Возможно ли прогнозировать неудачу. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возможно ли прогнозировать неудачу.



Если бы можно было заранее определить, справится ли данная семья с воспитанием приемного ребенка, то у агентства появилась бы возможность планировать свою работу: вообще исключить семью из списка потенциальных опекунов, помещать в семью только определенных детей или, например, просто оказывать семье постоянную помощь и поддержку.

Чтобы выяснить, можем ли мы использовать результаты наших исследований для прогнозирования возможной неудачи, мы сопоставили 39 семей, отказавшихся от дальнейшего воспитания приемного ребенка, с другими группами семей:

а) с оставшимися 76 приемными семьями;

б) с 37 семьями[18] (из этих 76), которые впервые взяли приемного ребенка, прожили с ним 18 месяцев и были готовы продолжать воспитывать его сколь угодно долго.

Первоначальные характеристики. Мы изучили первоначальные анкеты каждой семьи. В целом, у всех трех групп характеристики были достаточно схожи.

Информация, полученная агентством за время существования приемных семей. Поскольку мы выяснили, что такая информация может оказаться полезной для прогнозирования будущего этой семьи, мы тщательно ее проанализировали. Нам хотелось определить, нет ли в ней каких-нибудь особенных деталей, предвещавших неудачу. Мы сравнили 37 семей, впервые взявших приемного ребенка и проживших с ним 18 месяцев, с 39 семьями, которые отказались от дальнейшего воспитания ребенка. Ни в одной из следующих характеристик значительных расхождений обнаружено не было:

· Прошлая жизнь ребенка, включая потери и лишения, которые он перенес; наличие физических недостатков; количество предыдущих мест проживания; проживание ребенка только в родной семье или еще где-то; случаи отказов от него в предыдущих приемных семьях.

· Оценки поведения ребенка, сделанные социальными работниками по шкале CBCS.

· Пол ребенка.

· Юридический статус ребенка.

· Серьезность проблем в родной семье (по описанию социального работника).

· Было ли у ребенка в приемной семье свое “пространство”, куда не мог вмешиваться никакой другой, проживающий в этом доме ребенок такого же возраста.

· Количество детей дошкольного возраста в семье.

· Общее количество детей в приемной семье.

· Информация от социального работника о предварительной подготовке приемной семьи к появлению нового ребенка.

· Предположение социального работника о том, сколь долго ребенок будет проживать в этой семье.

Только одна характеристика имела большие различия — это возраст приемных детей. Дети, от которых отказались приемные родители, в целом были младше оставшихся в приемных семьях. Это открытие противоречило нашим предположениям, что приемным родителям будет сложнее справляться с детьми более старшего возраста. Правда, не будем забывать, что возраст всех детей в исследуемых семьях колебался всего от 6 до 12 лет.

Мы можем сделать только следующий вывод: агентство не может заранее предугадать отказы.

Изучая информацию и причины, по которым приемные родители отказывались от дальнейшего воспитания ребенка, мы обнаружили, что группа из 39 семей очень неоднородна. Одни семьи показывали пример отличной заботы о ребенке, в то время как другим была поставлена оценка "ниже среднего" по многим показателям. Далее, обнаружилось, что семьи, которые отказались от приемного ребенка через 9 месяцев (или ранее), значительно отличаются от тех, которые "продержались" год или дольше [19]. Именно поэтому мы разделили их на группы "раннего отказа" и "позднего отказа".

ВОЗМОЖНО ЛИ ПРОГНОЗИРОВАТЬ "РАННИЙ ОТКАЗ"

Число семей в группах "раннего отказа" (23) и "позднего отказа" (16) настолько незначительно, что сделать статистические выводы не представляется возможным, но, тем не менее, некоторые характеристики можно сравнить и проанализировать. Группа "раннего отказа" качественно отличается от других.

Разочарование и упадок духа в группе "раннего отказа". Поскольку в 6-ти случаях приемные семьи просуществовали менее 3-х месяцев, мы располагаем отчетами приемных матерей только за первые 4 недели. Хотя в одном случае, когда от приемного ребенка отказались через 16 дней, у нас нет даже и этого. Мы только знаем, что социальный работник предполагал, что ребенок будет жить в этой семье неопределенный срок. И он, и приемный отец были потрясены, когда приемная мать заявила, что не может больше выносить присутствия такого "странного" ребенка в своем доме. Казалось, что у восьмилетней приемной девочки не возникало проблем во взаимоотношениях ни с детьми (мальчиком постарше и девочкой помладше ее), ни с взрослыми. Возможно, причиной неудачи явился ряд факторов: большой разрыв во времени между решением родителей взять приемного ребенка и непосредственным помещением ребенка в семью, только два коротких предварительных занятия перед появлением приемной девочки, не в достаточной мере был привлечен приемный отец, а кроме того, у семьи, после помещения в нее ребенка, не было контактов со своим социальным работником.

