Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Каковы взаимоотношения с классным руководителем?Содержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Лучше, чем в большинстве классов (3). 2. Примерно такие же, как в других классах (2). 3. Хуже, чем в других классах (1). 4. Не знаю (1). Каково отношение к делу на уроках и различных мероприятиях? 1. Лучше, чем в большинстве классов (3). 2. Примерно такое же, как в других классах (2). 3. Хуже, чем в других классах (1). 4. Не знаю (1).
Ключ к методике Высокий уровень групповой сплоченности - 25 баллов. Средний уровень групповой сплоченности - 16 баллов. Низкий уровень групповой сплоченности - 7 баллов.
IV. ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА* Первая часть (конструирующая) характеристики включает в себя несколько разделов: общие сведения о классе; характеристика взглядов, интересов, убеждений школьников; характеристика уровня развития класса как коллектива. 1.Общие сведения о классе (должны быть изложены кратко иконкретно. Большую часть их можно найти в официальных школьных документах). К этим сведениям относятся следующие: * наименование класса, школы; * численность класса; * продолжительность его существования (менялся ли состав, как давно и каким образом), возрастной и половой состав; * наличие учащихся, имеющих трудности в учебе; * особенности классного руководства (общее время работы с коллективом, преподаваемый классным руководителем предмет). Эта информация поможет разобраться в особенностях совместной деятельности класса, отношении к ней ребят; выявить наличие традиций и их роль в развитии класса; определить степень влияния классного руководителя на формирование и развитие классного коллектива и пр. 2.Психологическая структура класса (отражает прежде всего взаимоотношения между его членами). В этом разделе даются характеристики: * официального актива класса; * неофициальных лидеров; * их взаимоотношений; * пассивной части класса; * группировок, существующих в классе. При характеристике официально выбранного актива следует отметить, действительно ли он обеспечивает руководство работой класса, или нет; и в том и в другом случае необходимо указать причины сложившегося положения. Для выявления неофициального актива класса, наряду с использованием традиционного метода наблюдения и беседы, может применяться социометрия. Здесь следует отметить, какое влияние оказывает лидер на класс (отрицательное или положительное, явное или скрытое, в каких ситуациях и видах деятельности), Особо следует остановиться на взаимоотношениях официальных и неофициальных лидеров (совпадают, активно взаимодействуют, противодействуют друг другу) и попытаться выявить причину существующих отношений. При характеристике основной части класса большое внимание следует уделить пассивным, избегаемым или изолированным ученикам. При этом следует выяснить, во всех ли ситуациях эти дети проявляют пассивность, в чем причина такого поведения в классе. Для выявления группировок, существующих в классе, также может быть использована социометрия. Здесь следует остановиться на причинах их появления, характеристике взаимодействия (противоречие, взаимопомощь, сосуществование без установления эмоционального контакта). Эта часть характеристики класса должна дать информацию о характере совместной деятельности, причинах, затрудняющих ее, путях ее оптимизации. 3.Характеристика лидеров класса (основная цель этого раздела - выявить причины, по которым тот или иной ученик становится лидером класса). Раздел должен содержать следующие сведения: * какие качества личности способствовали выделению ученика как лидера (характер, темперамент, критичность, коммуникативность, организаторские способности, доброта, отзывчивость и т.д.); * какие обязанности способствовали или противодействовали его выдвижению; * является ли данный школьник выразителем мнений, взглядов, интересов всего класса или определенной группировки. При сборе этой информации можно использовать специальные методики, диагностирующие уровень развития различных психических качеств. 4. Характеристики взглядов, интересов, убеждений школьников. Вданном разделе следует указать: * наличие общих интересов; * преобладающие мотивы совместной деятельности; * наличие сформировавшихся взглядов и убеждений; * наличие общественного мнения; * сформированность профессиональных интересов; * преобладающие мотивы выбора профессии. Каждый вывод необходимо подтверждать конкретными примерами из жизни класса (участие в общешкольных и классных делах, реакция на события в классе, школе, стране, за рубежом).
5. Характеристика уровня развития коллектива (этот раздел являетсяобобщающим, при его написании используются данные предыдущих разделов). В нем отмечаются следующие моменты: · роль классного руководителя, актива и отдельных членов класса в организации учебных, трудовых, общественных мероприятий (указывается, чья активность преобладает, какие задачи, кем решаются и т.д.); · сплоченность коллектива (наличие или отсутствие противоборствующих группировок, наличие традиций и общественного мнения); · интеллектуальное единство класса (умение самостоятельно принимать обдуманное решение, прийти к общему мнению в результате обсуждения, правильная оценка положительных и отрицательных качеств класса, отношение к критическим замечаниям в свой адрес и пр.); · эмоциональное единство класса (общий эмоциональный настрой, взаимная симпатия, сопереживание друг другу, готовность к принятию новых членов, отношение к другим группам и коллективам, причисление своего класса к более широкому коллективу, совместное переживание успехов и неудач и пр.); волевое единство класса (умение создавать высокий уровень напряжения физических и духовных сил для решения общих задач, преодоление препятствий, реакция на неудачи и удачи, умение доводить дело до конца и т.д.). Раздел завершается выводом об уровне (стадии) развития класса как коллектива (высокий, средний, низкий) и динамике его развития (подъем, спад, застой). Вторая часть характеристики посвящена практическим рекомендациям по использованию полученной информации. Здесь необходимо отметить: · какие психологические умения можно использовать в деятельности классного руководителя по организации учебно-трудовой и общественной жизни класса; · как наиболее эффективно использовать лидеров в учебном и воспитательном процессе; · какие коррективы и какими способами можно внести в процесс развития личности школьников данного класса; · как организовать дальнейшее развитие учебных и профессиональных интересов школьников; · как содействовать формированию и развитию общественного мнения, убеждений, мировоззрения в классе; каковы перспективы развития класса как коллектива и в чем заключается роль учителя (классного коллектива) при управлении этим процессом, каковы конкретные пути и средства управления.
