Типология управленческих решений. Классификация управленческих решений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типология управленческих решений. Классификация управленческих решений



Управленческие решения

Конспект лекций

История науки управления

В науке управления, как и в других науках, связанных с системой приложения человеческой активности к труду, Существуют СУБЪЕКТ-ОБЪЕКТНЫЕ отношения. Субъектом труда выступает управляющий, объектом отдельный человек, организация, коллектив, производство механизмы (социально-биолого-техническая система).

Управление возникло в период деления власти в родовом обществе. В далекие времена организации отличались от теперь существующих:

· Было мало крупных организаций,

· Мало руководителей. Руководители управляли сразу всем,

· Не было руководителей среднего звена,

· Управляли те, кто имел на это право по праву рождения или захватывал власть силой,

· Управленческие решения были интуитивными, форма постановки задачи – приказ.

Первые исторические документы об управленческой деятельности – шумерские. В древнем Шумере зародилась письменность, что позволило накапливать знания и передавать их последующим менеджерам.

Древний Египет 2000 – 1500 г до н.э.) книга «Поучения Птаххотепа», описывает отношения начальника с просителями. В ней можно найти указания на то, как стоит реагировать на душевные излияния просителя.

Платон и Сократ (Гревняя Греция) описывали производственные процессы и распределении работников по рабочим местам, в соответствии с возможностью выполнить работу наилучшим образом.

Древний Рим до сих по потрясае современный мир своими циклопическими постройками. Именно там, находим свидетельства планирования управленческой деятельности во временном периоде. Катон Старший (234 -149 г до н.э.) советует ставить задачу исполнителю и контролировать «насколько далеко продвинулась работа», отчитаться о выполнении и по какой причине не были достигнуты результаты.

Николо Макиавелли (1469 – 1527) в труде «Государь» писал о свите, перефразируя его слова, можно сказать, что в его трудах есть идеи о подборе и ротации кадров.

В России существовали управленческие структуры всегда. Петр 1 создал инструкции (рекомендации) для того, чтобы руководитель планировал, контролировал и отчитывался о своей деятельности.

Эпоха промышленной революции XVIII века привела к бурному росту промышленного производства, торговли и транспорта. Были внедрены:

· Сборочная технология,

· Производство взаимозаменяемых частей механизмов.

Э. Уитни предложил использовать метод контроля качества продукции.

Ч. Бэббидж описывает и внедряет идею специализации производственных рабочих.

В древнейшие времена управленческая деятельность была уделом избранных. Знания и умения передавались только через личный опыт и предания (устно, узкому кругу лиц). С возникновением письменности В Шумере появилась возможность накапливать опыт предыдущих поколений управленцев, систематизировать личный опыт, дополнять его. Возник класс жрецов – предпринимателей, которые владели письменностью и участвовали в сделках, отчитывались, создавали систему управления.

Вавилонский царь Хаммурапи (1792 – 1750 г до н.э.) ввел Свод законов управления государством. Управление государством, контроль, ответственность выполнения работ переходил от религиозного стиля к сикулярному (светскому).

При Новохудоносоре II (605 – 562 г до н.э.) государственное управление, производство и управление строительством становятся все более похожими в сфере контроля.

Хронология развития управленческой мысли по Б.Карлофу:

Год Этнос, индивидуум Основной вклад в развитие менеджмента
5000до н.э. Шумеры Письменность, регистрация фактов
4000до н.э. Египтяне Признание необходимости планирования, организация и контроль
2600до н.э. Египтяне Децентрализация в организации управления
1800до н.э. Хаммурапи Использование свидетелей и письменных документов для контроля, установление миним зарплат, признание недопустимость и перекладывания ответственности
1491до н.э. Евреи Концепция организации, скалярный принцип
600 до н.э. Новохудоносор II Контроль за производством и стимулирование через зарплату
  Сократ Формулировка принципа универсального менеджмена
  Ксенофонт Признание менеджмента, как особого вида искусства
  Катон Использование описания работ
20 н,э. Иисус Христос Единоначалие. Золотое правило. Человеческие отношения
  Газали Требования к менеджменту
  Маршалл, Логман Признание и относительной важности менеджмента
  Джозеф Вартон Разработка для колледжа курса предпринимательского менеджмента
  Ф.УТейлор Научный менеджмент, системный подход, кадровый менеджмент, необходимость кооперации между трудом и менеджментом, функциональная организация и оценка
  Анри Файоль Первая полная теория менеджмента, ее функции причины, признание необходимости преподавания менеджмента
  Александр Г. Черн Функциональная концепция менеджмента
  Элтон Мэйо Социологическая концепция групповых устремлений
  Линделл Уирвик Сведение воедино и корреляция принципов менеджмента
  Норберт Винер Разработка системного анализа и теории информации
  Ромари Стюарт Альтернатива и ограничение действий менеджера в различных ситуациях
  Том Петерс Отношение к потребителям как к людям, а к персоналу организации – как к важнейшему ресурсу развития бизнеса.
     
