Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В охране труда для привлечения работников к различным опасностям и вред-ностям используются зрительные, звуковые, цветовые и другие средства.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Мышление – это процесс познания действительности, характеризующийся обобщением. В процессе мышления осуществляется выбор решения, которое реа-лизуется в последующих действиях человека. Ошибочное решение является след-ствием неверной оценки ситуации из-за недостаточности знаний, опыта, компетент-ности, а также ошибочного осмысления полученной информации. При принятии решений важное значение имеет эмоционально-чувственная сфера человека, к которой относятся чувства, эмоции, настроение. Чувства – это субъективное отражение в сознании человека реальной дейст-вительности. Чувство утраты реальности, ложный страх и т.п. могут явиться причи-нами создания опасных ситуаций на производстве. Чувственный тон человека, его эмоции и настроение играют важную роль в оценке реальной ситуации и обеспечении безопасности. Чувственный тон – это эмоциональная окраска психического процесса. От-рицательным фактором чувственного тона, способствующим созданию опасных си-туаций, является болезненное отвращение к определенным раздражителям. Поло-жительный чувственный тон, возникающий от приятных звуков, запахов, цвета, уменьшает утомляемость человека и снижает риск возникновения опасной ситуации. Это обстоятельство используется при эстетическом оформлении рабочей зоны и ин-терьера производственного помещения. Эмоции – это переживание человеком какого-либо чувства. Эмоции бывают различного типа – стенические и астенические. Стенические эмоции – решимость, радость, воодушевление, азарт – побуждают человека к активным действиям, пре-одолению препятствий и устранению причин угрозы для человека. Астенические эмоции – боязнь, опасение, страх, испуг, ужас способствуют отказу от преодоления препятствий, замыканию в себе и необоснованным переживаниям. Тип эмоций свя-зан с темпераментом и характером человека. Поэтому темперамент и характер че-ловека учитываются при его допуске к некоторым видам работ, связанных с большой ответственностью, необходимостью принятия быстрых и адекватных решений (авиадиспетчеры, операторы, управляющие опасными производственными процес-сами и т.п.). В ряде случаев эмоции, определяемые характером и темпераментом челове-ка, могут вызвать состояние аффекта – эмоционального состояния, быстро овладе-вающего человеком, бурно протекающего и характеризующегося значительным из-менением сознания, утратой самообладания, неадекватными в сложившейся ситуа-ции действиями. Поэтому людей, склонных к аффектам, нельзя допускать к особо ответственным и опасным работам, так как аффект может являться основной причи-ной несчастного случая, аварии и т.п. Настроение – это общее эмоциональное состояние человека, формирующее в течение определенного периода времени характер протекания отдельных психи-ческих процессов и поведение человека. Настроение может являться причиной воз-никновения опасных ситуаций – привести человека к снижению трудоспособности, неспособности к активным действиям в преодолении возникших трудностей и т.п. Поэтому работник, находящийся в эмоционально подавленном настроении, может быть временно отстранен от выполнения ответственных и связанных с высокой опасностью операций. Воля – это форма психической активности человека, которая характеризуется регулированием самим человеком своего поведения (ограничением или отказом от других стремлений и побуждений во имя достижения поставленной цели). Основны-ми характеристиками воли являются: осмысленность и направленность действий на достижение цели, осознание ограничений, определяемое реальной ситуацией. Для профессиональной деятельности, требующей быстрых, решительных и осознанных действий должны привлекаться люди с сильной волей. Антиподом сильной воли являются такие качества человека, как внушаемость, Нерешительность, безволие, импульсивность. Поэтому людей с подобными качест-вами не следует использовать для выполнения ответственных работ, от результата которых зависят жизни людей, состояние технического или производственного объ-екта, вероятность возникновения аварии или чрезвычайной ситуации. К психическим состояниям относится мотивация, которая очень тесно сопри-касается с эмоционально-волевой сферой. Под мотивацией понимается совокуп-ность желаний, устремлений, побуждений, мотивов, установок и других побудитель-ных сил личности. Одним из важных мотивов человека является обеспечение безо-пасности. Неразвитость или ослабление этого мотива может вовлечь человека в опасную ситуацию. Мотивация связана с другим понятием безопасности труда – риском, который может быть мотивированным и немотивированным (бескорыстным). Причинами мо-тивированного рискованного поведения могут быть выгода или опасность каких-либо потерь, проигрышей и т.п. Готовность к риску индивида определяется его психологическими свойствами (характером, темпераментом, легкомыслием и т.п.) Психические свойства, или особенности характеризуют качества личности (интеллектуальные, эмоциональные, волевые, моральные, трудовые). Основными психическими свойствами человека, влияющими на его безопасность, являются ха-рактер и темперамент. Характер человека определяется совокупностью индивидуальных психологи-ческих свойств, проявляющихся в типичных для конкретной личности действиях при определенных обстоятельствах и его к ним отношении. Совокупность психологиче-ских свойств образуют структуру характера. Характер работника должен учитывать-ся при профессиональном отборе. Темперамент – это характеристика динамических психологических особенно-стей: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний. По темпераменту люди подразделяются на холериков, меланхоликов, флегматиков и сангвиников. Темперамент людей, также как и характер, определенным образом влияет на безопасность труда (например, меланхолики чаще холериков становятся жертвой при неблагоприятных обстоятельствах). Психологические состояния. В психологии безопасности труда важное зна-чение имеют психические состояния, запредельные и особые психические состоя-ния. Они определяют особенности психической деятельности в конкретный момент (период) времени и могут оказывать как положительное, так и отрицательное влия-ние на течение всех психических процессов, а значит и на безопасность, производи-тельность и качество труда. В процессе трудовой деятельности психические состояния человека могут быть: – длительными, которые определяют отношение человека к выполняемой им работе и его общее психологическое настроение. Это прежде всего, удовлетворен-ность или неудовлетворенность выполняемой работой, наличие заинтересованно-сти в труде или безразличие к нему, психологический климат в трудовом коллективе и т.п.; – временными, возникающими из-за различных нарушений в производствен-ном процессе, неполадок, конфликтных ситуаций; – периодическими, связанными с настроением на активную деятельность и желанием работать или, наоборот, с пониженной готовностью работать, утомлени-ем, перенапряжением, сонливостью, апатией, скукой, вызванной однообразием и монотонностью работы. Запредельные и особые (пароксизмальные) формы психического напряжения Эффективность деятельности или работоспособность базируется на уровне психического напряжения (стресса). Чрезмерные формы психического напряжения обозначаются как запредельные, вызывающие дезинтеграцию психической деятель-ности, что снижает уровень психической работоспособности. Возможны два типа запредельного психического напряжения – тормозной и возбудимый. Тормозной тип характеризуется скованностью и замедленностью движений. При этом снижается скорость ответных реакций, замедляется мыслительный про-цесс, ухудшается память, появляется рассеянность и другие отрицательные призна-ки, несвойственные данному человеку в спокойном состоянии. Возбудимый тип проявляется гиперактивностью, многословностью, дрожани-ем рук и голоса. При таком состоянии у людей обнаруживаются несвойственные им раздражительность, вспыльчивость, резкость, грубость, обидчивость.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 258; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.13.220 (0.011 с.) |