Глава 5. Основы рынка труда и занятости 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 5. Основы рынка труда и занятости



5.1 Сущность рынка труда

Как показывает мировая практика, рынок труда более успешно функционирует там, где он представляется как хорошо организо­ванная, отлаженная функциональная система. Но прежде чем рас­сматривать сущность и структуру рынка труда, необходимо выяс­нить, что же такое рабочая сила и что покупается и продается на рынке труда - рабочая сила или труд?

Понятие «рабочая сила» используется в двух аспектах: стати­стик-экономическом и СОцИалЬно-экономическом (политэкономи-ческом).

Как статистико-экономическая категория, рабочая сила - это экономически активное население, включающее занятых и безра­ботных, т.е. речь идет о совокупной рабочей силе.

А как социально-экономическая категория - это «совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает орга­низм, живая личность человека, и которые пускаются им в ход ка­ждый раз, когда он производит какие-либо потребительные стои­мости» |42, с. 178]. Способность человека производить материаль­ные и духовные блага проявляет себя в соответствующей квалифи­кации, навыках и опыте. Именно в этом смысле рабочая сила про­являет свою товарную сущность, т.е. работник обладает и свободно распоряжается своей рабочей силой как товаром, что обеспечивает и свободу рынка труда.

До сих пор дискуссионным является вопрос: что продается на рынке труда - рабочая сила или труд?

Можно выделить три подхода: 1) на рынке труда продается ра­бочая сила. т. е. способность к труду; 2) на рынке труда продается и покупается труд (трудовые услуги), и заработная плата есть плата за труд, т. е. плата за деятельность человека по созданию любого


продукта труда или услуг |86, с. 2]; 3) на рынке труда продается и покупается рабочее место [37, с. 162].

Все три точки зрения имеют право на существование, но наибо­лее уязвимой является вторая позиция, поскольку сомнительно, что деятельность, создавая стоимости, может выступать в качестве то­вара, труд есть мера стоимости, ее сущность, поэтому не может быть товаром.

Теперь переходим к вопросу о сущности рынка труда.

Известно, что в рыночной экономике существует три основных рынка:

■рынок капитала;

■рынок труда;

■рынок продукта.

Рынок труда и рынок капитала - это основные виды рынков, на которых фирмы приобретают факторы производства, а рынок про­дуктов (изделий) - рынок, на котором продукция продается.

Рынок труда как составная часть рыночной макроэкономики представляет собой довольно сложный системный механизм согла­сования интересов работодателей и наемной рабочей силы по во­просам спроса и предложения, вопросам занятости и стоимости рабочей силы. Поскольку рынок труда это, прежде всего, спрос на труд, то результатом его функционирования следует считать изменения, которые происходят в основных факторах, воздейст­вующих на спрос. Такими факторами являются: 1) цена рабочей си­лы: 2) предложения капитала: 3) спрос на продукт. В зависимости от изменения данных факторов изменяются условия занятости и уровни занятости.

Помимо всего прочего, на рынке труда действует закон предель­ной производительности (стоимость предельного продукта по­следнего работника должна быть равной затратам на оплату его труда), влияющий на механизм принятия решения со стороны фирмы относительно необходимого количества работников. Если эта стоимость меньше затрат на оплату труда (что противоречит условиям максимизации прибыли), то фирма не будет принимать лишних работников. К тому же, немаловажное значение имеет конъюнктура рынка труда, т.е. реальная ситуация, которая скла­дывается на рынке труда в процессе купли-продажи рабочей силы


под влиянием многочисленных факторов: политических, социаль­но-экономических, демографических, природно-климатических. В мировой практике различают:

равновесный рынок труда (очень редкое явление);

трудодефицитиый рынок труда (не очень частое явление);

трудоизбыточный рынок труда (более частое явление).

Таким образом, с одной стороны, рынок труда - это действи­тельно самоорганизующаяся система, которая функционирует на основе рыночных факторов (закона спроса и предложения рабочей силы), но, с другой стороны, на него не могут не оказывать извест­ное влияние нерыночные факторы, возникающие вследствие осу­ществления государственной политики по регулированию некото­рых аспектов рынка труда в целях общественных интересов.

