Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Введение. Сущность и методологические основы управления организацией.↑ Стр 1 из 8Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Введение. Сущность и методологические основы управления организацией. Второй период (1917—1990 гг.) Наиболее плодотворными в развитии отечественной управленческой мысли были 20-е годы прошлого века, когда в период НЭПа допускалась не только определенная свобода предпринимательства, но и научной мысли в ряде областей, не связанных непосредственно с проблемами политики или идеологии. Как считают современные исследователи, в это время четко обозначились две основные группы концепций управления: организационно-технические и социальные. Таким образом, в советский период идеи научного управления нашли свое продолжение и развитие. Были созданы научные организации и институты научной организации труда. Одно из важнейших достижений этого периода — обоснование принципов управления, учитывающих особенности социологической системы хозяйствования. В середине 1980-х годов стала доминирующей идея перехода от командно-административной системы, развернулась дискуссия о механизме перехода к рынку. В результате победила идея «шоковой терапии», т.е быстрого перехода от плановой системы хозяйствования к регулируемому рынку (программа «500 дней», одним из разработчиков которой был Г. Явлинский. Третий период (с 1991 г. по настоящее время) Это период непосредственного осуществления перехода к рынку и становления адекватной системы управления — менеджмента. В этот период сформировались новые принципы управления: 1. Принципы невмешательства государства в предпринимательскую деятельность — децентрализации (государство управляло лишь общими правилами предпринимательской деятельности: лицензирование, законодательство, госзаказ и конкурс, судебные споры и др.). 2. Смена моноцентрической системы хозяйствования на полицентрическую. 3. Сочетание рыночных и административных методов управления предприятиями. 4. Формирование и деятельность российских коммерческих организаций (союзов, ассоциаций) как самостоятельных структур. 5. Развитие конкуренции — состязательности хозяйствующих субъектов. Разнообразие современных моделей менеджмента. Становление и развитие менеджмента в США Менеджмент как социально – экономическое учение появился в США В конце 19 века. С тех пор эта страна считается его родиной. Современный американский менеджмент основывается на трех исторических предпосылках: - наличие рынка; - индустриальный способ организации производства; - корпорация как основная модель предпринимательства.
С конца 60 – х годов в практику США входит стратегическое управление, которое создает базу для принятия эффективных управленческих решений. Основные черты американской модели менеджмента: индивидуальный характер принятия решений, строго формализованная структура управления, подготовка узкоспециализированных руководителей, наем на работу на короткий период, оплата труда по индивидуальным достижениям. В течении последних 50 лет США были лидером мировой экономики, однако в последнее время там наблюдается экономический спад по сравнению с другими развитыми странами. Эволюция управленческих парадигм Парадигма – система взглядов, вытекающих из основополагающих идей и научных результатов крупных ученых, определяющих стержень мышления основной массы исследователей, практиков – управленцев и экономистов. Выделяют старую и новую парадигмы. Старая парадигма управления связана с такими именами, как Ф. Тейлор, А. Файоль, Э. Мейо, А. Маслоу и т.д. Ее основные положения заключаются в том, что предприятие является закрытой системой, цели и задачи которой стабильны. Главный источник прибавочной стоимости – производственный рабочий и его производительность труда, система управления строится на нормах, стандартах и правилах выполнения работ. Данная система взглядов сформировалась под влиянием активного промышленного развития. Новая управленческая парадигма, т.е современная система взглядов на управление сложилась в 70 – 80 гг. XX столетия. Авторами новой парадигмы являются Р. Уотерман, Т.Питерс, И.