IV.3. Определение преобладания типа темперамента



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

IV.3. Определение преобладания типа темперамента



(по А.Белову)

Темпераментом называют совокупность индивидуально-своеобразных природных качеств, определяющих динамические особенности психики человека. К основным свойствам темперамента относятся: сензитивность, реактивность, активность, баланс реактивности и активности, темп реакции, пластичность - ригидность, экстраверсия - интроверсия, эмоциональная возбудимость.

От других явлений, динамизирующих психику, таких, как настроения, мотивы, социальное давление и пр., темперамент отличается рядом только ему присущих особенностей:

а) онтогенетическая первичность (если наблюдаемая у взрослого динамическая особенность была присуща ему в раннем детстве, то она, несомненно, относится к свойствам его темперамента);

б) устойчивость, состоящая в том, что свойства темперамента в течение длительного времени не меняют своей относительной величины, ранговых мест в системе свойств человека;

в) к темпераменту относятся лишь такие динамические особенности, которые в обычных условиях жизни, проявляются наиболее часто и наиболее типичны для данного человека;

г) свойства темперамента проявляются даже в таких условиях, которые для них мало благоприятны.

Свойства темперамента сочетаются не случайно. Они закономерно связаны между собой, образуя определенные структуры, характеризующие типытемперамента: сангвинический, холерический, флегматический и меланхолический.

Темперамент отражает динамические характеристики деятельности и поведения человека, что выражается не столько в их конечном результате, сколько в их течении.

И. П. Павлов считал, что темперамент - это генотип, т. е. прирожденная, природная особенность нервной системы.

Высшая нервная деятельность характеризуется различным соотношением двух основных процессов - возбуждения и торможения.

Возбуждение - это функциональная активность нервных клеток центров коры головного мозга.

Торможение - это затухание активности нервных клеток и центров коры головного мозга.

Нервные процессы возбуждения и торможения характеризуются силой, уравновешенностью и подвижностью.

Сила нервных процессов характеризует нервную систему человека с точки зрения способности выдерживать влияние раздражителей внешней среды.

Уравновешенность нервных процессов указывает на особенности соотношения процессов возбуждения и торможения у человека.

Подвижность нервных процессов показывает способность возбуждения и торможения быстро сменяться один другим.;

Различные сочетания этих показателей присущи различным типам ВНД человека.

И. П. Павлов выделял четыре ярко выраженных типа ВНД и в соответствии с этим четыре вида темперамента.

1. Сильный. У человека, которому он свойствен, процессы возбуждения и торможения сильные. Между ними существует равновесие. Этому типу ВНД соответствует сангвинический темперамент.

2. Безудержный. Возбуждение и торможение очень сильные и подвижные. Однако эти процессы не уравновешены. Этому типу ВНД соответствуетхолерический темперамент.

3. Инертный. Процессы возбуждения и торможения сильные, уравновешенные, но малоподвижные. Этому типу ВНД соответствуетфлегматический темперамент.

4. Слабый. Процессы возбуждения и торможения протекают слабо. Они малоподвижны, не уравновешены. Этот тип ВНД соответствует меланхолическому темпераменту.

 

Сангвиник. Сангвиник обычно отличается быстрым и эффективным мышлением, находится в хорошем расположении духа.

Сангвиник быстро и легко приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми, общителен.

Чувства у сангвиника легко возникают и сменяются. Его мимика богатая. Подвижная, выразительная.

При отсутствии серьезных целей, глубоких мыслей, творческой деятельности у сангвиника вырабатываются поверхностность и непостоянство.

Холерик. Действия холерика резки, порывисты. Он отличается повышенной впечатлительностью, возбудимостью, большой эмоциональностью. Часто выглядит самонадеянным, высокомерным.

Без труда дающееся сангвинику чувство душевного равновесия холерику совершенно незнакомо: он обретает покой только в самой напряженной деятельности.

