Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 9. Научные основы организации рабочих мест

Поиск

9.1. Понятие рабочего места. Классификация рабочих мест

Важнейшая составляющая системы организации труда - ком­плекс конкретных форм и методов соединения людей и техники в процессе труда. Такими формами и методами являются организа­ция и обслуживание рабочих мест. По мере продвижения к устой­чивым рыночным структурам в сфере труда всё больше внимания будет уделяться процессу функционирования рабочих мест как важнейшему элементу приложения труда. В научной и учебной литературе рабочее место определяется либо как некая простран­ственная зона, оснащенная техническими средствами [31, с. 47], предназначенными для трудовой деятельности одного или не­скольких исполнителей, либо как первичное звено производствен­ной структуры предприятия, как зона приложения труда [37, с. 559), предназначенная для производственного процесса, где про­исходит преобразование предмета труда в продукт труда. Появи­лись также попытки рассматривать рабочее место как систему, т. е. как совокупность элементов - субъекта, средств, предметов труда, находящихся в определенных отношениях и взаимодействи­ях друг с другом 114, с. 256|.

Представленные подходы к определению рабочего места не противоречат друг другу и лишь свидетельствуют о том. что в структуре экономики предприятия или организации именно рабо­чему месту принадлежит ведущая роль, и необходимо правильно определить его функциональную значимость в каждом конкретном случае. Именно такой подход объективно неизбежен.

С понятием «рабочее место» тесно связано понятие производст­венная операция, которая понимается как часть производственного процесса, которая выполняется над определенным предметом тру­да на одном рабочем месте. Производственную операцию можно рассматривать как с точки зрения технологического, так и трудо­вого процесса.

С точки зрения технологического процесса^ производственная операция включает такие элементы:

устаиов (начальная часть операции по закреплению заготовок для обработки);


технологический переход (основная законченная часть техно­логической операции, в ходе которой осуществляется фиксирован­ная обработка заготовки);

вспомогательный переход (законченная часть технологиче­ской операции по установке новой заготовки, смена инструмента);

рабочий ход (законченная часть технологической операции по приданию заготовке формы, размера, определенных свойств);

вспомогательный ход (однократная законченная часть техно­логической операции, необходимой для выполнения рабочего хо­да);

позиция (фиксированное положение для выполнения опреде­ленной части операции).

С точки зрения трудового процесса, производственная операции включает:

трудовые движения (перемещение рабочего органа человека);

трудовые действия (логически завершенная совокупность трудовых движений);

трудовые приемы (совокупность трудовых действий при не­изменных предметах и средствах труда).

В теории организации труда сложилась определенная типология (классификация) рабочих мест, где их различают по таким призна­кам как:

виды экономической деятельности: рабочие места в промыш­ленности, сельском хозяйстве, образовании, здравоохранении, культуре, управлении, на транспорте и т.д.;

степень специализации: универсальные рабочие места (штам­повочный цех) и специализированные (ремонтно-механические мастерские: комбинат бытового обслуживания);

число исполнителей: индивидуальные или коллективные рабо­чие места;

степень.механизации: ручные, машинно-ручные, механизиро­ванные, автоматизированные рабочие места;

число обслуживаемого оборудования: одно- и многостаночные рабочие места;

характер трудовой деятельности: рабочие места руководите­лей, специалистов, служащих, рабочих;

число смен: одно-, двух-, трех-, четырехсменные рабочие мес­та;


пространственное расположение: раоочие места в помеще­нии, на открытом воздухе, под землей, на высоте;

перемещение в пространстве: стационарные, передвижные рабочие места;

тип производства: рабочие места массового, серийного, инди­видуального производства;

рабочая лоза: стоячие, сидячие, переменные рабочие места.
Именно данная классификация рабочих мест, судя по научной и

учебной литературе, принимается в качестве наиболее исчерпы­вающей и позволяющей обеспечить научный подход к проблеме изучения организации рабочих мест [31, с. 48; 17, с. 324; 14, с. 259-263; 37, с. 560].

