Раздел I трудовой процесс и общие принципы его функционирования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел I трудовой процесс и общие принципы его функционирования



Глава 6, Социальное партнерство

РАЗДЕЛ И ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА НА УРОВНЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

Глава 8. Кадровая структура

Глава 1L Охрана труда и основы ее научной организация

ГЛАВА 14 Организация оплаты труда

2008-2010 2005-2007

Защита трудовых прав, охрана труда, промышленная и экологическая безопасность:

Социальное страхование, социальная защита, отрасли социальной сферы:

Новые аспекты социально-экономического развития по Генеральному соглашению 2008-2010 гг.:

Задание 4. Организация трудовых отношений по части заклю­чения индивидуальных и коллективного трудовых договоров тре­бует рационального анализа прав и обязанностей работников и ра­ботодателей. Составьте аналитическую записку по гл. 21 и 22 Тру­дового кодекса Российской Федерации и ответьте па следующие вопросы:

i. Можно ли обнаружить баланс интересов, если соотнести пра­ва работника и обязанности работодателя, и наоборот';'

2. Чьи права (работника или работодателя) защищены в боль­шей степени трудовым законодательством? Какие аргументы мож­но считать наиболее приоритетными?

3. Какие позиции вы хотели бы изменить в ст. 21 и 22 Трудового кодекса РФ?

Задание 5. Организация кадровой работы предполагает вести строгую отчетность по учету персонала и его движения. Особую значимость имеет среднесписочная величина персонала, которая используется не только как отчетная величина для ряда внешних организаций, но и как расчетная величина. В нижеприведенной за­даче рассчитайте среднесписочную величину и коэффициенты движения кадров (коэффициенты оборота по приему, увольнению, текучести кадров), используя следующие условные данные (по ва­риантам):


Задача: Организация на 1 марта (условный год) имела списоч­ный состав в количестве 315 чел. За отчетный период (март) было следующее движение кадров:

2 марта было принято 3 чел. и уволен 1 чел. (по собственному желанию);

5 марта был уволен 1 чел. (в связи с выходом на пенсию) и при­нято 2 чел.;

10 марта было уволено 3 чел. (2 по собственному желанию и 1 в связи с переводом в филиал организации);

12 марта было принято 2 чел.;

15 марта было принято 4 чел. и уволен 1 чел. (за нарушение трудовой дисциплины);

16 марта был уволен I чел. (в связи с избранием на выборную должность в другой организации):

18 марта было уволено 2 чел. (в связи с отъездом за рубеж) и принят 1 чел.;

21 марта было принято 3 чел. и уволен 1 чел. (по собственному желанию);

24 марта было уволено 2 чел. (1 за нарушение трудовой дисцип­лины и 1 в связи с выходом на пенсию);

27 марта был принят 1 чел. и уволено 2 чел. (по сокращению штатов).

Рассчитать: 1) среднесписочную на конец отчетного периода; 2) коэффициенты: оборота по приему, увольнению, текучести кад­ров: 3) проанализировать динамику коэффициента текучести кад­ров и сформулировать соответствующие предложения.

Задание 6. Определение класса работ по условиям тяжести и напряженности труда при организации аттестации рабочих мест по условиям труда. Для задания использовать табл. П.3.17 (см. прило­жение 3) и аналитическую табл. П. 1.2.

1. Определение класса работ по условиям тяжести труда. По отдельным условиям нижеприведенных видов работ физическо­го труда рассчитать величину физической нагрузки и соотнести эту величину с нормативными показателями из табл. П.3.17.

Условие Л. Определите величину по показателю физическая ди­намическая нагрузка, если известно, что рабочий (мужчина) берет с конвейера деталь массой 2,5 кг, перемещает ее на свой рабочий


стол (расстояние 058 м), выполняет необходимые операции, пере­мещает деталь обратно на конвейер и берет следующую. Всего за смену рабочий обрабатывает 1200 деталей. К какому классу можно отнести данный вид работы?

