Глава 10. Оптимизация условий труда персонала 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 10. Оптимизация условий труда персонала



10.1. Характеристика условий труда

Эффективность рабочего места в значительной степени зависит от соответствующих условий труда.

Условия труда определяются как совокупность факторов произ­водственной среды и трудового процесса, которые оказывают влияние на здоровье и работоспособность человека1.

К факторам производственной (рабочей) среды относят:

физические факторы (температура, влажность, скорость дви­жения воздуха, производственный шум, тепловое излучение, элек­тромагнитное излучение, ионизирующие излучения, ультразвук. инфразвук, вибрация, аэрозоли (пыли), освещение);

химические факторы (получаемые химическим синтезом хи­мические вещества и смеси, ряд веществ биологической природы: антибиотики, витамины, гормоны, ферменты, для контроля кото­рых применяют методы химического анализа);

биологические факторы (микроорганизмы-продуценты, жи­вые клетки и споры, содержащиеся в препаратах, патогенные мик­роорганизмы - возбудители инфекционных заболеваний).

Факторы производственной среды по условиям труда создают соответствующий микроклимат, который в ряде случаев связан с неблагоприятной вредной, а также опасной физической средой (шум, вибрация, высокая или низкая температура, различные виды излучений и т.д.), средой химической и биологической природы. Все факторы производственной среды могут быть замерены или проанализированы на предмет наличия нормы или ее превышения.

К факторам трудового процесса относят тяжесть и напря­женность труда.

Тяжесть труда - это характер физических нагрузок на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма (сер­дечно-сосудистую, дыхательную системы).

Физические нагрузки имеют следующие виды:

Федеральный закон РФ от 17.07.99 N 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации».


физическая динамическая нагрузка (работник в движении под­нимает и перемещает грузы определенной массы и определенного объема);

статическая нагрузка (выполнение на рабочем месте опреде­ленного числа стереотипных рабочих движений по времени и ве­су);

иные физические нагрузки., связанные с видом рабочей позы, степенью наклона корпуса, скоростью перемещений в пространст­ве и т.д.

Напряженность труда - это характер нагрузок на центральную нервную систему, органы чувств, эмоциональную сферу работника. По напряженности труда различают:

интеллектуальные нагрузки;

сенсорные (нагрузка на зрение, голос, слух);

элюциональные нагрузки;

монотонные нагрузки;

режимные нагрузки (по длительности рабочего времени).

10.2. Методики определения класса по условиям труда

По факторам производственной (рабочей) среды и трудового процесса устанавливаются соответствующие классы по условиям труда. Базовым нормативным документом для установления клас­сов по условиям труда может являться «Руководство по гигиениче­ской оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Крите­рии и классификация условий труда» (Руководство Р 2.2.2006-05). В данном документе установлены основные классы следующих условий труда:

• оптимальных:

• допустимых;

• вредных различной степени:

• опасных.

руководство Р 2.2.2006-05. Утверждено Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Главным государственным санитарным врачом Российской Фе­дерации Г.Г. Онищенко 29.07.05 г., дата введения 01.11.05 г.


На основе данной типологии установлены основные классы для условий труда по факторам производственной (рабочей) среды и трудового процесса. Итак, можно выделить четыре основных клас­са по условиям труда:

► 1-й класс - оптимальные условия труда. Это те комфортные
условия, при которых полностью сохраняется здоровье работников
и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня рабо­
тоспособности. Такие условия установлены как для факторов про­
изводственных (физические, химические, биологические), так и для
факторов трудового процесса (тяжесть и напряженность).

►-2-й класс - допустимые условия труда - это уровни факторов производственной среды и трудового процесса, которые соответст­вуют допустимым установленным гигиеническим нормативам для рабочих мест. Допустимые условия труда относят к безопасным, отнимальным условиям.

