Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типовые решения АРМ и их пространственные характеристики

Поиск

 

К техническим средствам деятельности, устанавливаемым на рабочем месте, оснащенном ПЭВМ, относятся:

■ системные блоки;

■ монохромные и цветные дисплеи;

■ клавиатуры;

■ печатающие устройства (принтеры);

■ графопостроители (плоттеры);

■ манипуляторы (типа «мышь», «джойстик», «трекбол»);

■ графические планшеты;

■ устройства типа «световое перо»;

■ сенсорные экраны;

■ дополнительные (наряду с установленными в системном блоке) накопители на жестких и гибких магнитных дисках;

■ устройства речевого ввода-вывода;

■ знаковые и строчные сканеры;

■ функциональные клавиатуры;

■ коммуникационные и интерфейсные адаптеры;

■ средства выхода на локальные вычислительные сети. Кроме этого, на компьютеризированном рабочем месте могут

устанавливаться традиционные технические средства, в том числе - панели-манипуляторы, выносные табло, селекторы связи, телефон­ные аппараты, устройства радиосвязи и др.

При выборе технических средств деятельности для конкретного рабочего места учитываются следующие факторы;

Ø содержание и формат преобладающих массивов обрабаты­ваемых данных. При преобладании ручного ввода ограниченного набора стандартных команд применяется функциональная клавиатура, при получении большого количества информации, выраженной в графической форме, -один или несколько видеодисплеев с повышенной разрешающей способностью, при подготовке отчетных документов в виде качественных твердых копий (например, график исполненного движения) применяются плоттеры с необходимым числом цветов или лазерные принтеры;

Ø объем ввода-вывода. При значительных по объему массивах вводимых данных применяется автоматизированный ввод данных, например, с напольных устройств. Нерегулярно используемые, но дорогостоящие периферийные устройства вывода могут включаться в локальные сети и использоваться работниками поочередно.

Ø ограничения, накладываемые пользователем и рабочей средой. Данные ограничения обусловлены конкретными условиями деятельности или индивидуальными особенностями работника.

Распределение функций между оперативным работником и компьютером должно производиться с учетом преимущественных возможностей человека и вычислительной техники, а также их взаимного дополнения и резервирования.

Компьютеру должны быть переданы для исполнения рутинные операции по проведению вычислений, хранению больших массивов информации, систематизации данных по фиксированным признакам, подготовке и печатанию протокольной документации, контролю состояния отдельных технологических объектов и другие функции регулярного характера.

За человеком остается принятие решения о действиях, за которыми могут последовать аварийно-опасные ситуации, контроль исправности основных устройств управляемого технологического процесса, выполнение необходимых действий при сбоях в работе автоматики, ведение речевой связи с другими участниками процесса управления и другие действия, поддерживающие состояние оперативной готовности и требующие ответственного отношения.

Выбор технических средств деятельности для конкретного рабочего места должен производиться на основании предва­рительного эргономического анализа с последующей возможностью корректировки этого выбора в процессе эксплуатации.

Минимальный (базовый) комплект технических средств включает в себя:

• системный блок с встроенными накопителями на жестких и гибких магнитных дисках;

• дисплей;

• клавиатуру;

• принтер.

На отдельных рабочих местах принтер может не устанавливаться или использоваться один для нескольких пользователей.

Базовый комплект является основой для создания рабочего места операторского типа, которое пригодно для выполнения произ­водственных функций типичных для большинства видов опера­торских профессий.

Для диспетчерских профессий (АРМ диспетчерского типа) могут создаваться рабочие места с расширенными (по сравнению с базовым комплектом) возможностями по вводу и выводу информации. Расширение возможностей по вводу осуществляется путем под­ключения: дополнительных клавиатур (в т.ч. и функциональных), манипуляторов типа «мышь», «джойстик», «трекбол», устройств графического и речевого ввода.

На переходных этапах компьютеризации, а также в качестве резервного средства управления возможно использование пультов- манипуляторов, например, от системы маршрутно-релейной или диспетчерской централизации.