В другом случае приемная мать в своем четырехнедельном отчете написала, что она больше не может терпеть приемного ребенка в своем доме. Их социальный работник сказал, что он посвятил 10 минут на подготовку семьи и считал, что они вполне могли справиться "своими силами". Но мать сочла недопустимым пребывание приемного ребенка в семье, после того как стала замечать, что он проявляет враждебность к ее родной дочери. Социальный работник также расценил этот случай как "из ряда вон выходящий". Кроме того, отцу пришлось лечь в больницу из-за сердечного приступа, что, естественно, тоже повлияло на решение отказаться от дальнейшего воспитания приемного ребенка.

В трех из остальных четырех приемных семей, которые не "продержались" и трех месяцев, социальные работники отметили трудности во взаимоотношениях между приемными и родными детьми. В отчетах не указывалось, пытался ли социальный работник объяснить родителям причины поведения ребенка или помочь им преодолеть детскую ревность и соперничество. Из четырехнедельных отчетов приемных матерей можно было сделать вывод о том, что они с большой чуткостью и пониманием относятся к проблемам ребенка, однако в действительности они оказались не готовы к выполнению роли приемной матери.

В четвертом случае в молодую семью с двумя детьми дошкольного возраста был помещен 10-летний мальчик, прогуливавший школу и употреблявший наркотики. Приемная мать была беременна. По отзывам социального работника, родители успешно справлялись со своей ролью, но выдержать телефонные звонки от его родной матери с угрозами поджечь амбар, они были не в состоянии и попросили перевести ребенка в другое место.

Из трехмесячных опросов остальных 17 семей из группы "раннего отказа" видно, что у них тоже "опустились руки":

1. Когда приемных матерей спросили, труднее или легче, чем они себе вначале представляли, оказалось выполнять новую роль, три четверти матерей этой группы ответили, что намного труднее. Только 6% ответили по-другому. Вот слова одной приемной матери:

Видите ли, мы сейчас намного лучше понимаем его. Очень жаль, что мы раньше не знали того, что знаем теперь. Но здесь нужно иметь стальные нервы, а у нас их нет. Мы только сейчас это осознали. Мы думали, что обладаем большим терпением, но оказалось, что для этих детей его оказалось явно недостаточно.

2. Неудовлетворение обстановкой в семье и своей ролью приемных родителей почти всегда означает, что последует просьба перевести приемного ребенка из этой семьи. Из 10 приемных матерей (12% участвовавших в опросе), выразивших через 3 месяца полное неудовлетворение ситуацией, 9 — вскоре отказались продолжать опеку над ребенком. Все, кроме одной, объявили об этом в течение первых 9 месяцев.

3. Оценки перемен в ребенке, сделанные нашими сотрудниками на основе отчетов приемных родителей, показывают, что 65% родителей считают, что у их приемных детей не наблюдалось никаких улучшений в поведении, а иногда отмечают даже ухудшение. В группе "позднего отказа" такая характеристика была дана только одному ребенку. В остальных семьях таким пессимистические оценки были даны 25% детей.

4. Сравнение приемных отцов из группы "раннего отказа" и из семей, которые ни при каких условиях не просили забрать приемного ребенка, показал: в группе "раннего отказа" около двух третей приемных отцов выражают полное неудовлетворение обстановкой, во второй группе — только 16%; 72% приемных отцов в группе "раннего отказа" считают, что выполнять родительские обязанности на деле оказалось намного труднее, чем они себе представляли, по сравнению с 27% отцов из второй группы; 43% отцов в группе "раннего отказа" почти не занимались с ребенком, по сравнению с 10% из второй группы.

