Необходимость в небольших поощрениях 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Необходимость в небольших поощрениях



В общем, можно прийти к выводу, что по окончании шестимесячного срока приемные родители нуждаются хоть в небольшой "награде" за свои героические усилия. Важность этого момента еще не слишком очевидна, но большое количество разочаровавшихся приемных матерей, готовых отказаться от своих родительских обязанностей уже через 3 месяца, наводит на некоторые размышления. Один отец, когда его спросили, был ли он когда-нибудь разочарован или падал духом, ответил:

Да, конечно, много раз. Нам казалось, что мы так много делаем для Билла и Джима, но все наши попытки как будто отскакивали от них. Много раз мы чувствовали, что ради них мы отказываемся от привычного для нас образа жизни, и нам очень хотелось видеть какие-то реальные результаты, почувствовать их благодарность, но, увы... Это очень обидно. А ведь нам всего-то нужно было понять, что они оказались совсем в другой обстановке, резко отличающейся от той, к которой они привыкли и в которой хотели бы находиться, то есть в своем родном доме...

Таким образом, мы можем увидеть целый ряд реальных причин, которые через 6 месяцев вызывают у приемных родителей чувства разочарования и безнадежности. Сюда можно отнести не только ожидание признательности и благодарности от детей за свои усилия, но очевидную зависимость между разочарованием приемных родителей и их представлением о положительных переменах в ребенке, о "трудностях" в его поведении, а также о том влиянии, которое его присутствие оказало на взаимоотношения самих супругов. Чем более негативно отзываются родители в шестимесячных опросах о последних факторах, тем больше их чувство разочарования и беспомощности.

Другой вопрос, как эти их оценки связаны с той реальной картиной, которую видит социальный работник? Действительно ли родители, которые через 6 месяцев дают положительные отзывы, лучше заботятся о детях, чем те, которые разочарованы в своей роли? Или, может быть, родители, у которых хуже получается, просто ожидали гораздо больших результатов от своих усилий? Или, действительно, прикладывали несоизмеримо больше усилий? Ответы на эти вопросы мы получили из информации, предоставляемой социальным работником. Эти данные полностью независимы от отчетов приемных родителей и анализируются отдельно.

ОЦЕНКА СИТУАЦИИ СОЦИАЛЬНЫМ РАБОТНИКОМ

Первый развернутый опрос социальных работников, наблюдавших за приемными семьями, происходил через 6 месяцев. У одной четвертой части семей социальный работник сменился, причем у половины из них — в течение первых трех месяцев. Подавляющее большинство социальных работников (76%) сообщили, что знали приемную мать достаточно близко, немного меньше (69%) знали приемного ребенка и только 38% работников были знакомы с приемным отцом. При этом треть социальных работников либо едва знала приемного отца, либо не была знакома с ним вообще.

Из отчетов, представленных социальными работниками, необходимо было составить максимально полную картину реальной ситуации и определить, какую роль играют ее непосредственные участники: приемный ребенок, его кровная семья, приемные родители и их родные дети. Также учитывалась роль, которую в сложившейся ситуации играл сам социальный работник — то есть, количество и продолжительность его визитов, готовность откликнуться на просьбы родителей и т.д.

В дополнение ко множеству оценок специфических качеств каждого приемного родителя, социальных работников просили оценить приемных родителей и сложившуюся обстановку в семье по трем параметрам[14]:

1. Эффективность родительских усилий в решении основных проблем и удовлетворении потребностей ребенка. Эта усредненная оценка выводилась на основе отдельных оценок, проставленных социальным работником по каждому пункту.

2. Общая оценка работы, проделанной приемной матерью, при указании особенностей ребенка и конечных целей опеки над ним. Было предложено 5 оценок: "отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно" и "плохо". Мы пытались дать подобную оценку и отцам, но поскольку треть работников не имела с ними никаких контактов, эти данные не были приняты к рассмотрению.

3. Насколько хорошо сложилась обстановка в приемной семье.

В шестимесячных опросах социальные работники оценивали обстановку в семьях очень радужно. Например, почти половину семей они оценили как "очень хорошо", 37% —"хорошо", 4% — "удовлетворительно", 9% — "удовлетворительно с некоторыми негативными аспектами" и только 5 % — "плохо". Большинство приемных матерей получили оценку "отлично" (39%) или "хорошо" (47%). Все остальные матери, за одним исключением, получили оценку "удовлетворительно". Усредненная оценка усилий приемных родителей по решению проблем и удовлетворению потребностей ребенка была — "очень хорошо".

Положительная оценка социальными работниками обстановки в семье очень во многом не совпадала с мнениями, выражаемыми приемными родителями, которые проявляли гораздо меньше оптимизма и видели намного меньше положительных сдвигов, чем раньше. В действительности, оценка успешной деятельности приемных матерей, данная социальным работником, никак не связана с ее чувством удовлетворения. Суждение социального работника о том, как в целом обстоят дела в семье, и насколько хорошо приемные родители справляются с проблемами и нуждами ребенка, также весьма слабо связаны с оценкой этих же факторов приемными матерями (коэффициенты корреляции 0.34 и 0.33). И даже более подробные отчеты социальных работников о том, в лучшую или худшую сторону изменилось поведение ребенка, выявляют мало связи с удовлетворением, которое испытывают матери, (коэффициенты корреляции 0.28 и 0.30).

По мнению социальных работников, разочарование определенной части приемных родителей совершенно не означает, что они в действительности плохо работали[15]. Вот что говорит, например, социальный работник об одной приемной семье, в которой мать почти совсем потеряла надежду:

Я считаю, что у них все идет прекрасно. Их приемный ребенок крайне сложный и требует к себе особенного внимания. Он очень перевозбужден, отстает в школе и уже побывал в нескольких приемных семьях. Эта семья для него – четвертая за последние 1,5 года. Ему нужны особенно внимательные родители, и я считаю, что эта приемная мать как раз такая.

Далее социальный работник отмечает, что в этом доме ребенок стал чувствовать себя более защищенным, у него улучшилась успеваемость в школе, и он стал чуть-чуть спокойнее. В результате, приемная мать получила отметку "отлично", а отец — "удовлетворительно".

Несмотря на то, что и миссис Кларк и миссис Витман отмечают, что быть приемными родителями оказалось намного труднее, чем им представлялось раньше, и они совершенно не уверены в том, что действовали так, как надо, им обеим их социальные работники также поставили оценку "отлично". Эффективность их усилий в решении проблем и удовлетворении потребностей ребенка было оценена как "чрезвычайно хорошо", а общая обстановка в обеих семьях получила оценку "очень хорошо". И хотя миссис Кларк начала свой отчет с выражения чувства неудовлетворения и разочарования, ее социальный работник считает совсем иначе:

Я думаю, что в этой семье добились успеха только благодаря той огромной работе и вниманию, которые приемные родители уделяли Джерри. Ничего сверхъестественного – только терпимость и понимание. Они все старались сделать сами, вместо того чтобы позвонить и спросить у меня. Они старались убедить Джерри в том, что ему будет хорошо с ними и, как могли, разъясняли ему сложившуюся ситуацию. Я не думаю, что кто-нибудь из них когда-нибудь пытался убедить Джерри в том, что ему не стоит жить дома, в своей родной семье. Но они все время давали ему понять, как прекрасно, что он живет сейчас в их доме и вместе с ними.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 167; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.235.209 (0.004 с.)