Эффективность инновационной деятельности



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эффективность инновационной деятельности



При рассмотрении классификации инноваций отмечалось, что нов-

шества могут быть покупными и собственной разработки, а иннова-

ции как результат внедрения новшеств могут осуществляться только

в самой организации. Инновации не могут продаваться, продаются

новшества для превращения их в инновации в сфере потребления.

Жизненный цикл новшеств может развиваться по одному из трех путей:

1) накопление в инновационной организации; 2) превращение новше-

ства в инновацию; 3) продажа как товара.

Эффективность деятельности организации оценивается экономиче-

скими и финансовыми показателями. В условиях рыночных отноше-

ний не может быть унифицированной системы показателей. Каждый

инвестор самостоятельно определяет эту систему исходя из особен-

ностей инновационного проекта, профессионализма специалистов и

менеджеров и других факторов. Подробнее этот вопрос излагается в

учебных курсах «Экономика предприятия», «Финансовый менедж-

мент» и др.

Ксистемепоказателейпредъявляютсяследующиетребования:

1) показатели должны охватывать процессы на всех стадиях жиз-

ненного цикла товара;

2) показатели должны формироваться на перспективу (минимум на

3-5 лет) на основе ретроспективного анализа деятельности орга-

низации;

3) показатели должны опираться на данные по конкурентоспособ-

ности конкретных товаров на данных рынках за обозначенный

период;

4) важнейшие показатели должны быть выражены абсолютными,

относительными и удельными величинами (например, прибыль,

рентабельность товара и производства, удельная цена товара);

5) показатели должны быть состыкованы со всеми разделами плана;

6) показатели должны отражать все аспекты финансовой деятель-

ности организации (доходы, расходы, страхование, ликвидность


 

Тема


 

3.


 

Основы


 

инновационной


 

деятельности


 

организации


 

165


 

ценных бумаг и других активов, налоги, эффективность исполь-

зования ресурсов и др.);

7) проектирование окончательных показателей должно осуществ-

ляться на основе многовариантных расчетов, с определением сте-

пени риска и устойчивости финансовой деятельности, с исполь-

зованием достаточного и качественного объема информации,

характеризующей технические, организационные, экологические,

экономические и социальные аспекты деятельности организации.

Одним из основных показателей эффективности и стабильности фун-

кционирования организации является показатель ее устойчивости.

Внедрениеновшествможетдатьчетыревидаэффекта(рис.3.5):

. · экономический;

· научно-технический;

· социальный;

· экологический.

За счет получения экономического эффекта в форме прибыли орга-

низация осуществляет комплексное развитие и повышение благосостоя-

ния сотрудников. Остальные виды эффекта несут в себе потенциаль-

ный экономический эффект. Например, разработанное организацией

изобретение как новшество высшего уровня может дать экономичес-

кий эффект либо после его продажи, либо после реализации товара,

разработанного на основе изобретения. Или повышение степени удов-

летворения физиологических потребностей сотрудников и их семей

сократит потери рабочего времени по болезням, повысит производи-

тельность труда, качество воспроизводства трудовых ресурсов и т. д.

Снижение выбросов вредных компонентов в атмосферу, почву, воду

сохраняет экосистему, увеличивает продолжительность жизни чело-

века и т. д.

Приведенные примеры позволяют сделать следующий вывод: эконо-

мический эффект разработки новшеств, внедрения их на фирме (пре-

вращения в инновации) или продажи может быть потенциальным

или фактическим (реальным, коммерческим), а научно-технический,

социальныйиэкологическийэффектымогутиметьформутолькопо-

тенциальногоэкономическогоэффекта. Посути,еслиприниматьврас-

чет только конечные результаты внедрения или продажи новшеств, то

любой вид инновационной деятельности можно оценить в стоимост-

ном выражении. Критериями конечной оценки здесь являются: время

получения фактического экономического эффекта и степень неопре-

деленности его получения (или уровень риска инвестиций в инновации).


 


 

Р. А. Фатхутдинов. Производственный менеджмент

 

Рис. 3.5. Система показателей эффективности инновационной

деятельности
 


 

 

Тема


 

 

Основы инновационной деятельности организации


 

В курсе «Управленческие решения» при рассмотрении экономиче-

ского обоснования отмечалось, что альтернативные варианты реше-

ний должны приводиться в сопоставимый вид по восьми факторам:

· времени;

· качества;

· масштаба;

· освоенности объекта в производстве;

· методу получения информации;

· условиям применения объекта;

· инфляции;

· риска (прежде всего технологического и коммерческого) и не-

определенности.