Условие Б. Определите суммарную массу груза, перемещаемого работником в течение каждого часа смены (смена 8 ч), если извест­но по условиям первой задачи, что рабочий за смену поднимает 1200 деталей (каждая массой 2,5 кг), перемещая каждую деталь с конвейера на рабочий стол и обратно. Определите класс тяжести трудового процесса по показателю масса поднимаемого и переме­щаемого груза вручную.

Условие В. Определите класс условий труда по показателю тя­жести трудового процесса стереотипные рабочие движения (коли­чество за смену), если известно, что маляр выполняет около 120 движений большой амплитуды в минуту. Всего основная работа занимает 65 % рабочего времени (смена 8 ч). Каково количество движений, выполняемых маляром за смену?

Условие Г. Определите класс условий труда по показателю статическая нагрузка за смену, если известно, что маляр (женщи­на) при окраске промышленных изделий удерживает в руке крас­копульт весом 1,8 кгс в течение 80 % времени смены (смена 8 ч). Определите величину статической нагрузки за смену (единица из­мерения статической нагрузки: кгс х с (секунда)).

Условие Д. Определите класс условий труда по показателю тя­жести трудового процесс рабочая поза для профессии врача-лаборанта, который, работая с микроскопом, проводит в фиксиро­ванной позе около 40 % рабочего времени.

Условие Е. К какому классу условий труда по показателю тяже­сти трудового процесса наклоны корпуса (количество за смену) следует относить труд работницы, которая совершает за смену до 200 глубоких наклонов (более 30D), когда берет детали из контей­нера, стоящего на полу.

Задача усложняется, когда необходимо определять итоговый класс вида занятий. Поэтому для наглядности приводится пример определения итогового класса по показателям тяжести трудового процесса (индекс протокола соответствует индексам табл. П.3.17):


Протокол оценки условий труда по показателям тяжести трудового процесса

(рекомендуем ый)

Ф.,И., О.___________ Иванова В. Д. пол ж

Профессия:____________ укладчица хлеба_________________

Предприятие:______________ Хлсбзавод__________________

Краткое описание выполняемой работы: Укладчица хлеба вручную

укладывает___________________________________________

_____^^ готовый хлеб с укладочного

стола в лотки.

 

Ин­декс Показатель Факт, значения Класс
  Физическая динамическая нагрузка, кгм: ре­гиональная: перемещение груза до 1 м: общая нагрузка: с перемещением груза   3.1
1.1 от 1 до 5 м  
1.2 более 5 м  
  Масса поднимаемого и перемещаемого вруч­ную груза, кг:    
2.1 при чередовании с другой работой  
2.2 постоянно в течение смены 0:8  
2.3 суммарная масса за каждый час смены:    
  с рабочей поверхности   3.1
  с пола    
  Количество стереотипных рабочих движений:    
3,1 локальная паарузка -  
3,2 региональная наарузка 21 000 3,1
  Статическая нагрузка, кгс • о    
4,1 одной рукой -  
4,2 двумя руками 13 200  
4,3 с участием корпуса и ног -  
  Рабочая поза Стоя 75 % 3,1
  Наклоны корпуса (количество за смену)   3,1
  Перемещение в пространстве, км:    
7.1 по горизонтали 1,5  
7.2 по вертикали -  
Окончательная оценка тяжести труда 3.2

Итак, из девяти показателей в вышеприведенном протоколе. пять показателей относятся к классу 3.1. Учитывая, что при нали­чии двух и более показателей класса 3.1 общая оценка повышается на одну степень, окончательная оценка тяжести трудового процесса укладчицы хлеба - класс 3.2. Пример приводится по источнику 162].

2. Определение класса работ по условиям напряженности труда. Особенностью определения класса по напряженности труда является сложность измерения умственного труда. Для этого тре­буются особые измерительные технологии, одна из которых была предложена отечественными специалистами по труду, разработчи­ками Руководства Р 2.2.2006-05. Для выполнения такого рода зада­ний необходимы:

■ «Ква1ификационный справочник должностей руководителей,
специалистов и других служащих», где даны унифицированные
квалификационные характеристики;

-табл. П. 1.2;

■ методические пояснения (Руководство Р 2.2.2006-05).
Алгоритм задания: определение класса по напряженности тру­
да, к примеру, «инкассатора».

i. Необходимо ознакомиться с описанием должностных обязан­ностей. Согласно «Квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и других служащих» получаем ин­формацию о том. что:

должностные обязанности инкассатора следующие: получает в соответствии с установленным порядком в кассе предприятия де­нежные средства и ценные бумаги, доставляет их в учреждения банка по месту- нахождения расчетного или текущего счета с обяза­тельным соблюдением правил, обеспечивающих их полную со­хранность.

