Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методология и организация разработки УР. Целевая ориентация УР.

Поиск
    1. Основные понятия и задачи системного подхода. Элементы диалектического метода при подготовке ПРУР.
    2. Требования и процедуры системного подхода при подготовке и реализации УР. Цели, как основы технологии ПРУР.
    3. Построение дерева целей. Основные технологии при ПРУР в мировом менеджменте.
    4. Инициативно-целевая технология. Программно-целевая технология. Регламентная технология.
    5. Условия применения целевых технологий в организациях при ПРУР. Процессорные технологии ПРУР.
  1. Системный подход изобретение XX века. Позволяет повысить организованность, качество и эффективность управляемых объектов. В экономике из-за сложности он применяется редко. Системный подход — это философия управления, метод выживания на рынке, метод превращения сложного в простое, восхождения от абстрактного к конкретному.
  2. Системный подход изложен в работах И.В. Блауберга, В.Н. Садовского,А.И. Уемова. На основе СП можно обеспечить качество управленческого решения.

Системный подход — методология исследования объектов как систем. Система состоит из двух составляющих:

I) внешнее окружение, включающее вход и выход системы, связь с внешней cредой, обратную связь;

2)внутренняя структура — совокупность взаимосвязанных компонентов, обеспечивающих процесс воздействия субъекта управления на объект, переработку входа в выход и достижение целей системы.

СП – одно из методологических направлений современной науки, связанное с представлением, изучением и конструированием объектов как систем. К основным понятиям СП относятся система», «структура», «элемент».

Система – совокупность взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью, соствавляющих единое цело, обладающее эффектом эмерджентности(emergence анг. Возникновение, появление нового) либо положительной синергией (гр. synergeia -содружествование, совместное действие).

Основной элемент системы – человек-работник с его интересами и потребностями.

Структура – связь целостности, обеспечивающая устойчивость системы.

Основные термины и понятия в области системного подхода

Термины и понятия Сущность термина и понятия применительно к социально-экономическим системам  
1. Система Целостный комплекс взаимосвязанных компонентов, имеющий особое единство с внешней средой и представляющий собой подсистему системы более высокого порядка (глобальной системы). Единство системы с внешней средой определяет ее взаимосвязь с действием объективных экономических законов
2.Системный анализ Анализ на основе всестороннего изучения ее свойств с применением научных подходов для выявления слабых и сильных сторон системы, ее возможностей и угроз, формирования стратегии функционирования и развития
3.Структура системы Совокупность компонентов системы, находящихся в определенной упорядоченности и сочетающих локальные цели для наилучшего достижения главной (глобальной) цели системы.
4. Содержание системы Совокупность людей, средств производства и предметов труда
5.Связи (в системе и с внешней средой) Информационные и документальные потоки в системе между ее компонентами для принятия и координации выполнения управленческого решения.
6. Вход системы Компоненты, поступающие в систему, — сырье, материалы, комплектующие изделия, различные виды энергии, новое оборудование, кадры, документы, информация и т. п.
7.Энергия системы Люди и орудия труда, новшества, внутренняя информация. Управление должно быть направлено на рациональное использование энергии
8.Вещество системы Предметы труда – все что проходит обработку в системе
9.Выход системы Выпускаемый системный товар
10.Цель системы Конечное состояние системы или ее выхода, к которому она стремится в силу своей структурной организации. Целью, например, производственной системы может быть достижение требуемой массы вновь созданной стоимости путем выпуска конкурентоспособных товаров для потребителей
11. Внешняя среда системы   Компоненты макросреды (страны), инфраструктуры региона, в котором находится система, и микросреды системы, с которыми она имеет прямые или косвенные связи. Компоненты входа и выхода системы к внешней среде не относятся, они относятся к внешнему окружению
12.Обратная связь Требования, рекламации потребителей, предложения потребителей по внедрению новшеств и другая информация, поступающая из сферы потребления изготовителю либо непосред ственно к поставщикам входа системы
13.Способ принятия управленческого решения   Способ выбора методов сбора и обработки информации, формы мотивации в сочетании с методом принятия решения. Определяет скорость и качество принятия решения
14. Организация управления   Нахождение оптимального сочетания энергии и вещества системы в пространстве и времени, принятие, документальное оформление, контроль и координация выполнения решения  
15. Коррелятор организации управления Оператор накопления информации, контроля и регулирования параметров функционирования системы. Чем точнее информация отражает структуру системы, тем выше уровень ее организованности
16. Информация   Необходимое отраженное разнообразие. Необходимое — степень описания системы. Отраженное — отражающее содержание, структуру, связи и способ принятия решения
17. Аппарат   Элемент системы, обеспечивающий контроль за ее функционированием в пределах установленных параметров. Служит основой построения программы функционирования и определяет правомерность совершаемого действия или процесса и его экономичность
18. Отношения в системе   Взаимосвязь между компонентами системы, обусловленная выполнением главной цели. Рациональное построение памяти системы как способности хранить информацию обеспечивает минимальные затраты на принятие решений  
19. Построение   Определение числа компонентов системы, необходимого для нормального функционирования по достижению ее целей, структуризация компонентов по уровням иерархии (анализ) и установление между ними связей. Правильность структуризации проверяется синтезом или сложением компонентов, начинающимся с нижнего уровня иерархии
20. Функциониро- вание системы Организация взаимодействия энергии и вещества системы по достижению запланированных целей, координация, учет и контроль, мотивация и регулирование взаимодействия компонентов системы  
21. Развитие системы   Процесс совершенствования системы на основе изучения механизма конкуренции, законов воспроизводства, развития потребностей, экономии времени и др., обеспечивающий выживание системы  
22. Активаторы системы и.   Операторы или факторы позитивного действия на систему (например, конкурентное преимущество), которые следует поддерживать или усиливать  
23. Дезактиваторы системы   Операторы или факторы негативного действия на систему (например, угрозы), приводящие в итоге к ее разрушению  
24. Поведение   Способ взаимодействия системы с внешней средой и упорядочение связей в структуре системы для достижения ее целей. Изучение механизмов действия объективных экономических законов, научных подходов к управлению и применение их к изучению свойств системы являются предпосылкой ее оптимального или разумного поведения  
25. Противоречия в системе   Действия компонентов системы с противоположными целями или функциями. Снижение противоречий способствует нормальному функционированию системы и ее развитию  
26. Вмешательство   Способ воздействия субъекта (более высокого уровня) управления на объект, способ регулирования производственных или управленческих процессов при существенных отклонениях от нормативов управления  
27. Обучение системы   Процесс накопления знаний и развития навыков в принятии рациональных управленческих решений  

