Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Первая годовщина как важный этапСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Эта точка (1 год) завершает важный этап в существовании приемной семьи. К этому моменту уже можно составить заключение об успехе или неудаче, ясно представить себе задачи, которые еще предстоит решить. В особенности, это касается семей с трудными детьми или с детьми, у которых не было отмечено значительных положительных сдвигов в поведении. Это не означает, что каждая приемная пара приняла сознательное решение оставить ребенка или "сдаться", но совершенно очевидно, что родители стали серьезно задумываться над тем, что же все-таки это такое — воспитание приемного ребенка. Нам кажется, что первая годовщина вполне способна породить такого рода мысли. Мы не имеем в виду, что нужно специально праздновать юбилей, как, например, свадьбу или день рождения. Сам факт, что ребенок пробыл в приемной семье в целый год, очень часто особо отмечается в родительских отчетах, и это событие вызывает желание оглянуться назад и оценить, что же было сделано за этот период. Очевидно, что социальный работник должен вызвать родителей на разговор, так как 12-ти месячный срок — очень подходящий момент, чтобы начать делать выводы об успехе или неудаче. Причем это обязательно должно быть доверительное обсуждение всех аспектов взаимоотношений, особенно тогда, когда перемены в ребенке происходят слишком медленно или от случаю к случаю. В своих отчетах некоторые родители описывают трудности, с которыми им пришлось столкнуться. Большинство приемных матерей начинало свою деятельность с полной уверенностью в том, что они смогут сделать ребенка счастливым. Они верили в то, что под их влиянием ребенок изменится к лучшему, но когда эти перемены не наступали так быстро, как им хотелось бы, они терялись и нуждались в поддержке и объяснении причин. Они должны были понять, что такой медленный и не очень явный прогресс — совершенно закономерное явление, что нет ничего страшного в том, что они не всегда самостоятельно могут разрешить конфликты и справиться с трудностями. Когда мы изучили причины чувства удовлетворения, мы убедились, что родителям очень важно видеть результаты, получать "отдачу" от своих вложений. Во многих 12-ти месячных отчетах подчеркиваются существенные изменения, которые произошли в ребенке ("он прошел долгий путь") или устойчивое положение, которое ребенок занял в семье. Это произошло потому, что родители и ребенок сумели проявить свои чувства и любовь друг к другу (как в случае с Джерри). Другие родители были очень огорчены тем, что их дети до сих пор не испытывают к ним теплых чувств и не производят впечатления счастливых. Это можно видеть на примере Энн из семьи Витманов. Если приемным родителям кажется, что их ребенок стал лучше себя вести, и что они действительно смогли помочь ему, то это само по себе вызывает чувство удовлетворения. Один приемный отец очень наглядно описывает такую ситуацию: Ты можешь дойти до крайней точки, пытаясь как-то справиться с его поведением. В конце концов, начинает казаться, что ты разговариваешь со стенкой. И я хочу сказать, что когда после всего этого ты вдруг увидишь слабые проблески понимания, или выражение благодарности, или какие-нибудь другие крохотные сдвиги в лучшую сторону, то чувствуешь себя просто на седьмом небе. Если приемные родители считают своего ребенка по-прежнему трудным и не видят никаких улучшений, им совершенно необходима помощь извне, для того чтобы они могли продолжать свой "неблагодарный" труд. Другими словами, они оказываются в ситуации, когда вложены огромные усилия и не видно никакой отдачи. Исходя из теории "равновесия", они будут чувствовать себя неудовлетворенными. Конечно, они добровольно взвалили на себя эту ношу, и она неплохо оплачивается, но никакое денежное вознаграждение не может компенсировать затраты их чувств и душевных сил. Удовлетворение родителей своей ролью воспитателей приемного ребенка можно условно разделить на две составляющих: 1. Отношение к ним ребенка или очевидность того, что ребенок счастлив, находясь в их доме. По истечении года родители могут совершенно точно определить, любит ребенок их или нет. 2. Положительные сдвиги в поведении ребенка. Даже если ребенок продолжает вести себя не очень хорошо и не проявляет теплых чувств к своим приемным родителям, то их уверенность в том, что они могут помочь ребенку и его поведение все же понемногу становится лучше, часто дает им возможность думать, что их усилия не пропали даром. Даже, если отсутствуют эти признаки, и приемные родители не получают удовлетворения от своей роли, они все же готовы продолжать свою работу. Но в этом случае им нужен другой источник удовлетворения. Поддержка социального работника может восполнить этот дефицит, но делать это надо с большой верой в успех и все время ободрять родителей. Например, семья Витманов, несмотря на все выпавшие на их долю трудности, все же продолжали жить вместе с Энн, благодаря надежной поддержке социального работника, который не позволял им опустить руки. Без помощи и убежденности социального работника в том, что Энн требуется просто больше времени, чтобы справиться со своими проблемами, эта семья могла бы