Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 9. Научные основы организации рабочих местСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
9.1. Понятие рабочего места. Классификация рабочих мест Важнейшая составляющая системы организации труда - комплекс конкретных форм и методов соединения людей и техники в процессе труда. Такими формами и методами являются организация и обслуживание рабочих мест. По мере продвижения к устойчивым рыночным структурам в сфере труда всё больше внимания будет уделяться процессу функционирования рабочих мест как важнейшему элементу приложения труда. В научной и учебной литературе рабочее место определяется либо как некая пространственная зона, оснащенная техническими средствами [31, с. 47], предназначенными для трудовой деятельности одного или нескольких исполнителей, либо как первичное звено производственной структуры предприятия, как зона приложения труда [37, с. 559), предназначенная для производственного процесса, где происходит преобразование предмета труда в продукт труда. Появились также попытки рассматривать рабочее место как систему, т. е. как совокупность элементов - субъекта, средств, предметов труда, находящихся в определенных отношениях и взаимодействиях друг с другом 114, с. 256|. Представленные подходы к определению рабочего места не противоречат друг другу и лишь свидетельствуют о том. что в структуре экономики предприятия или организации именно рабочему месту принадлежит ведущая роль, и необходимо правильно определить его функциональную значимость в каждом конкретном случае. Именно такой подход объективно неизбежен. С понятием «рабочее место» тесно связано понятие производственная операция, которая понимается как часть производственного процесса, которая выполняется над определенным предметом труда на одном рабочем месте. Производственную операцию можно рассматривать как с точки зрения технологического, так и трудового процесса. С точки зрения технологического процесса^ производственная операция включает такие элементы: ♦ устаиов (начальная часть операции по закреплению заготовок для обработки); • технологический переход (основная законченная часть технологической операции, в ходе которой осуществляется фиксированная обработка заготовки); • вспомогательный переход (законченная часть технологической операции по установке новой заготовки, смена инструмента); • рабочий ход (законченная часть технологической операции по приданию заготовке формы, размера, определенных свойств); • вспомогательный ход (однократная законченная часть технологической операции, необходимой для выполнения рабочего хода); • позиция (фиксированное положение для выполнения определенной части операции). С точки зрения трудового процесса, производственная операции включает: • трудовые движения (перемещение рабочего органа человека); • трудовые действия (логически завершенная совокупность трудовых движений); • трудовые приемы (совокупность трудовых действий при неизменных предметах и средствах труда). В теории организации труда сложилась определенная типология (классификация) рабочих мест, где их различают по таким признакам как: • виды экономической деятельности: рабочие места в промышленности, сельском хозяйстве, образовании, здравоохранении, культуре, управлении, на транспорте и т.д.; • степень специализации: универсальные рабочие места (штамповочный цех) и специализированные (ремонтно-механические мастерские: комбинат бытового обслуживания); • число исполнителей: индивидуальные или коллективные рабочие места; • степень.механизации: ручные, машинно-ручные, механизированные, автоматизированные рабочие места; • число обслуживаемого оборудования: одно- и многостаночные рабочие места; • характер трудовой деятельности: рабочие места руководителей, специалистов, служащих, рабочих; • число смен: одно-, двух-, трех-, четырехсменные рабочие места; • пространственное расположение: раоочие места в помещении, на открытом воздухе, под землей, на высоте; • перемещение в пространстве: стационарные, передвижные рабочие места; • тип производства: рабочие места массового, серийного, индивидуального производства; • рабочая лоза: стоячие, сидячие, переменные рабочие места. учебной литературе, принимается в качестве наиболее исчерпывающей и позволяющей обеспечить научный подход к проблеме изучения организации рабочих мест [31, с. 48; 17, с. 324; 14, с. 259-263; 37, с. 560]. К рабочим местам предъявляются определенные требования, которые оговариваются в соответствующих межотраслевых и отраслевых ГОСТах. В первую очередь это относится к рабочим местам производственного назначения в таких отраслях как электроэнергетика, машиностроение и приборостроение, строительство, химическая и фармацевтическая промышленность и т.