономической деятельности в Европейском экономическом сообществе (Statistical classification of economic activities in the European Community). Объектами классификации в ОКВЭД являются виды экономической деятельности, имеющей место тогда, когда ресурсы (оборудование, рабочая сила, технологии, сырье, материалы, энергия, информационные ресурсы) объединяются в производственный процесс, цель которого - производство продукции (оказание услуг). Экономическая деятельность характеризуется затратами на производство, процессом производства и выпуском продукции (оказанием услуг). ОКВЭД включает 17 крупных разделов видов экономической деятельности, что соответствует принятой в Европе модели разделения труда: • сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство; • рыболовство, рыбоводство; • добыча полезных ископаемых; • обрабатывающие производства; Общероссийский классификатор занятий. ОК 010-93. Постановление Госстандарта РФ от 30 декабря 1993 г. № 298. • производство и распределение электроэнергии, газа и воды; • строительство; • оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных • гостиницы и рестораны; • транспорт и связь; • финансовая деятельность; • операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг; • государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение; • образование; • здравоохранение и предоставление социальных услуг; • предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг; • предоставление услуг по ведению домашнего хозяйства; • деятельность экстерриториальных организаций1 Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР), введенный с 1 января 1996 г., включает два раздела: 1) профессии рабочих; 2) должности служащих и соответствующие перечни профессий, должностей и разрядов. Данный классификатор позволил упорядочить и систематизировать все профессии и должности, которые соответствуют данному этапу экономического развития в Российской Федерации. На основе ОКПДТР разработаны два справочника: ' Общероссийский классификатор видов экономической деятельности. ОК 029-2001. Постановление Государственного Комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 6 ноября 2001 г. № 454-ст. • Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих; • Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих; Если первый справочник является преемником подобного справочника советского периода, то второй - новация постперестроечной России. Он содержит новые квалификационные характеристики должностей служащих, связанные с развитием рыночных отношений. В квалификационных характеристиках унифицированы нормативы регламентации труда работников для обеспечения единого подхода к подбору персонала соответствующей квалификации и соблюдения единых принципов тарификации работ, основанных на их сложности. Настоящий справочник дополнен новыми квалификационными характеристиками должностей работников, функции которых связаны со становлением и развитием рыночных экономических отношений. К ним, например, относятся квалификационные характеристики должностей аудитора, аукциониста, брокера, дилера, менеджера, оценщика, специалиста по маркетингу и др. В справочнике впервые особое внимание было уделено должности менеджера. В странах с высокоразвитой рыночной экономикой менеджерами называют профессиональных управляющих, имеющих специальное образование, часто полученное в дополнение к инженерному, юридическому, экономическому. В связи с этим очевидны и те основные функции, которые осуществляют менеджеры соответствующего профиля: маркетинг, управление кадрами, материально -техническое обеспечение, рекламно-информационное обслуживание и др. Квалификационный справочник содержит два раздела. В первом приводятся квалификационные характеристики обще отраслевых должностей руководителей, специалистов и других служащих (технических исполнителей), широко распространенных на предприятиях, в учреждениях и организациях, прежде всего производственных отраслей экономики, в том числе бюджетный отраслей; второй - содержит квалификационные характеристики должностей работников, занятых в научно-исследовательских учреждениях, конструкторских, технологических, проектных и изыскательных организациях, а также редакционно-издательских подразделениях1. Помимо той необходимой справочной информации, какую специалистам по организации труда дают нормативные документы, не менее важно приобрести навыки анализа той или иной профессии, уметь дать ей классификационную характеристику, определить ее необходимые и достаточные функциональные возможности. Это помогает, в частности, тогда, когда для ряда профессий требуется уточнить их принадлежность к тем или иным видам занятий или видам экономической деятельности. Для этого в качестве базовой методической и методологической основы можно использовать подход, предложенный С.Г. Слсзингером [65, с. 18], который классифицирует виды занятий по четырем группам признаков: первая группа - по характеру и содержанию труда; вторая группа - по предмету и продукту труда; третья группа - по средствам и способу труда; четвертая группа - по условиям труда2. Используя данную классификацию можно выделить перечень видов труда по каждой группе. По характеру и содержанию труда: ■труд наемный и самозанятый (частный); ■индивидуальный и коллективный; ■преимущественно физический, преимущественно умственный, физический с элементами умственного труда, умственный с элементами физического труда: ■репродуктивный и творческий; ■простой и сложный. По предмету и продукту труда можно рассматривать виды труда как в профессионально-отраслевом, так и функциональном аспектах: Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих. Постановление Минтруда РФ от 21 августа 1998 г. №37. Т1ри анализе данной классификации авторы внесли в нее некоторые изменения. ■труд научный, инженерный, управленческий, производственный (материальная сфера), производительный (сфера услуг), предпринимательский; ■труд промышленный, сельскохозяйственный, транспортный, коммуникационный, информационный, культурно-просветительский: ■малоквалифицированный, квалифицированный, высококвалифицированный; Виды по средствам и способам труда рассматриваются с точки зрения степени вооруженности и степени участия человека: ■труд ручной, механизированный, автоматизированный, компьютеризованный; ■низко-, средне- и высокотехнологичный; ■труд с различной (высокой, средней, малой) степенью участия человека; Виды по условиям труда, где условия выделяются прежде всего с точки зрения благоприятных или неблагоприятных факторов: ■труд стационарный, полустационарный, передвижной; ■наземный и подземный; ■труд легкий, средней тяжести и тяжелый; ■опасный, вредный, комфортный, оптимальный; ■привлекательный, непривлекательный; ■труд свободный и с различной степенью регламентации. На основе этой классификации можно составить аналитическую матрицу любой профессии как в сфере материального, так и нематериального производства. В сфере материального производства данный анализ может служить основой для составления более объективной должностной инструкции, для установления более рациональных требований к трудовым обязанностям. Не менее важно накопление информационной базы для службы подбора кадров, когда надо, например, учитывать, что труд инженера-конструктора престижный, привлекательный, интересный, требующий не только больших интеллектуальных и творческих усилий, хорошего качественного образования, но и особых человеческих качеств (собранности, увлеченности, упорства и т.д.). Для множества рабочих профессий в разных отраслях производства не менее важен тщательный анализ условий и содержания труда, что позволит более объективно оценивать трудовой вклад каждого работника. В частности, при подборе на рабочие специальности в строительной отрасли, где приходиться работать на высоте («оператор башенного крана»), необходимо учитывать, что нужен не просто работник, умеющий управлять механизмами, но и обладающий особыми человеческими качествами (хорошая реакция, отсутствие боязни высоты, наличие концентрированного внимания и т.д.). Для практического менеджмента навыки подобной аналитической работы помогут оперативно решать вопросы подбора кадров на соответствующие рабочие специальности. Анализ профессий в нематериальной сфере производства, особенно там, где труд выступает в форме различного рода услуг, отражает его высокую трудоемкость, значительную долю живого труда, более низкую техническую вооруженность по сравнению с материальным производством. Здесь много таких профессий, оценка которых вызывает определенные трудности. Например, известно, что труд балерины - изнуряющий труд, в связи с чем появляется ряд вопросов по «предмету труда», «продукту труда», «характеру труда»: это преимущественно умственный или преимущественно физический труд? Можно ли <
|
||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 1664; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.237.229 (0.013 с.) |