Управления организацией (СУО)



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Управления организацией (СУО)



 

 

ДЛЯ ПОЛНОГОсовершенстванадо,чтобы под-

готовка была труднее самого дела.

Ф. Бэкон

Главный талант руководителя — собрать

нужные ресурсы в нужном месте и в нуж-

ное время.

А. Гастев

 

Структура темы

1. Структура СУО.

2. Внешняя среда СУО.

3. Научное обоснование СУО.

4. Целевая подсистема СУО.

5. Обеспечивающая подсистема СУО.

6. Управляемая подсистема СУО.

7. Управляющая подсистема СУО.

8. Сущность и классификация функций управления.

9. Оценка уровня качества системы управления организацией.

 

Структура СУО

В соответствии с сущностью системного подхода система управления

организацией (система менеджмента) должна состоять из внешнего

окружения (за «черным ящиком») и внутренней структуры (внутри

«черного ящика»). В 1995 г. в книге автора «Менеджмент конкурен-

тоспособности товара» была обоснована необходимость проектирования

внутренней структуры СУО из пяти подсистем: 1) научное обоснова-

ние системы; 2) целевая подсистема; 3) обеспечивающая подсистема;


 

Тема 1. Структура и содержание системы управления организацией


 


 

4) управляемая подсистема; 5) управляющая подсистема. По отношению

к «черному ящику» целевую подсистему рационально помещать на его

«выходе», а обеспечивающую (энергетическую) — на «входе». Научное

обоснование системы связано со всеми подсистемами СУО, поэтому

оно должно находиться в центре «черного ящика». Таким образом,

структура СУО будет иметь следующий вид (рис. 1.1). Опишем ее.

К внешнему окружению СУО относятся «вход», «выход», связи

с внешней средой и обратная связь. Внутренняя структура СУО со-

стоит из пяти подсистем.

К «входу» системы относится все, что получает организация для

производства товаров, новшеств и оказания услуг сторонним органи-

зациям (то есть компонентам «выхода» системы). К компонентам «вхо-

да» относятся поступающие в организацию извне новшества, сырье,

материалы, комплектующие изделия, энергия, информация, новое обо-

рудование, вновь поступающий в организацию персонал, документы

и т. д. Задача органов управления сводится к обеспечению конкурен-

тоспособного «входа» системы путем проведения маркетинговых ис-

следований и отбора наиболее конкурентоспособных поставщиков;

если «вход» будет неконкурентоспособным, то при любом уровне про-

цесса по переработке «входа» в «выход» параметры «выхода» системы

тоже будут неконкурентоспособными.

Допустим, организация обладает высококвалифицированными кад-

рами, прогрессивной технологией, новейшим оборудованием, отлажен-

ной системой управления. Однако отдельные виды комплектующих

изделий, получаемых организацией по кооперации, из-за низкой квали-

фикации маркетологов по показателям качества (прежде всего безотказ-

ности) неконкурентоспособны, не отвечают требованиям потребителей.

Другими словами, если «вход» системы оценивается на удовлетвори-

тельно, а процесс — на отлично, то и «выход» системы будет удовлетво-

рительным, неконкурентоспособным (гнилое дерево — «вход» — лазер-

ным инструментом не отшлифуешь). Отсюдавывод: сначала обеспечь

конкурентоспособный «вход», потом — конкурентоспособный про-

цесс, тогда и «выход» системы будет конкурентоспособным.

«Выходом» СУО являются выпускаемая организацией продукция

(товары), новшества для продажи, оказываемые сторонним организа-

циям услуги.

Основными условиями обеспечения стратегической конкуренто-

способности «выхода» являются: 1) высокое качество стратегических

маркетинговых исследований и обоснованность нормативов конку-

рентоспособности будущих товаров, услуг, новшеств; 2) обеспечение


 


 

Р. А.


 

Фатхутдинов.


 

Производственный


 

менеджмент


 

конкурентоспособных параметров «входа» системы в процессе ее функ-

ционирования; 3) обеспечение конкурентоспособных параметров про-

цесса в системе; 4) изучение конъюнктуры рынка, применение эффек-

тивных стратегий рекламы товара, каналов его распространения (сбыта),

сервисного обслуживания и других инструментов рыночного механиз-

ма. (С хорошим товаром нужно попасть по подготовленным каналам в

нужное место в нужное время по оптимальной цене для конкретного

потребителя.)

К компонентам обратной связи СУО относятся дополнительные

требования и рекламации потребителей, новая информация по науч-

но-техническому прогрессу и конъюнктуре рынка и т. п. Обратная

связь может быть как с организацией-изготовителем непосредствен-

но, так и с поставщиками «входа» системы (например, с изготовите-

лем двигателя как комплектующего изделия для автомобиля, изгото-

вителем кинескопа как комплектующего изделия телевизора).


