Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В системе трудового процессаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
4.1. Понятия «трудовые ресурсы», «трудовой потенциал», «человеческий капитал» Актуальность проблемы совершенствования организации труда в значительной степени определяет роль человеческого фактора (человеческих ресурсов) в процессе труда. Это не просто активный элемент трудового процесса, но и важнейший стратегический фактор любой экономики, независимо от степени и уровня ее развития. По сравнению с друтими ресурсными факторами производства (капитал, земля, и т.д.) человеческие ресурсы обладают особенностью находиться в состоянии постоянного «ограничения», скорость их воспроизводства на несколько порядков ниже, чем воспроизводство материальных, финансовых и вещественных ресурсов. Для объяснения роли, функций, сущности человеческого фактора используют понятия «трудовые ресурсы», «трудовой потенциал», «человеческий капитал». Трудовые ресурсы принято определять как трудоспособную часть населения, включающей как занятых в экономике, так и незанятых в ней, но способных трудиться (реальных и потенциальных работников) [84, с. 24-25; 11]. Как статистическая категория трудовые ресурсы являются важнейшим интегральным показателем для количественного измерения человеческих ресурсов. Понятие «трудовые ресурсы» появилось в первые годы советской власти и служило для расчета плановых показателей по труду. Но со временем как базовая категория стала использоваться и в других странах. Категория трудовой потенциал появилась в советской экономике в 70-е годы XX в., когда наметился переход к интенсификации общественного производства. Именно в это время и появилась потребность в новых терминах, с помощью которых можно было определить те возможности работника (уровень образования, профессиональная подготовка, личностные качества и т.д.), которые не востребованы в условиях экстенсивного (количественного) наращивания общественного производства. Определились два основных подхода к пониманию категории «трудовой потенциал». Смысл первого подхода связан с рассмотрением трудового потенциала как качественного выражения (измерения) трудовых ресурсов [84, с. 41]. Второй подход связан с рассмотрением «трудового потенциала» как самостоятельной категории, которая определялась как совокупность качественных способностей работника, необходимых для осуществления трудовых функций в процессе труда, и которые могут быть приведены в действие только при определенных условиях. Следует заметить, что оба подхода отражают скорее позиционные. нежели концептуальные различия, поскольку в обоих случаях речь идет о характеристике качеств работника, не поддающихся количественному измерению. С переходом России к новым рыночным отношениям данная категория не потеряла научную актуальность. хотя и стала использоваться преимущественно в специальной литературе. При исследовании процессов воспроизводства рабочей силы экономисты активно используют термин человеческий капитал, определяемый как «набор умений и навыков, которые могут «арендоваться» работодателями» |86. с. 317|. Эти «умения и навыки создаются индивидами путем само инвестирования своего времени, 1 Термин был инициирован академиком С.Г. Струмилиным (1877-1974); который впервые его использовал в 1922 г. в работе «Наши трудовые ресурсы и перспективы». образования и других видов деятельности, что делает индивида более производительным» [78, С. 214]. Впервые понятие человеческий капитал встречается в работах известного американского экономиста Теодора Шульца (1902-1998) в работе «Экономическая ценность образования». Среди множества факторов Шульц выделил, прежде всего, фактор образование, с помощью которого человек, по его мнению, приобретает ответственность и инициативу, способность анализировать ситуацию. Но наибольший вклад в разработку аспектов, связанных с категорией человеческий капитал, внес другой американский экономист, лауреат Нобелевской премии (1992 г.) - Гарри Стенли Бек-кер, изложивший свою концепцию в работе «Человеческий капитал». Ему принадлежит авторство термина инвестиции в человека, подразумевающего вложение средств в общее и профессиональное образование, здоровье человека, поиск информации, смену рабочего места, воспитание детей, т. е. всего того, что содействует росту производительной силы человека. Д. Белл особо обратил внимание на то, что согласно расчетам Г. Беккера, «инвестиции» за четыре года учебы в университете приносят в среднем 13 процентов ежегодно в течение всей трудовой деятельности дипломированного мужчины. При этом Белл отметил, что вложенные инвестиции прямо пропорциональны доходам от использования живого труда |7,с. 5491. Итак, к основным видам инвестиций в человеческий капитал стали относить расходы: • на образование; • на здравоохранение; • на трудовую мобильность. Согласно теории человеческого капитала рыночная стоимость трудовых услуг в значительной степени определяется тем, сколько отдельный человек (его семья, работодатель) считают необходимым инвестировать в образование, здравоохранение и создание рабочих мест. Следовательно, понятие «человеческий капитал» отражает важнейший качественный элемент трудовых ресурсов в условиях их воспроизводства. Таким образом, можно сделать вывод, что категории «трудовые ресурсы», «трудовой потенциал», «человеческий капитал» в наи- большей степени отражают количественные и качественные характеристики такого важнейшего компонента производства материальных благ и услуг, каким являются человеческие ресурсы (человеческий фактор). 