► 3-й класс - вредные, тяжелые, напряженные условия труда,
где превышены гигиенические нормативы, что оказывает неблаго­
приятное воздействие на организм работника. По степени превы­
шения нормативов и выраженности изменений в организме работ­
ника выделяют четыре степени вредности:

класс 3.1 - это наличие таких отклонений уровней факторов от гигиенических нормативов, которые увеличивают риск поврежде­ния здоровья, вызывают функциональные изменения в организме человека, которые, тем не менее, могут быть восстановлены при длительном (чем к началу- следующей сменьт) прерывания контакта с вредными факторами:

класс 3.2 - это уровни факторов, вызывающие стойкие функ­циональные изменения (без потери профессиональной трудоспо­собности);

класс 3.3 - уровни факторов, которые могут привести к разви­тию профессиональных болезней легкой и средней степени тяже­сти (с потерей профессиональной трудоспособности);

класс 3.4 - такие уровни факторов, при которых могут возни­кать тяжелые формы профессиональных заболеваний (с потерей общей трудоспособности).

► 4-й класс - опасные (экстремальные) условия труда, которые
характеризуются такими уровнями факторов производственной
(рабочей) среды, воздействие которых в течение рабочей смены


(или ее части) создает высокий риск развития острых профессио­нальных поражений в тяжелой форме, а также угрозу для жизни.

При этом для некоторых отдельных факторов производственной среды (вредные вещества химической природы, биологической природы, некоторые факторы физической среды - повышенный шум, вибрация, излучения, ультразвук, температура) классы усло­вий труда могут устанавливаться не с первого класса (оптимальные условия труда), а сразу со второго (допустимые условия труда).

Соответствующие методические разработки позволяют с высо­кой степенью вероятности установить тот класс вредности, опасно­сти, тяжести и напряженности, который относится к данному кон­кретному рабочему месту'.

В руководстве Р 2.2.2006-05 для решения этой важнейшей зада­чи предложены три типа таблиц:

• по факторам производственной (рабочей) среды - норматив­
ные таблицы по различным факторам
(табл. П.3.1-П.3.16 прило­
жения 3):

• по химическому фактору (табл. П.З. I);

• по биологическому фактору (табл. П.З.2);

• по АПФД (табл. П.3.3);

• по виброакустическим факторам (табл. П.З.4);

• по микроклимату (табл. П.3.5-П.3.11)

• по световой среде (табл. П.З.12-П.3.14)

• по неионизирующим электромагнитным полям и излучениям (табл. П.З. 15-П.ЗЛ6).

 

• по факторам тяжести трудового процесса - расчетная табли­ца в соответствующих эргонометрических величинах (табл. П.3.17 приложения 3).

• по факторам напряженности трудового процесса - факторно-балльная таблица (табл. П. 1.2 приложения 1).

Нормативные таблицы определения класса по факторам произ­водственной (рабочей) среды помогают осуществить замеры и ана­лизы:

■ ПДК (предельно допустимые концентрации вредных веществ химического и биологического происхождения):

■ ПДУ (предельно допустимые уровни загрязнения; шума; ло­кальной и общей вибрации; инфра- и ультразвука; действий элек-


тромагнитных полей и электромагнитных излучений оптического диапазона):

■АПФД (аэрозоли преимущественно фиброгенного действия);

■ПН и КПН (пылевая нагрузка и контрольная пылевая нагруз­ка);

■ТНС-индекс (С) (эмпирический интегральный показатель, от­ражающий сочстаннос влияние температуры воздуха, скорости его движения, влажности и теплового облучения на теплообмен чело­века с окружающей средой);

■ТР (температурные режимы);

■ПСС (параметры световой среды по факторам естественного и искусственного освещения);

По итогам лабораторных замеров в соответствии с нормативны­ми таблицами определяется либо норма, либо степень ее превыше­ния, после чего устанавливается соответствующий класс по факто­рам производственной (рабочей) среды.

Основу методики определения класса по тяжести трудового процесса, предложенную в расчетной табл. П.3.17. составляет пе­речень семи важнейших показателей тяжести трудового процес­са:

о физическая динамическая нагрузка за смену;

0 масса поднимаемого и перемещаемого груза вручную;

° стереотипные рабочие движения (количество за смену);

° статическая нагрузка за смену при удержании груза;

0 рабочая поза;

° наклоны корпуса:

0 перемещения в пространстве, обусловленные технологическим процессом.

