Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Концепции содержательного анализа деятельностиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В противоположность алгоритмическим концепциям, осуществляющим главным образом формальный анализ развиваются концепции качественного, содержательного анализа, предназначенные для раскрытия особенностей психических процессов, реализующих деятельность. Одной из них является концепция психологических составляющих деятельности. В качестве составляющих деятельности выделены: мотив, цель, планирование, переработка информации, оперативный образ и концептуальная модель, принятие решений, действие, проверка результатов и коррекция действий. Эти составляющие не являются изолированными блоками, а раскрывают различные аспекты и Уровни регуляции психики в выполнении деятельности. Ведущий регулятор деятельности, определяющий строение и динамику всех других ее составляющих, - вектор «мотив-цель». Каждая новая цель приводит к изменению мотивационной сферы и наоборот. Происходит как бы движение по спирали, в этом движении, развиваются способности человека, его интересы, склонности, морально-волевые качества - личность в целом. Являясь идеальным представлением конечного результата деятельности, цель как образ выступает в качестве ее предпосылки. Образ-цель - специфическое явление опережающего отражения. В образе-цели объект деятельности отражается в том состоянии, которое должно возникнуть в результате деятельности. Поэтому образ-цель определяет критерии селекции информации об объекте и ее субъекта, интеграции. Образ-цель не остается неизменным, по ходу деятельности он может трансформироваться, уточняться и детализироваться. Цель в ходе деятельности развертывается в систему частных задач, которые реализуются путем выполнения отдельных действий, т.е. единиц деятельности. Связь между действиями во времени и в пространстве организует план деятельности. В нем отражается стратегия и тактика ее реализации на основе объективных и субъективных условий. Возможны разные варианты планирования. Самый элементарный - работа по ориентирам, т.е. в ответ на возникающие сигналы, - характерен для начинающих, работающих без прогноза. План более высокого уровня - работа по образцу, шаблону, т.е. стандартный план, который не учитывает возможные изменения ситуации. Наиболее эффективное планирование - с учетом вероятности неожиданных событий. Поэтому неотъемлемый компонент планирования - прогнозирование (антиципация) хода деятельности. Прогнозирование также может быть элементарным - определение линейной последовательности основных фаз при некоторых событиях, и развитым - многовариантным - оценки процесса по цепочкам. Для преобразования предмета деятельности также необходимо воспринимать и перерабатывать информацию о текущих событиях. Из массы сигналов от органов чувств (зрительных, звуковых, осязательных) человек отбирает соответствующие задаче и объединяет их в структуры, позволяющие оценить состояние предмета деятельности относительно образа цели. Идеальное специализированное отражение предмета деятельности, складывающееся по ходу выполнения конкретного действия и подчиненного его задаче, выступает как оперативный образ. Благодаря оперативному образу обеспечивается адекватность действия цели, предмету, средствам и условиям деятельности - они все увязываются в единую систему. При управлении техникой оперативный образ принимает вид концептуальной модели, в которой отражаются основные технические особенности управляемого процесса. В концептуальной модели содержатся не только трансформированные сигналы, воспринимаемые в данный момент, но и прошлый опыт человека, т. е. некоторый динамический синтез наличной и извлекаемой из памяти информации. Поэтому в ней большую роль играют знаковые системы. По сути концептуальная модель - это набор образов реальной и прогнозируемой обстановки или интегральный, глобальный образ. Необходимость преодоления рассогласования между оперативным образом (концептуальной моделью) и образом-целью приводит к принятию решений, т.е. выдвижению гипотез о развитии ситуации, их проверке, оценке и т.