Ансофф, П. Друккер и др. Основные положения: предприятие – открытая система; организации следует ориентироваться на качество продукции и услуг; ситуационный подход к управлению; главный источник прибыли – люди; мотивация работников и адекватный стиль руководства. Новой парадигме соответствуют сформулированные в 90 – е годы новые принципы управления. Главное в них – внимание на человека как ключевой ресурс организации. Системы управления: понятие, структура, свойства, механизм функционирования. Основные свойства организационного управления. К свойствам, оказывающим влияние на организацию управления, можно отнести: - целостность (выполнение каждым элементом системы определенных фунукций); -обособленность (разделение прав, обязанностей); - централизованность (сосредоточенность основных функций в едином центре; - адаптивность (способность приспосабливаться к различным условиям); - совместимость(взаимоприспосабливаемость всех элементов и подсистем по отношению к самой системе); -обратную связь (контроль результата на выходе); -неаддитивность отношений (матем. понятие, свойства системы превышают сумму свойств ее элементов); -эмерджентность (различие целевых функций организационной системы и ее подсистем); -неопределенность данных (неточность, уклончивость информации); -многокритериальность (оценка деятельности системы с разных сторон); -порог сложности (ограниченность индивида в решении задач); -редкую повторяемость проблемных ситуаций; - фактор времени. Требования к управлению. Устойчивость; (; Лагранжу — при данных воздействиях окружающей среды ни один из параметров системы в абсолютном значении не стремится к бесконечности, а остается ограниченной величиной. Оперативность — свойство процесса управления укладываться в обозначенные сроки. Гибкость способность быстро адаптироваться, приспосабливаться к изменяющимся условиям. Это необходимое, но недостаточное условие эффективного управления. Непрерывность — отсутствие пауз и перерывов между после последовательными стадиями процесса. Это необходимое условие эффективности управления. . 3. Менеджер как субъект управления. Задачи и функции менеджера. Слово «менеджер» имеет несколько значений: наемный профессиональный управляющий; специалист по управлению производством; предприниматель в профессиональном спорте. Менеджер - наемный работник, занимающий определенную руководящую должность в организации. В то же время менеджер может быть и совладельцем своего предприятия, иметь его акции. Организация не может существоватъ без менеджеров, ибо они: ·несут формальную ответственность за результаты деятельности организации; Во - первых, это роль по принятию решения, выражающаяся в том, что менеджер определяет направление движения организации, решает вопросы распределения ресурсов, осуществляет текущие корректировки и т.п Во-вторых, это информационная роль, состоящая в том, что менеджер собирает информацию о внутренней и внешней среде, распространяет эту информацию в виде фактов и нормативных установок и, наконец, разъясняет политику и основные цели организации. От того, насколько менеджер владеет информацией, насколько он может ясно и четко доводить ее до членов организации, сильно зависит результат его работы. В-третьих, менеджер выступает в качестве руководителя, формирующего отношения внутри и вне организации, мотивирующего ее членов на достижение целей, координирующего их усилия и, наконец, выступающего в качестве представителя организации. Власть и влияние. Власть — возможность оказывать определенное влияние (воздействие) на поведение людей с помощью права распоряжаться чем-либо, авторитета, подчинения своей воле. В свою очередь, влияние — поведение одного человека, которое вносит изменение в образ мыслей в действия другого человека. Баланс власти — это ситуация в управлении, когда уровень влияния облеченного властью руководителя на подчиненного равен степени зависимости этого подчиненного от руководителя. Согласно классификации Дж. Фрэнча и Б. Рэйвена имеется 5 главных форм власти: Власть, основанная на принуждении. Менеджер может осуществлять власть путем принуждения, что дает ему возможность унижать, запугивать людей. Такой вид власти основан на влиянии на человека с помощью страха: угроза потерять место, быть пониженным в должности. Власть, основанная на вознаграждении. Это один из самых эффективных способов влияния на других людей. Главное для менеджера — правильно определить размер вознаграждения. В противном случае, при недостаточности вознаграждения степень мотивации будет незначительной. Власть, основанная на авторитете и знаниях. В данном виде власти влияние на сотрудника осуществляется благодаря тому, что он принимает на веру профессионализм менеджера, его опыт и знания. Власть, основанная на примере. В основе данного вида власти лежит потребность человека в принадлежности, причастности, отождествлении себя с харизматической личностью. Харизма (от греч.