К рабочим местам предъявляются определенные требования, которые оговариваются в соответствующих межотраслевых и от­раслевых ГОСТах. В первую очередь это относится к рабочим мес­там производственного назначения в таких отраслях как электро­энергетика, машиностроение и приборостроение, строительство, химическая и фармацевтическая промышленность и т.д. Существу­ет также система стандартов по эргономике (ССЭ), где определя­ются стандарты безопасности труда на рабочих местах, при выпол­нении работ стоя, сидя, общие требования к работе с различными механизмами и системами «Человек-машина».

В системе ГОСТов следует также обратить внимание на ГОСТ 12.2.061-81 (СТ СЭВ 2695-80) «Общие требования безопасности к

См. ГОСТ 12.2.032-78 «Система стандартов безопасности труда. Ра­бочее место при выполнении работ сидя. Общие эргономические требова­ния»; ГОСТ 12.2.033-78 «Система стандартов безопасности труда. Рабо­чее место при выполнении работ стоя. Общие эргономические требова­ния»; ГОСТ 21480-76 «Система «Человек-машина». Рычаги управления. Общие эргономические требования»; ГОСТ 21889-76 «Система «Человек-машина». Кресло человека-о пер агора. Общие эргономические требова­ния»; ГОСТ. 21958-76 «Система «Человек-машина». Рабочее место опера­тора. Взаимное расположение элементов рабочего места. Общие эргоно­мические требования»; ГОСТ 23000-78 «Система «Человек-машина». Пульты управления. Общие эргономические требования»; ГОСТ 27626-88 «Лицевые части авиационных индикаторов и приборов. Общие эргономи­ческие требования».


рабочим местам», где определяются наиболее общие принципы данных требований. Это касается в первую очередь:

соответствия рабочего места необходимым общим и отрас­
левым требованиям по оборудованию и оснащению, применитель­
но к характеру производственной деятельности;

►• безопасности рабочего места, чтобы обеспечить охрану здо­ровья и работоспособности работника;

конструкции рабочего места, его размеров, взаимного распо­ложения элементов (органов управления, средств отображения ин­формации, вспомогательного оборудования и т.д.), которые долж­ны соответствовать антропометрическим, физиологическим и психофизиологическим свойствам человека и характеру его рабо­ты;

соответствия конструкции рабочего места и удобной рабо­чей позы работника. Это достигается, во-первых, возможностью регулирования места фиксированного положения работника (сидя­чее или стоячее место должно подниматься, опускаться, иметь под­ставки для ног и т.д.), а во-вторых, обеспечением моторики трудо­вых операций (оптимальная и необходимая точность и частота ра­бочих движений, возможная смена рабочей позы):

достаточной освещенности рабочего места в соответствии с характером и условиями выполняемой работы;

удобства выполнения рабочих операций, что достигается со­ответствующим размещением элементов рабочего места, не за­трудняющим движений работающего;

обеспечения наименьшей физической усталости работника,
что предусматривает возможность выполнения рабочих операций в
положении сидя или при чередовании положений сидя и стоя, если
выполнение операций не требует постоянного передвижения ра­
ботника и т.д.

9.2. Принципы и критерии планировки и оснащения рабочих мест

Успешное функционирование рабочего места в первую очередь зависит от уровня его организации.


Если рабочее место неудачно спланировано и размещено, не полностью оснащено необходимыми средствами, наблюдаются скученность, теснота, неудобная поза сидения, излишние движения и хождения, слишком большой удельный вес вспомогательных ра­бот, то, как правило, это ведет к непроизводственным затратам ра­бочего времени, преждевременному утомлению работника, сниже­нию производительности труда.

Под организацией рабочего.места следует понимать совокуп­ность мероприятий по планировке рабочего места, размещению работника в рабочей зоне, оснащению рабочего пространства необ­ходимыми средствами и предметами труда, размещению в опреде­ленном пространстве и порядке, а также организации его обслужи­ванию.

Организацией рабочих мест, как правило, должна занимается особая служба: лаборатория или бюро по организации труда.