Здесь же необходимо отметить, что сделано самим практикантом по реализации предлагаемых рекомендаций.
V. ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ РЕФЛЕКСИИ УЧИТЕЛЯ* (с помощью методики Лири)
Как уже отмечалось выше, огромную роль в успешности деятельности учителя играют его рефлексивно-перцептивные умения, к которым относятся: * познание собственных индивидуально-психологических особенностей, * оценка своего психического состояния, * возможность осуществлять разностороннее восприятие и адекватное познание личности учащегося и др. Для оценки и развития этих рефлексивно-перцептивных умений предлагается использовать широко известные, выделенные Т.Лири, типы поведения.
Инструкция: Перед Вами опросник, содержащий различные характеристики. Следует внимательно прочесть каждую и подумать, соответствует ли она Вашему представлению о себе. Если «да», то в специальной сетке, предназначенной для регистрации Ваших ответов, перечеркните крестом «соответствующую порядковому номеру характеристики цифру. Если - «нет», то не делайте никаких пометок на регистрационном листе. Постарайтесь проявить максимальную внимательность и откровенность.
Итак, какой Вы человек? 1. Умеет нравится 2. Производит впечатление на окружающих 3. Умеет распоряжаться, приказывать 4. Умеет настоять на своем 5. Обладает чувством достоинства 6. Независимый 7. Способен сам позаботиться о себе 8. Может проявить безразличие 9. Способен быть суровым 10. Строгий, но справедливый 11. Может быть искренним 12. Критичен к другим 13. Любит поплакаться 14. Часто печален 15. Способен проявлять недоверие 16. Часто разочаровывается 17. Способен быть критичным к себе 18. Способен признать свою неправоту 19. Охотно подчиняется 20. Покладистый 21. Благодарный 22. Восхищающийся и склонный к подражанию 23. Уважительный 24. Ищущий одобрения 25. Способный к сотрудничеству, взаимопомощи 26. Стремится ужиться с другими 27. Доброжелательный 28. Внимательный и ласковый 29. Деликатный 30. Ободряющий 31. Отзывчивый к призывам о помощи 32. Бескорыстный 33. Способен вызвать восхищение 34. Пользуется у других уважением 35. Обладает талантом руководителя 36. Любит ответственность 37. Уверенный в себе 38. Самоуверен и напорист 39. Деловитый, практичный 40. Соперничающий 41. Стойкий и крутой, где надо 42. Неумолимый, но беспристрастный 43. Раздражительный 44. Открытый и прямолинейный 45. Не терпит, чтобы им командовали 46. Скептичен 47. На него трудно произвести впечатление 46. Обидчивый, щепетильный 49. Легко смущается 50. Неуверенный в себе 51. Уступчивый 52. Скромный 53. Часто прибегает к помощи другим 54. Очень почитает авторитеты 55: Охотно принимает советы 56. Доверчив и стремится радовать других 57. Всегда любезен в обхождении 58. Дорожит мнением окружающих 59. Общительный и уживчивый 60. Добросердечный 61. Добрый, вселяющий уверенность 62. Нежный и мягкосердечный 63. Любит заботиться о других 64. Щедрый 65. Любит давать советы 66. Производит впечатление значительности 67. Начальственно-повелительный 68. Властный 69. Хвастливый 70. Надменный и самодовольный 71. Думает только о себе 72. Хитрый 73. Нетерпимый к ошибкам других 74. Расчетливый 75. Откровенный 76. Часто недружелюбен 77. Озлоблен 78. Жалобщик 79. Ревнивый 80. Долго помнит обиды 81. Склонный к самобичеванию 82. Застенчивый 83. Безынициативный 84. Кроткий 85. Зависимый, несамостоятельный 86. Любит подчиняться 87. Предоставляет другим принимать решения 88. Легко попадает впросак 89. Легко поддается влиянию друзей 90. Готов довериться любому 91. Благорасположен ко всем без разбора 92. Всем симпатизирует 93. Прощает все 94. Переполнен чрезмерным сочувствием 95. Великодушен и терпим к недостаткам 96. Стремится помочь каждому 97. Стремящийся к успеху 98. Ожидает восхищения от каждого 99. Распоряжается другими 100. Деспотичный 101. Относится к окружающим с чувством превосходства 102. Тщеславный 103. Эгоистичный 104. Холодный, черствый 105. Язвительный, насмешливый 106. Злой, насмешливый 107. Часто гневлив 108. Бесчувственный, равнодушный 109. Злопамятный 110. Проникнут духом противоречия 111. Упрямый 112. Недоверчивый и подозрительный 113. Робкий 114. Стыдливый 115. Услужливый 116. Мягкотелый 117. Почти никому не возражает 118. Ненавязчивый 119. Любит, чтобы его опекали 120. Чрезмерно доверчив 121. Стремится снискать расположение каждого 122. Со всем соглашается 123. Всегда со всеми дружелюбен 124. Всех любит 125. Слишком снисходителен к окружающим 126. Стремится утешить каждого 127. Заботится о других в ущерб себе 128. Портит людей чрезмерной добротой.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 552; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.206.84 (0.009 с.) |