— милость, божественный дар) означает одаренность, исключительность. Власть, основанная на законных правах. Руководитель имеет законную власть, которой его наделяет предприятие или организация, в которой он трудится. Это наиболее известный вариант власти. Требования к современным менеджерам. Современному менеджеру необходимы следующие качества: - знания в области человеческих отношений, позволяющие успешно работать с людьми, добиваться их заинтересованности в повышении экономических результатов деятельности предприятия; -напористость, смелость, целеустремленность. Ему надо быть лидером в полном смысле этого слова: уметь общаться, побуждать работников к творческой деятельности; отмечать и оценивать каждое достижение подчиненного; находить выход из конфликтных ситуаций; быть предельно объективным независимо от своих симпатий; подбирать, обучать и выдвигать работников; уметь подчиняться и соблюдать субординацию; искусно вести деловые переговоры. Внешняя среда организации. Внешняя среда — это комплекс факторов, не подвластных ее руководству и оказывающих непосредственное влияние на производственную и финансово-хозяйственную деятельность компании. Все факторы внешней среды можно условно разделить на две основные группы: прямого и косвенного воздействия. Среда прямого воздействия. Потребители — это один из основных для любого предприятия факторов, так как именно они определяют, какую продукцию производить и по какой цене ее можно продать. Поставщики материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Законы и государственные органы. Формируют нормативную базу создания и функционирования предприятий, фискальную политику. Менеджерам необходимо различать и учитывать действие законов на уровне как федеральных, так и местных властей.
Среда косвенного воздействия. Данная среда оказывает побочное воздействие на предприятие, однако в ряде случаев последствия такого воздействия гораздо существенней, чем влияние среды прямого воздействия. Кроме того, влияние среды косвенного воздействия сложнее и многообразнее. Состояние экономики. Включает уровень цен и тарифов, инфляции, платежеспособный спрос, банковскую политику, курс национальной валюты. Научно-технический прогресс. Данный фактор характеризует уровень развития науки и техники. В развитых странах компании пользуются плодами научно-технического прогресса (спутниковая связь, компьютеры и т.д.). Политика. Этот фактор оказывает существенное воздействие на бизнес, особенно в динамично развивающихся и нестабильных странах и регионах. В России фактор политической стабильности — важнейшее условие деятельности предпринимателей как отечествен ных, так и зарубежных. Социальные факторы. Это традиции, принятые в той или иной стране, в том числе по отношению к женщине, людям разного цв ета кожи, молодежи, людям преклонного возраста. Международные события. Международный бизнес намного сложнее, чем бизнес внутри страны. Здесь и система законодательства, и таможенная и налоговая политика, трудовые ресурсы, валюта и т. д. Формы реализации международного бизнеса могут быть самыми различными: экспорт (импорт), совместные предприятия, лицензирование, прямые вложения финансовых средств в экономику страны. Культура организации. Организационная культура – это оказывающая влияние на отдельных сотрудников и целые группы система принятых в организации: Организационная структура. Органический тип Матричный вариант организационной структуры основан на программно- целевом принципе выполнения работы, который предполагает разработку программы (проекта, темы, задания) для достижения конкретной цели. Руководитель, возглавляющий программу, наделяется необходимыми правами по привлечению соответствующих производственных и функциональных подразделений на время выполнения того или иного этапа работы. При этом специалисты таких подразделений, участвующие в выполнении данного этапа программы, продолжают подчиняться своим непосредственным руководителям. Таким образом, при матричном типе организационной структуры параллельно функционируют вертикальная и горизонтальная линии исполнительной власти, что требует в первую очередь от менеджеров высшего звена управления четкой координации проводимых работ. Планирование как функция управления. Важнейшей функцией управления считают планирование. Планирование — непрерывный процесс установления и конкретизации целей развития организации и