Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 2. Труд и его Организация: исторические реалииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
2.1. Труд и принципы его организации на ранних этапах развития общества Труд сыграл важнейшую историческую роль в процессе становления человеческой цивилизации, всех ее культурных проявлений. Как полагают историки, еще на ранних этапах развития общества, начиная с IV тысячелетия до н.э. (Древний Восток, Двуречье), появились первые попытки регулирования процессов в сфере трудовых отношений. Документальный материал в виде храмовых архивов, сводов законов, деловой переписки, отдельных документов о переписи групп населения, договоров о купле -продаже рабов, нарядов на определенные виды работ свидетельствует о том, что уже в ранних рабовладельческих обществах в той или иной форме решались следующие проблемы: У у чет меры труда в зависимости от социально-имуществе иного статуса; Уразличныс виды разделения труда; Упримитивная кооперация труда; У централизованное распределение рабочей силы (рабов, свободных, но экономически зависимых граждан) на общественных работах; Vпринудительные регламентация труда и закрепление работников по профессиям, включая свободных граждан. До нас дошли первые законы Вавилона (XVIII в. до н.э.), где в своде законов царя Хаммурапи1 впервые были прописаны несколько норм, регулирующих трудовые отношения. В частности, сюда можно отнести законодательные нормы: о различных видах найма и аренды; о распределении на общественных работах (храмовые хозяйства) рабов и свободных; о защите прав собственника рабских живых орудий труда, за похищение которых полагалась смертная казнь: об установлении средней цены раба (150-200 г серебра); о видах оплаты труда (натуральные и денежные). Уже в то время сформировались принципы «отраслевого» разделения труда, когда рабочая сила распределялась по десяти ремеслам (кирпичники, ткачи, кузнецы, плотники, судостроители, домостроители и т.п.). В известных Хеттских законах (начало ХШ в. до н.э.) впервые в истории отдельной частью стало первое примитивное трудовое право, закрепившее, в частности, «саххану» как форму государственной повинности к труду некоторой части свободного трудоспособного населения, большинство которого было организовано в сельские общины. На территории этих общин могли находиться поля привилегированной военной знати или царские хозяйства, где к видам «сахханы» были отнесенът: мотыжение, пахота, доставка телег, колес, топлива, зерна, соломы, шерсти, мелкого скота, кормление гонцов, строительные работы, предоставление тягловых лошадей [20, с. 376]. Установление перечня принудительных общест- Законы даря Хаммурапи признаются историками одним из самых значительных памятников правовой мысли древневосточного общества. Законы были увековечены на большом черном базальтовом столбе. Всего в памятнике насчитывается 282 статьи. Историки полагают, что конин законов были изготовлены для всех крупных городов Вавилонии. Памятник сохранился в целом хороню, за исключением 35 статей, большая часть которых была восстановлена на основании различных копий, найденных в раскопанных древних библиотеках Ниневии, Ниппура, Вавилона и др. (см. Всемирная история. В 10 тт.Т. 1. Государственное издательство политической литературы. М., 1955. С. 294-295. венных работ требовало, в свою очередь, и соответствующей их организации. Так были найдены первые формы принуждения к труду и его организации как рабов, так и свободных (экономически зависимых) граждан. Опыт Древнего Египта свидетельствует об эффективной организации труда при строительстве таких сложных сооружений, как пирамиды. Если обратиться к истории Древнего Китая, где рабовладельческий уклад хозяйства сложился позже (в государстве Шань-Инь, XV111 в. до н.э.), то следует особо отметить: именно в Китае впервые в истории цивилизации сформировалась философия и культура труда. Это стало возможным по той причине, что в Китае сложилась своеобразная экономически обоснованная модель общинного землепользования. Речь идет о так называемой системе «колодезных полей», суть функционирования которой заключается в создании небольших (8 семей) сельских общин, поля которых располагались вокруг общинного поля, которое обрабатывалось совместными усилиями в первую очередь. Только после обработки общинного поля крестьяне могли приступить к обработке своих полей [28, с. 236], которая органически сочеталась с системой частнособственнических земельных отношений (до 594 г. до н.