Понятие памяти и виды памяти



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие памяти и виды памяти



План

Введение………………………………………………………………………..….3

Глава 1 Теоретическая часть

1.1Понятие памяти и виды памяти………………………………………………4

1.2 Изменения и нарушения памяти…………………………………………….7

Глава 2 Практическая часть

2.1 Болезнь Альцгеймера как основная деменция у лиц пожилого возраста. Лечение и уход.......................................................................................................14

2.2 Средства и упражнения для памяти…………………………………….…..17

2.3 Восстановление памяти по средствам медицинских препаратов………...22

Заключение……………………………………………………………...………..27

Список литературы………………………………………………………………28

Приложение (на диске)

Введение

Наш итоговый проект называется «Память и её расстройство у лиц пожилого возраста». Мы выбрали именно эту тему потому что, она нам показалась наиболее интересной, к тому же по этой теме множество интересной информации которую исследовали ученые и которая поможет нам в написании данного итогового проекта. Так как повышенная забывчивость является одной из наиболее распространенных жалоб у пожилых пациентов мы решили отразить суть данной темы в наиболее полном объеме. Мы волнуемся за своих бабушек и дедушек ведь снижение памяти в пожилом возрасте может быть как следствие физиологическим возрастным изменением ЦНС, так и патологическим симптомом целого ряда заболеваний головного мозга. Поэтому внимательный анализ характера мнестических нарушений имеет большое значение для ранней диагностики нейрогериатрических заболеваний и выбора правильной тактики лечения пациентов.

 

Целями итогового проекта являются:

1.Ознакомление с основными нарушениями памяти у лиц пожилого возраста.

2.Составление методов и способов улучшения и укрепления памяти у лиц пожилого возраста.

Объект исследования-лица пожилого возраста.

Предмет исследования- изменение и нарушение памяти у лиц пожилого возраста.

 

Глава1. Теоретическая часть

Понятие памяти и виды памяти

Память -это отражение в нашем сознании жизненного опыта. Она представляет собой вид мнестической деятельности, для которой характерны фиксация, сохранение и воспроизведение информации. Сила памяти зависит от степени концентрации внимания на поступающую информацию, эмоционального отношения (заинтересованности) к ней, а также от общего состояния человека, степени тренированности, характера психических процессов. Убежденность человека в том, что информация полезна, в сочетании с его повышенной активностью при ее запоминании, является важным условием для усвоения новых знаний.

Различают два вида фиксации: кратковременную память (следы внешних раздражений удерживаются в памяти до тех пор, пока существует источник сигналов, а затем угасает) и долговременную (информация сохраняется в памяти на долгие годы). Последняя является для человека источником знаний, опыта, навыков.

У человека различают моторную, или механическую, а также зрительную, слуховую, эмоциональную и смысловую память, причем какая-то из них обычно превалирует над другими. Механическое запоминание основано обычно на частом повторении одного и того же факта. Это самый непродуктивный и нестойкий вид памяти. Зрительная память базируется на наглядно-образном запоминании окружающей действительности, слуховая - преимущественно на звуковом, словесном. Когда запечатлевание поступающей информации имеет в своей основе выраженные эмоциональные переживания, речь идет о так называемой эмоциональной памяти. Наиболее устойчивой и качественной считается смысловая память, т.е. запоминание, основанное на установлении логической взаимосвязи, взаимозависимости явлений.

Вторая половина XX века характеризовалась значительными изменениями возрастной структуры населения с тенденцией к увеличению лиц пожилого и старческого возраста. В 2000 году в мире было около 400 миллионов человек в возрасте старше 65 лет. Ожидается, что к 2025 году эта возрастная группа может увеличиться до 800 миллионов. При этом от 50 до 75% пожилых людей жалуются на нарушения памяти.

Поскольку возраст является самым сильным и независимым фактором риска нарушений памяти и других высших мозговых (когнитивных, познавательных) функций, количество людей с подобными расстройствами увеличивается одновременно с ростом в популяции числа лиц пожилого возраста.

К высшим мозговым, или когнитивным (познавательным) функциям относятся наиболее сложные функции головного мозга, с помощью которых осуществляется процесс познания мира и обеспечивается целенаправленное взаимодействие с ним.

