Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблемы трудовой деятельности на современном этапе

Поиск

Организация трудовой деятельности на современном этапе характеризуется переходом к качественно новой, более высокой ступени развития, связанной с научно-техническим прогрессом. Это позволит исключить тяжелый физический, малоквалифицированный и непривлекательный труд. Одновременно меняется и функ­циональная роль и место человека в системе «человек-техника-среда». С ростом сложности труда возрастает и ответственность работника за конечные результаты работы.

Усложнение конструкций оборудования и технологических процессов, более интенсивное применение современных элек­тронных, немеханических систем требуют расширения профес­сионального профиля работников. Под влиянием данного процесса происходит значительное качественное изменение в про­фессиональном составе работников. Такими изменениями, ха­рактеризующими уровень работников, являются: изменения ка­чественного состава работников, повышение общеобразовательной подготовки, возрастание творческой активности работников, распространение передового производственного опыта.

Научно-техническое перевооружение отраслей народного хо­зяйства создает условия для перераспределения исполнительных функций между машиной и человеком. Функции по преобразованию предмета труда все больше перекладываются на машину и специальные устройства.

Задачу распределения функций между человеком и машиной нельзя решать только на основе инженерных подходов, тем более, что ни один из них не обладает необходимой универсальностью и эффективностью. При выборе того или иного варианта решения этой задачи должны учитываться и соображения, касающиеся и функций человека как субъекта труда, и результаты эргономических, психологических и других исследований.

В результате распределения функций между человеком и машиной могут быть получены исходные данные для обоснования объема информации и вида ее предъявления, а также для разработки информационных моделей, алгоритмов деятельности, программ для ЭВМ, критериев и методов профессионального отбора, программ, методов и средств профессиональной подготовки.

Эргономические требования, предъявляемые к выбору варианта распределения функций между человеком и машиной, реализуются с учетом: возможностей человека и машины для выполнения конкретных операций, соответствия загрузки человека его навыков возможностям, ответственности человека за результат работы системы, мотивации деятельности человека в системе.

Большое значение при этом имеет правильная профессиональная ориентация, т.е. выбор профессии.

Под профессией обычно понимается типичная, исторически - сложившаяся форма деятельности, необходимая в социальном отношении, для выполнения которой работник должен обладать определенной суммой знаний, умений, навыков, а также иметь соответствующие способности и особенности личности.

Психологическое изучение конкретных видов трудовой дея­тельности называется профессиографией, а результат изучения - профессиограммой. Профессиограмма включает целую совокупность характеристик о данном виде труда: технико-экономические характеристики (оборудование, технология); социальные, социально - психологические и санитарно-гигиенические характеристики условий труда. В профессиональной группе подробно отражаются конкретные трудовые действия и операции, выполняемые рабочими, сведения о требованиях к общей и специальной подготовке профессионала. Лишь на базе всего изложенного можно выявить конкретные требования, предъявляемые профессией к человеку, и установить психофизиологические и психические, процессы, происходящие в данной деятельности.

Все многообразия трудовой деятельности человека носят разный характер, который обусловлен специфическими для каждой профессии предметами и орудиями труда, а также трудовыми задачами. Среди профессионально важных признаков трудовой деятельности можно выделить психологические особенности сенсорной, мыслительной, сенсомоторной деятельности, внимание, память, эмоционально-волевую сферу, особенности личности.

Сенсорная деятельность в разных видах труда может отличаться по нагрузке на тот или иной анализатор: зрительный, слуховой, кожный, мышечно-суставный и другие, а также на комплекс анализаторов. Есть профессии, где ведущим является слуховой анализатор, осязание. Есть виды труда, в которых довольно большую роль играют обоняние и вкус. Кроме анализатора, следует иметь в виду особенности характера самого восприятия.

Профессиональные особенности мыслительной деятельности являются обязательными компонентами любого труда. Мышление как профессионально важный признак выделяют в тех профессиях, где приходится оценивать какую-нибудь ситуацию, требующую принятия определенного решения в зависимости от обстановки. Научно-технический прогресс, автоматизация и механизация все время повышают требования к мышлению. Во многих видах деятельности трудно отделить физический и умственный труд. Так, в целом ряде видов ручного труда чаще всего имеет место так называемое наглядно-действенное мышление, но есть виды труда, особенно в автоматизированных системах, где роль интеллек­туального компонента значительно повышается.