ее структурных подразделений, определения средств их достижения, сроков и последовательности реализации, распределения ресурсов. В зависимости от целей различают стратегическое и тактическое планирование. Тактическое планирование представляет собой поиск и согласование наиболее эффективных путей и средств реализации принятой стратегии развития организации. Тактическое планирование неразрывно связано со стратегическим планированием, так как там, где используется стратегическое планирование, возникает потребность в тактическом планировании. Управленческие решения. Управленческое решение. Основой принятия эффективных управленческих решений является качественная информация. Черты управленческих решений: -обоснованность; -законность; -четкая формулировка задач; -посильность исполнения; -преемственность и противоречивость по отношению к ранее принятым решениям. Первая стадия — уяснение проблемы — включает в себя: Вторая стадия — составление плана решения— включает в себя: разработку альтернативных вариантов решения; сопоставление их с имеющимися ресурсами; оценку альтернативных вариантов по социальным последствиям; оценку их по экономической эффективности; составление программ решения; разработку детального плана решения. Третья стадия — выполнение решения — включает в себя: Итак, управленческое решение — это выбор наилучшей альтернативы из числа возможных, предполагающей набор эффективных действий по совершенствованию организации управления предприятием. Виды и модели коммуникаций. По взаимодействующим сторонам коммуникации можно классифицировать таким образом: организационные коммуникации: -внешние (коммуникации организации с внешней средой); -внутренние (между подразделениями и уровнями управления), горизонтальные (между подразделениями одного уровня управления); -вертикальные (между уровнями управления), - по нисходящей линии (от руководителя к исполнителю), по восходящей линии (от исполнителя к руководителю); к числу наиболее распространенных форм организационных коммуникаций относятся: устная, письменная и электронная формы передачи информации. межличностные коммуникации: формальные, Классификация коммуникационных сообщений: 1. По соотношению функций коммуникационного процесса условно выделяются сообщения: побудительные (убеждение, внушение, приказ, просьба); информативные (передача реальных или вымышленных сведений); экспрессивные (возбуждение эмоционального переживания) 2. По типу отношений между участниками различают: межличностные, публичные, массовые коммуникации. Если классифицировать управленческие коммуникации, то следует различать: межуровневые коммуникации; коммуникации по восходящей, т. е. снизу вверх; коммуникации между различными подразделениями или отделами; коммуникации между руководителем и рабочей группой, а также неформальные коммуникации. Модели коммуникаций. 1. Коммуникация как действие ориентирована на выполнение ряда операций, обеспечивающих передачу определенной информации от одного субъекта к другому. В этой модели нет места обратной связи, т. е. коммуникация понимается как одностороннее движение. Источник →Канал связи →Получатель 2. Коммуникация как взаимодействие предполагает введение элемента обратной связи. В рамках такой модели вводятся циркулярные связи, которые призваны выполнить функцию обратной связи и используются для подтверждения правильности понимания переданной информации. Источник → Канал связи → Получатель Получатель ← Канал связи ← Источник 3. Современная модель коммуникации является более полной, так как отражает коммуникацию как процесс. Принципиальное отличие заключается в отсутствии линейных и циркулярных связей и совпадении источника и получателя информации. Источник ↔ Канал связи ↔ Получатель Групповая динамика. Групповая динамика — это процесс взаимодействия членов группы на основе взаимозависимости и взаимовлияния в целях удовлетворения как личных, так и групповых интересов и потребностей. Объектом изучения теории менеджмента являются микрогруппы, или малые группы, которые в своей совокупности образуют организацию. Существует большое количество причин вступления людей в малые группы. Эти причины можно сгруппировать в три блока: организационно-производственные, материальные, социально-психологические. Работа группы зависит от качества и объема взаимовлияний, взаимоотношений членов группы, Группа — это одно целое, от структуры которого зависит поведение его членов. Каждая группа имеет свою динамику. На работу группы особое