При наличии нарушений одной или нескольких из этих функций врачи используют термин “когнитивные расстройства”. Эти нарушения возникают вследствие различных заболеваний головного мозга и влияют на эффективность обучения, профессиональной, бытовой и социальной деятельности.

Память - одна из основных высших мозговых функций. Именно снижение памяти, забывчивость - в первую очередь беспокоит человека и постепенно начинает мешать осуществлению нормальной жизнедеятельности. Как правило, в начале заболевания нарушается кратковременная память на последние, только что произошедшие события жизни, также могут появляться неуверенность, страх, снижение настроения, изменения поведения. Снижение памяти проявляется в мелочах, таких как пропущенные встречи, потерянные предметы, когда человек забывает, зачем пришел в комнату, “что куда положил”. Многие из этих симптомов, к сожалению, являются нехарактерными, и только врач-специалист может распознать, являются ли данные жалобы проявлениями того или иного заболевания головного мозга и, при необходимости, назначить соответствующее лечение.

Если заболевание вовремя не распознается и адекватное лечение не назначено, потеря познавательных функций постепенно прогрессирует, приводя, в конечном итоге, к следующей фазе заболевания - развитию деменции. Этот термин происходит от латинского слова de mentos, означающего потерю разума. В этом случае, нарушения когнитивных функций выражены настолько, что приводят к затруднениям в обычной для больного бытовой, профессиональной и социальной деятельности. На этапе деменции пациент полностью или частично утрачивает свою независимость и самостоятельность, а при умеренной и тяжёлой деменции - нередко нуждается в постороннем уходе. Очень важно отметить, что деменция является результатом длительного, нередко многолетнего, прогрессирования различных заболеваний головного мозга, в том числе болезни Альцгеймера, сосудистой мозговой недостаточности. При этом, чем раньше начато правильное лечение, тем больших результатов можно добиться.

 

Глава 2. Практическая часть

Болезнь Альцгеймера как основная деменция у лиц пожилого возраста. Лечение и уход.

Слабоумие альцгеймерского типа проявляется расстройствами памяти, а также различными психическими расстройствами и нарушениями поведения. Эти проявления – следствие гибели мозгового вещества в результате образования белкового вещества, называемого амилоидом. Гибель мозговых клеток обуславливает уменьшение количества нейротрансмиттеров (медиаторов), в т. ч. ацетилхолина, недостаток которого затрудняет или полностью исключает возможность запоминания или припоминания какой-либо информации.

Некоторые исследователи считают, что отложение амилоида имеет генетические причины. За выработку этого вещества отвечает прежде всего ген 21-й хромосомы.

 

Течение болезни

Болезнь Альцгеймера длится от 6 до 15 лет, но она не является смертельной, а причиной смерти становятся различные осложнения после других заболеваний, например воспаления легких или мочевых путей. До сих пор не найдены препараты, эффективно препятствующие течению болезни, и мы не можем сказать, грозит ли нам получить её в наследство от одного из родственников.

В первой фазе болезни, иногда даже за несколько лет до постановки диагноза, возникают затруднения в усвоении новой информации, поскольку нарушается функция так называемой кратковременной памяти. Чаще всего это вызывает снижение познавательной активности, необходимость удваивать усилия, чтобы справиться с обыденными профессиональными обязанностями. Несмотря на повышенные энергетические затраты, результат их остается неудовлетворительным. Постепенно эти проблемы становятся все более актуальными: появляются нарушения долговременной памяти, когда, например, человек, любивший всегда готовить, не может припомнить, как испечь блины и т.д.

На первой стадии трудно обнаружить изменения в поведении пациента, особенно когда они на первый взгляд были вызваны стрессом и другими подобными факторами.

Со временем все осложняется – больной постоянно что-то ищет, не помнит, где он оставил свои вещи. После нахождения он прячет их в «безопасные» места (ключи в морозилку). Люди на этой стадии осознают, что с ними что-то происходит, иногда это сопровождается чувством потерянности, возникают сложности с построением речи, исчезает основная мысль в потоке мышления.

