Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Транспортные эргатические системыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
На транспорте человек и техника взаимодействуют в трех сферах деятельности: Ø непосредственное управление транспортными подвижными объектами (машинист-локомотив); Ø дистанционное управление комплексами подвижных или неподвижных транспортных объектов (диспетчерский аппарат, дежурный по станции и т.д.); Ø управление большими объектами (автоматизированные системы управления отдельными видами транспорта). Каждая из перечисленных сфер обладает специфическими особенностями, но в то же время все они обладают сходными чертами, общими зависимостями. На транспорте человек в системе управления взаимодействует с различными машинами и механизмами, при этом высокие требования предъявляются не только к машине, но и к человеку. Ведь взаимодействие со сложными механизмами человеку часто приходится осуществлять в неблагоприятных условиях окружающей среды, и одновременно постоянно быть бдительным, чувствовать огромную ответственность. Например рассмотрим систему «машинист-локомотив». В последние годы резко возросли скорость и интенсивность движения на железнодорожном транспорте, а это, в свою очередь, повысило психофизиологическую нагрузку людей, выполняющих водительские функции. Современный локомотив, как и другие подвижные транспортные объекты, относится к классу эргатических систем, работа машинистов в которых характеризуется двумя основными параллельными компонентами деятельности - процессом самого вождения и контроля за работой энергосистемы, поддержания ее функционирования в пределах нормы. В деятельности машиниста-оператора можно выделить также два последовательных этапа: подготовку локомотива к поездке и саму поездную работу. Поездная работа предъявляет высокие требования к работоспособности различных анализаторных систем организма машиниста, прежде всего зрительной, двигательной и слуховой. Из-за небольшого резерва времени для управляющих действий, что связано с критической величиной тормозного пути, машинист должен на чрезвычайно малом отрезке времени не только воспринять соответствующий сигнал, но и правильно осмыслить его, принять правильное решение и выполнить необходимый двигательный акт. Объем получаемой им информации в процессе работы достаточно велик. Например подсчет сигнальных раздражителей, действующих на машиниста в течение рейса протяженностью 600 км, показал, что общая сумма их 8-10 тыс, из них лишь 10% производственно важны. Остальные в любой момент могут стать ими. Это значит, что при средней скорости движения машинист каждую минуту воспринимает в среднем 20 сигналов. Возросла загрузка машиниста-оператора из-за увеличения числа органов управления и средств контроля в кабине, их усложнения. Значительно вырос темп обмена информацией между подвижным объектом и машинистом.
Анализ особенностей рабочего места в кабине машиниста и самой его оперативной деятельности показал, что движения, посредством которого он управляет локомотивом, несложны и характеризуются минимальными мышечными усилиями. Напротив, постоянное слежение за состоянием пути и состава ухудшает функциональное состояние машиниста. После 4 часов работы на повышенных скоростях появляется много лишних движений, повышается кровяное давление. После 6 часов понижается скорость простых и сложных сенсомоторных реакций на 10 %, точность реакции на движущийся объект, объем оперативной памяти, продуктивность умственной работоспособности, понижается мышечная выносливость. Под влиянием утомления понижается, прежде всего, готовность к экстренному действию - бдительность, т.е. повышается вероятность катастрофы, особенно при вождение поездов в ночное время. Если выделить в деятельности машиниста сенсорный, мыслительный и моторный компоненты, то количественное их соотношение в процессе работы различно. Простая фотография небольшого отрезка времени работы машиниста показывает исключительную роль зрительного анализатора, посредством которого воспринимаются сигнальные объекты и показания приборов на пульте управления локомотивом. Большое значение для увеличения надежности управления движущимися транспортными объектами имеет размещение оборудования, компоновка пульта управления и эстетическое оформление кабины, а также обеспечение оптимального поля зрения машиниста. Для управления комплексами транспортных объектов наиболее характерны диспетчерские системы. Главное, что определяет задачи исследования этих систем, - всевозрастающее значение надежности диспетчера, занятого управлением производственным процессом. Если неверные действия рабочего ведут к частичному браку, то ошибка диспетчера в управлении нередко грозит крупными материальными потерями.
