Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Отечественный опыт управления качествомСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте Продукции В сжатой форме отечественный опыт управления качеством про- дукции можно представить в виде табл. 4.1. Системы БИП, СБТ, КАНАРСПИ и НОРМ были разработаны и внедрены на отдельных предприятиях оборонной, автомобильной и других отраслей народного хозяйства (прежде всего машинострое- ния). Системы КСУКП, КСПЭП и КСУКП и ЭИР были разработаны ВНИИ стандартизации. Были созданы координационные советы по содействию внедрению соответствующих систем на предприятиях. На первом этапе отбирались лучшие предприятия машиностроения, при- боростроения, электротехнической промышленности и других отрас- лей. На втором этапе системы внедрялись повсеместно, на всех пред- приятиях области (края). Безусловно, внедрение систем повысило качество продукции, культуру производства, профессиональный уро- вень руководителей и специалистов. Отметим, что указанные системы объективно не могли дать ощути- мых результатов из-за отсутствия рыночных отношений (конкуренции, многообразия форм собственности и т. д.). В методическом плане мож- но отметить такие недостатки, как включение в состав показателей качества продукции показателей ее ресурсоемкости, отрыв качества от конкурентоспособности, игнорирование многих научных подходов к управлению (воспроизводственно-эволюционного, функционально- го, маркетингового и др.). Несмотря на эти недостатки, КСУКП была положена в основу разработанных в 1988 г. международных стандар- тов ИСО серии 9000 по системам качества.
Зарубежный опыт управления качеством Продукции США. После Второй мировой войны промышленность США на- чала быстро развиваться, особенно отрасли, производящие товары широкого потребления. Однако качество товаров было низкое. Как считали американские специалисты, 20-25 % всех текущих затрат ти-
Таблица Эволюция систем качества в СССР
178
_
Р.
А.
фатхутдинов.
Производственный
менеджмент
пичного американского предприятия шло на обнаружение и устране- ние дефектов продукции. С учетом расходов на замену дефектных изделий в сфере потребления суммарные потери из-за низкого качества достигали 30 % величины издержек производства. Многие специа- листы США считали низкое качество главным тормозом роста про- изводительности труда и конкурентоспособности американской про- дукции. Повысить уровень качества или оказаться в проигрыше — другой альтернативы для американской промышленности не суще- ствовало. Решение проблемы качества в США чаще всего пытались найти в различных протекционистских мерах: тарифах, квотах, пошлинах, за- щищающих американских производителей от западноевропейских кон- курентов. А вопросы повышения качества продукции при этом ото- двигались на второй план. Администрация США в 1950-е гг. приняла ряд протекционистских мер по защите американских производителей автомобилей, бытовой электроники, мотоциклов, стали и т. д. В свою очередь, американские производители повышение качества продук- ции считали не способом удовлетворения потребностей, а средством снижения издержек производства за счет сокращения брака. Вместе с тем наиболее трезвомыслящие высшие менеджеры фирм США по- няли, что для решения большинства проблем надо повышать каче- ство продукции. Было решено уделить внимание решению таких про- блем, как: · мотивация рабочих и служащих (включая материальное стиму- лирование); · создание кружков качества; · применение статистических методов контроля качества труда и продукции; · повышение сознательности служащих и менеджеров; · ведение учета расходов на качество; · разработка и реализация программ повышения качества проду- кции. В начале 1980-х гг. в США управление качеством сводилось в основ- ном к его планированию. Однако планы повышения качества продук- ции разрабатывались без детального изучения внутрипроизводствен- ных проблем, без учета потребностей внутри фирмы, что создавало дополнительные проблемы. Для 1980-х гг. характерна массированная кампания по обучению кадров на рабочих местах. В этот же период в США были изданы две книги Э. Деминга: «Качество, производитель-
Тема 4. У п р а в л е н и е к а ч е с т в о м
ность и конкурентоспособность» и «Выход из кризиса». В этих моно- графиях изложена философия качества Э. Деминга. Приведем знаме- нитые «14пунктов»философиикачества 1. Сделайте так, чтобы стремление к совершенствованию товара или услуги стало постоянным. Ваша конечная цель — стать конкурен- тоспособным, остаться в бизнесе и обеспечить рабочие места. Не отступайте от достижения твердо установленных производствен- ных целей в области поэтапного и постоянного улучшения про- дукции и услуг. 2. Применяйте новую философию качества (предпринимательства), чтобы добиться стабильности предприятия. 3. Поймите, что для достижения качества нет необходимости в сплош- ном контроле. 4. Прекратите попытки строить долговременную стратегию бизне- са на основе демпинговых цен. 5. Постоянно совершенствуйте систему производства и обслужива- ния, чтобы повышать качество и производительность, снижать затраты. Создайте систему подготовки кадров на рабочих местах. 7. Создайте систему эффективного руководства, а не надзора. 8. Используйте эффективные методы общения между людьми, ис- ключив страх и недоверие. 9. Ликвидируйте разобщенность подразделений предприятия друг от друга по научно-производственному циклу. 10. Прекратите практику лозунгов, проповедей и «мобилизации масс». 11. Прекратите практику выделения производственных мощностей на основе жестких норм. 12. Устраняйте все препятствия, которые лишают работника права гордиться своей работой. 13. Разработайте всеобщую программу повышения квалификации и создайте для каждого работника условия для самосовершен- ствования. 14. Ясно определите обязанности высшего звена руководства по по- стоянному улучшению качества продукции и услуг. Интересны также рекомендации Э. Деминга в области оплаты труда.