Сенсорномоториая деятельность вызывается сенсорным ком­понентом и реализация этого действия контролируется также этим компонентом. По сенсомоторной координации профессии очень резко отличаются друг от друга. Есть профессии, в которых моторный компонент действия носит очень простой характер, а именно: в ответ на какую-то возникшую ситуацию провести простые ручные действия - поворот рычажка, нажатие на кнопку и др. В ряде про­фессий важную роль играет скорость реакции, т.е. действие само по себе простое, но все должно реализоваться достаточно быстро.

Внимание, которое осуществляет функцию контроля деятель­ности, неотделимо от восприятия и от мышления, оно обязательно присутствует в любой деятельности. В разных профессиях отдельные свойства внимания имеют разные значения. Есть профессии, в которых требуется длительное, в течение всего рабочего дня, устойчивое внимание на одном или даже на нескольких объектах и периодическая его концентрация. Есть профессии, которые требуют исключительно широкого распределения внимания и его перек­лючения, или поочередного концентрирования и распределения внимания.

Память нужна всегда, независимо от видов труда. Речь идет о профессионально важном признаке памяти для всех видов труда. Суть заключается в том, что большая нагрузка на память требуется при обучении данному виду труда, когда еще не сформировались Профессиональные навыки, но после сформирования основных нагрузка на память снижается. Есть профессии, где кратковременная или оперативная память являются наиболее важными в профес­сиональном признаке.

Эмоционально-волевая сфера присутствует в любой трудовой деятельности.

Любая трудовая деятельность вызывает к себе определенное отношение, эмоционально переживается. Это связано с мотивами, потребностями человека, с интересами к работе. Это так называемые общие эмоции в труде. Они могут быть и положительными, и отрицательными. Положительные эмоции - это, например, удов­летворение своим трудом, чувство выполненного долга. Отри­цательные эмоции возникают прежде всего в тех случаях, когда люди хотя и работают, но эта работа им не по душе. Также следует учитывать и специфические эмоции, которые вызываются непосредственно конкретной трудовой деятельностью. Эти эмоции вызываются в первую очередь как профессионально важные. Они подразделяются на две подгруппы. Первая подгруппа - это те эмоции, которые связывают взаимоотношения людей с коллективом в процессе данного коллективного вида труда. Вторая подгруппа профессиональных эмоций - это те эмоции, которые возникают в процессе самой работы. Эмоции второй подгруппы связаны прежде всего с теми профессиями, в которых могут возникнуть аварийные ситуации и где неправильное, замедленное принятие решения может привести в условиях высокой эмоциональной напряженности к аварии. В этих профессиях эмоционально неустойчивые люди не могут работать.

Целый ряд профессий предъявляет особые требования к другим разнообразным особенностям личности: аккуратности, органи­зованности, педантичности в ряде случаев, общительности и др.

Адаптация человека к машине осуществляется на всем протя­жении его жизни, начиная с детских лет и кончая периодами наивыс­шего профессионального мастерства и старостью. В адаптацию пос­ледовательно входят профессиональные: ориентация, консультация, отбор, обучение, а также психопрофилактика. Их суть заключается в совместном с работником поиске наиболее приемлемого для его способностей содержания и характера труда, организации воспи­тывающих, обучающих, управленческих и поддерживающих мероп­риятий.

Профессиональная ориентация - это информирование общества и конкретных лиц о существе и значимости множества профессий, применяемых в трудовой деятельности данного города, населенно­го пункта, региона, страны. Описание и демонстрация особеннос­тей предмета труда, применяемых орудий, целей и условий осу­ществления трудового процесса дают возможность человеку сделать ориентировочный выбор области приложения своих физических и духовных сил. Все это позволяет человеку получить взамен прило­женного труда необходимые средства существования и развития.

Профессиональная консультация заключается в согласовании между консультантом и консультируемым выбора совокупности до­ступных последнему профессий из числа ориентировочно предпо­читаемых после общего его психологического исследования.

Пригодность человека к конкретному виду трудовой дея­тельности определяется с помощью профотбора.

Профессиональный отбор

Целью профотбора является определение уровня способности к обучению и предсказание эффективности действий человека в рабочей обстановке, включая экстремальные условия. В зависимости от целей профотбора существуют психофизиологический, меди­цинский, образовательный и другие виды отбора.