Каждый из перечисленных показателей должен быть количест­венно измерен и выражен в соответствующих эргономических еди­ницах.

Физическая динамическая нагрузка выражается в единицах внешней механической работы за смену (кг х м), т.е. определяется масса груза, перемещаемого вручную в каждой операции и путь перемещения этого груза в метрах. Если работник (мужчина) при региональной нагрузке (с преимущественным участием мышц рук и плечевого пояса) за смену перемещает груз на расстояние до 7000 кгм, то его нагрузка относится к тяжелому труду (3.1). Для


женщины норма, характеризующая тяжелый труд (3.1) составляет меньшую (до 4000 кгм) нагрузку.

Масса поднимаемого и перемещаемого груза вручную измеряет­ся в килограммах, его взвешивают либо на товарных весах, либо определяют по накладным документам, регистрируя при этом только максимальную величину. Для определения суммарной мас­сы груза, перемещаемого в течение каждого часа смены, суммиру­ется вес всех грузов и умножается на число подъемов или переме­щений.

При измерении стереотипных рабочих движений необходимо подсчитать общее количество рабочих (однократных элементарных перемещений рук из одного положения в другое) движений за сме­ну. Стереотипные рабочие движения в зависимости от амплитуды движений и участвующей в выполнении движения мышечной мас­сы делятся на локальные и региональные. Локальные (движения рук, пальцев рук), как правило, выполняются в быстром темпе (60-250 движений в минуту). Например, подсчитано, что оператор вво­да данных в персональный компьютер печатает за смену 20 листов, количество знаков на каждом составляет 2720, отсюда легко под­считать, что за смену выполняется около 55 000 движений. По со­ответствующей норме расчетной таблицы определяем, что это тя­желый труд первой степени.

Региональные рабочие движения - это движения большой ам­плитуды (участие помимо кистей рук плечевого сустава), поэтому выполняются они в более медленном темпе. Предположим, что ма­ляр выполняет около 80 движений большой амплитуды в минуту. Его основная работа за смену занимает 65 % времени (312 мин). Следовательно, количество движений за смену составляет 24 960 (312x80), что по расчетной таблице соответствует классу 3.1 (тяже­лый 1-й степени).

Статическая нагрузка (за смену) выражается в кгс и связана с удержанием груза в течение определенного времени. Ее рассчиты­вают путем перемножения величины удерживаемого усилия и вре­мени его удерживания. Время удерживания определяется на осно­вании хронометрических измерений (по фотографии рабочего дня), а вес груза путем взвешивания. Например, маляр (женщина) при окраске промышленных изделий удерживает в руке краскопульт весом 1,8 кгс, в течение 80 % рабочего времени (23 040 с). Величи-


на статической нагрузки будет составлять 1,8 кгс х 23040 с, т. е. 41427 кгс ■ с. По расчетной табл. П.3.17 определяем, что по данно­му показателю работа относится к классу 3.1.

По показателю «Рабочая поза» соответствующий вид рабочей позы (свободная с возможностью смены положения; фиксирован­ная; неудобная в течение разных периодов времени) можно опре­делить визуально. По объему рабочего времени, выраженного в процентах, в течение которого работник находится в положении той или иной рабочей позы, определяется класс по данному показа­телю. Например, врач-лаборант около 40 % рабочего времени за смену проводит в фиксированной позе (работает с микроскопом). то по этому показателю, согласно расчетной таблицы, работу врача следует относить к классу 3.1.

Наклоны корпуса определяется путем их прямого подсчета или определением их количества за одну операцию и умножения на число операций за смену. При расчете этого показателя необходи­мо учитывать также глубину наклона. Если наклон корпуса более 30°, то он считается уже глубоким. Например, для того, чтобы взять детали из контейнера, стоящего на полу, работница совершает за смену до 200 глубоких наклонов (более 30°). Согласно расчет­ной таблицы, эту работу по данному показателю относят к клас­су 3.1.