Современный рынок труда не ограничивается отношениями ме­жду двумя партнерами (работодателями и наемными работниками). В обществе с развитой экономикой рынок труда - система обще­ственных отношений, отражающих баланс интересов между предпринимателем, работником и интересами государства. И для соблюдения данного баланса со стороны государства и его струк­тур требуются определенные организационные усилия для решения целого ряда функциональных задач.

Государство как третий участник рынка выступает:

работодателем (организация рабочих мест на госпредприяти­ях, организация общественных работ, организация подготовки и переподготовки кадров);

инвестором крупных проектов и программ развития;

регулировщиком интересов партнеров рынка на основе законо­дательных и нормативных документов;

организатором деятельности по обеспечению участников
рынка необходимой информацией, в том числе статистической.

Характер рынка труда определяется многими экономическими и неэкономическими факторами, среди которых следует отметить:

►сдвиги к капиталоемкому способу производства;

►развитость конкурирующей среды;

►готовность рабочей силы удовлетворить любой запрос обще­ственного производства;

►наличие осознанной солидарности различных политических сил перед экономическими вызовами и т.д.


Совокупность тех или иных факторов оказывает влияние на сте­пень формализации рынка труда, т. е. на полноту его статистиче­ского обеспечения. Речь идет о том. чтобы, с одной стороны, была более полная статистическая информация о наличии зарегистриро­ванных рабочих мест (как занятых, так и незанятых), а с другой стороны, более полная информация о достижении формальных (официальных) договоренностей гарантии занятости (письменный трудовой договор). Все другие случаи (устные договоренности) носят неофициальный характер и могут существенно искажать ре­альную статистическую информацию о состоянии рынка труда. В этом смысле российский рынок труда нельзя в полной мере отне­сти к той институциональной структуре, которая могла бы соответ­ствовать критериям развитой экономики. Если в развитой эконо­мике преимущественной частью выступает «официальный рынок труда», то в России его преимущественной частью выступает «не­официальный рынок труда».

Показателем полноценного функционирования рынка труда вы­ступает его развитая инфраструктура. Что это означает? Инфра­структура рынка труда - это государственные учреждения содей­ствия занятости, негосударственные учреждения содействия заня­тости, кадровые службы предприятий и фирм, общественные орга­низации, фонды содействия занятости, которые обеспечивают наи­более эффективное взаимодействие между спросом и предложени­ем на рынке труда. Организации инфраструктуры рынка труда вы­полняют важнейшую задачу по установлению и расширению кон­тактов между работодателями и наемными работниками через ши­рокий обмен различной информацией по спросу и предложению на соответствующих уровнях, где выделяют:

♦ общенациональный рынок труда;

♦ региональные рынки;

♦ локальные рынки (в разрезе предприятий и организаций).

В условиях российской действительности данная типология достаточно условна по той причине, что общенациональный рынок рассматривается, прежде всего, как совокупность региональных рынков. Именно на уровне региона имеет место реальное воспро­изводство населения и трудовых ресурсов. От состояния регио­нальных рынков зависит стабильность рынка труда на общенацио­нальном уровне. Но региональные рынки по причине их разнород-


ности и специфики могут эффективно функционировать только тогда, когда осуществляется единая государственная политика в сфере занятости. Поэтому, если на региональном уровне необхо­димо иметь полную и всестороннюю информацию о состоянии за­нятости населения региона, отслеживать возникновение критиче­ских зон рынка труда, то на общенациональном уровне основными функциями со стороны соответствующих структур является систе­матизация поступающей информации, мониторинг состояний ре­гиональных рынков и регулирование состояния занятости в регио­нах. Таким образом, на каждом из трех уровней, включая локаль­ный рынок труда, решаются соответствующие организационные и управленческие задачи по обеспечению условий для более успеш­ного функционирования рынка труда в целом.

5.2. Структура рынка труда

Рынок труда - это сложный системный механизм, имеющий оп­ределенную структуру.

