Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Специфика функциональных состояний работников железнодорожного транспорта↑ Стр 1 из 8Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Рассмотрим особенности функциональных состояний некоторых категорий работников железнодорожного транспорта. Особо ответственный компонент трудовой деятельности машиниста, например, процесс вождения поездов, в котором значительное место занимает наблюдение. Сам факт управления объектом очень большой массы, перемещающимся в пространстве с высокой скоростью, на основе периодически или внезапно поступающей извне информации определяет необходимость постоянного уточнения и корректирования движения его. Машинист-оператор не может надолго, планировать свои действия в управлении поездом. Он вынужден постоянно следить за состоянием пути и состава, стремясь как можно раньше заметить непредвиденные, однако высокозначимые для его деятельности события. Другой объект управления в деятельности машиниста - энергосистема локомотива. Осведомительную информацию о работе ее блоков машинист воспринимает с помощью зрения (показания приборов) и слуха (шум работающей машины). Кроме того, о работе агрегатов он судит по вибрации корпуса локомотива. Профессионально важная информационная модель для машиниста электровоза - электрическая схема локомотива, в частности, схема высоковольтной камеры. Положения основных реле и контактов этой схемы становятся основой для контроля за работой машины. При этом происходит мысленное воссоздание объекта, тех предметов, которых в данный момент нет перед глазами, и их информационные модели оказываются необходимыми при возникновении разного рода неполадок и неисправностей. Поскольку без устранения неисправностей не может осуществляться само вождение, подобная диагностическая операторская деятельность при управлении сложными объектами становится необходимым компонентом деятельности машиниста. Таким образом, машинист как человеческое звено в системе управления должен постоянно обрабатывать информацию, поступающую как из внешней среды, так и от объекта управления, и тут же принимать решение, осуществлять управляющие воздействия. Машинист локомотива выступает в качестве оператора объективно очень сложной технической системы, которая определяет субъективные трудности, присущие его работе. Важнейшая из них состоит в том, что машинист должен распределять направленность своих психических процессов на параллельное выполнение двух различных компонентов деятельности, каждый из которых, несмотря на их тесную взаимосвязь, в ряде случаев выступает как самостоятельный вид деятельности. При этом он не может в течение продолжительного времени сосредоточиться либо только на процессе вождения, либо на обслуживании агрегата. Чтобы успешно выполнять отдельные операции, связанные с вождением локомотива, все его технические системы должны быть в нормальном состоянии. Следить за состоянием агрегата и обслуживать его машинист должен, ни на минуту не теряя ориентировки в дорожной обстановке и в параметрах движения состава. Сочетание двух компонентов деятельности - весьма серьезное требование к машинисту магистрального локомотива, усложняющее его деятельность. В процессе работы у машиниста в определенный момент более или менее резко снижается работоспособность - наступает утомление. Многократные исследования точности управляющих действий - степени зажима ручек рычагов управления, мышечных потенциалов, уровня кровяного давления - в условиях поездной работы на одном и том же тяговом участке показали, что после 4 ч работы на повышенных скоростях время и степень зажима ручек управления увеличивается почти вдвое. Появляется много лишних движений, увеличивается длительность и амплитуда электрических биопотенциалов двуглавой мышцы плеча, повышается среднее динамическое кровяное давление. К концу обычного рейса продолжительностью 6 ч снижается скорость простых и сложных сенсомоторных реакций (примерно на 10%), точность реакции на движущийся объект, объем оперативной памяти и продуктивность умственной работоспособности, а также мышечная выносливость. Частота пульса в процессе работы падает, снижается или возрастает артериальное давление (на 6+26 мм рт.ст.). Эти Демонстративные показатели становятся более выраженными по мере Увеличения продолжительности поездной работы до 8 ч, а при более Длительном рейсе отчетливы признаки изменения уже не двух-трех, а большего числа физиологических показателей, т.