Окрепилов В. В. Управление качеством: Учебник. 2-е изд. — М.: Экономи- ка, 1998.
Р.
А.
Фатхутдинов.
Производственный
менеджмент
1. Награждать перспективные решения, а не сиюминутные. 2. Награждать тех, кто берет на себя риск, а не тех, кто его избегает. 3. Награждать творческую работу, а не слепое подчинение. 4. Награждать за результат работы, а не за объем. 5. Награждать упрощения, а не бесполезные осложнения. 6. Награждать качество, а не быструю работу. 7. Награждать тех, кто работает друг с другом, а не против друг друга. Специалисты США возлагают большие надежды на совершенство- вание управления качеством, которое должно означать, по их мнению, радикальную перестройку сознания руководства компаний, пересмотр корпоративной культуры и мобилизацию ресурсов организации на поиск путей повышения качества продукции. По мнению американс- кого специалиста по проблемам качества А. Фейгенбаума, «качество — это не евангелизм, не рацпредложение и не лозунг; это образ жизни»1. Новым тенденциям в США наибольшее сопротивление оказывают ру- ководители среднего звена. Для многих из них управленческая поли- тика, ориентированная на обеспечение качества, представляется угрозой их авторитету и должностному положению. Производственные рабо- чие, как правило, готовы взять на себя ответственность за качество работы. Сердцевиной революции в области качества является удов- летворение требований заказчиков (потребителей по производствен- ному циклу). Так, каждый рабочий на конвейере является потребителем продукции предыдущего рабочего. Поэтому задача каждого рабочего состоит в том, чтобы качество его работы полностью удовлетворяло требованиям последующего рабочего. Внимание со стороны законодательной и исполнительной власти к вопросам повышения качества национальной продукции — новое явление в экономическом развитии страны. Одна из главных задач об- щенациональной кампании за повышение качества — добиться реали- зации лозунга «Качество — прежде всего!». Под этим лозунгом еже- годно проводятся месячники качества, инициатором которых стало Американское общество по контролю качества (АОКК) — ведущее в стране научно-техническое общество, основанное в 1946 г. и насчиты- вающее в настоящее время около 53 тыс. коллективных и индивиду- альных членов. Конгресс США учредил национальные премии имени Малькольма Болдриджа за выдающиеся достижения в области повы-
Окрепилов В. В. Управление качеством: Учебник. 2-е изд. — М.: Экономи- ка, 1998.
Тема
Управление качеством
шения качества продукции, которые с 1987 г. ежегодно присуждаются трем лучшим фирмам. Анализируя американский опыт в области управления качеством, можноотметитьследующиеегоособенности: · увязка проблем качества с конкурентоспособностью товаров, фирм и страны в целом; · рост объема бюджетного финансирования образования, науки и развития человеческого фактора; · совершенствование системы управления фирмой (менеджмента); · внимание к процессу планирования производства по объемным и качественным показателям; · жесткий контроль качества продукции со стороны администра- ции фирмы, выборочный контроль со стороны местных и феде- ральных органов управления; · применение экономико-математических методов к управлению качеством. Принимаемые в США меры по постоянному повышению качества продукции не замедлили сказаться на ликвидации разрыва в уровне качества между Японией и США, что усилило конкурентную борьбу на мировом рынке1. Япония. Опыт Японии убедительно показывает, что повышение качества — работа, которая никогда не кончается. Считается, что со- временная фаза управления качеством началась с 1950-х гг. Также считается, что японский подход к управлению качеством имеет ряд отличительных черт. Однако сравнительный анализ показывает, что теоретические положения имеют универсальный, интернациональ- ный характер. Системы управления качеством передовых фирм, где эти концепции нашли наиболее полную и практическую реализацию, сходны по своему характеру; сам механизм внедрения и развития сис- тем по своей сути также универсален. Особенностями японского под- хода куправлению качеством являются: · ориентация на постоянное совершенствование процессов и ре- зультатов труда во всех подразделениях фирмы; · ориентация на контроль качества процессов, а не качества про- дукции; · ориентация на предотвращение возможности допущения дефектов;
Окрепилов В. В. Управление качеством: Учебник. 2-е изд. М.: Экономика, 1998.
