Концепции содержательного анализа деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Концепции содержательного анализа деятельности



В противоположность алгоритмическим концепциям, осуще­ствляющим главным образом формальный анализ развиваются концепции качественного, содержательного анализа, пред­назначенные для раскрытия особенностей психических процессов, реализующих деятельность.

Одной из них является концепция психологических сос­тавляющих деятельности.

В качестве составляющих деятельности выделены: мотив, цель, планирование, переработка информации, оперативный образ и концептуальная модель, принятие решений, действие, проверка результатов и коррекция действий. Эти составляющие не являются изолированными блоками, а раскрывают различные аспекты и Уровни регуляции психики в выполнении деятельности.

Ведущий регулятор деятельности, определяющий строение и динамику всех других ее составляющих, - вектор «мотив-цель». Каждая новая цель приводит к изменению мотивационной сферы и наоборот. Происходит как бы движение по спирали, в этом движении, развиваются способности человека, его интересы, склонности, морально-волевые качества - личность в целом. Являясь идеальным представлением конечного результата деятельности, цель как образ выступает в качестве ее предпосылки. Образ-цель - специфическое явление опережающего отражения. В образе-цели объект деятельности отражается в том состоянии, которое должно возникнуть в результате деятельности. Поэтому образ-цель оп­ределяет критерии селекции информации об объекте и ее субъекта, интеграции. Образ-цель не остается неизменным, по ходу деятельности он может трансформироваться, уточняться и детализироваться.

Цель в ходе деятельности развертывается в систему частных задач, которые реализуются путем выполнения отдельных действий, т.е. единиц деятельности. Связь между действиями во времени и в пространстве организует план деятельности. В нем отражается стратегия и тактика ее реализации на основе объективных и субъективных условий.

Возможны разные варианты планирования. Самый элемен­тарный - работа по ориентирам, т.е. в ответ на возникающие сигналы, - характерен для начинающих, работающих без прогноза. План более высокого уровня - работа по образцу, шаблону, т.е. стандартный план, который не учитывает возможные изменения ситуации. Наиболее эффективное планирование - с учетом вероятности неожиданных событий. Поэтому неотъемлемый компонент планирования - прогнозирование (антиципация) хода деятельности. Прогнозирование также может быть элементарным - определение линейной последовательности основных фаз при некоторых событиях, и развитым - многовариантным - оценки процесса по цепочкам.

Для преобразования предмета деятельности также необходимо воспринимать и перерабатывать информацию о текущих событиях. Из массы сигналов от органов чувств (зрительных, звуковых, осязательных) человек отбирает соответствующие задаче и объединяет их в структуры, позволяющие оценить состояние предмета деятельности относительно образа цели. Идеальное специализированное отражение предмета деятельности, склады­вающееся по ходу выполнения конкретного действия и подчиненного его задаче, выступает как оперативный образ. Благодаря оперативному образу обеспечивается адекватность действия цели, предмету, средствам и условиям деятельности - они все увязываются в единую систему.

При управлении техникой оперативный образ принимает вид концептуальной модели, в которой отражаются основные техни­ческие особенности управляемого процесса. В концептуальной модели содержатся не только трансформированные сигналы, воспринимаемые в данный момент, но и прошлый опыт человека, т. е. некоторый динамический синтез наличной и извлекаемой из памяти информации. Поэтому в ней большую роль играют знаковые системы. По сути концептуальная модель - это набор образов реальной и прогнозируемой обстановки или интегральный, глобальный образ.

Необходимость преодоления рассогласования между оперативным образом (концептуальной моделью) и образом-целью приводит к принятию решений, т.е. выдвижению гипотез о развитии ситуации, их проверке, оценке и т.д. Это важнейшая составляющая деятельности пронизывает ее сверху вниз. В результате принятия решений происходит выбор оптимального варианта действий. При этом могут быть действия с реальными (материальными) предметами и идеальными (знаковыми). В ходе реализации действий их регуляция осуществляется по обратной связи, несущей информацию о результатах действия, которые включаются в оперативный образ. Они могут быть как инструментальными, так и неинструмен­тальными. Таким образом замыкается система психической регу­ляции.

В то же время составляющие деятельности не исчерпывают ее описание, важным аспектом которого является многоуровневость. На каждом из уровней разные составляющие деятельности имеют свои особенности.