Особенности диспетчерской деятельности: Ø координация работы большего или меньшего числа исполнителей, находящихся на большом расстоянии - дистанционное управление эксплуатационной работой; Ø основное средство сообщения - радиотелефон и селекторная связь; Ø работа с информационной моделью, реализованной в виде мнемосхем; Ø сообщения, получаемые диспетчером, либо представлены в закодированной форме, либо не содержат всей необходимой информации; Ø взаимодействие с диспетчерами соседних участков на информационном уровне; Ø не имеет права отлучатся со своего рабочего места; Ø деятельность диспетчерского аппарата можно оценит напряженностью двух видов: • операциональной - выполнение множества совмещенных операций; • эмоциональной - из-за дистанционного характера управления; вероятностного характера предварительного планирования; сложности и большого количества решаемых оперативных задач; частоты принятия и осуществления решений при остром дефиците времени; большой личной ответственности; Ø трудовая деятельность диспетчера - это процесс переработки информации. Деятельность диспетчера отличается сложностью задач, большим их числом и срочностью. Чтобы успешно решать их требуется полная согласованность функционирования огромного количества подсистем человека и его центральной нервной системы. Психофизиологические исследования показали особую разновидность производственного утомления диспетчеров. После дежурства у них обостряется слух и ослабляется тактильная чувствительность, время двигательных реакций резко удлиняется, увеличивается число ошибочных действий. На диспетчера действуют очень сложные раздражители, включающие как словесные, так и непосредственные компоненты информации. От него требуется не только хорошо выраженное мышление, но и яркая образность представлений. Такую деятельность очень трудно осуществит на базе конкретно-образного мышления и на базе словесных сообщений. Методологической основой взаимосвязи деятельности человека в системе управления и сопутствующих ей психических процессов служит принцип единства психики и деятельности. Психологические показатели выполняют регулирующие функции в работе и поэтому более тесно связаны с результатами деятельности. Поэтому очень важно оценить ту область деятельности диспетчера, которая связана сего психикой. Внедрение эргатических систем прежде всего зависит от возможности их реализации применительно к человеку-оператору. Человек как психофизиологический объект изучен недостаточно, поэтому возможности человека можно представить очень приближенно. Они определяются чисто экспериментальными путями. Поэтому к первоочередным задачам оптимизации реальных эргати- ческих систем необходимо отнести следующие: Ø Эргономическая организация труда диспетчерского аппарата: • изучение характеристик человека, машины и среды, проявляющихся в конкретных условиях взаимодействия; • исследование влияния психической напряженности, утомления и особенностей нервно-психической деятельности людей, занятых в системах управления;
• оценка надежности и стабильности работы человека в диспетчерских профессиях; • целесообразное распределение функций между человеком и машиной; • определение критериев оптимизации человеко-машинных систем с учетом возможностей и особенностей работающего человека или группы людей; • разработка методов учета человеческих факторов при модернизации действующей и созданной новой техники и технологии в управлении перевозочным процессом; Ø повышение эффективности работы диспетчерского аппарата: • рациональное распределение функций между человеком и техникой, а также между операторами; • согласование информационных и алгоритмических характеристик технологических устройств с психофизиологическими и интеллектуальными возможностями диспетчеров; • совершенствование способов предоставления информации диспетчерам; • повышение уровня профессиональной подготовки диспетчеров; • разработка нормативов деятельности, отвечающих наилучшим комфортным условиям труда, на основе выполнения комплекса эргономических требований и норм; Ø разработка теории эргатических систем на железнодорожном транспорте. Необходимость работ в этом направлении следует из того факта, что еще нет достаточно полного ответа на такие существенные вопросы: • что может и чего не может делать человек в процессе управления перевозками? • какие воздействия в системе управления должен осуществлять человек непосредственно, а какие с помощью тех или иных технических средств? • какие функции должны быть полностью переданы технике? • как обеспечить необходимую эффективность и надежность функционирования комплекса «человек-машина»? Таким образом, любая попытка совершенствовать систему управления движением поездов, должна учитывать действительную роль людей в процессе управления перевозок - важный фактор, существенно влияющий на организацию иерархии. Более того, действительная роль людей, собственные их стимулы и цели могут потребовать полного изменения принципов построения системы управления для ее более эффективной работы. Эргономика, теория эргатических систем позволяет принципиально разрешить конфликт между возможностями совершенствования технических устройств и их эффективного использования.