оказывают влияние следующие факторы: · мотивации (то, чего ждут члены группы); · структура власти в группе (власть и авторитет отдельных членов · сложности коммуникации (когда кто-то остается непонятым); · ощущение принадлежности (непринадлежности) к группе; · представление о цели (четкое или нечеткое) группы; · ответственность за результаты работы; · свобода деятельности (как условие успеха группы), В организациях действуют два основных типа групп: - формальные группы (комитеты, рабочие группы, руководящие группы), которые создаются по воле руководства и существуют в рамках официальной организации; - неформальные группы, возникающие стихийно на основе социальных взаимоотношений между людьми и являющиеся спонтанной реакцией на неудовлетворенные индивидуальные потребности. Неформальные группы, существующие в рамках организации, могут действовать в направлении интересов и целей организации, против ее интересов и целей и безразлично (индифферентно) по отношению к ним. Лидерство и руководство. Проблема использования категорий «лидерство» и «руководство» состоит в том, что в английском языке термины «лидер» и «руководитель» являются синонимами, в то время как в русском языке эти понятия употребляются как самостоятельные. При этом они обозначают два различных явления, которые Различие в функциях лидера и руководителя на предприятии
Самоменеджмент. Управление карьерой. Карьера – это субъективно осознанные суждения работника о своем трудовом будущем, ожидаемые пути самовыражения и самоудовлетворения трудом, поступательное движение по карьерной лестнице, улучшение навыков, способностей, квалификационных возможностей и размеров вознаграждения, связанных с деятельностью работника. Успешная карьера не делает сама по себе человека счастливым. Но еще меньше шансов у неудачника почувствовать се счастливым, поэтому успех всегда желателен, особенно в тех сферах, которые для вас являются ключевыми. Однако очень важно, какой ценой это достигается. Чья-то сломанная жизнь — слишком высокая цена успеха. Какие люди делают карьеру? Вернее сказать, какие люди успешны в достижении карьерных целей? Во-первых, те, кто ставит! Кто не знает, в какую гавань плывет, у того нет попутного ветра (Сенека) Однако одного желания для работы с полной самоотдачей мало, необходимо дать четкие ответы на такие вопросы, как: • Каких целей вы хотите достичь? •Согласуются ли они между собой? • Существует ли так называемая высшая цель и определен промежуточные цели на пути к главной? • Знаете ли вы, что вы сами можете сделать для этого (сильные стороны) и над чем вам еще надо работать (слабые стороны)? Управление своим временем. Исследования показывают, что большинство руководителей испытывают недостаток рабочего времени. «Расточителями» времени являются: стремление сделать все Правила, способствующие рациональному использовать рабочее время: 1. Периодический анализ использования рабочего времени. 2. Ведение дневника руководителем, который представляет собой либо специально разработанный на предприятии дневник, сброшюрованный в книгу с расчетом на календарный год, либо выпускаемый промышленностью ежегодник. 4. Эластичность распределения рабочего времени. Под этим термином понимается обязательное выделение резерва времени для исполнения непредвиденных работ, а также работ, затраты времени па которые установить сложно. Рекомендуется иметь резерв времени не менее 30% от длительности рабочего дня. 5. Ранжирование в распределении рабочего времени. Оно предусматривает установление приоритетов, т.с. очередности работ в зависимости от их важности как с точки зрения текущего момента, так и с позиций перспективного развития объекта управления. 7. Выполнение сходных по характеру работ без перерыва, т.е. в заранее установленный период. Это позволяет сократить затраты времени за счет сокращения «периода врабатываемости». 8. Своевременная корректировка плана распределения рабочего времени, если возникли какие-либо непредвиденные ситуации. Корректировка должна сопровождаться извещением других должностных лиц, связанных с руководителем совместными работами. 9. Сведение к минимуму затрат времени на систематически повторяющиеся функции управления (проведение оперативных совещаний, выдача заданий и т.п.). Эффективность управления. Введение. Сущность и методологические основы управления организацией.
|
|||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 629; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.15.22 (0.023 с.) |