Уровни сформированности действий контроля 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Уровни сформированности действий контроля



 

Уровни Название уровня Основной диагностический признак Дополнительные диагностические признаки
1. Отсутствие контроля Учебные действия не контролируются, не соотносятся со схемой; допущенные ошибки не замечаются и не исправляются даже в отношении многократно повторенных действий Не умеет обнаружить и исправить ошибку даже по просьбе учителя в отношении многократно повторенных действий; часто допускает одни и те же ошибки; некритически относится к исправленным ошибкам в своих работах и не замечает ошибок других учеников
2. Контроль на уровне непроизвольного внимания В отношении многократно повторенных действий может, хотя и не систематически, неосознанно фиксировать факт расхождения действий и непроизвольно запомненной схемы; заметив и исправив ошибку, не может обосновать своих действий Действуя как бы неосознанно, предугадывает правильное направление действий; часто допускает одни и те же ошибки; сделанные ошибки исправляет неуверенно; в малознакомых действиях ошибки допускает чаще, чем в знакомых и не исправляет
3. Потенциальный контроль на уровне произвольного внимания При выполнении нового действия введенная схема его осознается, однако затруднено одновременное выполнение учебных действий и их соотнесение со схемой; ретроспективно такое соотнесение проделывает, ошибки исправляет и обосновывает В процессе решения задачи не использует усвоенную схему, а после ее решения, в особенности по просьбе учителя может соотнести его со схемой, найти и исправить ошибки; в многократно повторенных действиях ошибок не допускает и легко их исправляет
4. Актуальный контроль на уровне произвольного внимания Непосредственно в процессе выполнения действия ученик ориентируется на усвоенную им обобщенную его схему и успешно соотносит с ней процесс решения задачи, почти не допуская ошибок Допущенные ошибки обнаруживаются и исправляются самостоятельно, правильно объясняет свои действия; осознанно контролирует процесс решения задачи другими учениками; столкнувшись с новой задачей, не может скорректировать применяемую схему, не контролирует ее адекватность новым условиям
5. Потенциальный рефлексивный контроль Решая новую задачу, успешно применяет к ней старую, неадекватную схему, однако с помощью учителя обнаруживает неадекватность схемы новым условиям и пытается внести в действия коррективы Задания, соответствующие схеме, выполняются уверенно и безошибочно. Без помощи учителя не может обнаружить несоответствие усвоенной схемы новым условиям
6. Актуальный рефлексивный контроль Решая новую задачу, самостоятельно обнаруживает ошибки, вызванные несоответ-ствием схемы и новых условий задач и самостоятельно вносит коррективы в схему, совершая действия безошибочно Успешно контролирует не только соответствие выполняемых действий их схеме, но и соответствие самой схемы изменившимся условиям задачи; в ряде случаев вносит коррекции в схему действий еще до начала их фактического выполнения

 

Уровни сформированности действия оценки

 