е. утомление выявляется в большем числе функций. В ходе врабатываемости к 3-му часу уменьшаются усилия, прилагаемые к рычагам управления (на 10-50% по сравнению с начальными) и ускоряются переключения контроллера на 0.1 с. Но затем силы сжатия и длительность зажима рукояток постепенно увеличиваются (на 10-15% по сравнению с исходным уровнем) и одновременно замедляются двигательные реакции - переключения контроллера. К 6-му часу работы усилия и время зажима рукояток увеличивается еще больше: в 2-3 раза против исходного уровня. Так называемые лишние движения появляются обычно, не ранее 4-го часа работы, к 6-му часу они достигают 39 в 1 ч, а при скоростном движении возникают раньше и к 6-му часу достигают 102 в 1 ч. При движении поезда со скоростью 100-120 км/ч подобные сдвиги становятся еще более резкими, явно указывая на избыточное психическое напряжение. Усилием воли машинист еще может заставить себя продолжать работать. Однако такая работа, как показывает опыт, становится менее надежной, чем в неутомленном состоянии. Под влиянием утомления снижается прежде всего готовность к экстренному действию - бдительность. А это значительно повышает вероятность катастрофы, особенно при вождении поездов в ночное время. Ночная работа нарушает суточную периодику физиологических функций, которая в ходе длительного биологического развития приурочила смену активности и отдыха к смене дня и ночи. Помимо этого, вождение поезда в ночное время требует особого напряжения зрения. При снижении видимости объектов усиливается состояние монотонии, что приводит к развитию сонливости. Этому содействует и вибрация, которая укачивает человека. Сидячая поза, малый объем профессионально необходимых движений, а также неоптимальный тепловой режим в кабине не способствуют сохранению высокой бдительности у машиниста. Уже при температуре 24°С снижается бдительность и качество выполнения профессиональных функций. Особенно заметным такое ухудшение становится при повышении температуры выше 27°С. Машинист совершает относительно немного действий, и они по своей структуре несложны. Но каждое из них чрезвычайно ответственно, так как любая ошибка может повлечь за собой самые тяжелые последствия. Именно эта ответственность становится причиной эмоционального напряжения, того эмоционального фона, на котором развертывается вся деятельность машиниста - управление локомотивом. Кроме того, в поездной работе возникают случаи, вызывающие острый эмоциональный стресс, например, при неожиданном переходе пути пешеходом, застрявшем на переезде транспорте, внезапно возникшей неисправности и др. И чем больше случаев, создающих угрозу безопасности движения, тем более напряженна и утомительна поездка. Профессия поездного диспетчера относится к такому типу операторских, главная черта которых - координация работы большего или меньшего числа исполнителей, находящихся подчас на значительных расстояниях друг от друга, для обеспечения точного выполнения заранее разработанного плана формирования, графика движения или какого-либо другого технологического процесса. Существенно, что диспетчеры имеют дело не с реальным объектом управления, как, например, машинисты локомотивов, а с его оперативным образом. Получаемые ими сообщения и отдаваемые команды, как правило, речевые, содержание их крайне разнообразно, а основным средством сообщения служат радиотелефонная или селекторная связь. Некоторая часть значимой для них информации отражается на табло в виде мнемосхем с динамически и автоматически меняющимися показаниями. В зависимости от выполняемой работы диспетчер бывает более или менее загружен, но важно, что он не имеет права отлучиться со своего рабочего места даже на короткое время, так как важная информация может поступить в любой момент, что потребует от него немедленной реакции. В своей работе диспетчер руководствуется как общим планом на данную смену, так и экстренными указаниями, которые он получает от вышестоящих руководителей до начала или во время смены. Это касается ограничений движении на отдельных участках и любых других дополнительных изменений в задании на текущую смену. Диспетчер должен хорошо представлять себе физические (технические, технологические и даже погодные) условия на всем руководимом им участке и личные возможности исполнителей его команд, чтобы отдаваемые им распоряжения были реально, выполнимы и не приводили к лишним трениям, не разлаживали работу и др. Он должен также умело взаимодействовать со своими коллегами - соседями по технологической цепи, добиваясь успешного выполнения заданий на своем участке не только без ущерба для соседних, но и содействуя им в достижении общей конечной цели. Поэтому деятельность диспетчерского аппарата можно оценивать напряженностью труда двух видов - эмоциональной и операциональной. Операциональная напряженность возникает в процессе усложнения выполняемой работы, эмоциональная - в результате воздействия на человека отрицательных нервных раздражителей. Операциональную напряженность труда диспетчера можно определять плотностью различного рода информации, которую он воспринимает в течение рабочего дня. При оценке ее необходимо учитывать темп и равномерность поступления информации, а также соотношение полезных и второстепенных сообщений в ее потоке. Информационная загрузка поездных диспетчеров (и работников аналогичных профессий) на напряженных участках крайне уплотнена. Общее количество операций приема и передачи информации (а это требует постоянного переключения внимания), восприятия сообщений и отдачи команд, за 12-часовую смену 1500-2500, т.