Экологическая ответственность. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экологическая ответственность.



Экологическая ответственность возникла в ответ на все более возрастающую угрозу экологического кризиса локального и стратегического характера.

Экологический кризис – критическое состояние окружающей среды в связи с загрязнением и браконьерством всех видов. Международное природохозяйственное право сформировалось в 1900 году. В этом году в Лондоне была подписана «Конвенция об охране дикой природы Африки».

В основу экологического движения положена идея гармонизации межу людьми, Обществом и Природой. ООН в 1992 году разработана Система устойчивого развития (СУР). Главной задачей Сур – достижение удовлетворенности жизненной потребности населения земли без ущерба для будущих поколений.

Концепция перехода РФ к устойчивому развитию утверждена Указом Президента РФ №440 от 1 апреля 1996 года. Задачи реализации СУР:

· Обеспечить стабилизацию экологической ситуации,

· Проводить экологизацию экономической лояльности,

· Распространять экологически ориентированные методы управления,

· Неукостнительно соблюдать пределы емкости экосистемы (по загрязнению, по соотношению элементов в атмосфере, в воде, в воздухе).

В СУР определены принципы РУР:

  • Хозяйственная деятельность не может быть оправдана, если выгода от нее не превышает наносимого ущерба,
  • Ущерб окружающей среде должен быть таким низким, какой только возможен, с учетом социально-экологических факторов.

Экономичность СУР оценивается показателями качества жизни, родолжительностью жизни человека, состоянием его здоровья, отклонением состояния окружающей среды от нормативов, уровнем знания и образовательных навыков; доходом, измеряемым валовым внутренним продуктом на душу населения, объемом отходов на душу населения, уровнем занятости, степенью реализации прав человека.

  1. Контроль реализации управленческих решений.

Контроль – это процесс, обеспечивающий достижение цели, поставленной организацией, реализации принятых УР.

Контроль осуществляется:

  • по результатам,
  • по упреждению.

Контроль по результатам осуществляется на базе организационной, технической, экономической, финансовой и другой документации. Оцениваются фактические отклонения от плановых показателей, зафиксированных в документах.Такой вариант контроля эффективен для циклических процессов с малым временем цикла, при небольшой стоимости разработки и реализации УР. Корректируя УР постепенно совершенствуют УР.

Контроль по упреждению осуществляется на базе норм, стандартов и правил до начала или в процессе разработки и реализации УР. Требует высокой подготовки специалистов. Разработано новое направление в менеджменте – контроллинг. Объектами контроллинга являются конечная продукция, технологические и управленческие решения.

Контроллинг включает:

  1. административный контроль – проверка и постоянное наблюдение за процессами РУР, сроками и качеством их исполнения,
  2. Технологический контроль – проверка и постоянное наблюдение за используемыми технологиями при разработке и реализации УР,
  3. Ревизию – документальная и фискальная проверка результатов разработки или реализации УР,
  4. Аудит – документальная проверка результатов разработки или реализации УР, устанавливающая уровень их соответствия определенным критериям, нормам и стандартам.

Аудиторов обычно выбирает сама компания.

Контроль делится:

  1. предварительный – осуществляется до начала работ. Основная задача – разрабатывается и корректируется критерии оценки, отлаживаются методики и регламент проведения дальнейшего контроля.
  2. текущий (может быть пассивным или активным),
  3. заключительный – после завершения работ и достижении цели. Имеет три важные функции:
    • Создание и пополнение базы данных по следующим направлениям:

- наименование целей и составляющих их задач,

- начальные, промежуточные и конечные параметры деятельности организации,

- перечень критериев для оценки исходных данных и динамика их изменений,

- набор решения о корректировках в контрольной деятельности: сроки и разработки и выполнения,

- побочные (положительные и отрицательные) результаты достижения целей при конкретных параметрах деятельности организации,

- набор дополнительных решений по нейтрализации или усилению побочных явлений.

· Формирование статистики деятельности организации, позволяющей руководителю или специалисту принимать более эффективные решения при форс-мажорных ситуациях,

· Выявление инновационных технологий (производстенных, управленческих), прошедших апробацию.

Контроль должен быть своевременен, понятен, прост и экономичен.

 

 

Лекция №9

Качество управленческих решений.

Факторы и условия качества УР.

Управление качеством УР.

Стандартизация УР,

Эффективность УР,

Супероптимальность УР.

 

1. Качество управленческих решений это степень соответствия управленческих решений внутренним требованиям или стандартам организации.

В широком смысле слова управленческие решения можно представить в виде продукта. Качество управленческих решений определяется:

· уровнем технической базы,

· технологии,

· экономики,

· организацией производства,

· организационной культурой,

· культурой УР,

· профессионализмом.