Расширение возможностей по выводу достигается за счет установки дополнительных мониторов, принтеров, графопост­роителей и выносных табло. На некоторых рабочих местах, помимо основной, устанавливается дополнительная ПЭВМ. При этом одна ПЭВМ используется в качестве терминала управляющего вычисли­тельного комплекса, а вторая - по усмотрению пользователя.

В соответствии с техническим оснащением и преимущест­венным составом выполняемых работником операций выделяются АРМ:

■ общего назначения;

■ для работы с преобладанием операций ввода;

■ для работы с преобладанием операций вывода визуальной информации.

Пространственная ориентация рабочего места должна обес­печивать оптимальную рабочую позу: голова наклонена вперед на 10-i-20 угл.град., спина имеет упор, соотношение между плечом и предплечьем, а также между бедром и голенью - прямой угол.

Основные параметры рабочего места должны быть регулируе­мыми. Этим обеспечивается возможность создания благоприятных условий отдельному человеку с учетом его антропометрических характеристик, а также приспособление рабочего места под преобладающий вид деятельности - ввод данных для оператора, наблюдение за поездным положением для диспетчера и т.д.

К числу основных регулируемых параметров рабочего места, оснащенного персональным компьютером, относятся:

• высота сидения - 42÷45 см;

• высота клавиатуры от пола - 70÷85 см;

• угол наклона клавиатуры от горизонтали - 7÷15 угл. град.;

• удаленность клавиатуры от края стола - 1 0÷26 см;

• расстояние от центра экрана до пола - 90÷115 см;

• угол наклона экрана от вертикали - 0÷30 угл. град., (оптимальный -15 угл.град.);

• удаленность экрана от края стола - 50÷75 см;

• высота рабочей поверхности для записи - 74÷78 см.

Кроме того:

■ плоскость экрана должна быть перпендикулярна к нормаль­ной линии взора;

■ блок с экраном должен иметь возможность наклоняться, по­ворачиваться вокруг своей оси, менять угол консолей;

■ площадь поверхности для записей (определяется оптимальной зоной моторного поля) должна составлять не менее 60x40 см.

Необходимо обеспечить следующие размеры пространства для ног:

Ø глубина пространства для ног на уровне:

· коленей - не менее 40 см;

· ступней - не менее 60 см;

Ø высота пространства для ног на уровне:

• коленей - не менее 60 см;

• ступней - не менее 10 см;

Ø ширина пространства для ног на уровне:

• коленей - не менее 50 см;

• ступней - не менее 25 см.

На рабочем месте необходимо предусматривать подставку для

ног:

Ø высота подставки для ног (от пола до передней части подс­тавки):

• 5÷1З см (регулируемая величина);

• 8 см - нерегулируемая;

Ø угол наклона подставки для ног (от горизонтали):

• 0÷25 угл. град, (диапазон регулировки);

• 15 угл.град. - нерегулируемая величина;

Ø глубина подставки для ног (от переднего до заднего края) - 40 см;

Ø ширина подставки для ног - 30 см.

Подставка должна иметь рифленое покрытие и бортик. Подставка для ног может быть совмещена с педалью переключения речевой связи.

Под пространственной организацией рабочего места понимается размещение в определенном порядке элементов основного и вспомогательного оборудования относительно друг друга и работающего человека (пользователя) на АРМ, оснащенном ПЭВМ.

Пространственная организация строится с учетом:

■ характера выполняемой деятельности (состав, последователь­ность, частота действий и др.);

■ антропометрических, биомеханических, физиологических, психофизиологических, психологических возможностей человека;

■ условий работы в режиме отказа основного оборудования;

■ удобства перекомпоновки в случае установки дополнитель­ного оборудования;

■ необходимости выполнения на рабочем месте непроизводст­венных операций по обеспечению социально-бытовых потребностей.

Основным средством отображения информации на компьюте­ризированном рабочем месте служит видеодисплейный терминал (ВДТ). С учетом наличия информационного табло, типа и количества применяемых ВДТ и других факторов выбирается способ их расположения:

• непосредственно перед пользователем;

• со смещением влево-вправо;

• единым блоком;

• отдельными группами и др.

Дисплей может быть установлен на системном блоке (СБ), либо непосредственно на столешнице.