182
Р. А. Фатхутдинов. Производственный менеджмент
. · тщательное исследование и анализ возникающих проблем по прин- ципу восходящего потока, т. е. от последующей операции к пре- дыдущей; · культивирование принципа «Твой потребитель — исполнитель следующей производственной операции»; · полное закрепление ответственности за качество результатов тру- да за непосредственным исполнителем; · активное использование человеческого фактора, развитие твор- ческого потенциала рабочих и служащих, культивирование мо- рали: «Нормальномучеловекустыдноплохоработать». Основная концепция «японского чуда» — совершенная технология, будь то технология производства, технология управления или обслу- живания. На фирмах широко внедряются вычислительная и микропро- цессорная техника, новейшие материалы, автоматизированные систе- мы проектирования, управления производством, широко применяются статистические методы анализа и контроля, которые полностью компь- ютеризованы. Системы управления качеством имеют обратные связи. Заслуживает внимания практика целенаправленного создания собст- венной субподрядной сети, которая работает с заказчиком на долго- срочной основе. Японским фирмам удалось доказать, что даже в усло- виях свободной конкуренции подобный принцип оказывается более эффективным, чем практикуемый на Западе ежегодный конкурс суб- подрядчиков. Японские фирмы оказывают поставщикам всестороннюю помощь. При наличии доверительных отношений с поставщиками, основывающихся на совместном поиске путей повышения качества продукции, обеспечивается переход на распространенную в Японии систему доверия, дающую значительную экономию времени и средств, необходимых для проведения входного контроля материалов и комп- лектующих изделий. Для повышения качества «входа» системы нуж- ны совместные усилия. Важнейшей предпосылкой успешной работы по повышению каче- ства является подготовка и постоянное обучение персонала фирмы, и прежде всего высших менеджеров. В последние годы обучение ведет- ся с применением современных образовательных технологий и техни- ческих средств. Разработаны программы деловых игр по качеству с использованием персональных компьютеров. Обучающийся сам прини- мает решение и старается создать воображаемому предприятию наи- лучшие условия для достижения высокой конкурентоспособности про- дукции и фирмы. Обучение рабочих осуществляется, как правило, их
Тема 4. Управление к а ч е с т в о м
183
непосредственными руководителями. Обучение мастеров, начальников участков, цехов, отделов осуществляется в основном с привлечением сторонних специалистов. Обучение мастеров, начальников участков и цехов состоит из 6-дневного теоретического курса и 4-месячной прак- тической деятельности. В компании «Ниссан моторе» в течение первых 10 лет работы учебе с отрывом от производства отводится не менее 500 дней. В дальней- шем учеба продолжается непосредственно на рабочих местах по вече- рам и в выходные дни. Процесс обучения обязательно заканчивается аттестацией, которая проводится периодически для всех категорий работающих, включая менеджеров. Аттестация осуществляется руко- водителями соответствующего подразделения с привлечением специ- алистов. Периодичность аттестации в зависимости от категории рабо- чих — один раз в 3 месяца, 6 месяцев и и раз в год. Ряд специалистов кроме фирменного экзамена сдают государствен- ный. Например, на фирме «Табай Эспек» 75 % работников прошли государственную аттестацию Министерства труда Японии. Обучение перед государственной аттестацией платное, платит фирма. Работник, прошедший государственную аттестацию, получает надбавку к зара- ботной плате. Результаты аттестации вывешиваются на рабочих мес- тах. Допускаются к аттестации до трех раз. Работник, не прошедший аттестацию в третий раз, считается профессионально не пригодным для работы на данном рабочем месте. У обучения есть очень важный побочный эффект: изменение в луч- шую сторону личного отношения людей к работе по повышению каче- ства. Считается, что качество труда на 90 % определяется воспитани- ем, сознательностью и только на 10 % — знаниями. В Японии большое внимание уделяется кружкам качества. Фор- мирование кружков добровольное. Исследования показали, что име- ется прямая зависимость посещаемости кружков качества и активности на заседаниях от степени добровольности, самостоятельности в выбо- ре тем, автономии в решении внутренних вопросов кружка. Заседание кружков качества — единственный вид непроизводственной деятель- ности, разрешенной в рабочее время. Заседания еженедельные. Если кружки качества собираются после работы, то компания выплачивает компенсацию, как за сверхурочное время. Лозунги кружков качества: «Качество определяет судьбу предприятия», «Что сегодня кажется прекрасным,завтраустареет»;«Думайокачествеежеминутно». Ре- гулярно проводятся цеховые и заводские конференции кружков каче- ства. Дважды в год конференции организуются на уровне компании.