е. в среднем 2-4 в 1 мин, максимально до 7 в 1 мин. К диспетчеру почти непрерывно поступают сообщения о различных изменениях эксплуатационной обстановки на участке. Также непрерывно, быстро ориентируясь в складывающейся обстановке и перерабатывая большое количество информации, он должен принимать наилучшие решения, своевременно и точно осуществлять регулировочные мероприятия. Для этого ему требуется мобилизовать творческие способности, сложнейшую аналитико-синтетическую деятельность центральной нервной системы. Это связано с большим напряжением органов чувств, устойчивостью внимания и восприятия, использованием памяти, т.е. с большим умственным напряжением. Необходимость решения возникающих в ходе работы оперативных задач при насыщенном эмоциональном фоне и дефиците времени предъявляет высокие требования к объему внимания, его распределению, объему оперативной памяти. Труд поездного диспетчера содержит элементы творческого характера, так как ему приходится решать нестандартные оперативные задачи, требующие нестабильного, изменяющегося подхода, а значит, и постоянного поиска, творчества. Любые новые решения невозможны без элемента риска, опасности ошибиться. Поэтому проблема риска играет большую психологическую роль в работе поездного диспетчера. Объективным показателем большой психологической напряженности во, время работы может служить тот факт, что в часы пик диспетчер совершает множество совмещенных операций. Об эмоциональной напряженности диспетчера во время работы свидетельствуют быстрота, громкость и эмоциональная окраска его речи. Эмоциональное напряжение вызывается: ■ дистанционным характером управляющей деятельности диспетчера, которая требует создания в мозгу адекватной пространственно-временной динамической информационной модели управляемого участка; ■ стохастическим характером изменений перевозочного процесса; ■ вероятностным характером предварительного планирования и экстраполирования поездной ситуации; ■ сложностью и большим числом решаемых оперативных задач; ■ частотой принятия и осуществления решений при остром дефиците времени, а также большой личной ответственностью. Технические средства, например диспетчерская централизация, повышают производительность труда, резко ускоряют регулировочные воздействия диспетчера на процесс движения поездов по участку. Но при этом возрастают и разнообразие выполняемых операций, и степень их совмещения, более часто один вид деятельности переключается на другой, увеличивается нагрузка на зрительный анализатор. Напряженность труда в этих условиях существенно возрастает. Это делает деятельность диспетчера еще более нервно - эмоциональной. Психофизиологические особенности трудовой деятельности диспетчеров могут быть не только описаны, но и количественно оценены с помощью предельно допустимых норм деятельности, под которыми понимают максимальные значения некоторых психофизиологических параметров. Выход за пределы этих норм приводит к нежелательным последствиям в работе или ухудшению функционального состояния диспетчера. Предельно допустимые нормы выведены с учетом физиологических параметров и параметров информационной нагрузки работающего человека. Для определения напряженности в работе диспетчера можно использовать предельно допустимые нормы его информационной нагрузки: · коэффициент загруженности; · период занятости; · длину очереди; · время обработки информации; · скорость поступления информации. Коэффициент загруженности: (3.7) где Тинф - общее время, в течение которого диспетчер занят обработкой поступающей к нему информации; Тсм - продолжительность дежурства. Величина коэффициента загруженности не должна превышать к3 < 0,75. Напряженность может быть вызвана очередью сообщений, когда новая информация поступает до окончания обработки ранее поступивших сведений. При этом существенны как частота появления очереди, так и ее длина. Частота появления очереди: (3.8) где Nоч. число сообщений, обработанных при наличии очереди; N - общее число поступивших сообщений. Экспериментальные исследования показали, что f =< 0.4. Если длина очереди поступивших сведений больше объема оперативной памяти человека, возможны пропуск сигналов, возникновение ошибок, появление операционной напряженности. Средняя длина очереди сообщений не должна превышать трех одновременно. Одновременно, скорость поступления информации не должна превышать пропускную способность человека. Обычно пропускная способность, зависящая от организации и характера деятельности, не выше 30 бит/с. Реальные ее пределы 1-5 бит/с. Оператор, управляющий работой сортировочной горки, контролирующий ход процесса расформирования-формирования поездов и действующий во взаимосвязи с другими операторами и техническими устройствами станции, - также звено эргатической системы. Специфическая особенность, характеризующая сложность его деятельности, состоит в необходимости комплексного и одновременного решения разнородных эксплуатационных задач при