В случаях, когда для информирования применяется также табло, необходимо предусмотреть возможность размещения СБ отдельно от дисплея: вариантом решения является размещение СБ на стеллаже непосредственно под столешницей; высота установки стеллажа регулируется; подключение клавиатуры к СБ и доступ к СБ обеспечиваются различными способами:

• за счет подвижности столешницы и специальных отверстий для прокладки кабеля;

• благодаря ориентировке СБ в противоположную от опера­тивного работника сторону.

Как конкурентоспособный может рассматриваться вариант раз­мещения графических ВДТ с СБ на отдельных передвижных тележ­ках либо автономных блоках-подставках, не связанных жестко с основной столешницей.

Размеры и конструкция свободной части столешницы должны обеспечивать:

• свободное размещение клавиатуры;

• достаточное пространство для ведения записей;

• в случае отказа основной аппаратуры - выполнение работы вручную (например, ведение диспетчером графика исполненного движения).

Минимальные размеры свободного пространства для перечис­ленных условий составляют 60x100 см.

Для ведения бумажной документации, в том числе и в случаях перехода на ручное управление, должны устанавливаться до­полнительные выдвижные или стационарные столешницы. Переход к работе на стационарной столешнице осуществляется при повороте и незначительном перемещении операторского кресла.

Клавиатура должна иметь возможность свободно перемещаться по поверхности столешницы. Необходимо предусмотреть место для хранения клавиатуры в случае исключения ее из процесса непосредственной эксплуатации.

Средства связи (телефон, селектор и др.) располагаются слева от пользователя в зоне легкой досягаемости, не далее 60 см. Такое расположение традиционно для существующих рабочих мест; трубка, как правило, удерживается в левой руке, правая рука свободна для записей.

Микрофоны, направленные звуковые излучатели и другое обору­дование крепятся автономно или встраиваются, например, в передний край столешницы.

Резервное оборудование (резервная ПЭВМ и др.) удобно разме­щать на специальном подвижном блоке (мобильной тележке). Этот способ расположения позволяет, не занимая пространство в пределах зоны легкой досягаемости, оперативно включать дополнительное оборудование в работу в случае необходимости. Взятый отдельно такой блок служит индивидуальным рабочим местом оператора ПЭВМ.

Работа пользователя с информацией на бумажных носителях должна быть организована при помощи блока, состоящего из ячеистых отсеков для журналов, папок, справочной литературы; вертикально располагаемого экрана для крепления отдельных листов (магнитная доска), распечаток; ячейки для выдвижного ящика для хранения пишущих принадлежностей, клея, сшивателей для бумаг и др. Экран для крепления бумажных документов может быть расположен на боковой поверхности АРМ. Обязательна установка на рабочем месте также емкости для бумажных отходов.

Средство индивидуального освещения устанавливается автономно либо крепится к одной из столешниц рабочего места, либо выполняется как элемент столешницы, обеспечивающий освещение только рабочей поверхности (находящихся на ней документов). В каждом случае способ крепления и конструкция должны исключать попадание прямых световых лучей от источника света в глаза работ­ника и образование бликов на экране дисплея.

Конструкция столешницы и приставных элементов (тумб, стел­лажей и др.) должна стыковаться в одной плоскости. Это обес­печивает легкую перекомпоновку аппаратуры на рабочем месте, более экономное использование пространства в зоне наилучшей дося­гаемости и обзора.

В конкретных условиях конструкция АРМ должна предус­матривать возможность совместной работы двух пользователей (диспетчера и оператора), а также компоновку АРМ для двух дис­петчеров с совместным использованием оборудования. Способность к расширению и стыковке 2 и более АРМ имеет большое значение при установке АРМ в общих залах при жестком дефиците пространства.

Оптимальная прокладка соединительных кабелей обеспечи­вается благодаря наличию специальных отверстий и каналов. Необходимо обращать внимание на наличие удобного доступа к средствам печати, если они устанавливаются внутри стеллажа.

Так как работники диспетчерских профессий вынуждены прини­мать пищу непосредственно на рабочем месте, при компоновке АРМ необходимо обеспечивать возможность использования автономных средств доставки пищи типа тележек.