Профотбором предусматривается оценка у конкретного ин­дивида состояния здоровья, физического развития, уровня об­щеобразовательной подготовленности, социальных данных, профессиональных способностей. В задачу медицинского отбора входит выявление тех людей, которые по состоянию здоровья могут заниматься данным видом трудовой деятельности. Медицинский отбор является исходным в комплексе профессионального отбора, а остальные виды отбора проводятся лишь среди лиц, которые по состоянию здоровья признаны годными.

Образовательный отбор направлен на выделение тех лиц, исходные знания которых обеспечивают успешное овладение данной специальностью или непосредственное выполнение профес­сиональных обязанностей.

Социальный отбор выполняет очень много функций, в том числе и чисто профессиональные. Применительно к профотбору это может быть уменьшение текучести кадров и обеспечение удовлетворенности человека своим трудом.

Особое место в эргономике занимает психофизиологический отбор. Данный вид отбора предназначен для выявления лиц, которые по своим способностям и индивидуальным психофизиологическим возможностям соответствуют требованиям, предъявляемым спецификой обучения и деятельности по конкретной специальности.

В основе психофизиологического отбора находится учение о соотношении врожденных и приобретенных свойств личности, ко­торые формируют способности под влиянием конкретных условий жизни. Врожденными являются лишь анатомо-физиологические особенности организации мозга и его функции (задатки), в частности типологические свойства нервной системы. А профессиональные способности проявляются совокупностью достаточно стойких, хотя и изменяющихся под влиянием воспитания, индивидуально-психологических качеств человека.

При проведении психофизиологического профотбора руко­водствуются следующими принципами.

Принцип личностного подхода - понимание отдельных пси­хологических качеств личности в единстве с деятельностью. Ни одно психическое явление, проявляющееся в деятельности, не может быть понято без учета его личностной обусловленности. В процессе профотбора должны выявляться и оцениваться социально обусловленные черты личности: направленность ее интересов, целеустремленность, активность при выборе данной профессии. Изучение мотивации и степени профессиональной направленности личности составляет основное содержание данного принципа.

Принцип пригодности предусматривает всестороннее изучение личности кандидата. Критерии пригодности устанавливаются с учетом вида деятельности, параметров систем управления, осо­бенностей процесса обучения и тренировки, допустимого времени и социально-экономических возможностей. Применяя этот принцип, можно выявить кандидатов безусловно пригодных, условно пригодных и непригодных:

Ø безусловно пригодные кандидаты способны осваивать конк­ретную специальность при существующих формах обучения и тренировки и эффективно выполнять профессиональные обязан­ности;

Ø условно пригодные кандидаты способны выполнять профес­сиональные обязанности. Допускаемые ими ошибки незначительно снижают эффективность функционирования системы. Для этих кандидатов требуется увеличение сроков, изменение режимов и структуры обучения и тренировки;

Ø непригодными являются кандидаты, обучение которых конк­ретной профессии малопродуктивно, работа по специальности значительно снизит общую эффективность функционирования системы.

В конкретной действительности определение пригодности осуществляется при обязательном учете использования средств повышения эффективности трудовой деятельности: приспособления конструкции техники к психофизиологическим возможностям человека, автоматизации трудовых операций, разработки психологически и физиологически обоснованных систем обучения и оптимизации режимов тренировки.

Принцип дифференциального прогнозирования обеспечивает профессиональный отбор для групп специальностей, объединенных на основе общности основных элементов структуры деятельности или профессионально значимых качеств личности. Данный принцип не исключает необходимости отбора кандидатов на отдельные специальности.

Принцип динамичности отбора означает непрерывное накоп­ление информации о состоянии и особенностях развития про­фессиональных способностей кандидата. Это необходимо для прогноза успешности обучения и производственной деятельности специалистов.

Принцип активности отбора подразумевает необходимость ис­пользования результатов психофизиологического обследования не только для решения вопроса о пригодности, но и для целей совершенствования техники в соответствии с психофизиологи­ческими возможностями человека, рационального распределения функций между человеком и машиной.

Объем и форма накопления информации должны меняться на каждом этапе профотбора:

■ первый этап - изучение анкет, характеристик, проведение беседы и группового психофизиологического обследования с помощью бланковых методик;

■ второй этап - проведение индивидуального и группового обследования с применением бланковых и аппаратурных методик, а также бесед и наблюдений;

■ третий этап - индивидуальное обследование на специальных стендах, имитирующих и моделирующих процесс и условия предстоящей деятельности, а также беседы, наблюдения.