2. Критерии и показатели эффективности и надежности эргатических систем управления
3. Под эффективностью системы понимают комплексную ее характеристику, состоящую в приспособленности к достижению цели. На эффективность системы «человек-машина» влияют такие ее основные свойства, как быстродействие, точность, безошибочность, безотказность. Они определяют саму возможность функционирования системы и проявляются при взаимодействии ее с внешней средой и другими системами. У системы «человек-машина» есть и другая группа свойств, которая непосредственно не связана с ее функционированием, например сложность, объем и др. Совокупность всех свойств системы, проявляющихся в процессе ее дея тельности, составляет комплексную характеристику - качество системы «человек-машина». Качество системы трудно адекватно выразить количественными соотношениями. Поэтому систему «человек-машина» обычно оценивают эффективностью одного из ее свойств. Для облегчения задачи выделяют одно, наиболее важное свойство, накладывая на остальные ограничения. Из-за сложности системы строгая оптимизация заменяется сравнением и выбором одного из нескольких конкурирующих вариантов рассматриваемых свойств. Особое значение приобретает обоснование показателей, по которым производится такое сравнение. Выбирая рациональный из проектируемых вариантов системы, обычно делают несколько принципиально важных упрощений в расчетах: ■ переходят от абсолютной оценки эффективности вариантов к сравнительной; ■ варианты сравнивают не по показателям эффективности, а по свойствам системы (например, безошибочности, быстродействию, точности); ■ отказываются от определения вида и вычисления значений распределений, ограничиваясь моментными характеристиками (например, математическим ожиданием и дисперсией). Упрощения, конечно, снижают объективность оценки, но во многих случаях это необходимо из-за невозможности получить оценку другими способами. Критерии эффективности эргатических систем должны отражать не только технико-экономическую сторону, но и человеческий критерий эффективности. Человек как звено эргатической системы управления имеет сложные вероятностные характеристики и свойства деятельности. Под эффективностью деятельности человека в системе управления следует понимать способность решать возложенные на него задачи своевременно и точно на протяжении заданного времени с минимальными затратами сил, средств, энергии. При этом эффективность складывается из двух составляющих: собственно решения задач и использования резервов, как материально- энергетических, так и психофизиологических. Определить эффективность деятельности человека-оператора как центрального звена системы управления очень трудно, потому что приходится сопоставлять, с одной стороны, главнейшие показатели его профессиональной подготовленности, а с другой - количественно измеренное качество их выполнения. Последнее возможно лишь для определенных информативных элементов деятельности, например времени нажатия на кнопку. Тем не менее можно сформулировать общие требования к показателям эффективности выполнения операций управления:
■ показатели должны быть измеримыми, т.е. выражаться числами, простыми в использовании; способы их измерения или вычисления также должны быть достаточно простыми; ■ функциональную зависимость каждого показателя деятельности надо выбирать так, чтобы обеспечить его информативность и достаточную чувствительность; ■ число показателей деятельности не должно быть слишком велико (в пределах от 3 до 15). Обеспечение высокой надежности работы человека, а следовательно, и всей эргатической системы - важнейшее условие повышения качества и эффективности производства в целом. Определяя надежность эргатической системы, необходимо учитывать следующее: ■ единые для всех звеньев системы показатели надежности должны по возможности включать в себя в явном виде показатели ее отдельных звеньев - человека и техники; ■ использование математического аппарата и методов расчета теории надежности технических средств при оценке деятельности человека имеет ограниченный характер; ■ универсальное выражение для определения надежности эргатических систем вряд ли возможно из-за различия протекающих в них процессов управления. Надежность характеризует способность системы или ее элементов выполнять свои функции в течение заданного времени. Любые нарушения в работе системы, вызывающие частичную или полную утрату ее работоспособности, определяются как отказ. Критерии надежности можно объединить в группы: безотказность, восстанавливаемость, готовность