 

Внешняясреда


 

«Черный ящик»

(организация)


 

 

Обратная

связь

Рис. 1.1. Структура системы управления организацией
 


 

Тема


 

Структура и содержание системы управления организацией


 


 

К внешней среде СУО относятся макросреда, инфраструктура ре-

гиона (мезосреда) и микросреда организации, они будут рассмотре-

ны в п. 1.2.

Подсистеманаучногообоснования системысостоитиз следующих

компонентов: изучение механизмов действия экономических законов

и законов организации (1.1); применение научных подходов к управ-

лению (1.2); применение принципов управления различными объек-

тами (1.3); применение современных методов и моделей управления

(1.4). Эта подсистема будет рассмотрена в п. 3.3.

Целевая подсистема СУО состоит из следующих компонентов: по-

вышение качества выпускаемых товаров и выполняемых услуг (2.1);

ресурсосбережение по стадиям жизненного цикла выпускаемых това-

ров (2.2); расширение рынка сбыта товаров (2.3); организационно-тех-

ническое развитие производства (2.4); повышение качества сервиса

потребителей товаров (2.5); социальное развитие коллектива и охрана

окружающей природной среды (2.6). Эта подсистема будет рассмот-

рена в п. 1.4.

Обеспечивающая подсистема состоит из следующих компонентов:

методическое обеспечение (3.1); ресурсное обеспечение (3.2); инфор-

мационное обеспечение (3.3); правовое обеспечение (3.4). Эта подсис-

тема будет рассмотрена в п. 3.5.

Управляемая подсистема как объект управления субъектом (персо-

налом) состоит из следующих компонентов: стратегический марке-

тинг (4.1); инновационный менеджмент (4.2); финансовый менедж-

мент (4.3); организация производства (4.4); тактический маркетинг

(4.5); организация сервиса потребителей товаров (4.6). Эта подсисте-

ма будет рассмотрена в п. 3.6.

Управляющая подсистема как субъект управления состоит из сле-

дующих компонентов: управление персоналом (5.1); разработка ра-

циональных управленческих решений (5.2); оперативное управле-

ние реализацией решений (5.3). Эта подсистема будет рассмотрена

в п. 1.7.

На рис. 1.1 внутри «черного ящика» связи между подсистемами

указаны без стрелок, так как они, как правило, все прямые и двусто-

ронние. Соединения связей внутри «черного ящика» свидетельству-

ют о том, что выполнение любой операции (общей функции) по любому

компоненту управляемой подсистемы (стратегического маркетинга,

инновационного менеджмента и т. д.) требует применения или выпол-

нения требований всех компонентов подсистемы научного обоснова-

ния, обеспечивающей и управляющей подсистем СУО.
 


 


 

Р. А. фатхутдинов. Производственный менеджмент


 

Допустим, нам необходимо решить проблему повышения уровня

безотказности выпускаемой организацией машины до мирового уров-

ня (элемент компонента 2.1). Для этого мы должны изучить влияние

на решение проблемы экономических законов (закона конкуренции,

закона экономии времени и т. д.), законов организации в статике и

динамике (закона композиции, закона наименьших, закона синергии

и т. д.), применить научные подходы (системный, воспроизводствен-

ный, функциональный и др.), методы и модели оптимизации. Другими

словами, мы должны применить мощные инструменты научного обо-

снования проблемы (компоненты 1.1 — 1.4). Одновременно мы должны

воспользоваться компонентами обеспечивающей подсистемы (3.1-3.4),

выполнить весь цикл работ по управляемой подсистеме (4.1-4.6) на

основе инструментов, разработанных управляющей подсистемой (5.1-

5.3). Это очень сложный комплекс работ, однако без применения пол-

ного набора методов и инструментов проблему не решить (в настоя-

щее время в российской действительности ничего этого не делается,

поэтому и проблемы не решаются).

И так по каждому элементу каждого компонента целевой подсис-

темы. Если менеджеры и специалисты компонента 5.1 попытаются

«забыть» или обойти какой-либо из рассмотренных компонентов

подсистем СУО, то они неминуемо потерпят крах. Инновационный

путь развития экономики России (если, конечно, руководство стра-

ны изменит негативную тенденцию в этом направлении) не терпит

упрощенчества и шапкозакидательства (что наблюдается в настоя-

щее время).

 

Внешняя среда СУО

К внешней среде системы (организации, фирмы и т. п.) относятся

макросреда, инфраструктура региона (мезосреда) и микросреда.

