Региональные особенности состояния охраны и гигиены труда в мире 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Региональные особенности состояния охраны и гигиены труда в мире



Региональные особенности состояния охраны и гигиены труда в мире

Как отмечалось, вследствие негативного воздействия производственных факторов на работников, мировое сообщество несет значительные социально-экономические потери - 2,2 миллиона смертельных исходов и 3-4% валового внутреннего продукта (ВВП) или 1,25 млрд. долларов США в год. Это средние мировые показатели, указывающие, сколько мир платит за неблагоприятные и опасные условия труда.

Экономические потери развивающихся стран по причине заболеваний, несчастных случаев и смертей, связанных с профессиональной деятельностью еще больше и достигают 10% ВВП.

Кроме выплат компенсаций государства несут и другие расходы, связанные с несчастными случаями и заболеваниями на производстве: ранний уход на пенсию; более частое отсутствие работника на работе; простои и недоиспользование дорогостоящего оборудования; неблагоприятный психологический климат в коллективе и, как результат, снижение производительности труда; потеря квалифицированного персонала, рост затрат на его обучение и др.

Анализ смертности в результате несчастных случаев на производстве и болезней в связи с трудовой деятельностью показывает о наличии определенных проблем, характерных для отдельных регионов мира. Так, в странах с рыночной экономикой основной проблемой являются раковые заболевания, обусловленные условиями труда. Число случаев заболеваний раком вследствие производственных факторов также велико в Китае, что связано с широким применением асбеста и пассивным курением на работе. Больше всего несчастных случаев отмечается в странах Остальной Азии.

Сердечно-сосудистые заболевания особенно широко распространены в странах СНГ, а также в странах Ближневосточного региона. Индия и страны Африки, расположенные южнее Сахары, страдают, в основном, от инфекционных заболеваний, связанных с трудовой деятельностью. В странах Латинской Америки и Карибского бассейна распространены все основные болезни, а ведущее место среди них принадлежит раковым и сердечно-сосудистым заболеваниям.

Количество несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний распределяются по всем регионам мира неравномерно. Смертность на производстве в одних регионах существенно выше по сравнению с другими регионами. Анализ по отдельным странам показывает еще большую разницу. В некоторых странах Европы уровень смертности от несчастных случаев на производстве в два раза выше, чем в других странах. В некоторых странах Ближнего Востока и Азии уровень смертности в четыре раза выше, чем в наиболее благоприятных промышленно развитых странах.

Если в индустриально развитых странах показатели смертности, несчастных случаев и заболеваний вследствие производственных факторов из года в год снижаются, то в развивающихся странах и некоторых других, достигших определенного уровня промышленного развития, эти показатели остаются неизменными или даже растут.

По данным МОТ, в странах, проводивших индустриализацию своих экономик, кривая роста производственного травматизма сначала идет вверх, переходя впоследствии в горизонтальную линию. Затем положение постепенно меняется к лучшему, как результат проведения политики и профилактических мер сокращения рисков и структурной переориентации экономики на сферу услуг. Быстрый рост числа несчастных случаев в ходе индустриализации частично объясняется улучшением системы регистрации несчастных случаев и деятельности таких структур как правовая поддержка, выплата компенсаций, инспекция труда и др.Одним из факторов, усугубляющих как отрицательное, так и положительное их воздействие на жизнь и здоровье производственного персонала является глобализация экономической деятельности и такие аспекты, как растущий объем мировой торговли, распространение новых технологий и др. По мере того, как продолжается процесс взаимного слияния транснациональных компаний и их превращение в глобальные экономические конгломераты, выступающие ядром глобальной экономики, на местном уровне движущим механизмом экономической деятельности и наиболее крупным источником занятости во всех без исключения странах продолжают оставаться малые и средние предприятия, на которых опасные условия труда и риски распространены в большей степени, чем на крупных ввиду ограниченности имеющихся у них средств и технической возможности. В развивающихся странах состояние охраны и гигиены труда на большинстве таких предприятий значительно хуже из-за недостаточной правовой регламентации, а их соблюдение не контролируется инспекционными службами.