и своевременность. В качестве основных они включают показатели: вероятность безотказной работы, среднее время безошибочной работы, частота отказов, среднее время восстановления, коэффициент готовности. Все ошибки, допускаемые человеком, условно делят на группы: по времени выполнения действий, самим действиям и грубые. Последние характеризуются замещением одних действий другими. Ошибки человека можно классифицировать как закономерные и слученные. К закономерным относят те, которые могут быть устранены при создании оптимальных условии для деятельности, к случайным - ошибки, вызванные вероятностным характером поведения человека. По характеру проявления ошибки бывают систематическими, обусловленными неучтенными факторами, личностными причинами, а также случайными, обусловленными нестабильностью условий труда или действий человека, различием индивидуальных качеств людей. По природе возникновения ошибки человека в системах управления подразделяют на: • психологические (при приеме, оценке информации, принятии решения и его реализации); • физиологические (устойчивые изменения в организме человека, мешающие его работе); • демографические (когда человек полностью теряет возможности выполнять свои функции). Психологические ошибки могут быть пассивными (человек не выполняет никаких действий - ошибки внимания, памяти) и активными из-за неправильно понятого сообщения (ошибки опознания и действия). Отказ - состояние, при котором человек не может выполнять возложенные на него функции из-за утомления, временной утраты работоспособности и др. Отказ может быть: ■ временным неустойчивым - ошибкой; ■ временным устойчивым, для устранения которого требуется предоставление специального времени или условий; ■ окончательным - неустранимым; ■ оперативным, заключающимся в недостижении цели из-за дефицита времени. Вероятность появления отказа в результате ошибки i можно определить из соотношения: . (7.1) где - вероятность того, что при совершении ошибки i произойдет отказ; - вероятность ошибки i; - число аналогичных операций. Общая вероятность появления отказа: (7.2) где - вероятность того, что в результате совершения человеком одной или нескольких ошибок, относящихся по крайней мере к одному из п классов, возникнут условия для появления отказов. Различают психологическую физиологическую и демографическую надежности человека. Психологическая надежность учитывает только временные неустойчивые, физиологическая - только временные устойчивые, демографическая - только окончательные отказы (ошибки). Для практических целей имеют значения характеристики и которые зависят от структуры трудовой деятельности человека и условий его труда и отдыха. Основной показатель безошибочности - вероятность безошибочного выполнения работы: (7.3) где - число правильно решенных задач (выполненных оператором действий); N - общее число решаемых задач (выполняемых действий). Для типовых, часто повторяющихся действий показателем безошибочности служит также интенсивность ошибок: (7.4) где - среднее время выполнения данного действия. Основной показатель своевременности - вероятность своевременного выполнения работы: (7.5) где - функция плотности времени решения задачи; - допустимый лимит времени на решение задачи. Функцию для эксплуатируемых человеко-машинных систем находят экспериментально, для проектируемых - одним из расчетных методов (информационным, моделированием и др.). Показатель готовности оператора - коэффициент готовности, т.е. вероятность включения человека в работу в любой произвольный момент времени: (7.6) где - время, в течений которого оператор не может принимать поступающую к нему информацию (перегружен, занят и др.); - общее время работы. Основной показатель восстанавливаемости - вероятность исправления ошибки: (7.7) где - вероятность выдачи контрольного сигнала системой; - вероятность обнаружения оператором этого сигнала; - вероятность исправления ошибки при повторном решении задачи в течение времени tл. Одна из основных причин ошибок человека - высокий динамизм условий его деятельности. Наиболее характерно это для работы железнодорожных диспетчеров, и прежде всего тех, кто руководит движением поездов на участках. Поэтому важная особенность функционирования эргатической системы - зависимость ее надежности от времени, необходимого на реализацию человеком алгоритма. Несмотря на работоспособное состояние технических средств и человека, могут появиться отказы от недостатка времени на выполнение ряда операций внутри алгоритма. Снижение надежности оператора во временной области происходит не только вследствие дефицита времени, но и из-за переполнения оперативной памяти человека. Чтобы повысить надежность системы, необходимо обеспечить человеку надлежащую временную избыточность, т.