184
Р. А. Фатхутдинов. Производственный менеджмент
Проводятся и всеяпонские съезды представителей кружков качества. Кружок качества считается признанным официально, если он зареги- стрирован Японским союзом ученых и инженеров и об этом оповеще- но в журнале «Мастер и контроль качества». На японских фирмах для персонала разработана программа учас- тия в обеспечении качества, получившая название «пять нулей». Она сформулирована в виде коротких правил-заповедей: · не создавать (условия для появления дефектов); · не передавать (дефектную продукцию на следующую стадию); · не принимать (дефектную продукцию с предыдущей стадии); · не изменять (технологические режимы); · не повторять (ошибок). Таким образом, можно выделить главное в отношении к качеству в Японии: · широкое внедрение научных разработок в области управления и технологии; · высокая степень компьютеризации всех операций управления, анализа и контроля за производством; · максимальное использование возможностей человека, для чего принимаются меры по стимулированию творческой активности (кружки качества), воспитанию патриотизма к своей фирме, сис- тематическому и повсеместному обучению персонала; · развитие корпоративного духа1. Западная Европа. В течение 1980-х гг. повсюду в Европе наблю- далось усиление внимания к проблемам качества продукции и услуг, а также к усовершенствованию самого обеспечения качества. В запад- ноевропейских странах выработаны единые стандарты, подходы к тех- нологическим регламентам, гармонизированы национальные стандар- ты на системы качества, созданные на основе стандартов ИСО серии 9000, введены в действие их европейские аналоги — EN серии 29 000. Большое значение придается сертификации систем качества на со- ответствие этим стандартам, созданию авторитетного европейского органа по сертификации в соответствии с требованиями стандартов EN серии 45 000. Указанные стандарты должны стать гарантами высо- кого качества, защитить миллионы потребителей от низкосортной про-
Окрепилов В. В. Управление качеством: Учебник. 2-е изд. — М.: Экономи- ка, 1998.
Тема 4. Управление к а ч е с т в о м
дукции, стимулировать производителей к новым достижениям в об- ласти качества. Для нормального функционирования европейского рынка поставляемая продукция должна быть сертифицирована неза- висимой организацией. Кроме сертификации продукции проводится аккредитация испытательных лабораторий и работников, осуществ- ляющих контроль и оценку ее качества. Важнейший аспект их дея- тельности — контроль за удовлетворением требований потребителей и разрешение конфликтов, которые имеют место между производите- лем и поставщиком продукции. Фирмы проводят активную политику в области повышения каче- ства продукции, а процессы подвергаются жесткому контролю. Каче- ство стало фактором обеспечения конкурентоспособности европей- ских стран. Для реализации такой стратегии потребовалось введение: · единых законодательных требований (директив); · единых стандартов; · единых процессов проверки соответствия продукции фирмы тре- бованиям рынка. В 1985 г. была принята новая концепция гармонизации стандартов, введены требования по обеспечению безопасности и надежности про- дукции. Образованы Европейский координационный совет по испы- таниям и сертификации, а также Европейский комитет по оценке и сертификации систем качества. В состав Комитета входят организа- ции по сертификации Австрии, Бельгии, Великобритании, Германии, Голландии, Греции, Дании, Ирландии, Испании, Италии, Норвегии, Португалии, Швейцарии, Швеции, Франции, Финляндии. В 1988 г. создан Европейский фонд управления качеством (ЕФУК), который совместно с Европейской организацией по качеству (ЕОК) учредил Европейскую премию по качеству. Эта премия с 1992 г. присуждается лучшим европейским фирмам. Отличительнымиособенностямиевропейскогоподходакрешению проблемкачествапродукции являются: · законодательная основа для проведения всех работ, связанных с оценкой и подтверждением качества; · гармонизация требований национальных стандартов, правил и про- цедур сертификации; · создание региональной инфраструктуры и сети национальных организаций, уполномоченных проводить работы по сертифика- ции продукции и систем качества, аккредитации лабораторий, ре- гистрации специалистов по качеству и т. д.;
186
Р. А. Фатхугдинов. Производственный менеджмент
· развитие интеграции по стадиям жизненного цикла продукции;
|
||||||||||||||||||||||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 980; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.108 (0.014 с.) |