Социальная организация общности




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальная организация общности



Одним из важных вопросов, на которые пытается ответить социология, является вопрос о социальной организации– что и каким способом поддерживает целостность социальной общности любого уровня.

Сам термин «организация» имеет несколько значений. Во-первых, он означает целевую группу – объединение людей, стремящихся к достижению каких-либо целей, определенным устойчивым образом взаимодействующих между собой. Подробнее организации как целевые институционализированные группы рассматриваются в вопросе «Организации».

Во-вторых, под организацией понимаются способы руководства и управления, которые применяются в процессе достижения поставленных целей. В-третьих, говоря о социальной организации общности, часто имеют в виду систему способов (образцов) деятельности индивидов, групп, институтов, средств социального контроля, социальных ролей и ценностей, которые обеспечивают совместную жизнь членов общности.

Некоторые авторы отождествляют социальную организацию с «общественным устройством», однако этот термин не является социологическим и чаще используется другими науками: политологией, экономикой и др.

Если понятие «социальная структура» общности описывает ее строение, то социальная организация – это способ ее функционирования. Социология различает формальную и неформальную организацию.

Формальная организация складывается из четко институционализированных социальных статусов, ролей, институтов, норм и санкций – той формализованной, зачастую юридически закрепленной системы предписаний, которая определяет официальный порядок функционирования общности. Неформальная организация состоит из системы социальных статусов, ролей, санкций и образцов действий, передаваемых обычаями и традициями. Формальная и неформальная социальные организации обеспечивают социальный порядок в общности или же определенное состояние равновесия в процессе общественной жизни. Следовательно, социальный порядок общности основывается на ожиданиях каждого ее члена, что имеющиеся у него потребности и интересы будут удовлетворены в рамках данного способа социальной организации. Если эти ожидания не оправдываются, общность вступает в этап дезорганизации и возможных радикальных перемен.

 

Социальные группы и общности

Под социальной общностью в современной социологии понимаются все объединения людей, в которых созданы и сохраняются, хотя бы и на протяжении короткого периода времени, определенные социальные связи.

Под это определение не подпадают совокупности людей, выделенных внешним наблюдателем по какому-либо общему признаку, независимо от того, осознают ли они, что обладают этим признаком, например: инженеры, рабочие, студенты, взрослые и т. д. Эти группы не объединены никакой внутренней связью и представляют собой категории – профессиональные, возрастные и др. Иногда в социологической литературе категории определяются как номинальные группы.

Представляется, что под названием группа следует понимать лишь те общности, члены которых имеют непосредственные социальные связи.

Временные собрания людей, например массу купальщиков на пляже, также нельзя назвать группой в полном смысле этого слова, здесь подходит термин «толпа». Если вспомнить представителей французской социологии психологического направления Г. Лебона и Г. де Тарда, то для них толпа– это совокупность людей, имеющих преимущественно физические контакты друг с другом. Другой вид временного собрания людей, когда их объединяют какие-либо культурные интересы и можно говорить о наличии определенных духовных контактов, называют публикой.

Особое место среди социальных общностей занимает общество. В силу сложности и многомерности этого явления сосуществует много определений общества, самым нейтральным из которых является следующее. Общество – это социальная общность, которая включает в себя все остальные виды социальных общностей.

С наступлением эры глобализации некоторые специалисты начинают говорить обо всей человеческой цивилизации как о глобальной социальной общности, или глобальном обществе. Особым видом социальных общностей являются социальные круги. Под этим термином понимается совокупность лиц, постоянно встречающихся и поддерживающих личные контакты, но, в отличие от групп, не имеющих четкого основания обособления и внутренней организации. Круг может со временем преобразоваться в группу.

В последние годы, с развитием глобализации, некоторые социологи в качестве особого вида социальных общностей стали выделять сети, характеризующиеся наличием слабых социальных связей между их участниками.

Социальные группы являются одним из основных видов социальных общностей. Наиболее распространенные признаки социальной группы – наличие взаимодействия между ее членами и идентификация ими себя как члена группы. Р. Мертон добавляет еще один признак – знание другими о принадлежности человека к этой группе.