С точки зрения классической теории основными составляющи­ми рынка труда являются: совокупное предложение, охватывающее всю наемную рабочую силу из числа экономически активного на­селения, и совокупный спрос как общую потребность экономики в наемной рабочей силе.

В своем единстве эти две составляющие определяют емкость совокупного рынка труда или рынка труда в широком смысле. Со­вокупный рынок труда (СР) охватывает всю сферу общественного труда и включает как занятые, так и свободные рабочие места. В функциональном смысле рынок труда регулирует соотношение между работниками и числом рабочих мест.

В каждый данный момент основная часть совокупного рынка (совокупного предложения и совокупного спроса) удовлетворена, что и обеспечивает функционирование общественного производст­ва. Ту часть совокупного рынка труда, где заняты рабочие места и рабочая сила, принято называть удовлетворенным спросом на труд (УС).

Оставшиеся в совокупном рынке труда незанятые рабочие места и рабочая сила образуют текущий рынок (ТР), или рынок труда в узком смысле, емкость которого определяется соответственно ко-


личеством незанятых рабочих мест (вакансий) и количеством лиц. занятых поиском работы (первичных и вторичных безработных). Как правило, это есть меньшая часть совокупного рынка, которая будет существовать всегда, согласно законам естественного и ме­ханического движения рабочей силы (выбытие людей из трудоспо­собного возраста, вступление в этот возраст, увольнения по собст­венному желанию, переходы на новое место работы, выбытие ста­рых и введение новых рабочих мест). Таким образом:

ТР = СР - УД
или СР - ТР + УД.

Предложение рабочей силы на текущем рынке труда касается лиц:

• не занятых трудовой деятельностью и ищущих работу:

• желающих сменить место работы;

• желающих трудиться в свободное от учебы или работы время. Спрос на рабочую силу на текущем рынке труда выражается

потребностью в работниках для:

" заполнения вакантных мест на условиях основной деятельно­сти;

■совместительства;

■выполнения разовых работ.

Таким образом, если совокупный рынок труда дает представле­ние о степени развитости института рынка труда в целом, то теку­щий рынок труда свидетельствует о совокупности возможностей. ожиданий и рисков, которые являются предметом заботы потенци­альных работодателей и потенциальных работников.

Анализируя функционирование рынка труда, необходимо выде­лять два замкнутых в определенных границах сектора: первичный и вторичный. Данное разделение объясняется теорией «двойственно­сти рынка труда» [86, с. 2], согласно которой замкнутые сектора возникли вследствие политики дискриминации и специальной по­литики «переполнения», разделивших рабочую силу на группы (касты), которые не могут между собой конкурировать. Если в пе­риод первоначального накопления капитала к таким группам отно­сили национальные меньшинства и женщин, то в современном рынке труда выделяют группу не достаточно квалифицированных,

Политика сокращения заработной платы в определенных профессиях.


не достаточно мотивированных раоотников, готовых всегда занять непрестижные рабочие места и составляющих сектор вторичного рынка труда.

Итак, на рынке труда существует первичный рынок, который ох­ватывает престижные рабочие места со стабильной занятостью, надежностью положения работника, высоким уровнем заработной платы, наличием возможности профессионального роста. В этом секторе используются прогрессивные технологии, требующие вы­сокой квалификации, качественного профессионального образова­ния. Как правило, здесь сильные и эффективные профсоюзы, ста­бильные трудовые коллективы, ограниченная внешняя мобиль­ность и развитая внутренняя мобильность работников.

Вторичный рынок труда - это сектор непрестижных рабочих мест (уборщики, посудомойщики, грузчики на предприятиях тор­говли и общественного питания; младший персонал в здравоохра­нении, «младшие офисные работники» и т.д.), где велика текучесть кадров, нестабильная занятость, низкий уровень заработной платы, отсутствие возможностей профессионального продвижения. В этом секторе примитивна и трудоемка технология производства и глав­ное - либо отсутствие профсоюзов, либо их слабость.