Во второй фазе болезни могут появиться нарушения восприятия пространства; больной блуждает, не может найти своего жилища. Возникают проблемы с выполнением повседневных обязанностей, больной утрачивает способность пользоваться привычными предметами, одеваться.

На третьей стадии болезни пациент не может запомнить никакой новой информации, независимо от ее сути. Процесс забывания начинает распространяться на события прошлого, начиная с того, что пациент усвоил в школе и кончая важнейшими событиями своей жизни, и именами ближайших родных. Наступает утрата всех способностей, включая речь.

Пациент не сигнализирует о необходимости выполнения основных физиологических потребностей, а его поведение бывает совершенно неадекватным окружающим обстоятельствам. В конце болезни наступает полная утрата сознания.

Основным симптомам болезни Альцгеймера могут сопутствовать неврологические проявления (заторможенность, мимические расстройства, напряженность мышц и др.).

Наблюдаются также психические расстройства (бред, галлюцинации). У некоторых больных отмечается повышенная двигательная активность. Примерно у 9% больных наблюдаются нарушения сексуального поведения.

Значительная часть больных (35-50%) проявляют агрессивность, что является результатом патологических изменений в мозге. Окружающий мир для больного совершенно непонятен, откуда и следует чувство угрозы.

 

Лечение и уход

Больной должен находиться под постоянным наблюдением невропатолога или психиатра. Сначала потребность в этом невелика, но со временем оно должно, к сожалению, стать постоянным. Даже на последних стадиях пациент чувствует себя лучше всего в домашних стенах. Дом необходимо приспособить к его потребностям, чтобы исключить возможность причинения ущерба себе и другим. Пока больной может читать, необходимо развесить карточки с названиями вещей и комнат. Необходимо следить за дверями, окнами, газовой плитой. Следует также запастись предметами для ухода за хроническими больными.

Желательно, если позволяет состояние больного, стимулировать его активность, позволяя делать приятные ему процедуры. Не очень интенсивная гимнастика позволит держать больного в удовлетворительной физической форме.

Для опекунов и для больных очень важно согласиться с диагнозом и неизбежным прогрессированием болезни, что позволяет рационально решить вопрос о создании близкому человеку оптимальных условий в материальном и психологическом плане.

Черника для памяти

Чернике приписывают очень много полезный свойств, она и уровень сахара в крови нормализует, и зрение улучшает и так далее. А совсем недавно ученые нашли еще одно достоинство у черники, она улучшает память. Пожилым людям в ходе научного эксперимента три месяца подряд давали сок свежей черники. Их память значительно улучшилась по сравнению с другой контрольной группой, которая принимала плацебо. Этот же эксперимент выявил, то, что черничный сок прекрасно борется с депрессией. И напоследок приятная новость, как считают врачи, что свежие ягоды черники, ничем не отличаются от замороженных ягод. Вспоминайте дорогу до вашего супермаркета и покупайте чернику.

Крепкий сон

Это не является новостью, что сон является лучшим лекарством от многих болезней. Это относится и к девичьей памяти. Потому что во время сладкого сна, полученная за день информация раскладывается по многочисленным полочкам, и переходит из временной памяти в глубокую. Такие перерывы, помогут вашему мозгу, значительно лучше усваивать полученную информацию. Но не стоит злоупотреблять этим.

 

Кофе полезен для памяти

Для улучшения памяти подходят кофе или чай. Чай может быть, как и зеленым, так и черным. Этот напиток сохраняет в клетках специальное вещество, оно передает от клетки к клетке нервные импульсы в центрах памяти мозга. Любители кофе могут порадоваться, хоть кто-то говорит, что кофе может быть полезным. И хотя мы и говорим, что кофе улучшает память, но и не отрицаем тот факт, что напитки с кофеином нарушают тот сон, о полезных свойствах которого мы писали и так же неблагоприятно сказывается на нервной системе.

Что же такое наша память и как ее нужно тренировать? К памяти нужно очень бережно относиться. Она может помочь в ответственный момент и может быть капризна.