5. На вопрос о том, какое влияние оказало присутствие приемного ребенка или детей на них и их жен, около 3/4 отцов из группы "раннего отказа" дали крайне негативный ответ. Только 27% остальных приемных отцов имеют такое же мнение. На вопрос о влиянии приемного ребенка на их собственных детей 4 из 5 приемных отцов из группы "раннего отказа" ответили как о негативном. Один приемный отец, жена которого проявляла необыкновенную чуткость и такт в отношении к ребенку, перенесшему сильную душевную травму, сказал:

Для нас с женой это стало единственной темой разговоров. Критическая ситуация сохранялась каждый день. Все время казалось, что вот-вот что-то должно случиться... И это продолжается изо дня в день... Время и силы, которые этот ребенок отнимал у нашей семьи, превысили все мои ожидания...

6. В 14 (56%) из 23 семей, отказавшихся от приемного ребенка через 9 месяцев (или ранее), родители жаловались на взаимоотношения, которые складывались между родными и приемными детьми. В некоторых случаях приемный ребенок был старшим из всех детей в семье (почти в 50% семей). Часто отношения не складывались и тогда, когда дети были приблизительно одного возраста. Более того, в одном доме, где приемный ребенок был почти ровесником собственных детей, отношения между детьми были единственным негативным моментом, на который указывала приемная мать. По оценкам наших сотрудников, эта мать была чуткой, понимающей и нежной. Но у нее не было контактов с социальным работником первые три месяца, и она впала в отчаяние от постоянной ревности и детских ссор.

Конфликты между родными и приемными детьми и социальные работники, и приемные родители в одних случаях объясняют отсутствием у приемного ребенка навыков общения, в других — нормальным следствием появления "странного" ребенка в тесно сплоченной семейной группе. Однако, несмотря на "нормальность", такие отношения производят сильное негативное впечатление на приемных родителей. Здесь просто необходимо вмешательство социального работника для того, чтобы, с одной стороны, объяснить естественные причины таких отношений между детьми, а с другой, —помочь выйти из тупика [20].

Просчеты и упущения. При изучении группы "раннего отказа" было сделано неожиданное открытие: оказывается, в некоторых случаях существование приемной семьи почти стопроцентно обречено на провал. Вот только краткий перечень примеров: агентство совершенно не посчиталось с пожеланиями новых приемных родителей и поместило в семью двух детей на долгий срок, вместо одного — на короткий; или — относительно неуправляемого мальчика, вместо милой маленькой девочки; или — ребенка, который был значительно старше собственных детей. Остальные случаи оказались неудачными по ряду других причин: помещение 11-летнего мальчика в очень молодую семью, не имеющую собственных детей; помещение приемного ребенка в семью, где мать находилась на 7-м месяце беременности; приемный ребенок оказался ровесником одного из родных детей, а в семье оказалось пятеро детей в возрасте до 10 лет; помещение двоих очень живых и шумных детей в семью, где были два близнеца-младенца и один дошкольник. Социальный работник, изучив первоначальную анкету, счел семью не очень перспективной, но сказал: "Мы решили, пусть попробуют...".

Конечно, довольно часто в нужный момент времени агентства не имеют большого выбора приемных семей, но нам кажется, что в этом случае лучше помещать детей временно в специальные приюты, пока не будет найдена подходящая семья.

Помещения в семьи детей, сделанные с такими упущениями, очень часто, хотя и не всегда, обречены на провал уже в первые несколько месяцев. Анализ группы "позднего отказа" показал, что в ранних отчетах практически все характеристики этой группы и группы семей, никогда не отказывавшихся от приемного ребенка, очень схожи. Но уже в шестимесячных отчетах появляются некоторые различия.

"СЕМЬИ-ОТКАЗНИКИ" В ЦЕЛОМ

Через 6 месяцев полное разочарование выразили еще несколько приемных матерей. Из 9 женщин, недовольных ситуацией в семье и своей ролью приемных матерей, семеро попросили перевести ребенка в другую семью, четверо из них — после окончания 12-месячного срока.

Через 6 месяцев ни один приемный отец, из семьи, отказавшейся впоследствии от приемного ребенка, не был доволен своим социальным работником. Более половины выразили "абсолютное неудовлетворение", в то время как из продолжавших воспитание отцов такое суждение высказали только 11%. Один приемный отец говорил, что они очень нуждались в дополнительной помощи в воспитании очень трудного ребенка, а социальный работник дал им совет: “Побольше нежности, любви и ласки”.

Социальная служба не помогла мне ничем, кроме уклончивых ответов. Я чувствовал, что зря теряю время. Я считаю, что они ничего не сделали, кроме того, что подобрали нам ребенка.