Каждое из приведенных качеств разбиваются на стадии и операции.

Общее качество УР оценивается по шкале от низкой оценки «0», до высокой «1». Качество вычисляется как произведение всех показателей управленческих операций. Увеличение количества операций ведет к снижению эффективности УР. Совершенствование управленческого процесса, всех его операций и стадий ведет к повышению эффективности УР.

 

2. Управление качеством УР – это статистический контроль качества продукции при массовом производстве, направленный на стабилизацию качества в момент производства.

Управление качеством имеет три стратеги реализации.

Вариант «А» предполагает системный подход. Первостепенное внимание уделяется общему качеству управленческой деятельности. Во вторую очередь – качеству технологии производства.

Вариант «Б» - комплексный подход основанный на приоретете качествтех элементов производства и управления, которые непостредственно влияют на качество продукции.

Вариант «В» - локальный подход. Основное внимание уделяется технологии производства.

О качестве управленческой деятельности судят по качеству УР.

 

Элементы системы управления имеют различную сложность и разработанность:

- наиболее разработаны: цели, задачи, функции, информационное обеспечение, функциональные структуры, все элементы и механизмы управления;

- требуют существенных научно-практических доработок законы и принципы, средства и методы, технология и практика управления, коммуникации, схемы организационных отношений;

- требуют нового подхода к разработке: схемы и свойства процесса управления, разработка и реализация решения, профессионализм персонала.

Система контроля управленческих решений до сих пор наиболее проблематичная сфера управленческой деятельности, в силу того, что стандарты проработаны слабо.

Управленческая деятельность в организации включает:

· управление управленческой деятельностью,

· управление обслуживающей деятельностью,

· управление производственной деятельностью.

Каждая из этих составляющих включает в себя:

1. стратегическое управление,

2. управление персоналом,

3. внешние коммуникации,

4. управленческое консультирование.

Стандартизация основных видов деятельности в организации

Основные виды деятельности в организациях и их составляющие Уровень разарботанности стандартов Уровень применения стандартов
ISO 900X ГОСТ Р 1.0 - 92 ISO 900X ГОСТ Р 1.0 - 92
Общая управленческая деятельность (управленческие решения)   Управление управленческой деятельностью Имеется в общем виде Разрабатывается Не применяется Не применяется
Управление обслуживающей и производственной деятельностью Разработан достаточно хорошо Имеется в общем виде Применяется небольшим количеством фирм Практически не применяется
Констукторская, технологическая, экономическая и другая подготовка Разработан достаточно хорошо Разработан достаточно хорошо Применяется небольшим количеством фирм Широко применяется
Обслуживающая деятельность (технологические решения) Учет (бухгалтерский, складской, финансовый и др.) Разработан достаточно хорошо Разработан достаточно хорошо Применяется небольшим количеством фирм Широко применяется
  Персонал Имеется в общем виде Разрабатывается Не применяется Не применяется
Производство товаров, услуг, информации и знаний (производственные решения) Изготовление, Реализация, Утилизация Разработан достаточно хорошо Разработан достаточно хорошо Применяется небольшим количеством фирм Имеет преимущественное применение

Информация по ISO 9000 — серия международных стандартов ISO, регламентирующих управление способностями организации.

Система стандартов менеджмента качества разработана Техническим комитетом ТК 176 Международной Организацией по Стандартизации (ISO, International Organization for Standardization). Комитет руководствовался предварительными разработками Британского института стандартов, нашедшими своё отражение в Британском стандарте BS 5750.

Стандарты серии ISO 9000, принятые более чем 90 странами мира в качестве национальных, применимы к любым предприятиям, независимо от их численности, объема выпуска и сферы деятельности.

Сертификация производится по единственному стандарту из этой серии, содержащему требования: ISO 9001. Организация ISO не производит сертификацию по ISO 9000 и 9004. Действует двухуровневая система подтверждения соответствия. Сертификацией отдельных предприятий занимаются специально сформированные аудиторские организации. Они, в свою очередь, аккредитуются национальными аккредитационными обществами. Впрочем, существуют и независимые системы аккредитации.

Важно понимать, что соответствие стандарту ISO 9001 не гарантирует высокое качество продукции. Соответствие требованиям и рекомендациям этих стандартов говорит только о способности предприятия поддерживать стабильность качества и улучшать результативность своей работы. Также соответствие требованиям ISO 9001свидетельствует о некотором уровне надежности поставщика. С точки зрения многих западных и японских компаний, соответствие требованиям ISO 9001 - это крайне низкий уровень гарантий качества, однако это тот минимальный уровень, который даёт возможность вхождения в рынок. Сам сертификат соответствия ISO 9001 является внешним независимым подтверждением достижения требований стандарта.