Современная практика функционирования рынка труда свиде­тельствует о том, что не сложились тс факторы (экономические, политические, социально-культурологические), которые могли бы существенным образом повлиять на сокращение объема вторично­го рынка труда. В России вторичный рынок труда преобладает на региональном и территориальном уровнях, где имеет место нали­чие трудоизбыточной рабочей силы.

Современный рынок труда в условиях развитой экономики от­личает и так называемая гибкость рынка труда, выступающая в двух основных формах: количественной и функциональной.

Количественная гибкость обусловлена экономической целесо­образностью и выражается в динамике занятости, изменении про­должительности рабочего времени и т.д.

Функциональная гибкость предполагает переход к гибким ре­жимам труда, к новым системам оплаты труда, к созданию альтер­нативных рабочих мест, к новым кадровым технологиям и т.д.

Следует также затронуть понятие модели рынка труда.


Данное понятие объясняет природу мобильности рабочей силы, которая перемещается как между предприятиями, так и внутри предприятий, в результате чего формируются национальные модели функционирования и регулирования рынка труда.

Если на национальном рынке труда преимущественное развитие получила тенденция перемещения работников между предпри­ятиями, то речь идет о национальной модели внешнего рынка тру­да.

Если на национальном рынке труда преимущественное развитие получила тенденция перемещения работников между рабочими местами внутри предприятий, то речь идет о национальной модели внутреннего рынка труда

Широко известно сопоставление японского и американского рынков труда, которые соответственно представляют классические национальные модели внутреннего и внешнего рынков труда.

Для японской модели внутреннего рынка труда характерен вы­сокий уровень внутрифирменных инвестиций в человеческий капи­тал, где он опирается на пять уже достаточно широко известных принципов;

■пожизненная система найма;

■система кадровой ротации;

■система подготовки на рабочем месте;

■система репутаций;

■система оплаты труда.

В своей совокупности они составляет особую философию япон­ской модели [19, с. 38], которая едва ли способна повториться в какой-либо другой экономической культуре. Тем не менее именно японская модель рынка служит «эталоном», по которому можно определить черты, характерные для внутреннего рынка труда, где базовыми признаками являются наличие сильных профсоюзов, не­высокий уровень безработицы, низкая текучесть рабочей силы. внутрифирменная мобильность рабочей силы.

В США рынок труда имеет ярко выраженную ориентацию на внешний рынок, для которого характерны следующие признаки:

■естественный уровень безработицы не ниже 5-6 %;

■гибкие процедуры найма и увольнения;

■высокая территориальная и межфирменная мобильность рабо­чей силы;


■ невысокий охват работников профсоюзами.

Возникновение в США модели внешнего рынка труда можно объяснить наличием таких факторов, как развитый рынок жилья, государственная поддержка мобильности рабочей силы, развитая межтерриториальная инфраструктура рынка труда, развитая систе­ма самоинвестиций в человеческий капитал.

В России модель национального рынка труда во многом обу­словлена как особенностями длительного переходного периода, так и инерцией трудовых отношений, сложившихся в экономике совет­ского периода. К таким особенностям можно отнести:

• высокий уровень монополизации (монопсонии). который часто сочетался с размещением производительных сил по типу «один завод - один город»;

• отсутствие развитого рынка жилья, ограничительная прописка, которые оказали существенное влияние на формирование системы низкой мобильности рабочей силы;

• государственное регулирование заработной платы, ее слабая диффе-ренциация, приведшая к формированию системы неденеж­ных форм вознаграждения работников (получение жилья, бесплат­ное пользование детским садом, приобретение путевок в санатории за счет профсоюзов, льготное питание, дополнительные медицин­ские услуги), доступ к которым был связан с длительной работой в одном коллективе;

• государственное инвестирование в подготовку и переподго­
товку кадров1;

• стопроцентное участие работников в отраслевых профсоюзах.
Преобладание в российской экономике в доперестроечное время

такого рода антиклассической модели рынка труда, которая отли­чалась от моделей внутреннего и внешнего рынка, способствовало формирование смешанной модели. По мнению специалистов, за­нимающихся проблемами рынка труда в России, до сих пор доми­нируют «нестандартные» формы поведения на российском рынке труда, когда речь идет о таких механизмах адаптации, которые ли­бо не встречаются в других экономиках, либо имеют в них ограни-

В 1980-е гг. в РСФСР ежегодную подготовку и повышение квалифи­кации проходило почти 40 % рабочих и служащих.