Принцип динамичности критериев предусматривает выбор в ряде случаев критериев не по высшим, а по средним показателям, что позволяет учитывать величину снижения работоспособности, которое возможно при расширении круга привлекаемых специалистов.

Система профотбора предусматривает использование тестов как индивидуальных, так и групповых; она должна учитывать среду, в которой будет протекать трудовая деятельность. Она должна быть тесно связана с системой обучения и тренировки.

Проведение психофизиологического отбора необходимо в следующих случаях:

Ø когда успешность подготовки работников в значительной степени зависит от его профессиональной пригодности;

Ø если существует дифференциация между хорошими и пло­хими работниками по степени эффективности их профессиональной деятельности.

Психофизиологический отбор проводится по определенной системе, которая включает:

• определение групп специальностей, для которых следует про­водить отбор;

• прогнозирование пригодности к обучению и практической деятельности в нормальных и экстремальных условиях;

• изучение физиолого-гигиенических и психологических особенностей трудовой деятельности, анализ трудового процесса для определения профессиональных требований к кандидатам;

• разработку методических приемов оценки профессионально важных качеств личности;

• оценку точности прогнозирования, надежности и диффе- ренцированности методических приемов психофизиологического обследования;

•разработку критериев оценки профессионально важных качеств личности и проверку критериев прогнозирования профессиональной пригодности операторов;

• разработку организационно-методических форм проведения психофизиологического отбора.

Отбору подвергаются лица, признанные по состоянию здоровья годными к обучению или работе по конкретной специальности. Кандидаты на ту или иную специальность подвергаются психо­физиологическому обследованию, которое может быть инди­видуальным или коллективным. Индивидуальное обследование проводится с помощью бланковых методик и различной аппаратуры в специально подготовленном помещении, в котором созданы требуемые гигиенические и эстетические условия деятельности. При коллективном обследовании используются в основном бланковые методики, тесты, вопросники, анкеты.

Профессиональную пригодность к определенному виду трудо­вой деятельности определяет инструктор или специальная комис­сия. На основании анализа результатов психофизиологического обследования и выполнения заданий на рабочих местах, они же составляют заключение. По этим результатам выносится заключение: «пригоден», «непригоден», «прогноз неопределенный».

Результаты профотбора оформляются в виде двух документов: индивидуальной карты отбора и пофамильного списка, проходивших отбор с заключением о группе пригодности. В индивидуальную карту вносятся результаты выполнения отдельных психофизиологических заданий, баллы за выполнение каждого задания и суммарный показатель, выводы по результатам беседы и наблюдений, заключение о группе годности. При необходимости в примечании приводится мотивировка изменения группы пригодности, замечания о состоянии отдельных психофизиологических функций и необходимости их дополнительной оценки, тренировки. Отчетная документация по профотбору доводится до сведения только руководителей комиссии. При этом обращается внимание на то, чтобы результаты отбора не вызывали ложного толкования о неполноценности лиц, получивших невысокие оценки.

Важное место в данной системе отводится психопрофилактике, которая включает совокупность психологических средств, устраняющих или ослабляющих болезненные симптомы, негативные изменения отношения к себе, своему состоянию, окружающей среде, целям своего труда и средств его осуществления. Дело в том, что чрезмерное, длительное, неупорядоченное расходование рабочей силы, часто обусловленное характером и содержанием труда, приводит к развитию отрицательных практических состояний, которые в свою очередь нарушают функционирование процессов памяти, внимания, мышления. Объективно это приводит к ошибкам работников, сбоям, авариям. Субъективно - к утрате смысла труда, цели деятельности. В психопрофилактику входят применение фармацевтических препаратов, психической саморегуляции, функциональной музыки, специализированной гимнастики, воздействие на биологически активные точки, гипнотическое воздействие, психотерапия.

Психофизиологический отбор осуществляется по следующим основным направлениям:

1. Выявление индивидуально-психологических особенностей личности, препятствующих успешному освоению и выполнению профессиональной деятельности.

2. Получение дополнительных психофизиологических данных для уточнения некоторых отклонений в состоянии здоровья и вынесения обоснованного экспертного заключения.

3. Определение уровня группового взаимодействия.