Регулирование системы обеспечивает деятельность, при которой выравнивается состояние выхода системы по заданной норме. Главная задача сводится к установлению заданного состояния функционирования системы, предусмотренного планированием как упреждающим управлением. Сложность управления зависит от количества изменений в системе и ее окружении. Все изменения имеют определенные закономерности или носят случайный характер

Основные задачи системного подхода:

  • Разработка концептуальных (содержательных и формальных) средств представления исследуемых объектов как систем,
  • Построение обобщенных моделей систем и моделей разных классов и свойств систем, включая модели динамики систем, их целенаправленного поведения, развития, иерархического строения, процессов управления и др.
  • Исследование методологических оснований различных теорий систем.

В СП сложный объект не является простой суммой входящих в него элементов.

Свойство системы Характеристика, описание свойства системы

 

В теории систем исходным моментом является предположение, что системы существуют как целое, которое затем можно членить на компоненты. Эти компоненты существуют лишь в силу существования целого. Не компоненты составляют целое, а, наоборот, целое порождает при своем членении компоненты системы.

Первичность целого — основной постулат теории систем. В целостной системе отдельные части функционируют совместно, составляя в совокупности процесс функционирования системы как целого. Принципиальная несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих ее компонентов и невыводимость свойств целостной системы из свойств компонентов. Каждый компонент может рассматриваться только в его связи с другими компонентами системы. С другой стороны, функционирование системы не может быть сведено к функционированию отдельных ее компонентов. Совокупное функционирование разнородных взаимосвязанных компонентов порождает качественно новые функциональные свойства целого, не сводящиеся к сумме свойств его компонентов Число компонентов системы и связей между ними. В зависимости от числа компонентов системы подразделяются на малые, средние и большие Сложность структуры системы характеризуется следующими параметрами: число уровней иерархии управления системой: многообразие компонентов и связей; сложность поведения и неаддитивность свойств; сложность описания и управления системой; число параметров модели управления, ее вид; объем информации, необходимой для управления, и др.

Жесткость системы характеризуется следующими параметрами: степень изменения параметров системы за заданный промежуток времени, степень влияния на функционирование системы объективных законов и закономерностей, степень свободы системы и др.

Диалектический подход предполагал возможность достижения истины в результате столкновения мнений спорящих сторон. В Древней Греции очень ценилось искусство вести спор и побеждать в споре через преодоление противоречий и в доводах собеседника.

Диалектический метод предполагает:

  1. Объективный мир представляет собой целостный объект, в котором явления обусловлены и процессы взаимосвязаны,
  2. Объективный мир и все составляющие элементы находятся в беспрерывном изменении (все течет, все изменяется),
  3. Внутренние противоречия объективного мира есть бесконечный источник энергии изменения.

