Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Различных категорий персоналаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
14.1. Заработная плата и ее функции. Государственные гарантии в сфере оплаты труда Важнейшей формой материального стимулирования в условиях рынка выступает оплата труда, которая непосредственно затрагивает не только жизненные интересы работников, но и конкурентные способности предприятий, фирм, частных компаний, поскольку именно уровень оплаты труда обусловливает привлечение, удержание высококвалифицированных работников. Можно выделить несколько важнейших функций заработной платы: • мотивационную, которая способствует осознанию потребностей человека, побуждающих его к трудовой деятельности; • стимулирующую, способствующую росту заинтересованности в труде, повышения производительности труда, качества работы; • статусную, которая устанавливает соответствие определенного размера заработной платы трудовому статусу работника; • регулирующую, значение которой в настоящее время возрастает в связи с необходимостью оптимизации размещения трудовых ресурсов по регионам и отраслям экономики; • производственно-долевую, которая определяет меру участия живого труда (через оплату труда) в образовании цены товара (продукции, услуг), его долю в совокупных издержках производства и издержках на рабочую силу. • распределительную, предназначенную для отражения меры живого труда при распределении фонда потребления между наемными работниками и собственниками средств производства. Посредством заработной платы определяется индивидуальная доля в фонде потребления каждого участника производственного процесса в соответствии с его трудовым вкладом. Это свидетельствует о том, что функциональная значимость оплаты труда достаточно велика. Но, тем не менее, как свидетельствует мировая практика, оплата труда - одна из самых трудноразрешимых проблем в экономике любого типа. Поэтому далеко не случайно, что вопросам организации материального вознаграждения уделяется достаточно много внимания в экономических системах любого типа. Среди важнейших факторов процесса организации оплаты труда можно выделить: • выбор целей управления вознаграждением; • формирование концепции «справедливости распределения». Целями управления вознаграждением являются тс цели, которые соответствуют ценностям организации. Любая организация готова вознаграждать сотрудников не только за эффективность, но и за все то, что соответствует политике компании (поддержка ее значимости, лояльность, заинтересованность, вовлеченность в деятельность компании, исполнительская культура), т.е. то, что отве- чает треоованиям к высококлассным специалистам, в которых заинтересована организация. Проблема справедливости вознаграждения заключается в создании такой системы вознаграждения, которая бы осознавалась работниками как непредвзятая и объективная в соответствии с их заслугами и ценностями организации. Принципы такого управления вознаграждения - справедливость распределения и процессуальная справедливость. Справедливость распределения связана с системой выплаты, которая должна быть построена на соответствии размера заработной платы значимости персонального вклада, обещаниям предприятия и индивидуальным потребностям работников. Процессуальная справедливость связана с принятием управленческих решений, которые должны отвечать требованиям объективности, последовательности и прозрачности [3, с. 4-5]. Итак, наемный работник за выполненную работу должен получить материальное вознаграждение, которое определяется как общая заработная плата, включающая сумму всех денежных выплат (общего заработка) и соответствующих льгот. Известно, что заработная плата имеет основную и переменную части. Основная - это ставка заработной платы, которая является рыночной ценой единицы труда. По Марксу, ставка заработной платы работника определяется стоимостью его рабочей силы, т. е. стоимостью набора жизненных средств, потребительских товаров и услуг, необходимых для нормального воспроизводства рабочей силы данного качества. Однако в настоящее время в странах с развитой рыночной экономикой ставка заработной платы, как правило. превышает воспроизводственный минимум и формируется в основном в зависимости от сложившегося уровня потребления данной социальной группы, достигнутого уровня оплаты труда данного качества в отрасли и в целом по стране. Кроме того, в рамках ставки заработной платы можно иногда выделить «уравнительную разницу» - выплаты, которые компенсируют работнику различия в степени привлекательности рабочего места. Переменная часть заработной платы отражает различия в индивидуальных результатах трудовой деятельности (премии, надбавки, сдельный приработок и т.