Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 5. Основы рынка труда и занятостиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте 5.1 Сущность рынка труда Как показывает мировая практика, рынок труда более успешно функционирует там, где он представляется как хорошо организованная, отлаженная функциональная система. Но прежде чем рассматривать сущность и структуру рынка труда, необходимо выяснить, что же такое рабочая сила и что покупается и продается на рынке труда - рабочая сила или труд? Понятие «рабочая сила» используется в двух аспектах: статистик-экономическом и СОцИалЬно-экономическом (политэкономи-ческом). Как статистико-экономическая категория, рабочая сила - это экономически активное население, включающее занятых и безработных, т.е. речь идет о совокупной рабочей силе. А как социально-экономическая категория - это «совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает организм, живая личность человека, и которые пускаются им в ход каждый раз, когда он производит какие-либо потребительные стоимости» |42, с. 178]. Способность человека производить материальные и духовные блага проявляет себя в соответствующей квалификации, навыках и опыте. Именно в этом смысле рабочая сила проявляет свою товарную сущность, т.е. работник обладает и свободно распоряжается своей рабочей силой как товаром, что обеспечивает и свободу рынка труда. До сих пор дискуссионным является вопрос: что продается на рынке труда - рабочая сила или труд? Можно выделить три подхода: 1) на рынке труда продается рабочая сила. т. е. способность к труду; 2) на рынке труда продается и покупается труд (трудовые услуги), и заработная плата есть плата за труд, т. е. плата за деятельность человека по созданию любого продукта труда или услуг |86, с. 2]; 3) на рынке труда продается и покупается рабочее место [37, с. 162]. Все три точки зрения имеют право на существование, но наиболее уязвимой является вторая позиция, поскольку сомнительно, что деятельность, создавая стоимости, может выступать в качестве товара, труд есть мера стоимости, ее сущность, поэтому не может быть товаром. Теперь переходим к вопросу о сущности рынка труда. Известно, что в рыночной экономике существует три основных рынка: ■рынок капитала; ■рынок труда; ■рынок продукта. Рынок труда и рынок капитала - это основные виды рынков, на которых фирмы приобретают факторы производства, а рынок продуктов (изделий) - рынок, на котором продукция продается. Рынок труда как составная часть рыночной макроэкономики представляет собой довольно сложный системный механизм согласования интересов работодателей и наемной рабочей силы по вопросам спроса и предложения, вопросам занятости и стоимости рабочей силы. Поскольку рынок труда это, прежде всего, спрос на труд, то результатом его функционирования следует считать изменения, которые происходят в основных факторах, воздействующих на спрос. Такими факторами являются: 1) цена рабочей силы: 2) предложения капитала: 3) спрос на продукт. В зависимости от изменения данных факторов изменяются условия занятости и уровни занятости. Помимо всего прочего, на рынке труда действует закон предельной производительности (стоимость предельного продукта последнего работника должна быть равной затратам на оплату его труда), влияющий на механизм принятия решения со стороны фирмы относительно необходимого количества работников. Если эта стоимость меньше затрат на оплату труда (что противоречит условиям максимизации прибыли), то фирма не будет принимать лишних работников. К тому же, немаловажное значение имеет конъюнктура рынка труда, т.е. реальная ситуация, которая складывается на рынке труда в процессе купли-продажи рабочей силы под влиянием многочисленных факторов: политических, социально-экономических, демографических, природно-климатических. В мировой практике различают: • равновесный рынок труда (очень редкое явление); • трудодефицитиый рынок труда (не очень частое явление); • трудоизбыточный рынок труда (более частое явление). Таким образом, с одной стороны, рынок труда - это действительно самоорганизующаяся система, которая функционирует на основе рыночных факторов (закона спроса и предложения рабочей силы), но, с другой стороны, на него не могут не оказывать известное влияние нерыночные факторы, возникающие вследствие осуществления государственной политики по регулированию некоторых аспектов рынка труда в целях общественных интересов. Современный рынок труда не ограничивается отношениями между двумя партнерами (работодателями и наемными работниками). В обществе с развитой экономикой рынок труда - система общественных отношений, отражающих баланс интересов