Правовое регулирование охраны труда в РБ.

Белорусское законодательство об охране труда основывается на Конституции и непосредственно регулируется Законом «Об охране труда», Трудовым кодексом, Гражданским кодексом и другими нормативными правовыми актами, в том числе техническими нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в области охраны труда.

Права граждан на здоровые и безопасные условия труда гарантированы ст.ст. 41, 45,47 Конституции. Данный принцип предполагает наличие на каждом предприятии технику безопасности, производственную санитарию, гигиену труда и др. Определены гарантии социального обеспечения в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца.

В системе источников права, регулирующих вопросы охраны труда, после Конституции важное место занимает Трудовой Кодекс. Он содержит отдельную главу, посвященную охране труда. Предусмотренные в ней нормы устанавливают высокие требования к условиям труда, закрепляют права и гарантии работников на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, закрепляет ответственность нанимателей за невыполнение этих требований.

Специальным нормативным документом в области охраны труда является принятый 23.06.2008 г. Закон «Об охране труда»[15]. Он детально регламентирует организацию по охране труда

Правовые предписания по охране труда также содержатся в следующих Законах Республики Беларусь: «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» [11], устанавливающем санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда, регламентирующем обязательные медицинские осмотры и предусматривающем ответственность за нарушение санитарного законодательства; «О пожарной безопасности» [7], определяющем основы обеспечения пожарной безопасности в республике «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» [9].

В регулировании порядка и способов охраны труда определенную роль играет законодательство о социальном обеспечении. Так, в Республике Беларусь приняты Законы: «Об основах государственного социального страхования» [14], «О социальной защите инвалидов» [12], «О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов» [8]. Социальное обеспечение предоставляется за счет образуемых государством специальных фондов и, прежде всего, Фонда социальной защиты населения [16]

Принципиально новые подходы в регулировании возмещения производственного вреда заложены в Указе Президента Республики Беларусь № 530, который утвердил Положение о страховой деятельности в Республике Беларусь [13]. Глава 14 Положения определила порядок и условия проведения обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

Значительное количество норм, касающихся охраны труда, изложено в постановлениях Правительства Республики Беларусь, таких как: «О расследовании и учете несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» [10], «О мерах по обеспечению охраны труда и соблюдению законодательства о труде на предприятиях и в организациях республики» [5], «О государственных нормативных требованиях охраны труда в Республике Беларусь» [4] и других.

К правовым актам, которые содержат государственные нормативные требования по охране труда, относятся: межотраслевые правила по охране труда; межотраслевые типовые инструкции по охране труда; отраслевые правила по охране труда; типовые инструкции по охране труда; государственные стандарты системы стандартов безопасности труда; строительные нормы и правила; своды правил по проектированию и строительству; государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы; гигиенические нормативы; санитарные правила и нормы; санитарные нормы.


 

Обучение, инструктаж и проверка знаний работников по вопросам охраны труда являются важными элементами системы мер по предупреждению аварий и травматизма на производстве, обеспечению конституционного права граждан на здоровые и безопасные условия труда и носят непрерывный многоуровневый характер.

Изучение основ и обучение охране труда проводится на всех стадиях образования в учебных, воспитательных и образовательных учреждениях с целью формирования у подрастающего поколения ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.

Обучение и проверка знаний рабочих по охране труда проводится при подготовке и переподготовке по профессиям, а также при повышении квалификации. Сроки обучения при профессиональной подготовке рабочих определяются квалификационными характеристиками и учебными планами.

Обучение профессиям рабочих, занятых на работах с повышенной опасностью, завершается квалификационным экзаменом и экзаменом по охране труда. Кроме того, они допускаются к самостоятельной работе после прохождения стажировки и проверки знаний по вопросам охраны труда. Руководитель утверждает перечень профессий рабочих, которые обязаны проходить стажировку, и устанавливает ее продолжительность (не менее двух рабочих дней) в зависимости от квалификации и видов выполняемых работ. Во время стажировки рабочие выполняют работу под руководством назначенных приказом (распоряжением) руководителя организации мастеров, бригадиров и высококвалифицированных рабочих, имеющих стаж практической работы по данной профессии или виду работ не менее трех лет. За руководителем стажировки может быть закреплено не более двух рабочих. Руководители стажировки и рабочие, проходящие стажировку, должны быть ознакомлены с приказом (распоряжением) о прохождении стажировки.