Законы памяти:

1. Память не тренируют, как можно тренировать мышцы? И такое «зазубривание» ни к чему хорошему не приведет. Но систематические умственные упражнения будут способствовать проявлению навыков рационального припоминания и запоминания, помогут легче ориентироваться в материале, позволят глубже проникать в сущность фактов. Это усилит власть над процессами памяти. Улучшения памяти можно добиться в зрелом и пожилом возрасте, только нужно разумно использовать субьективные закономерности памяти.

2. Нужно получить яркое и глубокое впечатление оттого, что нужно запомнить. Как и фотоаппарат не дает снимков при тумане, так и сознание человека не может сохранить туманных впечатлений.

3. Впечатления связаны с воображением, так же любые приемы, которые позволяют развить образное мышление и воображение, могут быть полезными для запоминания

4. Простые события в жизни, если на человека производят сильное впечатление, то и запоминаются надолго, прочно и сразу. По истечении многих лет могут выступать в сознании с ясностью и отчетливостью. Менее интересные и более сложные события человек переживает десятки раз, но они не запечетляются надолго в памяти

5. Достаточно будет однократно пережить событие, при пристальном внимании к нему, чтобы потом в дальнейшем можно было в нужном порядке и точно произвести в памяти основные его моменты.

6. То, чем человек сильно интересуется, безо всякого труда запоминается. И такая закономерность проявляется уже в зрелые годы.

7. Необычные, странные, редкие впечатления лучше запоминаются, чем те которые привычны и часто встречающиеся.

8. Если сосредоточиться на изучаемом материале, это позволит человеку настроить память на восприятие потенциально полезной информации и сконцентрировать свое внимание.

9. Чтобы лучше запоминать материал нужно повторять его не задолго до того, как пойти спать. Тогда эта информация лучше может отложиться в памяти, не будет смешиваться с другими впечатлениями, которые в течение дня накладываются друг на друга, мешают запоминанию и отвлекают внимание.

10. О тех ситуациях, которые оставили в нашей памяти яркий след, мы думаем больше, чем о каких-то других событиях. Как правило, положительные эмоции, способствуют припоминанию, а отрицательные эмоции препятствуют.

11. Если в момент запоминания человек находится в подавленном или приподнятом настроении, то искусственное восстановление соответствующего эмоционального состояния будет способствовать припоминанию.

12. Четкое зрительное впечатление прочное. Но впечатления, которые получены при помощи большого числа органов чувств, в сознании запечатлевают материал еще лучше. Линкольн, когда хотел что-то запомнить, читал вслух, чтобы восприятие было и слуховым, и зрительным.

13. Внимательность и еще раз внимательность. Если вы предложите человеку закрыть глаза и ответить, на вопрос, какой формы и цвета предмет, то вряд ли он ответит на этот вопрос, хотя он этот предмет видел много раз. Многие люди не могут ответить на вопрос, какой цифрой на циферблате их часов изображена цифра 6, арабской или римской цифрой. И хотя они сотни раз смотрели на часы, они не запомнили такого факта.

Повторение мать учения

Дейл Карнеги считает повторение «вторым законом памяти», он приводит такой пример, что тысячи студентов мусульман наизусть знают Коран, он примерно такого же объема, как Новый завет, и достигают этого путем повторения. Мы сможем запомнить все, что нам угодно, если будем часто это повторять. Чем будет больший объем информации, тем больше нужно повторений, чтобы запомнить. Объемный материал, лучше запомнится если его разбить на части.

Повторение подряд заученного материала, для его запоминания, менее продуктивно, чем, если такие повторения распределить в течение определенного периода времени. Р.Бертон переводчик «Тысячи и одной ночи», говорил на 27 языках, но никогда не изучал язык, а тем более не практиковался в нем больше 15 минут, так как, по его мнению, после этого ум утрачивает свежесть.

Новое повторение способствует лучшему запоминанию того, что уже раньше было выучено. Если усилить внимание к запоминаемому предмету, то число повторений, которое нужно для того, чтобы выучить его наизусть может быть уменьшено. Лучше чтобы на начало и на конец заучивания больше приходилось повторений, чем на его середину. Если в течение суток распределять повторения, то это даст экономию времени в 2 раза, если сравнивать с тем случаем, когда материал учится наизусть.