между предпринимателем, работником и интересами государства. И для соблюдения данного баланса со стороны государства и его структур требуются определенные организационные усилия для решения целого ряда функциональных задач. Государство как третий участник рынка выступает: • работодателем (организация рабочих мест на госпредприятиях, организация общественных работ, организация подготовки и переподготовки кадров); • инвестором крупных проектов и программ развития; • регулировщиком интересов партнеров рынка на основе законодательных и нормативных документов; • организатором деятельности по обеспечению участников Характер рынка труда определяется многими экономическими и неэкономическими факторами, среди которых следует отметить: ►сдвиги к капиталоемкому способу производства; ►развитость конкурирующей среды; ►готовность рабочей силы удовлетворить любой запрос общественного производства; ►наличие осознанной солидарности различных политических сил перед экономическими вызовами и т.д. Совокупность тех или иных факторов оказывает влияние на степень формализации рынка труда, т. е. на полноту его статистического обеспечения. Речь идет о том. чтобы, с одной стороны, была более полная статистическая информация о наличии зарегистрированных рабочих мест (как занятых, так и незанятых), а с другой стороны, более полная информация о достижении формальных (официальных) договоренностей гарантии занятости (письменный трудовой договор). Все другие случаи (устные договоренности) носят неофициальный характер и могут существенно искажать реальную статистическую информацию о состоянии рынка труда. В этом смысле российский рынок труда нельзя в полной мере отнести к той институциональной структуре, которая могла бы соответствовать критериям развитой экономики. Если в развитой экономике преимущественной частью выступает «официальный рынок труда», то в России его преимущественной частью выступает «неофициальный рынок труда». Показателем полноценного функционирования рынка труда выступает его развитая инфраструктура. Что это означает? Инфраструктура рынка труда - это государственные учреждения содействия занятости, негосударственные учреждения содействия занятости, кадровые службы предприятий и фирм, общественные организации, фонды содействия занятости, которые обеспечивают наиболее эффективное взаимодействие между спросом и предложением на рынке труда. Организации инфраструктуры рынка труда выполняют важнейшую задачу по установлению и расширению контактов между работодателями и наемными работниками через широкий обмен различной информацией по спросу и предложению на соответствующих уровнях, где выделяют: ♦ общенациональный рынок труда; ♦ региональные рынки; ♦ локальные рынки (в разрезе предприятий и организаций). В условиях российской действительности данная типология достаточно условна по той причине, что общенациональный рынок рассматривается, прежде всего, как совокупность региональных рынков. Именно на уровне региона имеет место реальное воспроизводство населения и трудовых ресурсов. От состояния региональных рынков зависит стабильность рынка труда на общенациональном уровне. Но региональные рынки по причине их разнород- ности и специфики могут эффективно функционировать только тогда, когда осуществляется единая государственная политика в сфере занятости. Поэтому, если на региональном уровне необходимо иметь полную и всестороннюю информацию о состоянии занятости населения региона, отслеживать возникновение критических зон рынка труда, то на общенациональном уровне основными функциями со стороны соответствующих структур является систематизация поступающей информации, мониторинг состояний региональных рынков и регулирование состояния занятости в регионах. Таким образом, на каждом из трех уровней, включая локальный рынок труда, решаются соответствующие организационные и управленческие задачи по обеспечению условий для более успешного функционирования рынка труда в целом. 