Уровни Название уровня Основной диагностический признак Дополнительные диагностические признаки
1. Отсутствие оценки Ученик не умеет, не пытается, и не испытывает потребности в оценке своих действий ни самостоятельно, ни даже по просьбе учителя   Всецело полагается на отметку учителя, воспринимает ее некритически (даже в случаи явного занижения), не воспринимает аргументацию отметки; не может оценить свои возможности относительно решения поставленной задачи
2. Неадекватная ретроспективная оценка Ученик не умеет, не пытается оценить свои действия, но испытывает потребность в получении внешней оценки своих действий, ориентирован на отметки учителя Пытаясь по просьбе учителя оценить свои действия, ориентируется не на их содержание, а на внешние особенности решения задачи
3. Адекватная ретроспективная оценка Умеет самостоятельно оценить свои действия и содержательно обосновать правильность или ошибочность результата, соотнося его со схемой действия Критически относится к отметкам учителя (в том числе и к завышенным); не может оценить своих возможностей перед решением новой задачи и не пытается этого делать; может оценить действия других учеников
4. Неадекватная прогностическая оценка Приступая к решению новой задачи, пытается оценить свои возможности относительно ее решения, однако при этом учитывает лишь факт ее знакомости или незна-комости, а не возможности изменения известных ему способов действия Свободно и аргументировано оценивает уже решенные им задачи; пытаясь оценивать свои возможности в решении новых задач, часто допускает ошибки, учитывает лишь внешние признаки задач, а не ее структуру; не может этого сделать до решения задачи даже с помощью учителя
5. Потенциально-адекватная прогностическая оценка Приступая к решению новой задачи может с помощью учителя, но не самостоятельно оценить свои возможности в ее решении, учитывая возможные изменения известных ему способов действия Может с помощью учителя, но не самостоятельно обосновать свою возможность или невозможность решить стоящую перед ним задачу, опираясь на анализ известных ему способов действия; делает это неуверенно, с трудом
6. Актуально-адекватная прогностическая оценка Приступая к решению новой задачи может самостоятельно оценить свои возможности в ее решении, учитывая воз-можное изменение извест-ных ему способов действия Самостоятельно обосновывает еще до решения задачи свою возможность или невозможность ее решать, исходя из четкого осознания специфики усвоенных им способов и их вариаций, а также границ их применения

V. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНЫХ УМЕНИЙ

(автор: И.Я.Лернер)

 

1-я группа: организационно-учебные умения:

· осознавать и определять цели задания;

· планировать условия и последовательность работы разной степени продолжительности;

· контролировать соответствие плана цели задания;

· составлять простой и сложный план;

· контролировать точность высказанной мысли;

· участвовать в коллективной познавательной деятельности в роли ведущего или рядового;

· консультировать;

· выбирать существенные условия, обеспечивающие учебные действия;

· проверять по ходу и после работы ее рациональность, возможности ее корректирования и совершенствования;

· соблюдать гигиену умственного труда.

 

2-я группа: практические учебные умения:

· беглое чтение;

· беглое письмо;

· умение слушать, сосредоточиваться на слушании;

· библиографические умения;

· пользоваться справочными материалами;

· составлять конспекты;

· работать с графиками, таблицами, картами;

· составлять строгие алгоритмы;

· пользоваться обобщенными схемами действия;

· обращаться к вариативным способам действия;

· осуществлять мнемонические действия;

· графически изображать мысль;

· планировать построение простых опытов;

· выполнять действия точно и аккуратно;

· связно, последовательно пересказывать;

· выбирать объект для наблюдения, быстро подмечать детали;

· повторять учебный материал;

· строить способы контроля над ходом и результатами деятельности в зависимости от условий.

 

3-я группа: интеллектуальные учебные умения:

· выделять главное в тексте;

· составлять тезисы сообщения;

· составлять рецензии на статью, литературное произведение, выступление;

· формулировать проблему, подлежащую решению;

· составлять свои комментарии к тексту или конспекту;

· воспринимать цепь суждений из 2-4 (и больше!) звеньев;

· выделять элементы изучаемого объекта, важные для данной задачи;

· выявлять обобщенный принцип действия;

· мысленно проигрывать варианты мысли, решений;

· переформулировать идеи в разных вариантах;

· вызывать ассоциации в связи с темой осмысления;

· восстанавливать в памяти содержание на основе логического выведения из наличных знаний;

· контролировать логику развертывания чужой и своей мысли;

· систематизировать данные из нескольких источников информации;

· конкретизировать обобщенную идею в необходимой (заданной) логике;

· пользоваться логическими схемами изложения и распределять знания по их пунктам

· определять состав выполненного и предстоящего действия;

· определять круг вопросов обсуждаемой темы;

· рефлексировать по поводу своей познавательной деятельности;

· иерархизировать акты познавательной деятельности;

· построить объяснение объекта;

· преобразовывать объяснения в зависимости от целей, условий, адресата;

· опознавать виды связей (причинно-следственных, функциональных, генетических);

· самостоятельно формулировать определения понятий;

· по определению строить вытекающий из него способ деятельности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 517; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.69.151 (0.014 с.)