Заключение

Нарушение памяти в пожилом возрасте является одной из наиболее актуальных медицинских и социальных проблем. Применение современных методов диагностики и фармакотерапии позволяет значительно улучшить качество жизни пожилых лиц с когнитивными расстройствами, продлить время функциональной самостоятельности, уменьшить экономическое и социальное бремя, которое ложится на родственников пациентов и общество в целом. Мы считаем что справились с целями изложенными в данной итоговой работе,отразили все изменения и нарушения памяти рассказали про улучшение и укрепление памяти.

 

 

Список литературы

1. Букатина Е.Е., Григорьева И.В., Сокольчик Е.И. Эффективность амиридина на ранних этапах болезни Альцгеймера. //Ж.невропатол. и психиатр. –2008г. –Т.91., №9. –С.53–58.

2. Верещагин Н.В., Лебедева Н.В. Легкие формы мультиинфарктной деменции: эффективность церебролизина. //Сов.Мед. –2010г. –№.11. –С.6–8.

3. Гроппа С.В. Медикаментозная коррекция болезни Альцгеймера. //Ж Невропатологии и Психиатрии. –2011г. –Т.91. –№ 9. –С.110–116.

4. Захаров В.В., Дамулин И.В. Диагностика и лечение когнитивных нарушений у пожилых. //Методические рекомендации. Под ред Н.Н.Яхно. –Москва: ММА им. И.М.Сеченова. –2011г. С 56-60

5. Захаров В.В. Применение танакана в нейрогериатрической практике. // Неврологический журнал. –2011г. С.42–43.

6. Захаров В.В., Дамулин И.В., Яхно Н.Н. Медикаментозная терапия деменций. //Клиническая фармакология и терапия. –2010г. –№ 4. –С. 69–70.

7. Гришин П.А. Нейропсихология памяти. Нарушение памяти при локальных поражениях мозга. //Москва: Педагогика. –2011г С 34-35

8. Блонский П.П. Память и мышление. - СПб., 2011. - 288 с

9. Никитина Т.М. Самоучитель по развитию памяти. - М.: AD&T, 2012. - 304 с

10. Смирнов А.А. Психология памяти. - М.: Просвещение, 2011г с 312

 

 

План

Введение………………………………………………………………………..….3

Глава 1 Теоретическая часть

1.1Понятие памяти и виды памяти………………………………………………4

1.2 Изменения и нарушения памяти…………………………………………….7

Глава 2 Практическая часть

2.1 Болезнь Альцгеймера как основная деменция у лиц пожилого возраста. Лечение и уход.......................................................................................................14

2.2 Средства и упражнения для памяти…………………………………….…..17

2.3 Восстановление памяти по средствам медицинских препаратов………...22

Заключение……………………………………………………………...………..27

Список литературы………………………………………………………………28

Приложение (на диске)

Введение

Наш итоговый проект называется «Память и её расстройство у лиц пожилого возраста». Мы выбрали именно эту тему потому что, она нам показалась наиболее интересной, к тому же по этой теме множество интересной информации которую исследовали ученые и которая поможет нам в написании данного итогового проекта. Так как повышенная забывчивость является одной из наиболее распространенных жалоб у пожилых пациентов мы решили отразить суть данной темы в наиболее полном объеме. Мы волнуемся за своих бабушек и дедушек ведь снижение памяти в пожилом возрасте может быть как следствие физиологическим возрастным изменением ЦНС, так и патологическим симптомом целого ряда заболеваний головного мозга. Поэтому внимательный анализ характера мнестических нарушений имеет большое значение для ранней диагностики нейрогериатрических заболеваний и выбора правильной тактики лечения пациентов.

 

Целями итогового проекта являются:

1.Ознакомление с основными нарушениями памяти у лиц пожилого возраста.

2.Составление методов и способов улучшения и укрепления памяти у лиц пожилого возраста.

Объект исследования-лица пожилого возраста.

Предмет исследования- изменение и нарушение памяти у лиц пожилого возраста.

