Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Уровни сформированности действий контроля

Поиск

 

Уровни Название уровня Основной диагностический признак Дополнительные диагностические признаки
1. Отсутствие контроля Учебные действия не контролируются, не соотносятся со схемой; допущенные ошибки не замечаются и не исправляются даже в отношении многократно повторенных действий Не умеет обнаружить и исправить ошибку даже по просьбе учителя в отношении многократно повторенных действий; часто допускает одни и те же ошибки; некритически относится к исправленным ошибкам в своих работах и не замечает ошибок других учеников
2. Контроль на уровне непроизвольного внимания В отношении многократно повторенных действий может, хотя и не систематически, неосознанно фиксировать факт расхождения действий и непроизвольно запомненной схемы; заметив и исправив ошибку, не может обосновать своих действий Действуя как бы неосознанно, предугадывает правильное направление действий; часто допускает одни и те же ошибки; сделанные ошибки исправляет неуверенно; в малознакомых действиях ошибки допускает чаще, чем в знакомых и не исправляет
3. Потенциальный контроль на уровне произвольного внимания При выполнении нового действия введенная схема его осознается, однако затруднено одновременное выполнение учебных действий и их соотнесение со схемой; ретроспективно такое соотнесение проделывает, ошибки исправляет и обосновывает В процессе решения задачи не использует усвоенную схему, а после ее решения, в особенности по просьбе учителя может соотнести его со схемой, найти и исправить ошибки; в многократно повторенных действиях ошибок не допускает и легко их исправляет
4. Актуальный контроль на уровне произвольного внимания Непосредственно в процессе выполнения действия ученик ориентируется на усвоенную им обобщенную его схему и успешно соотносит с ней процесс решения задачи, почти не допуская ошибок Допущенные ошибки обнаруживаются и исправляются самостоятельно, правильно объясняет свои действия; осознанно контролирует процесс решения задачи другими учениками; столкнувшись с новой задачей, не может скорректировать применяемую схему, не контролирует ее адекватность новым условиям
5. Потенциальный рефлексивный контроль Решая новую задачу, успешно применяет к ней старую, неадекватную схему, однако с помощью учителя обнаруживает неадекватность схемы новым условиям и пытается внести в действия коррективы Задания, соответствующие схеме, выполняются уверенно и безошибочно. Без помощи учителя не может обнаружить несоответствие усвоенной схемы новым условиям
6. Актуальный рефлексивный контроль Решая новую задачу, самостоятельно обнаруживает ошибки, вызванные несоответ-ствием схемы и новых условий задач и самостоятельно вносит коррективы в схему, совершая действия безошибочно Успешно контролирует не только соответствие выполняемых действий их схеме, но и соответствие самой схемы изменившимся условиям задачи; в ряде случаев вносит коррекции в схему действий еще до начала их фактического выполнения

 

Уровни сформированности действия оценки

 