Проявление холерического темперамента в значительной мере зависит от направленности личности. У людей с общественными интересами он проявляется в инициативности, энергии, принципиальности. Там, где нет богатства духовной жизни, холерический темперамент часто проявляется отрицательно - в раздражительности, аффективности.

Флегматик. Флегматику, как правило, совершенно чужда тревога. Его обычное состояние - спокойствие, тихая удовлетворенность окружающим.

Новые формы поведения у флегматика вырабатываются медленно, но являются стойкими. Обычно флегматик ровен и спокоен, он редко выходит из себя, не склонен к аффектам.

В зависимости от условий в одних случаях у флегматика могут возникнуть положительные черты: выдержка, глубина мыслей и т. д., в других - вялость и безучастность к окружающему, лень и безволие.

Меланхолик. Меланхолика отличают стесненность в движениях, колебания и осторожность в решениях.

Реакция меланхолика часто не соответствует силе раздражителя, особенно сильно у него внешнее торможение. Ему трудно долго на чем-то сосредоточиться. Сильные воздействия часто вызывают у меланхолика продолжительную тормозную реакцию. В нормальных условиях жизни меланхолик - человек глубокий, содержательный.

При неблагоприятных условиях меланхолик может превратиться в замкнутого, боязливого, тревожного человека.

Изучение темперамента человека может быть либо поверхностным, направленным на общую характеристику и определение типа темперамента, либо углубленным, ориентированным на раскрытие внутренней организации симптомокомплекса свойств, входящих в структуру темперамента. В обоих случаях может быть использован весь набор методов психологического исследования.

Инструкция:

Отметьте, используя предложенный перечень, черты, ярко проявляющиеся в поведении учащегося:

 

Холерик

1) неусидчивость, суетливость;

2) невыдержанность, вспыльчивость;

3) нетерпеливость;

4) резкость и прямолинейность в отношениях с людьми;

5) решительность и инициативность;

6) упрямство;

7) находчивость в споре;

8) неритмичность в работе;

9) склонность к риску;

10) незлопамятность, необидчивость;

11) быстрота и страстность речи;

12) неуравновешенность и склонность к горячности;

13) нетерпимость к недостаткам;

14) агрессивность забияки;

15) выразительность мимики;

16) способность быстро действовать и решать;

17) неустанное стремление к новому;

18) обладание резкими, порывистыми движениями;

19) настойчивость в достижении поставленной цели;

20) склонность к, резким сменам настроения;

2.Сангвиник:

1)жизнерадостность;

2)энергичность и деловитость;

4) недоведение начатого дела до конца;

5) склонность переоценивать себя;

6) способность быстро схватывать новое;

7) неустойчивость в интересах и склонностях;

8) легкое переживание неудачи и неприятностей;

9) легкое приспосабливание к разным обстоятельствам;

10) увлеченность любым делом;

11) быстрое остывание, когда дело перестает интересовать;

12) быстрое включение в новую работу и переключение с одного вида работы на другой;

13) тяготение однообразной, будничной, кропотливой работой;

14) общительность и отзывчивость, не скованность в общении с другими людьми;

15) выносливость и работоспособность;

16) громкая, быстрая, отчетливая речь;

17) сохранение самообладания в неожиданной, сложной ситуации;

18) обладание всегда добрым настроением;

19) быстрое засыпание и пробуждение;

20) частая несобранность, поспешность в решениях;

21) склонность иногда скользить по поверхности, отвлекаясь;

 

Флегматик

1) спокойствие и хладнокровие;

2) последовательность и обстоятельность в делах;

3) осторожность и рассудительность;

4) умение ждать;

5) молчаливость, нежелание болтать попусту;

6) обладание спокойной, равномерной речью, без резко выраженных эмоций, жестикуляций и мимики;

7) сдержанность и терпеливость;

8) доведение начатого дела до конца;

9) умение использовать свои силы в дело (не растрачивать их попусту);

10) строгое придерживание выработанного распорядка жизни, системы в работе;

11) легкое сдерживание порывов;

12) маловосприимчивость к одобрению и порицанию;

13) незлобивость, проявление снисходительного отношения к колкостям в свой адрес;

14) постоянство в своих отношениях и интересах;

15) медленное включение в работу и переключение с одного вида работы на другой;

16) ровность в отношении со всеми;

17) аккуратность и порядок во всем;

18) трудное приспособление к новой обстановке;

19) обладание выдержкой;

20) постепенное схождение с новыми людьми.