Заключение последнего может быть обжаловано в порядке подчиненности у начальника межрайонного отдела, главного государственного инспектора труда области или города Минска, Республики Беларусь (лиц, исполняющих их обязанности), после чего - в суде.

Установление необходимости соблюдения порядка предварительного внесудебного разрешения дела как обязательного условия реализации конституционного права на обращение за судебной защитой возможно лишь на уровне законодательных актов.

В связи с этим Конституционный Суд пришел к выводу: реализуя полномочие устанавливать порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, белорусское правительство было не вправе осуществлять правовое регулирование вопросов судопроизводства, включая установление условий реализации конституционного права на обращение за судебной защитой.

Регламентация в подзаконном акте вопросов, которые должны регулироваться на уровне законодательных актов, привело к неоднозначному пониманию и различному применению на практике правовых норм, определяющих порядок разрешения споров, связанных с расследованием несчастных случаев на производстве.

В связи с этим Конституционный суд предложил Совмину обеспечить согласование правил расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с нормами ТК и иных законодательных актов Беларуси в части правового регулирования порядка разрешения споров, связанных с расследованием несчастных случаев на производстве.


 

В комплексе мер по недопущению неблагоприятного воздействия на организм работников вредных и опасных факторов производственной среды важна роль превентивных мероприятий. Средства коллективной и индивидуальной защиты работников применяются в целях предупреждения, а при необходимости устранения аварийных ситуаций и работе в экстремальных условиях. Заболеваемость и травматизм на производстве во многом обусловлены недостаточным обеспечением и низкой эффективностью средств коллективной и индивидуальной защиты.

Работник должен уметь принять первичные меры в случае нештатной ситуации по ее ликвидации до прибытия соответствующих частей и формирований, т.е. минимизировать возможные последствия, в том числе для населения и окружающей среды.

СИЗ служат для защиты конкретного работника от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, используются им при работе. Средства коллективной защиты предназначены для защиты двух и более работников от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов. Как правило, средство коллективной защиты конструктивно и (или) функционально связано с производственными оборудованием, процессом, помещением (зданием) или площадкой.

СИЗ в зависимости от назначения подразделяются на классы в соответствии с ГОСТ 12.4.011­89 «ССБТ. Средства защиты работающих. Общие требования и классификация», утвержденным постановлением Государственного комитета СССР по управлению качеством продукции и стандартам от 27 октября 1989 г. № 3222. Они включают в себя:

-костюмы изолирующие;-средства защиты органов дыхания;

-одежду специальную защитную;-средства защиты ног;-средства защиты рук;-средства защиты головы;-средства защиты лица;

средства защиты глаз;

-средства защиты органов слуха;

-средства защиты от падения с высоты и другие предохранительные средства;-средства дерматологические защитные;-средства защиты комплексные.

Порядок использования СИЗ устанавливает, что наниматель обязан выполнять следующие требования:

-не допускать выполнения работ без применения работниками необходимых СИЗ;

-организовать надлежащий уход за СИЗ (своевременно осуществлять химчистку, стирку, ремонт, дегазацию, дезактивацию, обезвреживание и обеспыливание);

-заменять или отремонтировать СИЗ, пришедшие в негодность до истечения установленного срока носки по причинам, не зависящим от работников (на основании акта);

-обеспечивать регулярное испытание и проверку исправности СИЗ в соответствии с установленными сроками, замену отдельных элементов СИЗ (фильтров, стекол и т.п.);

-проводить при необходимости тренировку работников по применению СИЗ.