При размещении АРМ в общем зале важно предусмотреть средства, физически (перегородки) или символически (проходы, ориентация) ограничивающие и оформляющие пространство индивидуального АРМ. Желательно максимально ограничить количество перемещений за спиной пользователя, особенно в непос­редственной близости. Это достигается выбором соответствующей планировки зала.

На рабочем месте должно быть зарезервировано пространство, которое пользователь по своему усмотрению может заполнять предметами, вызывающими у него положительные эмоции (фотоснимки, открытки, сувениры и др.). Это позволяет повысить степень индивидуализации личного пространства, благоприятно сказывается на отношении человека к своему рабочему месту. Тот же эффект имеют предметы искусства, цветы и другие предметы, оживляющие и очеловечивающие обстановку, снимающие пси­хологические барьеры в отношении производственной среды.

Идея мебельного «конструктора» занимает главенствующие позиции в концепциях дизайна операторской и конторской среды и в большей или меньшей степени реализована во всех современных разработках оборудования. Главные достоинства такого обору­дования:

Ø возможность приспосабливать его к изменяющейся внешней деятельности и к индивидуальной антропометрии и биомеханике пользователя;

Ø с помощью широкой номенклатуры элементов комплектовать рабочие места самого различного назначения, различной конфи­гурации для помещений любой архитектуры и схемы деятельности.

Блочно-модульная схема в полной мере отражает все выше­перечисленные достоинства. Система может строиться как единый, увязанный по модулю комплекс стоек, панелей, емкостей, перегородок с проложенными внутри коммуникациями, легко соединяемыми друг с другом. Модульный принцип конструкции позволяет объединять в отдельную морфологическую единицу несколько рабочих мест. В системе должна быть предусмотрена возможность специализации рабочих мест в соответствии с конкретными функциями оператора или группы сотрудников.

Конфигурацию рабочих плоскостей следует продумать так, чтобы при минимальном количестве столешниц возможно было составление большего числа комбинаций рабочих мест. В этом случае из элементов системы можно собрать несколько различных типов столов как изолированных, так и сгруппированных. Для этого помимо различных по размеру рабочих плоскостей надо предус­мотреть боковые и промежуточные панели-опоры, различающиеся по высоте, количеству и размещению выводов (розеток, разъемов).

Аналогичные принципы заключаются и в концепции гибких АРМ. Основой таких систем является несущий «стержень» - каркас, собираемый из отдельных элементов; их агрегатирование в разных вариантах дает возможность собирать оборудование для индивиду­альных и групповых рабочих мест. Основная рабочая плоскость может опираться на металлический каркас и поддерживаться боковыми кронштейнами или ножками. Остальное оборудование состоит из «наращиваемых» элементов, число которых может быть довольно значительным. Все элементы навешиваются или крепятся на несущую стержневую конструкцию, установленную на регу­лируемых по высоте опорах. Сверху на направляющей крепятся пово­ротные плоскости, полки, лотки и т.д., снизу навешиваются дер­жатели и тумбы с ящиками. Любой элемент набора можно перед­винуть по направляющей до нужного положения или отвести назад. Проводка силовых, слаботочных и телефонных цепей размещается в несущем «стержне». Такие системы гибко приспосабливают пространственные структуры помещений к индивидуальным особенностям работающих и к стилю деятельности коллектива в це­лом, причем это приспосабливание может быть динамично изменяемо вместе с переменами в требованиях персонала и формах работы.

Разработки блочно-модульных и гибких систем АРМ должны ставить целью оптимизацию отношений в системе «человек-техника-среда», основные достоинства которой: инновационность техни­ческих и эстетических качеств, визуализация функций, оптимальное использование материалов, технологичность изготовления, оригинальная форма различных вариантов оборудования при сохранении характерных черт стиля.

При проектировании системы АРМ следует учитывать, что форма изделия, ее семантические и антропометрические аспекты, функция, технология производства являются взаимосвязанными и дополняющими друг друга факторами. Художественная проработка должна выполняться специалистом-дизайнером и соответствовать тенденциям современного дизайна, направленным на выявление острых образных решений, в основе которых - конструкция и технология.