Начальным этапом организации рабочего места является его проектирование. Чтобы сделать теоретический проект опти­мальной структуры рабочего места, необходимо проанализиро­вать:

• соответствующее рабочему месту содержание труда (пред­мет, средства труда, основные критерии исполнителя) в зависимо­сти от типологических характеристик рабочего места;

функцию конкретного рабочего места в технологическом про­цессе или цикле, а также его место в общем производственном пространстве;

стоимостные характеристики рабочего места.

Следующий важнейший этап - планировка рабочего места, це­лью которой является наиболее рациональное размещение в опре­деленном пространстве материальных элементов производства, экономное использование производственных площадей, создание безопасных и удобных условий труда работнику с учетом требова­ний ГОСТов, а также требований, предъявляемых нормативными документами по конкретной отрасли.

Различают внутреннюю и внешнюю планировку рабочих мест. Внутренняя планировка - это создание оптимальной структуры отдельного рабочего места.


Внутреннюю планировку необходимо начинать с разработки схемы рабочего места, которая является важнейшим нормативным документом, который включается в паспорт рабочего места.

На соответствующей схеме рабочего места определяется его ос­новная (рабочая и оперативная) и вспомогательная зоны, площадь рабочего места, общий объем занимаемого производственного про­странства, наглядно изображаются размещенные предметы и сред­ства труда, расположенные в определенном порядке, необходимом для выполнения данной рабочей операции.

В рабочей зоне располагаются основные предметы и орудия труда, с которыми работник связан большую часть рабочего вре­мени.

В оперативную зону включаются непосредственные предметы и орудия труда (в пределах досягаемости человеческих движений), с помощью чего работник осуществляет рабочие операции по произ­водству продукта труда.

Во вспомогательной зоне размещаются места отдыха, рабочая мебель, места для хранения документов, средства связи, предметы эстетики рабочего места.

Внутренняя планировка рабочего места предполагает соблюде­ние следующих важнейших критериев: 1) экономической эффек­тивности рабочего места; 2) функциональной взаимозависимости предметов, орудий труда, трудовых усилий работника; 3) обеспе­чения соответствия правил безопасности труда.

Экономическая эффективность требует соответствия рабочего места конкретной целевой задаче и необходимости расчета стоимо-

1 laenopr рабочего места - типовой проект, который включает инфор­мацию о наименовании предприятия, назначении и функциях рабочего места, категории исполнителя или исполнителей рабочего места, право­вом обеспечении, общих характеристиках (местонахождение, планировка, количество оборудования и технических средств), грузке рабочего мес­та (нормативная общая трудоемкость, трудоемкость при выполнении ос­новных операций, отпуска и регламентированные перерывы), условиях труда, его оплате (оклад, премия, вознаграждения и т.д.), социальных льготах, охране труда и технике безопасности (нормативные документы). Таким образом, паспорт рабочего места является основным документом, который служит для обеспечения учета и аттестации рабочих мест.


сти соответствующих трудовых и технологических ресурсов, стои­мости рисков при решении трудовой задачи.

Функциональная взаимозависимость предполагает целесообраз­ное размещение технологической оснастки и инструмента, пра­вильное расположение заготовок и деталей, удобную рабочую позу с целью экономии человеческой энергии и ликвидации потерь ра­бочего времени. В связи с этим в практике организации рабочих мест требуется соблюдение нескольких рациональных правил:

■ближе то, чем пользуются чаще;

■принцип левой и правой руки;

■принцип постоянного расположения предметов и орудий тру­да;

■принцип источника света.

Безопасность труда должна быть спланирована таким образом, чтобы обеспечить возможность быстрого ухода из зоны рабочего места в случае экстремальных ситуаций, установка блокировок, защитных щитков и других элементов безопасности труда. Сюда же следует отнести соблюдение антропометрических норм: соот­ветствие форм ручного инструмента с особенностями анатомии формы руки человека, различимость по форме и цвету кнопок пультов управления и т.д.

Под внешней планировкой понимается рационально-пространст­венное размещение всех рабочих мест предприятия или организа­ции на производственных площадях.

