Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава is эффективность труда персонала и его оценкаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
15.1. Экономическая эффективность и производительность труда Эффективность труда понимается как минимизация затрат труда при высоком конечном результате. Это важнейший социально-экономический показатель, который отражает в совокупности результативность трудовой деятельности людей на всех уровнях. В целом речь идет об экономии труда, сбережении рабочего времени, правильном распределении человеческих ресурсов. В условиях рыночных отношений сущность экономической эффективности про- изводства выражается, ко всему прочему, в максимизации прибыли по отношению к уменьшению всех совокупных затрат, включая трудовые. Из всего сказанного следует, что проблема эффективности труда и его оценки достаточно актуальна. Важнейший показатель измерения эффективности труда - его производительность. Производительность труда определяется как способность человеческого труда создавать в единицу времени большее или меньшее количество потребительских стоимостей. В общей массе затрат совокупного труда на единицу7 продукции затраты живого труда уменьшаются гораздо быстрее, чем затраты овеществленного труда, воплощенного в средствах производства. В результате одно и то же количество живого труда становится способным производить всё большее количество потребительных стоимостей, используя в производственном процессе возрастающее количество овеществленного труда [41, с. 2491. Отсюда, эффективность труда должна проявляться, в первую очередь, в росте его производительности, который приводит к тому, что с помощью прежнего количества труда можно производить большее количество необходимого продукта. Совершенно очевидно, что для достижения высоких результатов повышения производительности труда нужны не только квалифицированные, компетентные работники, но и определенные условия. Иными словами, эту ключевую задачу необходимо обеспечить в первую очередь организационно. Мировая практика свидетельствует, что подобные организационные системы успешно выполняют свою функцию, имея в совокупности элементы, которые и обеспечивают высокие результаты трудовой активности персонала. Американский специалист по организации производства и управления производительностью труда Скотт Дж. Синк предложил модель организационной системы, которая, по его убеждению, способна решать любые задачи по достижению высокой результативности. Он выделил семь основных параметров, обеспечивающих высокий уровень жизнеспособности этой модели: • действенность с точки зрения достижения цели (effectiveness); • экономичность (efficiency); • качество (quality); • прибыльность, доходность (profitability); • производительность (productivity); • качество трудовой жизни (quality of work life); • внедрение новшеств, инновационность (innovation). В этой модели прослеживается очевидная связь между успешным функционированием производственного механизма и эффективной деятельностью всего персонала, который в данных условиях есть не просто средство достижения цели, но и составной элемент ожидаемого успеха, готовый ставить и рсализовывать экономические цели, решать задачи рентабельности производства и инновационных преобразований. По мнению Д.Синка, в этой системе главной составляющей является «производительность», параметр которой рассматривается им достаточно широко. Он пишет, что производительность есть «отношение между продукцией, производственной системой и затратами на производство этой продукции. В систему вводятся затраты в форме труда (человеческие ресурсы), капитала (физические и финансовые активы), энергии, материалов и информации. Эти ресурсы преобразуются в продукцию «товары и услуги» |64, с. 29]. Такое широкое понимание категории «производительность» не противоречит классическим трактовкам категории «общая производительность»1, где производительность труда определяется на основе совокупности нескольких факторов. В условиях современного производства производительность труда измеряет не столько физические и умственные усилия человека. сколько мультипликативный итог часа работы, который получается как: результат комбинации всех факторов, в том числе оборудования, технического и технологического прогресса, профессиональной квалификации работника, стилей и способов управления, отраслевых достижений и т.п. На уровне предприятия важно не только определить, сколько часов работы потребуется для соз- ] 1од общей производительностью понимается показатель количественного соотношения между объемом производства и одним или несколькими факторами этого производства, которое должно быть выражено в однородных единицах. В тгом случае производительность обычно показывает, сколько единиц рассматриваемой продукции произведено на единицу фактора. См. Нерпап И., Колли Ж.