 

Проектирование АРМ

В процессе проектирования должно быть в максимальной степени учтено мнение будущего пользователя. Это позволит повысить степень практикосообразности принимаемых решений и положительно скажется на отношении работников к работе с новыми техническими средствами. Чем больше количество элементов АРМ, в создании которых учтено мнение будущего пользователя, тем ниже вероятность возникновения психологических барьеров на этапе внедрения.

Человек чувствует себя на рабочем месте тем комфортнее, чем больше ему удается контролировать действующие на него факторы, включая и факторы среды рабочего места. Следовательно, установка, например, системы индивидуального освещения рабочего места с возможностью местного регулирования уровня освещенности имеет не только прямое, но и косвенное психологическое значение, служит средством проявления автономии и повышения статуса работника.

При проектировании пространственного размещения рабочих мест в общем диспетчерском зале следует учитывать потребность человека в сохранении персонального пространства и оптимальной дистанции, зависящей от характера взаимоотношений и от внешней ситуации. Можно рекомендовать размещать рабочие места на расстоянии 215÷400 см (дальняя фаза социальной дистанции). Присутствие другого лица на этой дистанции уже не является таким мешающим фактором, как на более близких дистанциях - человек может, несмотря на присутствие другого, продолжать работать, при этом общение не затруднено.

При проектировании сдвоенных рабочих мест допускается размещение работников на расстоянии 120÷215 см, что соответствует близкой фазе социальной дистанции.

Конструкция кресла должна учитывать специфику работы пользователя (непрерывная длительная работа в положении сидя, пользование креслом различными людьми, работающими в разных сменах и т.д.).

Конструкция кресла, обеспечивающая проведение длительной работы в положении сидя, должна способствовать поддержанию основной рабочей позы, позволяющей изменение положения, не затруднять рабочих движений, создавать условия для отдыха. Кресла, предназначенные для выполнения длительной работы в положении сидя, включают следующие обязательные элементы: сиденья, спинки и подлокотники. Дополнительным элементом является подставка для ног, рекомендуемая для всех видов работ, связанных с длительным сохранением положения сидя.

Основная рабочая поза предусматривает положение тела, способ­ствующее проявлению естественных изгибов позвоночного столба (поясничного, грудного и шейного), не растягивающее мышцы и связки позвоночника, не расслабляющее мышцы брюшного пресса и тазового дна. При этом не должно нарушаться функционирование сердечно-сосудистой, дыхательной и пищеварительной систем.

Рабочее кресло должно иметь следующие конструктивные осо­бенности:

• глубина сиденья не должна быть чрезмерно большой;

• передний край сиденья должен быть закруглен.

Предусматривается возможность свободного перемещения си­денья относительно рабочей поверхности. Желательно использование полумягкой обивки рабочего сиденья. При этом, материал для обивки сидений должен быть прочным, неэлектризующимся, нетоксичным, нескользким, влагоотталкивающим, воздухопроницаемым. Для этой цели рекомендуется использовать хлопчатобумажные, льняные, вискозно-лавсановые ткани, пропитанные высокомолекулярными кремнийорганическими соединениями, смолами.

Конструкция кресла предусматривает возможность регулировки высоты поверхности сиденья, угла наклона спинки, расстояния от спинки до переднего края сиденья, высоты подставки для ног. При этом должна обеспечиваться надежная фиксация элементов кресла в заданном положении. Подвижность кресла относительно пола не ограничивается. Диапазон регулировки параметров рабочего сиденья устанавливается в пределах 5÷90 перцентилей - для женщин, 95-го перцентиля для мужчин. Регулировка параметров должна быть плавной и осуществляться без применения дополнительного инструмента.

Высота поверхности сиденья определяется высотой подколенной ямки над полом, измеренной сидя при углах сгибания в коленном и голеностопном суставах - 90 угл.град., с учетом высоты каблука 3 см. Границы регулировки параметра задаются в пределах 2÷95 перцентилей данного антропометрического признака.

Ширина поверхности сиденья обусловливается наибольшим диаметром бедер с учетом мягких тканей в положении сидя для 95-го перцентиля данного антропометрического признака.