Должен знать: нормативные правовые акты, положения, инст­рукции, другие руководящие материалы и документы, определяю­щие сроки и порядок приема, транспортировки и сдачи денежных средств, правила обеспечения их сохранности при доставке; осно­вы организации труда; основы законодательства о труде; правила внутреннего трудового распорядка: правила и нормы охраны труда.

2. Внимательно изучаем табл. П. 1.2, которая поможет опреде­лить итоговый класс по напряженности труда такой профессии, как


инкассатор, где необходимо определить вначале класс по каждой из 23 позиций, после чего определяется итоговый класс.

Таблица П. 1.2 Классы условий труда по показателям напряженности трудового процесса

 

 

 

Показате­ли на­пряжен­ности трудового процесса Классы условий груда
оптималь­ный (на­пряжен­ность труда легкой сте­пени) допусти­мый (на­пряжен­ность тру­да сред­ней сте­пени) вредный (напряженный труд)
1-й степени 2-й степени
1, Интеллектуальные нагрузки
1.1. Со­держание работы Отсутству­ет необхо­димость принятия решения Решение простых задач по инструк­ции Решение сложных за­дач с выбором по известным алгоритмам (работа по серии инст­рукций) Эвристиче­ская (творче­ская) дея­тельность, требующая решения ал­горитма. единоличное руководство в сложных ситуациях
1,2, Вос­приятие сигналон (информа­ции) и их оценка 1 восприятие сигналов, не тре­бующее коррекции действий Воспри­ятие сиг-палов с после­дующей коррекци­ей дейст­вий и опе­раций Восприятие сигналов с последующим сопоставлени­ем фактиче­ских значений параметров с их номиналь­ными значе­ниями. За­ключительная оценка факти­ческих значе­ний парамет­ров Восприятие сигналов с последую­щей ком­плексной оценкой свя­занных па­раметров, Комплексная оценка всей производст­венной дея­тельности

Продолжение табл. I'LL

 

 

 

Показате­ли на­пряжен­ности трудового процесса Классы условий труда
оптималь­ный (на­пряжен­ность труда легкой сте­пени) допусти­мый (на­пряжен­ность тру­да сред­ней сте­пени) вредный (напряженный труд)
1-й степени 2-й степени
1. Интеллектуальные нагрузки
1.3. Рас­пределе­ние функ­ций по степени сложности задания Обработка и выполне­ние задания Обработ­ка, вы­полнение задания и его про­верка Обработка, проверка и контроль за выполнением задания Контроль и предвари­тельная ра­бота по рас­пределению заданий дру­гим лицам.
1.4. Харак­тер вы­полняемой работы Работа по индивиду­альному плану Работа по установ­ленному 1рафику с возмож­ной его коррекци­ей по ходу деятель­ности Работа в усло­виях дефицита времени Работа в ус­ловиях де­фицита вре­мени и ин­формации с повышенной ответствен­ностью за конечный результат

 

  2. Сенсорные нагрузки  
2.1. Длитель-        
ность сосредо-        
точенного на- До 25 26-50 51-75 Более 75
блюдения (%        
времени смены)        
2.2.Плотность        
сигналов (свето-        
вых, звуковых) и сообщений в До 75 76-175 17-300 Более 300
среднем за 1 час        
работы        

Продолжение табл. П. 1.2

 

