Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 7. Трудовой коллектив и основы его организацииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
7.1 Трудовой коллектив как особая социальная организация Труд - коллективная деятельность людей. Вне трудового коллектива любой трудоспособный гражданин не сможет в полной мере раскрыть все свои потенциальные возможности. Более того, именно трудовой коллектив помогает любому работнику раскрыть свои таланты в максимально возможной степени. Поэтому очень важно понимать роль коллектива как особой социальной организации. В узком смысле трудовой коллектив определяется как «все граждане. участвующие своим трудом в деятельности предприятия на основе трудового договора» [75. с. 474]. Данное определение справедливо отражает правовую и экономическую функцию трудового коллектива. А между тем трудовой коллектив следует рассматривать и как определенный социальный организм, который обладает всеми необходимыми и достаточными признаками любой социальной организации, к которым можно отнести: • горизонтальную специ&тизацию (распределение по подразделениям, выполняющим самостоятельные функции); • вертикальную специализацию (построение по иерархическому признаку с назначением руководителей и подчиненных); • наличие организационной цели, а также принципов и норм, с помощью которых коллектив управляется: • распределение работников по ролям и статусам (социальная общность): • целостность и устойчивость трудового коллектива как системы. Наличие данных признаков дает все основания утверждать, что трудовой коллектив, как социальная организация, относится к одной из самых сложных типов социальных структур, поскольку является: 1) взаимодействующей структурой, основанной на разделе- Ш нии и кооперации труда; 2) целенаправленной структурой, где всех работников объединяет общая специфическая цель; 3) формализованной структурой, где осуществляется координированная деятельность на основе иерархической соподчиненности работников. Значит, можно дать следующее определение трудовому коллективу как социальной организации: это есть группа людей, объединенных единой целевой экономической и производственной программой, имеющих роль и статус, между которыми распределен труд и которые различаются по специальностям, занимают разные ступени на иерархической лестнице производства и управления, объединенных едиными законалш. нормами и правилами. Важнейшей особенностью трудового коллектива как социальной организации является органическое сочетание безличных и персонифицированных отношений. При решении организационных вопросов всегда важно понимать, что, с одной стороны, трудовой коллектив - не более чем средство, инструмент, механизм для достижения специфических производственных целей, где господствуют безличные отношения соподчиненных должностей, закрепленных приказом, нормативным положением, должностными инструкциями. Но, с другой стороны, трудовой коллектив - это общность, где, помимо формальных отношений, складывается система неформальных персонифицированных отношений на основе сходных ценностных ориентации, взаимных симпатий и антипатий, увлечений и т.д. Обе стороны имеют относительную самостоятельность, между ними нет антагонизма. Например, индивид в трудовой организации выступает одновременно как работник, коллега и функция производственного системного механизма. Рассматривая трудовой коллектив как особый вид социальной организации, следует также обратить внимание на то, что трудовой коллектив в основе своей является и определенной профессиональной средой, которую следует отличать от понятия «трудовая среда». Если трудовая среда рассматривается как объективная система трудовых отношений и условий труда, оказывающая влияние на выполнение индивидом своих профессиональных функций на рабочем месте, то профессиональная среда существует благодаря осознанию индивидом своей принадлежности к группе и принятию связанных с этим прав и обязанностей. В этом смысле профессио- нальная среда выступает источником формирования системы ценностных ориентации работников. Группа польских социологов. принявших участие в первом широкомасштабном исследовании межличностных отношений в инженерной среде на территории Варшавы в 60-х гг. XX в., пришла к выводу о правомерности признания важным фактором профессиональной среды существование у ее членов представления о ней как о референтной группе [67, с. 198-199|. Тем не менее было отмечено, что понятия «профессиональная среда» и «референтная группа» - близкие, но не равнозначные понятия. Осознание принадлежности к группе - необходимая, но не единственная предпосылка возникновения и функционирования среды. Необходимо также признание этой принадлежности со стороны среды, что выражается через ее институциональные формы. Анализ институциональных форм профессиональной среды позволяет избежать произвольного толкования термина «профессиональная среда». Такая неточность может возникнуть в результате принадлежности людей к нескольким референтным группам, а также из-за того, что каждый человек вплетен в сеть многочисленных профессиональных, социальных и личных отношений, находясь в трудовом коллективе. Теория референтных групп1, получила широкую известность в середине XX в., а во второй его половине нашла свое продолжение в крупных теоретических проектах. 