ченное распространение |33, с. 7|. К таким «нестандартным» фор­мам следует отнести:

• слабые стимулы к регистрации в государственных службах за­нятости;

• массовые невыплаты заработной платы;

• «навес» избыточной занятости;

• система «серых» зарплат;

• большой удельный вес «скрытой» безработицы;

• сочетание высоких показателей оборота рабочей силы с низ­кими показателями оборота рабочих мест [33, с. 8-15 j.

Таким образом, в России сложилась некая смешанная модель рынка труда в условиях перестроечной («догоняющей») экономи­ки, которая по мере модернизации и структуризации народного хозяйства будет постепенно трансформироваться в классическую модель рынка труда с признаками как внутреннего, так и внешнего рынка труда.

5.3. Анализ занятости и безработицы

Занятость является важнейшим макроэкономическим показате­лем в обществе с рыночной экономикой. Она раскрывает сущност­ные процессы функционирования общества и определяется как уровень или мера вовлеченности людей в трудовой процесс с це­лью удовлетворения их личных и общественных потребностей. Как известно, проблема полной занятости для экономик рыночного ти­па до сих пор остается актуальной проблемой. Если представители классической школы (Д. Рикардо, Дж. Милль, Ф. Эджуорт, А. Мар­шалл, А. Пигу) исходили из того, что рыночные механизмы спо­собны обеспечить полную занятость на основе закона Ж.Б. Сэя («предложение порождает свой собственный спрос»), то кейнсиан-ская школа, напротив, утверждала, что в рыночной экономике не существует механизма, гарантирующего полную занятость, она скорее может быть случайной, чем закономерной. Представители этой школы утверждали, что именно значительный уровень безра­ботицы и существенная инфляция могут обеспечить некоторую сбалансированность экономики. Возникает вопрос: что происходит с занятостью в современных обществах, где имеют место различ­ные типы рыночных экономик (нестабильные переходные; сме-


шанные; развитые; средне и слаборазвитые и т.д.)? П. Самуэльсон считает: «ни одна страна в мире не пользуется благами полной за­нятости» [63, с. 3811. Во многом это связано с тем, что в современ­ных обществах появились проблемы, не имевшие места в первой половине XX в. Речь идет о стагнации производства и занятости при одновременной ползучей инфляции цен. Пока нет однозначно­го ответа на вопрос, как иметь полную занятость и такую ценовую стабильность, чтобы монетарная или фискальная политика обеспе­чили покупательную способность населения. С учетом отмеченных макроэкономических явлений видоизменилось и само понятие полной занятости. В частности, имеет место подход в мировой практике, что полную занятость не следует трактовать как вовле­ченность всех трудоспособных граждан в сферу труда. Неслучайно, что в научный оборот вошло такое понятие, как естественный уровень безработицы, когда, скажем, уровень 3-5 % принимается за нормальное состояние в сфере занятости. В какой-то степени это явление можно объяснить господством на рынке труда принципа свободной занятости.

Что касается занятости на уровне отдельно взятых предприятий, то здесь следует учитывать влияние действия закона «избыточной занятости» (следствие постоянных колебаний спроса на продук­цию). Эффективный предприниматель не может не опираться на модель «положительных издержек приспособления», когда рассчи­тывается средняя положительная между отрицательными издерж­ками при увольнении избыточных работников (выходное пособие, издержки на новый прием и т.д.) и отрицательными издерлжами при оставлении этой избыточной рабочей силы. Принятие компе­тентных или некомпетентных решений может оказывать то или иное влияние на общую занятость. В целом безработица является следствием избыточной занятости.

Еезработгща определяется либо как «незанятость части эконо­мически активного населения» [75]. либо как «состояние неравно­весия на рынке труда, вызванное превышением величины предло­жения труда над величиной спроса на труд» [10]. Но, так или ина­че, безработица - это социально-экономическое явление, когда оп­ределенная часть экономически активного населения лишена не только рабочего места, но и заработка как средства существования работника и его семьи.