Сенсорно-перцептивный уровень реализует процесс пси­хического отражения в условиях непосредственного взаимодействия субъекта с объектом. Человек воспринимает объект в том месте, в котором находится, и в тот момент времени, в который он действует на органы чувств. Поэтому сенсорно-перцептивные явления и возникают как непосредственные отражения различных качеств объекта. В то же время сенсорно-перцептивные явления включают не только блок сенсорных данных, но и принятие решений, так как человек может менять критерии селекции информации.

В восприятии отражаются не только отдельные объекты и их Расположение в данный момент времени, но и изменения, которые происходили в предшествующий интервал, а также тенденции дальнейших изменений, т. е. включается и процесс антиципации. В целом сенсорно-перцептивный уровень отражения обеспечивает адекватность актуальных действий, их соответствие текущей ситуации.

К уровню представлений относится широкий круг психических явлений: воображение, образная память, последовательные, яркие, запоминающиеся образы и т.д. Все эти образы вторичны по сравнению с теми, которые возникают при непосредственном воздействии внешних предметов и событий на органы чувств. Представления можно характеризовать как обобщенный образ предметов и явлений объективной действительности. В них соединяется наглядность и обобщенность. Представления обычно формируются в процессе многократного восприятия, при этом происходит селекция признаков объекта, фиксируются наиболее существенные, а случайные - отсеиваются.

Существенной особенностью представлений является панорамность, позволяющая выходить за пределы ситуации. При этом возможны масштабные преобразования, мысленное рас­членение и объединение объектов, их комбинирование, убыстрение или замедление времени. Функции представления могут заключаться в планировании и формировании эталонов действий, в их контроле и коррекции. Таким образом, представления являются связующим звеном восприятия и мышления.

Вербально-логическийуровень (понятийное мышление) служит для отражения существенных связей и отношений между явлениями объективной действительности. Это уровень социально опосредованного отражения, так как субъект оперирует понятиями и методами мышления, сложившимися в общественной практике. Главным из них являются различные знаковые системы, в том числе язык. Вербально-логический уровень - наиболее полно реализует опережающее отражение, создает возможность планирования деятельности в целом, в том числе в масштабах жизни человека. Естественно, что здесь же происходит и принятие наиболее сложных и ответственных решений.

Необходимость принятия решения возникает во всех случаях, когда человек сталкивается с непредвиденной, проблемной ситуацией, которая может возникнуть на всех уровнях психического отражения и регуляции деятельности. Даже обнаружение сигнала на фоне шума требует принятия решения, так как критерий выделения определяет человек.

На разных уровнях психическое отражение осуществляется в разных формах и их сочетаниях. Основными формами являются образная и понятийная (знаковая). При этом отражение на сенсорно - перцептивном уровне происходит в образной форме, на вербально- логическом - в понятийной, на уровне представлений - в основном в образной с элементами обобщения и схематизации.

В реальной деятельности все уровни выступают в неразрывном единстве, хотя соотношение между ними является различным и зависит в том числе от вида деятельности. В то же время можно говорить о ведущем уровне, который определяет специфическую структуру психического. Например, для деятельности наблюдателя ведущим является сенсорно-перцептивный уровень, диспетчера - уровень представлений, оператора по управлению сложным техническим объектом в аварийной ситуации - вербально-логический уровень.

Соотношение между уровнями регуляции меняется в процессе профессионального обучения. На первых этапах даже сравнитель­но простые действия регулируются вербально-логическим уровнем, позднее их регуляция передается сенсорно-перцептивному уровню, а вербально-логический регулирует выполнение более сложных задач. В этом заключается эффект автоматизации действий. Таким образом, в ходе обучения происходит неравномерное снижение уровней регуляции.

Особенности многоуровневой регуляции деятельности удачно раскрывает концепция антиципации.

Антиципацией называется психический процесс предвидения, прогнозирования, упреждения событий. Выделяются пять уровней антиципации: субсенсорный (подсознательный), сенсомоторный, перцептивный, представлений, вербально-логический. В этой схеме по сравнению с тремя уровнями отражения добавлен нижний, субсенсорный, и разделен на два сенсорно-перцептивный уровень.