д. Это важнейшая составляющая деятельности пронизывает ее сверху вниз. В результате принятия решений происходит выбор оптимального варианта действий. При этом могут быть действия с реальными (материальными) предметами и идеальными (знаковыми). В ходе реализации действий их регуляция осуществляется по обратной связи, несущей информацию о результатах действия, которые включаются в оперативный образ. Они могут быть как инструментальными, так и неинструментальными. Таким образом замыкается система психической регуляции. В то же время составляющие деятельности не исчерпывают ее описание, важным аспектом которого является многоуровневость. На каждом из уровней разные составляющие деятельности имеют свои особенности. Сенсорно-перцептивный уровень реализует процесс психического отражения в условиях непосредственного взаимодействия субъекта с объектом. Человек воспринимает объект в том месте, в котором находится, и в тот момент времени, в который он действует на органы чувств. Поэтому сенсорно-перцептивные явления и возникают как непосредственные отражения различных качеств объекта. В то же время сенсорно-перцептивные явления включают не только блок сенсорных данных, но и принятие решений, так как человек может менять критерии селекции информации. В восприятии отражаются не только отдельные объекты и их Расположение в данный момент времени, но и изменения, которые происходили в предшествующий интервал, а также тенденции дальнейших изменений, т. е. включается и процесс антиципации. В целом сенсорно-перцептивный уровень отражения обеспечивает адекватность актуальных действий, их соответствие текущей ситуации. К уровню представлений относится широкий круг психических явлений: воображение, образная память, последовательные, яркие, запоминающиеся образы и т.д. Все эти образы вторичны по сравнению с теми, которые возникают при непосредственном воздействии внешних предметов и событий на органы чувств. Представления можно характеризовать как обобщенный образ предметов и явлений объективной действительности. В них соединяется наглядность и обобщенность. Представления обычно формируются в процессе многократного восприятия, при этом происходит селекция признаков объекта, фиксируются наиболее существенные, а случайные - отсеиваются. Существенной особенностью представлений является панорамность, позволяющая выходить за пределы ситуации. При этом возможны масштабные преобразования, мысленное расчленение и объединение объектов, их комбинирование, убыстрение или замедление времени. Функции представления могут заключаться в планировании и формировании эталонов действий, в их контроле и коррекции. Таким образом, представления являются связующим звеном восприятия и мышления. Вербально-логическийуровень (понятийное мышление) служит для отражения существенных связей и отношений между явлениями объективной действительности. Это уровень социально опосредованного отражения, так как субъект оперирует понятиями и методами мышления, сложившимися в общественной практике. Главным из них являются различные знаковые системы, в том числе язык. Вербально-логический уровень - наиболее полно реализует опережающее отражение, создает возможность планирования деятельности в целом, в том числе в масштабах жизни человека. Естественно, что здесь же происходит и принятие наиболее сложных и ответственных решений. Необходимость принятия решения возникает во всех случаях, когда человек сталкивается с непредвиденной, проблемной ситуацией, которая может возникнуть на всех уровнях психического отражения и регуляции деятельности. Даже обнаружение сигнала на фоне шума требует принятия решения, так как критерий выделения определяет человек. На разных уровнях психическое отражение осуществляется в разных формах и их сочетаниях. Основными формами являются образная и понятийная (знаковая). При этом отражение на сенсорно - перцептивном уровне происходит в образной форме, на вербально- логическом - в понятийной, на уровне представлений - в основном в образной с элементами обобщения и схематизации. В реальной деятельности все уровни выступают в неразрывном единстве, хотя соотношение между ними является различным и зависит в том числе от вида деятельности. В то же время можно говорить о ведущем уровне, который определяет специфическую структуру психического. Например, для деятельности наблюдателя ведущим является сенсорно-перцептивный уровень, диспетчера - уровень представлений, оператора по управлению сложным техническим объектом в аварийной ситуации - вербально-логический уровень. Соотношение между уровнями регуляции меняется в процессе профессионального обучения. На первых этапах даже сравнительно простые действия регулируются вербально-логическим уровнем, позднее их регуляция передается сенсорно-перцептивному уровню, а вербально-логический регулирует выполнение более сложных задач. В этом заключается эффект автоматизации действий. Таким образом, в ходе обучения происходит неравномерное снижение уровней регуляции. Особенности многоуровневой регуляции деятельности удачно раскрывает концепция антиципации. Антиципацией называется психический процесс предвидения, прогнозирования, упреждения событий. Выделяются пять уровней антиципации: субсенсорный (подсознательный), сенсомоторный, перцептивный, представлений, вербально-логический. В этой схеме по сравнению с тремя уровнями отражения добавлен нижний, субсенсорный, и разделен на два сенсорно-перцептивный уровень. Субсенсорный уровень антиципации - уровень неосознаваемых нервно-мышечных преднастроек и движений, он реализует стабилизацию позы, ее устойчивость и потенциальную готовность выполнения моторных программ. Сенсомоторный уровень антиципации связан с обеспечением своевременности действий, их упорядоченности и точности с учетом вероятностей появления сигналов. Перцептивный уровень антиципации направлен на организацию и реорганизацию перцептивных данных в соответствии с задачей деятельности. Уровень представлений позволяет осуществлять масштабные преобразования пространства и времени, обеспечивает упреждающее планирование не только реальных, но и потенциальных действий. Вербально-логический уровень антиципации - наиболее высокий и развитый ее уровень, имеющий максимальную дальность прогноза. Обобщение и абстракция, логические приемы и счетные операции - средства антиципации на этом уровне. Сопоставление характеристик уровней антиципации позволяет выявить следующие особенности: Ø каждый уровень антиципации соответствует определенному уровню сложности задач; Ø дальность прогноза увеличивается при возрастании уровней; Ø при переходах на более высокий уровень усложняется структура антиципации и способы интеграции информации. С несколько другой позиции рассматривается психическая регуляция в концепции психического образа. В рамках данной концепции психический образ рассматривается и как отражение объективной реальности, и одновременно как важнейшее звено в системе регуляции действий человека. С одной стороны, образ предметен: он связан с объективно существующими предметами, которые составляют его содержание; с другой стороны, образ субъективен по форме, в нем проявляется пристрастность человека. Формирование образа - активный процесс, в ходе которого постепенно уточняется информация об окружающей действительности. Психический образ как системное образование характеризуется многомерностью и многоуровневостью. Его основными уровнями являются уровни отражения - сенсорно-перцептивный и представлений, вербально-логический уровень может его дополнять. Образ формируется на основе интеграции всех видов ощущений (сенсорных модальностей - зрительных, слуховых, осязательных и т.д.), хотя в большинстве случаев операторской деятельности ведущая роль принадлежит зрительной модальности (визуализация образа). При определенных условиях возможно рассогласование между сенсорными уровнями отражения. Это приводит к искажению предметного содержания образа (иллюзии восприятия, ложные образы). Цель деятельности выступает в форме образа. Сличение образа текущей ситуации с образом цели и является важнейшим компонентом психической регуляции. Если предварительно обобщить изложенные концепции качественного, содержательного анализа деятельности, то можно сказать следующее. В отличие от концепций формального представления деятельности, в них достаточно полно и глубоко раскрываются особенности различных психических процессов, регулирующих деятельность. Однако данные концепции обладают существенной аморфностью, нечеткостью в описании деятельности, субъективизмом в выборе ее компонент и уровней. Это не позволяет осуществить ее формализацию, представить в динамике (иногда для этого просто прибегают к алгоритмическим методам). Нестационарность и сложность деятельности позволяет раскрывать концепция анализа проблемностей. Проблемность определяется как психическое явление, возникающее вследствие субъективно значимого изменения объективной действительности и ее психического отражения и представляющее одну из форм несоответствия между ними, появление и преодоление которого обеспечивается механизмами психической регуляции. Исходя из определения, естественно предположить, что сложность проблемности зависит от степени несоответствия между объективной действительностью и ее психическим отражением. Достаточно очевидно, что чем больше степень несоответствия, т.е. чем масштабнее, глубже происходящие изменения, значимые для тем сложнее ему оценить и понять эти изменения, привести в соответствие с ними свою активность, поведение, деятельность, тем больше времени необходимо затратить на преодоление этого несоответствия. Так, в случае некоторой минимальной степени несоответствия, т.е. небольших, несущественных, ожидаемых изменений их оценка и понимание легко осуществимы, и поэтому процессы возникновения и преодоления соответствующих проблемностей должны быть быстротечны. Тогда психическая активность будет реализовываться с минимальными задержками относительно происходящих событий, т.