неблагоприятных факторах для человека. Так, чтобы обеспечить расформирование и формирование поездов, оператор сортировочной горки одновременно работает в режимах оператора-диспетчера (организация роспуска и маневровых передвижений), оператора- технолога (слежение за отцепами и регулирование их скорости), а также оператора дистанционного управления скатывающимися вагонами или отцепами. Все это происходит в условиях: • высокой динамичности процессов сортировки вагонов на горке; • частых сбоев, требующих немедленного вмешательства и нормализации роспуска; • ограниченности времени вмешательства оператора; • сложности оперативной обстановки; • высокой ответственности; • руководства работой других операторов системы. Профессионально важные качества для труда горочного оператора: ■ внимание; ■ запоминание; ■ быстрота реакции. Для производительного и качественного труда операторам сортировочной горки должны быть также присущи умеренная личностная тревожность и слабая подверженность внешним воздействиям. Производственное утомление Снижение работоспособности в процессе труда обусловлено, прежде всего, развивающимся производственным утомлением. «Производственное утомление - временное и обратимое снижение функциональных возможностей (работоспособности) организма человека, вызванное непосредственно работой и воздействием условий труда». Утомление ведет к снижению эффективности деятельности, т.е. к возрастанию величины физиологических и психических затрат на выполнение одного и того же акта работы. Субъективно производственное утомление ощущается человеком как чувство усталости, которое можно рассматривать как биологический сигнал утомления, субъективно переживаемое особое психологическое состояние. Человек ощущает: • чувство слабосилия - повышенное напряжение при работе, неуверенность в способности продолжать ее должным образом (даже если реально производительность еще не снижается); • расстройство внимания (трудность в его концентрации, неустойчивость или, напротив, вялое, малоподвижное внимание, затруднения в его переключении); • расстройства в сенсорной сфере (изменения в деятельности анализаторов, принимающих участие в работе - снижение остроты зрения, слуха, чувство жжения в глазах и т.п.); • нарушения в моторной сфере (замедленные или беспорядочные, торопливые, недостаточно точные и скоординированные движения); • неприятные ощущения в работающих органах: чувство боли и затекания в мышцах рук и ног, при статической позе - в мышцах спины, живота, шеи, при умственной работе - появление болей в области лба и затылка; • дефекты памяти и мышления в сфере рабочей деятельности; • ослабление воли (выдержки, самоконтроля, настойчивости); • неосознанное желание делать более частые и длительные перерывы; • сонливость. Следует заметить, что далеко не всегда производственное утомление явственно проявляется в ощущении усталости. Наиболее ярко оно дает о себе знать при физической деятельности: повышением частоты пульса, дыхания, обильным потоотделением, мышечной усталостью. При преимущественно умственных нагрузках чувство усталости проявляется в более «стертых» формах, и работник может «не заметить» этот сигнал, преодолеть утомление волевым усилием и продолжить деятельность. Кроме того, особенность умственного труда состоит в том, что при поиске решения мысль продолжает «движение» и после окончания рабочего дня, иногда даже во сне. Это влечет за собой очень значительное нервно-эмоциональное напряжение. Поэтому при отсутствии рационального режима труда и отдыха, навыков психической саморегуляции накапливающееся утомление может превратиться в переутомление - болезненное состояние, когда за время отдыха работоспособность полностью не восстанавливается и могут развиваться функциональные расстройства в организме: раздражительность, сонливость днем и бессонница ночью, головные боли, даже заболевания центральной нервной системы. Объективными показателями развивающегося производственного утомления могут быть показатели: • экономические (снижение выработки, рост брака); • статистические (увеличение случаев травматизма и микротравматизма, микропауз в рабочей деятельности, перерывов по инициативе работников); • физиологические (нарушение координации движений, тремор (дрожь) рук и пальцев, снижение мышечной выносливости); • психологические (замедление психических процессов и Реакций, снижение концентрации внимания, рост количества ошибок). Причинами повышенного производственного утомления могут быть: • интенсивная, в высоком темпе, напряженная деятельность; • нерациональное распределение нагрузок во времени (нарушение ритмичности работы); • чрезмерно большой поток воспринимаемой и перерабатываемой информации; • низкая содержательность (монотонность) труда; • несоответствие оборудования, инструмента, планировки рабочего места антропометрическим и эргономическим требованиям; • напряженность, вызванная повышенным производственным риском и опасностью; • неблагоприятный социально-психологический климат в