-К.. Толковый экономический и финансовый словарь. Французская, русская, немецкая, испанская терминология: В 2-х т. Т.II: Пер. с фр. М.: Международные отношения, 1994. С. 398-399. дания единицы продукции, но и оценить динамику этого соотношения. В теории производительности труда заметное место занимает Гаррингтон Эмерсон, в начале 20-го столетия одним из первых отметивший исторический факт сокращения функций человека как производителя живой физической энергии и замещение этих функций механическими орудиями труда. Он был уверен в неизбежном возрастании значения управленческих и оперативных функций человека и в том, что «мускульная сила человека теперь большого значения не имеет и впредь большого значения иметь не будет... физическую силу можно стимулировать палкой, но сознательное управление, сознательное творчество подгонять палкой немыслимо. Время мускульного напряжения людей, время палки навсегда ушло в прошлое, а вместе с ним ушла навсегда и старая мораль. Самый высший руководитель не может требовать бессмысленного повиновения даже от ученика-чернорабочего. Оба они создали машину и оба же обязаны служит ей, ибо если не будут соблюдены все ее законы, если не будут удовлетворены все ее потребности, то она откажется работать производительно, а то и вовсе остановится» |85, с. 5|. Именно Эмерсон предложил стратегию новой производительности, которая включает известные двенадцать принципов: • Точно поставленные цели, которые можно было внятно объяснить: Эмерсон замечает, что «неопределенность, неуверенность, отсутствие отчетливо поставленных целей, которые так характерны для наших исполнителей, являются лишь отражением неопределенности, неуверенности, отсутствия отчетливо поставленных целей, которыми страдают сами руководители» |85, с. 45]. • Здравый смысл, который у Г. Эмерсона означает необходимость придерживаться «здравых норм, которые сможет коммерчески выдержать данный вид хозяйства», при этом необходимо создать «творческую созидательную организацию», которая могла бы твердо проводить в жизнь принятые нормы, умела бы ставить стратегические задачи, опираться на специальные знания и компетентный совет, «поддерживать в организации сверху донизу высокую дисциплину, строить всякое дело на твердой скале справедливости - вот основные проблемы, к немедленному разрешению которых призван здравый смысл высшего порядка» [85, с. 58-59]. • Компетентная консультация рассматривается как любое экспертное знание, необходимое даже очень опытным специалистам. Эмерсон был убежден, что на каждом крупном предприятии в штате должны быть консультанты по юридическим, финансовым, техническим вопросам. Он пишет, что «надлежащая постановка дела в любой хотя бы и очень ограниченной области требует такой огромной массы знаний, которая иногда не может сосредоточиться в руках одного человека... Прямые или косвенные указания нужны от всякого человека, знающего в том или ином вопросе больше других» |85, с. 62|. Функция консультантов заключается в том, чтобы вовремя дать ту информацию, которая помогла бы предприятию принять в кратчайшие сроки наиболее верное решение, что способствует повышению производительности. • Дисциплина как принцип производительности представляется у Эмерсона как некая система, которая включает регламентацию, учет традиции в установлении порядка, осознанные санкции, строгое следование установленным правилам. • Справедливое отношение к персоналу. Эмерсон рассматривает данный принцип как необходимость соблюдать такие критерии, как подбор работников в соответствии с их способностями. Он пишет, что «безобразная несправедливость заключается... в том, чтобы не держать человека на той работе, к которой он не приспособлен» [85, с. 84]; разумная продолжительность рабочего дня, которая для Эмерсона заключается в том, что «рабочий день должен быть сведен к разумным пределам, а сверхурочные часы должны допускаться лишь в случаях крайней необходимости» [85, с. 86—87); обязанность знать нужды и ж:елания рабочих и прислушиваться к их мнению, «ради общего блага»; передача процедуры пересмотра ставок заработной платы специальному арбитражу wiu согласительным комиссиям, «которые и займутся устранением всяких поводов к спорам и беспорядкам» |85, с. 90]. • Быстрый, надежный, полный, точный и постоянный учет. Думается, что данный принцип производительности, выделенный Эмерсоном, не нуждается в дополнительном комментарии. • Диспетчироеание. Эмерсон специально подчеркивает, что пример предварительного планирования и точнейшего повседневного выполнения составленных планов» [85, с. 122]. • Нормы и расписания. Данный принцип производительности важен в том смысле, что необходимо обеспечить не только выработку рациональных трудовых норм, но и соотнести практическое применение этих норм с ритмом человеческих усилий. В доказательство своих доводов