5.2. Структура рынка труда Рынок труда - это сложный системный механизм, имеющий определенную структуру. С точки зрения классической теории основными составляющими рынка труда являются: совокупное предложение, охватывающее всю наемную рабочую силу из числа экономически активного населения, и совокупный спрос как общую потребность экономики в наемной рабочей силе. В своем единстве эти две составляющие определяют емкость совокупного рынка труда или рынка труда в широком смысле. Совокупный рынок труда (СР) охватывает всю сферу общественного труда и включает как занятые, так и свободные рабочие места. В функциональном смысле рынок труда регулирует соотношение между работниками и числом рабочих мест. В каждый данный момент основная часть совокупного рынка (совокупного предложения и совокупного спроса) удовлетворена, что и обеспечивает функционирование общественного производства. Ту часть совокупного рынка труда, где заняты рабочие места и рабочая сила, принято называть удовлетворенным спросом на труд (УС). Оставшиеся в совокупном рынке труда незанятые рабочие места и рабочая сила образуют текущий рынок (ТР), или рынок труда в узком смысле, емкость которого определяется соответственно ко- личеством незанятых рабочих мест (вакансий) и количеством лиц. занятых поиском работы (первичных и вторичных безработных). Как правило, это есть меньшая часть совокупного рынка, которая будет существовать всегда, согласно законам естественного и механического движения рабочей силы (выбытие людей из трудоспособного возраста, вступление в этот возраст, увольнения по собственному желанию, переходы на новое место работы, выбытие старых и введение новых рабочих мест). Таким образом: ТР = СР - УД Предложение рабочей силы на текущем рынке труда касается лиц: • не занятых трудовой деятельностью и ищущих работу: • желающих сменить место работы; • желающих трудиться в свободное от учебы или работы время. Спрос на рабочую силу на текущем рынке труда выражается потребностью в работниках для: " заполнения вакантных мест на условиях основной деятельности; ■совместительства; ■выполнения разовых работ. Таким образом, если совокупный рынок труда дает представление о степени развитости института рынка труда в целом, то текущий рынок труда свидетельствует о совокупности возможностей. ожиданий и рисков, которые являются предметом заботы потенциальных работодателей и потенциальных работников. Анализируя функционирование рынка труда, необходимо выделять два замкнутых в определенных границах сектора: первичный и вторичный. Данное разделение объясняется теорией «двойственности рынка труда» [86, с. 2], согласно которой замкнутые сектора возникли вследствие политики дискриминации и специальной политики «переполнения», разделивших рабочую силу на группы (касты), которые не могут между собой конкурировать. Если в период первоначального накопления капитала к таким группам относили национальные меньшинства и женщин, то в современном рынке труда выделяют группу не достаточно квалифицированных, Политика сокращения заработной платы в определенных профессиях. не достаточно мотивированных раоотников, готовых всегда занять непрестижные рабочие места и составляющих сектор вторичного рынка труда. Итак, на рынке труда существует первичный рынок, который охватывает престижные рабочие места со стабильной занятостью, надежностью положения работника, высоким уровнем заработной платы, наличием возможности профессионального роста. В этом секторе используются прогрессивные технологии, требующие высокой квалификации, качественного профессионального образования. Как правило, здесь сильные и эффективные профсоюзы, стабильные трудовые коллективы, ограниченная внешняя мобильность и развитая внутренняя мобильность работников. Вторичный рынок труда - это сектор непрестижных рабочих мест (уборщики, посудомойщики, грузчики на предприятиях торговли и общественного питания; младший персонал в здравоохранении, «младшие офисные работники» и т.д.), где велика текучесть кадров, нестабильная занятость, низкий уровень заработной платы, отсутствие возможностей профессионального продвижения. В этом секторе примитивна и трудоемка технология производства и главное - либо отсутствие профсоюзов, либо их слабость. Современная практика функционирования рынка труда свидетельствует о том, что не сложились тс факторы (экономические, политические, социально-культурологические), которые могли бы существенным образом повлиять на сокращение объема вторичного рынка труда. В России вторичный рынок труда преобладает на региональном и территориальном уровнях, где имеет место наличие трудоизбыточной рабочей силы. Современный рынок труда в условиях развитой экономики отличает и так называемая гибкость рынка труда, выступающая в двух основных формах: количественной и функциональной. Количественная гибкость обусловлена экономической целесообразностью и выражается в динамике занятости, изменении продолжительности рабочего времени и т.д. Функциональная гибкость предполагает переход к гибким режимам труда, к новым системам оплаты труда, к созданию альтернативных рабочих мест, к новым кадровым технологиям и т.