э. в Китае не было поземельного налога и никогда не использовался рабский труд в земледелии). Данная система препятствовала образованию земельных латифундий и не позволяла в неурожайные годы голодать населению. что положительно сказалось на самодостаточности китайской экономики, способной до сих пор кормить полуторомиллиардное население. Свое достойное место в истории Китая занимает и парадигма трудовой этики, органическими составляющими которой были идеи: " Б основу данной парадигмы положены идеи Мо-ц:ш (школа монетой, выражавших интересы среднего класса) и Мэн-цзи (последователь идей Конфуция, выражавших интересы наследственной аристократии), которые пропагандировали идею, что любой труд есть нравственное занятие, всячески поощрялась мотивация к трудолюбию и профессионализму. • оплаты труда по трудовым достоинствам; • всяческого возвышения роли компетентности управления, результативность которой, по мнению Мо-цзы, должна основываться на трех критерииях: высокий чин, наличие компетентных помощников, большое жалование [28, с. 183]. Трудовая этика оказала значительное влияние на мировоззрение китайского народа, который, по признанию мирового сообщества, относится к одному из самых трудолюбивых. В Древней Греции периода рабовладельческой демократической республики с именами мыслителей Ксенофонта Афинского, Платона, Аристотеля связан античный период в развитии идей о роли труда и его организации в развитии человеческой цивилизации. Ксенофонт Афинский известен как автор первого руководства по управлению домашним хозяйством рабовладельца под названием «Экономикос» (от греч. «ойкос» - дом, «номос - закон). Ему же принадлежит идея сведения сложного труда к элементам простого труда (редукция труда). Он считал, что «тот, кто выполняет наиболее простую работу, выполняет ее наилучшим образом... и совершенно невозможно, чтобы человек, занимающийся столь различными делами, все делал хорошо... нет необходимости знать ремесло в целом, чтобы прокормиться». Эта идея впоследствии была востребована и получила развитие в работах Г. Зиммеля, К. Маркса, Ф.У. Тейлора, А. Гастева. В работах Платона «Государство» и «Законы» рассматривается ряд конструктивных для того времени идей в сфере труда и трудовых отношений. В «Государстве» Платон исследует проблему разделения, специализации и мотивации труда. Основой разделения труда Платон считает две важнейшие предпосылки: 1) разнообразие общественных потребностей людей, мотивирующих их к разнообразным видам труда; 2) разнообразие способностей людей. Платон выделяет шесть уровней общественных потребностей: • жилье и одежде; • в орудиях труда и сырье; ксенофонт Афинский (430-355 г.г. до н. э.). греческий мыслитель, ученик Сократа, автор «Киропедии» ("Cyropaedie"). По мнению К. Маркса, Ксенофонт очень близко подошел к разделению труда внутри мастерской (см. Маркс К.. Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 379) • в посреднических связях; • в пользовании предметами искусства: • в обслуживающем персонале; • в обеспечении охраны порядка и защите государства [57. с. 130-132]. Платоновская классификация потребностей, соотнесенная с профессиональным разделением труда заложила основы для последующего развития теоретических исследований не только в сфере разделения труда, но и в сфере мотивации труда. Составной частью концепции о разделении труда у Платона выступает идея об экономической необходимости специализации труда, основанная на пожизненном закреплении работника за определенной профессией, включенная Платоном в модель идеального государства. В работе «Законы» Платон впервые выдвигает идею более эффективного использовании рабского живого труда, который в период античности существенным образом меняет свои функции. Платон предлагает щадящую методику использования рабской силы: а) не использовать этнический признак; б) применять только воспитательные методы воздействия, целью которых было исключение самой возможности конфликтных ситуаций, что значительно повышало возможности для интенсификации рабского труда. По существу, Платон впервые в истории ставит проблему более рационального использования человеческого фактора в процессе