п.). Кроме того, существуют различные виды доходов, которые работник получаст в силу того, что работа- ет в данной организации (оплата питания, оплата лечения, ценные подарки, дополнительное медицинское и пенсионное страхование). В совокупности заработную плату и эти виды доходов можно рассматривать как трудовой доход работника данной организации. На величину заработной платы влияют как рыночные, так и нерыночные факторы, в результате чего складывается определенный уровень оплаты труда. Такими факторами могут являться: •средство, вложенные в бизнес; • спрос и предложение на определенные профессии; • стоимость жизни; • законодательство той или иной страны; •способность профсоюзов отстаивать интересы наемных работников. Кроме того, рынок, определяя стоимость рабочей силы, ставит ее в зависимость от: " цены товара и его качества; • рыночной цены квалификации; • числа специалистов, ищущих работу; " числа специалистов, в которых нуждается рынок. Иными словами, адекватный уровень заработной платы, на который претендует работник той или иной профессии, той или иной квалификации, определяет закон спроса и предложения. При этом уровень материального вознаграждения всегда будет настолько высоким, насколько его сможет обеспечить работодатель, и настолько низким, насколько будет согласен получать работник по найму. Далее следует отметить, что рынок не может игнорировать интерес работника по вопросу о том, каким минимумом определяется стоимость его рабочей силы. Исходя из практики стран с развитой рыночной экономикой, наилучший вариант - законодательно закрепленный нижний предел почасовой оплаты труда, которая в дальнейшем ретушируется по отраслям на основе рыночной конкуренции. Привлекательность для работника наемного труда данной нормы в том, что если выше закрепленной законом минимальной часовой оплате труда работодателю представляется полная свобода поднимать данный уровень, то оплачивать труд своих работников ниже уровня установленной часовой оплаты работодатель не имеет права. Отсутствие в России подобной практики влияет на процесс управления вознаграждением. Ради справедливости следует, однако. отметить, что к 1997 г. Россия была готова к введению данной рыночной нормы, о чем свидетельствует существовавший проект внесения в Государственную Думу для рассмотрения и принятия Федерального закона «О минимальной часовой оплате труда» в сентябре 1997 г. Тем не менее, с учетом сложившейся в России практики, следует опираться на общие понятия минимальная заработная плата и заработная плата. Минимальная заработная плата определяется как гарантированный федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда. В величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты, что специально зафиксировано в ст. 129 Трудового кодекса РФ. В свою очередь заработная плата определяется как вознаграждение за труд в зависимости от сложности, качества выполняемой работы, квалификации работника, условий труда с соблюдением некоторых государственных гарантий. В Российской Федерации в перечень государственных гарантий включены: • гарантия величины минимального размера оплаты труда, определяемой Федеральным законом «О минимальном размере оплаты труда» от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ. Минимальный размер оплаты труда по трудовому законодательству должен соответствовать прожиточному минимуму, уровень которого ежеквартально должно определять Правительство РФ. Прожиточный минимум -это стоимостная оценка потребительской корзины, включающей минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Потребительская корзина определяется Постановлением Правительства РФ не реже одного раза в пять лет; • гарантия мер, обеспечивающих повышение уровня реального содержания заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги (индексация). Для бюджетных организаций индексация производится в порядке, который устанавливает Правительство РФ, для небюджетных - в порядке, определяемом коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами организации: ♦ гарантии ограничения перечня оснований для размера и удер 1) обязательные (налог на доходы физических лиц, удержания 2) по инициативе администрации: погашение неизрасходованного аванса в связи со служебной командировкой; возврат сумм вследствие счетных ошибок; возврат сумм по иным причинам. Данные нормы прописаны в ст. 81, 83, 137 Трудового кодекса РФ; 3) по согласованию сторон: суммы личного страхования; погашение обязательств по подписке на акции; профсоюзные взносы и т.д. Гарантии ограничения выражаются в том, что общий размер удержаний при каждой выплате заработной платы не должен превышать 20 %, а в случаях предусмотренных специальными законами РФ - 50 %. Исключением из этого правила является сумма удержаний в размере 70 % для лиц отбывающих исправительные работы, о чем прописано в ст. 138 Трудового кодекса РФ. 14.2. Особенности оплаты труда различных категорий работников Рассматривая особенности оплаты труда, следует иметь в виду, что в России существует три категории работников, оплата которых регулируется различными группами правовых документов: ♦ государственные служащие: ♦ работники бюджетных организаций; ♦ работники негосударственных организаций. Оплата труда государственных служащих регулируется специальными Федеральными законами, Указами Президента, Постановлениями Правительства РФ. В системе государственной службы заняты три группы граждан: работники государственной