В соответствии с Правилами обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, утвержденными постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 28 мая 1999 г. № 67, СИЗ выдаются работникам тех профессий и должностей, которые предусмотрены в соответствующих производствах, цехах, на участках и видах работ Типовыми нормами бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты работникам общих профессий и должностей для всех отраслей экономики[1] или же соответствующими отраслевыми нормами. Наниматель за счет собственных средств может предусматривать по коллективному договору, трудовому договору выдачу работникам СИЗ сверх установленных норм.

В тех случаях, когда такие СИЗ, как предохранительный пояс, диэлектрические галоши и перчатки, защитные очки и щитки, респиратор, противогаз, защитный шлем и т.п. не указаны в Типовых или отраслевых нормах, они могут быть выданы работникам нанимателем в зависимости от характера выполняемых работ на основании требований нормативных правовых актов по охране труда (правил, стандартов) и включаются в коллективные договоры и соглашения.

Сроки носки СИЗ установлены в календарных днях и исчисляются со дня фактической выдачи их работникам. При этом в сроки носки специальной одежды и специальной обуви от пониженных температур включается и время ее хранения в теплое время года.

СИЗ являются собственностью нанимателя и подлежат возврату при увольнении работника до окончания сроков носки, а также при переводе в той же организации на другую работу, для которой выданные средства индивидуальной защиты не предусмотрены нормами.

На работах, связанных с загрязнением кожных покровов, работники бесплатно обеспечиваются смывающими и обезвреживающими средствами в соответствии с Правилами обеспечения работников смывающими и обезвреживающими средствами, утвержденными постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 27 апреля 2000 г. № 70. В соответствии с данными Правилами, исходя из характера и видов работ, наниматель устанавливает по согласованию с профсоюзом (уполномоченным работниками представительным органом) перечни профессий и должностей работников, которые обеспечиваются данными средствами, с указанием их вида и наименования (по консультации с территориальными органами санитарного надзора).


 

Дополнительно, частью 2 ст. 15 Закона вводится положение о том, что запрет на привлечение женщин к выполнению работ, связанных с подъемом и перемещением тяжестей вручную, масса которых превышает установленные для них предельные нормы, не действует, если иное установлено законодательными актами

Статьей 22 Закона юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям предоставлено право на договорной основе оказывать услуги в области охраны труда иным нанимателям. Это могут быть услуги по осуществлению функций специалиста по охране труда и проведению аттестации рабочих мест по условиям труда. Договор об оказании услуг должен содержать конкретный перечень.

С введением статьи 18 Закона работодателю (нанимателю) предоставляется право освидетельствования работающих (работников организации и лиц, выполняющих работы по гражданско-правовым договорам) на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения с применением соответствующих приборов и другого оборудования.

Для реализации права работающих на охрану труда государство осуществляет государственное управление в области охраны труда, контроль (надзор) за соблюдением законодательства об охране труда и устанавливает ответственность за нарушение законодательства об охране труда.

Охрана труда женщин

Запрещается привлечение женщин к выполнению тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, а также подземных работ, кроме некоторых подземных работ (нефизических работ или работ по санитарному и бытовому обслуживанию).

Запрещается привлечение женщин к выполнению работ, связанных с подъемом и перемещением тяжестей вручную, превышающих установленные для них предельные нормы, если иное не установлено законодательными актами.

Список тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых запрещается привлечение к труду женщин, утверждается Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь.

Предельные нормы подъема и перемещения тяжестей женщинами вручную устанавливаются Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

Перечень легких видов работ, которые могут выполнять лица в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, а также список работ, на которых запрещается привлечение к труду лиц моложе восемнадцати лет, утверждаются Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь.

Запрещаются подъем и перемещение несовершеннолетними тяжестей вручную, превышающих установленные для них предельные нормы, если иное не установлено законодательными актами. Предельные нормы подъема и перемещения несовершеннолетними тяжестей вручную устанавливаются Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

Запрещается привлекать работников моложе восемнадцати лет к ночным и сверхурочным работам, работам в государственные праздники и праздничные дни, установленные и объявленные Президентом Республики Беларусь нерабочими, работам в выходные дни, если иное не установлено законодательными актами.