     

 

Лекция 1

Предмет, содержание, цели и задачи дисциплины «Управленческие решения». Место дисциплины «Управленческие решения» в системе экономических наук. Интеграция дисциплины в систему подготовки менеджеров организации,

1. Функции решения в методологии и организации процесса управления,

1.1. Роль решения в деятельности менеджера,

1.2. Виды и характеристики систем, в которых разрабатываются решения. Особенности социальных систем.

 

Чем выше обоснованность применяемых в конкретной ситуации методов управления и качество управленческого решения, тем меньше коммерческий риск инвестора.

Экономия на качестве управленческого решения принесет в будущем огромные потери из-за реализации и тиражирования некачественного решения на последующих стадиях жизненного цикла объекта. В подтверждение этого положения приведем соотношение из американской практики менеджмента — 1: 10: 100: 1000, где 1 — экономия, полученная на стадии маркетинга и научно-исследовательских работ за счет игнорирования современных методов анализа, прогнозирования, оптимизации и экономического обоснования управленческих решений; 10 — потери на стадии проектно-конструкторских и технологических работ; 100 — потери на стадии производства (материализации) объекта; 1000 — потери в сфере потребления данных объектов. Качество и эффективность управленческих решений являются основным фактором рационального использования ресурсов и повышения качества товаров.

Современная Россия, обладая огромными природными богатствами, превосходным научно-техническим потенциалом занимает 56-е место (из 60 оцениваемых стран). Природные богатства сокращаются стремительно. Мизерные государственные вложения в образование и науку сокращают преимущества России. Наиболее слабыми звеньями российской экономики являются мизерные государственные вложения в развитие образования, науки и здравоохранения, слабое государственное регулирование экономики, неразвитость систем управления (менеджмента) на всех уровнях управленческой иерархии (особенно на уровне среднего звена), неустойчивость банковской системы и др. В России эффективность использования ресурсов в 2—3 раза ниже, чем в промышленно развитых странах Запада, удельный вес российской продукции, конкурентоспособной на внешнем рынке, составляет около 0,5%, жизненный уровень населения примерно в 10 раз ниже, чем в западных странах. В решении перечисленных проблем значительная роль принадлежит конкурентоспособности управленческих решений.

Стратегии реформирования следует разрабатывать не по информационно-описательным книгам западных экономистов, а по отечественным конкретно-экономическим учебникам и методикам. В деловой литературе не рассматриваются взаимосвязи, с выходом на управленческие решения, экономические законы и законы организации, научные подходы и принципы. Публикации преимущественно носят информационно-описательный характер и не отвечают требованиям системы МЭТУК (методика —> экономика + техника + управление —> конкурентоспособность). В литературе не всегда излагается методика ответа на вопросы: "Почему?", "Как?", "Что это даст?".

 

Процесс разработки и реализации управленческого решения включен в систему научных подходов менеджмента, а также целевой, обеспечивающей, управляемой и управляющей подсистем.

Структура системы менеджмента:

1.1 — повышение качества выпускаемых товаров и выполняемых услуг; 1.2—ресурсосбережение; 1.3 — расширение рынка сбыта и повышение качества сервиса товара на конкретном рынке; 1.4— организационно- техническое развитие производства; 1.5 — социальное развитие коллектива и охрана окружающей среды; 2.1 — методическое обеспечение; 2.2 —ресурсное обеспечение; 2.3 — информационное обеспечение; 2.4 — правовое обеспечение; 3.1 — стратегический маркетинг; 3.2 — НИОКР; 3.3 —организационно-технологическая подготовка производства; 3.4 — производство; 3.5 — тактический маркетинг; 3.6 — сервис выпущенных товаров; 4.1 — управление персоналом; 4.2 — разработка управленческого решения; 4.3 — оперативное управление реализацией решения

 

В истории человечества управленческие решения играли определяющую роль. Первое право, позволяющее принимать решение – было право силы. В последующие социально-экономические формации:

  • право элитарности рождения и принадлежности,
  • сокральные знания и навыки,
  • приобретенные, в процессе учения знания.

