Использование дополнительных характеристик 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Использование дополнительных характеристик



"Вторгающиеся переменные" (независимые внешние факторы). Уже в самом начале исследования нам было очевидно, что благополучная жизнь новой приемной семьи зависит не только от личных качеств приемных родителей. Весьма вероятно, что на нее оказывают влияние и другие внешние факторы. Как мы отметили в первой главе, необходимо исследовать роль так называемых "вторгающихся переменных", которые могут негативно повлиять на приемную семью. Напомним их:

1. Степень "трудности" в поведении ребенка, определяемая по шкале CBCS социальным работником и приемной матерью.

2. Степень внимания и поддержки со стороны социального работника. Оценивается количеством личных контактов с семьей и ребенком, а также их продолжительностью.

3. Роль членов кровной семьи ребенка, степень их заинтересованности в его возвращении домой, количество контактов с ребенком и влияние этих контактов на приемную семью (оценивается социальным работником).

Ни одна из этих характеристик, в отдельности или в сочетании с другими, не оказывала никакого влияния на прогнозирование успеха. Но мы не считаем, что это свидетельствует о ненужности этих величин. Скорее, это говорит о том, что мы использовали неверные методы оценки, или, что более вероятно, связь между этими характеристиками и деятельностью приемных родителей далеко не столь очевидна. Мы знаем, что многие приемные родители прекрасно воспитывали ребенка с "трудным" поведением, в то время как другие с этим справиться не смогли. Также у нас есть примеры того, что в некоторых случаях социальный работник внес огромный вклад для поддержки приемной семьи, а иногда — семьи успешно обходились и без него. Влияние кровной семьи ребенка на приемную, вне всякого сомнения, многогранно и не может быть адекватно описано или оценено одной переменной.

Изучая дополнительные характеристики, мы обнаружили еще несколько связанных с ними существенных факторов:

Характеристики приемного ребенка.

а) продолжительность пребывания ребенка в государственном детском приюте;

б) степень физической запущенности и заброшенности ребенка в прошлом;

в) отказывались ли от ребенка родители или заменявшие их лица, с которыми ребенок прожил самый долгий период своей жизни;

г) юридический статус ребенка:

· добровольное краткосрочное помещение его в приемную семью с передачей под надзор агентства сроком до одного года;

· долгосрочный юридический надзор;

· ограничение родительских прав (как в штате Иллинойс);

· полное лишение родительских прав с передачей под опеку штата (как в штате Висконсин);

д) вероятность возвращения ребенка в родной дом.

Три первых перечисленных вопроса могут снизить способность ребенка общаться с другими людьми, в том числе, его реакцию на проявление к нему интереса и беспокойства со стороны людей, заменяющих родителей. Такие сведения о ребенке могут быть полезны в прогнозировании успешной деятельности приемной семьи (если не представляется возможным сделать это с помощью оценок поведения). С другой стороны, социальный работник, делая оценки поведения ребенка в первое время, часто бывает не достаточно хорошо ознакомлен со всеми особенностями ребенка, и, таким образом, не может указать в своих отчетах всю необходимую информацию, необходимую для выведения нами достоверных оценок.

Четвертая характеристика — юридический статус ребенка — может дать представление о степени разрушительных воздействий, которым ребенок подвергался в своем прошлом. Чем меньшая юридическая ответственность за ребенка возложена на агентство, тем вероятнее успешная деятельность приемных родителей. Ребенок, которого родители добровольно отдали под временную опеку, скорее всего, дольше прожил в своей семье с одним или двумя родителями, чем тот, чьи родители были лишены родительских прав, и он был отдан под опеку штата.

Последняя характеристика — вероятность возвращения ребенка в родной дом, по мнению социальных работников, негативно влияет на деятельность приемных родителей. Чем выше такая вероятность, тем меньше приемные родители участвуют в жизни ребенка. Более того, они не прилагают больших стараний для того, чтобы добиться улучшений в поведении ребенка, а социальные работники обычно почти не проводят с ними предварительной подготовки.

Некоторые величины, характеризующие вклад социального работника.

· Количество контактов и время, потраченное социальными работниками на предварительную подготовку приемных родителей. Чем лучше качество подготовки, тем успешнее действуют приемные родители. Эта величина учитывается при прогнозировании успеха.

· Квалификация социального работника, отвечающего за приемную семью, положительно влияет на успешную деятельность семьи. Нет ничего удивительного в том, что эта переменная намного важнее, чем количество контактов и их продолжительность.