Перемещения в пространстве, обусловленные технологическим npoifecco.M, определяется самым простым способом - с помощью шагомера, который закрепляется на поясе или кладется в карман работника, чтобы определить величиНу количества шагов за смену, которая умножается на длину шага (мужской - 0.6, женский -0,5 м). По полученному результату определяют соответствующий класс по данному показателю.

В итоге выводят общую оценку тяжести трудового процесса, рассчитывая все семь показателей. Окончательная оценка тяжести трудового процесса устанавливается по показателю, отнесенному к наибольшей степени тяжести. Если среди показателей имеются два и более показателей класса 3.1 и 3.2. то общая оценка устанав­ливается на одну степень выше.


Самый трудоемкий процесс по определению классности связан с методикой оценкой напряженности труда1, которую можно от­нести к методам аналитической оценки должностных обязанно­стей. Методика, предложенная в факторно-балльной таблице, ос­нована на выявлении относительной значимости или объема того или иного вида работы на основе анализа уровня или степени при­сутствия в должностных обязанностях определенных факторов или элементов, которые измеряются в соответствующих баллах. Здесь, как правило, используется либо метод хронометрических наблюде­ний в динамике всего рабочего дня на протяжении не менее одной недели, либо визуально, что зависит от профессионализма специа­листов по оценке персонала.

Все факторы (показатели) трудового процесса по напряженно­сти труда сгруппированы по следующим видам нагрузок:

интеллектуальные;

сенсорные;

эмоциональные;

монотонные;

режимные.

Каждый вид нагрузок по показателям напряженности труда имеет либо качественное, либо количественное выражение.

Например, интеллектуальные и эмоциональные нагрузки обла­дают качественным различием, они могут отличаться по степени сложности выполнения задач, по характеру и содержанию работы, по степени ответственности и риска. Если решение простых задач не требует рассуждения, имеет известную последовательность дей­ствий, необходимость использования инструкций, не требует взя­тия ответственности, то решение сложных задач требует анализа, необходимости их планирования, постановки общих целей, приня­тия ответственности за результат собственной деятельности, за безопасность других лиц. предполагают определенную меру риска. Например, в задачу лаборанта химического анализа входят опера­ции отбора проб, приготовления реактивов, количественной оценки содержания анализируемых веществ, которые осуществляются по

В Руководстве предложена факторно-балльная (табл. П. 1.2). которая предназначена для определения классов условий труда по показателям напряженности трудового процесса (приведена в приложении I).


четким инструкциям. Данные простые задачи могут быть отнесены к допустимому 2-му классу. Работа инженера-химика носит совер­шенно иной характер. Он планирует задачу, выбирает методы ана­лиза, определяет последовательность действий, анализирует полу­ченные результаты, берет на себя ответственность за результаты работы. Эту работу следует относить к решению сложных задач класса 3.1.

Сенсорные нагрузки,.монотонные нагрузки, режим работы оп­ределяются с помощью количественных величин. Сюда относится измерение длительности сосредоточенного наблюдения, плотности сигналов (световых, звуковых) и сообщений в среднем за I ч рабо­ты, числа производственных объектов одновременного наблюде­ния, нагрузок на слуховой и голосовой аппарат, многократности повторяемых операций, времени активных действий, времени пас­сивного наблюдения, фактической продолжительности рабочего дня, выраженных либо в процентах, либо в абсолютных единицах.

Всего по пяти видам нагрузок по показателям напряженности труда насчитывается 23 позиции, каждая из которых анализируется отдельно, и затем выводится общая оценка по определенной мето­дике.

И, наконец, последним этапом определения класса по условиям труда является составление итоговой таблицы по всем факторам производственной среды, тяжести и напряженности труда, где вы­водится итоговый класс по условиям труда.

10.3. Организация аттестации рабочих мест по условиям труда

Базовым документом по проведению аттестации является меж­отраслевое положение о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, принятое Постановлением Минтруда № 12 от 14 марта 1997 г.

Согласно данному документу аттестация рабочих мест по усло­виям труда включает три аспекта:

■оценку существующих условий труда и характера труда:

■оценку травмобезопасности рабочих мест;

■учет обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты.