коллективе; плохие условия труда; • недостаточная квалификация работника; • пониженная сопротивляемость и выносливость организма. В целом можно сказать, что повышенное утомление вызывается повышенным напряжением работника в процессе труда, что обусловливает необходимость более интенсивной деятельности всех органов и функциональных систем организма. Различают следующие виды напряжения: • интеллектуальное, вызванное большим количеством требующих решения проблемных ситуаций; • сенсорное, обусловленное неоптимальными условиями деятельности анализаторов (например, зрительного, при недостаточной освещенности, малой контрастности фона рабочей поверхности и объекта различения, трудностей в дифференциации объектов различения, таких как мелкие детали); • монотония (напряжение, вызванное однообразием действий, обстановки и т.п.); • политония - напряжение, вызванное необходимостью частого переключения внимания в неожиданных направлениях; • физическое напряжение (повышенная нагрузка на двигательный аппарат); • эмоциональное напряжение, вызванное конфликтными ситуациями, повышенной вероятностью травм и аварий, эмоциональной непривлекательностью содержания работы и условий ее осуществления; • напряжение ожидания, вызванное необходимостью поддержания готовности рабочих функций в условиях отсутствия деятельности (например, готовности реакции на сигнал об отклонении хода технологического процесса от заданных параметров); • мотивационное напряжение (борьба мотивов, необходимость выбора для принятия решения, незаинтересованность в работе и т.п.) В ходе развития производственного утомления сначала нарушается устойчивость вегетативных функций, сила и скорость мышечных сокращений, выработка и торможение условных рефлексов. Вследствие этого замедляется темп работы, нарушается точность, координация, ритмичность движений, возрастают энергетические затраты. Развивается нарушение логически - мыслительных функций: при принятии решений преобладают готовые стереотипные формы, возрастает число ошибок - при этом на начальных стадиях доминируют количественные, далее - качественные. Согласно современной теории утомление как результат влияния определенной нагрузки представляет собой тормозное функциональное состояние коры головного мозга и подкорковых активизирующих систем, которое развивается в результате функционального истощения нервных структур и играет защитную, охранительную роль, предупреждая их чрезмерное истощение. Во время работы формируются три основных вида рефлекторных актов (систем нервных импульсов): • рефлекторные акты, составляющие основную функциональную систему (обеспечивающие рабочую деятельность); • посторонние рефлекторные акты, составляющие побочную, Функциональную систему (движения, мысли и переживания, не связанные с работой); • рефлекторные акты, составляющие восстановительную Функциональную систему, т.е. защитные реакции, вызываемые утомлением. В зависимости от характера нейрофизиологического конфликта, Рассматривая производственное утомление как нарушение рабочего динамического стереотипа, различают два его вида: первичное и вторичное. Первичное утомление возникает в начале работы или упражнения, поскольку за время перерыва в деятельности условно - рефлекторные связи несколько ослабевают, согласованность в работе нервной системы и двигательного аппарата достигается не сразу, велико влияние побочной функциональной системы, связанной с дорабочим состоянием (конфликт основной и побочной функциональных систем). Необходимо «врабатывание». Путь преодоления первичного утомления - продолжение деятельности, в результате чего рабочий динамический стереотип полностью восстанавливается и закрепляется на высоком уровне. Вторичное утомление возникает в результате длительной работы. Здесь доминирует конфликт основной и восстановительной функциональных систем. Для его устранения необходимо прекращение деятельности, отдых либо перемена деятельности, в ходе которой основные нагрузки будут падать на иные группы мышц и органы чувств. Виды утомления различают и в зависимости от его преимущественной локализации в тех или иных звеньях нервной системы, обеспечивающих трудовую деятельность. Сенсорное утомление - утомление из органов чувств в результате длительного или интенсивного воздействия раздражителей (сильный шум, избыточное освещение). Перцептивное утомление - локализованное преимущественно в корковом центре анализатора, вызванное трудностью обнаружения сигнала (малая интенсивность сигнала, большие помехи, трудность различения, например, при необходимости улавливания слабого звукового сигнала при наличии шумовых помех). Информационное утомление, вызванное недостатком информации или информационной перегрузкой, когда правильное отражение в сознании картины внешней среды требует повышенной интенсивности замыкания временных связей между различными структурами центральной нервной системы, оживления ассоциативных связей. Эффекторное утомление, вызванное интенсивной физической деятельностью и локализованное