гражданской службы, граждане, состоящие на военной службе и граждане, занятые в органах правоохранительной службы. Естественно, что особый интерес вызывает организация оплаты труда работников государственной гражданской службы. Оплата труда работников бюджетных организаций установлена на основе применения единую систему оплаты труда в порядке, установленном Федеральными законами, Постановлениями Правительства РФ, отраслевыми документами. Оплата труда работников негосударственных организаций допускает самостоятельное определение системы, вида оплаты труда, соотношение в оплате труда между отдельными категориями, закрепленные в соответствующих трудовых договорах (индивидуальных, коллективных) или соглашениях при условии соблюдения уровня минимальной оплаты труда по федеральным законам. Здесь вопросы организации заработной платы формируются на основе рыночных отношений собственников бизнеса и наемных работников, которые могут противоречить друг другу. Если, как правило, интересы частной компании нацелены на сокращение издержек на персонал и на меньшую заработную плату при росте объема и повышении качества работы с целью увеличения прибыли организации, то интерес наемного персонала состоит в увеличении вознаграждения и уменьшении трудовых усилий. Это противоречие в большинстве случаев не сильно мешает нахождению взаимодействия интересов компании и наемного персонала, если грамотно организовать систему оплаты труда. 14.2.1. Организация оплаты труба гражданских государственных служащих Процесс выделения государственных служащих в отдельную профессиональную группу в новой России получил свое начало в середине 1990-х гг. В советский период понятие государственные служащие употреблялось в широком и узком смысле. Под государ- ственной службой в широком смысле понималась любая профессиональная умственная и организаторская деятельность человека (работника) в любой государственной организации - в органе государственной власти, в государственном учреждении, на государственном предприятии. В узком смысле государственная служба рассматривалась как аппаратная деятельность в органах государственной власти [81, с. 86]. В настоящее время группа гражданских государственных служащих стала охватывать работников государственной службы в узком смысле. Государственная гражданская служба стала определяться как вид профессиональной служебной деятельности граждан на должностях по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и государственных органов субъектов Российской Федерации. Таким образом, сделано как теоретическое обоснование необходимости определения более четкого профессионального статуса этой группы1, так и утверждена необходимая правовая база. Заработная плата (денежное содержание) гражданского служащего включает должностной оклад, оклад за классный чин, а также ежемесячные и иные дополнительные выплаты. См. Лтаманчук Г.В. Государственной службе - научное обоснование // Государственная служба в Российской Федерации: концепция, опыт, проблемы. М, РЛУ. - 1993; Граждан В.Д. Государственная служба как профессиональная деятельность. М: Квадрат, 1997; Турчипов Л.И. Целостность государственной службы и системе государственного управления России // Государственная служба в современной России. М, 2003; Тур-чипов Л.И. Профеееиопалшация и кадровая политика; проблемы развития теории и практики. М; Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998; Нечипоренко B.C. Теория и организация государственной службы; Курс лекций. М; Изд-во РАГС, 2009 "См. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»; Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной фаждапекой службе Российской Федерации»; Указ Президента РФ от 11 января 1995 года № 32 «О государственных должностях Российской Федерации»; Указ Президента РФ от 11января 1995 года № 33«0 реестре государственных должностей федеральных государственных служащих»; Указ Президента РФ от 31 декабря 2005 г. № 1574 «О реестре должностей федеральной государственной гражданской службы». Размеры должностных окладов и окладов за классный чин федеральных государственных служащих устанавливаются Указом Президента РФ по представлению Правительства РФ. Размеры должностных окладов и окладов за классный чин государственных служащих субъекта РФ устанавливаются в соответствии с нормативным правовым актом субъекта РФ. К дополнительным выплатам относятся: ■ежемесячная надбавка за выслугу лет на гражданской службе в зависимости от стажа (от 10 % при стаже от) года до 5 лет до 30 % свыше 15 лет); ■ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200 % этого оклада; ■ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации. ■премии за выполнение особо важных и сложных заданий; ■ежемесячное денежное поощрение; ■единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих. При формировании фонда оплаты труда федератьных гражданских служащих в расчете на год сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства: • оклад за классный чин - в размере четырех должностных окладов; • ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; • ежемесячная