д. Существует также система стандартов по эргономике (ССЭ), где определяются стандарты безопасности труда на рабочих местах, при выполнении работ стоя, сидя, общие требования к работе с различными механизмами и системами «Человек-машина». В системе ГОСТов следует также обратить внимание на ГОСТ 12.2.061-81 (СТ СЭВ 2695-80) «Общие требования безопасности к См. ГОСТ 12.2.032-78 «Система стандартов безопасности труда. Рабочее место при выполнении работ сидя. Общие эргономические требования»; ГОСТ 12.2.033-78 «Система стандартов безопасности труда. Рабочее место при выполнении работ стоя. Общие эргономические требования»; ГОСТ 21480-76 «Система «Человек-машина». Рычаги управления. Общие эргономические требования»; ГОСТ 21889-76 «Система «Человек-машина». Кресло человека-о пер агора. Общие эргономические требования»; ГОСТ. 21958-76 «Система «Человек-машина». Рабочее место оператора. Взаимное расположение элементов рабочего места. Общие эргономические требования»; ГОСТ 23000-78 «Система «Человек-машина». Пульты управления. Общие эргономические требования»; ГОСТ 27626-88 «Лицевые части авиационных индикаторов и приборов. Общие эргономические требования». рабочим местам», где определяются наиболее общие принципы данных требований. Это касается в первую очередь: ► соответствия рабочего места необходимым общим и отрас ►• безопасности рабочего места, чтобы обеспечить охрану здоровья и работоспособности работника; ► конструкции рабочего места, его размеров, взаимного расположения элементов (органов управления, средств отображения информации, вспомогательного оборудования и т.д.), которые должны соответствовать антропометрическим, физиологическим и психофизиологическим свойствам человека и характеру его работы; ► соответствия конструкции рабочего места и удобной рабочей позы работника. Это достигается, во-первых, возможностью регулирования места фиксированного положения работника (сидячее или стоячее место должно подниматься, опускаться, иметь подставки для ног и т.д.), а во-вторых, обеспечением моторики трудовых операций (оптимальная и необходимая точность и частота рабочих движений, возможная смена рабочей позы): ► достаточной освещенности рабочего места в соответствии с характером и условиями выполняемой работы; ► удобства выполнения рабочих операций, что достигается соответствующим размещением элементов рабочего места, не затрудняющим движений работающего; ► обеспечения наименьшей физической усталости работника, 9.2. Принципы и критерии планировки и оснащения рабочих мест Успешное функционирование рабочего места в первую очередь зависит от уровня его организации. Если рабочее место неудачно спланировано и размещено, не полностью оснащено необходимыми средствами, наблюдаются скученность, теснота, неудобная поза сидения, излишние движения и хождения, слишком большой удельный вес вспомогательных работ, то, как правило, это ведет к непроизводственным затратам рабочего времени, преждевременному утомлению работника, снижению производительности труда. Под организацией рабочего.места следует понимать совокупность мероприятий по планировке рабочего места, размещению работника в рабочей зоне, оснащению рабочего пространства необходимыми средствами и предметами труда, размещению в определенном пространстве и порядке, а также организации его обслуживанию. Организацией рабочих мест, как правило, должна занимается особая служба: лаборатория или бюро по организации труда. Начальным этапом организации рабочего места является его проектирование. Чтобы сделать теоретический проект оптимальной структуры рабочего места, необходимо проанализировать: • соответствующее рабочему месту содержание труда (предмет, средства труда, основные критерии исполнителя) в зависимости от типологических характеристик рабочего места; • функцию конкретного рабочего места в технологическом процессе или цикле, а также его место в общем производственном пространстве; • стоимостные характеристики рабочего места. Следующий важнейший этап - планировка рабочего места, целью которой является наиболее рациональное размещение в определенном пространстве материальных элементов производства, экономное использование производственных площадей, создание безопасных и удобных условий труда работнику с учетом требований ГОСТов, а также требований, предъявляемых нормативными документами по конкретной отрасли. Различают внутреннюю и внешнюю планировку рабочих мест. Внутренняя планировка - это создание оптимальной структуры отдельного рабочего места. Внутреннюю планировку необходимо начинать с разработки схемы рабочего места, которая является важнейшим нормативным документом, который включается в паспорт рабочего места. На соответствующей схеме рабочего места определяется его основная (рабочая и оперативная) и вспомогательная зоны, площадь рабочего места, общий объем занимаемого производственного пространства, наглядно изображаются размещенные предметы и средства труда, расположенные в определенном порядке, необходимом для выполнения данной рабочей операции. В рабочей зоне располагаются основные предметы и орудия труда, с которыми работник связан большую часть рабочего времени. В оперативную зону включаются непосредственные предметы и орудия труда (в пределах досягаемости человеческих движений), с помощью чего работник осуществляет рабочие операции по производству продукта труда. Во вспомогательной зоне размещаются места отдыха, рабочая мебель, места для хранения документов, средства связи, предметы эстетики рабочего места. Внутренняя планировка рабочего места предполагает соблюдение следующих важнейших критериев: 1) экономической эффективности рабочего места; 2) функциональной взаимозависимости предметов, орудий труда, трудовых усилий работника; 3) обеспечения соответствия правил безопасности труда. Экономическая эффективность требует соответствия рабочего места конкретной целевой задаче и необходимости расчета стоимо- 1 laenopr рабочего места - типовой проект, который включает информацию о наименовании предприятия, назначении и функциях рабочего места, категории исполнителя или исполнителей рабочего места, правовом обеспечении, общих характеристиках (местонахождение, планировка, количество оборудования и технических средств), грузке рабочего места (нормативная общая трудоемкость, трудоемкость при выполнении основных операций, отпуска и регламентированные перерывы), условиях труда, его оплате (оклад, премия, вознаграждения и т.д.), социальных льготах, охране труда и технике безопасности (нормативные документы). Таким образом, паспорт рабочего места является основным документом, который служит для обеспечения учета и аттестации рабочих мест. сти соответствующих трудовых и технологических ресурсов, стоимости рисков при решении трудовой задачи. Функциональная взаимозависимость предполагает целесообразное размещение технологической оснастки и инструмента, правильное расположение заготовок и деталей, удобную рабочую позу с целью экономии человеческой энергии и ликвидации потерь рабочего времени. В связи с этим в практике организации рабочих мест требуется соблюдение нескольких рациональных правил: ■ближе то, чем пользуются чаще; ■принцип левой и правой руки; ■принцип постоянного расположения предметов и орудий труда; ■принцип источника света. Безопасность труда должна быть спланирована таким образом, чтобы обеспечить возможность быстрого ухода из зоны рабочего места в случае экстремальных ситуаций, установка блокировок, защитных щитков и других элементов безопасности труда. Сюда же следует отнести соблюдение антропометрических норм: соответствие форм ручного инструмента с особенностями анатомии формы руки человека, различимость по форме и цвету кнопок пультов управления и т.д. Под внешней планировкой понимается рационально-пространственное размещение всех рабочих мест предприятия или организации на производственных площадях. Главными требованиями при внешней планировке являются: ■требования по технической и экономической обоснованности использования производственных площадей1; ■требования «технологического хода», что подразумевает размещение рабочих мест в определенной технологической последовательности во избежание завышенных трудозатрат; ■требование оперативного пространства, которое необходимо для соблюдения баланса между «завышенным оперативным про- для расчета объема производственных площадей используют нормативное требование по площади рабочего места, где на каждого работающего должно приходиться не менее 4,5 м2 и не менее 15м3 объема производственного помещения. странством» (рабочие места слишком удалены друг от друга) и «заниженным» (стесненность и уплотнение рабочих мест). На основе требований внутренней и внешней планировки формируется определенная теоретическая модель, которая в дальнейшем используется при решении практических задач создания рабочего места. Помимо типовых, к рабочим местам могут предъявляться специфические требования, которые оговариваются в соответствующих отраслевых гостах. Например, при организации рабочих мест, связанных с профессиями по финансовой деятельности (кассы, банки и прочее), требуется специальное дополнительное оборудование: особые сейфы, шкафы, двери и т.