 

Создание благоприятных условий труда является одной из важнейших государственных задач. Научно-технический прогресс существенным образом влияет не только на характер и условия труда, но и на облик современного человека. Постоянно уменьшается число трудящихся, занятых тяжелым физическим и неквалифицированным трудом.

В Республике Беларусь осуществлены и осуществляются крупные социально-экономические мероприятия, такие как перевод рабочих и служащих на семичасовой рабочий день, введение пятидневной рабочей недели, увеличение продолжительности отпусков (в особенности это касается работающих женщин), увеличение размеров минимальной заработной платы, введение льгот для некоторых профессий и др. Особое внимание уделяется работающим инвалидам, пенсионерам и подросткам.

В понятие охраны труда входят трудовое законодательство, производственная санитария и техника безопасности. Трудовое законодательство - правовые и организационные мероприятия, определяющие трудовые взаимоотношения на производстве режим рабочего времени и отдыха, условия труда женщин и подростков, порядок приема на работу, увольнения и др.

Производственная санитария предусматривает осуществление санитарно-гигиенических норм и положений, оборудование бытовых помещений на предприятиях, борьбу с шумом, вибрацией, загрязненностью, запыленностью, высокой температурой на рабочих местах и в производственных помещениях.

В прямой связи с охраной труда и техникой безопасности находится противопожарная безопасность. Противопожарная профилактика включает комплекс мероприятий, исправленных на предупреждение и ликвидацию пожаров и обеспечивающих защиту людей и материальных ценностей от огня.

Во всех отраслях народного хозяйства - на фабриках и заводах, предприятиях и учреждениях разрабатываются и реализуются комплексные планы улучшения условий, охраны труда и санитарно-оздоровительных мероприятий. Внедрятся паспортизация санитарно-гигиенических условий труда на объектах работ, являющаяся основой комплексного планирования и организации работ по улучшению охраны труда на производстве. В стране ежегодно на мероприятия по улучшение условий и охраны труда, обеспечению трудящихся спецодеждой, спецобувью, средствами индивидуальной защиты расходуются значительные средства. Особое внимание обращается на реконструкцию действующих предприятий, комплексное решение вопросов улучшения организации труда и производства, защиту окружающей среды. Немаловажное значение придается соблюдению требований охраны труда, эргономическому подходу при конструировании и изготовлении машин, механизмов и аппаратуры, организации производства.

Непрерывно увеличивается производство машин и механизмов, приборов и аппаратуры, предназначенных для улучшения условий труда, механизации и полного устранения тяжелых и трудоемких операций, автоматизации производственных процессов, средств для контроля санитарно-гигиенических параметров производственной среды; расширяется номенклатура и улучшается качество спецодежды, средств индивидуальной защиты, предохранительных устройств и приспособлений.

Техническое перевооружение народного хозяйства наряду с проведением комплекса организационных, экономически социальных и правовых мер, внедрением новейших средств технической безопасности и производственной санитарии, улучшением санитарно-бытового и медицинского обслуживания работающих позволили добиться неуклонного снижения производственного травматизма и уровня профессиональных заболеваний. В последние годы полностью ликвидирован ряд тяжелых профессиональных заболеваний, значительно сократилась профессиональная инвалидность. Большое внимание правительство РБ уделяет улучшению медицинского обслуживания работающих, расширению и развитию сети санаториев, домов отдыха, профилакториев.

Правительство Республики Беларусь постоянно проводит большую работу по охране и улучшению здоровья трудящихся. В планах развития народного хозяйства одной из важнейших задач является обеспечение дальнейшего улучшения условий труда и оснащение всех производств безопасной техникой и современными средствами защиты. В Конституции РБ, в основах законодательства РБ о труде установлено, что охрана здоровья трудящихся на производстве - одна из главных задач государства, а право трудящихся на охрану здоровья обеспечивается постоянным развитием и совершенствованием техники безопасности и производственной санитарии.

Основой постоянного улучшения условий и безопасности труда является комплексная механизация и автоматизация всех видов работ, систематическое улучшение организации труда, постоянный рост квалификации трудящихся.