Дискуссионным остается вопрос, начиная с какой численности группа может считаться таковой. Многие специалисты считают, что группа – это два или более взаимодействующих человека. Г. Зиммель (1858–1918), представитель немецкой социологии, даже подчеркивал, что именно в диадической (состоящей из двух членов) группе происходит наиболее интенсивное взаимодействие.

Более оправданным представляется мнение, что процессы взаимодействия получают иное качество только с появлением третьего участника и группа в полном смысле слова начинается с численности в три человека.

В зависимости от степени тесноты личных контактов группы подразделяются на первичные и вторичные. Первичной, по Ч. Х. Кули, является малая социальная группа, члены которой связаны непосредственными длительными личными контактами. Вторичные группы – крупные социальные общности, объединенные для выполнения какой-либо цели или определенного вида деятельности, взаимодействие членов которых обезличено.

Некоторые особенности первичных и вторичных групп представлены в табл. 1.

Таблица 1. Особенности первичных и вторичных групп


Наряду с первичными и вторичными группами выделяют формальные и неформальные группы. Несмотря на кажущееся взаимное перекрытие признаков «первичная – неформальная» и «вторичная – формальная», это несколько другой принцип выделения групп.

Неформальными называют те группы (возможно и вторичные), внутренняя связь членов которых основана на неформальных, «неофициальных» принципах. Формальными, при таком разделении, являются группы (возможно и малые первичные), взаимодействие в которых институционализировано. Чаще всего это происходит в целевых группах, сознательно создаваемых для достижения какой-либо цели, например в формальных организациях, таких как предприятия, органы государственного управления, учреждения и т. п.

 

Малые группы

Малые группы являются одной из разновидностей социальных групп. Отличие этого вида групп состоит в наличии непосредственного взаимодействия между ее членами и идентификации ими себя как члена группы.

До сих пор в социологии дискуссионным остается вопрос, с какой численности группа может считаться таковой. Многие специалисты считают, что группа – это два или более взаимодействующих человека. Г. Зиммель (1858–1918), видный представитель немецкой социологии, даже подчеркивал, что именно в диадической (состоящей из двух членов) группе происходит наиболее интенсивное взаимодействие. В качестве подтверждения такой точки зрения как пример малой группы с заведомо интенсивным взаимодействием приводится семья.

Более оправданным представляется мнение, что процессы взаимодействия получают иное качество только с появлением третьего участника и групповые процессы в полном смысле слова начинаются с численности в три человека – с появления «триады». Третий член группы может выступать в роли стороннего наблюдателя при двустороннем взаимодействии, но уже самим фактом своего присутствия он изменяет характеристики этого взаимодействия.

При увеличении количества членов внутри группы могут появляться коалиции – относительно более тесно связанные контактами, симпатиями и антипатиями подгруппы. В группах с четным количеством участников теоретически более возможно разделение на подгруппы с равной численностью, что может затруднить принятие коллективных решений, а иногда и парализовать конструктивную деятельность общей группы. Поэтому при выполнении коллективных действий, например в рабочих группах, бригадах и пр., предпочтительнее группы из нечетного количества членов. В этом случае появляется возможность принятия общих решений демократическим путем, когда меньшинство принимает позицию большинства.

Верхний предел численности малых групп также определяется по-разному – в некоторых источниках предлагается ограничение не более чем двумя десятками членов. Очевидно, это оправданно, поскольку в группах большего размера интенсивность непосредственных контактов каждого с каждым резко снижается.

Различные исследователи приходят к выводу, что наиболее продуктивными, способными максимально использовать личный потенциал каждого участника, оставаясь внутренне едиными, являются группы в 5 или 7 человек.

Малая социальная группа, члены которой связаны непосредственными длительными личными контактами, относится, по Ч. Х. Кули, к первичным группам. Они названы так, поскольку малые группы являются первыми в жизни человека. Кроме того, семья и малые игровые группы, в которые включаются люди по мере взросления, играют ведущую роль в процессе социализации. Члены малых групп, как правило, связаны тесными эмоциональными контактами, демонстрируя ориентацию на личность, а не на формальные признаки.

Малые группы могут носить только неформальный характер (компания друзей), однако могут создаваться и как формальные целевые группы – производственные, учебные и т. п. В этом случае внутри формальной системы связей между членами группы с неизбежностью возникает и система неформальных отношений.