Сроки проведения аттестации устанавливаются организацией, но не реже одного раза в пять лет с момента проведения последних измерений.

Обязательной переаттестации подлежат рабочие места:

• после замены производственного оборудования;

• после происшедших изменений в технологическом процессе;

• после происшедшей замены средств коллективной защиты;

• в случае поступления сигналов о нарушениях при проведении аттестации рабочих мест и Госэкспертиза требует провести по­вторную аттестацию рабочих мест.

Работа по организации аттестации предполагает два этапа:

• подготовку к проведению аттестации;

• проведение самой аттестации. На первом этапе:

• составляется перечень рабочих мест;

 

• выявляется комплекс опасных и вредных факторов производ­ственной среды на данном предприятии, которые подлежат инст­рументальной оценке с целью определения фактических значений их параметров;

• издается приказ о создании аттестационной комиссии, где оп­ределяется порядок избрания председателя и членов комиссии, а также ответственного за составлении, ведение и хранение докумен­тации по аттестации рабочих мест по условиям труда:

• определяются сроки и график проведения работ по аттестации рабочих мест; сроки проведения аттестации устанавливаются орга­низацией, но не реже одного раза в пять лет с момента проведения последних измерений;

• на каждое рабочее место составляется карта аттестации по условиям труда.

На втором этапе проводятся инструментальные и лабораторные исследования всех имеющихся опасных и вредных производствен­ных факторов (физических, химических, биологических), тяжести и напряженности труда.

Полученные замеры оформляются соответствующими протоко­лами по общепринятым формам.

Оценка траемобезопасиости рабочих мест занимает особое ме­сто при аттестации.

Объектами для данной оценки выступают:


■производственное ооорудование;

■приспособления и инструменты;

■обеспеченность средствами обучения и инструктажа на рабо­чих местах.

По результатам оценки травмобезопасности составляется про­токол, где указывается, по каким нормам, правилам и стандартам не соответствует оцениваемое рабочее место, а краткие выводы результатов оценки травмобезопасности вносятся в карту аттеста­ции рабочих мест по условиям труда.

При оценке обеспеченности работников средствами индивиду­альной защиты проверяются их наличие и качество, а сертификаты соответствия сопоставляются с типовыми отраслевыми нормами. Далее оценка оформляется в виде протокола по соответствующей форме.

В итоге выводится оценка фактического состояния условий тру­да на рабочих местах:

•по степени вредности и опасности, тяжести и напряженности;

•по степени травмобезопасности;

•обеспеченности работников средствами индивидуальной за­щиты.

По итогам аттестации определяются три группы рабочих мест:

► аттестованные рабочие места;

► условно аттестованные рабочие места;

► не аттестованные рабочие места.

Затем уточняется перечень профессий и работ, за выполнение которых по действующему законодательству предоставляются льготы и компенсации (дополнительные отпуска, сокращенный рабочий день, пенсии на льготных условиях, бесплатное питание и т.д.). Данный список профессий и работ, а также перечень видов компенсаций должны быть отражены в Коллективном договоре конкретного предприятия.

По итогам аттестации составляется план мероприятий по улуч­шению и оздоровлению условий труда, особенно для той группы рабочих мест, где рабочая среда не удовлетворяет основным гигие­ническим критериям, требует рационализации и оптимизации, ос­нащения более современным производственным оборудованием.

И, наконец, важнейшей составляющей плана мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда является совокупность мероприятий по совершенствованию охраны труда.


Вопросы для самоконтроля

1. Что включается в понятие условий труда?

2. Как можно измерить физические, химические, биологические условия производственной среды?

3. Что такое тяжесть труда и как ее измерить?

4. В чем просматривается трудность измерения напряженности труда?

5. Сформулируйте цели и задачи определения класса по видам занятий.

6. В чем сущность аттестации рабочих мест по условиям труда?

7. Как организуется аттестация рабочих мест по условиям тру-да? *



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 752; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.149.242 (0.08 с.)