труда. Наконец, именно в этой работе Платон предложил государственное регулирование пределов бедности и богатства, которое заключалось в установлении четырехкратного коэффициента дифференциации между группами бедных и богатых, мерой чего служила стоимость земельного надела, которым владел каждый гражданин греческого полиса. Если стоимость имущества превышала четыре раза, то излишки должны были отдаваться в пользу государства |56, с. 219, 253-254J. Интересно то, что именно коэффициент дифференциации 1: 4 считается оптимальным эталоном в современном западном обществе. Таким образом, в работах Платона античное общество поставило тс проблемы в сфере труда и трудовых отношений, которые не только исторически себя оправдали, но и впоследствии получили свое дальнейшее развитие. Аристотель, другой видный представитель античной мысли в работе «Политика», развивая идею Платона о более рациональном использования рабского труда, допускал не только возможной, но и желательной относительную свободу для талантливых рабов. Он предложил наделять их в ряде случаев частью гражданских прав. Известный исторический факт, что впервые в Афинах (V в. до н.э.) появилась новая форма использования рабского труда [20, с. 42], когда владельцы рабов, помимо их использования в домашнем хозяйстве, в ремесленных мастерских, на государственных работах, стали отпускать своих рабов на заработки, обучив новому ремеслу или навыкам мелкой торговли, либо на правах доверенного лица господина, либо на правах самостоятельной деятельности с выплатой оброка. Рабам также стали разрешать наниматься на условиях сдельной оплаты наряду со свободными на работы по возведению публичных зданий в Афинах. Так у рабов появлялся шанс стать свободным, путем «самовыкупа». Этим стали пользоваться и иммигранты, добровольно нанимаясь рабом к господину, чтобы впоследствии получить возможность стать гражданами афинского полиса. Аристотель, в связи с этим, в работе «Политика» отмечает, что рабам следует «в виде награды подавать надежду на свободу» [2, с. 42]. Хотя Аристотель считал рабство «естественным» явлением, тем не менее выступал против физического насилия по отношению к рабу [2, с. 386], что вписывается в его общую концепцию рационального отношения к частной собственности. Наконец, именно Аристотель, публично поставив вопрос о статусном превосходстве умственного труда над физическим, одним из первых в античной мысли обосновал прогрессивную функцию управленческого труда. Итак, уже в донаучный период в доиндустриальных обществах имели место не только идеи о более эффективном использовании труда, но и шел неизбежный процесс накопления пршсгического опыта его организации. 2.2. Трудовая деятельность в период становления и развития капитализма В XVII в. (на первых этапах становления капитализма) начался процесс формирования подлинно научных школ, в том числе эко- номических. Систематизация идей о труде и трудовых отношениях впервые получила освещение в работах представителей классической экономической школы (XVII-XVIII в. в.), связанной с именами У. Петти (1623-1687), А. Смита (1723-1790) и Д. Рикардо (1772-1823), создавших трудовую теорию стоимости. Основатель классической школы, Уильям Петти, заложивший основы трудовой теории стоимости, в своей работе «Трактат о налогах и сборах», впервые обосновал положение, что стоимость товара может определяться трудом, необходимым для производства этих товаров\\, с. 72; 741 Таким образом, речь идет о первичной роли трудовых затрат в росте национального богатства, объем которого определяется не только количеством денег, но и количеством произведенных товаров. При этом точное установление цены труда Пети считал главной проблемой [1, с. 40]. С именем У. Петти связана и первая научная теория заработной платы. Он определяет заработную плату как часть стоимости продукта труда рабочего. При этом заработная плата должна сводиться к стоимости минимума средств существования работника. у пстти был убежден, что работнику надо платить меньше, чем он создает, чтобы заставить его трудиться больше 11. с. 70]. Трудовая теория стоимости была развита другим представителем классической школы - Адамом Смитом, с именем которого связывается известное положение, что источником богатства является труд, и именно труд создаст стоимость. А. Смит обосновывает концепцию о