В экономической теории выделяют следующие основные при­чины безработицы:

• экономический спад;

• структурные сдвиги в экономике;

• внедрение новых технологий в производство;

• сезонные отраслевые изменения в уровне производства;

 

• изменения в демографической структуре (рост численности трудоспособного населения);

• изменение условий в коллективно-договорной системе трудо­вых отношений и т.д.

На основании причин, вызывающих безработицу, строятся ти­пологии ее видов. Принято различать следующие базовые виды безработицы.

Фрикционная (текущая) - наиболее распространенный тип
безработицы, которая возникает вследствие динамизма рынка тру­
да, когда освобождающиеся рабочие места не сразу находят своих
претендентов, и наоборот. Во многом это объясняется как несо­
вершенством информационных потоков и колебаниями случайного
характера в спросе фирм, так и постоянным наличием того потока
людей, которым необходимо в данное время сменить одно место
работы на другое.

Структурная безработица возникает на базе сдвигов в струк­
туре спроса на труд по профессионально-квалификационному и
региональному признакам. Профессиональные диспропорции мо­
гут стать результатом падения или повышения спроса на работни­
ков той или иной профессии, связанной со структурными измене­
ниями как в экономике в целом, так и в отдельных отраслях. Тер­
риториальные диспропорции - следствие перемещения и перерас­
пределения производительных сил между регионами. Структурную
безработицу бессмысленно отвергать или предотвращать. Она объ­
ективно присуща эффективной экономике, се просто надо уметь
предупреждать. В развитых странах около 40 % увольнений связа­
но со структурными факторами. В России в условиях структурной
перестройки стараются поддерживать жизнеобеспечивающие, по
существу традиционные отрасли (топливно-энергетический, агро­
промышленный, транспорт), выделяя им ресурсы, поэтому заня­
тость в них сокращается незначительно. Тем не менее структурная
безработица наращивает темпы.


Циклическая безработица (безработица недостаточного спро­са) связана с колебаниями деловой активности, что объясняется «теорией экономических циклов». Это - бич рыночной экономики, вызываемый спадом производства, когда падение совокупного спроса на выпускаемую продукцию вызывает, соответственно, не­избежное падение спроса на труд. Способами ответа на этот вызов является проведение экономической политики, направленной на повышение совокупного спроса, снижение налогов, увеличение темпа роста денег, программы стимулирования рынков труда (соз­дание временных рабочих мест как в частном, так и в государст­венном секторах) и т.д.

Сезонная безработица, обусловленная сезонными колебания­ми спроса на рабочую силу. Ее относят к разновидности цикличе­ской безработицы с той лишь разницей, что данные колебания в спросе на труд системны и регулярно прогнозируются. Сезонная безработица возникает в тех отраслях, спрос на продукцию кото­рых периодически изменяется (сельское хозяйство, строительство, индустрия моды и т.д.).

Скрытая безработица, вызванная наличием сектора скрыто­го рынка труда и касающаяся лиц, которые формально заняты в экономике, но в то же время, в связи со свертыванием производст­ва, изменением его структуры, могут быть временно высвобожде­ны (неоплачиваемые отпуска).

Технологическая безработица. Она образуется вследствие ус­ложнения производства, сокращения рабочих мест, где широко ис­пользуется неквалифицированный труд. Тенденция высвобождения неквалифицированных работников в сфере материального произ­водства обусловлена неизбежностью технологической и техниче­ской модернизации, особенно в отраслях, где применяются высо­кие технологии.

Для того чтобы отслеживать безработицу, следует определить уровень безработицы (УБ), который есть отношение величины без­работных (Б) к величине экономически активного населения (ЭАН):

УБ-(Б:ЭАН). 100%.

Уровень безработицы рассматривается во многих странах как один из важнейших социальных индикаторов развития экономики.


В мировой практике принято считать безработицу до трех меся­цев - краткосрочной: от трех месяцев до года - среднесрочной; свыше одного года - долгосрочной (застойной).