4.2. Анализ структуры трудовых ресурсов Трудовые ресурсы включает население трудоспособного возраста, обладающее необходимым физическим развитием, знаниями и практическим опытом работы в народном хозяйстве. В эту группу входит также занятое население старше и моложе трудоспособного возраста. До недавнего времени структура трудовых ресурсов преимущественно включала две важнейшие составляющие: «занятые в народном хозяйстве» и «незанятые в народном хозяйстве». С переходом России к рыночным отношениям категории «занятость» и «незанятость» уже не в полной мере отражали изменившиеся экономические реалии. Более адекватными оказались категории «экономически активное население» и «экономически неактивное население», которые стали использоваться для обозначения двух основных составляющих в структуре трудовых ресурсов. Данный подход к структуре трудовых ресурсов был принят в 1993 г., когда Россия перешла на стандарты международной системы классификации трудоспособного населения. Эти стандарты соответствуют рекомендациям Международной организации труда (МОТ), а также положениям Резолюции, принятой 15-й Международной конференцией статистиков труда (1993), где было предложено считать экономически активное население (ЭАН), как основную составляющую структуры трудоспособного населения. Итак, в настоящее время структура трудовых ресурсов включает две основные группы трудоспособных. В группу экономически активного (занятого) населения (ЭАН) включаются также безработные, как группа временно незанятых. В группу экономически неактивного населения (ЭНАН) - незанятого населения по соответствующим основаниям - включена группа, которую можно назвать как самонезанятые (группы трудоспособных, но не занятых по собственной воле), не желающие включаться в трудовой процесс и предпочитающие иные, чем трудовые, источники существования. Таблица б Структура трудовых ресурсов Трудовые ресурсы включают: Экономически активное население: 1. Занятые в экономике (лица трудоспособного возраста, занятые пенсионеры, занятые инвалиды, занятые подростки, занятые полный день, неполный день, имеющие вторичную занятость) 2. Временно незанятые, т.е. лица, ищущие работу и имеющие статус безработных Экономически неактивное население: 1. Студенты очных отделений 2. Неработающие инвалиды 3. Неработающие пенсионеры 4. Трудоспособные лица, занятые в товарном домашнем хозяйстве 5. Домашние хозяйки, а также лица. занятые уходом за детьми и престарелыми 6. «Самонезанятые», т.е. лица, не ищущие работу и не желающие трудиться Совершенно очевидно, что понятие трудовые ресурсы намного шире понятия экономически активное население (ЭАН), поэтому в российской практике пользуются обеими категориями2. В западной экономической литературе и статистической практике предпочтение отдается ЭАН. поскольку считается, что это есть совокупная рабочая сила, включающая запятых и безработных, и только она может выступать определяющей категорией при оценках трудоспособного населения и анализа рынка труда. Согласно западным критериям ЭАН - это лица в возрасте 15-72 лет, которые в рассматриваемый период (обследуемую неделю) считаются занятыми или безработными. В научной экономической теории данная категория трактуется как часть населения, которая Авторами предложены некоторые новации по характеристике структурных элементов трудовых ресурсов. ^Госкомстат России обобщенный показатель по трудовым ресурсам рассчитывал только до 1994 г. В дальнейшем, объектами статистики труда стали три группы: 1) экономически активное население; 2) занятые экономической деятельностью; 3) безработные. При необходимости, величину трудовых ресурсов, как обобщенный показатель трудоспособного населения, можно рассчитать косвенным путем. за вознаграждение предлагает свою рабочую силу для производства товаров и услуг, куда включаются занятые и безработные |10,75]. При анализе структуры трудовых ресурсов необходимо учитывать потенциал экономически неактивного населения, что должно быть предметом особой заботы государства в условиях дефицита человеческих ресурсов. Понятно, что для вовлечения этой группы в общественно-полезную трудовую деятельность нужны дополнительные экономические и правовые условия. Возникает вопрос о критериях трудоспособности. Принято выделять в качестве основных критериев: ■возраст; ■пол: ■образование. Первый критерий характеризует нижнюю и верхнюю границы трудоспособного возраста. В России, согласно ст. 63 Трудового Кодекса РФ, определен нижний уровень в 16 