д. Следует также затронуть понятие модели рынка труда. Данное понятие объясняет природу мобильности рабочей силы, которая перемещается как между предприятиями, так и внутри предприятий, в результате чего формируются национальные модели функционирования и регулирования рынка труда. Если на национальном рынке труда преимущественное развитие получила тенденция перемещения работников между предприятиями, то речь идет о национальной модели внешнего рынка труда. Если на национальном рынке труда преимущественное развитие получила тенденция перемещения работников между рабочими местами внутри предприятий, то речь идет о национальной модели внутреннего рынка труда Широко известно сопоставление японского и американского рынков труда, которые соответственно представляют классические национальные модели внутреннего и внешнего рынков труда. Для японской модели внутреннего рынка труда характерен высокий уровень внутрифирменных инвестиций в человеческий капитал, где он опирается на пять уже достаточно широко известных принципов; ■пожизненная система найма; ■система кадровой ротации; ■система подготовки на рабочем месте; ■система репутаций; ■система оплаты труда. В своей совокупности они составляет особую философию японской модели [19, с. 38], которая едва ли способна повториться в какой-либо другой экономической культуре. Тем не менее именно японская модель рынка служит «эталоном», по которому можно определить черты, характерные для внутреннего рынка труда, где базовыми признаками являются наличие сильных профсоюзов, невысокий уровень безработицы, низкая текучесть рабочей силы. внутрифирменная мобильность рабочей силы. В США рынок труда имеет ярко выраженную ориентацию на внешний рынок, для которого характерны следующие признаки: ■естественный уровень безработицы не ниже 5-6 %; ■гибкие процедуры найма и увольнения; ■высокая территориальная и межфирменная мобильность рабочей силы; ■ невысокий охват работников профсоюзами. Возникновение в США модели внешнего рынка труда можно объяснить наличием таких факторов, как развитый рынок жилья, государственная поддержка мобильности рабочей силы, развитая межтерриториальная инфраструктура рынка труда, развитая система самоинвестиций в человеческий капитал. В России модель национального рынка труда во многом обусловлена как особенностями длительного переходного периода, так и инерцией трудовых отношений, сложившихся в экономике советского периода. К таким особенностям можно отнести: • высокий уровень монополизации (монопсонии). который часто сочетался с размещением производительных сил по типу «один завод - один город»; • отсутствие развитого рынка жилья, ограничительная прописка, которые оказали существенное влияние на формирование системы низкой мобильности рабочей силы; • государственное регулирование заработной платы, ее слабая диффе-ренциация, приведшая к формированию системы неденежных форм вознаграждения работников (получение жилья, бесплатное пользование детским садом, приобретение путевок в санатории за счет профсоюзов, льготное питание, дополнительные медицинские услуги), доступ к которым был связан с длительной работой в одном коллективе; • государственное инвестирование в подготовку и переподго • стопроцентное участие работников в отраслевых профсоюзах. такого рода антиклассической модели рынка труда, которая отличалась от моделей внутреннего и внешнего рынка, способствовало формирование смешанной модели. По мнению специалистов, занимающихся проблемами рынка труда в России, до сих пор доминируют «нестандартные» формы поведения на российском рынке труда, когда речь идет о таких механизмах адаптации, которые либо не встречаются в других экономиках, либо имеют в них ограни- В 1980-е гг. в РСФСР ежегодную подготовку и повышение квалификации проходило почти 40 % рабочих и служащих. ченное распространение |33, с. 7|. К таким «нестандартным» формам следует отнести: • слабые стимулы к регистрации в государственных службах занятости; • массовые невыплаты заработной платы; • «навес» избыточной занятости; • система «серых» зарплат; • большой удельный вес «скрытой» безработицы; • сочетание высоких показателей оборота рабочей силы с низкими показателями оборота рабочих мест [33, с. 8-15 j. Таким образом, в России сложилась некая смешанная модель рынка труда в условиях перестроечной («догоняющей») экономики, которая по мере модернизации и структуризации народного хозяйства будет постепенно трансформироваться в классическую модель рынка труда с признаками как внутреннего, так и внешнего рынка труда. 