Каждый учащийся должен овладеть методами безопасного труда, что является важнейшим условием обеспечения безаварийной работы на производстве. Поэтому в программах профессиональной подготовки студентов основных геологических специальностей курсу «Охрана труда и техника безопасности» уделяется исключительно большое внимание. В современных условиях высококвалифицированным рабочим может стать только тот, кто приобретет глубокие знания, но технике и технологии того или иного вида работ. В то же время в основе знаний правил безопасности и производственной санитарии лежат знания основных профессиональных дисциплин.

Охрана труда и техника безопасности в геологических организациях имеют исключительно большое значение в силу специфики геологоразведочных работ. Эти работы большей частью проводятся в отдаленных малообжитых районах, оторванных от культурных и промышленных центров. Практически всем видам геологоразведочных работ присуще производство их в сложных природно-климатических условиях. Особые требования к работникам геологических организаций предъявляются в полевых условиях, так как наряду со знаниями безопасного ведения работ они должны владеть методами ориентации на местности, способами переправ через водные преграды, обращения с огнестрельным оружием, верховой езды и др.

Постоянное развитие геологоразведочного производства требует систематического совершенствования организации работ по технике безопасности. В ряде учреждений республики созданы и работают специализированные лаборатории по технике безопасности, которые изучают особенности различных видов геологоразведочных работ и разрабатывают новые, более совершенные средства защиты, нормативные и учебные пособия по технике безопасности.


 

Ведомственный контроль осуществляют республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы в порядке, предусмотренном законодательством.


 

Экономическое значение охраны труда определяется эффективностью мероприятий по улучшению условий и повышению безопасности труда и является экономическим выражением социального значения охраны труда. Экономическое значение охраны труда определяется результатами изменения социальных показателей вследствие действия нижеперечисленных факторов.

^ Повышение производительности труда, а следовательно и экономических результатов деятельности предприятия за счет создания комфортных условий для трудовой деятельности, например, путем обеспечения оптимальных параметров микроклимата, освещения и световой среды, учета психофизиологических и эргономических особенностей труда, формирования оптимальных режимов труда и отдыха, проведения лечебно-профилактических мероприятий.

^ Увеличение фонда рабочего времени за счет сокращения времени неявки на работу из-за травм и заболеваний. Следует обратить внимание на то, что условия труда существенно влияют не только на профессиональную заболеваемость, но и на возникновение и длительность общих заболеваний.

^ Экономия расходов на льготы и компенсации за работу в неблагоприятных условиях труда. Такие льготы и компенсации, как сокращенный рабочий день и дополнительный отпуск, связаны со значительными трудовыми потерями и сопровождаются выплатами больших денежных сумм за фактически не отработанное время. Такие разновидности льгот и компенсаций, как повышенные тарифные ставки, льготные пенсии, лечебно-профилактическое питание, бесплатная выдача молока, также требуют больших денежных средств. Создание условий, соответствующих допустимым нормативным требованиям, позволяет частично или полностью сократить эти расходы.

^ Снижение затрат из-за текучести кадров по условиям труда. Тяжелый труд, неблагоприятные санитарно-гигиенические условия труда, монотонность работы и т. п. являются немаловажной причиной увольнения работников по собственному желанию. Текучесть рабочей силы наносит существенный экономический ущерб предприятию, так как требуются затраты денежных средств на процесс увольнения-найма, процесс обучения и стажировки вновь поступившего на работу. При этом до приобретения необходимого опыта и навыков производительность труда вновь поступившего на работу невелика.

^ Экономический механизм управления охраной труда заключается в следующем:

планирование и финансирование мероприятий по охране труда;

обеспечение экономической заинтересованности работодателя в улучшении условий труда и внедрение более совершенных средств охраны труда;

обеспечение экономической ответственности работодателя за опасные, вредные и тяжелые условия труда; за выпуск и сбыт продукции, не отвечающей требованиям охраны труда; за вред, причиненный работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей;

Предоставление работникам компенсаций и льгот за тяжелые работы и работы с вредными и опасными условиями труда, которые неустранимы при современном техническом уровне производства и организации труда.