Главными требованиями при внешней планировке являются:

■требования по технической и экономической обоснованности использования производственных площадей1;

■требования «технологического хода», что подразумевает раз­мещение рабочих мест в определенной технологической последо­вательности во избежание завышенных трудозатрат;

■требование оперативного пространства, которое необходимо для соблюдения баланса между «завышенным оперативным про-

для расчета объема производственных площадей используют норма­тивное требование по площади рабочего места, где на каждого работаю­щего должно приходиться не менее 4,5 м2 и не менее 15м3 объема произ­водственного помещения.


странством» (рабочие места слишком удалены друг от друга) и «заниженным» (стесненность и уплотнение рабочих мест).

На основе требований внутренней и внешней планировки фор­мируется определенная теоретическая модель, которая в даль­нейшем используется при решении практических задач создания рабочего места.

Помимо типовых, к рабочим местам могут предъявляться спе­цифические требования, которые оговариваются в соответствую­щих отраслевых гостах. Например, при организации рабочих мест, связанных с профессиями по финансовой деятельности (кассы, банки и прочее), требуется специальное дополнительное оборудо­вание: особые сейфы, шкафы, двери и т.д.).

Таким образом, планировка рабочего места - это достаточно трудоемкая работа, требующая совокупности различных знаний: экономических, технических, технологических, психофизиологиче­ских, правовых.

Следует заметить, что организация рабочих мест в различных сферах общественного производства может иметь как общие, так и специальные черты. Скажем, если базовыми требованиями к внут­ренней планировке всех рабочих мест являются экономическая эф­фективность, рациональность, эргономические требования, прави­ла безопасности рабочих мест, то специальные черты связаны со спецификой организации рабочих мест в различных сферах народ­ного хозяйства. Так:, организация рабочих мест в производственной и непроизводственной сферах требует, действительно, разных под­ходов, связанных с иными предметами и средствами труда, с реше­нием иных функциональных задач организации.

9.3. Особенности организация рабочих мест специалистов и руководителей управленческого труда

Рассмотрим организацию рабочих мест в сфере управленческого труда, которая имеет ряд особенностей по сравнению с организа­цией рабочих мест в сфере материального производства. Наиболее важным моментом является то, что в процессе управленческого труда предполагается обработка достаточно большого объема раз­личной информации, которая, по разным источникам, занимает от 30 до 50 % рабочего времени. В связи с этим необходимо учиты-


вать данную специфику при планировке рабочих мест, оснащении рабочего пространства соответствующими средствами и предмета­ми труда, в определении характера их рациональной организации.

При планировке рабочих мест управленческого труда требуется искать иные рациональные модели как внешней, так и внутренней планировки рабочих мест.

Отмечается, что в настоящее время все больше организаций управленческого труда переходит от системы закрытых офисов к открытой планировке, от классических рабочих кабинетов к таким формам, где не требуются высокие стены и двери, сокращая тем самым величину площади, приходящейся на отдельное рабочее ме­сто, а в целом делая их более рентабельными. В свою очередь, уве­личиваются площади «общественного пространства» для общения рабочих групп [37, с. 563].

При внешней планировке рабочих мест в офисных помещениях стали различать следующие системы размещения:

кабинетную, где структурные подразделения размещаются на отдельных этажах здания, а отделы и службы - в отдельных комна­тах (от 4 до 30 чел);

зальную, при которой работники структурных подразделений размещаются в больших залах (более 100 чел.);

ячеистую, когда в большом зале размещаются сотрудники подразделения, а помещения для руководителей отделов и служб формируются с помощью специальных передвижных перегородок из рифленого стекла, что создает благоприятную обстановку для сотрудников [31. с. 49]. Ячеистая система планировки, практикуе­мая в западных компаниях, получила в последние годы широкое распространение в России.

Использование открытых форм внешней планировки неизбежно приводит к изменениям в корпоративной культуре сотрудников фирмы или компании в сторону ее социабельности.