Г. Эмерсон приводит характерный пример, когда «спортсмен, покрывающий пешком 9,2 мили в час, дает по сравнению с нормальным ходоком 200 % производительности. Такую скорость нельзя принять за норму для регулярного похода; но по сравнению со скоростью аэроплана, не требующего от человека никаких усилий, она дает всего 10 % производительности» [85, с. 132|. • Нормализация условии как принцип производительности рассматривается Г. Эмерсоном как сочетание «времени, усилий и себестоимости» для каждой трудовой операции, которое способно дать «максимальные результаты», где важен не только минимум времени, но и рациональный расход человеческих усилий и минимальные затраты. «Идеал нормализации условий - это идеал не утопический, а непосредственно практический; без идеала неосуществим отбор, выбор нужного» [85, с. 140]. •Нормирование операций. Успех и эффективность нормирования обеспечивается не только тщательностью хронометража но и теми условиями, при которых нормы труда соответствуют индивидуальным качествам работника. • Писаные стандартные инструкции. Значение данного прин • Вознаграждение за производительность. Данный принцип водительность: гарантированная почасовая оплата+ прогрессивная премия + моральное одобрение. Исследуя все двенадцать принципов производительности, Эмерсон подчеркивает их тесную взаимосвязь, которая просматривается в том, что «ни один из принципов производительности не существует сам по себе, но всякий из них поддерживает и укрепляет все остальные, в то же время поддерживаясь и укрепляясь ими» [85. с. 79|. Совершенно очевидно, что любой показатель производительности Эмерсона актуален и в современных условиях, каждый является организационной проблемой, от решения которой зависит как повышение эффективности производства, так и более эффективное использование труда персонала. Но если следовать логике Эмерсона, то организационный эффект может дать применение только всей совокупности без изъятия. А это, думается, постановка организационных проблем на совершенно другом уровне, куда хорошо вписывается и интегральная оценка деятельности персонала организации. Во всяком случае, эффективное использование рабочего времени, соответствие работника характеру рабочего места, умение планировать свою работу, подчиняться дисциплине организации, быть достаточно инициативным, уметь строить свои отношения с коллегами и руководством организации, адекватное вознаграждение и есть в целом основа оценки производительного труда каждого работника в отдельности и персонала в целом. 15.2. Факторы роста производительности труда Понятие «фактор» (от англ. factor - «агент», «посредник») применительно к производству означает ресурсы, используемые в трудовой деятельности. Известно, что Маркс в качестве основных факторов, необходимых для процесса труда, выделял .материальные факторы (средства производства) и личный фактор (рабочая сила) [42, с. 195-196]. Отсюда следует, что выделение факторов роста производительности труда остается неизменным в пределах субъективного и объективных факторов процесса труда. Так, К. Маркс отмечал, что «производительная сила труда определяется разнообразными обстоятельствами... средней степенью искусства рабочего, уровнем развития науки и степенью се технологического применения, общественной комбинацией производственного процесса, размерами и эффективностью средств производства, природными условиями» |42, с. 48]. Здесь Маркс выделяет те базовые условия, которые в совокупности необходимы и достаточны для того, чтобы обеспечить рост производительности труда. Современная трактовка проблемы определения факторов не претерпела существенных изменений. Это свидетельствует о том, что при любой экономической системе следует учитывать в первую очередь именно совокупность материальных и личностных ресурсов. «На производительность труда непосредственное воздействие оказывают такие факторы, как технический прогресс, фондовооруженность труда, количество рабочей силы и эффективность распределения различных ресурсов, их сочетание и управление ими. Производительность труда увеличивается по мере улучшения здоровья, профессиональной подготовки, образования и повышения заинтересованности работников в результатах деятельности, по мере роста обеспеченности машинами и оборудованием, а также природными ресурсами, при лучшей организации производства и управления, при перемещении рабочей силы из менее эффективных отраслей в более эффективные» |37, с. 686-6871. Существуют различные интерпретации выделения групп факторов повышения производительности труда, но, тем не менее, в целом их можно условно свести к следующим группам факторов: • профессионально-квалификационные (опыт, навыки, знания, профессиональная квалификация); • научно-технические (современное оборудование, эффективные технологии, инновационные проекты); • материально-экономические (обеспеченность ресурсами и инвестициями. условия труда, стимулирование труда);