ГРУППА "ПОЗДНЕГО ОТКАЗА"

Хотя в семьях, отнесенных нами в группу "позднего отказа", уже через 6 месяцев появляются основания для беспокойства, все равно мы не можем определить показатели, по которым эти семьи можно было бы заранее выделить. Отчеты приемных родителей, которые в дальнейшем попросят забрать ребенка, и тех, которые "продержатся" 18 месяцев, практически не отличаются. Для этих двух групп семей оценки, сделанные как социальными работниками, так и нашими сотрудниками, почти одинаковы. В своем же окончательном заключении социальные работники дают совершенно другие оценки семьям, отказавшимся от дальнейшего воспитания приемного ребенка, в особенности, характеризуя обстановку в семье. Они не могут найти удовлетворительного объяснения создавшейся ситуации.

Но если, по нашим оценкам, эти приемные родители справляются со своими обязанностями не хуже остальных, то почему же они принимают решение "сдаться"? Мы думаем, что существует несколько факторов, которые становятся важными для приемной семьи, прожившей вместе целый год.

"Ярлык", или "клеймо" на приемном ребенке. К концу года пребывания приемного ребенка у некоторых родителей появляется желание получить квалифицированную консультацию у специалистов, в особенности, если опекуны считают, что ребенок "трудный", или ведет себя как-то не так. Часто родители просят провести психологические тесты или обследование у психиатров. И хотя, казалось бы, полученная информация должна идти на пользу как родителям, так и ребенку, мы убедились, что часто результат бывает прямо противоположный. Родители невольно "навешивают" на ребенка ярлык "не совсем нормального" и считают, что с ним могут работать только специалисты. Когда родители узнают, например, что у ребенка была мозговая травма, он имеет отставание в развитии или психические отклонения, это производит на них удручающее впечатление, и они не находят в себе силы для того, чтобы заниматься с ним дальше. Даже если до этого они вполне успешно справлялись со своими обязанностями, угроза неполноценности ребенка полностью их деморализует. Хотя социальные работники и специалисты считают очень полезным выявление разных обстоятельств жизни и здоровья ребенка, родители-непрофессионалы почти сразу впадают в панику. Именно в этот момент им особенно нужна помощь в понимании причин поведения ребенка. Они должны поверить, что делают все необходимое для приемного ребенка, и социальный работник должен поддержать их. На примере семьи Витманов мы можем видеть, как социальный работник смог убедить их в том, что проблемы, с которыми они столкнулись, не зависели от их усилий и проявились бы в любой другой приемной семье. Такое объяснение принесло большое облегчение родителям.

Необходимость небольшой "отдачи". Приемные родители очень хотят видеть результаты своих усилий — "отдачу" от вложений своих сил и времени в ребенка. Поскольку, как и в обычной жизни, в жизни приемной семьи есть свои "взлеты" и "падения", некоторые приемные родители начинают сомневаться в том, действительно ли они в состоянии помочь.

В 10 из 16 случаев отказов ребенок прожил в семье не менее года, и приемные родители прекрасно справлялись со своей задачей на ранних стадиях. Но когда прогресс замедлился, и возникли новые проблемы, у них просто опустились руки. Одна семья, которая отмечала значительные положительные сдвиги, все же отказалась от дальнейшего воспитания ребенка, так как не смогла справиться с постоянно возникающими новыми проблемами:

Он действительно стал в тысячу раз лучше... Нам очень стыдно, что мы не можем оставить его у себя... Он стал намного спокойнее. С ним легче общаться. У него прошли вспышки раздражения. Он потихоньку учится жить в семье. Но все идет так медленно... Нам очень стыдно, но мы больше не можем... Мы уже потеряли терпение, а у него еще полно проблем.

Неопределенность в сроках проживания ребенка в приемной семье. Третьим фактором, определяющим "поздний отказ", является полная неопределенность в сроках проживания ребенка в приемной семье и тот эмоциональный стресс, который придется перенести ребенку, когда он должен будет покинуть дом, к которому он уже привык. Многие из этих новых приемных родителей совершенно не представляют себе, надолго ли у них останется ребенок, а в ряде случаев, это неизвестно и агентству. С самого начала родителей не ставили об этом в известность. Социальные работники не разъяснили им, что надо быть готовыми к тому, что ребенок будет оставаться в семье столько, сколько потребуется[21]. Возможно, служащие не сделали этого, чтобы не отпугнуть претендентов. Есть сведения, что социальные работники просто не придавали большого значения этому вопросу, и сами считали, что ребенок не будет долго оставаться в семье. Таким образом, социальные работники иногда сами давали родителям основания для того, чтобы у тех "опустились руки". С другой стороны, пример семьи Витманов показал, что опытный и добросовестный социальный работник, постоянно помогая и поддерживая приемных родителей, разъясняя им особенности ребенка и, наконец, даже настаивая на продолжении воспитания, может изменить их намерения расстаться с приемным ребенком.