надбавка за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; • ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; • премия за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; • ежемесячное денежное поощрение - в размере, который уста * единовременная выплата при предоставлении ежегодного оп Порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом РФ по представлению Правительства РФ, а субъекта РФ соответственно -законодательством субъекта РФ. Таким образом, оплата труда данной группы работников осуществляется на бюджетной основе, но. тем не менее, ее механизм существенным образом отличается от механизма оплаты труда других групп бюджетников (образование, медицина, социальная сфера, культура), где применяется тарифная система. 14.2.2. Тарифная система и ее применение при оплате труда бюджетников При оплате труда наиболее распространена тарифная система, Она сложилась еще в советское время. В настоящее время эта система широко используется при оплате труда бюджетников как в производственной, так и в непроизводственной сферах. Тарифная система определяется как совокупность нормативов, с помощью которых осуществляется дифференциация заработной платы работников различных категорий. Тарифная система основывается на применении Общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей служащих, тарифных разрядов. Данный классификатор введен в действие в январе 1996 г. и является официальным, утвержденным Госстандартом России и обязательным к применению. В него включено около 6 тыс. наименований рабочих профессий и около 2 тыс. наименований должностей служащих. Условия тарифной системы основываются на совокупности нормативов, определяющих дифференциацию оплаты труда. Ее элементами являются: 1) тарифно-квалификационные справочники; 2) тарифные сетки; 3) тарифные ставки; 4) схемы должностных окладов; 5) районные коэффициенты. В тарифно-квалификационных справочниках содержатся сведения о профессиональных тарифно-квалификационных характеристиках, о дифференциации работ и работников в зависимости от сложности труда и квалификации работника, о должностных обязанностях работника, требованиях к знаниям и к квалификации. Например, тарифно-квалификационные характеристики рабочих профессий в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих (ЕТКС) разработаны по шести- или восьмиразрядным схемам и группируются по степени сложности работ, согласно сложившемуся разделению труда, достигнутому уровню техники, технологии, организации труда и производства. Все приведенные в ЕТКС тарифно-квалификационные характеристики соотнесены к трем разделам: «Характеристика работ», «Должен знать», «Примеры работ», где содержатся описание типичных работ для каждой профессии, основные требования к квалификации, а также перечень типичных работ для той или иной профессии. ЕТКС включает более 70 выпусков по наиболее распространенным рабочим профессиям, а также отраслевые выпуски. Аналогичную структуру имеет «Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих» (КСДС), где работники струппированы по квалификационным категориям. Данные категории характеризуют уровень квалификации, достигнутый управленческим персоналом. Например, экономист I категории, конструктор II категории, старший научный сотрудник, младший научный сотрудник и т.д. Составными элементами тарифной системы являются тарифные ставки, квалификационные разряды, должностные оклады. Тарифная ставка - это выраженный в денежной форме размер оплаты труда работника за единицу рабочего времени. В большинстве отраслей народного хозяйства действуют часовые и дневные тарифные ставки, служащие основой для определения размера оплаты труда всех категорий рабочих. Для рабочих-сдельщиков расценки для оплаты труда определяются исходя из тарифной ставки соответствующего разряда работ, а для рабочих-повременщиков - исходя из приведенного разряда и отработанного времени. Квалификационный разряд характеризует уровень достигнутой квалификации рабочего и определяется на основе ЕТКС. J Должностной оклад - выраженный в денежной форме размер оплаты труда руководителя, специалиста или служащего за выполнение закрепленных за ним функциональных обязанностей. В большинстве бюджетных отраслей действуют месячные должностные оклады. В бюджетной сфере основу тарифной системы долгое время составляла единая тарифная сетка (ETC), которая представляла собой совокупность тарифных (квалификационных) разрядов и тарифных коэффициентов, на основе которой рассчитывались должностные оклады. Все составляющие тарифной сетки определялись Правительством РФ. ETC включала 18 разрядов, каждый из которых имел соответствующие коэффициенты. Основу составляли две переменные величины: минимальный размер оплаты труда (ставка 1-го разряда) и тарифные коэффициенты. По тарифной сетке можно было рассчитать как должностной оклад служащих, где каждая должность имеет определенный диапазон квалификационных разрядов, так и тарифную ставку соответствующей рабочей профессии. Должностные оклады и тарифные ставки соответствующего квалификационного разряда рассчитывались путем умножения ставки первого разряда на соответствующий коэффициент. Тарифная сетка широко использовалась в первую очередь при повременной оплате труда, где заработная плата начисляется исходя из числа отработанных часов и квалификации работника и когда не представляется возможным строго нормировать затраты труда (образование, здравоохранение, культура, социальная сфера, ЖКХ, транспорт и т.