• организационно-управленческие (эффективный менеджмент, кадровая политика, внедрение научной организации труда, трудовое право); • культурно-ценностные (культура труда, морально-психологический климат, культура конкуренции); • естественно-природные (экология, здоровье, природно-бытовая инфраструктура). Среди перечисленных факторов повышения производительности труда в современных условиях важнейшими выступают обра- зовательный и профессиональный уровень работников. На путях научно-технического прогресса и инноваций только качественная рабочая сила способна и готова к интенсивному росту производительной силы труда и сбережению живого труда. Несмотря на огромную значимость факта повышения производительности труда для современного трансформационного развития России, существует проблема низкого уровня производительности труда. Уровень производительности труда в России в три раза ниже, чем в развитых странах, что приводит к недостаточным по сравнению с другими странами показателям экономического роста, низкому уровню оплаты труда, низкой конкурентоспособности отечественной продукции на внутреннем и внешнем рынках и слабому инвестиционном}' потенциалу российской экономики, который не позволяет в необходимой степени внедрять современные технологии [38]. В 2006 г. Министерством экономического развития и торговли РФ была сделана попытка прогноза динамики повышения производительности труда, согласно которому в 2007 г. она должна была составить 6,2 %, в 2008-м - 6,1 %, в 2009-м -6,5 % против 6,3 % в 2006-м. Тем не менее озабоченность низкими темпами роста производительности труда в России осталась достаточно актуальной. 15.3. Научные основы измерения производительности труда В зависимости от поставленных задач различают несколько способов измерения производительности труда [9]. • Если нужно определить производительность труда на стадии производства, когда необходимо рассчитать количество продукции, приходящееся на единицу труда, то используют прямую или простую формулу: расчет производительности .живого труда, которая определяется соотношением производства к затраченному живому труду: Производство / живой труд. ' О прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2007 год и параметры прогноза на период до 2009 г. Мониторинг социально-экономического развития Российской Федерации, август 2006 // Министерство экономического развития и торговли РФ. Живой труд выражается в трудовых единицах: либо как средняя численность работников, либо как отработанное время. В этом случае мы можем рассчитать количество продукции, приходящееся на одного работника (выработку) или количество продукции, приходящееся на единицу отработанного времени. Чем больше продукции приходится на одного работника или на единиц}7 отработанного времени, тем о более высокой производительности труда идет речь. Прирост производительности труда в этом случае происходит за счет уменьшения количества работников или экономии рабочего времени. • Если необходимо показать содержание человеческого труда в Полные затраты труда / производство. Считается, что данная формула трудоемка для расчета, но именно она помогает подойти к «зарплатной» цене единицы продукции (стоимость единицы продукции в часах труда), когда каждому часу труда придается средняя денежная стоимость. • Если необходимо определить долю добавленной стоимости на Чистый продукт / живой труд. В интересах соблюдения однородности счетных единиц предлагается представлять эти единицы только в стоимостном выражении. В определенных целях рассчитывается так же факторная производительность труда, как соотношение результатов производства к совокупности затрат всех производственных факторов (живой труд, основной капитал, управление трудом, промежуточное потребление и т.д.). Для измерения производительности труда используются различные показатели: натуральные, условно-натуральные, стоимостные. трудовые. Прямым, реальным показателем производительности труда считается натуральный показатель (метры, килограммы, штуки и т.п.), который отражает созданные потребительные стоимости. Трудовой показатель используется в том случае, когда необходимо охватить продукцию различных видов, находящихся в разной степени готовности, а также при изучении степени выполнения плана и динамики производительности труда. При этом значение имеют фиксированные нормы времени, поэтому применение трудового метода может быть ограничено пределами конкретного предприятия при неизменных нормах выработки (в течение определенного периода). Широко используется и показатель трудоемкости продукции, который включает затраты труда всех категорий работников. В условиях рыночных отношений наибольшее применение находит стоимостной показатель, который дает возможность получить