Большое значение для регулирования рынка труда имеет госу­дарственная политика в области содействия занятости населения, которая определяется нормативно-законодательной базой. В Рос­сийской Федерации приняты соответствующие нормативные доку­менты, которые не только дают представление о характере полити­ки государства и ее базовых принципов в области занятости насе­ления, но и призваны регулировать организационно-правовые, ме­тодологические, учетно-статистические вопросы занятости, отно­сящиеся к компетенции различных государственных структур:

• Закон о занятости населения в Российской Федерации от
19.04.1991 г. №1032-1;

• Постановление Совета Министров РСФСР от 19.01.1991 № 33 «О создании государственной службы занятости в РСФСР»;

• Приказ Минтруда РФ от 30.11.2000 № 1536-рк «Об утвержде­нии положения о департаменте Федеральной государственной службы занятости»;

• Постановление Правительства РФ от 22.04.1997 г. № 458 «От утверждении порядка регистрации безработных граждан»;

• Постановление Минтруда РФ и Минобразования РФ от
24.02.2000 №2135 «Об утверждении положения об организации
профессиональной подготовки, повышения квалификации и пере­
подготовки безработных граждан и незанятого населения»;

• Постановление Госкомстата РФ от 05.02.1997 г. № 8 «Об ут­
верждении положения о проведении выборочных обследований
населения по проблемам занятости (обследование рабочей силы).

В частности, закон «О занятости населения в Российской Феде­рации» определил следующие базовые принципы:

• свободная занятость (полностью добровольный труд);

• отсутствие принуждения к труду;

• обеспечение гражданам равных возможностей на доброволь­ный труд;

• право на профессиональную деятельность за пределами Рос­сийской Федерации;

• привлечение иностранной рабочей силы;

• гарантия занятости (трудовой договор);


• предупреждение массовой безработицы;

• определение статуса безработного;

• гарантия социальной поддержки безработных.

По совокупности данные принципы достаточно радикальны для переходной экономики. Для их практической реализации требуют­ся затратные государственные программы содействия занятости. Практика рыночной экономики свидетельствует о том, что особо пристальное внимание должно уделяться социальным аспектам безработицы.

Проблема статуса безработного имеет свою историю, длитель­ность которой определяется эволюционным развитием индустри­ального общества.

В Российской Федерации безработными признаются граждане трудоспособного возраста, которые не имеет работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска под­ходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней \

Порядок регистрации безработных граждан определяется нор­мами Федерального закона «О занятости населения в РФ» и Поста­новлением Правительства РФ «Об утверждении порядка регистра­ции безработных граждан» № 458 от 22 апреля 1997 г. По своему-характеру механизм регистрации учитывает сроки регистрации, группы работников, лишившихся рабочего места, а также порядок выплаты пособий по безработице.

Последовательность регистрации включает:

• первичную регистрацию;

• регистрацию безработных граждан в целях поиска подходя­щей работы;

• регистрацию граждан в качестве безработных;

"Документами, где были заложены базовые основы статуса безработ­ного и его социальной защиты, являются концепции МОТ; Концепция о безработице № 2 1919 г.; Концепция № 44 «О пособиях лицам, являю­щимся безработными по независящим от них обстоятельствам» 1938 г. (ставшая Конвенцией № 168 1988г.); Конвенция № 122 «О политике в области занятости 1964 г.; Рекомендация 169 «Рекомендация о политике в области занятости» (Женева, 1984 г.).

'Федеральный закон «О занятости населения в Российской Федера­ции» № 1032-1 от 19.04.1991 г. (в ред. Федерального закона № 8-ФЗ от 10.01.2003 г.). Ст. 3.1.


• перерегистрацию безработных граждан.