товарной форме продукта труда. В работе «Исследование о природе и причинах богатства народа» получила дальнейшее развитие теория заработной платы. Смит определил, что «продукт труда составляет естественное вознаграждение за труд, или его заработную плату», объясняя при этом, что только в первобытном обществе (или при самозанятости) продукт труда принадлежит работнику. Для него совершенно очевидно, что в условиях частной собственности владелец земли или капитала требует долю почти всякого продукта, по причине чего доля стоимости (доля продукта) - есть прибыль хозяина | L с. 133)]. Смит убежден, что увеличение заработной платы связано исключительно с постоянным возрастанием национального богатства [1, с. 138]. Не менее важный вклад А. Смит внес в теорию разделения труда. Он уверен, что от развития разделения труда зависит умножение богатства народа. Давид Риккардо в своей работе «Начала политической экономии и налогообложения» продолжил развитие трудовой теории стоимости, в частности, по проблемам труда и заработной платы. С его именем связано обоснование некоторых важных положений: • труд - основа всякой стоимости, он имеет естественную рыночную цену; • заработная плата имеет двойственную сущность, выступая не только как стоимость средств существования работника и его семьи, но и как рыночная цена труда; • существует связь рыночной цены труда с количеством предложений рабочих рук на рынке труда; • необходимо различать производительный труд, создающий стоимость, и непроизводительный, не создающий стоимость, иначе не всякий труд создаст стоимость [1. с. 356, 403, 4491. Итак, можно сказать, что представители классической экономической школы поставили очень важные проблемы в сфере труда и трудовых отношений, без решения которых зарождающееся индустриальное общество не смогло бы выйти на уровень понимания роли рыночных регуляторов и механизмов. Вопросы труда и трудовых отношений рассматривались и в классических социологических школах, сложившихся в Европе в период XIX - начала XX в. - французской (О. Конт, Э. Дюркгейм), немецкой (К. Маркс, М. Вебер, Г. Зиммель). Например, с именем О. Конта1 связана идея о всеобщности индустриального общества, возникшего в Европе, где законом является «рост богатств, утверждающий или предполагающий окончательное согласование интересов» [4, с. 97]. Он выделил наиболее характерные черты индустриального общества: • свободный труд; • научную организацию труда; • полное раскрытие человеком своих ресурсных возможностей; ' Огюст Конт (1798—18^7), французский позитивист, основатель социологии. • наличие нового общественного феномена - «рабочие массы» как результат концентрации рабочих на фабриках и в предместьях крупных городов. Источником противоречий, конфликтов между рабочими и предпринимателями в индустриальном обществе, по мнению Кон-та, является плохая организация труда. Он же высказывает идею, что на этапе индустриального общества экономические явления нельзя рассматривать в отрыве от социальных (критикует либеральных экономистов за абстрактный стоимостной подход в вопросах функционирования промышленного производства) |4, с. 100]. С именем К. Маркса1 связана идея о двойственном характере труда, его социальной сущности, которая была обоснована в «Капитале». В отличие от А. Смита, у которого труд исследуется только в одном качестве - как мера стоимости товаров, Маркс утверждал, что труд создаст не только стоимость товара, выступая в этом качестве как абстрактно человеческий труд, но и потребительную стоимость, приобретая при этом качество конкретного полезного труда. Именно в этом качестве труд, по Марксу, приобретает целесообразную форму, наполняясь социальным содержанием |42,c.5L-52]. Нельзя не отметить и вклад Э. Дюркгейма\ который в своей работе «О разделении общественного труда» выдвигает ряд идей, касающихся сферы труда и трудовых отношений. Главной выступает идея о разделении труда как: высшем законе человеческого общества, важнейшем условии прогресса, в основе которого лежит обмен человеческой деятельностью [30, с. 43-44]. Дюркгейм предвосхитил идеи теоретиков индустриального и постиндустриального общества об объективной ТСНденции перехода от классовой к профессиональной дифференциации в развивающемся промышленном обществе, что существенно отличает его позицию от традиционной классовой