д.). Но, начиная с декабря 2008 г., в бюджетной сфере была введена новая система оплаты труда (НСОТ), которая отошла от универсального подхода и стала учитывать отраслевые особенности видов занятий и видов экономической деятельности. НСОТ полностью заменила расчет величины заработной платы по единой тарифной сетке1. Суть ее состоит в том, что в каждой отрасли были введены принципы профессионально-квалификационных групп (ПКГ) и квалификационного уровня (КУ). Потребовалось определенное время, чтобы разработать механизм выделения профессионально-квалификационных групп по отраслям, критерии выделения этих групп, определения квалификационных уровней внутри профессионально-квалификационных групп. Очень важно, что в каждой организации был выделен перечень основных работников, средняя оплата которых стала служить базой для оплаты труда руководящего персонала (директор, главный бухгалтер, которые должны получать не выше пятикратного размера средней оплаты труда основного персонала). Ее достоинством стало также то, что теперь каждая организация, опираясь на разработанную методику, имеет право создать свою локальную систему оплаты труда, используя свои финансовые возможности. Речь идет как о базовом минимальном размере оплаты труда для каждой ПКГ и КУ, так и самом механизме распределения 30-процентной бюджетной надбавки к базовому фонду оплаты труда. Итак, как теперь формируется заработная плата работника по нсот? "См. Постановление Правительства РФ от 5 августа 2008 г. № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется па основе Ндшюй тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений»; Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской федерации от 29 мая 2008 г. № 247и «Об утверждении профессиональных квалификационных групп общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и служащих». Она включает базовую часть заработной платы, которая зависит от группы, квалификационного уровня профессии работника в этой группе, величины компенсационных и стимулирующих выплат, которые полагаются работнику в связи с его квалификацией и условиями труда. Второй составной дополнительной частью является 30-процснтная надбавка за качество работы, которая также является бюджетной. Но принцип ее распределения находится в компетенции руководства организации, именно руководитель по принятым в конкретной организации критериям распределяет по своему усмотрению эту дополнительную бюджетную часть. Данная система требует строгого учета рабочего времени, если оплата труда работника осуществляется за отработанное время. Что касается промышленных предприятий, то там по-прежнему могут использоваться и тарифные ставки по разрядам, видам работ, а также сдельные расценки для оплаты труда основных работников. Основными формами оплаты труда, которые используются при тарифной системе, являются повременная и сдельная. Повременная оплата труда устанавливается за фактическое количество отработанных часов. Изменение повременной ставки не зависит от эффективности труда и результата, а зависит только от времени. Дополнительная плата может быть установлена за посменную и сверхурочную работу, за работу в ночную смену, за вредные, опасные условия труда, за работу без брака. Чаще всего повременная оплата труда устанавливается там, где учет по результатам труда невозможен. Повременная оплата труда имеет несколько разновидностей: прямая (или простая) повременная, когда оплата труда не связывается напрямую с качеством труда и не содержит никаких премиальных выплат. Применяется для оплаты труда технических специалистов и служащих: вахтеры, лифтеры, курьеры, охранники, вспомогательные рабочие и т.д., когда заработная плата выплачивается в полном размере в том случае, если работник проработал все рабочее время. Если оно отработано не все, заработная плата начисляется за фактически отработанное время. При этом заработок работника определяется путем умножения часовой (дневной) тарифной ставки оплаты труда на число фактически отработанных часов или дней: повременно-премиальная, когда работники наряду с оплатой отработанного времени получают премию за работу без брака (высокое качество работы), безаварийную работу, сдачу в срок готовой продукции. Применяется для оплаты труда вспомогательных рабочих высокой квалификации, работающих на сложном оборудовании, машинах и механизмах и т.