2. Сенсорные нагрузки
2.3. Число произ­водственных объектов одно­временного на­блюдения До 5 6-10 11-25 Более 25
2.4. Размер объ­екта различения (при расстоянии от глаз рабо­тающего до объ­екта различения не более 0,5 м) в мм ири длитель­ности сосредо­точенного на­блюдения (% времени смены) Колее 5 мм 100% 5-1,1 мм - более 50 %; 1-0,3 мм- до50%: менее 0,3 мм -до 25 % 1-0,3 мм - более 50 %; менее 0,3 мм -26-50 % Менее 0,3 мм - более 50 %
2.5. Работа с оптическими приборами (микроскопы, лупы и т.п.) при длительности сосредоточенно­го наблюдения (% времени сме­ны) До 25 26-50 51-75 Более 75
2.6. Наблюдение за экранами ви­деотерминал он (часов в смену): при буквенно-цифровом типе отображения информации при фафиче-ском типе ото­бражения ин­формации До 2 ДоЗ ДоЗ До 5 До 4 До 6 Ьолее 4 Ьолее 6

Продолжение табл. ILL

 

  2. Сенсорные нагрузки  
2.7. Нагрузка на Разборчи- Разборчи- Разборчи- Разборчи-
слуховой анали- вость слов вость слов вость слов вость слов
затор (при про- и сигналов и сигналов и сигналов и сигналов
изводственной от 100 до от 90 до 70 от 70 до 50 менее 50
нео бходимости 90 %. %. Имеют- %. Имеют- %.
восприятия речи Помехи ся помехи, ся помехи, Имеются
или дифферен- отсутст- на фоне на фоне помехи, на
цированных вуют которых которых фоне кото-
сигналов)   речь речь рых речь
    слышна на слышна на слышна на
    расстоя- расстоя- расстоя-
    нии до 3,5 м нии до 2 м нии до 1,5 м
2.8. IlaipyriKa па        
голосовой аппа-        
рат (суммарное        
количество ча- До 16 До 20 До 25 Более 25
сов, наговари-        
ваемое в неде-        
лю)        

 

  3. Эмоциональные нагрузки  
3.1.Степень от- Несет Несет от- Несет от- Несет от-
ветственности за ответст- ветствен- ветствен- ветствен-
результат собст- венность ность за ность за ность за
венной деятель- за выпол- функцио- функцио- функцио-
ности. Значи- нение нал] л юс нал] л юс нал] л юс
мость ошибки отдель- качество качество качество
  ных эле- вспомога- основной конечной
  ментов тельных работы продук-
  заданий. работ (за- (задания). ции. рабо-
  Влечет за даний). Влечет за ты, зада-
  собой Влечет за собой ис- ния. Вле-
  дополни- собой до- правления чет за со-
  тельные полни- за счет бой по-
  усилия в тельные дополни- вреждение
  работе со усилия со тельных ооорудо-
  стороны стороны усилии вания. ос-
  работника выше- всего тановку

Продолжение табл. ILL

 

3. Эмоциональные нагрузки
    стоящего руково­дства (бригади­ра. мастера и т.п.) лектива (группы, бригады и т.п.) техноло­гического процесса и может возник­нуть опас­ность для жизни
3.2. Степень рис­ка для собствен­ной жизни Исключе­на     Вероятна
3.3. Степень от­ветственности за безопасность других лиц Исключе­на     Возможна
3.4. Количество конфликтных ситуаций, обу­словленных про­фессиональной деятельностью, за смену Отсутст­вуют 1-3 4-8 Волос 8

 

  4. Монотонность нагрузок
4.1. Число эле-        
ментов (прие-        
мов), необходи-        
мых для реализа­ции простого за- Волее 10 9-6 5-3 Менее 3
дания или в мно-        
гократно повто-        
ряющихся опера-        
циях        
4.2. Продолжи-        
тельность (в сек)        
выполнения про­стых заданий или Более 100 100-25 24-10 Менее 10
повторяющихся        
операции        

Окончание табл. П. 1.2

 

 

  4. Монотонность нагруюк
4.3. Время актив-        
ных действий (в        
% к продолжи-        
тельности сме- 20 и бо­лее      
ны). В остальное время - наблюде- 19-10 9-5 Менее 5
ние за ходом        
производственно-        
го процесса        
4.4. Монотон-        
ность производ-        
ственной обста-        
новки (время пас-        
сивного наблю- Менее 75 76-80 81-90 Более 90
дения за ходом        
техпроцесса в %        
от времени сме-        
ны)        