Отсюда вырастает проблема руководства и лидерства в малых группах. Руководитель – формально назначаемый член группы, отвечающий за достижение ее целей. Эти цели могут быть самостоятельными или являться частью целей вторичной группы – организации в целом.

Лидер – это чаще всего член группы, обладающий наибольшим авторитетом и пользующийся наиболее сильным влиянием в неформальной системе отношений. В первую очередь потому, что он эффективнее других представляет и защищает интересы членов группы.

Малая группа в процессе групповой динамики вырабатывает собственные нормы и образцы поведения, несоблюдение которых обеспечивается внутригрупповыми мерами социального контроля, крайней из которых может быть отторжение «нарушителя».

 

Организации

Современные общества, состоящие из миллионов людей, уже не способны полноценно функционировать, основываясь лишь на родственных связях. Развитие системы разделения труда приводит к тому, что каждый отдельный человек или отдельная семья не может обеспечить собственное выживание, не вступая в особым образом упорядоченные отношения с другими людьми в рамках организаций.

Одним из самых общих современных определений организаций (от лат. organiso – устраиваю, привожу в стройный вид) является следующее: организация – это особый вид социальной общности (группы), имеющий ярко выраженную целевую направленность.

В ряде источников встречается термин социальная организация, но его употребление представляется недостаточно оправданным, поскольку любая человеческая организация является, по определению, социальной. Для выделения специфики собственно социальных отношений, в отличие от технических, экономических и других в организации, более корректно говорить о ее социальной подсистеме.

При системном рассмотрении организаций принято выделение трех основных подсистем:

технико-технологической, включающей оборудование и технологии;

• собственно социальной, состоящей из членов организации и их взаимосвязей, формализованных и неформальных;

организационно-экономической, увязывающей требования первой и второй подсистем.

Задача достижения целей организации, несводимых к сумме личных целей ее членов, численность которых может быть весьма велика, вызывает необходимость установления формальных правил взаимодействия в процессе общей деятельности. Отсюда возникает понятие формальных организаций, т. е. тех, где существуют официально закрепленные нормы поведения, иерархия статусов (прав, обязанностей и ответственности участников), специфическое разделение труда и системы вознаграждения.

В ряде определений формальных организаций подчеркивается, что это крупные вторичные группы, хотя имеются и обратные примеры. В западной социологии принято считать массовое возникновение подобных больших объединений, обладающих сложной внутренней рационализированной системой связей, существенной чертой современных индустриальных обществ. Применяется даже специальный термин «организованное общество» для обозначения такого типа обществ, в которых большие организации охватывают своим регулирующим влиянием все большую сферу жизни каждого члена.

Выделяют три типа формальных организаций: утилитарные, нормативные, или добровольные, и принудительные.

Утилитарные организации обеспечивают работающим в них людям средства к существованию. Формально вступление человека в такую организацию добровольно, хотя понятно, что большинству людей приходится в них вступать, чтобы прожить.

Добровольные организации – это клубы, общества, ассоциации, в которые люди включаются добровольно, по интересам. Они выполняют экспрессивные функции: отдыха, общения с единомышленниками, служения какому-либо делу или идее, которую индивид считает для себя особо ценной. Как правило, эта деятельность не оплачивается.

Принудительные – это организации, попадание в которые осуществляется насильственными методами, – тюрьмы, психиатрические больницы и т. п.

Современные формальные, особенно хозяйственные или экономические организации, для обеспечения эффективной деятельности применяют различные организационные модели и системы управления.

Классическим примером рациональной организации служит бюрократия. Ключевыми принципами бюрократической организации являются:

• специализация;

• должностная иерархия;

• формализация правил и установлений;

• профессиональная компетентность;

• обезличенность взаимодействия;

• документированная коммуникация (см. также вопрос «Теория рациональной бюрократии М. Вебера»).

Достоинства бюрократии как системы управления организациями обеспечили ее широкое применение до середины ХХ в. Однако внутренне присущие ей недостатки, в первую очередь строгая вертикальная иерархия, не позволяющая своевременно реагировать на изменения обстановки, привели к появлению более гибких моделей управления.