д. Суммы премий могут исчисляться как в абсолютном (фиксированном), так и в относительном (процентном) размере; окладно-премиальная система оплаты труда, которая применяется для руководителей и специалистов. Для каждого работника согласно штатному расписанию устанавливается должностной оклад (месячная тарифная ставка), который отражает квалификацию работника, а в зависимости от достигнутых результатов руководители и специалисты премируются за выполнение плана и высокое качество труда. В рыночных условиях формами повременной оплаты труда можно также считать: премирование га выручки, которое предусматривает получение работником или подразделением долю вознаграждения при достижении заранее установленного объема (выручка, реализация, продажа, сбыт продукции) в виде некоторого процента с выручки или абсолютной величины премии; премирование из дохода в виде заранее установленного процента с дохода или абсолютной величины премии; премирование из прибыли в виде фиксированного процента при достижении определенной величины прибыли. Сдельная оплата труда самая очевидная и прозрачная форма оплаты труда, которая предусматривает учет труда исходя из фактически выполненного объема работ в натуральных измерителях (единицах готовой продукции) и установленных нормативов заработной платы (расценок) на единицу готовой продукции. Сдельная оплата может быть либо индивидуальной, либо коллективной (бригадной). Сдельная оплата бывает нескольких видов: прямая сдельная, которая предусматривает, что рабочий получает заработную плату пропорционально объему выполненной работы по действующим расценкам; сдельно-премиальная предусматривает наряду с получением основной заработной платы по сдельному наряду за выполненный объем работ получение премии за обусловленный конечный результат (сроки или качество работы); сдельно-прогрессивная, при которой выработка рабочего в пределах установленной нормы оплачивается по основным неизменным расценкам, а выработка сверх нормы - по повышенным; аккордная, где в качестве единицы продукции выступает некоторый объем работ или услуг, на который составляется калькуляция затрат труда и заработной платы. Используется в строительстве и других бригадных формах труда. Заработная плата выплачивается только после выполнения всего аккордного задания и распределяется внутри бригады при помощи различных коэффициентов распределения (КТУ, КТВ); аккордно-премиальная, предусматривающая дополнительно к сдельному заработку, начисленному по нормативу, выплату премии (сокращение нормативного срока, высокое качество продукции и т.д.). 14,2,3. Бестарифная система и ее применение в негосударственном секторе Бестарифная система оплаты труда это система, которая опирается на те критерии оплаты труда, которые могут определять зависимость материального вознаграждения работника или группы работников как от конечных результатов их работы, так и объема средств, которые может выделить работодатель на оплату труда. Данная система сходна с аккордной оплатой труда, но отличается тем, что при ней не используются элементы тарифной системы (ставки и расценки). Бестарифная система обычно находит свое применение на небольших предприятиях и компаниях, на подрядных работах, в кооперативах. где повышается ответственность каждого работника за результаты труда и может иметь место стимулирующий эффект доверия. Бестарифная система может применяться также как дополнительная на крупных предприятиях для определенной категории работников, заключивших соответствующие контракты. При бестарифной системе оплата труда может быть организована и по принципу индивидуального и по принципу коллективного распределения. При индивидуальном распределении используются: • аттестация; • объективная оценка результатов (выполнено или не выполнено задание); • субъективная оценка руководителя (фиксированный оклад по договору). При коллективном распределении: • ПДД (принцип долевого деления); • КТУ (коэффициент трудового участия); • КТВ (коэффициент трудового вклада); • система бонусов и т.д. К иным показателям, которые могут быть использованы в бестарифной системе, можно отнести: • квалификационный уровень (КУ); • отработанное время (ОВ); • метод квалификационных «вилок»'. • рейтинговое долевое участие. Квалификационный уровень рассчитывается как отношение средней фактической заработной платы (ЗП) каждого работника за прошедший период времени к минимальному уровню заработной платы на данном предприятии за тот же период. Квалификационный уровень заменяет тарифные разряды и категории и является более гибким средством для оценки квалификации каждого работника. Для того чтобы рассчитать величину заработной платы каждого работника, необходимо: • определить сумму баллов как произведение КУ, КТУ и ОВ; • определить цену одного балла как отношение фонда оплаты труда данного подразделения и суммы оаллов, наоранных всеми работниками подразделения. В табл. 15 представлен условный пример бестарифного способа расчета заработной платы работников акционерного полиграфического предприятия «Авангард», основанного на показателях КУ. КТУ, ОВ. Таблица 15 Расчет заработной платы по методу, основанному на показателях КУ, КТУ, ОВ
Окончание табл. 15 Расчет заработной млаты по методу, основанному на показателях КУ, КТУ, ОВ
|
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 2059; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.82.252 (0.011 с.) |