Важнейшими составляющими внутренней планировки рабочих мест управленческой сферы является функциональная офисная ме­бель, имеющая особые габариты и формы, рациональное размеще-

' Термин, введенный американскими психологами А. Бассом и Р. Пло-мином и означающий «общительность, желание быть среди других лю­дей».


ние стенок-шкафов, шкафов-пере городок, что позволяет экономить полезную площадь и создавать максимальные удобства не только сотрудникам офисов, но и клиентам-посетителям.

Большое значение имеет не только облик кабинетов и залов, но и освещенность помещения, качество канцелярских принадлежно­стей и разнообразной офисной техники, что в совокупности значи­тельно увеличивает скорость обработки необходимой исходной информации, способствует получению качественно нового инфор­мационного продукта.

Практика свидетельствует, что в настоящее время особое вни­мание уделяется организации рабочих мест руководителя. Осо­бенно это касается сферы управленческого труда. Считается, что грамотно спроектированное рабочее место во многом способно обеспечить успешную деятельность фирмы или компании.

В современных словарях по управлению персоналом рабочее место руководителя определяется как «место приложения труда руководителя, оснащенное соответствующим оборудованием, средствами оргтехники, вычислительной техники и другими при­надлежностей, необходимыми для наиболее эффективного выпол­нения возложенных на него обязанностей. Рабочее место руково­дителя оборудуется в отдельном кабинете и, как правило, состоит из трех функциональных зон - рабочей зоны, зоны совещаний и зоны отдыха» [75, с. 370]

Следовательно, для того, чтобы рабочее место руководителя со­ответствовало всем основным критериям, оно должно быть стиль­ным, экономичным, надежным, эргономичным, многофункцио­нальным, где можно выделить следующие основные функции:

• имиджевую (создание благоприятного впечатления об органи­зации):

• представительскую (место для переговоров и совещаний);

• креативную (мозговой центр компании).

Как свидетельствует мировая практика, по площади рабочее ме­сто руководителя должно быть не менее 20 и не более 50 м2, [31. с. 50], хотя архитекторы-дизайнеры считают, что для функцио­нального и уютного кабинета достаточно 12-15 м2.

' Эргономика - это наука, изучающая рабочую среду в связи с работо­способностью и функциональными возможностями человека.


Современное рабочее место руководителя оборудуется как в классическом кабинетном стиле, так и в стиле «хай-тек»'. Если более консервативной считается сфера материального производст­ва, где до сих пор понятие «кабинет директора» считается наиболее очевидным, то в сфере управления все чаще используется понятие «офис директора».

В практике оборудования рабочих мест руководителя степень сочетания «классического кабинетного» со стилем «хай-тек» отли­чает офис банкира, офис президента компании, офис директора агенства.

Стандартный набор «директорской мебели» должен включать столы (рабочий, брифинговый, вспомогательный), кресла, стулья, диваны, тумбы, шкафы, стеллажи, стойки, главным свойством ко­торых является их функциональность.

Рабочее место управленческого персонала от руководителя до рядового сотрудника должно быть информационно обеспечено. Под информационным обеспечением понимается совокупность ин­формации, которая необходима и достаточна для принятия реше­ний.

Информация, циркулирующая в управленческой сфере, пред­ставляет определенную информационную среду (информационную систему), которая характеризуется информационными потоками, многочисленными обменами и преобразованиями на основе отла­женной структуры взаимосвязей.

Менеджеру любого профиля и уровня для принятия управленче­ских решений приходится работать с различными видами служеб­ных документов, где отслеживается необходимая информация. По имеющимся данным, работа с документами занимает примерно от 30 до 60 процентов рабочего времени.

Можно выделить два основных вида служебных документов:

• организационно-распорядительные (уставы, положения, инст­рукции, постановления, распоряжения, протоколы, решения, при­казы):

' Стиль «хай-тек» - современный функциональный стиль, который от­личают прагматизм, простота и технологичность (прямые линии, стекло, пластик, металл светлых тонов, а также децентрализованное освещение).


• информационно-справочные (докладные записки, служебные письма, телеграммы, справки, аналитические обзоры, статистиче­ские сводки).