лет, верхний 55 лет для женщин и 60 - для мужчин. Границы трудоспособного возраста в разных странах неодинаковы. Нижняя граница (вступление в трудоспособный возраст): Аргентина, Бенин, Боливия, Бразилия, Пакистан - 10 лет; Греция, Италия - 14; Австрия, Канада, Китай, Франция, Япония - 15; Великобритания, США, Россия, Швеция - 16, Польша - 18. Верхняя граница (граница пенсионного возраста): Россия - 55 и 60 лет; США, Швеция, Канада, Финляндия, Япония - 65 и 65 лет; Германия, Англия, Австрия, Великобритания, Польша - 60 и 65 лет; Франция - 60 и 60 лет [6, с. 18]. Таким образом, по возрасту, трудовые ресурсы состоят из трудоспособных граждан в трудоспособном возрасте, а также работающих в экономике страны граждан моложе и старше трудоспособного возраста. Тех, кто моложе, называют работающими подростками, а тех, кто старше - работающими пенсионерами. Второй критерий трудоспособности - это пол трудоспособного населения, т.е. количество женщин и мужчин в трудоспособном возрасте, занятых в народном хозяйстве. Таблица 7 Распределение запитого населении по полу
Рассчитано по источнику: Россия в цифрах. 2009: Крат.стат.сб. /Росстат-М.,2009 Анализ статистических данных свидетельствует о том, что в народном хозяйстве России на протяжении уже довольно длительного времени показатель численности занятых мужчин и женщин в среднем не претерпел существенных изменений. Действительно, тендерный показатель является важнейшим в динамике структурных процессов занятого населения по причине существования ряда социально значимых профессий, где исторически используется преимущественно женский труд (образование, здравоохранение, культура, низший и средний уровень управления, торговля и т.д.). Всякое изменение сложившихся пропорций (массовый уход женщин в домашнее хозяйство или другие причины) был бы чреват для экономики в целом. В народном хозяйстве сложились устойчивые пропорции занятости мужчин и женщин: • в промышленности - в 1,5 раза больше мужчин: • в сельском хозяйстве - в 1,3 раза больше мужчин; • в строительстве - в 3 раза больше мужчин: • на транспорте - в 3,2 раза больше мужчин; процент женщин в общей численности рабочих и служащих в СССР в 1970-х гг. составлял 51 %. См. источник: Народное хозяйство СССР за 60 лет. Юбилейный статистический ежегодник. М.: Статистика, 1977. • в отраслях связи - примерно поровну; • в торговле в 1,8 раза больше женщин; • в ЖКХ - примерно поровну: • здравоохранение - в 4,2 раза больше женщин; • образование - в 4 раза больше женщин; • культура - в 2,8 раза больше женщин: • наука - примерно поровну; • финансы - в 2,3 раза больше женщин; • управление - в 1,5 раза больше мужчин1. В современной экономике формально закрыт вопрос о дискриминации труда женщин. Тем не менее на практике нередки случаи, когда работодатели хотели бы отдать предпочтение мужчине в условиях конкуренции при прочих равных условиях. Основной аргумент работодателей сводится к более высоким издержкам занятости женщин (более ранний уход на пенсию, периодические отпуска по беременности, уходу за детьми, щадящие нормативы по тяжести труда и т.д.). Западные аналитики признают факт наличия такой формы скрытой дискриминации на рынке труда, как «профессиональная сегрегация», когда работодатели предпочитают брать женщин на низкооплачиваемые должности с незначительной ответственностью, резервируя более высокооплачиваемую работу для мужчин, прошедших аналогичную профессиональную подготовку и обладающих аналогичным потенциалом производительности 186, с. 4501 Третий показатель трудоспособности - образование, важность которого для развитой рыночной экономики объясняется потребностью в образованных, квалифицированных работниках. В России, согласно данным Росстата за последние годы, доля работников трудоспособного возраста, имеющих высшее, неполное высшее и среднее профессиональное образование, не опускается ниже 50 %. Трудовые ресурсы, как статистический интегральный показатель, является величиной ежегодно-переменной в силу разных причин: демографический и экономический факторы, чрезвычайные ситуации и т.д. Росстат ежегодно отслеживает как величину трудовых ресурсов, так и долю экономически активного населения, в Рассчитано по источнику: Российский статистический ежегодник. 2009: Стат.сб. Росстат-М., 2009. качестве важнейшей компоненты трудовых ресурсов. По оценке Росстата на 1 июня 2009 года экономически активное население составило 53 % от общей численности населения (141, 8 млн чел.). в абсолютном выражении - 69,8 млн человек, что на 2 млн меньше. чем в 2008 г. Это свидетельствует о тенденции уменьшения доли ЭАН, что является проблемой для распределения трудовых ресурсов1. 4.3. Критерии распределения трудовых ресурсов Для процесса организации труда на всех уровнях немаловажное значение имеет разработка нормативных положений и правил с тем, чтобы распределение трудоспособного занятого населения по экономическим критериям отвечало целям и задачам сложившихся пропорций в народном хозяйстве. Под экономическим распределением трудовых ресурсов понимается распределение трудоспособного населения по двум группам: • по видам занятости и экономической деятельности; • по положению в занятости (по экономическому статусу)1. По видам занятости принято различать:
• занятых в народном хозяйстве, т.е. гражданское экономически активное население, к которым могут быть приравнены военнослужащие, работающие по контракту, которые получают прямое материальное вознаграждение; • занятых в вооруженных силах, деятельность которых не приносит прямого денежного дохода; • обучающихся на очных отделениях; • незанятых. Мониторинг, июль 2009 // Министерство экономического развития Российской Федерации. ^ Данный вид распределения трудоспособного населения был рекомендован на XV Международной конференции статистиков труда (28 января 1993 г.), где был принят Международный классификатор статуса занятости (МКСЗ-93). В соответствии с МКСЗ-93 Госкомстат России утвердил и ввел в действие данный вид распределения трудоспособного населения с 1 июня 1993 г. (см. Постановление Госкомстата от 25 мая 1993 г. № 67. Что касается распределения ЭАН (занятых в народном хозяйстве). то согласно Общероссийскому классификатору занятости (ОКЗ) занятое население распределяется, как известно, по девяти укрупненным группам. Возникает вопрос, как определить количество занятого населения? Основным критерием здесь выступают либо сведения с предприятий и организаций по численности работников списочного состава на определенную дату, либо сведения по среднесписочному составу за определенный период. Согласно статистическим данным, тенденция последнего времени такова, что наиболее многочисленной группой занятий являются специалисты высшего уровня квалификации (около 20 %), на втором месте -ква1ифицированные рабочие промышленных предприятий, строительства, транспорта, связи, геологии и разведки недр (около 19 %), затем специалисты среднего уровня квалификации (около 14 %), неквалифицированные рабочие (около 13 %) и, наконец, операторы, аппаратчики, машинисты установок и машин (около 12 %)'. Если обратиться к тендерному анализу профессионального состава, то согласно статистическим данным, доля женщин выше в пяти из девяти профессиональных групп и наиболее значительна среди работников, занятых подготовкой информации, оформлением документации, учетом и обслуживанием (87 %) и специалистов высшего уровня квалификации (71 %). По обследованным видам экономической деятельности доля женщин в общей численности работников составила 55 %. Наиболее высокий удельный вес профессионального участия женщин сложился в здравоохранении и предоставлении социальных услуг (84 %), образовании (80 %), гостиничном и ресторанном бизнесе (73 %), предоставлении коммунальных, социальных и персональных услуг (64 %), оптовой и розничной торговле (63 %). Значительна доля женщин в обрабатывающих производствах (43 %), а в отдельных видах производства она преобладает: текстильное и швейное производство - 72 %, производство кожи, изделий из кожи и производство обуви - 67 %, производство пищевых продуктов, включая напитки и табака -54 %2. ' См. www/ gks.ru/free_ doc/2009/potrorg/potrorg08.htm "Там же. По положению в занятости (по статусу) следует различать шесть групп занятых работников: 1) наемные работники; 2) работодатели; 3) лица, работающие за свой счет; 4) члены производственных кооперативов; 5) помогающие члены семьи; 6) работники, не классифицируемые по статусу занятости. К наемным работникам относятся граждане, заключившие трудовой договор (контракт, соглашение) с руководителем предприятия или с отдельным предпринимателем (постоянные, временные, надомники, подростки, члены артели). Работодатели - работники, которые трудятся самостоятельно и способны нанять на постоянной основе для работы одного или нескольких лиц. В число лиц, работающих за свой счет, включают граждан, которые не нанимают на постоянной основе наемных работников. Члены производственных кооперативов - лица, которые являются активными (работающими) членами кооперативов. К помогающим членам семьи относятся члены семей в семейном бизнесе. Не классифицируемые по статусу работники - это те, которых нельзя отнести ни к одной из вышеперечисленных групп. Таким образом, можно сделать вывод, что категория «трудовые ресурсы» является одной из важнейших категорий в сфере организации труда, с помощью которой можно объяснить многогранную роль человеческих ресурсов как определяющего фактора экономики. Вопросы для самоконтроля i. Дайте общую характеристику категории трудовые ресурсы. 2. Перечислите основные показатели трудоспособности человека. 3. Что характерно для структуры трудовых ресурсов в условиях рыночной экономики? 4. В каких случаях используют категории «трудовой потенциал» и «человеческий капитал»? 5. Что отличает распределение трудовых ресурсов по положению в занятости? 6. Можно ли считать работодателей работниками общественного производства?
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 378; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.234.68 (0.009 с.) |