обобщающую характеристику изменений средней выработки, что позволяет использовать и учитывать всю совокупность факторов, влияющих на производительность труда. Таким образом, можно сделать вывод, что измерить производительность труда можно с помощью различных показателей, что, с другой стороны, характеризует сложность процесса организации повышения производительности труда. Применяя те или иные показатели, необходимо иметь в виду, что повышение производительности труда может происходить при выполнении следующих условий: если выпуск растет, а затраты уменьшаются, остаются неизменными или увеличиваются, но более низкими темпами; если выпуск не изменяется, а затраты снижаются; если объем продукции уменьшается и сокращаются затраты, но более быстрыми, чем продукция, темпами [23, с. 86]. Следовательно, важно определить границы экономических задач, единицы анализа, цели измерения производительности труда, в противном случае можно не достичь объективных результатов. Только после решения организационных задач можно приступать к конкретному экономическому измерению производительности труда. Итак, производительность труда - это важнейший трудовой показатель. От уровня производительности труда в определенной степени зависит множество других показателей: объем продукции, численность персонала, фонд заработной платы, перемещение и распределение работников, структура персонала, трудовая карьера, конкурентная среда, инвестиционная политика, инновационные внедрения и т.п. По существу, речь идет о комплексной оценке персонала, который должен быть заинтересован, а следовательно. мотивирован на цели роста производительности труда. Процесс мониторинга динамики производительности труда требует определенных организационных усилий для того, чтобы он приобрел систематический и действенный характер. Можно выделить несколько этапов этого процесса: Предварительный этап, где собирается информация и осуществляется анализ показателей для измерения производительности труда, таких как анализ трудоемкости продукции, анализ использования рабочего времени, анализ структуры персонала. Это необходимо для того, чтобы можно было определить возможные параметры роста производительности труда. Оперативный этап, где практикуется измерение производительности труда на основе разработанной технологии, осуществляется мониторинг динамики производительности труда отдельных категорий персонала. Заключительный этап, где анализируются и систематизируются полученные результаты. 15.4. Эффективность труда в непроизводственной сфере Оценка эффективности труда в непроизводственной сфере имеет свои особенности. Это связано с тем, что здесь труд выступает в форме предоставления различного рода услуг, которые влияют на удовлетворение потребностей как отдельного человека, так и общества в целом. Считается, что непосредственным результатом проявления труда как деятельности в форме услуги выступает полезный эффект этого труда, т. е. результатом можно считать полезные свойства самого процесса труда. В этом смысле, наряду с экономическим результатом, должны учитываться и социальные результаты этого труда. Например, в сфере здравоохранения результатами деятельности врачей можно считать повышение работоспособности, улучшение здоровья, рост квалификации работников, что влияет на все сферы экономики. Если брать сферу образования, сферу культуры, то аналогично можно обнаружить социальную значимость этих видов деятельности. Следовательно, при оценке эффективности труда в непроизводственной сфере следует учитывать показатель социальной эффективности. Отсюда можно гово- рить о сложности измерения эффективности труда в непроизводственной сфере. Если в сфере материального производства нормативы трудовых затрат достаточно очевидны, то в сфере нематериального производства установить такого рода нормативы достаточно непросто. Тем не менее такой критерий, как повышение требований к качеству предоставляемых услуг и культуре обслуживания, является достаточно обоснованным. Другое дело, что качество услуг и повышение культуры обслуживания требуют в свою очередь определенных затрат. Тем более считается, что непроизводственная сфера - это совокупность преимущественно трудоемких отраслей, где высока доля функционирующего живого труда, где многое определяется ролью человеческого фактора [59, с. 276]. Даже при условии оснащения современным оборудованием непроизводственной сферы имеется намного меньше возможностей для экономии живого труда, чем в производственной сфере. В таких отраслях, как здравоохранение, образование, культура, невозможно заменить человеческую деятельность машиной, так как ряд функций обслуживания не поддается механизации или автоматизации. Вместе с тем здесь существуют возможности повышения эффективности труда, связанные в первую очередь с повышением эффективности организационных мероприятий. Речь идет об экономии рабочего времени, увеличении интенсивности обслуживаемого оборудования, укреплении дисциплины труда, оптимизации структуры занятости, улучшении системы нормирования труда, оплаты труда, внедрении прогрессивных форм и методов обслуживания. Общеизвестно, что недостатки в организации труда приводят к потерям 10-25 % фонда рабочего времени. Большое значение имеет качественный подбор состава персонала, который в совершенстве владеет не только про фесе ион&чьными, но и общими компетенциями, очень важными в непроизводственной сфере. Вопросы для самоконтроля 1. Как определяется эффективность труда? 