Субсенсорный уровень антиципации - уровень неосознаваемых нервно-мышечных преднастроек и движений, он реализует ста­билизацию позы, ее устойчивость и потенциальную готовность выполнения моторных программ.

Сенсомоторный уровень антиципации связан с обеспечением своевременности действий, их упорядоченности и точности с учетом вероятностей появления сигналов.

Перцептивный уровень антиципации направлен на организа­цию и реорганизацию перцептивных данных в соответствии с задачей деятельности.

Уровень представлений позволяет осуществлять масштабные преобразования пространства и времени, обеспечивает упреждающее планирование не только реальных, но и потенциальных действий.

Вербально-логический уровень антиципации - наиболее высо­кий и развитый ее уровень, имеющий максимальную дальность прогноза. Обобщение и абстракция, логические приемы и счетные операции - средства антиципации на этом уровне.

Сопоставление характеристик уровней антиципации позволяет выявить следующие особенности:

Ø каждый уровень антиципации соответствует определенному уровню сложности задач;

Ø дальность прогноза увеличивается при возрастании уровней;

Ø при переходах на более высокий уровень усложняется струк­тура антиципации и способы интеграции информации.

С несколько другой позиции рассматривается психическая регуляция в концепции психического образа. В рамках данной концепции психический образ рассматривается и как отражение объективной реальности, и одновременно как важнейшее звено в системе регуляции действий человека. С одной стороны, образ предметен: он связан с объективно существующими предметами, которые составляют его содержание; с другой стороны, образ субъек­тивен по форме, в нем проявляется пристрастность человека. Формирование образа - активный процесс, в ходе которого по­степенно уточняется информация об окружающей действительности.

Психический образ как системное образование характеризуется многомерностью и многоуровневостью. Его основными уровнями являются уровни отражения - сенсорно-перцептивный и представ­лений, вербально-логический уровень может его дополнять.

Образ формируется на основе интеграции всех видов ощущений (сенсорных модальностей - зрительных, слуховых, осязательных и т.д.), хотя в большинстве случаев операторской деятельности ведущая роль принадлежит зрительной модальности (визуализация образа). При определенных условиях возможно рассогласование между сенсорными уровнями отражения. Это приводит к искажению предметного содержания образа (иллюзии восприятия, ложные образы).

Цель деятельности выступает в форме образа. Сличение образа текущей ситуации с образом цели и является важнейшим компонентом психической регуляции.

Если предварительно обобщить изложенные концепции каче­ственного, содержательного анализа деятельности, то можно ска­зать следующее. В отличие от концепций формального представ­ления деятельности, в них достаточно полно и глубоко раскрыва­ются особенности различных психических процессов, регулирую­щих деятельность. Однако данные концепции обладают сущест­венной аморфностью, нечеткостью в описании деятельности, субъективизмом в выборе ее компонент и уровней. Это не позволяет осуществить ее формализацию, представить в динамике (иногда для этого просто прибегают к алгоритмическим методам).

Нестационарность и сложность деятельности позволяет рас­крывать концепция анализа проблемностей.

Проблемность определяется как психическое явление, возникающее вследствие субъективно значимого изменения объек­тивной действительности и ее психического отражения и представ­ляющее одну из форм несоответствия между ними, появление и преодоление которого обеспечивается механизмами психической регуляции.

Исходя из определения, естественно предположить, что сложность проблемности зависит от степени несоответствия между объективной действительностью и ее психическим отражением. Достаточно очевидно, что чем больше степень несоответствия, т.е. чем масштабнее, глубже происходящие изменения, значимые для тем сложнее ему оценить и понять эти изменения, привести в соответствие с ними свою активность, поведение, деятельность, тем больше времени необходимо затратить на преодоление этого несоответствия.

Так, в случае некоторой минимальной степени несоответствия, т.е. небольших, несущественных, ожидаемых изменений их оценка и понимание легко осуществимы, и поэтому процессы возникновения и преодоления соответствующих проблемностей должны быть быстротечны. Тогда психическая активность будет реализовываться с минимальными задержками относительно происходящих событий, т.е. в реальном масштабе времени. Такие проблемности называются проблемными моментами.