5.3. Анализ занятости и безработицы Занятость является важнейшим макроэкономическим показателем в обществе с рыночной экономикой. Она раскрывает сущностные процессы функционирования общества и определяется как уровень или мера вовлеченности людей в трудовой процесс с целью удовлетворения их личных и общественных потребностей. Как известно, проблема полной занятости для экономик рыночного типа до сих пор остается актуальной проблемой. Если представители классической школы (Д. Рикардо, Дж. Милль, Ф. Эджуорт, А. Маршалл, А. Пигу) исходили из того, что рыночные механизмы способны обеспечить полную занятость на основе закона Ж.Б. Сэя («предложение порождает свой собственный спрос»), то кейнсиан-ская школа, напротив, утверждала, что в рыночной экономике не существует механизма, гарантирующего полную занятость, она скорее может быть случайной, чем закономерной. Представители этой школы утверждали, что именно значительный уровень безработицы и существенная инфляция могут обеспечить некоторую сбалансированность экономики. Возникает вопрос: что происходит с занятостью в современных обществах, где имеют место различные типы рыночных экономик (нестабильные переходные; сме- шанные; развитые; средне и слаборазвитые и т.д.)? П. Самуэльсон считает: «ни одна страна в мире не пользуется благами полной занятости» [63, с. 3811. Во многом это связано с тем, что в современных обществах появились проблемы, не имевшие места в первой половине XX в. Речь идет о стагнации производства и занятости при одновременной ползучей инфляции цен. Пока нет однозначного ответа на вопрос, как иметь полную занятость и такую ценовую стабильность, чтобы монетарная или фискальная политика обеспечили покупательную способность населения. С учетом отмеченных макроэкономических явлений видоизменилось и само понятие полной занятости. В частности, имеет место подход в мировой практике, что полную занятость не следует трактовать как вовлеченность всех трудоспособных граждан в сферу труда. Неслучайно, что в научный оборот вошло такое понятие, как естественный уровень безработицы, когда, скажем, уровень 3-5 % принимается за нормальное состояние в сфере занятости. В какой-то степени это явление можно объяснить господством на рынке труда принципа свободной занятости. Что касается занятости на уровне отдельно взятых предприятий, то здесь следует учитывать влияние действия закона «избыточной занятости» (следствие постоянных колебаний спроса на продукцию). Эффективный предприниматель не может не опираться на модель «положительных издержек приспособления», когда рассчитывается средняя положительная между отрицательными издержками при увольнении избыточных работников (выходное пособие, издержки на новый прием и т.д.) и отрицательными издерлжами при оставлении этой избыточной рабочей силы. Принятие компетентных или некомпетентных решений может оказывать то или иное влияние на общую занятость. В целом безработица является следствием избыточной занятости. Еезработгща определяется либо как «незанятость части экономически активного населения» [75]. либо как «состояние неравновесия на рынке труда, вызванное превышением величины предложения труда над величиной спроса на труд» [10]. Но, так или иначе, безработица - это социально-экономическое явление, когда определенная часть экономически активного населения лишена не только рабочего места, но и заработка как средства существования работника и его семьи. В экономической теории выделяют следующие основные причины безработицы: • экономический спад; • структурные сдвиги в экономике; • внедрение новых технологий в производство; • сезонные отраслевые изменения в уровне производства;
• изменения в демографической структуре (рост численности трудоспособного населения); • изменение условий в коллективно-договорной системе трудовых отношений и т.д. На основании причин, вызывающих безработицу, строятся типологии ее видов. Принято различать следующие базовые виды безработицы. • Фрикционная (текущая) - наиболее распространенный тип • Структурная безработица возникает на базе сдвигов в струк • Циклическая безработица (безработица недостаточного спроса) связана с колебаниями деловой активности, что объясняется «теорией экономических циклов». Это - бич рыночной экономики, вызываемый спадом производства, когда падение совокупного спроса на выпускаемую продукцию вызывает, соответственно, неизбежное падение спроса на труд. Способами ответа на этот вызов является проведение экономической политики, направленной на повышение совокупного спроса, снижение налогов, увеличение темпа роста денег, программы стимулирования рынков труда (создание временных рабочих мест как в частном, так и в государственном секторах) и т.д. • Сезонная безработица, обусловленная сезонными колебаниями спроса на рабочую силу. Ее относят к разновидности циклической безработицы с той лишь разницей, что данные колебания в спросе на труд системны и регулярно прогнозируются. Сезонная безработица возникает в тех отраслях, спрос на продукцию которых периодически изменяется (сельское хозяйство, строительство, индустрия моды и т.