Глубина сиденья определяется из расчета 2/3 расстояния, измеренного от наиболее выступающей назад точки ягодиц до передней поверхности колена в положении сидя для 50-го перцентиля данного признака. Линейные параметры спинки кресла устанав­ливаются для высокой, обычной и поясничной спинок.

Минимальная нерегулируемая высота спинки определяется 50-м перцентилем следующих антропометрических признаков:

■ для высокой спинки - высотой плеча над сиденьем, измере­нной в положении сидя на плоском сиденье;

■ минимальная высота опорной поверхности спинки опреде­ляется: для высокой спинки - расстоянием от линии талии до линии плеч для 50-го перцентиля данного антропометрического признака с прибавкой 14 см.

Высота свободного пространства спинки для спинок всех типов определяется разностью между высотой спинки и высотой опорной поверхности спинки.

Минимальная ширина опорной поверхности спинки опреде­ляется для высокой спинки акромиальным диаметром для 50-го перцентиля данного антропометрического признака. Высота подлокотника определяется высотой локтя над сиденьем при угле сгибания в локтевом суставе 90 угл.град., измеренной в положении сидя на плоском сиденье, взятой для 50-го перцентиля данного антропометрического признака. Длина подлокотника определяется длиной предплечья с кистью без длины 3-го пальца для 50-го перцентиля данного антропометрического признака. Ширина подлокотника должна быть равна 5÷8 см. Расстояние между внутренними гранями подлокотников определяется межлоктевым диаметром, измеренным в положении сидя для 95-го перцентиля данного антропометрического признака.

Длина подставки для ног определятся длиной стопы для 95-го перцентиля данного антропометрического признака с учетом поправ­ки на обувь. Минимальная ширина подставки для ног определяется наибольшей шириной трех стоп для 95-го перцентиля данного антропометрического признака с учетом поправки на обувь. Высота подставки для ног определяется высотой поверхности сиденья и должна быть такой, чтобы расстояние от поверхности подставки для ног (при нулевом угле наклона) до поверхности сиденья на уровне его переднего края равнялось расчетному значению высоты сиденья.

Поверхность сиденья должна быть профилированной. Профили­ровка поверхности сиденья создается двумя углами наклона поверхности сиденья - передним, равным 4÷5 угл.град., и задним, равным 10÷15 угл.град., вершины которых расположены на линии, удаленной от заднего края поверхности сиденья на 1/3 его глубины, если величина сиденья не превышает 45 см, и на 15 см в остальных случаях.

Опорная поверхность спинки должна быть профилированной. Профилировка опорной поверхности спинки задается радиусом кривизны поясничной опоры, равным 46 см, радиусом изгиба для грудного отдела позвоночника, равным 62 см, и следующими точками, высота которых измеряется от нижней кромки опорной поверхности высокой спинки:

■ наиболее выступающей точкой поясничной опоры, высота которой равна 14 см;

■ точкой перехода кривизны поясничной опоры в кривизну изгиба грудного отдела позвоночника, высота которой равна 25.5 см;

■ верхней точкой изгиба для грудного отдела позвоночника, высота которой равна 38 см.

Угол наклона спинки для работы должен составлять 95÷110 угл.град. В необходимых случаях должно быть предусмотрено увеличение угла наклона спинки до 115 угл. град.

Столешница, на которой располагается клавиатура ПЭВМ, может быть ниже традиционной высоты (порядка 8÷10 см), что обеспечивает рукам достаточную остаточную степень свободы и необходимую скорость при работе с клавиатурой, а также снимает мышечное утомление.

Форма столешницы, предназначенной для ПЭВМ, может быть трапециевидной, что облегчает установку и работу с дисплеем. Меньшая сторона трапеции, прилегающая к работнику, может иметь полукруглую выемку для более легкого доступа к техническим средствам деятельности. Прилегающие к работнику края столеш­ницы не должны вызывать механического раздражения локтевой части рук. В связи с этим, края столешницы должны быть округлены.

Работа человека с бумажной документацией предусматривает хранение, складирование бумаг и других материалов, для чего следует предусмотреть выдвигающиеся ящики, верхний из которых оборудуется ложементами (ячейками) для письменных принадлеж­ностей - ручек, карандашей, скрепок, ластика, клея и т.д.

