Социально-демографическая и уголовно – правовая характеристика личности несовершеннолетних осужденных Жигулевской воспитательной колонии ГУИН Минюста России по Самарской области



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-демографическая и уголовно – правовая характеристика личности несовершеннолетних осужденных Жигулевской воспитательной колонии ГУИН Минюста России по Самарской области



 

В настоящее время несовершеннолетние – одна из наиболее криминально пораженных категорий населения. Причем это напрямую не связано с демографическими факторами. Разумеется, общее число подростков из года в год увеличивается, как составляющая часть всего населения. Но преступность несовершеннолетних в России за последние десять лет росла примерно в шесть раз быстрее, чем изменялось общее число этой возрастной группы.

За последние пять лет число преступлений, совершенных подростками, возросло почти на 2%, а число несовершеннолетних, принявших участие в преступлениях, на 2,1%[54].

Если по данным 2002 года среднесписочная численность осужденных подростков составляла 217 человек, то в 2003 году – 320 человек, и это данные только по одному региону.

Учитывая складывающуюся ситуацию, можно предполагать, что потенциал нынешней преступности несовершеннолетних скорее всего будет обеспечивать значительную часть прироста преступности в прогнозируемый период.

Стоит отметить тот факт, что в масштабах государства первые шаги к решению этой проблемы в России были предприняты императором Александром II. В декабре 1866 года он подписывает закон «Об утверждении приютов и колоний для нравственного исправления несовершеннолетних преступников».

В настоящее время в уголовно–исполнительной системе России (УИС) функционируют 63 воспитательных учреждения. Одно из них – Жигулевская воспитательная колония ГУИН Минюста России по Самарской области (ЖВК), где отбывают наказание несовершеннолетние преступники Самарской области и республики Мордовия. В последнее время в колонию также направляются воспитанники из Татарии. Жигулевская воспитательная колония образована в 1966г. В ЖВК отбывают наказание несовершеннолетние с 14 до 21 года на общих, облегченных и льготных условиях содержания. На базе колонии осужденные имеют возможность получить среднее и профессиональное образование. В настоящий момент благотворительный фонд «Дорога к дому» организовал обучение смежным профессиям: повар, фотограф, парикмахер, мастер по ремонту обуви, оператор ЭВМ. На базе ЖВК работают производственные мастерские, овощеводческое и животноводческое подсобные хозяйства, хлебопекарня, маслобойня.

В условиях организации воспитательной работы с несовершеннолетними правонарушителями огромную роль играет психологическая лаборатория ЖВК (штатная численность – 3 человека).

Прежде чем осуществлять углубленное изучение личности осужденных, важно иметь четкое представление о социально-демографических и криминологических характеристиках осужденных. Дадим соответствующий портрет воспитанников ЖВК, основываясь на изучении их личных дел, материалов анкетирования, результатов ознакомительной беседы.

Возраст основной массы воспитанников (96%) находится в диапазоне 15-18 лет (рис. 1). По наиболее распространенной в отечественной психологии периодизации психического развития человека Д.Б. Эльконина, данный возрастной диапазон включает в себя три периода: завершение подросткового возраста (11-15 лет), старший школьный возраст (16-17 лет) и начало юношеского возраста (от 17 до 20-23 лет)[55]. Отмечено, что подростковому возрасту сопутствует пубертатный кризис, проявляющийся в стремительном физическом росте организма и психических функций. Появляются две особые формы самосознания: чувство взрослости и «Я-концепция». Чувство взрослости выражается в желании, чтобы окружающие относились к нему не как к маленькому, а как ко взрослому человеку. После поисков себя, личностной нестабильности у подростка формируется «Я-концепция» - система внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я». С развитием

Рис. 1. Процентное распределение возраста воспитанников ЖВК

самосознания связаны и возникающие в подростковом возрасте склонность к уединению, чувства одиночества, непонятости и тоски. Эти новые чувства проявляются в аффективных вспышках и замкнутости.

Подросток обладает сильными, иногда гипертрофированными потребностями в самостоятельности и в общении со сверстниками. Подростковая самостоятельность выражается в основном в стремлении к эмансипации от взрослых, освобождении от опеки, контроля, а также в разнообразных увлечениях, столь характерных для данного возраста.

Ведущей деятельностью в данный период становится интимно-личностное общение, основу которого очень четко выражает высказывание: «Счастье – это когда тебя понимают».

В отношениях с родителями выступает также противоречие: стремление к эмансипации и потребность в защите.

То есть, наиболее яркой особенностью подросткового возраста является личностная нестабильность, которая находит свое отражение в эмоциональной лабильности, нравственной неустойчивости, противоречивости, меняющейся, в зависимости от обстоятельств, самооценке.