При проведении анализа эффективности инновационной деятель-

ности организации следует учитывать перечисленные факторы сопо-

ставимости вариантов анализа и оценки.

Критерием принятия управленческого решения является экономи-

ческий эффект. В настоящее время в соответствии с рекомендациями

ЮНИДО (Организации Объединенных Наций по промышленному

развитию) в зарубежной практике применяются следующие показа-

телиоценкиэффективностиинновационнойдеятельности1.

1. Чистый дисконтированный доход (ЧДД).

2. Внутренняя норма прибыли (IRR), или коэффициент дисконти-

рования.

3. Норма прибыли:

(3.8)

где NP — чистая прибыль; Р — проценты на заемный капитал; I — об-

щие инвестиционные издержки.

4. Норма прибыли на акционерный капитал:

(3.9)

где Q — акционерный капитал.

5. Коэффициент финансовой автономности проекта ( К . ) :

(3.10)

где С — собственные средства; Z — заемные средства.

Управление организацией: Учебник / Под ред. А. Г. Поршнева, 3. П. Ру-

мянцевой, Н. А. Соломатина. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2002.
 
 
 
 
 
 


 

 

168


 

 

Р. А. фатхутдинов. Производственный менеджмент


 

6. Коэффициент текущей ликвидности

(3.11)


где


— сумма оборотных активов проекта.


7. В качестве интегрального показателя, характеризующего эффек-

тивность инновационной деятельности организации, может быть

использован коэффициентрезультативностиработы (г):

(3.12)


 

где


 

— суммарные затраты по законченным работам, принятым (ре-


комендованным) для освоения в серийном производстве;


— факти-


ческие затраты на НИОКР за i-й год; N — число лет анализируемого


периода;


— незавершенное производство на начало анализируемо-


го периода в стоимостном выражении;


— то же на конец анализиру-


емого периода.

К этим показателям следует добавить еще показатель срока окупае-

мости инвестиций в инновационный проект

(3.13)


где


— чистая годовая прибыль, получаемая в результате функцио-


нирования объекта.

После выполнения перечисленных расчетов проводится анализ эф-

фективности. Целью анализа (аудита) эффективности инновационной

деятельности организации является изучение ее механизма и опреде-

ление отдачи инвестиций. Из этой цели вытекают следующие направ-

ления анализа:

· анализ обоснованности идеи и структуры проблемы;

· анализ рациональности структуры организации;

· анализ профессионализма руководителя организации, руководи-

телей инновационных проектов, их команд;

· анализ правовой обоснованности проектов и государственной

поддержки инновационной деятельности;

· анализ финансового и материально-технического обеспечения

организации;

· анализ качества нормативно-методического обеспечения органи-

зации;

· анализ качества информационного обеспечения организации;

· анализ совокупности примененных при проектировании науч-

ных подходов и современных методов менеджмента;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


 

Тема 3. Основы инновационной деятельности организации


 


 

· анализ использования конкурентных преимуществ организации;

· анализ структуры портфелей новшеств и инноваций (покупные

новшества, новшества для внедрения в организации, новшества

для накопления, новшества собственной разработки, новшества

для продажи);

· анализ качества экспертизы проектов;

· анализ качества расчетов показателей эффективности инноваци-

онной деятельности организации;

· анализ системы мотивации инновационной деятельности.

Анализ эффективности инновационной деятельности организации

следует осуществлять с соблюдением следующих принципов:

· диалектики (системный подход, динамический подход, принцип

проявления необходимости и случайности, принцип единства и

борьбы противоположностей, принцип перехода количества в

качество и качества в новое количество, принцип «отрицание от-

рицания»);

· единства анализа и синтеза;

ранжирования;

· обеспечения сопоставимости альтернативных вариантов;

· оперативности;

· количественной определенности и др.

Основные этапы анализа эффективности инновационной деятель-

ности организации:

1) выявление проблемы, формулирование целей и задач анализа;

2) формирование временной творческой группы для проведения

анализа;

3) разработка проекта программы анализа;

4) подготовка и издание приказа по организации о целях, группе, ее

правах и обязанностях, программе анализа;

5) выбор методов выполнения работ;

6) сбор и обработка необходимой информации, документов и т. д.;

7) проведение анализа по перечисленным выше задачам и системе

показателей;

8) подготовка, согласование и утверждение отчета о проделанной

работе;

9) принятие мер по результатам анализа.
 


 

170


 

Р. А. Фатхутдинов. Производственный менеджмент


 

Методы анализа (сравнения, балансовый, индексный, факторный

и др.), принципы рациональной организации работ, использование опе-

рограмм, сетевых и других методов изложены в теме 6 учебника1.