Уровни Название уровня Основной диагностический признак Дополнительные диагностические признаки
1. Отсутствие оценки Ученик не умеет, не пытается, и не испытывает потребности в оценке своих действий ни самостоятельно, ни даже по просьбе учителя   Всецело полагается на отметку учителя, воспринимает ее некритически (даже в случаи явного занижения), не воспринимает аргументацию отметки; не может оценить свои возможности относительно решения поставленной задачи
2. Неадекватная ретроспективная оценка Ученик не умеет, не пытается оценить свои действия, но испытывает потребность в получении внешней оценки своих действий, ориентирован на отметки учителя Пытаясь по просьбе учителя оценить свои действия, ориентируется не на их содержание, а на внешние особенности решения задачи
3. Адекватная ретроспективная оценка Умеет самостоятельно оценить свои действия и содержательно обосновать правильность или ошибочность результата, соотнося его со схемой действия Критически относится к отметкам учителя (в том числе и к завышенным); не может оценить своих возможностей перед решением новой задачи и не пытается этого делать; может оценить действия других учеников
4. Неадекватная прогностическая оценка Приступая к решению новой задачи, пытается оценить свои возможности относительно ее решения, однако при этом учитывает лишь факт ее знакомости или незна-комости, а не возможности изменения известных ему способов действия Свободно и аргументировано оценивает уже решенные им задачи; пытаясь оценивать свои возможности в решении новых задач, часто допускает ошибки, учитывает лишь внешние признаки задач, а не ее структуру; не может этого сделать до решения задачи даже с помощью учителя
5. Потенциально-адекватная прогностическая оценка Приступая к решению новой задачи может с помощью учителя, но не самостоятельно оценить свои возможности в ее решении, учитывая возможные изменения известных ему способов действия Может с помощью учителя, но не самостоятельно обосновать свою возможность или невозможность решить стоящую перед ним задачу, опираясь на анализ известных ему способов действия; делает это неуверенно, с трудом
6. Актуально-адекватная прогностическая оценка Приступая к решению новой задачи может самостоятельно оценить свои возможности в ее решении, учитывая воз-можное изменение извест-ных ему способов действия Самостоятельно обосновывает еще до решения задачи свою возможность или невозможность ее решать, исходя из четкого осознания специфики усвоенных им способов и их вариаций, а также границ их применения

V. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНЫХ УМЕНИЙ

(автор: И.Я.Лернер)

 

1-я группа: организационно-учебные умения:

· осознавать и определять цели задания;

· планировать условия и последовательность работы разной степени продолжительности;

· контролировать соответствие плана цели задания;

· составлять простой и сложный план;

· контролировать точность высказанной мысли;

· участвовать в коллективной познавательной деятельности в роли ведущего или рядового;

· консультировать;

· выбирать существенные условия, обеспечивающие учебные действия;

· проверять по ходу и после работы ее рациональность, возможности ее корректирования и совершенствования;

· соблюдать гигиену умственного труда.

 

2-я группа: практические учебные умения:

· беглое чтение;

· беглое письмо;

· умение слушать, сосредоточиваться на слушании;

· библиографические умения;

· пользоваться справочными материалами;

· составлять конспекты;

· работать с графиками, таблицами, картами;

· составлять строгие алгоритмы;

· пользоваться обобщенными схемами действия;

· обращаться к вариативным способам действия;

· осуществлять мнемонические действия;

· графически изображать мысль;

· планировать построение простых опытов;

· выполнять действия точно и аккуратно;

· связно, последовательно пересказывать;

· выбирать объект для наблюдения, быстро подмечать детали;

· повторять учебный материал;

· строить способы контроля над ходом и результатами деятельности в зависимости от условий.

 

3-я группа: интеллектуальные учебные умения:

· выделять главное в тексте;

· составлять тезисы сообщения;

· составлять рецензии на статью, литературное произведение, выступление;

· формулировать проблему, подлежащую решению;

· составлять свои комментарии к тексту или конспекту;

· воспринимать цепь суждений из 2-4 (и больше!) звеньев;

· выделять элементы изучаемого объекта, важные для данной задачи;

· выявлять обобщенный принцип действия;

· мысленно проигрывать варианты мысли, решений;

· переформулировать идеи в разных вариантах;

· вызывать ассоциации в связи с темой осмысления;

· восстанавливать в памяти содержание на основе логического выведения из наличных знаний;

· контролировать логику развертывания чужой и своей мысли;

· систематизировать данные из нескольких источников информации;

· конкретизировать обобщенную идею в необходимой (заданной) логике;

· пользоваться логическими схемами изложения и распределять знания по их пунктам

· определять состав выполненного и предстоящего действия;

· определять круг вопросов обсуждаемой темы;

· рефлексировать по поводу своей познавательной деятельности;

· иерархизировать акты познавательной деятельности;

· построить объяснение объекта;

· преобразовывать объяснения в зависимости от целей, условий, адресата;

· опознавать виды связей (причинно-следственных, функциональных, генетических);

· самостоятельно формулировать определения понятий;

· по определению строить вытекающий из него способ деятельности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 547; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.211.41 (0.006 с.)