преимущественно в отделах центральной нервной системы, отвечающих за двигательные акты. Умственное утомление, вызванное интенсивной репродуктивной деятельностью (обработка информации по жестким правилам, например счет), продуктивной деятельностью (преобразование информации, формирование суждений, заключений), эвристической (творческой) деятельностью. В трудовой деятельности чаще имеют место сочетания в тех или иных пропорциях всех видов утомления, что характеризуется как общее утомление. Применение психофизиологических основ теории утомления при проектировании трудовых процессов имеет целью оптимизацию физических и нервных нагрузок для предупреждения переутомления, поддержания на высоком уровне работоспособности и сохранения здоровья работника. Одним из направлений проектирования является разработка рациональных приемов и методов труда, с учетом требований антропометрии и биомеханики в целях рационализации состава и последовательности выполнения элементов каждой операции. Снижение нагрузок достигается за счет формирования оптимального двигательного ансамбля (направленность, ритмичность, симметричность движений, сочетание работы рук и ног, использование силы инерции, освобождение рук от работы, которую могут выполнять зажимы, крепления, другие приспособления и т.п.). Целесообразно также предусмотреть чередование нагрузки на различные группы мышц и анализаторы, что обеспечивает своего рода «отдых в работе». Важно поддерживать физиологически оптимальный темп движений с учетом того, что более быстрый допустим для меньших нагрузок, а повышенные нагрузки требуют установления более медленного темпа. Работа в быстром темпе сопровождается повышенными энергозатратами, поэтому должна осуществляться в короткие промежутки времени с последующим переходом на более замедленный темп или перерывом на отдых. Оптимальные темп и Ритм работы должны «закладываться» в норму труда при ее психофизиологическом обосновании. Поскольку наибольшее лиц, мышечное утомление вызывается статическими нагрузками, важно обеспечить рациональную рабочую позу. Критериями ее рациональности являются: удобство для развития необходимых мышечных усилий и выполнения точных и быстрых движений, минимальный расход энергии по поддержанию позы, максимальный результат рабочих действий. Учитывая, что даже удобная поза при длительном ее поддержании вызывает утомление, целесообразно предусмотреть возможность чередования рабочих поз, применение физкультпауз. С рассмотренным направлением работы тесно связано еще одно - рационализация оснащения и планировки рабочих мест. Речь идет, прежде всего, об учете антропометрических требований (параметров тела, диапазона движений, пределов досягаемости конечностей человека) при проектировании оборудования, инструмента, оснастки, рабочей мебели; обеспечении удобства и простоты управления оборудованием; оптимизации усилий для перемещения органов управления (слишком слабые необходимые усилия ведут к расслаблению, слишком большие - к повышенной утомляемости). В условиях перехода к дистанционному управлению производственными процессами на основе информационных моделей (работа оператора) существенное значение для снижения нервных нагрузок имеют средства отображения информации и ее состав. Используются оптические, шкальные приборы, табло коллективного пользования. Очень важно, чтобы отображаемая информация была удобна для зрительного восприятия, легко и быстро считывалась, не требовала дополнительной обработки и перевода в другие символы для принятия решений, а объем ее содержал все необходимые данные, но не был чрезмерным для восприятия и переработки. Особое напряжение зрения вызывает информация, считываемая с экранов мониторов. Поэтому санитарными нормами, предусмотрена полная продолжительность рабочего времени за экраном монитора для взрослого пользователя, использующего обычный монитор только с защитным фильтром - 4 ч за 8-часовой рабочий день. В конце каждого часа работы должен устанавливаться 5-минутный перерыв, через каждые, два часа - 15-минутный: при этом работник должен выключить монитор и покинуть рабочее место. Планировка рабочего места должна обеспечить рациональность рабочей позы и движений, сокращение расстояний при переходе от объекта к объекту, соблюдение санитарных норм рабочей площади. При проектировании трудовых процессов очень важно соблюдение психофизиологических границ разделения труда, обогащение его содержания, снижения монотонности. Монотонность возникает, как правило, при выполнении очень простой по содержанию и короткой по времени операции многократно повторяемой в течение смены, или достаточно длительной операции, но состоящей из непродолжительна простых, однообразных элементов. Это, прежде всего, характерно для поточно-конвейерного производства. Факторами монотонности могут быть и однообразие воспринимаемых из внешней среды раздражителей: окружающей обстановки, цвета или звука, ограничение информации - так называемый «сенсорный голод». Примерами таких работ могут служить контроль за аппаратурой на диспетчерском пульте, езда на автомобиле по однообразной дороге и т.