д.). Таким образом, планировка рабочего места - это достаточно трудоемкая работа, требующая совокупности различных знаний: экономических, технических, технологических, психофизиологических, правовых. Следует заметить, что организация рабочих мест в различных сферах общественного производства может иметь как общие, так и специальные черты. Скажем, если базовыми требованиями к внутренней планировке всех рабочих мест являются экономическая эффективность, рациональность, эргономические требования, правила безопасности рабочих мест, то специальные черты связаны со спецификой организации рабочих мест в различных сферах народного хозяйства. Так:, организация рабочих мест в производственной и непроизводственной сферах требует, действительно, разных подходов, связанных с иными предметами и средствами труда, с решением иных функциональных задач организации. 9.3. Особенности организация рабочих мест специалистов и руководителей управленческого труда Рассмотрим организацию рабочих мест в сфере управленческого труда, которая имеет ряд особенностей по сравнению с организацией рабочих мест в сфере материального производства. Наиболее важным моментом является то, что в процессе управленческого труда предполагается обработка достаточно большого объема различной информации, которая, по разным источникам, занимает от 30 до 50 % рабочего времени. В связи с этим необходимо учиты- вать данную специфику при планировке рабочих мест, оснащении рабочего пространства соответствующими средствами и предметами труда, в определении характера их рациональной организации. При планировке рабочих мест управленческого труда требуется искать иные рациональные модели как внешней, так и внутренней планировки рабочих мест. Отмечается, что в настоящее время все больше организаций управленческого труда переходит от системы закрытых офисов к открытой планировке, от классических рабочих кабинетов к таким формам, где не требуются высокие стены и двери, сокращая тем самым величину площади, приходящейся на отдельное рабочее место, а в целом делая их более рентабельными. В свою очередь, увеличиваются площади «общественного пространства» для общения рабочих групп [37, с. 563]. При внешней планировке рабочих мест в офисных помещениях стали различать следующие системы размещения: • кабинетную, где структурные подразделения размещаются на отдельных этажах здания, а отделы и службы - в отдельных комнатах (от 4 до 30 чел); • зальную, при которой работники структурных подразделений размещаются в больших залах (более 100 чел.); • ячеистую, когда в большом зале размещаются сотрудники подразделения, а помещения для руководителей отделов и служб формируются с помощью специальных передвижных перегородок из рифленого стекла, что создает благоприятную обстановку для сотрудников [31. с. 49]. Ячеистая система планировки, практикуемая в западных компаниях, получила в последние годы широкое распространение в России. Использование открытых форм внешней планировки неизбежно приводит к изменениям в корпоративной культуре сотрудников фирмы или компании в сторону ее социабельности. Важнейшими составляющими внутренней планировки рабочих мест управленческой сферы является функциональная офисная мебель, имеющая особые габариты и формы, рациональное размеще- ' Термин, введенный американскими психологами А. Бассом и Р. Пло-мином и означающий «общительность, желание быть среди других людей». ние стенок-шкафов, шкафов-пере городок, что позволяет экономить полезную площадь и создавать максимальные удобства не только сотрудникам офисов, но и клиентам-посетителям. Большое значение имеет не только облик кабинетов и залов, но и освещенность помещения, качество канцелярских принадлежностей и разнообразной офисной техники, что в совокупности значительно увеличивает скорость обработки необходимой исходной информации, способствует получению качественно нового информационного продукта. Практика свидетельствует, что в настоящее время особое внимание уделяется организации рабочих мест руководителя. Особенно это касается сферы управленческого труда. Считается, что грамотно спроектированное рабочее место во многом способно обеспечить успешную деятельность фирмы или компании. В современных словарях по управлению персоналом рабочее место руководителя определяется как «место приложения труда руководителя, оснащенное соответствующим оборудованием, средствами оргтехники, вычислительной техники и другими принадлежностей, необходимыми для наиболее эффективного выполнения возложенных на него обязанностей. Рабочее место руководителя оборудуется в отдельном кабинете и, как правило, состоит из трех функциональных зон - рабочей зоны, зоны совещаний и зоны отдыха» [75, с. 370] Следовательно, для того, чтобы рабочее место руководителя соответствовало всем основным критериям, оно должно быть стильным, экономичным, надежным, эргономичным, многофункциональным, где можно выделить следующие основные функции: • имиджевую (создание благоприятного впечатления об организации): • представительскую (место для переговоров и