е. возможность выполнения поставленных перед ним задач в определенное время. Оценивают эту избыточность коэффициентом напряженности оператора: (7.8) где - длительность безошибочного решения задачи в нормальных условиях; - время, которым располагает человек для ее решения. Несмотря на эвристический характер мыслительной деятельности человека, многие характеристики его надежности можно получить, моделируя деятельность как систему массового обслуживания. В этих моделях человек рассматривается как одноканальная система с ожиданием. Показатель надежности функционирования такой системы - вероятность ошибки человека: (7.9) где - вероятность переполнения оперативной памяти человека; - то же возникновения дефицита времени (если оперативная память не переполнена); - то же информационной перегрузки; - условная вероятность ошибки при отработке операции i. При расчетах надежности эргатических систем необходимо учитывать и качественные характеристики надежности, которые обусловлены: • эргономическим соответствием техники и характера решаемых задач возможностям и потребностям человека; • обученностью человека, соответствием его профессионального уровня сложности и требованиям выполняемой работы; • индивидуальными особенностями человека (здоровье, состояние нервной системы и др.) и их согласованностью с требованиями профессии. В практической же деятельности очень часто системы включают коллективы людей (экипаж, бригада, смена). Качество функционирования их определяется не только характеристиками отдельных операторов, но и коллектива. Оно зависит от слаженности действий операторов, их психологической совместимости, структуры связей, распределения функций и др. Коллективы, как известно, могут быть большими и маленькими, и поведение чело- века-оператора в больших и малых группах различно. К тому же в группах помимо функциональных (деловых) возникают и эмоциональные (неофициальные) контакты. Для коллектива операторов, если его рассматривать как целое, гораздо сложнее получить количественные характеристики, подобные характеристикам человека, а некоторые из параметров вообще присущи только коллективу и не имеют аналогов для одного оператора. Структурно операторы могут быть связаны в коллективе по- разному, например при последовательной связи информация, поступающая в систему, обрабатывается также последовательно и пропускная способность всей структуры определяется пропускной способностью наиболее слабого оператора. При параллельной связи все операторы одновременно выполняют одну и ту же работу. Обычно такая структура используется для повышения надежности работы. Так, вероятность совместной безошибочной работы двух операторов при одинаковой их надежности: (7.10) Где - вероятность безошибочной работы одного из операторов. Операторы могут образовать иерархические структуры с полной децентрализацией, а также с полной и слабой централизацией. Каждая из них имеет свои недостатки и преимущества, которые необходимо учитывать при организации коллективной деятельности. Помимо функциональных связей, в групповых системах существенную роль играет и пространственная структура: взаимное размещение операторов и машин, условия общения операторов в процессе работы и отдыха. Можно считать, что правильные структура связей между операторами, пространственная компоновка и др. повышают эффективность групповой работы. Количественная оценка эффективности деятельности группы операторов достаточно сложна. Очевидным можно считать лишь тот факт, что формальная организация группы операторов должна соответствовать неформальной. Только в этом случае совместная работа группы операторов будет эффективна. Пример. Определить показатели надежности работы человека-оператора при следующих исходных данных: продолжительность смены - 12 ч; общее число решаемых за смену задач - 50, в т.ч. правильных - 47; средний уровень загрузки оператора - 0.7; время, в течение которого оператор не может принимать (из-за загруженности) поступающую к нему информацию - 1.5 ч; вероятность выдачи контрольного сигнала системой - 0.995, вероятность обнаружения оператором этого сигнала - 0.988, а исправления ошибки при повторном решении задачи - 0.990. Решение. Вероятность безошибочной работы оператора рассчитывается по формуле (7.3): Среднее время выполнения оператором действия: Интенсивность появления ошибок (формула 7.4): Коэффициент готовности оператора определяется по формуле (7.6): Вероятность исправления оператором ошибки (формула 7.7):