Цель серии стандартов ISO 9000 — стабильное функционирование документированной системы менеджмента качества предприятия-поставщика. Исходная направленность стандартов серии ISO 9000 была именно на отношения между компаниями в форме потребитель/поставщик. С принятием в 2000 году очередной версии стандартов ISO серии 9000 большее внимание стало уделяться способностям организации удовлетворять требования всех заинтересованных сторон: собственников, сотрудников, общества, потребителей, поставщиков.

ISO 9004 делает акцент на достижение устойчивого успеха. Указанные стандарты помогают предприятиям формализовать их систему менеджмента, вводя, в частности, такие системообразующие понятия, как внутренний аудит, процессный подход, корректирующие и предупреждающие действия.

Стандарты, входящие в серию ISO 9001. Содержит набор требований к системам менеджмента качества. Текущая версия - "ISO 9001:2008. Системы менеджмента качества. Требования".

ISO 9002. Стандарт на соответствие международным требованиям при производстве, транспортировании, хранении и монтаже.

ISO 9004. На сегодняшний день - парный стандарт к ISO 9001, описывающий способы развития системы менеджмента качества и разъясняющий методы достижения требований ISO 9001.

В дальнейшем (с 2009 года) ISO 9004 переработан на основе японских стандартов менеджмента качества. Предполагается, что применение стандарта ISO 9004 версии 2009 года станет инструментом организационного развития бизнеса. Предыдущая версия - "ISO 9004:2000. Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности".

В начале ноября опубликовано новое издание стандарта ISO 9004 предоставляющего

организациям модель "устойчивого развития" в сегодняшней постоянно меняющейся обстановке.

ISO 9004:2009, управление устойчивым развитием организации, является

третьим изданием стандарта впервые опубликованного в 1987 году. Стандарт предназначен для содействия достижению устойчивого развития любой организации, независимо от размера, типа или вида деятельности.

ISO 19011. Стандарт, описывающий методы проведения аудита в системах менеджмента, в том числе, менеджмента качества. Текущая версия - "ISO 19011:2002 — Рекомендации по аудиту систем контроля качества и/или охраны окружающей среды".

ISO 10001-ISO 10004. Стандарты, регламентирующие методы прямой и обратной связи с потребителями в системах менеджмента качества.

ISO 10005. Стандарт создания планов (программ) качества.

Российские версии стандартов:

ГОСТ Р ИСО 9000-2001 — аналог ISO 9000:2000

ГОСТ Р ИСО 9001-2008 — аналог ISO 9001:2008

В России сертификацией ИСО занимаются аккредитованные в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии организации. Особенность ИСО 9000 в России заключается в том, что версия международных стандартов серии ISO 9000 официально заменила предыдущую версию стандартов ISO 9000 от 1994 г. с 15 декабря 2000 г. В результате чего новая версия стандартов серии ISO 9000 получила обозначение ISO 9001:2000. В России же новые стандарты ISO 9001:2000 утверждены в качестве Государственных стандартов (ГОСТ) с 15

августа 2001 г. Поэтому в настоящее время в Российской Федерации действует абсолютно идентичная международным стандартам серии ISO 9001 версии 2000 года серия стандартов ГОСТ Р ИСО 9000 версии 2001 года.

На сегодняшний день в России утвержден стандарт ISO 9001 версии 2008 года и вводится в действие 13 ноября 2009[3], стандарт ГОСТ Р ИСО 9000-2008 — 10 сентября 2009 года.

ISO 9000 использует многочисленные программные продукты. Среди них распространены:

Site power – доступ к информации в любое время и ответ на любой вопрос,

Site line – управление промышленным предприятием,

Site select – средство конфигурирования заказов комплектации готовой продукции,

Site guide – средство моделирования бизнес-процессов на предприятии.

Управление качеством предусматривает четыре этапа:

Этап

· Формулирование главной цели улучшения качества продукции и предполагаемые конечные результаты.

· Выбор системы оценки качества: авторским способом, способом бенч-маркетинг или сравнением со стандартами.

· Оформление эталонов сравнения и норм отчетности.

Этап

· Составление конкретного плана разработки и внедрения процессов для улучшения качества (время и промежуточные результаты),

· Определение потребностей в ресурсах,

· Формирование инструкций по применению стандартов, форм отчетности и методике проведения функционального аудита качества продукции.

Этап

· Учет оперативной информации, поступающей от клиентов (жалоб, благодарностей, рекомендаций и т.д.), для корректировки процесса улучшения качества.

· Построение и формирование базы данных о процессе управления качеством.

4. Этап

· Осуществление процедур определения качества и согласования их с требованиями стандарта ISO 9000.