Во все времена в разработке и принятии УР присутствовали права и ответственность управленца. Конфуций определил главную задачу «Благородного Мужа» как поддержания равновесия и гармонии в обществе. Современное понимание деятельности руководителя обязывает нести социальную и экологическую ответственность за принятое решение перед микросоциумом и обществом в целом.

Современное общество потребовало большого числа менеджеров, обладающих заниями и навыками принимать управленческие решения. Результат труда управленца - управленческие решения. Главная задача управленца принимать эффективные, своевременные, профессиональные управленческие решения. Эффективность работы организации зависит от оперативности и качества УР.

Принципы разработки, формарования и предъявляемые к УР требования описаны в трудах российских и зарубежных авторов: А.И. Берг, А.А. Богданов, Д.М. Гвишиани, Х. Райф и Д. Райф, А.ПН. Цигичко. Курс «Разработка управленческих решений» междисциплинарный. В эго основе лежат «Теория организации», «Менеджмент», «Информационные технологии управления», «Микроэкономика», «Управление качеством», «Теория управления». Современный менеджер обладает знаниями в области «Методов моделирования и оптимизации», «Математической статистики», «Организации планирования производства», «Информационных систем». Ниже приведена логическая схема освоения курса «Разработка управленческих решений.

 

Эффективно управлять, значит приводить к успеху своих сотрудников.

Объект управления – это то на что направлена деятельная активность субъекта управления (организация, социальная группа).

Субъект управления – носитель предметно-практической деятельности и познания, источник активности, направленный на объект. Объект это «приемник» воздействия, а субъект – инициатор воздействия в общей системе «субъект-объект».

Научный менеджмент возник в начале ХХ века. Его появление, в первую очередь, связано с именами Ф.У. Тейлора, Г. Гранта, супругов Гилберт, Анри Файоля, Макса Вебера, др. Вторая Мировая война (40 годы ХХ века) интенсифицировала разработку научного метода принятия управленческих решений (ТПР). В 50-60 годы возникают ряд дисциплины: исследование операций, системный анализ, управление техническими системами, которые включают теорию принятия решений.

Разрабатывать и реализовывать управленческое решение в рамках организации, значит управлять организацией, искать лучшее решение из возможных альтернатив.

Современное понимание актуальности разработки управленческого решения раскрывается в специфике ХХ1 века:

  • дефицит времени принятия и функционирования принятого решения,
  • бурное развитие информационно-технических возможностей рождает большое количество альтернативных решений,
  • интеграция и взаимозависимость УР в различных сферах,
  • повышение значимости последствий принимаемых решений.

Предметом теории разработки и принятия решений являются количественные аспекты решения управленческих задач и методы, позволяющие получить и анализировать качественную информацию.

 

Сущность и содержание управленческих решений

Решение – это результат мыслительной деятельности человека приводящий, к выводу о активной необходимости действий.

Человеческая активность развивается в социальной, биологической и технической системах. По сложности протекающих процессов социальная система превосходит биологическую и техническую. Социальная система может включать в себя биологическую и техническую. Биологическая система может включать в себя техническую. В социальной системе уровень непредсказуемости (рисков) наиболее высок из трех представленных систем. Социальная система включает индивидуума и рассматривает его во взаимосвязи социальных, биологических и технических факторов. Набор решений в социальной системе характеризуется большим разнообразием в средствах и методах реализации. Социальной системе присуща:

  • высокая скорость изменения в сравнении с биологической,
  • высокая вариативность решений индивидуумов в схожей ситуации.

Решения принимаемые руководителем в социальной системе называются управленческими решениями.