7.2. Типы трудовых коллективов Основаниями типологии трудовых коллективов могут выступать: • вид и характер трудовой деятельности; • уровень трудовой общности; • степень формализации. ' 1 кшятие «референтная группа» введено ] \ Хаймепом в 1942 г. в работе «Psychology of Status» («1кихология статусов»), где она означала ipyu-uy, па которую индивид ориентирует свое поведение. Теория референтных групп получила свое продолжение в работах М. Шерифа, Т. Шибута-ни. А. Стросса. С. Стауффера, Р.Мертона, где рассматривались различные виды, типы и функции референтных групп. По первому основанию различают коллективы: 1) производственные. которые можно отнести к сфере материального производства; 2) непроизводственной деятельности, преимущественно сферы услуг; 3) сферы народного образования и здравоохранения; 4) научные; 5) органов управления и контроля. Второе основание предполагает существование трех основных уровней объединения работников в коллективы как трудовые общности. Здесь необходимо различать уровни объединения: а) высший; б) средний (вторичный); в) низший (первичный). К высшему уровню объединения относят основной коллектив как предприятие в целом. Средний уровень - это структурные единицы (коллективы цехов, отделов, служб, факультетов, отделений и т.д.). Особенностью трудовых коллективов нижнего уровня является их первичный (контактный) характер. К первичным трудовым коллективам относят бригады, сектора, лаборатории, кафедры и т.д. Именно здесь возникают устойчивые, повседневные личностные контакты в трудовом коллективе, в процессе которых проявляются индивидуальные особенности работников, их потребности и интересы, служащие основой для возникновения групповых норм и ценностей. По степени формализации трудовые коллективы могут быть двух типов: бюрократические и адхократические. В современном обществе большинство трудовых организаций -это формальные организации бюрократического типа, т.е. организации, которые построены как вертикальные иерархические структуры с четко выраженными отношениями строгой должностной соподчиненности и взаимной ответственности работников. Впервые на важную роль функционеров в индустриальном обществе обратил внимание Макс Вебер, который не только обосновал ее неизбежность и позитивную необходимость, но и вывел модель идеального типа бюрократии, где: • должность ценится выше личных качеств работника; • компетентность строго соответствует должности; • оценка труда зависит от места в иерархии рангов и должностей; • имеют место строгая служебная дисциплина и тотальный контроль. Вебер, обосновывая позитивную значимость бюрократической структуры, считал, что именно такого рода организация способна обеспечить эффективность труда. Известный английский публицист-сатирик Сирилл Норткот Паркинсон попытался в сатирической форме изобразить законы бюрократической организации, сформулировав знаменитый закон Паркинсона («Закон растущей пирамиды»), который гласит: ♦ чиновник множит подчиненных, но не соперников; ♦ чиновники работают друг для друга [54, с. 13J. Паркинсон, опираясь на достоверный фактический материал, пришел к выводу, что уменьшение объема работы чиновников вовсе не означает их пропорционального количественного сокращения. Как раз наоборот, уменьшение объема работы может привести к росту числа чиновников за счет числа заместителей и помощников. Чем больше подписей на бумаге просителя, тем весомей в глазах обывателя данная бумага. В этом есть доля истины, тем не менее изменить сущность бюрократии, сущность отношений в этом трудовом коллективе практически невозможно. В современном обществе, помимо устойчивых больших трудовых коллективов бюрократического типа, могут создаваться трудовые коллективы иного типа, которые, обладая признаками формальной организации, не могут быть отнесены к бюрократическому типу. Речь идет о небольших коллективах, формируемых для решения той или иной целевой задачи или проекта, по мерс завершения которых достаточно свободно распускаются и могут быть созданы заново для выполнения новых задач и проектов. Подобные формально -организационные структуры известный американский социолог и историк Элвин Тоффлер в своей работе «Третья волна» назвал «адхократией» (от лат. «ad hoc» и грсч. «kratos» - букв, «власть цели»), которую Тоффлер определил как «власть интеллектуалов, мобилизованных по конкретному поводу». Элвин Тоффлер уверен, что эти временные единицы могут объединяться в совершенно новые формальные структуры, так называемые матричные организации, основанные на «многокомандной системе» [69, с. 420]. Поэтому он считает данный вид формальной организации альтернативой бюрократии, особенно в обществах, основанных на высоких информационных технологиях и компьютерных коммуникациях. В работах Д. Белла и М. Кастельса подоб- ные матричные