парадигмы, господствовавшей в первой четверти XX в. Речь идет о том, что на смену экономическим классам должны 1 Карл Маркс (1818-1883), немецкий мыслитель, философ, историк, экономист, автор «Капитала». ~ Эмиль Дюркгейм (1858-1917), французский мыслитель, основатель французский социологической школы. прийти профессиональные группы с новой профессиональной этикой [30, с. 9-10]. Среди представителей классического периода видное место занимает М. Вебер, исследовавший различные аспекты труда и трудовых отношений в ряде своих работ1. Имя Всбера связано с разработкой концепции рационалистической сущности капитализма на трудовой основе с особой ролью труда. Всбср считал эту модель капитализма уникальным явлением, условия для которой сложились исключительно в Европе: • протестантская трудовая этика (трудолюбие, отсутствие расточительности, честно нажитый капитал); • развитость средних городских слоев; • легитимность частной собственности; • развитое чувство индивидуальной свободы; • рациональное трудовое поведение (дисциплина, законопос-лушанис). Следует отметить и другого представителя немецкой школы -Г. Зиммеля", который предпринял основательный анализ влияния денежных отношений и разделения труда на общественное сознание. проблем индустриального развития, различия между умственным и физическим трудом, миграции и подготовки рабочей силы, власти в сфере производства. Через категорию денег Зиммель рассматривал скрытые механизмы социальной жизни, общественный труд в его нормальных и патологических формах. В период становления капитализма развитие получили эмпирические исследования по вопросам труда и трудовых отношений, особенно в таких странах, как Англия и Франция'. В начале XIX в. Макс Вебер (1864-1920), видный немецкий социолог, автор трудов «I 1ротеетаптекая тгика и дух капитализма», «К истории торговых обменов в средние века», «Римская аграрная история и ее значение для государственного и частного права». «Хозяйство и общество». Ч пеорг Зиммель (1858-1918). основной труд - «Философия денег». эНще в XVII п., во времена «политической арифметики» (У. Нетти, Дж. Грауит, Г. Кинг, Э. Галл ей), были выработаны методы количественного исследования социальных явлений. Например, Дж.Граунт применил их еще в 1662 г. к анализу уровней смертности. К родоначальникам эмпирической социологии причисляют Э. Г аллея, П. Лапласа, Ж. Бюффона, А. Лавуазье. в этих странах формируется система статистических обществ и служб (Лондонское и Манчестерское статистические общества, Центр общей статистики Франции и др.). К работе по сбору социальной информации, в том числе с промышленных предприятий, привлекаются парламентские комиссии, правительственные организации, финансовые инспекции, благотворительные организации, церковные приходы, частные лица. В Англии стали появляться и получили широкий резонанс многотомные исследования, построенные на обширном фактическом материале. К их числу относят 21-томный труд Дж.Синклера «Статистическое описание Шотландии», где среди прочих вопросов были затронуты проблемы профессионально-квалификационной структуры населения, состояния сельского труда и ремесел: труд Дж. Кей-Щаттлуорта «Моральные и физические условия жизни текстильных рабочих Манчестера, труд ливерпульского предпринимателя-судовладельца Ч. Бута «Жизнь и труд людей в Лондоне» (17 томов), где обстоятельно затронуты проблемы занятости, условий труда, регулярности доходов, рода занятий, для чего были проведены многочисленные интервью с работодателями, рабочими, профсоюзными лидерами. В этой работе Бутом была предложена новая классификация населения, где он выделил низший, средний и высший классы, которая впоследствии получила широкое распространение. Во Франции широкую известность получила работа Л. Виллер-ме «Сводка физического и морального состояния рабочих на бумажных, шерстяных и шелковых мануфактурах» и шеститомный труд Ф. Ле Плс (Лэпле) «Европейские рабочие», где впервые была представлена типология рабочих семей по образу жизни, профессиям и бюджету". Ф. Ле Птс предложил также модель отношений между рабочими и хозяевами, основанную на принципе «патернализма», когда персонал предприятия воспринимается как одна большая семья, где должен господствовать дух «фабричного патриотизма». Он полагал, что на «отеческую» заботу со стороны владельца предприятия рабочие