Биологическая система включает флору и фауну планеты, подсистемы, включая организмы (в том числе и высших млекопитающих). Выбор решений в биологической системе ограничен медленностью эволюционного процесса. Тем не менее, может быть не предсказуем (Бредбери «Бабочка»). В биологической системах разрабатываются несколько альтернативных вариантов решений и осуществляется выбор лучшего по определенным признакам. Профессионализм специалиста определяется его способностьюнаходить надежную информацию, использовать соответствующие методы разработки решения и выбирать лучшее из альтернативных решений.

Техническая система это средства производства, транспорт, вычислительная и оргтехника, имеющие инструкции для пользователя. Профессионализм специалиста определяет качество принимаемого им решения и его исполнение. Набор решений в технической системе ограничен, а последствия решений неопределенны.

 

Лекция 2

Варианты классификации УР.

 

Лекция №3

Процессорная технология

В процессорной технологии управления по результатам главное условие то, что конечные результаты главенствуют над планированием и прогнозированием. Основой процессорной технологии является бизнес-план. Управленческие решения принимаются в условиях возможных неопределенностей как внутренней, так и внешней среды организации. Руководитель координирует свои решения и действия в соответствии с полученными результатами. Процессорная технология наиболее эффективна в малых и средних предприятиях.

Для малых и средних предприятий характерно:

  • Минимальное время от принятия до осуществления решения,
  • Непреодолимые трудности (в сравнении с крупным предприятием) в получении необходимых ресурсов и возврате невостребованных - отсутствуют,
  • Высокий профессионализм руководителя организации,
  • Механизированный (в основном) характер производства.

Применяя процессорную технологию, руководитель сводит управленческие функции к разработке, контролю и коррекции.

Руководитель:

· Разрабатывает перечень и объем ресурсов достаточный для функционирования существующих элементов системы управления,

· Разрабатывает или выбирает вариант первоначального решения,

· Контролирует испльзование ресурсов,

· Корректирует ход процесса в зависимости от отклонения от запланированного результата.

Результат и конечная ситуация являются наиважнейшими критериями в принятии УР, при использовании процессорной технологии (ПТ). Поэтому руководитель должен постоянно корректировать расстановку и обучение персонала, организацию труда и технологию, качество применяемых материалов и номенклатуру, реализацию продукции и прибыльность предприятия. Постоянной корректировки требует жизненный цикл продукции в области объема, качества, номенклатуры, цены, рынка сбыта.

ПТ требует проведения аналитической работы. Анализ ситуации осуществляется как самим руководителем при помощи узких специалистов. Информационный анализ состоит из проведения мониторинга, определения проблемы, подготовки предложения в области стратегических и тактических решений, создания информационной базы. Реагирование на возникающую ситуацию и результаты труда позволяют руководителю набираться практического опыта управления. Однако, такое руководство связано с принятием ошибочных решений на первом этапе управленческой деятельности. Дешевизна технологии может обернуться удорожанием выпускаемой продукции за счет допускаемых управленческих ошибок.

Процессорная технология управления по результатам допускает два этапа:

  1. разработку нового или выбор существующего решения и его реализацию до получения первого результата,
  2. сравнение результатов с нормативными показателями и осуществление коррекции.

Действие технологии завершается, когда достигается цель, поставленная технологией целевого управления.

 

Лекция №4

Метод «Дерево решений»

Применение метода дерево решений предполагает построение графически представленного решения управленческой задачи. Решение становится более ясным по мере ветвления к низу.

 
 
 

 

 


На верхних и средних уровнях решения промежуточные, на нижних уровнях конкретные. Решение рассматривается во взаимосвязи со всей ветвью решения. Используя метод «Дерево решений», ЛПР видит весь ход поиска приемлемого нахождения управленческого решения. Принимаемые решения при рассматриваемом методе, исследуются, обобщаются с применением математических и иных методов. Существует такое количество решений, сколько насчитывается ветвей решения. При построении дерева решений, рассматриваются все мыслимые варианты.

При постороении дерева решений на верхнем иерархическом уровне представлена цель решения. Ниже по очереди:

v стратегия решения,

v классы (группы) методов,

v методы,

v варианты решений.

Дерево решений дает возможность оценить в количественном выражении принимаемые варианты, и найти лучший.

 

 

Семейства дерева решений будут:

v А,В1,В2

v В1,С1,С2,С3

v В2,С4,С5.