структуры были названы как «сетевые организации» [7: 34]. Адхократии могут существовать как самостоятельные стабильные трудовые коллективы (малые предприятия), антрепризные театральные группы (альтернатива бюрократическим репертуарным театрам), так и внутри большой бюрократической организации в виде мобильных рабочих групп для решения специальных производственных задач. И, наконец, важно отметить, что если бюрократия более эффективна в стабильной экономической ситуации, то для анолшческих (кризисных) экономических периодов более эффективна адхокра-тия, поскольку в условиях кризиса бюрократические структуры имеют свойства превращаться в коррумпированные системы. Таким образом, можно сказать, что трудовой коллектив - это многоуровневая социальная организация, функционирующая как целевой союз для решения экономических и социальных задач. 7.3. Пути и методы формирования кадрового ядра персонала Для решения организационных вопросов не менее также важно учитывать, что в трудовом коллективе всегда должна особо выделяться, почитаться и воспроизводится та его часть, которая обеспечивает производство основной доли продукта, т. е. так называемое кадровое ядро. Таким ядром является наиболее стабильная часть персонала, имеющая наибольший стаж работы на предприятии и более высокую квалификацию. В настоящее время принято считать, что если на крупных рентабельных предприятиях доля персонала, имеющего общий стаж от шести лет и выше, составляет около 80 %, то в этом случае решение организационных вопросов по управлению персоналом позволяет обеспечивать успешное решение экономических и социальных задач даже в условиях оттока определенной части кадров. Современные кадровые технологии позволяют успешно решать вопросы формирования «ядра» трудового коллектива. При использовании технологий подбора, отбора, перераспределения работников, как правило, приходится учитывать не только установки работников на трудовую деятельность, но и необходимость сочетания различных социальных типов работников. В странах с развитой рыночной экономикой данными проблемами занимается целый штат специалистов, поскольку социальная и психологическая совместимость работников не может не влиять на динамику успехов организации. Обычно выделяют три основных типа работников: первый тип - социально зрелый. Эти работники имеют высокий трудовой потенциал, их деятельность характеризуется производственной, творческой и социальной активностью; второй тип - относительно социально зрелый. Данный тип работников имеет тенденцию к поиску путей более полной реализации своего трудового потенциала и своих личностных качеств: третий тип - социально незрелый. Для этого типа работников главным мотивом трудовой деятельности является удовлетворение материальных потребностей. Трудовой потенциал этих работников невысок, они менее приспособлены к изменяющимся требованиям производства, достаточно конфликтны, зачастую пренебрегают социальными нормами трудового коллектива. По понятным причинам работодатели заинтересованы, прежде всего, в работниках первого и второго типа и стараются иметь наименьшую долю в кадровом составе своего персонала третьего типа (за исключением высоких профессионалов). В связи с этим для предприятия, желающего иметь высокий статус в конкурирующей среде, ключевое значение имеет кадровая технология по организации подбора персонала. Можно перечислить некоторые общие принципы, которые практикуются при подборе персонала: • оценка и подбор не только по профессиональным и деловым качествам, но и личным; • сочетание стабильности персонала с его обновлением; • сочетание опытных и молодых кадров; • сочетание и взаимное дополнение персонала. В реальной практике по подбору персонала выделяются две задачи: задача-минимум - подобрать по меньшей мере совместимых людей; задача-максимум - добиваться не просто совместимости, но и взаимного дополнения, с тем чтобы слабые стороны одних работников компенсировались сильными сторонами других работников. Сама программа по подбору кадров может включать ряд этапов: ^ на начальных этапах определяются требования к работнику. источники поиска работников, разрабатывается методика форм привлечения работников: • на последующих этапах подбирается группа претендентов на Очень важным моментом на первом этапе является определение требований к работнику, которые должны соответствовать модели рабочего места. Если рабочее место «вновь организованное», то определяется: •содержание работы; •характер работы; •требования к работнику. Если рабочее место - «освободившееся», то с учетом или неудавшегося соответствия прежнего работника характеру и содержанию работы, или невозможности найти соответствующую замену с уходом работника, проводится анализ «завышенных» или «заниженных» требований, а затем с учетом результатов анализа определяется новый перечень требований (но не в сторону их значительного понижения). Вопрос: где искать работника? Ответ на него начинается с определения или внутренних (из работников предприятия) или внешних (из людей, не связанных с предприятием) источников. В