3.Эргономика и охрана труда
Охрана труда - это система законодательных актов и соответствующих им социально-экономических, технических, гигиенических и организационных мероприятий, обеспечивающих безопасность трудовой деятельности, сохранение здоровья и работоспособности человека. Она исследует влияние окружающей среды и средств производства на организм человека с целью разработки профилактических мероприятий по предупреждению травматизма, профессиональных заболеваний и отравлений. Охрана труда и эргономика выявляют и изучают возможные причины производственных травм, профессиональных заболеваний, аварий, взрывов, пожаров и разрабатывают систему мероприятий и требований с целью устранения этих причин и создания безопасных и благоприятных для человека условий трудовой деятельности. Методологической основой эргономики и охраны труда является научный анализ условий труда, технологических и производственных процессов, производственного оборудования, применяемых и получаемых материалов и веществ с точки зрения возможного возникновения опасных и вредных производственных факторов, приводящих к травматизму и профессиональным заболеваниям. Проблему травматизма, аварийности и профессиональных заболеваний невозможно решить только инженерными методами. Часто причиной травматизма служат не сложные условия труда, а опасные действия рабочих и специалистов из-за их низкой квалификации, утомления, снижения реакции. В этой ситуации проблемы эргономики и охраны труда объединены и отсутствуют четкие границы разделения требований по эргономике и охране труда. Анализ причин роста травматизма свидетельствует, что развитие научно-технического прогресса и техники опережает разработку психологических мероприятий и предложений по защите человека от опасных и вредных воздействий производственной обстановки. В этом случае научным методом решения проблем охраны труда и эргономики является системный подход, основанный на системном анализе, представляющем комплекс специальных процедур и методов, позволяющих расчленять сложные проблемы на более мелкие задачи, которые легко поддаются решению и решаются с большей легкостью и достоверностью при значительно сниженных затратах. Окончательный вывод при этом подходе принимается после объединения частных решений в единое целое с учетом их взаимосвязи. Наиболее существенным в системном подходе является возможность организовать управление охраной труда на производстве аналогично управлению таким же объектом инженерного проектирования, как и технологический процесс, операция, оборудование. Системный подход позволяет сформулировать конкретные задачи проблемы охраны труда, включающие всю совокупность элементов и факторов, оказывающих существенное влияние на повышение безопасности человека в условиях производства. Трудовая деятельность человека в системе «человек-машина- среда» формируется и протекает под воздействием производственной среды, организации производственных процессов и отношений в коллективе. Исходя из позиций системного периода, деятельность человека можно разделить на ряд двойных эргономических подсистем, основу которых составляет человек: Ø человек - производственная среда; Ø человек - производственный процесс; Ø человек - трудовой коллектив. Подсистема «человек - производственная среда» формируется под воздействием различных природных или искусственных факторов, главным из которых являются: • микроклимат помещений (температура, относительная влажность, подвижность и давление воздуха) или природный климат при работе вне помещений; • состав и концентрация вредных примесей в воздухе (пыль, газы); • световые и другие производственные излучения; • звуковые (шум, вибрация, ускорение) и электромагнитные колебания; • габариты и параметры пространства рабочего места (размеры психологического пространства); • тактико-технические и гигиенические свойства предметов труда, в том числе способствующие появлению травм и, аварий. Например, опасность ожогов при высокой температуре предметов труда или повреждение кожного покрова тела при удалении отходов в виде мелких частиц. Особым фактором, определяющим деятельность человека, является оборудование, степень оснащения рабочих мест, степень защиты и ограждения опасных частей машины. В большинстве случаев причиной несчастного случая является несогласованность действия человека и оборудования. Подсистема «человек - производственный процесс» формирует