 

5. Режим работы
5.1. Фактическая продолжитель­ность рабочего дня 6-7 ч 8-9 ч 10-12ч Ьолее 12 ч
5.2. Сменность работы Односмен­ная работа (без ночной смены) Двухсмен­ная работа (без ночной смены) Трехсменная работа (ра­бота в ноч­ную смену) Нерегуляр­ная смен­ность с работой в ночное время
5.3. Наличие рег­ламентирован­ных перерывов и их продолжи­тельность Перерывы регламенти­рованы. достаточной продолжи­тельности: 7 % и более рабочего времени Перерывы регламенти­рованы, не­достаточной продолжи­тельности: от 3 до 7 % рабочего времени Перерывы пс регламен­тированы и псдостаточ­ной продол­жительно­сти: до 3 % рабочего времени Перерывы отсутству­ют

Следующим этапом является создание аналитической таблицы (табл. 11.1.3.), где представлен весь перечень соответствующих по­казателей но напряженности труда (их 23 в соответствии с табли­цей ПЛ.2). Следует оценить каждую позицию по классности и за­нести окончательные итоги в соответствующий протокол.

Таблица П. 1.3 Анализ определения класса по напряженности труда

 

Показатели Класс условий труда
           
      3.1 3.2  
1. Интеллектуальные на1рузки
1.1 Содержание работы     +    
1.2 Восприятие сигналов и их оценка     +    
1.3 Распределение функции по степени сложности задания   +      
1.4 Характер выполняемой работы       +  
2. Сенсорные на1рузки
2.1 Длительность сосредоточенного наблюдения     +    
2.2 1 [лотность сигналов за 1 час работы +        
2.3 Число объектов одновременного наблюдения +        
2.4 Размер объекта различения при длительности сосредоточенного внимания   +      
2.5 Работа с оптическими приборами при длительности сосредоточенного наблюдения +        
2.6 Наблюдение за экраном видеотер­минала +        
2.7 Нагрузка на слуховой анализатор     +    
2.8 Нагрузка на голосовой аппарат   +      
3. Эмоциональные пафузки
3.1 Степень ответственности за резуль­тат собственной деятельности. Зна­чимость ошибки.       +  
3.2 Степень риска для собственной жизни       +  

Окончание табл. П. 1.3 Анализ определении класса по напряженности груда

 

Показатели Класс условий труда
           
      3.1 3.2  
3. Эмоциональные нафузки
3.3 Ответственность за безопасность других лиц +        
3.4 Количество конфликтных произ­водственных ситуаций за смену     +    
4. Монотонность нагрузок
4.1 Число элементов, необходимых для реализации простого задания или многократно повторяющихся опе­раций   +      
4.2 1 [родолжительность выполнения простых заданий или повторяю­щихся операций +        
4.3 Время активных действий +        
4.4 Монотонность производственной обстановки +        
5. Режим работы
           
5.1 Фактическая продолжительность рабочего дня       +  
5.2 Сменность работы +        
5.3 [ [аличис регламентированных пере­рывов и их продолжительность     +    
Количество показателей в каждом классе          
Общая оценка напряженности труда       +  

Примечание шесть показателей относятся к классу 3.1, четыре пока­зателя - к классу 3.2. поэтому общая, оценка напряженности труда инкас­сатора соответствует классу 3.2 (методику его определения масса см. ниже).

Методика определения класса по напряженности труда

Независимо от профессиональной принадлежности (профессии) учитываются все 23 показателя, перечисленные в табл. П. 1.2. Не допускается выборочный учет каких-либо отдельно взятых показа­телей для общей оценки напряженности труда.


По каждому из 23 показателей в отдельности определяется свой класс условий труда. В том случае, если по характеру или особен­ностям профессиональной деятельности какой-либо показатель не представлен (например, отсутствует работа с экраном видеотерми­нала или оптическими приборами), то по данному показателю ста­вится 1 класс (оптимальный) - напряженность труда легкой степе­ни.