2. Перечислите факторы роста производительности труда. 3. В чем сущность организационной модели С. Синка? 4. Как определял производительность труда Г. Эмерсон? 5. Какие из двенадцати принципов повышения производительности труда Г. Эмерсона можно отнести к базовым? 6. Как можно измерить производительность труда? 7. Определите цели процесса мониторинга динамики производительности труда. 8. В чем просматривается особенность оценки эффективности труда в непроизводственной сфере? ГЛАВА 16, Культура труда 16.1. Базовые ценности этики труда Эффективность труда в современном обществе, основанном на рыночных отношениях, неразрывно связана с ролью культурного фактора. Речь идет прежде всего о таких составляющих, как трудовая этика, деловая культура и деловой этикет. В оценке роли трудовой этики для экономического хозяйствования существуют два основных подхода. Первый связан с той группой экономистов, которые относят себя к сторонникам либеральных идей А. Смита, который считается основателем либеральной экономики, где впервые экономические отношения между людьми были представлены как автономные, в отличие от прежней экономической жизни, которая была подчинена правилам морали и религии. При этом данная группа экономистов ссылается на работу А. Смитта «Исследование о природе и причинах богатства народов». Экономисты-либералы считают, что экономика - точная наука, где определяющими являются экономические принципы. Экономическое поведение, по их мнению, подчиняется жесткой линейной экономической рациональности, где главным выступает достижение эффективного результата с минимальными затратами, что не зависит от социально-культурных влияний. Другая точка зрения сводится к тому, что успехи рыночной экономики связаны не только с законами рынка, но и с той социально-культурной средой, где развиваются рыночные структуры. Сторонники данной точки зрения, как правило, ссылаются на исследование М. Вебера «Протестантская этика и дух капитализма», где автор особо выделяет значение человеческого менталитета как важ- нейшего фактора рыночного успеха. Более того, данная точка зрения подкрепляется ссылкой на второй труд А.Смита «Теория нравственных чувств», где присутствуют рассуждения не только об экономическом эгоизме, но и о заботе о других людях, об ответственности за них, а идея индивидуализма в экономике («laiser-faire») приобретает несколько иной смысл. Несмотря на неоднозначное отношение к роли этических принципов в сфере трудовых отношений, роль трудовой этики на всем протяжении человеческой истории, вопреки всем}7, была достаточно велика |68|. Действительно, рыночный механизм способен эффективно работать, если в обществе существует культурно-психологическая готовность к ответственному, честному труду на себя и на общество в целом. Без наличия особого рода этических основ рынок может стать источником не обогащения народа, а его нищеты. Более того, лишенная этих основ культура стремится отторгать свободный рынок, даже если он производит экономический эффект. История показывает, что для жизненного уровня народа наличие этической основы рыночной экономики в некотором роде важнее, чем наличие самого рынка. Благодаря роли культурного фактора немецкий крестьянин и в XVIII, и в XIX, и в XX в. жил лучше, чем русский или польский, так же, как при одном и том же строе, эстонская деревня представляла собой совершенно иную картину, чем соседняя псковская. В дореволюционной России рыночное капиталистическое предпринимательство наиболее успешно развивалось среди таких религиозных групп, как старообрядцы, молоканы, духоборы, где отношение к труду было основано на долге, чести и ответственности, когда на обычным уровне воспринимаются чистота, порядок, знание дела. Высокие трудовые мотивации на основе коллективизма и коммунистической идеологии, имевшие место в советской России, оказались полностью неадекватны современным рыночным реалиям большинству россиян. Этические ценности невозможно моментально «насадить» сверху, они должны быть глубокой внутренней потребностью. Очевидно, рыночная экономика в России в полной мере раскроет свои возможности только тогда, когда в сфере труда будут выработаны и иные ценности, чем просто идея обогащения