 

Коэффициент частоты травматизма KЧ представляет собой количество несчастных случаев, приходящихся на 1000 работающих за определенный период. Коэффициент тяжести KТ представляет собой усредненное количество дней нетрудоспособности по одному больничному листу за рассматриваемый период. Коэффициент частоты несчастных случаев со смертельным исходом представляет собой количество несчастных случаев со смертельным исходом, приходящихся на 1000 работающих. Для обобщения данных производственного травматизма используют коэффициент условных трудовых потерь. Для оценки сокращения производственного травматизма используют показатель экономии трудовых потерь.

Оценка экономического эффекта от мероприятий по улучшению охраны труда осуществляется сопоставлением затрат на мероприятия по улучшению охраны труда S и материальных последствий от производственного травматизма Z.

Затраты на охрану труда S отражают активную деятельность коллектива предприятия и его руководства по созданию безопасных условий работы. Они включают затраты на устройство и приспособления для временного закрепления и монтажа конструкций или части сооружения, средства защиты для обеспечения безопасности работ, выполняемых на высоте; приспособления и устройства для защиты работников от опасных производственных факторов; индивидуальные средства защиты; затраты на заработную плату работников службы охраны труда.

Затраты на обучение безопасным методам труда, на оплату больничных листов, на выплату единовременных пособий, на компенсацию длительных расходов, связанных с несчастным случаем, а также на заработную плату работников службы охраны труда определяют на основании бухгалтерской отчетности организации.

Прочие расходы.

К материальным расходам можно отнести:

-затраты на приобретение спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты.

В состав расходов на оплату труда входят:

-начисления к тарифным ставкам, должностным окладам, сдельным расценкам компенсирующего характера, связанным с условиями труда, в том числе за работу в тяжелых, вредных, особо вредных условиях труда;

-расходы на оплату дополнительного отпуска и сокращенного рабочего дня.

Прочие расходы или другие в области охраны труда это:

-обеспечение нормальных условий и охраны труда;

-сертификация работ по охране труда;

-аттестация рабочих мест по условиям труда;

-оплата консультативных и иных аналогичных услуг касающихся вопросов охраны труда;

-лечение профессиональных заболеваний работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда;

-оплата услуг по управлению охраной труда в организации;

-на подготовку и переподготовку персонала по охране труда;

-оплата учреждениям здравоохранения услуг, оказываемых работникам, в том числе проведение предварительных и периодических медицинских осмотров;

-лечебно-профилактическое питание, молоко и другие равноценные продукты;

-содержание помещений и инвентаря здравпунктов, находящихся непосредственно на территории организации;

-выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.


 

Планирование и финансирование мероприятий по охране труда

Планирование, работ по охране труда - это организационный процесс управления, осуществляемый с целью обеспечения безопасных условий труда работников на основе эффективного использования средств, выделяемых на улучшение условий и охрану труда.

Планирование работ по охране труда должно предусматривать определение заданий структурным подразделениям и функциональным службам предприятия и отдельным должностным лицам, участвующим в решении задач охраны труда.

На предприятии разрабатываются перспективные, текущие и оперативные планы охраны труда.

-Перспективные планы составляются на 2-3 года;

-Текущие планы составляются на год;

- Oперативные - на квартал или месяц.

В планы работы включаются мероприятия для решения следующих задач:

-максимальное сокращение рабочих мест, несоответствующих нормативным требованиям;

-приведение машин, механизмов и оборудования в соответствие с требованиями безопасности и гигиены труда;

-вывод из эксплуатации объектов, не обеспечивающих соблюдение требований ОТ и не подлежащих реконструкции и капитальному ремонту по причине экономической нецелесообразности его проведения;

-доведение обеспеченности работающих санитарно-бытовыми помещениями до установленных норм;

-сокращение и ликвидация тяжелых физических работ и уменьшение численности работающих, занятых ручным трудом;

-сокращение численности занятых в ночные смены, в первую очередь женщин.

Исходными данными для разработки планов служат следующие документы и мероприятия:

-паспорта санитарно-технического состояния условий труда в цехе, на участке, другом структурном подразделении;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 244; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.172.115 (0.079 с.)