д.). • Скрытая безработица, вызванная наличием сектора скрытого рынка труда и касающаяся лиц, которые формально заняты в экономике, но в то же время, в связи со свертыванием производства, изменением его структуры, могут быть временно высвобождены (неоплачиваемые отпуска). • Технологическая безработица. Она образуется вследствие усложнения производства, сокращения рабочих мест, где широко используется неквалифицированный труд. Тенденция высвобождения неквалифицированных работников в сфере материального производства обусловлена неизбежностью технологической и технической модернизации, особенно в отраслях, где применяются высокие технологии. Для того чтобы отслеживать безработицу, следует определить уровень безработицы (УБ), который есть отношение величины безработных (Б) к величине экономически активного населения (ЭАН): УБ-(Б:ЭАН). 100%. Уровень безработицы рассматривается во многих странах как один из важнейших социальных индикаторов развития экономики. В мировой практике принято считать безработицу до трех месяцев - краткосрочной: от трех месяцев до года - среднесрочной; свыше одного года - долгосрочной (застойной). Большое значение для регулирования рынка труда имеет государственная политика в области содействия занятости населения, которая определяется нормативно-законодательной базой. В Российской Федерации приняты соответствующие нормативные документы, которые не только дают представление о характере политики государства и ее базовых принципов в области занятости населения, но и призваны регулировать организационно-правовые, методологические, учетно-статистические вопросы занятости, относящиеся к компетенции различных государственных структур: • Закон о занятости населения в Российской Федерации от • Постановление Совета Министров РСФСР от 19.01.1991 № 33 «О создании государственной службы занятости в РСФСР»; • Приказ Минтруда РФ от 30.11.2000 № 1536-рк «Об утверждении положения о департаменте Федеральной государственной службы занятости»; • Постановление Правительства РФ от 22.04.1997 г. № 458 «От утверждении порядка регистрации безработных граждан»; • Постановление Минтруда РФ и Минобразования РФ от • Постановление Госкомстата РФ от 05.02.1997 г. № 8 «Об ут В частности, закон «О занятости населения в Российской Федерации» определил следующие базовые принципы: • свободная занятость (полностью добровольный труд); • отсутствие принуждения к труду; • обеспечение гражданам равных возможностей на добровольный труд; • право на профессиональную деятельность за пределами Российской Федерации; • привлечение иностранной рабочей силы; • гарантия занятости (трудовой договор); • предупреждение массовой безработицы; • определение статуса безработного; • гарантия социальной поддержки безработных. По совокупности данные принципы достаточно радикальны для переходной экономики. Для их практической реализации требуются затратные государственные программы содействия занятости. Практика рыночной экономики свидетельствует о том, что особо пристальное внимание должно уделяться социальным аспектам безработицы. Проблема статуса безработного имеет свою историю, длительность которой определяется эволюционным развитием индустриального общества. В Российской Федерации безработными признаются граждане трудоспособного возраста, которые не имеет работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней \ Порядок регистрации безработных граждан определяется нормами Федерального закона «О занятости населения в РФ» и Постановлением Правительства РФ «Об утверждении порядка регистрации безработных граждан» № 458 от 22 апреля 1997 г. По своему-характеру механизм регистрации учитывает сроки регистрации, группы работников, лишившихся рабочего места, а также порядок выплаты пособий по безработице. Последовательность регистрации включает: • первичную регистрацию; • регистрацию безработных граждан в целях поиска подходящей работы; • регистрацию граждан в качестве безработных; "Документами, где были заложены базовые основы статуса безработного и его социальной защиты, являются концепции МОТ; Концепция о безработице № 2 1919 г.; Концепция № 44 «О пособиях лицам, являющимся безработными по независящим от них обстоятельствам» 1938 г. (ставшая Конвенцией № 168 1988г.); Конвенция № 122 «О политике в области занятости 1964 г.; Рекомендация 169 «Рекомендация о политике в области занятости» (Женева, 1984 г.). 