Окончательная оценка классности напряженности труда уста­навливается следующим образом:

оптимальный (1-й класс) устанавливается в тех случаях, ко­гда семнадцать и более показателей имеют оценку 1-го класса, а остальные относятся ко 2-му. При этом должны отсутствовать по­казатели, относящиеся к 3-му классу;

допустимый (2-й класс) устанавливается в следующих двух случаях:

 

1) когда шесть и более показателей отнесены ко 2-му классу, а остальные - к 1-му;

2) когда от одного до пяти показателей отнесены к 3.1 и (или) 3.2 степеням напряженности, а остальные - имеют оценку 1-го и (или) 2-го классов;

• для установления 3-го класса обязательным является отнесе­
ние шести и более показателей к 3-му классу. При соблюдении это­
го условия труд напряженный 1-й степени (3.1) устанавливается,
если:

шесть показателей имеют оценку только класса 3.1, а оставшие­ся показатели относятся к 1-му и (или) 2-му классам;

от трех до пяти показателей относятся к классу 3.1, а от одного до трех - к классу 3.2;

труд напряженный 2-й степени (3.2) устанавливается, если:

шесть показателей отнесены к классу 3.2;

когда более шести показателей отнесены к классу 3.1, а от четы­рех до пяти показателей - к классу 3.2:

когда шесть показателей отнесены к классу 3.1 и имеются от одного до пяти показателей класса 3.2.

Задание 7. Как известно, организация оплаты труда в бюджет­ной сфере претерпела определенные изменения, что было связано с переходом от оплаты труда по единой тарифной сетке (ETC) к но-


вым системам оплаты труда (НСОТ). Необходимо провести срав­нительный анализ этих двух подходов. В качестве примера предла­гается алгоритм (табл. П.1.4 и П.1.5.), связанный с расчетом оплаты труда преподавателей высшей школы.

Таблица П. 1.4 Расчет оплаты труда профессорско-преподавательского персонала по ETC (единой тарифной сетке)

 

 

 

 

 

I Гаименование должности Разряд ETC Оклад по ETC 11адбавки Итого в месяц
за долж­ность, % за ученую сте­пень, руб.
    3000 (к. п.) 7000 (Д. н.)
Профессор, д. н. Профессор, к. н. Доцент, д. н. Доцент, к. н. Ст. препод., к. п. Ст. препод., б/ет. Ассистент, к. п. Ассистент, б/ст. 18 16 16 15 14 13 12 11 X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X

Рассчитать оплату труда каждого преподавателя трудового коллектива в составе:

зав. кафедрой, проф. (доктор наук);

два профессора (18-го и 16-го разряда); пять доцентов (четыре 15-го разряда, один - 16-го);

десять ст. преподавателей (восемь 14-го разряда, два - 13-го); шесть ассистентов (два 11-го разряда, четыре - 12-го).

Условие: тарифная ставка 1 разряда 2300 руб.

Коэффициенты тарифной сетки: 11-й разряд - 2,68; 12-й раз­ряд -2,89; 13-йразряд- 3,12;

14-й разряд - 3.36; 15-й разряд - 3.62; 16-й разряд - 3.90; 17-й разряд - 4.20; 18-й разряд - 4,50

Примечание: тарифную сетку посмотреть по источнику [15].


Таблица П. 1.5 Расчет баю ной заработной млаты профессорско-преподавательского состава по НСОТ (новые системы оплаты груда (без 30% стимулирующей надбавки)

 

 

 

 

 

 

 

Должность К на ли- фи- каци он- ная фу п па Кла­ли фи кади он-ный уро­вень Дол ж пост­ной оклад Базовые стимулирующие вы­платы Месяч­ный фонд оплаты труда (] став­ка)
за уче­ную степень (Д-Н, к.н.) за долж­ность (профес­сор 0,6 доцент 0,4 повышаю­щий коэф­фициент (к должности, кроме проф., ДОЦ.)
руб. % руб % руб
Декан, д. п.             0,7 X X
Декан, к. н.             0,7 X X
Зан. каф., д. п.             0,7 X X
Зан. каф., к. н.             0,7 X X
Проф., д. н.         0,6 X     X
Проф., к. п.         0,6 X     X
Доцент, д. п.         0,4 X     X
Доцент, к. п.         0,4 X     X
Ст.препод. (К.Н.)                 X
Ст.препод. (б/ ст)                 X
Ассистент (K.H)                 X
Ассистент (б/ст)                 X

Дополнительные вопросы к заданию i. Какая система может показаться более простой? 2. Какая система отвечает в большей степени принципу спра­ведливости?