е. в реальном масштабе времени. Такие проблемности называются проблемными моментами. Однако при превышении некоторой степени несоответствия - при появлении достаточно существенных, в какой-то мере неожиданных изменений, т. е. ключевых, узловых и относительно редко встречающихся событий их оценка и понимание становятся уже не такими простыми и однозначными, как в предыдущем случае. Поэтому и временные интервалы возникновения и преодоления таких проблемностей увеличиваются настолько, что отставание, задержки по отношению к событиям в реальном масштабе времени становятся значительными. Тогда человек вынужден переходить от непосредственного реагирования на события к их осмыслению в рамках некоторых временных интервалов, т.е. к анализу протяженных, развивающихся во времени ситуаций и поиску путей выхода из них. Указанные проблемности определяются как проблемные ситуации. Если степень несоответствия превышает еще один предел, в случае существенных, очень серьезных, неожиданных изменений, т.е. новых, необычных, неизвестных ранее, чрезвычайных событий, их оценка и понимание становятся трудно осуществимыми. Поэтому временные интервалы возникновения и преодоления проблемностей будут уже значительными. От человека потребуется абстрагирование от ситуации. Соответственно, организация его психической активности будет связана с формированием общей стратегии поведения и долгосрочных отношений к действительности, пересмотром жизненно важных ориентиров и поиском принципиально нового знания. Изложенные проблемности представляют собой проблемы. Таким образом, все проблемности разделяются на три класса: проблемные моменты, проблемные ситуации и проблемы. Каждому классу будет соответствовать некоторый диапазон сложности проблемностей, а все вместе они составят некоторую шкалу. Примерами проблемностей, возникающих в операторской деятельности, являются проблемные моменты, заключающиеся в неоднозначностях и затруднениях различения и опознания состояний или место расположения сигнализаторов, проблемные ситуации - неопределенности в анализе и оценке отдельной фазы процесса управления и др. Возникновение и преодоление проблемных моментов в основном связано с непосредственным реагированием на события. Поэтому первый уровень регулятивных процессов, направленных на организацию такой психической активности, определяется как уровень непосредственного взаимодействия. Процессы регуляции, необходимые для возникновения и преодоления проблемных ситуаций, направлены, во-первых, на ориентацию во внешней обстановке и логической координации, своей активности и, во-вторых, на поиск и формирование целей и программ деятельности. Поэтому полагается, что регуляция, относящаяся к проблемным ситуациям, осуществляется на двух Уровнях: опосредованной координации и программно-целевой организации. Класс проблем требует процессов регуляции, связанных, во-первых, с изменением профессиональных, социальных, морально- этических и нравственных норм поведения и деятельности, выработанных и принятых личностью, и, во-вторых, - с дополнением и изменением системы знаний, убеждений и идеалов о природе, технике, человеке и обществе, относящихся к профессиональной деятельности. Поэтому и для данного класса выделяются два уровня процессов регуляции: личностно-нормативных изменений и мировоззренческих коррекций. таким образом, структура психической регуляции имеет следующие уровни (от низшего к высшему): непосредственного взаимодействия, опосредованной координации, программно-целевой организации, личностно-нормативных изменений и мировоззренческих коррекций. Указанные структурные уровни образуют иерархию, так как каждый вышележащий уровень упорядочивает процессы регуляции на нижележащих уровнях. В динамике деятельности проблемность, возникающая вследствие какого-то субъективно значимого события, может преодолеваться изолированно за счет актуализации одного (соответствующего этой проблемности) уровня регуляции. Итогом этого процесса может быть успешное ее разрешение. В противном случае отрицательный результат преодоления проблемности накладывается на первоначальное событие и образует некоторое вторичное событие, которое становится причиной возникновения следующей проблемности, преодоление которой может потребовать применения или того же уровня регуляции, или же другого. Поэтому в общем случае одно первичное субъективно значимое событие может стать причиной возникновения некоторой последовательности переходов между проблемностями разных уровней, которая определяется как алгоритм разрешения проблемностей. В итоге деятельность в динамике представляется в виде последовательной смены алгоритмов разрешения проблемностей разных классов. Рассмотренные концепции психологического анализа деятельности не исчерпывают всего теоретического многообразия, имеющегося в современной инженерной психологии и психологии труда. В то же время они создают серьезную основу для психологического обеспечения эргономических систем.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 416; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.24.36 (0.01 с.) |