'Федеральный закон «О занятости населения в Российской Федерации» № 1032-1 от 19.04.1991 г. (в ред. Федерального закона № 8-ФЗ от 10.01.2003 г.). Ст. 3.1. • перерегистрацию безработных граждан. Срок первичной регистрации определяется в 11 дней, по истечению которых гражданин, зарегистрированный в целях поиска подходящей работы, либо получает эту работу, либо получает, при определенных условиях, статус безработного. Зарегистрированный в целях поиска подходящей работы, может не получить статуса безработного, если в течение 10 дней: ■отказался от двух вариантов подходящей ему работы (включая работы временного характера); ■отказался, как впервые ищущий работу и не имеющий специальности, от двух вариантов получения профессиональной подготовки или вариантов оплачиваемой работы; ■не явился в течение 10 дней без уважительных причин; ■осужден после подачи документов по решению суда: ■предоставил заведомо ложные сведения. При положительном решении о регистрации в качестве безработного претендент предоставляет соответствующий пакет документов (паспорт, документ об образовании, справку с последнего места работы). Если гражданам отказано в признании их безработными, они могут повторить свою попытку через месяц со дня отказа. Перерегистрация (вторичная регистрация) представляет собой систематическую регистрацию в течение установленного периода (не реже одного раза в месяц, в некоторых регионах - не реже двух раз в месяц). Не менее важным является установление срока и порядка определения размеров и порядка выплаты пособий по безработице. Общий период выплаты пособия по безработице, согласно ст. 31-32 Федерального закона «О занятости населения в РФ», не может превышать 24 календарных месяца, где выделяют первый и второй периоды. Порядок выплаты зависит как от периода выплаты (первый или второй год выплаты), так и характера основания, послужившего причиной потери заработка и рабочего места. Преимущества по продолжительности и величине выплаты пособия по безработице имеют граждане, которые потеряли работу по причине: • увольнения по собственному желанию на основании переезда • нарушения раоотодателем коллективного или трудового договора; • чрезвычайных обстоятельств, мешающих продолжению трудового договора; • права женщин, имеющих детей до 14 лет; • ликвидации организации, сокращения штата работников организации, не нашедших себе подходящей работы за тот период, в течение которого им выплачивалась средняя заработная плата; • увольнения по другим основаниям, имевших при этом хорошую репутацию и оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель в течение 12 месяцев, предшествующих обращению в службу занятости в связи с потерей рабочего места. Выплаты пособия для этой группы безработных граждан в первом (12-месячном) периоде составляют: • в первые три месяца - в размере 75 % их среднемесячного заработка, рассчитанного за последние три месяца по последнему месту работы; • в следующие четыре месяца - в размере 60 %: • в дальнейшем - в размере 45 %, но во всех случаях не выше величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации. Во втором (12-месячном) периоде выплаты составляют 30% величины прожиточного минимума. Другую группу граждан, зарегистрированных в качестве безработных, составляют: • впервые ищущие работу; • стремящиеся возобновить работу после длительного периода: • уволенные за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия; • уволенные из организаций по тем или иным причинам в течение тех 12 месяцев, которые предшествовали началу безработицы, но имевшие оплачиваемую работу менее 26 календарных недель; 'К примеру, с 4 июля 2009 г. величина прожиточного минимума трудоспособного населения в городе Москве установлена в размере 8377 руб. (источник:// www.labor.rn /). • отчисленные за виновные действия с обучения по направлению службы занятости. Для этих граждан установлен иной режим сроков и размеров выплаты пособия. В первом (6-месячном) периоде выплаты составляют 30 % величины прожиточного минимума. Во втором (6-месячном) - 20 % величины прожиточного минимума. В отдельную группу выделяют граждан, получивших статус безработных и уволенных из организаций по собственному желанию. за исключением оснований увольнении указанных для первой группы граждан, зарегистрированных в качестве безработных. Для этой группы предусмотрен следующий режим выплат: в первом периоде (6-месячном) выплаты составляют 40 % величины прожиточного минимума; во втором (6-месячном) - 20 % величины прожиточного минимума. Таким образом, для второй и третьей группы срок выплаты пособия по безработице составляет лишь 12 месяцев. Безраб<
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 560; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.21.199 (0.015 с.) |