Ручка на ящиках устанавливается в зависимости от предполагае­мого веса. Ящики с общим весом до 8-10 кг должны иметь ручку, крепящуюся горизонтально. Ящики с общим весом свыше 10 кг должны иметь ручки, крепящиеся вертикально, что обеспечивает оптимальное приложение силы.

Необходимо предусмотреть ячеистые секции для систематизиро­ванного хранения бумажной документации, кассет, дискет, листингов и другой служебной документации. Необходимо установить ячеистые секции в выдвижном ящике стола (ящик оборудуется перегородками). Ячеистые секции могут располагаться в выдвижной тумбе, которая представляет собой мобильную тележку с вертикальными перегородками, имеющими убывающую высоту.

Целесообразно предусмотреть специальные тележки с ячейками, необходимые для перемещения бумажной документации с рабочих мест в архив.

Возможно использование настольных ячеистых секций для оперативного использования бумаг и дискет в течение рабочего дня. Ячеистые секции могут быть как переносные, которые устанав­ливаются на столе при необходимости, так и жестко укрепленные. Их целесообразно предусматривать разной формы в соответствии с размером бумажных материалов, а также общим дизайнерским стилем АРМ. Форма может быть: прямоугольная, угловая, полукруглая, пирамидообразная. Угол наклона ячеек - от 90 до 45 угл.гра. Навесные ячейки необходимо предусматривать как для длительного хранения материалов, так и для оперативной работы с ними- Навесные ячейки для оперативной работы могут:

• устанавливаться непосредственно на ширмы (жесткие, облегченные перегородки), разделяющие рабочие места, что требует изготовления их из того же материала, что и ширмы;

• устанавливаться на специально предусмотренных для этой цели штативах;

• навешиваться на несущие конструкции АРМ.

Для индивидуального освещения можно использовать различные варианты светильников:

■ настольные;

■ напольные;

■ подвесные.

Для освещения всех зон АРМ предусматривается максимум свободы движения источника света в трех плоскостях одновременно. Возможно использование одновременно нескольких индиви­дуальных источников света. При этом должно выполняться два требования:

Ø освещаться должны все зоны рабочего места;

Ø желательно единое стилевое решение источников света и АРМ.

Нерегулярно используемые технические средства деятельности могут устанавливаться на мобильных тележках.

Для рабочих мест с большой степенью концентрации техничес­ких средств деятельности могут устанавливаться дополнительные кресла или стулья для быстрого перехода к работе в нештатных ситуациях.

При определении яркостного режима восприятия информации с экрана дисплея необходимо установить уровень яркости, соотношение яркостей в поле зрения и уровень контраста. Средняя яркость свечения экрана должна быть как можно более высокой, а интенсивность освещения других объектов на рабочем месте (документов и др.) не должна существенно превышать яркость экрана Дисплея. Нижней комфортной границей уровня яркости светящихся сигналов можно считать 30 кд на кв. м. Оптимальное соотношение яркостей между экраном, его ближайшим окружением и дальним окружением (периферийная зрительная зона) составляет 5:2:1.

Соотношение фон-буква - 5:1. Значительно заниженный конт­раст между знаком и фоном экрана способствует возникновению зрительного утомления. Необходимо предусмотреть возможность регулирования сигналов по интенсивности (яркости, контрасту) самим пользователем для поиска оптимальных индивидуальных параметров сигнала. Для защиты от эффекта блесткости следует предусмотреть специальные экраны, пленочные покрытия, фильтры и т.д.

Коэффициент отражения экрана должен составлять:

■ 0.4÷0.8 - при низком уровне освещенности (10÷500 лк);

■ 0.1÷0.8 - при среднем уровне освещенности (500÷10000 лк);

■ не более 0.1 - при высоком уровне освещенности (>10000 лк).

При внешней освещенности 30 000 лк и более должны быть

приняты меры для снижения уровня внешней освещенности в плоскости экрана. Конкретное значение коэффициента отражения экрана устанавливают в зависимости от яркости фона в пределах 0.1÷1.0.