совещаний); • креативную (мозговой центр компании). Как свидетельствует мировая практика, по площади рабочее место руководителя должно быть не менее 20 и не более 50 м2, [31. с. 50], хотя архитекторы-дизайнеры считают, что для функционального и уютного кабинета достаточно 12-15 м2. ' Эргономика - это наука, изучающая рабочую среду в связи с работоспособностью и функциональными возможностями человека. Современное рабочее место руководителя оборудуется как в классическом кабинетном стиле, так и в стиле «хай-тек»'. Если более консервативной считается сфера материального производства, где до сих пор понятие «кабинет директора» считается наиболее очевидным, то в сфере управления все чаще используется понятие «офис директора». В практике оборудования рабочих мест руководителя степень сочетания «классического кабинетного» со стилем «хай-тек» отличает офис банкира, офис президента компании, офис директора агенства. Стандартный набор «директорской мебели» должен включать столы (рабочий, брифинговый, вспомогательный), кресла, стулья, диваны, тумбы, шкафы, стеллажи, стойки, главным свойством которых является их функциональность. Рабочее место управленческого персонала от руководителя до рядового сотрудника должно быть информационно обеспечено. Под информационным обеспечением понимается совокупность информации, которая необходима и достаточна для принятия решений. Информация, циркулирующая в управленческой сфере, представляет определенную информационную среду (информационную систему), которая характеризуется информационными потоками, многочисленными обменами и преобразованиями на основе отлаженной структуры взаимосвязей. Менеджеру любого профиля и уровня для принятия управленческих решений приходится работать с различными видами служебных документов, где отслеживается необходимая информация. По имеющимся данным, работа с документами занимает примерно от 30 до 60 процентов рабочего времени. Можно выделить два основных вида служебных документов: • организационно-распорядительные (уставы, положения, инструкции, постановления, распоряжения, протоколы, решения, приказы): ' Стиль «хай-тек» - современный функциональный стиль, который отличают прагматизм, простота и технологичность (прямые линии, стекло, пластик, металл светлых тонов, а также децентрализованное освещение). • информационно-справочные (докладные записки, служебные письма, телеграммы, справки, аналитические обзоры, статистические сводки). Составление подобных документов требует: ■унификации (единообразие по форме); ■стандартизации (соблюдение единых норм и требований); ■наличия соответствующих реквизитов, к которым относятся: государственный герб, эмблема, коды; наименование министерства, ведомства, учреждения, организации, предприятия, структурного подразделения; гриф учреждения; индексы связи, номера телефонов, факсов; номера банковских счетов; дата и место составления, отметка о контроле, гриф согласования, фамилия исполнителя и номер его телефона, гриф ограничения к доступу документа; заголовок к тексту, текст, подпись, визы, печати. Данные реквизиты должны соответствовать государственным стандартам административных документов. При подготовке служебных документов используется специальный функциональный официально-деловой стиль, для которого характерно применение терминов-профессионализмов, специальных предлогов, выражающих стандартные обороты: надлежащий, должный, вышеуказанный, нижеподписавшийся, неисполнение, в порядке оказания помощи, в связи с ухудшением положения, в соответствии с решением и т.д. Данный стиль следует отличать от публицистического и научного стилей, которые не могут использоваться в служебной документации. В сфере управленческого труда большое внимание уделяется качеству технических средств (канцелярские принадлежности) и офисного оборудования, которое поднимает не только эстетику и культуру труда, но, в первую очередь, повышает производительность управленческого труда. Существует ряд программ для составления и редактирования служебных документов. Такими текстовыми редакторами, в частности, являются Лексикон, Word и др. При значительном документообороте используют системы управления базами данных (СУБД). 9.4. Альтернативные рабочие места Теперь рассмотрим альтернативные рабочие места, которые становятся объектом пристального внимания но мере расширения сферы услуг и, в целом, увеличения доли обслуживающего труда. Как свидетельствует практика, в современной России внимание к альтернативным рабочим.