Составление подобных документов требует:

■унификации (единообразие по форме);

■стандартизации (соблюдение единых норм и требований);

■наличия соответствующих реквизитов, к которым относятся: государственный герб, эмблема, коды;

наименование министерства, ведомства, учреждения, органи­зации, предприятия, структурного подразделения;

гриф учреждения;

индексы связи, номера телефонов, факсов;

номера банковских счетов;

дата и место составления, отметка о контроле, гриф согласо­вания, фамилия исполнителя и номер его телефона, гриф ограни­чения к доступу документа;

заголовок к тексту, текст, подпись, визы, печати.

Данные реквизиты должны соответствовать государственным стандартам административных документов.

При подготовке служебных документов используется специаль­ный функциональный официально-деловой стиль, для которого характерно применение терминов-профессионализмов, специаль­ных предлогов, выражающих стандартные обороты: надлежащий, должный, вышеуказанный, нижеподписавшийся, неисполнение, в порядке оказания помощи, в связи с ухудшением положения, в со­ответствии с решением и т.д. Данный стиль следует отличать от публицистического и научного стилей, которые не могут использо­ваться в служебной документации.

В сфере управленческого труда большое внимание уделяется качеству технических средств (канцелярские принадлежности) и офисного оборудования, которое поднимает не только эстетику и культуру труда, но, в первую очередь, повышает производитель­ность управленческого труда.

Существует ряд программ для составления и редактирования служебных документов. Такими текстовыми редакторами, в част­ности, являются Лексикон, Word и др. При значительном докумен­тообороте используют системы управления базами данных (СУБД).


9.4. Альтернативные рабочие места

Теперь рассмотрим альтернативные рабочие места, которые становятся объектом пристального внимания но мере расширения сферы услуг и, в целом, увеличения доли обслуживающего труда. Как свидетельствует практика, в современной России внимание к альтернативным рабочим.местам становится вес более очевидной проблемой с точки зрения не только ее теоретического обсужде­ния, но и практической реализации этой идеи. В связи с актуально­стью этой проблемы, необходимо иметь четкое представление о категории «альтернативное рабочее место».

Альтернативное рабочее место можно понимать как комбина­цию нетрадиционных правил, условий и мест выполнения работы. которая начинает дополнять традиционные офисы [74, с. 166].

История данного вопроса связана с работами представителей постиндустриальной парадигмы (Д. Белл, Э.Тоффлер и др.), кото­рые были убеждены в том, что по мере продвижения к обществу «экономики услуг» будет возрастать значимость офисной работы, а следовательно, доля занятых «белых воротничков». В США, уже в 1970-е гг., пропорция между «синими» и «белыми» воротничками стала меняться в пользу вторых и достигла более чем пять к четы­рем |7, с. 221.

Картина дополнялась значительным увеличением доли других структурных групп (ученые, инженеры), деятельность которых бы­ла связана с производством интеллектуального продукта. Но са­мым существенным фактором стало быстрое внедрение коммуни­кационных связей на основе новых технологий, что изменило ха­рактер труда и привело к существенным переменам в организации производства.

Многие компании посчитали более разумным разрешать своим сотрудникам работать дома по гибкому графику, если это во благо компании. Элвин Тоффлер заметил, что причина во многом связана с разделением труда между теми служащими, кто выполняет «вы­сокоабстрактную» работу, требующую постоянных интенсивных контактов с руководителями и коллегами, и теми офисными слу­жащими, кто занимается «низкоабстрактной» работой (печатание, исправление, подготовка счетов и тому подобное), что не требует длительного непосредственного воздействия с другими служащи-


ми. Поэтому, по мнению Тоффлера, «их. возможно, будет легче всех переместить в «электронный коттедж» [69, с. 325]. Так впер­вые объяснялось понимание необходимости и возможности созда­ния альтернативного рабочего места, которое получило название «электронное жилище».