4. Определение функционально-психологических возможностей кандидатов к деятельности в специфических условиях.

К индивидуально-психологическим особенностям личности, препятствующим успешному выполнению профессиональной деятельности, относятся:

• особенности темперамента, в которых проявляются черты слабости, инертности, неуравновешенности нервных процессов;

• разбросанность и неустойчивость интересов и склонностей;

• нерешительность; легкость срыва при работе в условиях дефицита времени, воздействия помех и неблагоприятных факторов среды;

• замедленность и некритичность мышления;

• низкая концентрация внимания, быстрое его переключение;

• замедленность и неточность сенсомоторной координации;

• снижение памяти; отсутствие способности к оперированию пространственными представлениями;

• эмоциональная неустойчивость.

Наибольшее значение проблема отбора приобретает в условиях производства, когда небольшая ошибка, просчет или небрежность могут привести к тяжелым последствиям: аварии, порче дорогостоящего оборудования, к гибели людей. В этих условиях в системе «человек-техника-среда» первичную роль играет человек - оператор. Производственная ситуация может быть улучшена с помощью эргономических преобразований, направленных на уменьшение ошибок и производительности. Для работников, занятых операторным трудом, плохая работа может быть связана с личными качествами, например, с недостатком сноровки, плохим зрением, слабым мастерством.

При профотборе следует обращать пристальное внимание на психофизиологические свойства человека-оператора. К ним отно­сятся:

• хорошая оперативная память;

• развитые свойства внимания;

• дифференцированная деятельность сенсорного характера;

• сохранение работоспособности в сложных ситуациях;

• практический тип мышления;

• хорошая пространственная ориентация;

• умение контролировать свои действия;

• способность к быстрым и точным двигательным реакциям;

• профессиональная интуиция;

• эмоциональная устойчивость;

• особенности темперамента.

На предприятиях, требующих от работников высокой квали­фикации или принятия решений с высокой степенью ответст­венности, при отборе операторов изучаются важные черты их личности. Эти индивидуальные особенности заключаются в сле­дующем:

• интерес к профессии оператора;

• выдержка, настойчивость, решительность;

•стремление совершенствовать свое профессиональное мас­терство;

• развитое чувство долга;

• самодисциплина и энергичность;

• смелость в принятии решений;

• осмотрительность, хладнокровие и осторожность.

Психофизиологический отбор операторов проводится с по­мощью следующих методов: беседа, наблюдение, инструментальные и бланковые методики.

Перед беседой с кандидатом целесообразно проанализировать имеющиеся документы. Это сделает ненужным целый ряд вопросов, сэкономит время и даст возможность более продуктивно вести беседу. К таким документам относятся материалы личного дела, служебные характеристики, анкеты, медицинская карточка обследуемого. В этих документах содержатся некоторые данные и о психофизиологических особенностях кандидата. Сопоставление этих данных с результатами обследования дает возможность составить объективное суждение о кандидате.

Предметом объективного наблюдения является не внешнее поведение обследуемого само по себе, а внутреннее, психическое содержание деятельности. Между объективно наблюдаемым поведением человека и его субъективными переживаниями есть закономерная связь, благодаря чему, наблюдая поведение, можно сделать обоснованное заключение о соответствующих психо­физиологических процессах.

При операторской экспертизе используются методические приемы, позволяющие с помощью инструментальных и бланковых методик оценивать способность к эффективным и адекватным действиям в условиях, наиболее характерных для реальной работы операторов. Выявить способности в таких условиях можно только используя специальные тесты и особые методические приемы, создающие высокое нервно-эмоциональное напряжение. При оценке результатов обследования должна также учитываться быстрота освоения навыка работы.

К критериям оценки профессиональной эффективности предъявляются требования адекватности, объективности и комп­лексности. Показатели эффективности, характеризующие требования адекватности, должны отражать ту деятельность, для выполнения которой отбирается кандидат. К показателям профессиональной эффективности относятся показатели продуктивности, точности, надежности выполнения операций в реальной обстановке.

В качестве объективных показателей профессиональной эффективности рекомендуются следующие количественные пока­затели:

■ статистические данные об относительном числе случаев отстранения от профессиональной деятельности на различных эта­пах подготовки. Такими причинами могут быть профессиональная непригодность, функциональные нарушения;

■ быстрота и качество овладения этапами профессионального обучения;

■ надежность и стабильность выполнения работы в нормальных и экстремальных условиях деятельности.