местам становится вес более очевидной проблемой с точки зрения не только ее теоретического обсуждения, но и практической реализации этой идеи. В связи с актуальностью этой проблемы, необходимо иметь четкое представление о категории «альтернативное рабочее место». Альтернативное рабочее место можно понимать как комбинацию нетрадиционных правил, условий и мест выполнения работы. которая начинает дополнять традиционные офисы [74, с. 166]. История данного вопроса связана с работами представителей постиндустриальной парадигмы (Д. Белл, Э.Тоффлер и др.), которые были убеждены в том, что по мере продвижения к обществу «экономики услуг» будет возрастать значимость офисной работы, а следовательно, доля занятых «белых воротничков». В США, уже в 1970-е гг., пропорция между «синими» и «белыми» воротничками стала меняться в пользу вторых и достигла более чем пять к четырем |7, с. 221. Картина дополнялась значительным увеличением доли других структурных групп (ученые, инженеры), деятельность которых была связана с производством интеллектуального продукта. Но самым существенным фактором стало быстрое внедрение коммуникационных связей на основе новых технологий, что изменило характер труда и привело к существенным переменам в организации производства. Многие компании посчитали более разумным разрешать своим сотрудникам работать дома по гибкому графику, если это во благо компании. Элвин Тоффлер заметил, что причина во многом связана с разделением труда между теми служащими, кто выполняет «высокоабстрактную» работу, требующую постоянных интенсивных контактов с руководителями и коллегами, и теми офисными служащими, кто занимается «низкоабстрактной» работой (печатание, исправление, подготовка счетов и тому подобное), что не требует длительного непосредственного воздействия с другими служащи- ми. Поэтому, по мнению Тоффлера, «их. возможно, будет легче всех переместить в «электронный коттедж» [69, с. 325]. Так впервые объяснялось понимание необходимости и возможности создания альтернативного рабочего места, которое получило название «электронное жилище». Практика, сложившаяся в США в 70-е гг. XX в., свидетельствует о том, что альтернативный принцип занятости считался вполне обоснованным. Тоффлер пишет также о практике английской компании F. International Ltd., которая, одной из первых, стала пользоваться услугами 400 частично занятых программистов, не состоящих в штате компании, получивших возможность работать дома. Газета «Guardian» заметила по этому поводу, что «Программирование на компьютере дома - это домашнее производство 80-х годов» [69, с. 328]. Таким образом, появилась тенденция, когда руководители компаний стали не требовать стопроцентного присутствия некоторых своих сотрудников на рабочих местах, ставя в качестве условия вовремя выполненный объем задания. Проблемы, связанные с мотивацией, управлением, решением юридических и социальных вопросов, привели к поиску новых подходов к альтернативным рабочим местам. Так, исследователи Национального научного фонда США во главе с Джеком Ниллсом предложили модель «на полпути к дому», смысл которой заключался в создании рабочих мест ближе к домам служащих. Перемещение «белых воротничков» из централизованных офисов, расположенных в деловой части города, на рабочие окраины, по мнению группы Ниллса, должно привести, во-первых, к экономии рабочего времени, а во-вторых, к значительному сокращению транспортных издержек'. Тоффлер в связи с этим замечает, что «чем выше соот- Б США Институт будущего в 1971 у. выпустил обзор 150 экспертов «ведущих компаний», которые стали использовать новые подходы в организации рабочих мест. ^Изучив работу 2048 служащих страховых компаний Лос-Анджелеса, группа Ниллса пришла к поразительным выводам. Оказалось, что служащие компаний затрачивали па дорогу к работе столько времени, что оно могло быть выражено в половину человеческой жизни, а на величину их затрат на транспорт можно было бы нанять 300 новых работников или добавить неплохую сумму к прибыли. Обнаружились также преимущества относительно улучшения окружающей среды, уменьшения парковок, ношение времени, затраченного на проезд, к рабочему времени, тем более иррациональным, раздражающим и абсурдным становится снование взад и вперед» 169. с. 3331. Итак, к первым формам альтернативных рабочих мест следует отнести: • домашние офисы («электронное жилище»); • рабочие места по типу «freelance» для нештатных работников; • «удаленные рабочие места». В 90-е гг. XX в. стали появляться новые формы альтернативных рабочих мест, как за пределами, так и внутри «традиционного офиса». К такого рода программам можно отнести: ■«гибкое рабочее время»; ■Teleworking («дистанционное присутствие»); ■офисы-«отели»: ■офисы-«спутники»; ■аутсорсинг: «Гибкое рабочее время» - это рабочее место, где работнику дастся право самостоятельно управлять своим рабочим временем. Teleworking - рабочее место для тех работников, которые часть времени могут работать «из дома». М. Кастельс выделяет три группы работников-teleworking: а) люди, которые заменяют работу, ранее выполнявшуюся в традиционной производственной обстановке, работой дома; б) самозанятые лица, работающие on-line из дома; в) лица, берущие на дом из своего офиса дополнительную работу |34, с. 370]. Офисы-«отели» - рабочие места, которые не закреплены за отдельными работниками на постоянной основе и резервируются ими по мере необходимости на определенное время (час, день, неделя и т.