Практика, сложившаяся в США в 70-е гг. XX в., свидетельству­ет о том, что альтернативный принцип занятости считался вполне обоснованным. Тоффлер пишет также о практике английской ком­пании F. International Ltd., которая, одной из первых, стала пользо­ваться услугами 400 частично занятых программистов, не состоя­щих в штате компании, получивших возможность работать дома. Газета «Guardian» заметила по этому поводу, что «Программирова­ние на компьютере дома - это домашнее производство 80-х годов» [69, с. 328]. Таким образом, появилась тенденция, когда руководи­тели компаний стали не требовать стопроцентного присутствия некоторых своих сотрудников на рабочих местах, ставя в качестве условия вовремя выполненный объем задания.

Проблемы, связанные с мотивацией, управлением, решением юридических и социальных вопросов, привели к поиску новых подходов к альтернативным рабочим местам. Так, исследователи Национального научного фонда США во главе с Джеком Ниллсом предложили модель «на полпути к дому», смысл которой заклю­чался в создании рабочих мест ближе к домам служащих. Переме­щение «белых воротничков» из централизованных офисов, распо­ложенных в деловой части города, на рабочие окраины, по мнению группы Ниллса, должно привести, во-первых, к экономии рабочего времени, а во-вторых, к значительному сокращению транспортных издержек'. Тоффлер в связи с этим замечает, что «чем выше соот-

Б США Институт будущего в 1971 у. выпустил обзор 150 экспертов «ведущих компаний», которые стали использовать новые подходы в орга­низации рабочих мест.

^Изучив работу 2048 служащих страховых компаний Лос-Анджелеса, группа Ниллса пришла к поразительным выводам. Оказалось, что служа­щие компаний затрачивали па дорогу к работе столько времени, что оно могло быть выражено в половину человеческой жизни, а на величину их затрат на транспорт можно было бы нанять 300 новых работников или добавить неплохую сумму к прибыли. Обнаружились также преимущест­ва относительно улучшения окружающей среды, уменьшения парковок,


ношение времени, затраченного на проезд, к рабочему времени, тем более иррациональным, раздражающим и абсурдным становит­ся снование взад и вперед» 169. с. 3331.

Итак, к первым формам альтернативных рабочих мест следует отнести:

• домашние офисы («электронное жилище»);

• рабочие места по типу «freelance» для нештатных работников;

• «удаленные рабочие места».

В 90-е гг. XX в. стали появляться новые формы альтернативных рабочих мест, как за пределами, так и внутри «традиционного офи­са». К такого рода программам можно отнести:

■«гибкое рабочее время»;

■Teleworking («дистанционное присутствие»);

■офисы-«отели»:

■офисы-«спутники»;

■аутсорсинг:

«Гибкое рабочее время» - это рабочее место, где работнику да­стся право самостоятельно управлять своим рабочим временем.

Teleworking - рабочее место для тех работников, которые часть времени могут работать «из дома». М. Кастельс выделяет три группы работников-teleworking: а) люди, которые заменяют работу, ранее выполнявшуюся в традиционной производственной обста­новке, работой дома; б) самозанятые лица, работающие on-line из дома; в) лица, берущие на дом из своего офиса дополнительную работу |34, с. 370].

Офисы-«отели» - рабочие места, которые не закреплены за от­дельными работниками на постоянной основе и резервируются ими по мере необходимости на определенное время (час, день, неделя и т.д.).

Офисы-«спутники» это рабочие места в мелких офисах по се­тевому признаку.

Аутсорсинг - это функциональные рабочие места, когда работ­ник на определенное время арендуется другой фирмой для выпол­нения определенных заданий (услуг), оставаясь при этом в штате аутсорсинговой фирмы.

экономии электроэнергии, оензина, улучшения микроклимата в семье, исчезновения вынужденной мобильности, уменьшения стрессовых ситуа­ций. высвобождения времени для более полезных дел (см. там же. с. 330-331).


Система альтернативных рабочих, как правило, получила широ­кое распространение в финансовых компаниях, консалтинговых фирмах, IT-компаниях, образовательных учреждениях, где основ­ным видом деятельности является либо производство интеллекту­ального продукта, либо производство интеллектуальных, образова­тельных, культурно-информационных услуг.