Есть примеры импульсивных, чисто эмоциональных решений, принимаемых некоторыми приемными родителями. Так например, после одной сентиментальной телевизионной передачи о воспитании детей в приемных семьях, агентство получило около 30 писем от претендентов, желающих стать приемными родителями. Больше половины из семей были приняты, и работники агентства начали проводить обследование их домашних условий. Только 3 семьи — получили отказ. Остальные через некоторое время передумали, и сами забрали свои заявления. В пять из принятых семей были помещены дети, и в течение 5 месяцев все пять семей отказались от дальнейшего их воспитания. Это свидетельствует о том, что семьи, которые приняли решения, основанные на эмоциях, не взвесив все за и против, как правило, не смогут выполнять тяжелые опекунские функции.

ОТКАЗЫ ПОСЛЕ 18 МЕСЯЦЕВ

Семьи, которые попросили перевести ребенка из их дома после 18 месяцев, очень отличаются друг от друга, но у них у всех есть одна общая характеристика: у всех менялись социальные работники, а в трех случаях из четырех — дважды. Три семьи выразили крайнее недовольство своим работником в 18-месячном отчете.

Так, в одном доме взгляды приемной матери не совсем соответствовали потребностям ребенка. Ребенок разрывался между чувствами к родной семье и к приемным родителям, а приемная мать очень хотела завоевать его привязанность. Первый социальный работник своими советами усиливал враждебное отношение приемной матери к родной. Последние 6 месяцев за этой семьей наблюдал другой работник, который, наоборот, всячески приветствовал контакты между ребенком и его родной матерью. Приемная мать не смогла этого перенести и отказалась от дальнейшего воспитания.

У двух других семей через год поменялся социальный работник. Они не имели с ним контактов в течение последующих 3-х и 4-х месяцев. Одна из этих семей в первоначальной анкете выражала желание взять ребенка на короткий срок, и приемный отец был не очень доволен тем, что этот срок оказался неопределенным. У них сложились хорошие отношения с ребенком, они смогли понять его и помочь, и в ребенке за время совместного проживания произошли действительно очень сильные положительные изменения. Вторая семья, по оценке наших сотрудников, с исключительным пониманием и терпением относилась к приемной дочери, однако девочка не принимала от них никаких проявлений тепла и участия (возможно, из-за неприятия ими родной матери девочки). В первые месяцы эта семья получала неоценимую помощь от своего социального работника, и отсутствие такой поддержки в течение последних месяцев, несомненно сказалось на их решении отказаться от дальнейшего воспитания ребенка. Обе эти семьи продемонстрировали действие принципа "равновесия". На их примере мы видим, что приемные родители могут исполнять достаточно хорошо свои обязанности даже без особого вмешательства агентства, но при этом они обязательно должны видеть хоть какие-то результаты — "отдачу" от вложения своих сил и времени. Это может быть или любовь и привязанность, которые демонстрирует ребенок, или просто чувство удовлетворения от того, что они действительно помогли ребенку. Если же этого нет, им необходимо получать удовлетворение в какой-либо другой форме, например, — поддержку и ободрение от социальных работников. Поскольку они и этого не получили, то не смогли дальше продолжать свою миссию.