На рис. 1.2 в качестве примера показаны связи фирмы с внешней

средой: прямые или косвенные связи между фирмами внутри регио-

на (1), влияние факторов инфраструктуры региона на устойчивость

и эффективность фирмы (2), факторов макросреды на эффектив-

ность и качество работы региона (3), факторов макросреды на устой-

чивость и эффективность работы фирмы (4) и факторов взаимодей-

ствия фирм разных регионов (5). Односторонняя прямая связь между

контуром факторов макросреды и инфраструктуры региона (5) оз-

начает законодательное и налоговое воздействие федеральных орга-

нов управления страны на регион, косвенная двусторонняя связь


 

Тема 1. Структура и содержание системы управления организацией


 


 

 

Страна как

подсистема

мирового

сообщества


 

Контур

факторов

макросреды


 

 

Регион

 

 

Фирма

Контур факторов

инфраструктуры

региона

 

Обозначения

— прямая двусторонняя связь

— прямая односторонняя связь

— косвенная двусторонняя связь

— косвенная односторонняя связь

Рис.1.2.Связи фирмы с внешней средой

 

между этими контурами означает взаимное влияние по другим фак-

торам (табл. 1.1).

К компонентам внешней среды, влияющим на эффективность и ус-

тойчивость функционирования фирмы, относятся те, на которые фир-

ма не может воздействовать и которыми она не управляет. Такие ком-

поненты влияют на фирму напрямую (налоговая система, политика

поставщиков, потребителей и др.) либо косвенно (политическая, эко-

номическая и другие сферы страны). Одним из них являетсямакро-

среда. Факторы макросреды фирмы оказывают влияние на нее кос-

венно. В табл. 1.1 приведены сферы и факторы макросреды фирмы,

влияющие на эффективность и стабильность ее работы.
 
 


 


 

Р. А. Фатхутдинов . Производственный менеджмент

 

Таблица 1.1

Сферы и факторы макросреды фирмы
Сфера макросреды Факторы макросреды
1. Международные факторы 1.1. Количество «горячих точек» в мире, где происходят какие-либо военные конфликты 1.2. Численность военных и других лиц, задействован- ных в «горячих точках» в данное время 1.3. Количество международных симпозиумов, конференций, выставок, кинофестивалей, конкурсов и других мероприятий высшей категории в области образования, культуры, научно- технического прогресса, проводимых в данный момент в стране и в мире 1.4. Тенденции изменения продолжительности жизни населения в целом в мировом сообществе и др.
2. Политические фак- торы 2.1. Стабильность демократических преобразований в стране 2.2. Вероятность возврата к прошлой политической системе 2.3. Количество забастовок с числом участников более 100, проводимых в стране в данный день 2.4. Криминогенная обстановка в стране 2.5. Количество политических фракций в законодатель- ной власти и др.
3. Экономические факторы 3.1. Удельный вес конкурентоспособной на внешнем рынке промышленной продукции фирм страны 3.2. Удельный вес конкурентоспособной на внутреннем рынке промышленной продукции фирм страны 3.3. Тенденции изменения внешнеэкономических связей 3.4. Дефицит бюджета страны, % 3.5. Среднегодовые темпы инфляции 3.6. Удельный вес частной собственности в совокупной собственности страны 3.7. Наличие «стратегии перехода страны на рыночные отношения и их развитие», опубликованной в открытой печати 3.8. Наличие федеральных методических документов, регламентирующих процесс принятия и реализации управленческого решения (по функционально - стоимостному анализу, прогнозированию, нормирова- нию, оптимизации, экономическому обоснованию и дру- гим вопросам) 3.9. Удельный вес сырьевых ресурсов в экспорте страны 3.10. Показатели налоговой системы и внешнеэконо- мической деятельности 3.11. Структура распределения доходов населения 3.12. Уровень развития финансовой системы страны и др.

 


 

Тема 1. Структура и содержание системы управления организацией

 

 

Продолжение


 

25
Сфера макросреды Факторы макросреды
4. Социально- демографические факторы 4.1. Место страны в мире по продолжительности жизни 4.2. Место страны в мире по жизненному уровню насе- ления 4.3. Продолжительность жизни (мужчин, женщин) 4.4. Смертность детей в возрасте до одного года, % от ро- дившихся и в сравнении с лучшим мировым показателем 4.5. Рождаемость и смертность населения страны 4.6. Структура населения страны по полу, возрасту, со- ставу семьи, занятости, удельному весу одиноких, по образованию, удельному весу служащих, пенсионеров, школьников, студентов, работающих женщин, плотность населения по регионам и др. 4.7. Миграция населения 4.8. Перспективность городов 4.9. Структура населения по доходу и др. 4.10. Уровень безработицы и др.
5. Правовые факторы 5.1. Наличие федеральных правовых актов (указов прези- дента, постановлений правительства, государственных стандартов и т. п.) по стандартизации, метрологии, защите прав потребителей, антимонопольной политике, сертифи- кации товаров и услуг, управлению качеством и конкурен- тоспособностью товаров, охране окружающей природной среды, предпринимательству, ценным бумагам, финансам и т. п. 5.2. Наличие федеральных правовых актов, регулирую- щих взаимоотношения компонентов экономической сис- темы страны 5.5. Наличие федеральных правовых актов, регулирую- щих внешнеэкономическую деятельность страны и фирм 5.4. Наличие федеральной программы создания правово- го государства 5.5. Качество прокурорского надзора за соблюдением фе- деральных правовых актов 5.6. Преемственность правового обеспечения по верти- кали и горизонтали и др.
6. Экологические факторы 6.1. Параметры экосистемы страны 6.2. Количество городов, не отвечающих требованиям по экологичности, и удельный вес численности их населения 6.3. Затраты в бюджете страны (в %) на поддержание экосистемы страны
7. Природно- климатические факторы 7.1. Оценка основных природных ресурсов страны и ее место в мировом сообществе 7.2. Извлечение из недр природных ресурсов (интенсив- ность по отношению к общим запасам и степень чения)