как высшая ценность. В хозяйственной этике капитализма, как из- вестно, присутствуют два начала: веберовская хозяйственная этика (честность, ответственность, скупость) и марксова оценка капитализма (культ «золотого тельца»), так же, как в действительности, реально существует и «производящий» хозяйственный механизм и «ростовщический», где этические ценности диаметрально противоположны. Господство первого начала существует только в таких национальных экономиках, где культивируется необходимость не просто трудиться, а трудиться напряженно и с полной отдачей. Второе начало может стать определяющим, где в культ возведен принцип свободного труда и созданы условия добывания средств не трудовым путем. Результатом выбора обществом приоритета ценностей могут служить примеры европейской или латиноамериканской системы трудовых мотиваций, а также российской или китайской. Следовательно, если для европейских национальных экономик трудовая этика не является насущной проблемой, поскольку раз и навсегда решен вопрос выбора трудовой мотивации, то для российского общества формирование ценностей трудовой этики представляется до сих пор достаточно актуальной проблемой. 16.2. Основы делового и корпоративного этикета Развитая рыночная экономика построена на аксиоме: самообогащение ведет к росту благосостояния всего общества. Данный процесс невозможен, если трудообмен не осуществляется на цивилизованной основе, когда нормой предпринимательских отношений являются взаимность, договорность, коммерческая репутация. И в этом смысле роль деловой культуры необычайно велика. Само понятие «деловая культура» достаточно емкое. Оно означает как сферу деятельности, совокупность норм и ценностей, так и отношения деловых людей, которые помогают им вести свое дело на цивилизованном уровне. Деловая культура охватывает организационное умение, деловое общение, хорошие манеры, соблюдение этикетных норм. Остановимся на некоторых наиболее важных из этих проблем. Организационное умение охватывает прежде всего стиль поведения руководителя, менеджера, который может оказать существенное влияние на работоспособность коллектива, призванного во- плошать в жизнь бизнес-планы. Практика показывает, что умелое сочетание в деловых отношениях демократических и автократических начал приносит неплохие результаты. Общительность, контактность. воспитанность, умение выслушивать собеседника в сочетании с твердостью и ответственностью за принятие решений должны отличать современный стиль деловых людей. Реалиями российской жизни стали деловые встречи, где решаются принципиальные вопросы и принимаются согласованные решения. Деловые встречи могут проводиться в форме бесед или переговоров. Если беседа - это обмен взглядами, точками зрения, информацией, то цель переговоров - найти решение проблемы, прийти к разумному соглашению, достичь взаимопонимания. Помимо хорошего знания предмета обсуждения необходимо владеть техникой ведения переговоров. Проведение переговоров - это большое искусство, требующее знаний основ психологии, социологии, юриспруденции, делового этикета. На подготовительной стадии, помимо протокольных, решаются важнейшие вопросы содержательного характера, куда включается определение цели, тактики и стратегии переговоров, а также выбор одного из трех подходов к переговорному процессу: 1) «противостояние» («кто кого»); 2) «дружеская позиция» (встречается крайне редко); 3) «партнерский подход» (совместная аналитическая работа). Реальная практика переговорного процесса при выборе «противостояния», как наиболее сложного варианта переговоров, не исключает использование следующих приемов, знание которых необходимы для понимания действий той стороны, которая решила к ним прибегнуть. К таким приемам можно отнести: • преднамеренное завышение начального уровня требований; • расстановка ложных акцентов; • создание для партнера безвыходной ситуации; • ультимативный прием; • выдвижение требований по возрастающей; • заведомое создание «двойного толкования»; • отказ от собственного предложения, когда партнер готов его принять; • порционный принцип (принцип «салями»), когда партнер затягивает переговоры, выдавая информацию небольшими дозами. Культура ведения переговоров, даже в случае их неблагоприятного варианта, заключается в нейтрализации действий партнера по переговорам. Переговорная практика выработала следующие правила цивилизационного выхода из сложных ситуаций на переговорах: а) не отвечать «взаимностью»; б) провести быстрый анализ причин «агрессивного поведения» партнера; в) не хлопать дверью и не устраивать демонстраций; г) как можно больше выдвигать конструктивных идей; д) как знак доброй воли - предложить объявить перерыв. Если деловые переговоры в
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 396; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.31.27 (0.016 с.) |