У четвертой семьи сменилось три социальных работника, но главной причиной их отказа была просто перегрузка (надо отметить, что они не были полностью откровенны в ответах на вопросы первоначальной анкеты). Родители в этой семье были старше 30 лет и имели двух сыновей-подростков и семилетнюю дочь. Сначала они взяли в дом 10-летнюю девочку с перспективой удочерения. Через 4 месяца они взяли еще 14-летнего мальчика, а еще через 5 месяцев — 10-летнего мальчика, который оставался в их доме в течение 2-х месяцев. Приемная девочка жила в доме уже больше года, в то время как мальчики были переведены в другие места, а вместо них появилась 13-летняя приемная девочка, которая находилась в семье к моменту 18-месячного опроса. В этом опросе, как впрочем, и в 12-месячном, приемная мать сослалась на свое слабое здоровье и вообще отказалась от дальнейшего сотрудничества с агентством. Своему же социальному работнику, потрясенному таким решением, она дала совершенно другие объяснения. Естественно, что справляться с таким количеством совершенно разных детей очень трудно, особенно для неопытных приемных родителей. И неудивительно, что эта семья не только попросила забрать у них всех приемных детей, но и прекратила сотрудничество с агентством вообще. К сожалению, они не были полностью откровенны в ответах на вопросы первоначальной анкеты по поводу причин, по которым они хотят взять детей на воспитание.

КАКИМ СЕМЬЯМ СОЦИАЛЬНЫЙ РАБОТНИК
ДОЛЖЕН ОТДАВАТЬ СВОИ ОСНОВНЫЕ СИЛЫ И ВРЕМЯ?

В пятой главе мы вкратце описали вопросы, ответы на которые дают наши сотрудники сразу же после обработки всех опросов одной семьи. В результате анализа ответов было сделано заключение, что "получение своевременной помощи от квалифицированного социального работника значительно влияет на конечный результат" для 2/3 изучаемых приемных семей. Нас особенно заинтересовали семьи, которые отказались от продолжения воспитания ребенка. Стоит ли вообще социальному работнику тратить на них свои дополнительные силы и время?

Рассмотрев сначала 23 семьи, которые отказались от приемных детей на ранних сроках, мы определили, что:

· По крайней мере, 10 из них изначально считались подающими надежды, хотя из них только 5 семьям требовалось усиленное внимание социального работника.

· 4 семьи не подавали особых надежд на будущее, но туда все же были помещены дети с расчетом на то, что социальный работник сможет изменить ситуацию к лучшему. В трех семьях основным фактором для вынесения негативного суждения явилось отношение приемного отца. В одной семье оказалось, что тщательная подготовка приемного отца к помещению в семью ребенка, перенесшего сильную душевную травму, помогло пробудить у него интерес к мальчику.

· 9 остальных семей, как оказалось при ближайшем рассмотрении, вообще не были пригодны к работе с приемными детьми.

Во всех случаях, когда наши сотрудники считали, что семья заслуживает дополнительных усилий со стороны социального работника, фактическая оценка приемных родителей была "выше среднего". Прогнозируемые оценки также позволяли предположить, что мы получим "хороших" приемных родителей. Если же наши сотрудники считали, что, вероятнее всего, усилия социального работника не приведут к успеху (9 семей), прогноз также был малоутешительный — оценки "плохо" или "ниже среднего".

Затем, рассмотрев 16 семей из группы "поздних отказов", мы определили, что:

· Для 12 семей предполагалось, что помощь социального работника будет весьма эффективной

· Для оставшихся семей мы не смогли предположить, будет ли эта помощь эффективной, хотя родители были достаточно опытными. Дело в том, что в этих случаях были расхождения в пожеланиях родителей и фактическим помещением, и требовался очень тонкий и искусный подход со стороны социального работника.

Только в 3-х из 16-ти семей, по нашим прогнозам, приемные родители должны были получить общую оценку "ниже среднего". Это доказывает, что в целом семьи "позднего отказа" были более перспективными, чем семьи "раннего отказа". По мнению наших сотрудников, на 3/4 семей из группы "позднего отказа" могла бы положительно сказаться дополнительная помощь и внимание социального работника. По сравнению с затратами на набор и обучение новых претендентов, и принимая во внимание возможную неудачу, имеет смысл поддерживать уже существующие семьи.

По крайней мере, в 6-ти случаях из последних 16, применение "теории равновесия" могло бы привести к положительным результатам. Каждая из этих семей выразила неудовлетворение ситуацией и желание прекратить опекунские функции, так как не видела позитивных изменений в поведении ребенка. Например, одна мать посчитала своего приемного ребенка "очень трудным" и попросила забрать его. Наши сотрудники, проанализировав 12-месячный опрос этих родителей, сделали следующее заключение:

Обстановка в этой семье через 12 месяцев начала только-только налаживаться. Ребенок стал после школы сразу приходить домой, после многих месяцев опозданий и шатаний по улице. Он стал хорошо есть, играть с домашними животными. Он стал отмечать перемены в своем брате и начал задумываться о себе и проблемах своей родной семьи. Это совершенно очевидно.