д.). Офисы-«спутники» это рабочие места в мелких офисах по сетевому признаку. Аутсорсинг - это функциональные рабочие места, когда работник на определенное время арендуется другой фирмой для выполнения определенных заданий (услуг), оставаясь при этом в штате аутсорсинговой фирмы. экономии электроэнергии, оензина, улучшения микроклимата в семье, исчезновения вынужденной мобильности, уменьшения стрессовых ситуаций. высвобождения времени для более полезных дел (см. там же. с. 330-331). Система альтернативных рабочих, как правило, получила широкое распространение в финансовых компаниях, консалтинговых фирмах, IT-компаниях, образовательных учреждениях, где основным видом деятельности является либо производство интеллектуального продукта, либо производство интеллектуальных, образовательных, культурно-информационных услуг. Организацию труда в системе альтернативных рабочих мест отличает то, что она децентрализована, не носит индустриальный характер, есть возможность более гибко распоряжаться рабочим временем, максимально использовать потенциал работника, значительно сократить материальные и трудовые затраты. 9.5. Учет рабочих мест и их обслуживание Все рабочие места являются обязательным объектом учета. Количество рабочих мест, в зависимости от характера и содержания труда, может определяться различными способами: • путем прямого счета при обслуживании (по норме) каждой единицы (станки, агрегаты, машины, технологическое или организационное оборудование) одним работником. Как одно рабочее место учитываются несколько единиц оборудования (многостаночное, многоагрегатное производство), обслуживаемых одним работником. Количество рабочих мест водителей устанавливается по числу машин и существующим нормам обслуживания; • по зонам обслуживания, установленным нормативными документами (рабочие места горничных в гостиницах, продавцов в магазинах, лесном хозяйстве, для уборщиков помещений, почтальонов и т.д.); • по рабочим постам (рабочие места работников контроля, охраны, диспетчерской службы, сферы обслуживания, торговли и т.д.); • по видам работ на основе нормативной трудоемкости (нормативным заданиям), частичных производственных процессов (рабочие места в строительстве, землеройных и монтажных работах и т.д.); • по нормативам численности (рабочие места в здравохранении, управлении, образовании и т.д.); • по иным трудовым нормам (рабочие места в сфере культуры: театры, музеи, эстрада, телевидение и т.д.). Каждое рабочее место учитывается как одно, независимо от того. используется оно в одну, две или более смен. Учету подлежат рабочие места всех категорий работников, действующие и неиспользуемые, обеспеченные или не обеспеченные рабочей силой на дату проведения учета, а также резервные и учебные. Как рабочие места не учитываются те пространственные зоны, где размещено оборудование общего пользования, за которым нет закрепленных работников; оборудование, находящееся в монтаже или еще не сданное в эксплуатацию; демонстрационные образцы оборудования и т.д. Учет рабочих мест ведется по специальной ведомости, которая необходима для проведения аттестации рабочих мест, а также для возможных изменений в их перемещении. Рабочие места в ведомости предварительно группируются по квалификационным признакам (табл. 13). Таблица 13 Ведомость по учету рабочих мест
Ведомость составляется специалистом (менеджером) по организации труда, за компетентность которой он несет профессиональную ответственность. Учет рабочих мест является важнейшим звеном деятельности отделов по организации труда, порядок проведения которой осуществляется на основе различных нормативных документов (постановления правительства, министерств, отраслевые документы. внутренние распоряжения организации). В ходе учета каждое рабочее место оценивается комплексно по трем основным уровням: а) техническому; б) организационному; в) условиям труда и технике безопасности (по итогам специальной аттестации по условиям труда). В результате каждое рабочее место может быть отнесено к одной из трех групп: • рабочие места, показатели которых полностью отвечают требованиям или превышают их: • подлежащие рационализации - это тс рабочие м
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 743; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.14.245 (0.017 с.) |