Организацию труда в системе альтернативных рабочих мест от­личает то, что она децентрализована, не носит индустриальный ха­рактер, есть возможность более гибко распоряжаться рабочим вре­менем, максимально использовать потенциал работника, значи­тельно сократить материальные и трудовые затраты.

9.5. Учет рабочих мест и их обслуживание

Все рабочие места являются обязательным объектом учета. Ко­личество рабочих мест, в зависимости от характера и содержания труда, может определяться различными способами:

• путем прямого счета при обслуживании (по норме) каждой единицы (станки, агрегаты, машины, технологическое или органи­зационное оборудование) одним работником. Как одно рабочее ме­сто учитываются несколько единиц оборудования (многостаноч­ное, многоагрегатное производство), обслуживаемых одним работ­ником. Количество рабочих мест водителей устанавливается по числу машин и существующим нормам обслуживания;

• по зонам обслуживания, установленным нормативными доку­ментами (рабочие места горничных в гостиницах, продавцов в ма­газинах, лесном хозяйстве, для уборщиков помещений, почтальо­нов и т.д.);

• по рабочим постам (рабочие места работников контроля, ох­раны, диспетчерской службы, сферы обслуживания, торговли и т.д.);

• по видам работ на основе нормативной трудоемкости (норма­тивным заданиям), частичных производственных процессов (рабо­чие места в строительстве, землеройных и монтажных работах и т.д.);

• по нормативам численности (рабочие места в здравохранении, управлении, образовании и т.д.);

• по иным трудовым нормам (рабочие места в сфере культуры: театры, музеи, эстрада, телевидение и т.д.).


Каждое рабочее место учитывается как одно, независимо от то­го. используется оно в одну, две или более смен.

Учету подлежат рабочие места всех категорий работников, дей­ствующие и неиспользуемые, обеспеченные или не обеспеченные рабочей силой на дату проведения учета, а также резервные и учебные. Как рабочие места не учитываются те пространственные зоны, где размещено оборудование общего пользования, за кото­рым нет закрепленных работников; оборудование, находящееся в монтаже или еще не сданное в эксплуатацию; демонстрационные образцы оборудования и т.д.

Учет рабочих мест ведется по специальной ведомости, которая необходима для проведения аттестации рабочих мест, а также для возможных изменений в их перемещении. Рабочие места в ведомо­сти предварительно группируются по квалификационным призна­кам (табл. 13).

Таблица 13 Ведомость по учету рабочих мест

 

 

Наиме­нование профес­сии (должно­сти) Квалификационные признаки рабочего места
катего­рия работ­ников по числу испол­нителей степень подвиж­ности вид произ­водства степень механиза­ции условия труда
Дирек­тор Руково­дитель Индиви­дуальное Стацио­нарное Основное Автомати­зированное Умст­венный
Кассир Служа­щий Индиви­дуальное Стацио­нарное Основное Ручное Умст­венный
11рограм мист Специа­лист Индиви­дуальное Стацио­нарное Основное Автомати­зированное Умст­венный
Шофер Рабочий Индиви­дуальное 1 [о дви яс­ное Вспомо­гательное Механизи­рованное Физи­ческий
Грузчик Рабочий Коллек­тивное Перио­дичное Вспомо­гательное Полумеха­низирован­ное Физи­ческий

Ведомость составляется специалистом (менеджером) по органи­зации труда, за компетентность которой он несет профессиональ­ную ответственность.


Учет рабочих мест является важнейшим звеном деятельности отделов по организации труда, порядок проведения которой осу­ществляется на основе различных нормативных документов (по­становления правительства, министерств, отраслевые документы. внутренние распоряжения организации).

В ходе учета каждое рабочее место оценивается комплексно по трем основным уровням: а) техническому; б) организационному; в) условиям труда и технике безопасности (по итогам специальной аттестации по условиям труда).

В результате каждое рабочее место может быть отнесено к од­ной из трех групп:

• рабочие места, показатели которых полностью отвечают тре­бованиям или превышают их:

• подлежащие рационализации - это тс рабочие м



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 743; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.89.70 (0.015 с.)