должны отвечать повышением трудовой отдачи и качества продукции. Становление капитализма связано также с деятельностью первых экспериментаторов в области трудового фактора и социальных резервов. Еще во времена А. Смита и Д. Рикардо появилась группа «ранних научных менеджеров» в Англии, которые наряду с решением организационных проблем (контроль за операциями, организация хронометража, управление финансами и техникой, эффективностью производства) занялись и решением социально-психологических проблем в процессе труда. Среди них особо выделялся Р. Аркрайт, которого историки считают «пионером эффективного менеджмента». В истории становления капитализма заметный след оставила и практическая деятельность Р. Оуэна', который начал свои эксперименты в должности управляющего на одной из текстильных фабрик в 1808 г. Благодаря его программе по улучшению условий труда и быта рабочих, фабрика превратилась из достаточно заурядного предприятия в успешное и рентабельное. Через 17 лет Оуэн приступает к осуществлению программы создания самоуправляющихся «поселков общности и сотрудничества», основав опытные коммунистические колонии в США («Новая гармония») и Великобритании. Несмотря на то. что эксперимент окончился неудачей, Оуэна причисляют к одним из первых «практических менеджеров». сумевших эффективно использовать взаимосвязь экономических и социальных факторов в процессе производства (эффективное использование человеческого фактора, тесная связь мотивации работников и производительности труда, улучшение условий труда). На рубеже XX в. центр теоретических и прикладных исследований по труду и трудовым отношениям постепенно перемещается в США. Среди теоретических разработок того периода характерным явлением было распространение в США различного рода технократических теорий, у истоков которых стоял видный американский экономист и социолог Торстейн Веблсн, работы которого сыграли большую роль в формировании синтетического метода - интегра- Речъ идет о деятельности инженеров, предпринимателей и ученых, среди которых известны имена Р. Аркрайта (173 -1792), Дж. Уайта (1736-1819), М. Ьолтопа (1728-1809). ;Роберт Оу:>п (1771-1858), известный английский социалист-утопист. "Торстейн Веблен (1857-1929). Основные работы: «Теория праздного класса» (1899), «Инстинкт работника и состояние промышленного искусства» (1914), «Материальные интересы и состояние промышленного искусства» (1919); «Инженеры и система цен» (1921) и др. ции экономического, социологического, психологического и правового знания, в частности при исследовании экономической деятельности технократов как нового экономического класса. Известно, что США стали родиной «индустриальной социологии», положившей начало практическим исследованиям в сфере промышленного производства и труда. У истоков этого направления стоял Ф.У. Тейлор1, автор системы рационализации и четкой специализации действий каждого работника, оказавшей существенное влияние на прогресс индустрии начала XX в. Тейлор одним из первых доказал, что при наименьших материальных затратах, без обновления основных производственных фондов можно многократно увеличить производительность труда. Принято считать, что «тейлоризм» - первая научная организация труда (НОТ - О.ST.). В широком смысле - это система, которая включает технико-организационные, социально-эконолшческие и кадровые методы в сфере организации и управления трудом. Экспериментальные поиски технико-организационных методов Тейлора можно разделить на три основных этапа. На первом этапе Тейлор делает попытку установить зависимость между размером оплаты труда и выработкой (введение дифференцированной оплаты труда с одновременным введением штрафных санкций в виде вычет части зарплаты за невыполнение нормы). Первые свои наблюдения и выводы Тейлор изложил в брошюре «Система поштучной оплаты» (1895). На втором этапе Тейлор внедряет новые формы организации труда: а) редукцию труда (разделение сложных операций на более мелкие и простые - «жесты»); б) стандартизацию и нормализацию труда (закрепление трудовых приемов в определенной технологической последовательности, введение инструкционных карточек, пооперационной нормализации инструментов и оборудования, обособление подготовительного этапа, выделение службы технического контроля качества): в) программу «отбор-обученис-трсни- ' Фредерик Уинслоу Тейлор (1856-1915). Основные эксперименты провел в конце XIX - начале XX в., работая главным управляющим американской компании «Мануфэкчеринг инвестмент компани». где внедрял изобретенные им принципы управления и организации труда. ровка» по принципу «tlie one best way» («все должны равняться на лучших»); г) новые стимулирующие формы оплаты труда (шкалу премирования: процентные надбавки к средней заработной плате). Для накопления необходимых данных Тейлор широко использует вес известные ему эмпирические методы: наблюдение, контроль, «хронометраж», кино- и фотосъемку и т.