антропометрические, психофизиологические, физиологические я психологические элементы условий и организации трудовой деятельности. К ним относят: • физические нагрузки (разовые усилия, грузооборот, энергозатраты организма); • рабочие позы и трудовые движения (распределение рабочих поз по времени, удобство рабочих поз и движений, эргономический уровень оборудования); • нервно-психические нагрузки (точность зрительной работы, расстояние до предмета труда, распределение движения глаз и сенсорных реакций, загруженность анализаторов человека, напряженность внимания, интеллектуальная и нервно-эмоциональная нагрузка); • темп и ритм работы (длительность и насыщенность рабочих операций, повторяемость и частота смены рабочих движений и операций, уровень монотонности и разнообразия труда, ритмичность трудового процесса); • режим труда и отдыха (число и длительность рабочих смен, общая длительность и распределение перерывов, отпусков и выходных дней). Подсистема «человек - трудовой коллектив» представляет собой собственно производственный персонал с его отношениями к труду и межличностные, информационные, коллективные связи, оказывающие влияние на безопасность труда. Существенными элементами подсистемы являются: • социальная структура коллектива (соотношение работающих по полу, возрасту, уровню образования и квалификации, типы характеров); • коллективная установка к труду (мотивация труда, уровень трудовой дисциплины, взаимной требовательности и ответственности, степень удовлетворенности работой уровень идейно-эмоционального (эстетического) настроя коллектива; • производственная информированность коллектива (возможность положительных контактов в процессе труда, обеспеченность работающих производственной информацией; • межличностные связи (уровень товарищества и взаимопомощи в коллективе, уровень конфликтности, удовлетворенность отношениями в коллективе, эстетический уровень манеры общения). Приведенный краткий обзор элементов, определяющих деятельность человека, показывает их большое разнообразие. Каждый конкретный элемент в определенных условиях может являться причиной возникновения опасности или несчастного случая. Отклонение элемента или параметра производственной среды или изменение технологических режимов работы машины способствует возникновению опасной ситуации, которая может привести к несчастному случаю. Деятельность человека при возникшей опасной ситуации условно можно разделить на ряд этапов. На первом этапе посредством анализаторов человека воспринимается информация об отклонениях элементов производственной среды или режимов работы оборудования. Восприятие информации возможно при ее значимости и наличии времени на восприятие. На втором этапе происходит первичный анализ информации, прогнозируются возможные результаты последствий и осознание опасности. Существенное значение при первичном анализе имеет опыт и профессиональная ориентация работающего. На третьем этапе на основе априорной информации (заложенной в долговременной памяти человека) вырабатывается общее (часто безадресное) решение или комплекс решений по устранению опасности. На четвертом этапе решается вопрос о возможности устранения опасности человеком (скорость и количество ответных управляющих воздействий человека) и машиной (возможность быстрой стабилизации процесса или остановки машины с учетом действия инерционных масс узлов и элементов). При отрицательном результате любого из этапов деятельности возникновение несчастного случая будет определяться только с общей вероятностью появления независимых событий. Например, совпадение по времени возникновения опасной ситуации в электрических сетях и отключение электричества по всему району из-за других причин итак далее. При положительном последовательном решении этапов возникновение несчастного случая будет определено вероятностью ошибки ввода управляющих воздействий в систему управления. В опасной ситуации из-за развития стресса (состояние человека под влиянием сильных воздействий) вероятность ошибки ввода информации значительно возрастает. Следует также отметить, что из-за стресса вероятность положительных (правильных) решений у человека уменьшается. Таким образом, на возникновение несчастного случая может воздействовать один фактор, однако чаще всего факторы вступают во взаимодействии. Определяющим и решающим фактором устранения несчастного случая является человек. Следствием же нес
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 1073; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.103.119 (0.013 с.) |