 

Краткие выводы

1.Необходиморазличатьпонятия«новшество»и«инновация».Нов-

шество — это оформленный результат исследований, разработок или эк-

спериментальных работ в какой-либо сфере деятельности. Новшества

могут оформляться в виде открытий, патентов, товарных знаков, доку-

ментации на новый товар, технологию, новые методы, ноу-хау и т. д.

Инновация — конечный результат внедрения новшества с целью улучше-

ния объекта управления. На «входе» и «выходе» организации могут быть

только новшества, а в самой организации — новшества либо инновации.

2.Классификациюновшествиинновацийрекомендуетсяпроводить

по девяти признакам: уровень новизны, стадия жизненного цикла, мас-

штаб распространения, отрасль народного хозяйства, сфера примене-

ния, частота применения, форма, вид эффекта, подсистема системы ме-

неджмента.

3. Комплексный показательорганизационно-техническогоуровня

производства целесообразно подразделять на обобщающие показате-

ли (технический и организационный уровни) и частные показатели.

4.Основныминаправлениямивыборастратегийорганизациимогут

быть: а) улучшение качества товаров; б) снижение цены товара; в) сни-

жение себестоимости товара; г) увеличение программы выпуска това-

ров; д) освоение нового рынка, повышение качества сервиса потреби-

телей товара. Основные типы воспроизводства товаров определяются

сочетаниями перечисленных направлений.

5. В качестве основных признаков классификации технологий реко-

мендуется принимать следующие: отрасль применения, уровень новиз-

ны, динамика развития, сфера применения, назначение, отношение к

ресурсам, уровень автоматизации, конкурентоспособность технологии.

6. Федеральным органам управления следует принять научно-обо-

снованные и комплексно обеспеченные программы по активизации

инновационной деятельности в стране как единственного инструмен-

та повышения конкурентоспособности объектов (товаров и т. д.). За

последние десять лет например, изобретательская деятельность сни-

 

Фатхутдинов Р. А. Управленческие решения: Учебник. 5-е изд., перераб.

и доп. - М: ИНФРА-М, 2002.
 


 

Тема


 

Основы инновационной деятельности организации


 


 

зилась примерно в 10 раз. Россия обладает 0,1 % мирового патентного

фонда.

 

Контрольныевопросы

1. Кратко охарактеризуйте документ «Руководство Фраскатиь.

2. Новшества или инновации могут быть на «входе» организации?

3. По каким признакам рекомендуется классифицировать новше-

ства и инновации?

4. Как осуществляется диффузия инноваций?

5. Раскройте схему классификации по масштабу новизны новше-

ства (инновации).

6. В чем преимущества кодирования новшеств и инноваций? Как

выполняется кодирование?

7. Назовите основные принципы организации НИОКР.

8. Перечислите виды (этапы) НИОКР.

9. На каких системах документов базируются НИОКР?

10. Какие виды полезных моделей и изобретений не охраняются ав-

торским правом?

11. Раскройте систему показателей ОТУП.

12. Какие факторы оказывают влияние на технический уровень про-

изводства?

13. Какие факторы оказывают влияние на организационный уровень

производства?

14. Какие могут быть типы воспроизводства товаров?

15. Что такое технология?

16. По каким признакам рекомендуется классифицировать техноло-

гии?

17. Какие цели и задачи ставят перед ОТПП?

18. Что такое ЕСТПП? Какова ее цель?

19. Какие работы выполняются на различных стадиях ЕСТПП?

20. Раскройте систему показателей эффективности инновационной

деятельности.
 


 

 

Тема 4

Управление

Качеством

 

 

Рыба с головы гниет.

Русскаяпословица

Качество — это образ жизни.

А.Фейгенбаум

Простота конструкции — мерило ума кон-

структора.

Поговоркаамериканских

менеджеров

Срыв срока забудется, а низкое качество —

никогда.

Р.А.Фатхутдинов

Конкуренция не борьба, а управление сво-

ими конкурентными преимуществами.

Р. А. Фатхутдинов

 

Структура темы

4.1. Сущность и система показателей качества продукции.

4.2. Отечественный опыт управления качеством продукции.

4.3. Зарубежный опыт управления качеством продукции.

4.4. Анализ концепции всеобщего управления качеством.

Система обеспечения конкурентоспособности.


4.5.

4.6.

4.7.

4.8.


Международная система качества: стандарты И С О 9000 : 2000.

Инструменты повышения качества продукции.

Организация контроля качества продукции.

Сертификация продукции и систем качества.


 

Тема 4. Управление качеством


 


 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.173.234.169 (0.037 с.)