Для принятия решения выбирают критерии наилучшего решения. Критериев выбирается несколько, чаше три. Критерии носят различный характер. В начале принятия УР определяют критерии, которые приписывают каждому семейству. Список критериев можно представить:

  1. Денежные затраты,
  2. Надежность,
  3. Время исполнения,
  4. Эффект,
  5. Затраты дефицитных материалов и ресурсов,
  6. Использование дефицитной техники.

Перечень критериев задают особенности каждого семейства.

Оценка для дерева решений:

Критерии Кв В1 В2
  Семейство Денежные затраты 0,5 0,2 0,8  
Надежность 0,3 0,3 0,7  
Требуемое время 0,2 1,0    
1,0 0,39 0,61  

 

Оценка для дерева решений:

Критерии Кв С1 С2 С3
  Семейство Денежные затраты 0,4 0,1 0,7 0.2  
Эффект 0,5 0,1 0,6 0,3  
Затраты дефицитных материалов 0,1 0,6 0,2 0,2  
1,0 0,15 0,6 0,25  

 

Оценка для дерева решений:

Критерии Кв С4 С5
  Семейство Денежные затраты 0,3 0,7 0,3  
Надежность 0,4 0,5 0,5  
Использованиедефицитной техники 0,3 0,2 0,8  
1,0 0,47 0,53  

Положительные значения в таблице оцениваются высоко, отрицательные - низко.

Цифры возле соответствующего узла дерева решения выписываются из таблицы.

Для расчета оценки, стоящие возле элементов дерева решения перемножаются.

Ветвь 1 (А…С1) 0,39х0,15=0,0585

Ветвь 2 (А…С2) 0,39х0,6=0,234

Ветвь 3 (А…С3) 0,39х0,25=0,0975

Ветвь 4 (А…С4) 0,61х0,47=0,2867

Ветвь 5 (А…С5) 0,61х0,53=0,3233 (максимум)

Суммарное значение составляет 1.

 

Лекция №4

Внешняя среда организации.

Лекция №7

Лекция №8

Социальная ответственность.

Социальная ответственность определяется общечеловеческими нормами, принятыми в обществе и способностью личности отвечать за последствия своей деятельности.

Социальную ответственность несет как отдельная личность, так и общество. Ответственность связана с реализацией инициатив в рамках принятых социальных целей и реализуется в последовательности:

Социальная ответственность ----»Социальные цели ----» Социальные инициативы

К социальным целям компании относятся:

  • Достижение социальной справедливости,
  • Охрана окружающей среды, создание положительной мотивации труда,
  • Достойное пенсионное обеспечение,
  • Формирование условий для развития личности.

В положительной перспективе работы компании формируется социальная ответственность системы «руководитель-подчиненный», «компания-внешняя среда». Развиваясь, компания занимает все более заметную роль в общественной жизни, сопричастности с окружающей средой. Осознание необходимой сопричастности компании с окружающей средой является важнейшей составной частью профессионального управления.

Социальная ответственность руководителя реализуется в прямом и косвенном виде.

В прямом виде:

· Продажа товаров по низким ценам,

· Квота по приему на работу инвалидов, студентов вузов,

· Производство экологически чистой продукции, др.

В косвенном виде:

  • Поддержка социальных инициатив государства,
  • Благотворительная деятельность и взносы, др.

Социальная ответственность явно или неявно отражается в уставных документах организации. Особенно это проявляется в миссии основных целях организации.

Компания, направляющая максимальные усилия на максимальное удовлетворение потребностей персонала и клиентов ориентирована на социальную ответственность.

Компания, преследующая цель – максимальная прибыль – несет минимальную социальную ответственность.

Характеристиками социальной ответственности являются:

1. Широта – это диапазон функций производства и управления, по которым компания берет на себя социальную ответственность (техническую безопасность, своевременную оплату труда, социальную справедливость и др.),

2. Временной интервал – это период устойчивого внимания и конкретных действиях по соблюдению моральных норм во всем диапазоне заявленных функций производства и и управления компанией. Интервал может быть: бессрочным и на заданный срок.

3. Придаваемое значение- это важность социальной ответственности перед технологическими целями компании. Для этого в приоритетном порядке выделяют ресурсы для реализации важнейших социальных целей компании (уменьшение профессиональных заболеваний).