Как отмечают И.Ю. Кулагина и В.Н. Колюцкий, 14-16 лет – переходный период между подростковым и юношеским возрастом требует профессионального самоопределения. В это время притупляется острота восприятия сверстников. Большой интерес вызывают взрослые. При благоприятном стиле отношений в семье после подросткового возраста обычно восстанавливаются эмоциональные контакты с родителями, причем на более высоком, сознательном уровне.

Движущей силой развития личности в юношеском возрасте является противоречие между резким повышением уровня требований к человеку, предъявляемых обществом, семьей и коллективом в школе, и достигнутым им уровнем психического развития и социального созревания[56].

Самоопределение, как профессиональное, так и личностное, становится центральным новообразованием ранней юности. Начинает развиваться нравственная устойчивость личности, формируется мировоззрение, происходит некоторая стабилизация личности.

«Поворотный пункт» в развитии личности подростка - кризис 17 лет, на протяжении которого перед молодым человеком стоит непростая задача выбора между продолжением обучения и поиском работы. В любом случае личности необходимо адаптироваться в новых условиях жизни. Поддержка, внимание семьи и адекватная самооценка оказывают существенную помощь.

В этот период продолжается процесс самоопределения, развивается самостоятельность, место аффективных вспышек подростков замещает выдержанность, рассудительность.

Таким образом, можно кратко охарактеризовать три возрастных периода от подросткового до юношеского во время которых личность переживает два кризиса развития и переходит от детского восприятия мира ко взрослому,

Рис. 2. Процентное распределение места жительства воспитанников

 

 

требующему целеустремленности, уверенности в своих силах и частично сложившегося мировоззрения. Также небезыинтересен социальный фактор развития личности несовершеннолетнего правонарушителя (рис. 2).

Большинство воспитанников (78%) родились и проживали в городе, 22% - в провинции. Как показывают исследования российских психологов, городские дети более агрессивны, чаще присоединяются к делинквентным и асоциальным сообществам, имеют более легкий доступ к психоактивным веществам.

Известно, что сравнительно низкий культурный и образовательный уровень человека, как правило, не способствует формированию социально полезных интересов и потребностей, соблюдению им норм закона. Как правило, дети, воспитывающиеся в «неблагополучных» семьях, предоставлены сами себе, прогуливают уроки в школе и чаще всего попадают в компании асоциальных уличных сверстников, перенимая их образ жизни, интересы и манеру поведения. Так, на момент совершения преступления только 10% подростков закончили среднюю школу (рис. 3).

Обращает на себя внимание и тот факт, что из 80% воспитанников, опрошенных в ЖВК, только 45% испытывали желание посещать школу, из них – 15% потому, что было интересно, хотелось получить образование, 30% - шли в школу из желания пообщаться со сверстниками. Остальные 55% вообще не хотели посещать школу по разным причинам (рис. 4).

Отклоняющееся поведение, как и любое другое, формируется под непосредственным влиянием социальной микросреды, то есть под влиянием, прежде всего, семьи и ближайшего окружения.


Рис. 3. Процентное распределение уровня образования воспитанников ЖВК на момент совершения преступления

Рис. 4. Процентное распределение вариантов мотивированности воспитанников к школьным занятиям до осуждения


Родители существенным образом воздействуют на усвоение детьми общественных, религиозных и политических ценностей; помогают им понять происходящее, учат состраданию.

Особое значение для формирования моральных воззрений имеют следующие факторы[57]:

1. Родительское тепло, взаимное уважение в семье, доверие по отношению к ребенку.

2. Частота и интенсивность общения родителей с детьми – подростками.

3. Семейная дисциплина, вид применяемых наказаний.

4. Роль, отведенная ребенку в семейной иерархии.

5. Степень самостоятельности, предоставляемой ребенку.

То есть, для гармоничного развития личности ребенка необходима полноценная семья и, в первую очередь, материнская любовь. Большую часть воспитанников ЖВК составляют подростки, у которых искажены ранние родительские отношения, нарушен первичный базовый контакт с матерью. Исследование установило, что большинство несовершеннолетних правонарушителей в детстве были лишены любви родителей. Подавляющее большинство подростков воспитывались в неполных семьях: воспитывались одним из родителей - 41%, в детском доме, интернате - 7% (рис. 5).

 

Рис. 5. Процентное соотношение условий воспитания воспитанников ЖВК.

 

1 – воспитывался в полной семье; 2 – воспитывался матерью; 3 – воспитывался отцом; 4 – воспитывался бабушкой; 5 – воспитывался матерью и отчимом; 6 – воспитывался другими родственниками; 7 – воспитывался в детском доме.