Обучение и тренировка

Отбор и обучение должны находиться в сфере интересов науки и человеческих факторов. Это объясняется тем, что разработка эффективных отношений между человеком и машиной зависит от тщательной координации способностей и ограниченных возможностей людей, с одной стороны, и проектирования аппаратуры и программного обеспечения, с другой стороны.

Профессиональное обучение заключается в прохождении пол­ного курса приобретения необходимых знаний, умений и навыков и подготовки к их реализации в определенных условиях, а также успешной сдаче квалификационных испытаний. В результате профессионального обучения улучшается результативность действий работника, выражающаяся в сокращении числа ошибок, избавлении от ненужных действий и движений; у работника повышается темп работы за счет устранения перерывов между операциями; он усваивает ритм работы и равномерно распределяет свои физические и интеллектуальные усилия. Многие действия работника автоматизируются, выполняются без изменения напряжения, обученный работник приобретает способность предвосходить следующие действия.

В основу процесса обучения и тренировки человека-оператора положены следующие требования:

■ определение видов деятельности, адекватных деятельности в избранной профессии;

■ сознательность и активность обучаемых;

■ наглядность обучения;

■ систематичность и последовательность обучения;

■ доступность;

■ индивидуальный подход к обучаемому;

■ прочность усвоения знаний, умений и навыков.

Требование определения видов деятельности, адекватных дея­тельности в избранной профессии обязывает:

• рассматривать знания как составную часть навыков и умений, получаемых в процессе обучения;

• обучать операторов действиям, соответствующим работе в реальных условиях деятельности;

• обучать действиям по стандартным методикам независимо от условий обучения и тренировки;

• добиваться при выполнении каждой учебной задачи фор­мирования у обучаемых навыков в работе во всем диапазоне производственных условий.

Требование сознательности и активности обучаемых обязывает организовывать процесс обучения и тренировки таким образом, чтобы обеспечивались условия для сознательного усвоения учебного материала и его глубокого осмысления, для чего необходимы:

• разъяснение целей и задач конкретных заданий;

• образцовый показ требуемых действий;

• понимание логической последовательности и физического смысла изучаемых процессов;

• приобретение глубоких и прочных знаний;

• предоставление все более полной самостоятельности в работе по мере формирования навыков;

• заинтересованность в овладении специальностью.

Требование наглядности обязывает организовывать обучение и

тренировки на основе образного представления учебного материала. С этой целью широко используются такие виды наглядных пособий, как учебные кино и видеофильмы, диафильмы, диапозитивы, плакаты, рисунки, фотографии, схемы, чертежи, а также модели изучаемых образцов техники (макеты, стенды, имитаторы, тренажеры и т.д.).

Требование систематичности и последовательности обучения обязывает:

• проводить занятия с периодичностью и длительностью, обеспечивающими стабильное поддержание необходимого уровня подготовки;

• излагать материал по логически законченным частям и в последовательности, обеспечивающей формирование необходимых навыков и знаний;

• выдерживать рациональную последовательность в изложении материала и оптимальный объем информации на каждом занятии;

• обеспечивать объективность контроля и уровня подготовки обучаемых;

• осуществлять переход к новой учебной задаче только после закрепления навыков в выполнении предыдущей.

Требование доступности связано с учетом исходного уровня подготовки обучаемых, объема и сложности требуемых знаний, умений и навыков. Программа обучения и тренировки должна соответствовать возможностям оператора по ее усвоению. Реализация данного требования во многом зависит от опыта и уровня подготовки преподавателя.

Требование индивидуального подхода к обучаемому обязывает в процессе обучения и тренировки принимать во внимание следующие его особенности:

· уровень развития психических (память, внимание, мышление, восприятие и т.д.) и психофизиологических (психомоторика, свойства органов чувств) качеств;

· характер;

· физическое развитие;

· общую и специальную подготовку;

· жизненный и трудовой опыт.

Требование прочности усвоения знаний, умений и навыков реа­лизуется:

• путем расширения общего кругозора обучаемых;

• осмысленным запоминанием,.основанным на полном понимании изучаемых процессов;

• постоянным закреплением знаний, умений и навыков на основе многократных повторений учебного материала;

• развитием умения применять приобретенные ранее знания, умения и навыки в новых условиях работы.