4. Вовлеченность персонала – это уровень участия персонала компании в реализации социальных целей. Цели реализуются:

· Путем формирования отдельных коллективов в составе компании,

· Путем участия всех сотрудников на общественных началах во внеурочное время.

Социальную ответственность организация и отдельный сотрудник могут принять на себя только добровольно и осознав стоящие в связи с этим решением проблемы.

Социальную ответственность компании активируют следующие мотивы:

· Чувство долга, предвыборные обещания,

· Желание принести больше пользы работникам, организации, региону,

· Самовыражение и самопроявление – получение удовольствия от видимых другими результатов,

· Избежание общественного порицания и наказания,

· Повышение имиджа и карьерный рост,

· Выйгрыш в конкурсе,

· Отвлечение от постоянных личных переживаний.

Лекция №9

Управление качеством УР.

Стандартизация УР,

Эффективность УР,

Супероптимальность УР.

 

1. Качество управленческих решений это степень соответствия управленческих решений внутренним требованиям или стандартам организации.

В широком смысле слова управленческие решения можно представить в виде продукта. Качество управленческих решений определяется:

· уровнем технической базы,

· технологии,

· экономики,

· организацией производства,

· организационной культурой,

· культурой УР,

· профессионализмом.

Каждое из приведенных качеств разбиваются на стадии и операции.

Общее качество УР оценивается по шкале от низкой оценки «0», до высокой «1». Качество вычисляется как произведение всех показателей управленческих операций. Увеличение количества операций ведет к снижению эффективности УР. Совершенствование управленческого процесса, всех его операций и стадий ведет к повышению эффективности УР.

 

2. Управление качеством УР – это статистический контроль качества продукции при массовом производстве, направленный на стабилизацию качества в момент производства.

Управление качеством имеет три стратеги реализации.

Вариант «А» предполагает системный подход. Первостепенное внимание уделяется общему качеству управленческой деятельности. Во вторую очередь – качеству технологии производства.

Вариант «Б» - комплексный подход основанный на приоретете качествтех элементов производства и управления, которые непостредственно влияют на качество продукции.

Вариант «В» - локальный подход. Основное внимание уделяется технологии производства.

О качестве управленческой деятельности судят по качеству УР.

 

Элементы системы управления имеют различную сложность и разработанность:

- наиболее разработаны: цели, задачи, функции, информационное обеспечение, функциональные структуры, все элементы и механизмы управления;

- требуют существенных научно-практических доработок законы и принципы, средства и методы, технология и практика управления, коммуникации, схемы организационных отношений;

- требуют нового подхода к разработке: схемы и свойства процесса управления, разработка и реализация решения, профессионализм персонала.

Система контроля управленческих решений до сих пор наиболее проблематичная сфера управленческой деятельности, в силу того, что стандарты проработаны слабо.

Управленческая деятельность в организации включает:

· управление управленческой деятельностью,

· управление обслуживающей деятельностью,

· управление производственной деятельностью.

Каждая из этих составляющих включает в себя:

1. стратегическое управление,

2. управление персоналом,

3. внешние коммуникации,

4. управленческое консультирование.

Стандартизация основных видов деятельности в организации

Основные виды деятельности в организациях и их составляющие Уровень разарботанности стандартов Уровень применения стандартов
ISO 900X ГОСТ Р 1.0 - 92 ISO 900X ГОСТ Р 1.0 - 92
Общая управленческая деятельность (управленческие решения)   Управление управленческой деятельностью Имеется в общем виде Разрабатывается Не применяется Не применяется
Управление обслуживающей и производственной деятельностью Разработан достаточно хорошо Имеется в общем виде Применяется небольшим количеством фирм Практически не применяется
Констукторская, технологическая, экономическая и другая подготовка Разработан достаточно хорошо Разработан достаточно хорошо Применяется небольшим количеством фирм Широко применяется
Обслуживающая деятельность (технологические решения) Учет (бухгалтерский, складской, финансовый и др.) Разработан достаточно хорошо Разработан достаточно хорошо Применяется небольшим количеством фирм Широко применяется
  Персонал Имеется в общем виде Разрабатывается Не применяется Не применяется
Производство товаров, услуг, информации и знаний (производственные решения) Изготовление, Реализация, Утилизация Разработан достаточно хорошо Разработан достаточно хорошо Применяется небольшим количеством фирм Имеет преимущественное применение

Информация по ISO 9000 — серия международных стандартов ISO, регламентирующих управление способностями организации.