п. В ходе проектирования трудовых процессов для снижения монотонности используются: • укрупнение операций; • чередование рабочих на различных операциях в течение смены, недели; • изменение ритма конвейера в течение смены с учетом сменной динамики работоспособности; • введение индивидуальног ритма работы на конвейере путем перехода к обработке изделий партиями («пакетная обработка») с установлением задела деталей у каждого рабочего места, что позволяет рабочим варьировать интенсивность труда на протяжении смены. Следует иметь в виду и возможности профотбора: установлено, что люди по-разному переживают монотонность. Для некоторых она непереносима и вызывает повышенное утомление, раздражительность стремление сменить место работы. Другие переносят ее легко, выполняя работу «автоматически», думая о своем или общаясь с другими работниками. В ходе профотбора, путем тестирования или во время испытательного срока можно выявить более легко переносящих монотонный труд, или даже предпочитающих его разнообразной, требующей инициативы деятельности. Проектирование трудового процесса должно включать меры по устранению вредных условий производства вредностей и снижению их влияния на работающих: замену технологических процессов и используемого сырья и материалов на менее вредные или безвредные, герметизацию и изоляцию оборудования, применение дистанционного управления, средств коллективной и индивидуальной защиты, мер по нейтрализации воздействия вредных условий производства на организм человека (дополнительный отдых, лечебное питание, физиотерапевтические процедуры и прочее). Не следует забывать в ходе проектирования трудовых процессов и о возможностях снижения эмоционального напряжения работников и повышения их трудовой мотивации как факторов повышения работоспособности. На эмоциональное состояние существенно влияет социально-психологический климат в коллективе. Здесь важен подбор работников в группу с учетом их индивидуально-психологических особенностей (типа нервной системы, характера, сходства некоторое психофизиологических характеристик - выносливости, реакции). Это обеспечивает психологическую совместимость работающих в группе людей. Средствами эмоционального воздействия являются также производственный дизайн (художественное конструирование) инструментов, оборудования, рабочей одежды, производственных помещений и комнат отдыха, озеленение помещений и территорий организации. Положительно влияя на человека с точки зрения эстетического восприятия им внешней среды эти меры снижают напряженность, способствуют более высокой работоспособности. Существенное влияние на работоспособность может оказывать цвет. Так, зеленый цвет стимулирует функции внимания, способствует отдыху органов зрения, выполнению более точных рабочих движений, ослабляет нервное напряжение. Синий цвет, особенно его слабые тона, создает приподнятое настроение; белый - дает ощущение свежести и прохлады. Использование психофизиологического эффекта воздействия цветовой гаммы может обеспечить рост производительного труда от 3 до 15% и сокращение брака на 25-30% Цвет может способствовать сокращению периода врабатывания повышением эмоционального тонуса и предупреждением утомляемости за счет успокаивающих центральную нервную систему голубовато-зеленых тонов. Цветовые различия могут обеспечить снижение зрительного напряжения при различении мелких деталей; разнообразие цветовых решений при проектировании интерьера помещений, окраски оборудования может явиться фактором снижения монотонности. Важным элементом снижения производственного утомления является психофизеологическое обоснование режимов труда и отдыха. Режим труда и отдыха - это распорядок, регламентирующий определенное чередование времени работы и отдыха на протяжении смены, недели, месяца, года. Основными целями разработки рациональных режимов труда и отдыха являются обеспечение высокой работоспособности, сохранение здоровья работника, создание благоприятных условий для развития его личности, а также эффективное использование производственных мощностей. Психофизиологическое обоснование режимов труда и отдыха выступает как определенные ограничения по человеческому фактору - учет требований физиологии и психологии труда, динамики работоспособности человека, необходимости полностью восстановить работоспособность за время отдыха. При разработке режимов труда и отдыха должен учитываться ряд общих требований: • рациональное чередование работы и отдыха на всех работах и для всех групп работников; • учет психофизиологических особенностей отдельных половозрастных групп (прежде всего подростков, а также женщин - беременных, имеющих малолетних детей); • установление времени на отдых и организация его проведения с учетом испытываемых во время работы нагрузо
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 799; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.189.237 (0.014 с.) |