Дети в семейной группе.

· Количество детей дошкольного возраста (включая собственных детей и любых младших братьев и сестер приемного ребенка) является негативным фактором. Наличие в семье даже одного дошкольника снижает вероятность успешной деятельности приемных родителей. Чем больше дошкольников, тем выше негативный эффект. Поскольку малыши всегда требуют много внимания и заботы, то у родителей, естественно, остается меньше времени для приемного ребенка. С другой стороны, общее количество детей в приемной семье не показало никакой корреляции с любой из оценок приемных родителей.

· Если приемный ребенок оказался младшим из детей в семье (при этом предполагается отсутствие дошкольников) — это расценивается как благоприятный фактор для прогнозирования успеха.

Выявление этих дополнительных характеристик еще раз подтверждает наше мнение о том, что, несмотря на важность личных качеств приемных родителей, существует еще целый ряд факторов, которые также оказывают значительное влияние на обстановку в приемной семье.

Одни характеристики отражаются только в оценках социальных работников, другие — только в наших оценках. Например, характеристики прошлого опыта ребенка (случаи отказов от него, физическая заброшенность и запущенность, пребывание в детских учреждениях) и вероятность его возвращения в родной дом отражаются только в оценках социальных работников. Характеристики текущей обстановки в семье (общее количество детей, наличие дошкольников, время, потраченное социальным работником на предварительную подготовку) отражаются в наших оценках. Такая разница в отражении дополнительных внешних факторов помогает нам понять, почему эти 2 набора оценок не показывают достаточно сильную корреляцию. Представления социальных работников об обстановке в семье и представления наших сотрудников, которые, используют информацию, полученную непосредственно от родителей, несомненно отличаются друг от друга по многим параметрам. Наши сотрудники, прослушивая магнитофонные записи опросов родителей, фокусируют свое внимание на качестве ухода за приемным ребенком, вне зависимости от того, насколько трудно или легко управлять его поведением. Они ничего не знают о прошлом ребенка, если только сами родители не упомянут об этом. Социальные работники владеют такой информацией и приблизительно представляют себе, что может произойти в будущем. Если ребенок находился в государственном приюте или от него когда-либо отказывались родители или опекуны, социальный работник принимает это во внимание и совсем по-другому относится к семье, в которую помещен такой ребенок. Работник знает, что в этой семье будет складываться гораздо более сложная ситуация, чем в семье, куда помещен ребенок, не испытавший таких жизненных невзгод.

Невзирая на различные точки зрения, многие из дополнительных характеристик учитываются в прогнозах, сделанных как социальными работниками, так и нашими сотрудниками. Этот факт повышает наше доверие к ним.

Уточнение прогнозов при включении в анализ дополнительных характеристик. Каждая из этих характеристик может быть известна агентству еще на этапе планирования помещения специфического ребенка в конкретную приемную семью (кроме времени, потраченного социальным работником на предварительную подготовку). Когда они включаются в данные, используемые для прогнозирования успеха, надежность прогнозов значительно возрастает.

Общая оценка социальным работником успеха приемной матери прогнозируется с множественным коэффициентом корреляции 0.58, а эффективность действий приемного отца — 0.51. Общая оценка успеха приемной матери, сделанная нашими сотрудниками, может быть спрогнозирована с множественным коэффициентом корреляции 0.56, приемного отца — 0.71, объединенная оценка успеха супружеской пары — 0.64.

Положительные изменения в ребенке как критерий успеха. Нам стало ясно, что те методы, при помощи которых мы оцениваем изменения в ребенке в нашем исследовании, не могут служить основой для достаточно надежных прогнозов, которые принесли бы пользу агентству. Мы использовали следующую информацию: шкалу CBCS для оценки "трудностей" в поведении ребенка; социальные работники и приемные родители сообщали нам, как и в какой степени изменился ребенок за определенный промежуток времени; наши сотрудники делали оценки изменений в поведении ребенка. Нам кажется, что мы не смогли получить удовлетворительные результаты, так как пользовались неадекватными методами оценок. Если мы хотим, чтобы изменения в ребенке за относительно короткий промежуток времени могли служить критерием успеха, нам надо найти или разработать более точную технику исследований. Хотя совершенно очевидно, что большинство приемных детей изменились в лучшую сторону за время проживания их в приемной семье. Это подтверждается и отчетами социальных работников, и отзывами приемных родителей, которые показывают значительную корреляцию между собой.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 178; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.163 (0.01 с.)