 


Таким образом, только 45% воспитывались в полной семье. В то же время, как отцы, так и матери несовершеннолетних правонарушителей отличались непредсказуемостью в своей воспитательной практике, часто применяли телесные наказания, оскорбляли своего ребенка.

Анализ семейных отношений показывает, что результатами таких «родительско-детских» отношений является игнорирование роли отца или матери в семье, отклонения в эмоциональном, интеллектуальном, социальном развитии ребенка и в итоге непринятие социальных норм, принятых в обществе

Также необходимо отметить, что у 45% воспитанников родственники находятся в местах лишения свободы (рис.6), у 31% подростков родственники употребляют спиртные напитки, у 11 % имеют наркотическую зависимость. 52% убегали из дома из-за сложных семейных отношений, сопровождающихся частыми скандалами и насилием со стороны родителей. Ребенок, чтобы избежать жестокого наказания родителей вынужден идти на улицу и становится «кормильцем». Такие дети, в лучшем случае, становятся попрошайками и, в худшем – преступниками, подчиняющимися законам улицы и более старшим товарищам (в том числе и имеющими криминальный опыт).

Например, воспитанник М.А., 1985 года рождения, осужден по ст. 158 ч.2, 69 ч.3 УК РФ к 3 годам 1 месяцу лишения свободы.

Отца нет, умер. Мать отбывает наказание в местах лишения свободы. Жил с бабушкой. Работал в автосервисе. Надлежащий контроль со стороны бабушки отсутствовал.

Преступление совершил в состоянии алкогольного опьянения в группе с ранее судимыми лицами.

 

Воспитанник К.М., 1986 года рождения, осужден по ст. 158 УК РФ к 3 годам лишения свободы.

Отца нет. Мать употребляет спиртные напитки, положительного влияния на сына не оказывает. Дома были постоянные ссоры. Обучался на 2 курсе профессионального училища.

Преступление совершил в состоянии алкогольного опьянения по причине отсутствия денег на питание.

У этих детей, лишенных нормальной родительской опеки, настоящее и прошлое аморфно, «размыто». Будущее для них скорее похоже на «бегство» от настоящего и имеет невысокую ценность и значимость.

Исходя из вышесказанного, можно с уверенностью утверждать о том, что проблемы преступности несовершеннолетних правонарушителей не являются случайными явлениями или отрицательными «феноменами» развития. Первопричины правонарушений кроются непосредственно в семье, где воспитывается ребенок и происходит его социализация. Ребенок, а тем более подросток, у которого один из родителей или близких родственников содержится в местах лишения свободы (а дома происходят «гулянки», драки, ссоры), «впитывает» в себя это и выбирает соответствующую линию поведения.

Рис. 6. Процентное соотношение наличия судимостей родственников воспитанников ЖВК

 

Высокий уровень активности и желание «быть, как все» приводят к бездумному времяпрепровождению, поиску развлечений, употреблению психоактивных веществ. Исследование показало (рис. 7), что подростки совершали правонарушения в основном в состоянии алкогольного или наркотического опьянения - 65%.

Рис. 7. Процентное соотношение количества преступлений, совершенных в трезвом виде или в состоянии алкогольного или наркотического опьянения


«Как только дети и подростки оказываются среди себе подобных, они погружаются в другую реальность. Поведенческие нормы и идеалы, которыми они руководствуются лично, утрачивают свою силу. Их поведение определяется группой. Все их действия, слова и устремления модифицируются под влиянием динамики и идей группы, в которую они входят. Они чувствуют себя персонажами другого мира… Дети чувствуют себя частью команды»[58]. Как показали результаты анкетирования, большой процент преступлений совершенных в группе (71%), полностью подтверждает это утверждение и также свидетельствует о повышенной ведомости подростков в отношении более сильной авторитетной личности.

Характерная особенность последних лет – изменение структуры преступности несовершеннолетних в сторону корыстных, а также насильственных преступных деяний. Как мы видим, 77 %[59] воспитанников отбывают наказание по ст. 158, 161, 162 УК РФ (рис. 8).

За убийство и умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 105, 111) отбывают наказание 27% воспитанников. Наиболее распространенным преступлением остаются кражи (31%). Можно предположить, что данные цифры свидетельствуют о таких психологических особенностях личности воспитанников как импульсивность, инфантилизм, недальновидность, отсутствие целеполагания.