рыночной экономике, как правило, существует развитая инфраструктура рынка труда, которая востребована работниками и работодателями. В реальной практике чаще всего обращаются к внешним источникам, к основным видам которых относят: • учебные заведения; • государственные и коммерческие агенства по трудоустройству; • объявления о приеме; • предложения клиентов и поставщиков; • случайные претенденты; • рекламные объявления. Умение составить объявление о приеме на работу - важный организационный элемент отношений игры на рынке труда. Можно вновь обратиться к работе Сирила Н. Паркинсона «Законы Паркин- сона», где автор не случайно рассматривает данную проблему даже где-то с некоторой долей юмора. По Паркинсону, весь смысл объявления на работу должен сводиться к тому, чтобы, не привлекая большое количество претендентов, найти того кандидата, который в наибольшей степени соответствует данной работе, и оплата которой не выше и не ниже ее рыночной стоимости, иначе говоря, «нужно так уравновесить риском денежную выгоду, чтобы не явилось больше одного соискателя» [54, с. 211 Итак, настойчивый поиск и умелый набор способны обеспечить группу возможных кандидатов. Не менее важное значение имеет кадровая технология по отбору кандидатов, В конечном счете именно данная технология, требующая достаточно профессионального подхода, способна обеспечить желаемый результат. Основная цель при отборе кандидатов заключается в получении исчерпывающей информации о претенденте. Существуют основные и дополнительные виды источников информации о претенденте. К основным обычно относят анкеты, собеседование, тесты. К тем, которые можно считать неосновными, относятся: заявления (как форма изложения просьбы приема на работу), рекомендации, отзывы, телефонные переговоры претендента с работодателем. • Анкеты - важнейший источник и для сбора статистической информации, и для сбора ознакомительных данных о претенденте. В зависимости от целей сбора анкетных данных они могут включать как общие, так и специальные вопросы (о физических данных, интеллектуальных способностях, профессиональных интересах, хобби, желательных чертах характера, мотивациях работника, желательных условиях труда не только со стороны претендента, но главным образом со стороны работодателя. • Собеседование, или личное интервью, может проводиться как с целью проверки анкетных данных, уточнения неясных вопросов, получения дополнительной информации, так и как форма получения основной информации (отборочное собеседование). Собеседование может не принести желаемых результатов, если проводится «неспециалистами» и носит сугубо субъективный характер, поэтому нередко фирмы не относят собеседование к луч- шим формам отбора претендентов. Тем не менее собеседование имеет широкое распространение, а при квалифицированном его проведении позволяет отобрать компетентных работников. Возникает вопрос: что значит квалифицированное собеседование? Можно обозначить несколько критериев успеха: □ разработка рабочего плана о характере желаемой информации п собеседование желательно проводить не одному специалисту, но при этом так распределить роли между проводящими беседу, чтобы воздерживаться от вмешательства в компетенцию коллеги в ходе собеседования, вставляя свои замечания и комментарии; а строго придерживаться правила контролировать ход беседы, с тем чтобы «заставить» претендента говорить о том, в чем заинтересованы ведущие беседу; □ четко формулировать вопросы; D уметь внимательно слушать, т. е. воспринимать, запоминать и анализировать; □ беседа не должна выглядеть допросом, для чего время от вре d соблюдать некоторые эффективные психологические приемы ведения беседы: не прерывать собеседника, улыбаться, не делать длинных пауз, использовать невербальные средства (кивок головой, символику рук и пальцев). Все эти критерии и приемы должны преследовать единственную цель, чтобы претендент говорил больше (70 %), чем те, кто ведет беседу, с целью получения не просто обширной информации, но прежде всего той, которая наиболее полезна. • Тесты как важнейший источник получения информации. Первое и важнейшее условие, которое предъявляется к данному источнику, - это объективность тестов. Это значит, они не должны носить дискриминационный характер (определять силу, выносливость, зрение и т.д.). Второе важнейшее условие - стандартпзировапностъ. Это означает, с одной стороны, что данный тест должен быть первоначально апробирован на аналогичной группе, а с другой стороны, проводиться в последующем в тех же стандартных условиях. Третье условие касается результатов теста. Они должны быть надежными и достоверными. Типы тестов можно разделить на три основные группы. Тесты на определение способностей. Цель - измерить возможности и потенциальные способности к обучению. В данной группе тестов наиболее популярны являются тесты на определение общей способности мыслить, способности к размышлению вслух, умение оперировать цифрами (математические способности), пространственное воображение. Здесь же используются тесты на проверку технических способностей, на умение делать что-то вручную, творческие способности, орфографические знания, логическое мышление. Квалификационные тесты. Они разрабатываются для тестирования уже приобретенных навыков, выяснения наличности конкретной способности (работа с компьютером, работа с документами и т.