ИТОГИ

Рассмотрев 39 приемных семей, которые отказались от дальнейшего воспитания приемного ребенка, мы можем подвести следующие итоги:

1. Упущения и просчеты, допущенные при помещении ребенка в семью, почти всегда приводят к неудаче. Это могут быть случаи помещения достаточно взрослого ребенка (например, 11 лет) в очень молодую и неопытную семью; помещение ребенка в новую приемную семью на неопределенный срок, в то время как родители оговаривали непродолжительный срок; помещение 2-х детей в семью, которая готова воспитывать только одного ребенка; помещение в семью, где приемная мать беременна. В таких случаях предпочтительнее использовать дома для временного размещения детей, чем рисковать и не достигать желаемой цели.

2. Большинство приемных родителей, которые не могут справиться с воспитанием не "совсем обычных" детей, предпочитают устраниться спустя очень короткий срок.

3. Большинство приемных родителей, которые попросили забрать от них ребенка, практически не отличаются от тех, которые продолжали воспитывать приемного ребенка в течение 18 месяцев. Было сделано предположение, что для этих родителей была бы очень уместна и эффективна вовремя оказанная помощь и поддержка со стороны социального работника. Родители нуждались в следующих видах поддержки:

a) Объяснение и помощь в понимании особых проблем ребенка, чтобы избежать паники и "наклеивания ярлыков", после чего некоторые приемные родители, хорошо зарекомендовавшие себя на предыдущих этапах, не могут больше заботиться о ребенке.

b) Обеспечение "отдачи" от вложенных родителями усилий.

c) Объяснение того, какой вред принесет ребенку, привыкшему уже к этой семье, перемещение в другое место. Похоже на то, что родители не принимали этот фактор во внимание, а социальные работники не пытались обсудить с ними эту проблему. Некоторые социальные работники сами не были сторонниками долговременного проживания ребенка в семье и не пытались отговорить родителей, когда те были готовы "сдаться".

4. Для того чтобы усилия социальных работников приносили максимальную эффективность, им надо обратить внимание на следующее:

a) Предварительная подготовка приемных родителей, разъяснение им обязанностей и ознакомление с проблемами ребенка.

b) Постоянное, начиная с самых первых дней, оказание помощи и поддержки приемным родителям. Своевременное участие и вмешательство на первых этапах и дальнейшее сотрудничество, особенно в тех случаях, когда возникшие сомнения и колебания могут склонить чашу весов от успеха к провалу.

c) Обучение родителей позитивным методам управления поведением ребенка.

d) Помощь в преодолении ревности и соперничества между родными и приемными детьми, очень рекомендуется организация обсуждений проблем в кругу всей семьи.

e) Изучение чувств приемных родителей по отношению к аспектам опекунства, к приемному ребенку и его родной семье и т.д. Обязательное привлечение к решению семейных проблем приемного отца.

 

Глава 10

ПОДВЕДЕМ ИТОГИ

Цель этой книги — изучение особенностей благополучных приемных семей. Мы хотели выяснить, как их можно выделить из множества претендентов, и каким образом они справляются со своей ролью. Нас интересовало и то влияние, которое оказывают на эти семьи социальный работник и родная семья ребенка. Возможно, понимание этих вопросов предотвратило бы различные негативные явления в деятельности приемной семьи. В то время, когда проводилось это исследование, система временной опеки подвергалась большой критике, главным образом, за постоянные перемещения ребенка с места на место. Такие случаи возникали, в основном, вследствие неправильного подбора семьи для ребенка, и, как следствие, частых отказов приемных родителей от дальнейшего воспитания приемного ребенка. В настоящее время, когда постоянному планированию будущей жизни ребенка уделяется все большее внимание, возрастает тревога по поводу помещения ребенка в приемную семью на неопределенное время. Хотя, в целом, никто не ставит под сомнение вопрос о необходимости существования института приемных семей и хорошо продуманной системы организации опеки над детьми.

Сначала мы рассмотрим выводы, которые можно сделать на основании опыта наших новых приемных родителей, а затем — критерии, которыми можно пользоваться на этапе первого знакомства с претендентами для определения наиболее перспективных семей. Далее мы обобщим результаты нашего исследования, обращая особое внимание на роль социального работника в оказании помощи и поддержки приемной семье.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 190; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.46.36 (0.045 с.)