 

Глава1. Теоретическая часть

Понятие памяти и виды памяти

Память -это отражение в нашем сознании жизненного опыта. Она представляет собой вид мнестической деятельности, для которой характерны фиксация, сохранение и воспроизведение информации. Сила памяти зависит от степени концентрации внимания на поступающую информацию, эмоционального отношения (заинтересованности) к ней, а также от общего состояния человека, степени тренированности, характера психических процессов. Убежденность человека в том, что информация полезна, в сочетании с его повышенной активностью при ее запоминании, является важным условием для усвоения новых знаний.

Различают два вида фиксации: кратковременную память (следы внешних раздражений удерживаются в памяти до тех пор, пока существует источник сигналов, а затем угасает) и долговременную (информация сохраняется в памяти на долгие годы). Последняя является для человека источником знаний, опыта, навыков.

У человека различают моторную, или механическую, а также зрительную, слуховую, эмоциональную и смысловую память, причем какая-то из них обычно превалирует над другими. Механическое запоминание основано обычно на частом повторении одного и того же факта. Это самый непродуктивный и нестойкий вид памяти. Зрительная память базируется на наглядно-образном запоминании окружающей действительности, слуховая - преимущественно на звуковом, словесном. Когда запечатлевание поступающей информации имеет в своей основе выраженные эмоциональные переживания, речь идет о так называемой эмоциональной памяти. Наиболее устойчивой и качественной считается смысловая память, т.е. запоминание, основанное на установлении логической взаимосвязи, взаимозависимости явлений.

Вторая половина XX века характеризовалась значительными изменениями возрастной структуры населения с тенденцией к увеличению лиц пожилого и старческого возраста. В 2000 году в мире было около 400 миллионов человек в возрасте старше 65 лет. Ожидается, что к 2025 году эта возрастная группа может увеличиться до 800 миллионов. При этом от 50 до 75% пожилых людей жалуются на нарушения памяти.

Поскольку возраст является самым сильным и независимым фактором риска нарушений памяти и других высших мозговых (когнитивных, познавательных) функций, количество людей с подобными расстройствами увеличивается одновременно с ростом в популяции числа лиц пожилого возраста.

К высшим мозговым, или когнитивным (познавательным) функциям относятся наиболее сложные функции головного мозга, с помощью которых осуществляется процесс познания мира и обеспечивается целенаправленное взаимодействие с ним.

При наличии нарушений одной или нескольких из этих функций врачи используют термин “когнитивные расстройства”. Эти нарушения возникают вследствие различных заболеваний головного мозга и влияют на эффективность обучения, профессиональной, бытовой и социальной деятельности.

Память - одна из основных высших мозговых функций. Именно снижение памяти, забывчивость - в первую очередь беспокоит человека и постепенно начинает мешать осуществлению нормальной жизнедеятельности. Как правило, в начале заболевания нарушается кратковременная память на последние, только что произошедшие события жизни, также могут появляться неуверенность, страх, снижение настроения, изменения поведения. Снижение памяти проявляется в мелочах, таких как пропущенные встречи, потерянные предметы, когда человек забывает, зачем пришел в комнату, “что куда положил”. Многие из этих симптомов, к сожалению, являются нехарактерными, и только врач-специалист может распознать, являются ли данные жалобы проявлениями того или иного заболевания головного мозга и, при необходимости, назначить соответствующее лечение.

Если заболевание вовремя не распознается и адекватное лечение не назначено, потеря познавательных функций постепенно прогрессирует, приводя, в конечном итоге, к следующей фазе заболевания - развитию деменции. Этот термин происходит от латинского слова de mentos, означающего потерю разума. В этом случае, нарушения когнитивных функций выражены настолько, что приводят к затруднениям в обычной для больного бытовой, профессиональной и социальной деятельности. На этапе деменции пациент полностью или частично утрачивает свою независимость и самостоятельность, а при умеренной и тяжёлой деменции - нередко нуждается в постороннем уходе. Очень важно отметить, что деменция является результатом длительного, нередко многолетнего, прогрессирования различных заболеваний головного мозга, в том числе болезни Альцгеймера, сосудистой мозговой недостаточности. При этом, чем раньше начато правильное лечение, тем больших результатов можно добиться.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.16.13 (0.015 с.)