Продуктивность деятельности повышается при позитивном кон­трасте. Позитивный контраст предпочтительнее с точки зрения адаптационных возможностей зрительной системы и создает лучшие условия для деятельности, когда требуется постоянный перевод взора оператора от экрана к документам и обратно. При светлом фоне, на котором высвечивается изображение, существенно снижается такой неблагоприятный фактор, как отражение на экране различных источников освещения. При обратном контрасте яркостный контраст должен находиться в пределах 85÷90 % с возможностью регулировки яркости знака, а при прямом контрасте - 75÷80 % с возможностью регулировки яркости фона экрана. Коэффициент контрастности символов на экране при оптимальных размерах символов считается благоприятным в пределах 5÷О для обратного контраста, 8÷12 - для прямого.

Одновременно должны воспроизводиться 3, самое большее - 4 цвета. При восприятии значительного количества буквенно-цифровых обозначений цветные знаки должны располагаться на светлом фоне. Следует осторожно применять цветной фон при цветных изображениях: при определенных цветовых комбинациях фона и изображения вероятны систематические ошибки зрительного восприятия и цвета. Необходимо использовать при воспроизведении изображения не только цветовой, но и яркостный контраст между изображением и фоном.

Следует воздерживаться от чрезмерного увлечения цветом на экране дисплея, поскольку в отдельных случаях может быть нарушена целостность восприятия. Неправильные цветовые соче­тания являются одной из главных причин возникновения и развития зрительного напряжения. При длительном цветовом воздействии на глаз понижается его чувствительность к данному цвету. Наибольшее падение чувствительности наблюдается для сине-фиолетового цвета, наименьшее - для зеленого и желтого, т.е. синий цвет наиболее утомляет глаз. При выборе цветов следует отдавать предпочтение таким комбинациям, в которых кроме цветового контраста (наибольшее различие по цветовому тону) имеется и яркостный контраст (желтый - черный, белый - красный и др.). Недопустимы следующие сочетания: красные символы на розовом фоне, голубые на зеленом, желтые на белом, черные на синем и наоборот. К числу нерекомендуемых относятся следующие сочетания: желтые знаки на синем фоне, красные на синем, голубые на желтом.

Цвет поверхности стола, на котором располагается терминальное устройство, должен дополнять цвет терминала и быть матовым для снижения отражения.

Расположение букв и цифр на клавиатуре должно соответ­ствовать расположению на обычной пишущей машинке. Количество функциональных клавишей должно соответствовать задачам, для выполнения которых предназначен дисплей. Функциональные клавиши должны отличаться от остальных цветом, формой, положением или расстоянием между ними. Особенно важные функциональные клавиши целесообразно выделять цветом. Поверхность клавишей должна быть матовой. При цветовом выделении клавиш следует избегать пестроты и резких цветовых перепадов. Резко различающиеся цветовые тона допустимы не более чем для двух клавиш. Цвета должны гармонировать между собой и с основным цветовым тоном клавиатуры.

Высота клавиатуры относительно ее нижнего ряда не должна превышать 5 см. оптимальная - 3 см. Расстояние между крышкой стола и средним рядом букв на клавиатуре не должно быть больше 6 см. Угол наклона рабочей плоскости клавиатуры должен составлять 5÷15 угл. град.

Сила удара должна быть не выше 1.5 Н, рабочий ход клавиши 0.8÷4.8 мм, размер (диагональ) клавиши 12÷15 мм, расстояние между центрами соседних клавиш 18÷20 мм. Необходим сигнал обратной связи об ударе по клавише. Одновременное нажатие двух клавиш также должно сопровождаться специальным сигналом.

Системные блоки устанавливаются на рабочем месте с учетом легкой досягаемости накопителей на гибких магнитных дисках и удобного доступа к разъемам и органам управления на тыльной стороне. В тех случаях, когда системные блоки встраиваются в АРМ (размещаются под столешницей), требования легкой досягаемости и удобства доступа сохраняются. Следует обеспечить необходимые условия для вентиляции и отвода выделяемого электронными модулями тепла от работающего человека. Часто используемые дискеты должны храниться вблизи системного блока в пыле- и электромагнитозащищенной ячейке.

Принтер, как правило, размещается справ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 519; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.255.196 (0.015 с.)