Рис. 8. Процентное соотношение статей Уголовного Кодекса РФ, по которым осуждены воспитанники ЖВК

 


Рис. 9. Причины совершения преступлений воспитанниками ЖВК

1 - недостаток еды в доме; 2 –недостаток денег в доме; 3 – недостаток денег на карманные расходы; 4 – стремление доказать свою правоту; 5 – под воздействием группы; 6 – денежный долг; 7 – стремление к удовольствиям; 8 – не думал о последствиях.

 

Основными факторами (рис. 9), способствующими совершению преступлений несовершеннолетними правонарушителями ЖВК являются стремление к удовольствиям (23%), под воздействием группы (23%), в 34% случаев материальное неблагополучие семьи (недостаток еды, денег в доме, недостаток денег на карманные расходы), 13% сложные отношения с родителями, стремление доказать свою правоту. Таким образом, мы вновь сталкиваемся с проблемой экономического статуса семьи и межличностных отношений.

Одной из целей профилактики последствий социальной изоляции является решение задач общей превенции. Смысл ее состоит в смягчении последствий социальной изоляции, расширении связи с внешним миром, оказании психологической помощи различным категориям осужденных[60].

Анализ личных дел показал, что 57% воспитанников не имели в прошлом судимости, оставшиеся 43% имели от одной до пяти судимостей (рис. 10). Совместное нахождение воспитанников впервые осужденных с воспитанниками неоднократно судимыми оказывает негативное психологическое влияние на личность первых: приобщение к криминальной субкультуре, совершение повторных преступлений.

Несовершеннолетние правонарушители начинают по-разному относится к совершенному правонарушению, что обусловлено непосредственным влиянием криминального опыта, так и личностными качествами. Так, например, признают собственную вину за совершенное правонарушение 69%воспитанников, в остальных случаях виновными считаются подельники, потерпевшие, родители (рис. 11).

Такое безразличное отношение к совершенному правонарушению делает воспитанника невосприимчивым к воспитательным воздействиям.

Рис. 10. Процентное соотношение наличия судимостей воспитанников ЖВК

 

Рис. 11. Процентное соотношение субъекта, виновного в совершении преступления воспитанником ЖВК

1 – сам; 2 – подельник (подельники); 3 – потерпевший (потерпевшая); 4 – родители; 5 – обстоятельства.


Несовершеннолетние правонарушители группируются, активно ищут общение, которое отвечало бы их интересам, установкам и ценностным ориентациям, обеспечивало им личную безопасность и защиту в группе.

Таким образом, выявленная социально-демографическая характеристика воспитанников ЖВК, семейные условия воспитания позволяют сформировать приближенный к реальности обобщенный портрет воспитанника. Итак, возраст воспитанника ЖВК находится в диапазоне 15-18 лет, это чаще всего городской житель, имеет неполное среднее образование. Воспитывался в неполной семье. Осужден за корыстное правонарушение против собственности.

Основные психологические особенности воспитанников: импульсивность, несформированность «Я»-концепции, инфантилизм, конформность, неустойчивая самооценка, демонстративность, отсутствие целеполагания. Исходя из выше сказанного, можно «выстраивать» психологическую работу со спецконтингентом ВК, принимая во внимание выявленные особенности. Знание социально-демографических и криминалистических особенностей воспитанников ЖВК позволит существенно оптимизировать и сделать более эффективной работу большинства отделов учреждения.

Несомненно, работа психолога должна протекать в тесном взаимодействии с воспитательным и медицинским отделами воспитательной колонии. Причем деятельность психологов должна быть направлена, в первую очередь, на личность сотрудников, формируя качества, позволяющие эффективно и позитивно влиять на поведение воспитанника, обладающего вышеперечисленными особенностями. Так как процесс самоопределения, самоидентификации и формирования «Я»-концепции воспитанников, как правило, не завершен, образ воспитателя должен позитивно отражаться в сознании несовершеннолетнего правонарушителя. В переходный период между детством и взрослостью особое значение приобретает авторитетная, лидирующая личность, являющая собой пример правопослушного поведения. Примером может послужить внимательный, активный, но в тоже время обладающий твердым характером начальник отряда, способный увлечь воспитанников интересным полезным занятием, работой, занятиями в школе.

Необходимо обратить особое внимание на таких детей, которых еще можно вернуть на раннем этапе становления их личности в социально полезное русло, путем обеспечения их социальной защищенностью и вниманием взрослых.

Таким образом, изучение социально-демографических и других характеристик несовершеннолетних осужденных, позволит более дифференцированно организовать процесс исполнения наказаний с учетом типологических групп.

Романова Е.А., начальник межрегиональной психологической лаборатории ГУИН Минюста России по Самарской области

Пискарева С.Г., психолог межрегиональной психологической лаборатории ГУИН Минюста России по Самарской области




Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.175.15 (0.013 с.)