Приложение 2

Тестовые задания

Задание 1. Из нижеперечисленных выделите те факторы, кото­рые негативным образом влияют на организацию труда при пере­ходе к рынку:

а) повышение заработной платы;

б) государственное регулирование цен;

в) закрытие нерентабельных предприятий;

г) структуризация экономики.

Задание 2. Целью организации труда является:

а) эффективность производства;

б) увеличение объемов продукции;

в) рациональное использование трудовых затрат;

г) увеличение проектных мощностей.

Задание 3. Организацию труда в постиндустриальном обществе отличает:

а) улучшение качества наемной рабочей силы;

б) вертикальная соподчиненность;

в) расширение сетевых стратегических союзов;

г) изменение структуры наемной рабочей силы;

д) коллективная ответственность.

Задание 4. К предметам труда следует относить:

а) всеобщие условия производства;

б) машины, механизмы, инструменты;

в) землю и ее недра;

г) сырье и полуфабрикаты:

д) программное обеспечение;

е) комплектующие изделия;

ж) энергетические потоки;

з) материальные потоки.
Задание 5. Средства труда - это:

а) земля и ее недра;

б) сырье и материалы;

в) передающие устройства;

г) программное обеспечение;

д) машины и механизмы;


е) полуфабрикаты;

ж) информационные потоки;

з) производственные здания.

Задание 6. Выберите правильные выражения:

а) разделение труда носит всегда принудительный характер;

б) продукт труда - это то, на что направлен труд человека;

в) к предметам труда относят энергетические, материальные и
информационные потоки;

г) трудовые ресурсы не включают незанятых в экономике:

д) экономически активное население включает занятых и безра­
ботных.

Задание 7. Внутренний рынок труда - это:

а) вакантные места в пределах одного государства;

б) сфера обращения рабочей силы внутри одного предприятия;

в) сфера обращения рабочей силы в пределах национальных
границ;

Задание 8. Общероссийский классификатор занятий определяет:

а) квалификационные различия;

б) профессиональные различия;

в) профессиональную специализацию;

г) функциональную занятость.
Задание 9. Трудовые отношения - это:

а) экономические отношения;

б) производственные отношения:

в) профессиональные отношения;

г) социальные отношения;

д) правовые отношения.

Задание 10. Факторами производственной среды являются:

а) физическая среда;

б) факторы напряженности труда;

в) социальные условия;

г) химические и биологические факторы;

д) факторы тяжести труда.

Задание 11. Выделите правильные положения:

а) рабочее время - это всеобщая мера труда;

б) рабочее время есть время, необходимое работнику для вы­
полнения рабочего задания;

в) норма времени определяется как трудоемкость операции;


г) штучное время включает подготовительно-заключительное
время;

д) норма численности определяет необходимое количество еди­
ниц оборудования, которое может обслуживать один или несколько
работников.

Задание 12. Единичное (техническое) разделение труда - это разделение общественного труда на крупные виды (промышлен­ность, сельское хозяйство, управление, наука, армия и т.д.):

а) да; б) нет.

Задание 13. Рабочая сила- это:

а) трудоспособная часть населения;

б) экономически активная часть населения;

в) способность человека производить материальные и духовные
блага;

г) умение и навыки работника, полученные путем самоинвести­
рования.

Задание 14. Трудовые ресурсы - это:

а) способность человека производить материальные и духовные
блага;

б) экономически активное население, включающее занятых и
безработных;

в) трудоспособная часть населения, включающая реальных и
потенциальных работников;

г) умение и навыки работника, полученные путем самоинвести­
рования.

Задание 15. Экономически активное население включает:

а) всех трудоспособных от 16 до 59 лет;

б) всех занятых в народном хозяйстве;

в) всех занятых и безработных:

г) всех трудоспособных (занятых и незанятых).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 351; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.200.211 (0.156 с.)