д.). При проведении этого вида тестов претендентов часто просят принести образцы выполненных ранее работ. Тесты на проверку личных качеств. По мере возрастания роли неформальных отношений в трудовых коллективах личные качества претендентов всё более оказываются в поле зрения работодателей. Особенно часто данный тип тестов используется при отборе кандидатов для управленческой работы. Итогом отбора кадров является подписание с принятым работником контракта или трудового договора. 7.4. Система трудовых статусов работников Трудовой коллектив можно рассматривать и как совокупность трудовых статусов. Трудовой статус - важнейшая составляющая трудового процесса. С точки зрения производственной иерархии трудовой статус - это определенный уровень или относительная важность индивида в трудовом коллективе. Свой трудовой статус работник связывает с восприятием определенных ценностей. К ним можно отнести: • должность, которая имеет определенное место в производственной иерархии; • образование, гарантирующее занятие определенной должности; * исключительность, которая связывается с самой значительной должностью в производственной иерархии; * социальные льготы, объем которых связывается с более высоким положением в трудовом коллективе; * «хорошие» и «плохие» работы, которые работник связывает с комфортностью условий труда, придающих более высокий статус рабочему месту, даже если оно оплачивается ниже, чем тяжелая работа; * ассоциированность рабочего места, когда обслуживающий Вся эта совокупность ценностей дает возможность работнику оценивать свой трудовой статус как с позиции соотнесения с трудовыми статусами других работников (способность ранжировать статусы), так и соответствия своего трудового статуса с теми характеристиками (ценностями), которые работник по своему субъективном}- восприятию считает наиболее важными. Впервые на данную проблему обратил внимание американский социолог, профессор Гарвардского уттиверситета, автор теории социального обмена Джорж Каспар Хоманс, который изложил свои наблюдения в работе «Статус конторских служащих» («Status among clerical workers». New Jersey, 1965). В ходе социологического эксперимента Хоманс обратил внимание на две группы работников, одна из которых, имея более низкий профессиональный статус, хорошо оплачивалась и более высоко оценивалась администрацией, что вызывало недовольство со стороны той группы, которая считала свою профессию более престижной. В ходе своего исследования Хоманс сделал следующие заключения: 1) в трудовом процессе значимость роли трудового статуса достаточно высока; 2) нарушение статусных соответствий может стать причиной трудовых конфликтов. Его главным выводом было положение о том, что для каждого работника его трудовой статус является возможностью проявить свою компетенцию, превосходство, важность, что требует соответ- ствуюгдей оценки со стороны руководства предприятием или фирмой. Отсюда следует, что важной слагаемой эффективного функционирования трудового коллектива является учет оценки работником своего трудового статуса в соотнесении с тем реальным положением, которое работник по роли и месту в процессе труда занимает в соответствующей производственной иерархии [79, с. 130— 134]. Таким образом, можно сделать вывод, что трудовой коллектив как социальная организация должен выполнять не только функцию объединения работников вокруг целей организации, не только инструментальную функцию для эффективного решения специфических задач организации, но и функцию распределения и поддержания профессионально-статусной иерархии, в полной мере отвечающей целям и задачам трудового коллектива. Это не простая организационная задача для управленческого менеджмента по той причине, что решать ее приходиться в формате не только формальных отношений, но и неформальной интеракции. Вопросы для самоконтроля 1. Определите признаки трудового коллектива как социальной организации. 2. Какова степень важности персонифицированных отношений в трудовом коллективе? В каком случае эти отношения могут иметь негативные последствия для эффективной работы коллектива'? 3. Подумайте, что общего у коллективов больших промышленных предприятий и небольших трудовых коллективов непромышленного типа?
4. В чем позитивное и негативное значение бюрократических организаций? 5. При каких условиях развития общества адхократические организации могут по значимости опережать бюрократические организации? 6. Проанализируйте закон «растущей пирамиды» Т. Паркинсона. 7. Каковы базовые основания трудового статуса? 8. Как следует понимать статус-кво в системе трудовых статусов? Глава 8. Кадровая структура
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 1171; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.62.5 (0.011 с.) |