распасться, так как родители перестали верить в успех. ОЦЕНКА ОБСТАНОВКИ В ПРИЕМНОЙ СЕМЬЕ Социальные работники опять оценили работу приемных родителей как успешную, в то время как наши сотрудники — значительно ниже. Особенно большая разница была в оценке матерей, получивших "отлично". Социальные работники поставили эту оценку 43% матерей, а наши сотрудники — только 17%. Приблизительно в прежней пропорции была поставлена оценка "хорошо": 37% — социальными работниками и 41% — нашими сотрудниками. Значительно меньше матерей получили у социальных работников оценку "удовлетворительно" — 19%, в то время как наши сотрудники оценили на "удовлетворительно" 35%. Социальные работники поставили оценку "неудовлетворительно" только одной матери, а наши сотрудники поставили оценку "плохо" четырем (7%) матерям. Оценки, поставленные нашими сотрудниками приемным отцам, были еще ниже. Только 6% получили "отлично", 34% — "хорошо", 46% — "удовлетворительно" и 14% — "неудовлетворительно". Опять, как и после 6 месяцев, прослеживается не очень сильная, но важная зависимость между степенью удовлетворения приемной матери и общей оценкой, выставленной ей нашими сотрудниками. Степень ее удовлетворения коррелирует с оценкой социальным работником обстановки в семье в целом, а также оценкой эффективности обоих родителей (0.31 и 0.26). Однако удовлетворение, выражаемое приемным отцом, не зависит ни от одного из этих факторов, поэтому его мнение о своей роли и обо всей ситуации в целом не может использоваться в качестве показателя, отражающего степень, в которой приемные родители понимают нужды ребенка. Когда мы изучали общие оценки успеха, поставленные небольшой группе семей с трудными детьми, мы обнаружили, что они почти не отличаются от оценок всех семей в целом, и расхождение составляет всего несколько процентов. Исключение составили одна приемная мать и два приемных отца — социальные работники и наши сотрудники приняли решение, что эти родители обеспечивали своих приемных детей, по крайней мере, удовлетворительным уходом. 9 из 12 приемных матерей этой группы охарактеризовали поведение своих детей как "оставшееся не прежнем уровне" или даже ухудшившееся. В этой группе были миссис Хансон, миссис Витман и несколько других матерей, обратившихся за специальной помощью, чтобы как-то решить проблемы своих детей. К окончанию 12-ти месячного периода только 2 семьи из этой группы попросили забрать у них ребенка. ИТОГИ Через год, после того как были созданы наши новые приемные семьи, большее количество матерей и отцов выразили удовлетворение обстановкой в семье и своей ролью приемных родителей. Создается впечатление, что они вошли в свою роль "временно исполняющих обязанности" родителей намного уверенней, чем 6 месяцев назад. Степень удовлетворения приемных матерей по-прежнему тесно связана с их точкой зрения на поведение ребенка и с тем, насколько они отмечают перемены, которые произошли в ребенке за последние 6 месяцев. Если они считают, что положительных сдвигов не произошло, то и степень их удовлетворения, соответственно, меньше. В действительности, удовлетворение матерей в этот период почти целиком зависит от их восприятия приемного ребенка и их взаимоотношений с этим ребенком. Степень удовлетворения приемных отцов зависит как от их собственных представлений о ребенке, так и от мнения жены. Кроме того, прослеживается сильная зависимость мнения приемных отцов от их отношения к социальному работнику и их оценки влияния ребенка на жену и него самого. Первый год — важный этап в жизни новой приемной семьи. Некоторым родителям пришлось обратиться за помощью к специалистам. Очень важно, чтобы социальный работник организовал эти консультации, а также подробно разъяснил родителям результаты обследования. Даже очень способные приемные родители нуждаются в постоянном поощрении. Совершенно очевидно, что первая годовщина вызвала у многих родителей потребность оглянуться, оценить прошедший год и принять определенное решение о дальнейших взаимоотношениях с ребенком. Намного ярче выявилась потребность в "отдаче" от вложенных усилий. Этой "отдачей" может быть чувство любви, выражаемое ребенком (теперь родители уже в состоянии понять, насколько оно искреннее); приемные родители могут видеть, что ребенок счастлив и хочет жить в их доме; это может быть и уверенность в том, что они сделали все, что могли, чтобы помочь ребенку. Но если ни одного из этих факторов не наблюдается, социальный работник сам должен предложить свою поддержку и помощь, которая может выражаться самыми различными способами. Например, он должен убедить приемных родителей в том, что они все делают правильно и действительно помогают ребенку, или объяснить, что проблемы с поведением все равно останутся, даже если поместить ребенка в другую приемную семью. Это может быть и помощь специалистов в объяснении причин поведения ребенка, и профессиональный совет, как с этим справиться. Новые приемные родители должны почувствовать хоть немножко удовлетворения, для того чтобы по-прежнему верить в свои силы и способности и продолжать воспитывать приемного ребенка.
Глава 7
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 224; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.242.39 (0.008 с.) |