· Проведение процедур оценки качества продукции,

· Составление отчета о проведении оценки качества продукции.

· Выявление резервов для повышения качества процесса оценки.

Дл эффективности реальных результатов и качества процесса разработки УР руководителем формируются условия работы коллектива:

- обеспечение разработки полной и достоверной, своевременной информации.

- профессиональное проведение в коллективе разработчиков мозговой атаки и фиксацию полученных результатов,

- использование опыта и знаний наиболее профессиональных решаемой задаче) специалистов,

- Разностороннее рассмотрение всех этапов процесса РУР, особенно – ситуации,

- усиление внимания к преодолению местничества, субъективизма и показухи (сиюминутного эффекта).

- отражение в решениях главных достижений коллектива (в науке, методологии, технологии), признанных авторитетными специалистами,

- осуществление мониторинга решений.

 

 

Экзаменационные вопросы

1. Роль решения в деятельности менеджера.

2. Сущность и содержание управленческого процесса.

3. Каковы приоритеты использования целевых технологий ПРУР в зависимости от размеров компании?

4. Опишите типовой вид сценария в ПРУР.

5. Дайте определение понятию «решение».

6. Перечислите состав набора процессорных технологий для реализации целевых технологий ПРУР.

7. Перечислите и дайте краткую характеристику систем, в которых принимается управленческое решение.

8. Дайте краткую характеристику технологии ПРУР «Управление по интересам»

9. Каковы особенности принятия решения в социальной системе?

10. Дайте краткую характеристику технологии ПРУР «Управление на базе потребностей и интересов».

11. Каковы основные требования, предъявляемые к менеджеру XXI века, принимающему решения?

12. Дайте краткую характеристику ПРУР «Управление на базе «искусственного интеллекта».

13. Дайте определение термину «Управленческие решения» и объясните области его действия.

14. Как формируются варианты основного решения на графике дерева решений?

15. Дайте определение понятию «неопределенность» и «риск».

16. Кто выносит решение о положительном результате выбора на графике дерева, как относятся между собой неопределенность и риск?

17. Дайте определение понятиям «обязанность» и «ответственность».

18. Назовите основные виды ответственности.

19. Перечислите состав набора процессорных технологий для реализации целевых технологий ПРУР.

20. Каковы источники субъективных и объективных неопределенностей?

21. В чем суть профессиональной ответственности?

22. Какова обобщенная схема процесса ПРУР?

23. В чем суть юридической и дисциплинарной ответственности руководителя за УР?

24. Как формулируется глобальная цель управления и каковы ее основные составляющие?

25. В чем суть этической ответственности руководителя за УР?

26. Перечислите основные формы разработки УР.

27. В чем суть политической и партийной ответственности руководителя за УР?

28. Перечислите основные формы реализации УР.

29. В чем суть матрицы оценки социальной ответственности руководителя за УР?

30. Какие особенности имеют следующие формы УР: указ, указания, закон?

31. Какой набор включает активирующие методы?

32. Какие особенности имеют следующие формы УР: приказ, распоряжение, инструкция?

33. В каких формах реализуется социальная и экологическая ответственность?

34. В чем суть и содержание метода мозговой атаки?

35. В чем заключаются основы экологической ответственности компании при ПРУР?

36. Приведите классификацию УР по функциональной направленности?

37. Дайте определение терминам «качество», «качество продукции», качество управленческих решений».

38. Приведите классификацию УР по организации.

39. Каковы условия применения теоретико-игрового метода.

40. Каковы основные требования к УР? Перечислите варианты стратегий управления качеством продукции.

41. Дайте определение понятию «технология ПРУР».

42. Каковы условия применения экспертных методов?

43. Каков состав технологий ПРУР?

44. Каковы особенности построения эвристических методов?

45. В чем особенности рассмотрения цели как основы технологии ПРУР, что понимается под эффективностью УР?

46. В чем особенности инициативно-целевой технологии ПРУР?

47. Как оценивается политическая эффективность УР?

48. В чем особенности программно-целевой технологии ПРУР?

49. Каков состав активирующих методов ПРУР?

50. В чем особенности регламентной технологии ПРУР?

51. В чем особенности регламентной технологии ПРУР?

52. В чем особенности психологической эффективности?

53. Дайте краткую характеристику технологии ПРУР «Управление по результатам».

54. Каковы особенности принятия решения в социальной системе?

55. Как оценить экономическую эффективность УР косвенным методом?

56. Дайте определение термину «управленческое решение» и поясните области его действия.

57. Как оценить экономическую эффективность УР по конечным результатам?

58. Какова обобщенная схема процесса ПРУР?

59. Перечислите основные формы разработки УР.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 244; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.65.65 (0.082 с.)