Срок первичной регистрации определяется в 11 дней, по истече­нию которых гражданин, зарегистрированный в целях поиска под­ходящей работы, либо получает эту работу, либо получает, при оп­ределенных условиях, статус безработного. Зарегистрированный в целях поиска подходящей работы, может не получить статуса без­работного, если в течение 10 дней:

■отказался от двух вариантов подходящей ему работы (включая работы временного характера);

■отказался, как впервые ищущий работу и не имеющий специ­альности, от двух вариантов получения профессиональной подго­товки или вариантов оплачиваемой работы;

■не явился в течение 10 дней без уважительных причин;

■осужден после подачи документов по решению суда:

■предоставил заведомо ложные сведения.

При положительном решении о регистрации в качестве безра­ботного претендент предоставляет соответствующий пакет доку­ментов (паспорт, документ об образовании, справку с последнего места работы). Если гражданам отказано в признании их безработ­ными, они могут повторить свою попытку через месяц со дня отка­за.

Перерегистрация (вторичная регистрация) представляет собой систематическую регистрацию в течение установленного периода (не реже одного раза в месяц, в некоторых регионах - не реже двух раз в месяц).

Не менее важным является установление срока и порядка опре­деления размеров и порядка выплаты пособий по безработице. Об­щий период выплаты пособия по безработице, согласно ст. 31-32 Федерального закона «О занятости населения в РФ», не может пре­вышать 24 календарных месяца, где выделяют первый и второй периоды. Порядок выплаты зависит как от периода выплаты (пер­вый или второй год выплаты), так и характера основания, послу­жившего причиной потери заработка и рабочего места.

Преимущества по продолжительности и величине выплаты по­собия по безработице имеют граждане, которые потеряли работу по причине:

• увольнения по собственному желанию на основании переезда
на новое место жительства; в связи с болезнью; с необходимостью
ухода за инвалидами и больными членами семьи;


• нарушения раоотодателем коллективного или трудового дого­вора;

• чрезвычайных обстоятельств, мешающих продолжению трудо­вого договора;

• права женщин, имеющих детей до 14 лет;

• ликвидации организации, сокращения штата работников орга­низации, не нашедших себе подходящей работы за тот период, в течение которого им выплачивалась средняя заработная плата;

• увольнения по другим основаниям, имевших при этом хоро­шую репутацию и оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель в течение 12 месяцев, предшествующих обращению в служ­бу занятости в связи с потерей рабочего места.

Выплаты пособия для этой группы безработных граждан в пер­вом (12-месячном) периоде составляют:

• в первые три месяца - в размере 75 % их среднемесячного за­работка, рассчитанного за последние три месяца по последнему месту работы;

• в следующие четыре месяца - в размере 60 %:

• в дальнейшем - в размере 45 %, но во всех случаях не выше величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Рос­сийской Федерации.

Во втором (12-месячном) периоде выплаты составляют 30% величины прожиточного минимума.

Другую группу граждан, зарегистрированных в качестве безра­ботных, составляют:

• впервые ищущие работу;

• стремящиеся возобновить работу после длительного периода:

• уволенные за нарушение трудовой дисциплины или другие ви­новные действия;

• уволенные из организаций по тем или иным причинам в тече­ние тех 12 месяцев, которые предшествовали началу безработицы, но имевшие оплачиваемую работу менее 26 календарных не­дель;

'К примеру, с 4 июля 2009 г. величина прожиточного минимума тру­доспособного населения в городе Москве установлена в размере 8377 руб. (источник:// www.labor.rn /).


• отчисленные за виновные действия с обучения по направле­нию службы занятости.

Для этих граждан установлен иной режим сроков и размеров выплаты пособия. В первом (6-месячном) периоде выплаты состав­ляют 30 % величины прожиточного минимума. Во втором (6-месячном) - 20 % величины прожиточного минимума.

В отдельную группу выделяют граждан, получивших статус безработных и уволенных из организаций по собственному жела­нию. за исключением оснований увольнении указанных для первой группы граждан, зарегистрированных в качестве безработных.

Для этой группы предусмотрен следующий режим выплат: в первом периоде (6-месячном) выплаты составляют 40 % величины прожиточного минимума; во втором (6-месячном) - 20 % величины прожиточного минимума. Таким образом, для второй и третьей группы срок выплаты пособия по безработице составляет лишь 12 месяцев.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 476; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.211.107 (0.128 с.)