В СП управленческие решения должны риближать общество к глобальной цели управления (пример Зачем?). Организация рассматривается как часть объединения, т.е. открытая система. Открытая система способна к плодотворному развитию и усложнению. Управленческие решения стоит рассматривать с многоуровневой позиции. Этот подход называется системным в отличие от менее масштабных комплексного и функционального (аспектного).

В разработке УР требуется учитывать взаимосвязи внутренней и внешней среды. К требованиям системного подхода относятся:

· Соответствие целей компании целям объединения, отрасли и общества,

· Соответствие целей подразделения целям компании,

· На первом плане – изменяемые цели, далее в общем виде,

· Реализация цели оценивается ее эффективностью (экономической, организационной, идеологической, др.),

· Каждая достигнутая цель должна приближать выполнение более крупной (перспективной),

· Наличие в компании небходимых элементов и процессов, характеризующих ее как организацию: иерархия взаимосвязных целей социального и технократического характеа; иерархия глобальных, стратегических, тактических, оперативных целей; структура производсва и управления; технология производства и управления; технологическое обеспечение; персонал; выпускаемая продукция,

· Наличие в объединении необходимых элементов и процессов для скоординирования входящих в нее компаний,

· Наличике в обществе институциональных элементов и процессов для эффективной работы компании – банков, страховых агенств, консультационных фирм, фондов (стимулирующей системы налогооблажения, эффективных законовоб организации, - создании, функционировании, преобразовании и ликвидации).

Процедуры при разработкеУР:

1. Выделение приоритетных элементов и процессов при РУР

· Приритеты в технической сфере деятельности (прибыль, ставка кредита, объем продаж, качество). Определение ориентации на конечную продукции., либо на процесс ее получения,(например, ориентация на диплом или на получение знаний),

· Приоритеты в биологической сфере деятельности (здоровье, питание, отдых, жилье),

· Приоритеты в социальной сфере деятельности персонала, коллектива, общества (самовыражение, общение, управление и организация. Ориентация на потребителя и его потребности.

2. Выделение элементов второго уровня в технической, биологической, социальной сферах деятельности, которые могут оказать влияниена главное РУР.

3. Каждый элемент первого уровня стоит рассматривать с учетом его истории,

4. Корректировка и согласование элементов и их приорететность для РУР,

5. приближение процесса решения проблемы к источникам информации их возникновения и развития.

Запланированная цель - главный ориентир в разработке управленческих решений.

Цели организации

Определяются системой ценности организации, высшего руководства, миссией организации и реальными условиями, в которых цель формируется.

Цели должны быть конкретны:

· конкретны,

· реальны,

· контролируемы.

В соответствии с целью формируется стратегия и тактика развития организации, вырабатываются прогнозы и планы действия, оцениваются результаты принятых решений, действия.

При помощи РУР руководитель осуществляет управленческое воздействие на персонал для достижения общих и ключевых целей организации. Технологии РУР включают:

  • методы и средства сбора и обработки информации,
  • приемы эффективного воздействия на персонал,
  • принципы, законы и закономерности организации и управления,
  • системы контроля.

Основой для РУР является бизнес-план составленный для организации и каждого работника. УР должны применяться обосновано, т.к. объектами РУР являются человек, бюро, отдел.

В состав технологии РУР входят ЦТ (целевые технологии) и ПТ (процессорные технологии), которые обуславливают целевые и являются инструментарием.

ЦТ подразделяются:

1. Инициативно-целевую,

2. программно-целевую,

3. регламентную технологию.

 

ЦТ - технология в которой цели находятся в приоритете над ситуацией. ЦТ ориентирует решение на достижение цели, а не на устранение возмущающих действий. Цели могут располагаться в некотором отношении к миссии организации.

Миссия организации – декларация представляющая в совокупности:

· краткое историческое описание компании и выпускаемой продукции,

· наименование глобальной цели управления, конкретных целей деятельности компании,

· перечень принципов работы с персоналом и клиентами,

· социальные ориентиры деятельности,

· учетную политику компании.

1 Цели могут реализовываться в в рамках миссии компании,

2 Цели лишь частично реализовываются в рамках миссии компании,

3. Цели не совпадают с миссией компании.

 

Цели могут подразделяться на более мелкие в рамках основной цели. Каждая из целей имеет не менее двух задач. Цели распределяются по иерархии.

 

ЦТ предполагает участие руководства и исполнителей. Солидарное авторство ЦТ предполагает равные права исполнителей и руководства на всю программу выполнения задания и результаты. Пропорциональное авторство ЦТ – это права на всю программу и результаты задания или части их, определяемые соотношением затрат (материальных, интеллектуальных) всех, принимавших участие в программе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 718; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.93.168 (0.015 с.)