 

4.Меланхолик

 

1) стеснительность и застенчивость;

2) растерянность в новой обстановке;

3) затруднительность в установлении контактов с незнаковыми людьми;

4) неверие в свои силы;

5) легкое перенесение одиночества;

6) чувство подавленности и растерянности при неудачах;

7) склонность уходить в себя;

8) быстрая утомляемость;

9) обладание слабой, тихой речью, иногда снижающейся до шепота;

10) невольное приспособление к характеру собеседника;

11) впечатлительность до слезливости;

12) чрезвычайная восприимчивость к одобрению и порицанию;

13) предъявление высоких требований к себе и окружающим;

14) склонность к подозрительности, мнительности;

15) беспечная чувствительность и легкая ранимость;

16) чрезмерная обидчивость;

17) скрытность и необщительность, нежелание делиться своими мыслями;

18) малоактивность и робость;

19) безропотность и покорность;

20) стремление вызвать сочувствие и помощь окружающих.

 

Обработка результатов:

1. Подсчитать количество плюсов по каждой карточке отдельно.

2. Вычислить процент положительных ответов по каждому типу темперамента:

 

Х = А1/А х 100 % ф = А3/А х 100 %

С = А2/ А х 100 % М = А4/ А х 100 %

 

где: X, С, Ф, М - типы темперамента,

А1, А2, АЗ, А4 - число положительных ответов по карточкам,

А - общее число положительных ответов по четырем карточкам.

Для наглядности результат может быть представлен в виде «Формулы темперамента»

 

 

IV.4. Изучение особенностей характера

Характер - это психическое свойство личности, определяющее линию поведения человека и выражающееся в его отношениях к окружающему миру, труду, другим людям, к самому себе.

Характер представляет собойсовокупность сравнительно устойчивых и постоянно проявляющихся черт и качеств личности, которые обусловливают особенности его индивидуального и социального поведения и взаимодействия с другими людьми.

Знать характер человека - значит знать те существенные его черты, которые с определенной логикой и внутренней последовательностью проявляются в поступках человека. Знание характера конкретного индивида позволяет с большой вероятностью предвидеть его поведение и тем самым корректировать ожидаемые действия и поступки. Характер складывается и проявляется в деятельности и общении и представляет собой единство индивидуального и типического.

Своеобразие характера человека проявляется в системе его отношений к действительности: к другим людям (общительность - замкнутость, правдивость - лживость, тактичность - грубость); к делу (ответственность - недобросовестность, трудолюбие - леность); к себе (скромность - бахвальство, гордость - униженность); к имуществу (щедрость - жадность, бережливость - расточительность).

Характер тесно связан с моралью, убеждениями и мировоззрением. Благодаря этой связи черты характера определяют социальную позицию индивида, обусловленную системой ценностей, носителем которой является сам индивид.

Относительная устойчивость характера не исключает его высокой пластичности, что имеет большое значение для его целенаправленного формирования.

Иногда отдельные черты приобретают крайнюю заостренность, настолько сильную выраженность, что становятся слабым звеном характера. При экстремальных воздействиях фрустрирующих обстоятельств возникает дезадаптация индивида, связанная с нарушением свойственных этой черте характера отношений. Такие крайне варианты нормального развития характера называют акцентуациями. Поскольку поведенческие проявления акцентуированного характера внешне сходны с симптомами его патологии, учителю необходимо четко различать патологию и акцентуацию характера.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.132.225 (0.021 с.)