Любой курс обучения включает три основных компонента: цель, содержание и процесс обучения.

Цель обучения - совокупность умений и навыков (действий и операций), которые должны быть усвоены учащимися, а также психологических качеств, которые должны быть развиты у них в результате прохождения курса обучения.

При постановке цели обучения выделяют по возможности полный набор индивидуальных и коллективных действий, со­ставляющих деятельность оператора в различных условиях. По­становка цели обучения ставит необходимым классифицировать действия по классам, видам, типам, выделять состав операций в каждом действии, подлежащем усвоению. В данном компоненте определяют скоростные, силовые, точностные, надежностные характеристики, которыми должны обладать действия оператора на рабочем месте. Степень достижения этих показателей более эффективно задавать в форме необходимых величин вероятности правильного выполнения действий и операций с соответствующими показателями в конце обучения.

Содержание обучения - совокупность знаний, необходимых для усвоения действий, составляющих цель обучения. Здесь необходимо, чтобы была определена более полная совокупность сведений о действиях, подлежащих усвоению. Среди них можно выделить сведения о предмете, продукте (результате), средствах составе и последовательности операций в каждом действии. В содержании обучения обязательно должен учитываться уровень используемой в деятельности оператора информации об управляемом объекте. Знания, составляющие содержание обучения, следует представлять с использованием знаковых средств разнообразного графического моделирования.

Процесс обучения включает систему взаимодействия преподавателей и учащихся, в результате которого достигаются цели обучения и у учащихся формируются знания профессиональной деятельности.

Процесс обучения включает:

• объяснение и уяснение материала;

• отработку и овладение материалом;

• контроль исходного, промежуточного и конечного уровней обученности.

В результате объяснения и уяснения материала учащийся дол­жен понять предмет каждого действия и его характеристики. В чем суть его результата, какие средства для этого используются и каковы состав и порядок осуществления операций усваиваемых действий.

Отработка материала обеспечивает активное овладение ка­ждым действием до заданного уровня усвоения на основе понимания содержания действий.

Контроль обученности позволяет выявлять исходный и про­межуточный уровни понимания и овладения действиями, дос­тигнутыми в процессе обучения, а также конечный уровень обученности в соответствии с заданными показателями.

Процесс обучения связан со скоростью и качеством, которые определяются правильностью выбора комплекса задач и после­довательностью их предъявления в процессе обучения, эффек­тивностью управления процессом обучения, контроля обучающего за действиями обучаемого.

Организация процесса обучения предполагает:

·выбор формы обучения (лекции, семинары, практические занятия, самостоятельная работа и т.п.) и оптимального соотношения между ними;

·выбор методов обучения (объяснение, отработка, контроль);

·разработку средств обучения или их выбор из имеющихся;

·планирование последовательности и длительности всей системы занятий.

Форма обучения - способ организации и проведения занятий, в рамках которых протекает учебный процесс и достигаются поставленные цели обучения.

На практике выделяют следующие формы обучения:

■ объяснение - лекции, семинары, самостоятельная работа;

■ отработка - практические и лабораторные занятия, тренажи, самостоятельная работа;

■ контроль - контрольные занятия, зачеты, экзамены.

К основным методам объяснения относятся:

■ сообщение готового знания посредством рассказа, показа, демонстрации;

■ сообщение общих знаний и организация самостоятельного выбора конкретных способов работы;

■ организация самостоятельного поиска учащимися знаний о действиях при косвенном управлении поиском со стороны преподавателя.

Отработка предусматривает следующие методы:

Ø отработку путем произвольного, непосредственного заучи­вания знаний, необходимых для выполнения действий, с после­дующими упражнениями на их выполнение. Это может быть заучивание отличительных признаков объектов управления, сиг­налов, предписаний к действиям и т.п.;

Ø отработку в упражнениях без предварительного заучивания;

Ø отработку путем опосредованного заучивания знаний, не­обходимых при выполнении действий, с последующими упраж­нениями. Такими средствами могут быть приемы анализа; клас­сификации, систематизации содержания или искусственные мнемотехнические приемы.

Методы контроля обученности умениям и навыкам состоят в предъявлении задания на выполнение действий или приемов операции, фиксацию характеристик этих действий и сопоставление их с заданными в цели обучения. К таким характеристикам относятся правильность, скорость, <



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 1531; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.103.100 (0.018 с.)