 

Общество

Несмотря на то, что все люди являются членами какого-либо общества и сама социология задумывалась как наука об обществе, единого понимания этого феномена в социологии до сих пор нет, как нет и общепринятого определения. Разными представителями социологической науки выделялись те или иные обобщающие характеристики или признаки общества.

Так, О. Конт подчеркивал функциональность общества как совокупности взаимосвязанных частей, Г. Спенсер – его целостность, Э. Дюркгейм представлял общество как надиндивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных представлениях – общих ценностях и т. п. Такое различие подходов создавало трудности при содержательном анализе и установлении тенденций развития человеческих обществ. Выявляя сходства или различия разных обществ, исследователи разработали на этой основе исторические классификации и типологии.

В западной социологии широко известно разделение обществ на традиционные (Gemeinschaft) и современные (Gesellschaft), предложенное немецким ученым Ф. Теннисом (1887) (табл. 2).

Эта типология фиксировала важные отличительные признаки обществ, но не указывала направлений их дальнейшего развития.

Таблица 2. Классификация обществ Ф. Тенниса


Важный вклад в теорию обществ внес К. Маркс. Определив (вместе с Ф. Энгельсом) общество как совокупность отношений между людьми, складывающуюся в процессах их совместной деятельности, он предложил классификацию исторически сменяющих друг друга типов обществ как специфических общественно-экономических формаций. Системообразующими признаками стали: 1) соотношение между необходимым и прибавочным трудом, зависящее, в первую очередь, от технологических факторов, и 2) характер собственности на средства производства, доминирующий в данном обществе.

В результате было выделено пять типов обществ: первобытно-общинное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, и – пятая формация, в которой практически отсутствует необходимый труд. У К. Маркса она названа коммунистическим обществом. В настоящее время этот термин в массовом сознании не выглядит привлекательным, но непредвзятый анализ тенденций общественного развития показывает, что некий новый тип общества, обладающий подобными признаками, вполне возможен.

Похожая типология, уже в наше время, предложена американским социологом Герхардом Ленски (1970), однако здесь основанием для разделения служит технология. Чтобы обозначить изменения, происходящие в обществе по мере развития технологий, он использовал понятие социокультурная эволюция. Так, общества с примитивной технологией почти не контролируют природу и, следовательно, могут поддерживать существование немногих людей. Технологически развитые общества поддерживают огромные массы людей, жизнь которых отличается большим разнообразием. В его классификации эволюция прослеживается на примере четырех типов обществ, использующих разные технологии и имеющих различные формы оседлости и основы социальной организации:

• кочевые общества охотников и собирателей, использующие простейшие орудия для охоты и сбора растений; социальная организация опирается на семью;

• земледельческие и скотоводческие общества, открывшие для себя земледелие и разделившиеся на оседлую и кочевую части; в них начинает возрастать социальное неравенство;

• аграрные общества, возникшие 5 тыс. лет назад на Среднем Востоке, применяющие агрокультуру – возделывание почв с помощью плуга и тягловых животных; большая часть населения сосредоточена в сельской местности; возникают отчетливые религиозные, политические и экономические институты – семья утрачивает свое значение;

• индустриальные общества, производящие продукт с помощью передовых энергоисточников (вода, с 1750 г. – паровые котлы и др.), которые приводят в действие крупные механизмы; большая часть населения живет в городах, велико социальное неравенство.

Обилие взглядов и теорий с соответствующими существенно различающимися дефинициями привело к тому, что ряд социологов середины ХХ в. вообще предпочитали избегать употребления термина «общество» (например, Я. Щепаньский, 1966 г.).

В современной литературе встречается определение общества как социальной общности, которая включает в себя все остальные виды социальных общностей. Однако оно недостаточно операционально.

Определение, отмечающее основные признаки общества и, одновременно, доступное для массового восприятия, приводится в американских источниках. Итак, общество – это совокупность людей, взаимодействующих в определенных границах и имеющих общую культуру. Здесь также имеются уязвимые места, в частности, именно американское общество является мультикультурным, и еще вопрос, какая именно культура – испаноязычная или афроамериканская – будет господствующей в США лет через пятнадцать.

Наиболее точным можно считать такое определение: общество – это социальная общность, имеющая закрепленную совместную территорию, общие культурные ценности и социальные нормы, члены которой осознают свою принадлежность к ней.

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.236.140 (0.017 с.)