д. По ходу эксперимента на втором этапе Тейлор обнаружил два феномена, ставших его научными находками: «рестршщионизм» («искусственное замедление» или «работа с прохладцей») и феномен «внутригруппового давления», между которыми Тейлором была обнаружена взаимозависимость. В частности, одной из причин «рестрикциопизма» Тейлор считал внутригругтовое давление, причем связывал это давление с худшей частью рабочих. Свои наблюдения второго этапа Тейлор изложит в своей второй брошюре «Управление фабрикой» (1903). На третьем этапе Тейлор вводит новую организационную форму: систему функциональной администрации (систему супервайзеров), построенную на жесткой производственной иерархии. Вместо одного многофункционального линейного супсрваизсра он назначает восемь узкопрофильных, взаимосвязанных между собой супервайзеров: по наладке, регулировке, контролю, ремонту, подготовке, общему порядку, из расчета: один супервайзер на шесть-семь рабочих (по сути, ввел бригадный метод), где рабочие находились под полной властью супсрваизсра, отвечавшего лично за результаты работы своей группът рабочих. По системе Тейлора именно супервайзер стал основной фигурой управления трудом. Тейлор любил повторять рабочим: «Вы здесь не для того, чтобы думать, за это платят другим». Он был убежден, что умение управлять людьми - важнейшая составляющая организации труда. функция супервайзера включала не только контроль за производственным процессом, но способность строить разумные отношения с рабочими, стимулируя тем самым мотивацию повышения производительности труда. С помощью системы супервайзеров Тейлору удалось: • ввести полный менеджерский контроль на рабочем месте: • произвести разделение ролей менеджера и владельца-собственника: * впервые в практике ввести систему внутренней трудовой мо Тейлор заложил основы новой кадровой политики. Она включала: • программу «достигающий рабочий» (превращение «слабых и * программу «достигающий руководитель» (подготовка перво • создание «банка» полной социальной информации о работни Свои наблюдения и выводы Тейлор излагает в третьей, и последней, работе «Принципы научного менеджмента» (1911). В целом система Тейлора, которую оппоненты назвали «потогонной системой», полностью отвечала потребностям индустриализма на рубеже XIX и XX вв. В то время задачи начальных этапов индустриальной экономики решались преимущественно на путях подготовки дешевой рабочей силы, организации рабочих мест «с малой свободой действий», превращения работников в живые ловкие орудия труда с заданными физическими качествами (выносливость. способность к автоматизму, к быстрому освоению алгоритма трудовых операций). Таковы были издержки массового машинного производства на ранних этапах его развития. В дальнейшем развитие индустриализма стало связываться с иной политикой по отношению к рабочей силе. В первой четверти XX в. возрастает роль монополистических предприятий, которые стали отличаться технической оснащенностью. высоким уровнем обобществления производственного процесса, возросшей коллективной ответственностью работников, что отличало их от предприятий начала века, когда внедрял научные принципы управления трудом Ф. Тейлор. Именно в это время возрастает научный интерес к проблемам изучения социально-психологической сферы трудового процесса, систематические исследования которой были начаты хоторнскими экспериментами (1927-1932), осуществленными группой социальных психологов во главе с Э. Мэйо. Итогом научных экспериментов этой группы стали два важнейших научных открытия; • выявлены новые факторы, влияющие на рост производительности труда: «групповой дух»; межличностное общение; субъективное отношение работника к своей профессиональной деятельности и производству в целом: • определена структура и функциональная роль малых промышленных групп в производственном процессе, которых отличает не только профессиональная, но и личностная дифференциация (лидеры, независимые, аутсайдеры) и которые устанавливают свои нормы поведения, свою мораль, свои правила на основе групповых ценностей. По итогам эксперимента был сделан важный вывод: на повышение производительности труда в группе существенное влияние оказывают социальная сплоченность, взаимные симпатии, степень социальной активности группы, и наоборот. Хоторнские эксперименты положили начало теории «человеческих отношений», в основе которой - активизация «человеческого фактора» в целях повышения производительности труда и эффективности производства. Для практического решения этих задач предпринимателям предлагалось: • утверждать приоритеты неформальных организаций; • использовать гибкие методы управления; • поощрять производственную демократию. Элтон Мэйо (1880-1949) - американский психолог австралийского происхождения, профессор школы Гарвардского университета, автор доктрины «человеческих отношений». Возглавил группу социальных психологов для проведения исследований на заводе электрокабелей Хоторна в г. Чичеро, близ Чикаго, принадлежащем фирме «Вестерн электрик» и насчитывающим более 20 тыс. работников. Основные выводы этого эксперимента Э.Мейо изложил в работе «The Human Problems of an Industrial Civilization» («Человеческие проблемы в индустриальной цивилизации», первое издание которой вышло в 1933 году. 2.3. Новые формы и методы организации труда в период перехода к постиндустриальному обществу Во второй половине XX в. стали появляться новые концептуальные подходы в вопросах труда и его организации, характерные для перехода от индустриализма к постиндустриализму. Стало ясно, что тс существенные изменения, которые стали происходить в экономике, всё больше влияют на изменение характера самого труда и трудового процесса (новые предметы труда, современные средства труда, получение новых продуктов труда), что потребовало и новых подходов к организации труда. Впервые это нашло отражение в таких работах, как «Грядущее постиндустриальное общество» Даниэля Белла (1973), «Третья волна» Элвина Тоффлера (1979), «Информационное общество» Мануэля Кастельса (1990) и др. Д. Белл видел новое общество таким, которое «складывается вокруг знаний, что, в свою очередь, порождает новые общественные отношения и новые структуры...» |7, с. 19|. Э. Тоффлер пишет о возникающей цивилизации как «одновременно и высокотехнологичной, и антииндустриальной...», которая «ведет нас за пределы стандартизации, синхронизации и централизации, за пределы стремлений к накоплению энергии, денег или власти...» |69, с. 33-34]. М. Кастсльс пишет об экономике нового типа, которую называет «информациональной..., так как производительность и конкурентоспособность факторов или агентов в этой экономике... зависят в первую очередь от их способности генерировать, обрабатывать и эффективно использовать информацию, основанную на знаниях» [34, с. 81] Именно в этих знаковых работах были обозначены критерии нового общества, высказаны соображения относительно самого процесса перехода и его основных составляющих. В частности, сформулированы некоторые особенности, связанные с переходом к постиндустриальному обществу, среди которых особо можно выделить следующие: • концентрация большей части рабочей силы в сфере услуг, которая стала превращаться в мощную экономическую отрасль, где стали возникать новые виды услуг, не имевшие место в индустриальном обществе. Если, например, в индустриальном обществе тенденцию к расширению имели услуги в транспорте или распре- делении, то в постиндустриальном ооществе тенденция к расширению характерна уже для многих видов услуг. Речь идет об услугах в производственной сфере (информационное обслуживание, управленческое, обслуживание рабочих мест, услуги по сбыту, сырью и т.д.), здравоохранении, образовании, коммунальном хозяйстве. Стали появляться новые отрасли услуг. К ним Д. Белл относит личные услуги (магазины розничной торговли, прачечные, гаражи, салоны красоты, индустрия развлечений), деловые услуги (банковское дело и финансы, торгов
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 362; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.198.150 (0.015 с.) |