Система стандартов менеджмента качества разработана Техническим комитетом ТК 176 Международной Организацией по Стандартизации (ISO, International Organization for Standardization). Комитет руководствовался предварительными разработками Британского института стандартов, нашедшими своё отражение в Британском стандарте BS 5750.

Стандарты серии ISO 9000, принятые более чем 90 странами мира в качестве национальных, применимы к любым предприятиям, независимо от их численности, объема выпуска и сферы деятельности.

Сертификация производится по единственному стандарту из этой серии, содержащему требования: ISO 9001. Организация ISO не производит сертификацию по ISO 9000 и 9004. Действует двухуровневая система подтверждения соответствия. Сертификацией отдельных предприятий занимаются специально сформированные аудиторские организации. Они, в свою очередь, аккредитуются национальными аккредитационными обществами. Впрочем, существуют и независимые системы аккредитации.

Важно понимать, что соответствие стандарту ISO 9001 не гарантирует высокое качество продукции. Соответствие требованиям и рекомендациям этих стандартов говорит только о способности предприятия поддерживать стабильность качества и улучшать результативность своей работы. Также соответствие требованиям ISO 9001свидетельствует о некотором уровне надежности поставщика. С точки зрения многих западных и японских компаний, соответствие требованиям ISO 9001 - это крайне низкий уровень гарантий качества, однако это тот минимальный уровень, который даёт возможность вхождения в рынок. Сам сертификат соответствия ISO 9001 является внешним независимым подтверждением достижения требований стандарта.

Цель серии стандартов ISO 9000 — стабильное функционирование документированной системы менеджмента качества предприятия-поставщика. Исходная направленность стандартов серии ISO 9000 была именно на отношения между компаниями в форме потребитель/поставщик. С принятием в 2000 году очередной версии стандартов ISO серии 9000 большее внимание стало уделяться способностям организации удовлетворять требования всех заинтересованных сторон: собственников, сотрудников, общества, потребителей, поставщиков.

ISO 9004 делает акцент на достижение устойчивого успеха. Указанные стандарты помогают предприятиям формализовать их систему менеджмента, вводя, в частности, такие системообразующие понятия, как внутренний аудит, процессный подход, корректирующие и предупреждающие действия.

Стандарты, входящие в серию ISO 9001. Содержит набор требований к системам менеджмента качества. Текущая версия - "ISO 9001:2008. Системы менеджмента качества. Требования".

ISO 9002. Стандарт на соответствие международным требованиям при производстве, транспортировании, хранении и монтаже.

ISO 9004. На сегодняшний день - парный стандарт к ISO 9001, описывающий способы развития системы менеджмента качества и разъясняющий методы достижения требований ISO 9001.

В дальнейшем (с 2009 года) ISO 9004 переработан на основе японских стандартов менеджмента качества. Предполагается, что применение стандарта ISO 9004 версии 2009 года станет инструментом организационного развития бизнеса. Предыдущая версия - "ISO 9004:2000. Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности".

В начале ноября опубликовано новое издание стандарта ISO 9004 предоставляющего

организациям модель "устойчивого развития" в сегодняшней постоянно меняющейся обстановке.

ISO 9004:2009, управление устойчивым развитием организации, является

третьим изданием стандарта впервые опубликованного в 1987 году. Стандарт предназначен для содействия достижению устойчивого развития любой организации, независимо от размера, типа или вида деятельности.

ISO 19011. Стандарт, описывающий методы проведения аудита в системах менеджмента, в том числе, менеджмента качества. Текущая версия - "ISO 19011:2002 — Рекомендации по аудиту систем контроля качества и/или охраны окружающей среды".

ISO 10001-ISO 10004. Стандарты, регламентирующие методы прямой и обратной связи с потребителями в системах менеджмента качества.

ISO 10005. Стандарт создания планов (программ) качества.

Российские версии стандартов:

ГОСТ Р ИСО 9000-2001 — аналог ISO 9000:2000

ГОСТ Р ИСО 9001-2008 — аналог ISO 9001:2008



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 255; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.113.188 (0.166 с.)