 


 

 


 

 

Р. А. фатхутдинов. Производственный менеджмент


 

Таблица 1.1 (продолжение)

 

 

Следующим компонентом внешней среды являетсяинфраструкту-

ра региона (прежде всего города) (илимезосреда), где территориаль-

но расположена фирма и которая существенно влияет на эффектив-

ность и устойчивость ее функционирования. Инфраструктура влияет

на работу фирмы в основном косвенно.

К отраслям инфраструктуры относятся следующие:

· рыночная инфраструктура;

· мониторинг окружающей природной среды;

· здравоохранение;

· наука и образование;
Сфера макросреды Факторы макросреды
  7.3. Характеристика климатических факторов страны 7.4. Дефицитность отдельных видов ресурсов по регионам страны 7.5. Степень использования вторичных ресурсов и др.
8. Научно-техниче- ские факторы 8.1. Удельный вес изобретений и патентов страны в фонде мирового сообщества 8.2. Удельный вес числа докторов наук, профессоров в численности работающих страны 8.3. Стоимость основных производственных фондов страны, приходящаяся на одного ученого (фондовоору- женность труда ученого) 8.4. Уровень автоматизации производства в машино- строении страны 8.5. Экспертная оценка месячной заработной платы ученого, конструктора, преподавателя вуза (долл. США) 8.6. Показатели износа основных производственных фондов в отраслях народного хозяйства страны 8.7. Характеристика системы информатизации страны 8.8. Уровень компьютеризации страны и др.
9. Культурные факторы 9.1. Средний уровень образования населения страны 9.2. Обеспеченность населения страны объектами культуры (ед./чел.): театрами, кинотеатрами, библиотеками, объектами физической культуры и спорта 9.3. Отношение людей к окружающему миру 9.4. Долговременные тенденции развития в области культурных ценностей

 


 

Тема 1. Структура и содержание системы управления организацией


 


 

· культура;

· торговля;

· общественное питание;

· транспорт и связь;

· пригородное сельское хозяйство;

· строительство;

· жилищно-коммунальное хозяйство;

· бытовое обслуживание;

· промышленность.

Уровень развития, стабильность и эффективность функционирова-

ния предприятий и учреждений всех перечисленных отраслей инфра-

структуры региона, где расположена фирма, влияют на устойчивость

ее работы, прежде всего через социально-психологические факторы,

т. е. через степень удовлетворения физиологических, социальных и

духовных потребностей населения, через морально-психологический

климат в коллективе, здоровье населения.

Очень трудно количественно измерить степень взаимного влияния

факторов инфраструктуры региона, где расположена фирма, так как

это влияние носит сложный характер. Логическая цепочка здесь сле-

дующая. Чем выше уровень развития, стабильность и эффективность

работы отраслей инфраструктуры региона, тем лучше будет морально-

психологический климат в коллективе (нет задержек на транспорте, в

магазинах), выше квалификационный уровень работников (высокое

качество образования), лучше здоровье работника (хорошо работают

все отрасли региона). Чем лучше эти показатели, тем выше отдача фир-

мы, тем больше будет взносов в местный бюджет. Последний фактор

открывает возможности развития региона.

Целесообразно также исследовать, какие региональные факторы

способствуют более полному удовлетворению физиологических, со-

циальных и духовных потребностей населения или коллектива фир-

мы. Попытаемся это сделать (табл. 1.2).

Каждый регион заинтересован в увеличении удельного веса конку-

рентоспособной продукции фирм и соответственно в увеличении мас-

сы прибыли фирм и региона. От качества работы во всех отраслях

инфраструктуры региона во многом зависит устойчивость и эффек-

тивность работы каждой фирмы. Поэтому регион как глобальная система

должен всячески помогать своим компонентам — фирмам. Эффектив-

ность глобальной системы будет увеличиваться при совершенствова-

нии связей в системе.


 


 

Р. А.


 

Производственный менеджмент


 

Таблица1.2



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.124.56 (0.046 с.)