Однако при превышении некоторой степени несоответствия - при появлении достаточно существенных, в какой-то мере неожиданных изменений, т. е. ключевых, узловых и относительно редко встречающихся событий их оценка и понимание становятся уже не такими простыми и однозначными, как в предыдущем случае. Поэтому и временные интервалы возникновения и преодоления таких проблемностей увеличиваются настолько, что отставание, задержки по отношению к событиям в реальном масштабе времени становятся значительными. Тогда человек вынужден переходить от непосредственного реагирования на события к их осмыслению в рамках некоторых временных интервалов, т.е. к анализу протяженных, развивающихся во времени ситуаций и поиску путей выхода из них. Указанные проблемности определяются как проблемные ситуации.

Если степень несоответствия превышает еще один предел, в случае существенных, очень серьезных, неожиданных изменений, т.е. новых, необычных, неизвестных ранее, чрезвычайных событий, их оценка и понимание становятся трудно осуществимыми. Поэтому временные интервалы возникновения и преодоления проблемностей будут уже значительными. От человека потребуется абстрагирование от ситуации. Соответственно, организация его психической активности будет связана с формированием общей стратегии поведения и долгосрочных отношений к действительности, пересмотром жизненно важных ориентиров и поиском принципиально нового знания. Изложенные проблемности представляют собой проблемы.

Таким образом, все проблемности разделяются на три класса: проблемные моменты, проблемные ситуации и проблемы. Каждому классу будет соответствовать некоторый диапазон сложности проблемностей, а все вместе они составят некоторую шкалу.

Примерами проблемностей, возникающих в операторской деятельности, являются проблемные моменты, заключающиеся в неоднозначностях и затруднениях различения и опознания состояний или место расположения сигнализаторов, проблемные ситуации - неопределенности в анализе и оценке отдельной фазы процесса управления и др.

Возникновение и преодоление проблемных моментов в основном связано с непосредственным реагированием на события. Поэтому первый уровень регулятивных процессов, направленных на организацию такой психической активности, определяется как уровень непосредственного взаимодействия.

Процессы регуляции, необходимые для возникновения и преодоления проблемных ситуаций, направлены, во-первых, на ориентацию во внешней обстановке и логической координации, своей активности и, во-вторых, на поиск и формирование целей и программ деятельности. Поэтому полагается, что регуляция, относящаяся к проблемным ситуациям, осуществляется на двух Уровнях: опосредованной координации и программно-целевой орга­низации.

Класс проблем требует процессов регуляции, связанных, во-первых, с изменением профессиональных, социальных, морально- этических и нравственных норм поведения и деятельности, выработанных и принятых личностью, и, во-вторых, - с дополнением и изменением системы знаний, убеждений и идеалов о природе, технике, человеке и обществе, относящихся к профессиональной деятельности. Поэтому и для данного класса выделяются два уровня процессов регуляции: личностно-нормативных изменений и мировоззренческих коррекций.

таким образом, структура психической регуляции имеет следующие уровни (от низшего к высшему): непосредственного взаимодействия, опосредованной координации, программно-целевой организации, личностно-нормативных изменений и мировоз­зренческих коррекций.

Указанные структурные уровни образуют иерархию, так как каждый вышележащий уровень упорядочивает процессы регуляции на нижележащих уровнях.

В динамике деятельности проблемность, возникающая вследствие какого-то субъективно значимого события, может преодолеваться изолированно за счет актуализации одного (соответствующего этой проблемности) уровня регуляции. Итогом этого процесса может быть успешное ее разрешение. В противном случае отрицательный результат преодоления проблемности накладывается на первоначальное событие и образует некоторое вторичное событие, которое становится причиной возникновения следующей проблемности, преодоление которой может потребовать применения или того же уровня регуляции, или же другого. Поэтому в общем случае одно первичное субъективно значимое событие может стать причиной возникновения некоторой последовательности переходов между проблемностями разных уровней, которая определяется как алгоритм разрешения проблемностей. В итоге деятельность в динамике представляется в виде последовательной смены алгоритмов разрешения проблемностей разных классов.

Рассмотренные концепции психологического анализа дея­тельности не исчерпывают всего теоретического многообразия, имеющегося в современной инженерной психологии и психологии труда. В то же время они создают серьезную основу для психологического обеспечения эргономических систем.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 376; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.240.243 (0.028 с.)